Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №47(01.03.2002)
<< Список номеров
ТЕМА ДНЯ
ФОРУМ
ПУБЛИКАЦИИ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
КАЗАХСТАН И СРЕДНЯЯ АЗИЯ
ЗАКАВКАЗЬЕ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

15 февраля президент РБ Александр Лукашенко подписал указ о создании в республике второго общенационального телеканала. Контроль над БТ-2 будет находиться в руках государства, а его вещание будет вестись на частотах, на которых сегодня на РБ транслируются передачи РТР. 26 февраля глава государства дал согласие на назначение бывшего посла РБ в Румынии Григория Киселя председателем правления ЗАО “Второй национальный канал”. В ближайшее время планируется организовать работу и третьего государственного канала – СТВ, который будет вещать на Минск и столичную область.

18 февраля Международный олимпийский комитет объявил, что МОК прекращает финансовую поддержку белорусского Национального олимпийского комитета до 31 декабря 2002 г. Функционеры МОК решили таким образом наказать белорусских спортсменов за факт неявки белорусской конькобежки Юлии Павлович во время зимней олимпиады в США на повторный допинг-тест.

18 февраля состоялась встреча председателя Палаты представителей Национального собрания РБ Вадима Попова с главой белорусского государства Александром Лукашенко, на которой были обсуждены проблемы законотворческой работы Палаты в ходе предстоящей сессии парламента. Среди 75 законопроектов, которые предполагается обсудить и принять, пока нет проекта Конституционного акта Союзного государства. Ряд белорусских парламентариев высказывает сомнения, что такой проект удастся согласовать с российской стороной и принять в течение этого года.

19 февраля президент РБ Александр Лукашенко в интервью газете “Уолл Стрит Джорнал” вновь подчеркнул, что мандат Консультативно-наблюдательной группы (КНГ) ОБСЕ в Белоруссии истек, и она должна либо покинуть республику, либо ее статус и условия пребывания в ней должны быть пересмотрены с учетом позиции Минска.

20 февраля постоянный представитель РБ при ОБСЕ Виктор Гайсенок от имени белорусского правительства выразил протест против того, что делегация Национального собрания РБ не получила возможность принимать участие в работе Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Кроме того, в заявлении указывается, что в нарушении п.1 Правил процедуры ПА ОБСЕ с 1997 г. белорусские парламентарии лишены права участия в работе Ассамлеи. Российские парламентарии на очередной сессии ПА ОБСЕ в Вене 21-22 февраля поддержали своих белорусских коллег из ПП НС, подчеркнув, что европейцы применяют в данном случае двойные стандарты и не уважают собственную правовую базу.

20 февраля в минском Центральном доме офицеров состоялась торжественная передача военным атташе при посольстве Канады полковником О`Брайеном партии новейших миноискателей белорусским военным специалистам.

20 февраля миссия МВФ, работавшая в Минске, сделала заявление, согласно которому экономика Республики Беларусь в среднесрочной перспективе будет подвергнута значительным рискам. Одной из главных ошибок руководства республики миссия видит в стремлении повысить уровень заработной платы в стране, не подкрепленном достаточной стабильностью в реальном секторе экономики и монетарной сфере.

22 февраля закончился визит делегации министерства науки и технологий Индии в Минск. В ходе переговоров с белорусской стороной были обсуждены широкомасштабные планы научного сотрудничества и сотрудничества в энергетической сфере. Предполагается, в частности, построить и модернизировать с индийской помощью пять крупных электростанций (Зельвенскую ГРЭС, Березовскую ГРЭС, Минскую ТЭЦ-3 и др.).

22 февраля стали известны итоги заседания в Минске руководителей (или заместителей) центральных банков России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. Стало, в частности, известно, что перспективы введения единой валюты в странах ЕвразЭС будут ясны через пять-семь лет, а часть главных банкиров этих государств настаивают на том, чтобы единый центральный банк был создан не в Москве.

23 февраля в Белоруссии отмечался День защитников Отечества, накануне которого командующий Сухопутными войсками РБ генерал-майор Ю.Портнов сделал дополнительные разъяснения относительно некоторых сторон новой военной доктрины республики. Он, в частности, заявил, что профессиональную армию могут иметь только богатые государства, поэтому в Беларуси упор будет сделан на иррегулярные территориальные войска. При этом командующий призвал уделить особое внимание изучению опыта партизанских формирований в годы Великой Отечественной войны. С целью осуществления потенциальной практики применения “иррегулярных” формирований во всех областных и районных центрах республики на базе военных комиссариатов предполагается создать “советы обороны”. Все это явно расходится с утверждениями главы белорусского государства А.Лукашенко, который заявил, что будущее – за профессиональной армией.

26 февраля премьер-министр российского правительства Михаил Касьянов заявил о том, что экономическая ситуация в России и Беларуси созрела для введения единой валюты. Однако глава правительства РФ ничего не сказал о конкретных сроках перехода на единую валюту (ранее он был определен на 2008 г.), ни о том, где будет располагаться эмиссионный центр российско-белорусского государства. Именно по последней проблеме расхождения между правительствами и центральными банками РФ и РБ остаются наиболее острыми и непримиримыми.

1 марта в Центральной Европе развернулись крупномасштабные маневры НАТО, в которых задействованы более 40 000 военнослужащих, 3600 единиц бронетехники, 160 боевых самолетов и вертолетов, 140 кораблей в прилегающей к этому региону акватории. На втором этапе военных учений действия евроатлантических войск в рамках “Операции в ответ на кризис” будут проводиться вблизи границ России (Калининградской обл.) и Республики Беларусь, что создает реальную угрозу безопасности этих государств.




Скандал вокруг поставок оружия

А.Фадеев

Развязанная с осени прошлого года на Западе кампания по обвинению руководства Республики Беларусь в незаконных поставках оружия “террористическим режимам” не только продолжается, но и приобретает необычайно острый характер. 16 февраля в Минск неожиданно прилетела делегация конгрессменов из США во главе с членом комитета по безопасности американского парламента Дж. Сэкстоном. Руководитель группы заявил, что данный визит должен показать озабоченность США по поводу многочисленных свидетельств из различных источников о том, что Белоруссия участвует в торговле оружием с государствами и лицами, поддерживающими терроризм и, что не исключено, в подготовке военных специалистов, связанных с этими странами или группами.

Комментируя визит делегации Палаты представителей Конгресса США, министр иностранных дел РБ Михаил Хвостов отметил, “что у нас нет проблем и проблемных вопросов в отношении незаконной торговли оружием. То, что делается в Беларуси, делается исключительно в рамках решения Совета Безопасности ООН, и, если этот важнейший орган говорит о том, что существует запрет в отношении торговли с какой-то страной, мы безукоснительно применяем это решение.

С нашей стороны была проявлена открытость, мы представили сведения, факты, цифры, обозначили, что вопрос политизирован, политизируется и что нужно снимать политизацию этого вопроса. Беларусь не является проблемной страной в этом смысле, мы действуем открыто, честно и грамотно”.

Министр обороны РБ Леонид Мальцев отреагировал с военной прямотой: “ мы суверенное государство, и вопрос, с кем нам торговать или не торговать, решаем мы сами… Да, мы сегодня занимаемся этим делом. Но это же не Олимпиада, чтобы говорить о том, что входим мы в десятку крупнейших поставщиков или нет”.

Не успели остыть страсти после скоротечного десанта американских конгрессменов, как в Минск 21 февраля пожаловал помощник государственного секретаря США Стивен Пайфер. Он прозрачно намекнул белорусским властям, что США предпримут довольно жесткие меры, если у них окажется информация о том, что республика торгует оружием с “неблагонадежными” странами.

Практически, Пайфер в дипломатичной форме объявил руководству РБ своеобразный ультиматум. Что же так встревожило представителей законодательной власти и высокопоставленных чиновников Госдепартамента из-за океана? Зачем так активно в последнее время из Белоруссии пытаются сделать “проблемную” страну в контексте торговли оружием? Ведь давно не является секретом то, что республика осуществляла ряд лет масштабные поставки вооружений, как и то, что весь экспорт оружия шел через государственные каналы стран-импортеров в строгом соответствии с международными нормами, регламентирующими передачу военной техники и вооружений. Кроме того, РБ выполняла и требования Организации Объединенных Наций по недопущению поставок вооружений в отдельные страны, в отношении которых действуют режимы санкций ООН (резолюции № 661 от 06.08.90 и 687 от 03.04.91).

Более того, вся информация об экспорте вооружений из Белоруссии до последнего времени являлась достаточно прозрачной, поскольку республика в рамках резолюции Генассамблеи ООН № 46/36L от 09.12.91 каждый год представляла данные о белорусских поставках в Регистр обычных вооружений ООН, являясь, помимо прочего, активным участником международных мероприятий по предотвращению и искоренению незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями. Не так давно в Мюнхене на 38-й ежегодной конференции по безопасности и министр обороны России Сергей Иванов специально подчеркнул, что у его ведомства никаких данных о нарушении Белоруссией международных норм торговли оружием нет.

Очевидно, и об этом проговорился сам Стивен Пайфер, США в предверии потенциальной агрессии против Ирака главным образом тревожат связи военных этой “террористической” страны с белорусскими специалистами в области противовоздушной обороны, в частности обучение белорусами иракских зенитчиков использованию возможностей и практическому применению комплекса ПВО С-300. Поскольку боевые действия против Ирака будут развернуты на первом этапе, скорее всего, в виде авиационной разведывательно-ударной операции ВВС и ВМС США, то важно не допустить “просачивания” в эту страну из Белоруссии зенитных комплексов С-300, способных поражать любые современные летающие объекты, стоящие на вооружении американской армии и флота. Все прочие схемы поставок в другие государства мира белорусских оружия и военной техники, в целом технически и морально устаревших, американцев совершенно не волнуют.

Президент РБ Александр Лукашенко в интервью американской газете “Уолл Стрит Джорнал” 19 февраля еще раз решительно опроверг появившиеся в самое последнее время публикации в западных СМИ о продаже Беларусью оружия в обход санкций ООН. Ранее белорусский МИД в своей ноте, направленной в посольства США, Республики Польша и Израиля, высказал протест против обнародования средствами массовой информации этих государств материалов, в которых республика обвиняется в незаконной торговле оружием. Нота внешнеполитического ведомства РБ так и осталась без всяких последствий, что и неудивительно, учитывая все сказанное выше.




Беларусь поражена гриппом, а администрация президента - вирусом национализма

А.Фадеев

Как и ожидалось помощник президента РБ Александра Лукашенко, начальник Главного идеологического управления его администрации И.А.Карендо отказался давать какие-либо публичные разъяснения по поводу своего заявления о намерении проводить политику, направленную на лишение русского языка в Белоруссии статуса государственного. Председатель Белорусского общественного объединения “Русь” Геннадий Власов так и не получил ответа от главы государства на свое открытое письмо, в котором выражалось опасение в связи с опасностью отхода республиканского руководства от конституционных основ, закрепляющих белорусское и русское двуязычие. Остался без последствий и аналогичный протест на имя президента Лукашенко, направленный ему другой, весьма авторитетной в РБ общественной структурой - Движением за демократию, социальный прогресс и справедливость(ДСПС).

Напомним, что ранее Карендо был ответственным секретарем того самого Союза белорусских писателей, который всегда славился нетерпимой позицией по отношению к русскому языку и русской литературе, пытался навязывать обществу идею беларусизации, основанную на крайнем национализме, исключительной роли белорусского языка и белорусского этноса в укреплении суверенного государства белорусов. Для функционеров типа Карендо идеи дружбы русского и белорусского народов, славянского братства и культурной взаимности – чужды, им гораздо ближе все те проявления этнической самобытности, которые усиливают и подогревают националистическое течение в социуме, работают на реализацию концепции независимого, моноэтнического государства. Именно они пытаются привнести политический мотив в стремление народов двух стран к укреплению культурных уз в рамках славянской взаимности, всячески запугивая белорусов жупелом “панруссизма”.

Между тем, идея единства славян, осознание культурной, языковой и литературной взаимности имеют совсем нерусские корни. Впервые идея “панславизма” нашла отражение в монографии словацкого филолога и правоведа Яна Геркеля “Элементы универсального языка славян”, изданной в далеком 1826 г. в Будине. В ней выдающийся языковед писал: “Не только славянские народы проявляют искреннее стремление к общему славянскому письму, которое бы, наконец, как верный ключ открыло простор широко распространенной славянской речи. Славянские народы ведет к этому взаимная любовь, что соответствует самой их природе… Поэтому, вопреки географической, исторической и политической разобщенности появляется у всех славян стремление к литературному единству, или истинный “панславизм”.

Именно этнолингвистическое родство русских и белорусов, близость их культур, общность исторической судьбы дают им историческое право для оформления любых конкретных совместных государственных образований и союзов, вплоть до федерации. С другой стороны, любое упоминание об историческом родстве двух народов, языковой или литературной близости, у противников славянской идеи, у представителей интеллектуальной элиты “титульной” белорусской нации сразу же связывается с угрозой русификации, с идеей политической экспансии России, якобы стремящейся разрушить внутреннюю стабильность республики.

Поэтому далеко не случаен тот факт, что среди 18-ти политических партий, зарегистрированных и действующих сегодня в Белоруссии (экологических, патриотических, женских, аграрных, социально-спортивных и др.), нет ни одной русской. В соседней Польше, на которую так любит ссылаться большинство белорусских ревнителей национальной самости, насчитывается порядка 120 этнических объединений и организаций, в том числе и политических, созданных по закону от 7 апреля 1989 г. Благодаря правительственной поддержке в Республике Польша издаются газеты и журналы на русском, белорусском, литовском, идеше, немецком, цыганском, словацком, украинском, лемковском и др. языках; в Республике Беларусь – нет ни русских телеканалов, ни русских газет и журналов. В Польше работают школы с родным языком обучения для других этносов, школы с дополнительным языком обучения родному языку и двуязычные школы и классы. В Беларуси вся система дошкольного воспитания и образования переведена на белорусский язык, русских школ в республике нет.

На правительственном уровне в РБ нет ни одной государственной программы, направленной на поддержку и развитие русского языка, на сохранение и развитие культуры, религии, традиций и обычаев почти 1,5 млн. русских, проживающих на территории республики.

Чешский президент Вацлав Гавел на всех европейских форумах, где ему довелось выступать, все последние годы упорно утверждает идею о том, что Россия в историко-культурном плане никогда не принадлежала к Европе, что европейская цивилизация обрывается там, где начинается западная граница нынешней РФ. Большинство политиков центрально- и восточноевропейских стран из бывшей Организации Варшавского договора и других, ныне независимых государств, всячески поддерживают его. Вероятно поэтому в Минске некоторые высокопоставленные чиновники президентской администрации и решили как можно поскорее “отцепиться” от России, всячески доказывая свою западноевропейскую культурную принадлежность и перекраивая в соответствии с этим посылом взгляды на собственное историческое прошлое.




sinfo.ru

РБ на краю финансовой пропасти

Став на путь популистского повышения реальных доходов населения, правительство Беларуси "проело" почти половину валютных оборотных средств предприятий-экспортеров и чистых иностранных активов коммерческих банков.

Об этом заявил исполнительный директор ОАО "Белгазпромбанк" Валерий Дашкевич на состоявшейся в Минске конференции "Деловой климат Беларуси и пути его улучшения", сообщает “ЭКОПРЕСС”.

По его словам, политическое и хозяйственное руководство Беларуси избрало для страны такую экономическую модель, в которой неизбежными атрибутами являются значительный дефицит бюджета, обильная кредитная эмиссия для его покрытия, низкая рентабельность в секторе производства товаров и услуг, слабость позиций на внешних рынках, отсутствие внешнего финансирования со стороны международных финансовых организаций и частного бизнеса.

Он подчеркнул, что за 10 лет белорусской государственности (1992-2001 гг.) розничные цены выросли примерно в 1,7 млн. раз, а обменный курс белорусского рубля упал почти в 10 млн. раз.

Некоторое уменьшение темпа инфляции (146,1%) и падения обменного курса белорусского рубля (133,9%) в 2001 году ситуацию в денежной сфере кардинально не изменило. В. Дашкевич отметил, что "есть основания полагать, что относительный успех в финансовой стабилизации в предыдущем году (3,2% ежемесячного роста цен считать действительным успехом как-то неприлично) является лишь краткой паузой перед новым витком нестабильности".

Это предположение основывается на том, отметил В. Дашкевич, что прирост чистого внутреннего рублевого кредита (денежной эмиссии) в 2001 г. составил 295 млрд. белорусских рублей, или 256,8%. Причем более трети этой эмиссии (105 млрд. белорусских рублей) пришлось на последние два месяца года. Соответственно, относительно скромный прирост рублевой денежной массы в прошедшем году (188,5%) свидетельствует лишь о том, что этот процесс со всеми вытекающими последствиями перенесен на первую половину уже текущего года.




“Союз”,№7.,
21 февраля 2002

О разработке и принятии Конституционного Акта

На прошлой неделе в Москве прошло первое совместное заседание белорусско-российской рабочей группы по подготовке Конституционного Акта Союзного государства. Мы попросили рассказать о результатах встречи и о состоянии готовности этого важнейшего для белорусско-российской интеграции документа сопредседателя группы с российской стороны, первого заместителя министра юстиции РФ, доктора юридических наук, профессора Юрия Демина.

- Юрий Георгиевич, как вы оцениваете состояние дел с подготовкой проекта Конституционного Акта Союзного государства и каковы итоги первого совместного заседания межгосударственной рабочей группы по его подготовке?

- Наша группа образована в соответствии с постановлением Совета Министров Союзного государства для подготовки согласованного проекта основного союзного закона на основе консенсуса, то есть согласия. Работаем мы в самом тесном контакте с белорусской стороной, в частности, несколько раз я встречался с сопредседателем группы, заместителем главы администрации президента Беларуси Леонидом Козиком, постоянно встречаются также белорусские и российские эксперты. У нас существует полное доверие и взаимопонимание, и если какие-то разногласия и возникают, то мы их решаем в рабочем порядке.

На сегодняшний день имеется три проекта, подготовленных российской стороной, и один белорусский проект. Все они, кстати, учитывают разнообразные точки зрения белорусских и российских ученых, общественных деятелей. По мнению экспертов, каждый из проектов имеет свои несомненные плюсы. Один из основных проектов подготовлен Госдумой РФ: в его составлении участвовали ведущие ученые-правоведы, известные депутаты. Это наиболее юридически проработанный документ. Его мы на сегодняшний день и взяли за основу, разослав в заинтересованные ведомства.

Кроме этого представлены Конституционные принципы Союзного государства, подготовленные специалистами Постоянного Комитета под руководством Госсекретаря Павла Бородина. Хочу подчеркнуть, что это не "голый" проект, а очень основательный, фундаментальный труд, насыщенный обильным фактографическим материалом, подробными справками и социологическими выкладками. Этот документ предусматривает различные сценарии и модели государственного и правового устройства Союзного государства. В общем, можно отметить, что Постоянный Комитет подготовил солидный научный вариант проекта Конституционного Акта Союзного государства.

И уже на последней встрече был представлен еще один вариант проекта, подготовленный научной группой под руководством вице-президента Российской ассоциации политической науки Игоря Яковлева. И хотя белорусская сторона возражает против рассмотрения этого варианта, так как он поступил к нам, в межгосударственную рабочую группу, буквально на днях, не пройдя необходимый официальный путь, но, видимо, мы его будем иметь в виду, так как он также неплохо подготовлен и обоснован.

Белорусская сторона на последнюю встречу представила документ, названный "Принципы Конституционного Акта Союзного государства", в котором прописаны основные принципы, на которых должно строиться белорусско-российское государство.

- Что показало обсуждение этих проектов?

- На нашей первой встрече в полном составе мы первоначально планировали обсудить все поступившие проекты. Но, как говорится, "первый блин вышел комом". Нам пришлось по ходу дела менять повестку дня заседания: мы очень быстро пришли к выводу, что проводить детальное обсуждение проектов в рамках многочисленной комиссии нецелесообразно.

Поэтому принято решение создать узкую группу экспертов, по четыре человека с каждой стороны, которая выработает ключевые позиции, реперные точки проекта основного союзного закона. И уже по этим позициям стороны будут искать пути к согласию. Другими словами, эксперты составят список ключевых вопросов, а затем разделят их на две части: в первую войдут те, по которым существует полное согласие, а во-вторую - по которым есть расхождения. Затем они попытаются сами снять противоречия, найти единые юридические формулировки. А небольшой круг вопросов, остающихся камнем преткновения, попытаемся согласовать на заседании рабочей группы в полном составе. До первого марта будут работать эксперты, после этого снова будет собрана вся комиссия.

- А если опять не будет достигнуто согласие по всем вопросам, как будут развиваться события?

- В ходе нашего заседания кто-то из членов рабочей группы сказал, что если на следующей встрече мы опять не придем к компромиссу, то тогда будем обращаться в Высший Госсовет Союзного государства, пусть, мол, политики решают. По принципу "вот приедет барин, барин нас рассудит". Но я считаю, это будет означать, что мы не справились с порученной работой. Нам поручено задание, мы и должны его выполнить. Это моя твердая позиция. Конечно, есть вопросы, относящиеся к компетенции политического руководства, но, хочу еще раз подчеркнуть, наша задача - в пределах своей компетенции выполнить ту работу, которая нам поручена.

- И все же, если компромисс не будет найден, какое решение будет принято?

В таком случае мы, вероятнее всего, представим проект, в котором будет идти согласованный текст, а потом, по какой-то спорной позиции, могут быть предложены варианты.

Особая тема - информационное обеспечение интеграционных процессов. Насколько эффективна, с вашей точки зрения, работа СМИ по освещению хода подготовки проекта Конституционного Акта Союзного государства?

Со стороны СМИ, насколько я могу судить, интерес проявляется большой. Так, честно говоря, был удивлен, что на первое заседание нашей белорусско-российской группы по созданию проекта основного союзного закона пришло столь много журналистов. Ведь заседание носило исключительно рабочий характер, позиции сторон еще согласовываются, то есть находятся в динамике, а сам проект Конституционного Акта Союзного государства пока не готов к публичному обсуждению. Поймите правильно, мы ничего не скрываем от общественности. Но это пока не готовый продукт. Идет стандартный переговорный процесс.

 


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ