Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №115(15.01.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Программное заявление Республиканского славянского движения «Лад» «О принципах межнациональных отношений в Республике Казахстан»

ЛАДИНФОРМ, 26.12.2004.

В ходе одной из рабочих встреч с представителями национально-культурных центров республики, президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев выдвинул идею «формирования казахстанской нации». Эта идея вызвала живой интерес у казахстанской общественности и полемику в СМИ. Дискуссии на эту, более чем актуальную для нашей страны тему продолжаются и сейчас.

Всем известные события на Украине, где произошло фактическое разделение страны на «восток» и «запад», продемонстрировали всему миру, каковы могут быть последствия  политического волюнтаризма в сфере межнациональных отношений. И это обстоятельство только подтверждает  своевременность данного обращения главы государства к теме национального строительства в нашей стране.

В связи с этим Республиканское славянское движение «Лад» считает необходимым обозначить свои позиции по этому вопросу.

В мире есть немало примеров, когда многонациональный народ того или иного государства именуется не по этническому признаку, а по гражданской принадлежности (в США – американцы, в Канаде – канадцы, в Швейцарии – швейцарцы и т.д.). Но это возможно при том, если в государстве созданы равные условия и предоставлены равные возможности всем национальностям и этническим группам для их саморазвития и самоутверждения, сохранения культурной и языковой самобытности, полной реализации духовного и интеллектуального потенциала. В Швейцарии итальянцы остаются итальянцами, французы – французами, немцы – немцами, ретороманцы – ретороманцами, потому что каждый из этих народов имеет не только свой государственный язык, но и своё территориальное образование. Каждый из этих народов не потерял своё национальное лицо.

А кем будут русские, украинцы, белорусы в Казахстане?  Ведь они не имеют ничего – ни государственности языка, ни, тем более, своей территории. Созданы ли в Казахстане такие условия? Возможно ли реализовать идею единой нации в государстве, название которой исходит от имени титульной нации? Не является ли идея «формирования казахстанской нации» скрытой формой ассимиляции? И это далеко не полный перечень вопросов, возникающих у так называемых русскоязычных граждан Казахстана.

Республика Казахстан является многонациональным государством, в котором проживает более 120 национальностей, но принципы межнациональных отношений никак не оговариваются ни в Конституции Казахстана, ни в других законодательных актах и документах. Республиканское славянское движение «Лад», понимая, что межнациональные отношения являются «…весьма сложной, обладающей определённой самостоятельностью, сферой общественной жизни и оказывают  существенное воздействие на формирование в обществе экономических, социальных и политических отношений…», неоднократно поднимало этот вопрос в своих заявлениях и обращениях, в выступлениях на международных конференциях и круглых столах, посвящённых этой тематике. Однако, правительство, парламент, да и сам президент, отделываясь риторикой пафосных речей, на  внеконституционной Ассамблее народов Казахстана, всякий раз подбрасывают обществу идеи, отвлекающие от насущных вопросов, необходимых для решения проблем межнациональных отношений.

Идея «формирования казахстанской нации», прозвучавшая из уст президента Назарбаева, высказывалась и ранее. Но, насколько реальна она? За двенадцать лет независимости в Республике не принят ни один закон, регулирующий межнациональные отношения! А Конституция РК провозглашает унитарную форму государственности, что вступает в противоречие с многонациональным составом его населения и компактным проживанием отдельных народов.

Более того, все эти годы в Казахстане идёт фактическое строительство мононационального государства. Хотя для Казахстана, на протяжении его истории, многонациональность всегда являлась фундаментальной характерной особенностью, базовым источником формирования и развития населявших его территорию народов. Поэтому для молодого многонационального, независимого государства необходима хорошо разработанная и продуманная  национальная политика в области межнациональных отношений, способная  обеспечить в обществе гражданский мир и межэтническое согласие, основанная не на взаимных подозрениях, а на понимании неизбежности и необходимости мирного сосуществования  совместно проживающих народов.

Мы относимся с пониманием к тому, что главным направлением политики правительства Казахстана в области межэтнических отношений является стремление сохранять и развивать этническую  самобытность казахского народа. Мы будем всемерно помогать ему в этом движении. Но  процесс национального становления не должен вступать в противоречие с интересами всего многонационального казахстанского общества, превращаясь по своему характеру и содержанию, в  откровенно националистический. Недопустимо политическое манипулирование  государственным языком, особенно в сфере делопроизводства, превращающее казахский язык, по сути, в инструмент для «кадрового отбора» и выдавливания славянского населения из Республики. Государственное строительство  будет более эффективно, если власть в своей национальной политике будет всячески избегать подчёркнуто одностороннего  выпячивания этнического  превосходства титульной нации.

Чтобы не преступить хрупкую границу между законным чувством национальной гордости и чувством национальной ограниченности, нельзя допускать во внутригосударственной этнической политике господства провинциальной местечковости, клановости  и  проявлений русофобии.           

Нельзя позволять непродуманности, двусмысленности государственно-правовых и нормативных актов (законов, указов, программ, концепций), по своему характеру и содержанию, противоречащих общепринятым международным нормам о правах и свободах граждан, конституционным положениям о равноправии наций.

Нельзя также поощрять деятельность националистических, шовинистических организаций и движений, строящихся на принципах национальной исключительности и этнического превосходства, а также отдельных политиков, выступающих приверженцами построения моноэтнического государства.            

В тонкой и деликатной сфере межэтнических отношений весьма трудно и сложно определить границы и рамки пространства, в пределах которых сохраняется состояние гармонии и стабильности. Поэтому проблемы таких взаимоотношений имеют важнейшее стратегическое значение и требуют особого внимания при развитии межгосударственных отношений во всём центрально-азиатском  регионе и при реализации национальной политики в Республике Казахстан.

На наш взгляд, эти проблемы не могут быть решены однажды, раз и навсегда, при помощи одного какого-либо приёма или мероприятия. А потому меры, принимаемые государством должны носить комплексный характер, когда, наряду с этническими, рассматриваются и экономические, и социальные, и политические проблемы меньшинств.

Эти меры должны быть не разовыми, а рассчитанными на перспективу, ибо только наличие  в государстве долговременной национальной политики даёт ей право на уверенное и эффективное решение этой проблемы.

Для создания гарантий последовательной национальной политики для грядущих поколений, на наш взгляд, необходимо:

1. Создание системы представительства, так называемых нацменьшинств в органах власти, определение их степени участия в управлении государством. Для чего преобразовать Ассамблею народов Казахстана в Верхнюю палату Парламента – палату национальностей, с обязательным представительством народов в процентном отношении, соответствующему национальному составу населения.

2. Придание русскому населению Республики Казахстан статуса государствообразующего народа, наравне с казахским народом. Обеспечение полного национального равноправия и закрепления его через принятие ряда законов, регулирующих межнациональные отношения, и, в первую очередь, закона «Об основах межнациональных отношений в Республике Казахстан». «О правовых гарантиях равноправия в национальных отношениях и недопущении дискриминации по национальному признаку».

3. Обеспечить широкое развитие местного самоуправления. Предоставление права народам Казахстана на национально-культурную автономию

4. Принятие закона «О статусе официально употребляемого языка» или придание русскому языку статуса государственного, наравне с казахским.

5. Одной из гарантий стабильности и равновесия межэтнических отношений является соблюдение принципов правового государства по защите прав одного человека и коллективных прав, их законодательное закрепление. Поэтому необходимо подписание Всеобщей декларации прав человека и ратификация Международного Пакта об экономических, социальных правах, Международного пакта о гражданских и политических правах и факультативного протокола к ним.

Разумеется, наши тезисы не исчерпывают всех аспектов  проблемы «формирования казахстанской нации», но могут явиться основой для конструктивного диалога с действующей властью в целях создания эффективной национальной политики.

Президиум Республиканского славянского движения «Лад»

23 декабря 2004 года

г. Кокшетау


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ