Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №117(15.02.2005)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Военное образование: от сотрудничества с Россией к национальной школе

Александр Фадеев

В 2005 году Белоруссия объявила о значительном сокращении числа курсантов и слушателей, направляемых для обучения в высшие военные заведения России, «в связи с реформированием системы военного образования и расширением сети военных факультетов». На такой неординарный шаг Минск пошел впервые за все годы правления президента РБ Александра Лукашенко.

Подобное решение вызывает много вопросов и требует определенных пояснений. Так, например, как этот шаг сопрягается с формированием объединенной региональной группировки войск (сил) России и Белоруссии? или запланированным несколько лет назад, но так и не осуществленным по политическим мотивам развертыванием Единой (региональной) системы ПВО Союзного государства? Значит ли это решение руководства республики, что оно окончательно отошло от предусмотренной в Договоре 1999 г. и других межгосударственных документах совместной с Россией оборонной политики, включая строительство и развитие вооруженных сил государств-участников?

Довольно странным на первый взгляд выглядит стремление белорусской стороны замкнуть подготовку офицерских кадров в рамках собственной образовательной базы и по другой причине. Сегодня, несмотря на завершение в Вооруженных силах Белоруссии т.н. второй кадровой программы, штаты офицерского состава так и не удалось полностью укомплектовать (укомплектованы всего на 90%). К тому же кадровая политика министерства обороны республики последних лет привела к значительному «постарению» офицерского корпуса. Относительно большая по численности категория офицеров-ветеранов, сокращение которой с 2002 года было фактически прекращено, проходила учебу десятилетия назад и имеет безнадежно устаревший багаж военных знаний.

Все это не отвечает поставленной на 2005 г. министерством обороны РБ задаче  совершенствования всей системы подготовки белорусской армии, исходя из опыта последних военных конфликтов и современных знаний по тактике и новым способам ведения боевых операций с использованием новейших достижений в области военной техники. С одной стороны, военное ведомство Белоруссии справедливо считает, что ключевым моментом повышения боевой готовности войск является подготовка, повышение квалификации офицерского состава в духе современных знаний и требований. С другой – принимает третью кадровую программу «Кадры 2005-2010», которая на фоне деклараций о повышении качества подготовки офицеров на деле направлена на обучение и переподготовку офицерского корпуса исключительно на собственной, национальной учебной базе. Последняя, при всех ее достоинствах, объективно в состоянии аккумулировать лишь опыт белорусской армии, которая вообще никогда не воевала, не принимала участия в современных вооруженных конфликтах и антитеррористических операциях, не была задействована ни в одной международной миротворческой миссии.

Немаловажным обстоятельством выступает и то, что в Вооруженных силах Белоруссии нет новых систем вооружений. Отсутствие бюджетных средств на закупку вооружений привело к тому, что современные военная техника, системы оружия, оборудование, приборы и снаряжение в белорусскую армию за истекшие 15 лет практически не поступали. Самое тяжелое положение сложилось с имеющейся в войсках бронетанковой техникой, которая безнадежно устарела. Практически исчерпана ресурсная база у большинства видов боевой техники и оборудования. Не имеет парка боевой и учебно-боевой техники последних поколений и система военного образования республики. Курсанты и слушатели белорусских военных вузов зачастую обучаются вне полигонов и без привлечения военной техники, преимущественно на тренажерах, имитирующих системы вооружений и техники устаревших типов.

В этой связи необходимо заметить, что на сегодняшний день одну из самых лучших в мире систему военного образования имеет находящаяся в союзных отношениях с РБ Россия. Несмотря на финансовые трудности, российские военно-учебные заведения в состоянии готовить высококвалифицированные командные и военно-инженерные кадры по всему спектру военных специальностей на имеющейся научной, опытно-экспериментальной и технической базе. Профессорско-преподавательский состав академий и военных университетов России в области научной теории, по актуальности и качественным параметрам научных, опытно-конструкторских и прикладных разработок, образовательных технологий и методики преподавания опережает передовые в военном отношении страны, включая США. Наряду с академиками и чл.-корр. в военных вузах России работают сотни докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов. Россия имеет огромный опыт обучения иностранных военных специалистов. Среди окончивших российские военные вузы - выдающиеся полководцы, известные военачальники  зарубежных армий, руководители государств. Президент Египта Хосни Мубарак, например, успешно завершил в свое время курс обучения в Военно-воздушной академии (Монино).

Что касается Белоруссии, то на всех имеющихся сейчас пяти военных факультетах и пяти военных кафедрах научные разработки не ведутся вообще. Единственный НИИ Вооруженных сил создан в 2002 г. и пока никак не проявил себя. За период 1998 - 2003 гг. окончили адъюнктуру Военной академии РБ и не защитили кандидатские диссертации 26 офицеров, часть из которых была назначена на вышестоящие должности, другие - продолжили педагогическую деятельность в Военной академии. Докторов наук во всей системе Вооруженных сил республики всего 17 человек…

Несмотря на это, оборонное ведомство республики приняло принципиальное решение о подготовке и переподготовке офицерских кадров в сформированной только в прошлом году национальной «многоуровневой» системе военного образования. Практике обучения белорусских курсантов и слушателей в военных вузах союзной России, таким образом, положен конец. Офицеров оперативного и оперативно-тактического звена будет готовить на высших академических курсах исключительно национальная Военная академия. В этой же академии станут обучаться офицеры тактического звена по упрощенной программе. Обучение всех остальных кадровых специалистов для белорусской армии планируется развернуть на базе гражданских вузов республики.

Считается, что главная задача – создание сугубо национальной школы подготовки офицерских кадров – к началу 2005 года полностью выполнена. Помимо военно-технического факультета, открытого в Белорусском национальном техническом университете в 2003 г. в качестве ведущего для инженерных войск, и военно-медицинского факультета Белорусского государственного медицинского университета, были срочно развернуты военные факультеты в Белорусском госуниверситете информатики и радиоэлектроники, Белорусском государственном университете (БГУ), и Белорусском госуниверситете транспорта. Кроме того, кадровых офицеров для ВВС-ПВО впервые начал готовить Минский государственный высший авиационный колледж. Офицеров запаса в настоящее время готовят пять военных кафедр гражданских вузов. Новые военные факультеты и ряд военных кафедр гражданских вузов не имеют полигонов, танкодромов, стрельбищ, тренажеров, лабораторий и даже аудиторной базы. В Белорусском государственном университете, например, здание военного факультета еще только предстоит построить.

Каковы главные причины радикальной смены ориентиров при подготовке кадров специалистов для белорусской армии? На первый взгляд отказ Белоруссии от сотрудничества в сфере военного образования с Россией можно объяснить ограниченностью финансовых средств. Действительно правительство Белоруссии вынуждено было пойти на сокращение военных расходов - прямые расходы на оборону за последние пять лет сократились примерно на 25 млн. долларов США. В республике, кстати, не скрывают, что боевая подготовка войск, включая обучение офицерских кадров, будет теперь вестись с учетом экономного расходования финансовых средств. Кроме того, неизвестно как удешевление военного образования отразится на качестве боевой, профессиональной подготовки кадровых офицеров. В российской армии издавна была в ходу пословица «Нет толку в офицере, который учился только на медный грош». Однако развертывание в гражданских вузах Белоруссии новых военных факультетов, создание для них учебно-материальной базы и т.п. связано с огромными финансовыми затратами, расходованием значительных материальных ресурсов.

Поэтому, скорее всего, дело совсем в другом.  Президент РБ Александр Лукашенко, например, фактически запретил организовывать отдых и поездки белорусских детей в Россию из-за опасения, что на их мировоззрение негативно влияет пребывание в стране, живущей в других социально-политических и экономических условиях. Что же говорить о белорусских курсантах и слушателях, которые должны годами жить и учиться на территории соседней страны. Ведь не секрет, что сегодня жизнь офицера, сержанта и солдата белорусской армии жестко регламентирована в соответствии с государственной идеологией: политическая и информационная работа ведется, не отходя ни на шаг от «Инструкции по организации идеологической работы в Вооруженных Силах» и «Положения об органах идеологической работы». С осени 2003 года в частях и соединениях белорусской армии министерством обороны РБ(!) с той же целью идеологического воздействия на умы военнослужащих созданы организации Белорусского республиканского союза молодежи. Идеологическая, политическая подготовка офицера рассматривается руководством республики как важнейший качественный параметр, определяющий профессиональную пригодность кадрового военнослужащего.

Между тем, история обучения белорусов в российских военных учебных заведениях насчитывает века. Так, еще со второй половины ХVIII века белорусы принимались на учебу в Артиллерийский и инженерный шляхетный и Сухопутный кадетские корпуса. Более того, почти все офицеры-выпускники первого в России частного благотворительного и первого в Белоруссии военного училища в г. Шклове, учрежденного генералом С.Г.Зоричем на собственные средства в 1778 году, - белорусы. Позже училище преобразовано в государственный кадетский корпус, который был переведен в г.Гродно, а затем в Смоленск, в Тверь, Ярославль и Москву (переименован в Московский кадетский корпус).

Традиции военного образования и воспитания в России сохранились и в наши дни. Это – войсковое товарищество, культивирование чувства офицерской солидарности, дух военного братства. Иностранные военные специалисты, обучавшиеся в России, всегда подчеркивают, что нигде не встречали такого чувства товарищества, «простирающегося за пределы родной армии», как среди русских курсантов и офицеров. Традиционным является и воспитание в будущих командирах разумной дисциплины и гордого сознания своего офицерского достоинства. Может как раз все это и не по нраву нынешним руководителям Белоруссии?

Вполне возможно, что идея создания на исключительно собственной базе национального кадрового офицерского корпуса, отвечающего особенностям современного государственно-политического устройства Белоруссии, зрела в умах республиканской элиты давно. Может быть, именно в силу этого обстоятельства на протяжении уже пяти лет тормозится работа по формализации и принятию Основ законодательства российско-белорусского Союзного государства «Об обороне», закона «О воинской обязанности и военной службе» и других совместных документов в сфере совместной обороны и безопасности.

В целом, такой подход белорусской стороны довольно опасен. Мало того, что белорусская армия в технологическом и техническом плане все более отстает от Вооруженных сил России: она с каждым годом все заметнее утрачивает способность к потенциальным совместным операциям с российской армией. Последние изменения в оперативных и организационных концепциях, переход Вооруженных сил РБ на новые оргштатные структуры при одновременном сокращении капиталовложений неизбежно ведут к проблемам координации действий с Вооруженными силами России, которые выражаются в понижении способности совместного реагирования на внешние угрозы безопасности при всех потенциальных сценариях региональных конфликтов на западном оперативном направлении. Здесь и трудности в осуществлении связи, и в совместимости систем оружия, и проблема опознавания целей, целеуказания и многое, многое другое. Военное партнерство двух стран необходимо не свертывать, чему мы являемся свидетелями, а развивать. В противном случае военно-политическая значимость российско-белорусского Союзного государства будет минимизирована.

(фото – «Белорусская военная газета»)


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ