Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №119(15.03.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
СЕРБИЯ И ЧЕРНОГОРИЯ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ



Украинская политика России после «оранжевой революции»

«Политический класс», № 2

Константин Затулин

Украина уже никогда не будет такой, как до выборов 2004 года. «Какой же будет Украина?» – ответ на этот вопрос вопреки модным еще вчера мнениям на Майдане продолжает оставаться неочевидным.

Во-первых, не ясно, устоит ли навязанная победителям еще до победы политическая реформа, а значит, неизвестно, кто будет главным во властном треугольнике «президент – Верховная Рада – премьер» после 1 сентября этого года, какой именно приз будут разыгрывать участники выборов в парламент в марте 2006 года.

Во-вторых, сейчас рано прогнозировать, кто и с каким результатом придет к финишу будущей парламентской избирательной кампании.

Самое же главное, чего не хотят признать победители и не до конца понимают проигравшие, – что важнейшим результатом «оранжевой революции» является не победа Виктора Ющенко, а обнажение раскола Украины на Восток и Запад.

Нет нужды доказывать это непредвзятому человеку. Аксиома, а не теорема то, что Украина в нынешнем составе – недавно сочиненный персонаж в русской и украинской истории. Выборы в 2004 году еще более откровенно и остро, чем выборы в 1991-м и 1994-м, продемонстрировали теоретическую потребность федерализации Украины. Превратится ли эта потребность в неизбежность, сохранится ли внутреннее территориальное устройство Украины в нынешнем виде или в ином, – в этом и состоит главная интрига переживаемого после «оранжевой революции» переходного периода.

После растиражированных на Майдане заявлений о том, что новая власть и оппозиция вместе работают на Украину, первые лица «оранжевой революции» включились в развернувшуюся в стране «охоту на ведьм». Только-только презентовав себя вовне Украины, президент Ющенко в Донецке заявил, что все те, кто выступает за федерализацию Украины, – это страдающие патологической идеей сепаратисты, которые «ответят перед судом». Госсекретарь Александр Зинченко в Одессе предложил всем желающим вести дискуссии о федерализме делать это, как в старое доброе время, на кухнях.

Команда победителей решила ковать железо, пока горячо и, разрешая на время быстрым назначением Юлии Тимошенко кризис среди «двенадцати друзей Оушена», пытается использовать ее как орудие для добивания своих противников, политической и экономической колонизации Юго-Востока. Сложно сказать, насколько эта роль согласуется с планами «главной мужчины» революции, обретшей после триумфального утверждения премьером в Верховной Раде реальные возможности для самостоятельной политической игры. Скорее всего, тактика премьера Юлии Тимошенко будет состоять в том, чтобы не дать поводов или возможности для своего снятия до вступления в силу положений политреформы, задвигающей президента Виктора Ющенко на второй план. Но в борьбе с тенью федерализма, бродящей по Украине, интересы победителей – даже если не считать их во всем единой командой – пока полностью совпадают.

Это плохая новость, особенно для оппозиции, которая не успела почувствовать себя таковой. Все прошедшее после выборов время продолжались разброд и мучительное самоопределение в Партии регионов Виктора Януковича. Сколоченная наспех, с использованием утраченного теперь административного ресурса, Партия регионов тем не менее продолжает рассматриваться в качестве главного держателя трижды отданных за Януковича голосов на выборах.

В отсутствие взявшего подмосковную паузу Януковича рептильность ряда его сторонников по отношению к новой власти превзошла ожидания. Однако знаковое голосование большинства депутатов партийной фракции за кандидатуру премьера 4 февраля в Верховной Раде только раззадорило победителей, незамедлительно приступивших к «насаждению на Юго-Востоке гражданского общества» (то есть карательным наездам, реприватизации предприятий, отбору лицензий на вещание у неугодных телеканалов – и так далее, вплоть до увольнения «в связи с участием в фальсификации выборов» ректоров вузов, главврачей поликлиник и начальников троллейбусных парков). Вернувшийся на Украину Янукович спешно занялся партстроительством и на региональной конференции в Луганске смог переломить соглашательские настроения.

Тем самым, пока в скромном масштабе, повторилась ситуация начала прошлогодней избирательной кампании, когда оголтелость сторонников Ющенко стала поводом для политической мобилизации Востока Украины.

И все же только предстоящий 5 марта съезд Партии регионов сможет ответить на вопрос, способна ли эта структура к регенерации и выступлению в роли основной несущей конструкции оппозиции. Тестом станет отношение к лозунгу федерализации: включение его в партийную программу позволит Партии регионов стать идейной антитезой власти. Без этого Виктор Янукович так и останется Человеком, Который Хотел Хорошего, Но Не Успел.

Пока же первые заявки на наследование электората Януковича на Востоке делает радикальная внепарламентская оппозиция (Прогрессивно-социалистическая партия Натальи Витренко, «Держава» экс-прокурора Украины Геннадия Васильева и др.). Их присутствие и развитие в политическом поле Украины позволяют быстрее, в более содержательном ключе определиться повестке будущей избирательной кампании в Верховную Раду, побуждают не дремать Партию регионов.

Восстановление возможностей оппозиции конкурировать с властью отвечает глубинным интересам России, для которой наихудшим вариантом была бы консолидация Украины на антироссийской основе. Такая консолидация с помощью враждебных России внешних сил не только отменяет «особые» русско-украинские отношения, но и превращает Украину в современное издание Польши XVII века, – чуждый культурно-исторический феномен, культуртрегера и разрушителя усилий по сохранению России как державы. И это подтверждают мессианские порывы Виктора Ющенко, с охотой примеряющего на себя вместе с Михаилом Саакашвили одежды последних героев освобождения Восточной Европы, забивающих осиновый кол в гроб Советского Союза.

До «оранжевой революции» власти России в полной мере не понимали, что задача сохранения «особых» отношений с Украиной (дружбы! сотрудничества!! партнерства!!!) не достигается формальными договорами, односторонними уступками или мораторием на собственный интерес в расчете на благодарность украинской политической элиты. Как показывает опыт, реальных гарантий не дают и верхушечные договоренности – даже о поддержке действующего президента или «своего» кандидата на выборах на этот пост. 

Гарантий и условий особых отношений всего три: демократизация Украины путем ее децентрализации и федерализации; государственность русского наряду с украинским языком на Украине, предотвращающая дальнейшую ассимиляцию ее русского населения; сохранение массы верующих в лоне Украинской православной церкви Московского патриархата, то есть наличие хотя бы церковного единства России и Украины при отсутствии государственного.

На самом деле именно федерализация Украины, а вовсе не персональный приход того или иного кандидата в президенты, даже Януковича, должна была бы и раньше быть главной целью осмысленного российского воздействия на политическую жизнь Украины. Ошибка или глупость то, что в ходе украинских выборов в России боялись даже думать на эту тему. Теперь же федерализация Украины и поддержка сочувствующих ей политических сил, особенно на Юге и Востоке страны, становится важнейшей задачей политики «новых рубежей», которая должна быть принята в России в интересах самосохранения. Только в рамках федеративного или земельного устройства Украины русские и русскоязычные ее регионы обретут полноценное право голоса в решении судеб всего украинского государства.

Во избежание всяческих недоразумений важно подчеркнуть две вещи.

Во-первых, Россия в самом деле не заинтересована в развале Украины на две части, как бы нас в этом ни подозревали. В существующих обстоятельствах Россия стала бы не меньшей жертвой такого развала, чем сама Украина, так как ей поневоле пришлось бы нести на себе все бремя политического и экономического спонсорства «Юго-Восточной республики». Киев как признанная столица Украины ныне остался бы на другом берегу, и один только этот факт позволил бы миру расставить акценты в столь любимой в наше время игре «найди сепаратиста». Федерализм же, какой бы вздор по этому поводу ни несли украинские революционеры, не синоним сепаратизма, а прививка от развала государства, состоящего, как Бельгия, из двух стран.

Во-вторых, можно верить Владимиру Путину, когда он говорит, что российская власть нигде в СНГ с оппозицией не работает. Оставляя в стороне оценку таких сомнительных достоинств российской власти, следует признать, что происшедшее на Украине – лучший тому пример. Президенту России и теперь нет необходимости ездить на Украину исключительно для встреч с Януковичем или другими лидерами оппозиции. Все, что требуется от нашей власти, – уметь держать паузу на официальном уровне, впервые позволив себе прагматизм в двусторонних отношениях с Украиной. Приняв Ющенко в Кремле, не нужно торопиться в Киев, предоставив новому президенту Украины самому и дальше доказывать, что он заинтересован в России, ее газе, нефти, рынке и возможностях трудоустройства для украинцев. Пауза на государственном уровне должна быть компенсирована активностью всего российского общества по поддержанию родственных связей с соотечественниками в Крыму, Новороссии, на Слобожанщине и в Донбассе. Нужно лишь определенное сочувствие нашего государства и делового сословия межпартийным, парламентским и внепарламентским контактам, обустройству на Украине наших частных, негосударственных или государственно-общественных институтов, центров и фондов, совместным теле- и радиовещательным проектам, изданию газет и журналов. И, конечно же, ни на каком уровне в России не должно быть невнимания, а тем более сочувствия к планам блицкрига «оранжевых» на Юге и Востоке, люстрации, реприватизации и другим формам борьбы новой власти с «врагами украинского народа».

Для того чтобы ущерб для имиджа России в результате революции на Украине не превратился в реальную угрозу ее безопасности и будущему российско-украинских отношений, российской политике придется «убить в себе Черномырдина», то есть, как мы выяснили, пригласить новых исполнителей и овладеть более широким инструментарием. Это, конечно, требует усилий. В коридорах российской власти полным-полно претендентов на ключевые роли в делах с Украиной, которые спасают свои личные интересы или отбеливают себя под образами, убеждая, что для России нет ничего лучше публичного самообрезания.

«Сегодня в российской элите борются две точки зрения, – пишет, например, сопредседатель российско-украинской межпарламентской комиссии, депутат и банкир Александр Лебедев. – Первая: взять реванш за недавнее мифическое поражение, поддержать «антикиевскую» партию во главе с Виктором Януковичем на парламентских выборах 2006 года и с учетом конституционной реформы на Украине привести его к власти. Вторая: предложить новым украинским лидерам прагматичную доктрину сотрудничества и, таким образом, сплотить Россию и Украину. Я сторонник второй точки зрения. Надеюсь, она восторжествует».

Я уверен, что, если бы Александра Лебедева или Бориса Немцова не было, их, как и князя Курбского, надо было бы выдумать и использовать в полезных целях. Нельзя только доверять страдающим куриной слепотой сольную партию – это просто вредно для зрителя и сцены. Точно так же, как бессмысленно спорить о достоинствах и недостатках Виктора Черномырдина, – следует признать, что он, как и Кучма, провалился. Наш посол уязвим для давления со стороны новых украинских властей, а те, в свою очередь, заинтересованы в неспособном на активность российском посольстве.

Как бы кому в России ни желалось продолжать греть руки на совместных с украинскими друзьями нефтегазовых аферах, манипуляциях долгами или проталкивании карамели, положение наше не таково, чтобы мы продолжали слушать сирен о «вечной дружбе» с Украиной, которая в ХХI веке понизилась до статуса «главного стратегического партнерства». И дружба, и партнерство, как и чай, хороши, только когда крепки, но не очень сладки. Они возможны  и с Украиной Ющенко – Тимошенко, только если Россия по-новому продолжит заниматься Украиной, а не Украина по-новому начнет заниматься Россией.




Парламентский запрос Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. ФРАДКОВУ

О действиях Правительства Российской Федерации в связи с заявлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О рекомендуемых ответных мерах Российской Федерации в отношении Республики Молдова в связи с проводимым молдавскими властями курсом на обострение обстановки вокруг Приднестровья»

Уважаемый Михаил Ефимович!

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации 18 февраля 2005 года приняла заявление «О рекомендуемых ответных мерах Российской Федерации в отношении Республики Молдова в связи с проводимым молдавскими властями курсом на обострение обстановки вокруг Приднестровья». Выражая глубокую озабоченность обострением обстановки вокруг Приднестровья, вызванным действиями властей Республики Молдова,  Государственная Дума рекомендовала Правительству Российской Федерации, а также субъектам экономических отношений с Республикой Молдова в случае продолжения властями Молдовы политики блокады Приднестровья и дестабилизации обстановки вокруг него рассмотреть возможные ответные меры Российской Федерации. В числе предполагаемых ответных мер Российской Федерации, в частности, были названы: отказ от поставок в Российскую Федерацию алкогольной продукции и табачных изделий, производимых в Республике Молдова, за исключением произведенных на территории Приднестровья; осуществление поставок в Республику Молдова энергоносителей по мировым ценам, за исключением поставок на территорию Приднестровья; введение визового режима для граждан Республики Молдова, за исключением жителей Приднестровья.

За время, прошедшее после принятия заявления Государственной Думы, позиция властей Республики Молдова и их поведение в отношении Приднестровья не изменились. Более того, руководством Республики Молдова был сделан целый ряд заявлений и предприняты действия, резко обостряющие российско-молдавские отношения.

Государственная Дума просит Вас, уважаемый Михаил Ефимович, проинформировать Государственную Думу о том, какая позиция занята Правительством Российской Федерации в вопросе о мерах, рекомендованных в указанном Заявлении, и какие действия предприняты или будут предприняты Правительством Российской Федерации в ближайшее время в отношении Республики Молдова.




Выдержка из стенограммы пленарного заседания Государственной Думы 4.03.2005

Председательствующий. Докладывает член Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Затулин Константин Федорович, фракция "Единая Россия".

Затулин К.Ф. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги!

Предлагается принять парламентский запрос Председателю Правительства Российской Федерации Михаилу Ефимовичу Фрадкову "О действиях Правительства Российской Федерации в связи с заявлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О рекомендуемых ответных мерах Российской Федерации в отношении Республики Молдова в связи с проводимым молдавскими властями курсом на обострение обстановки вокруг Приднестровья".

Как вы помните, 18 февраля на пленарном заседании мы приняли соответствующее заявление. И принятие этого заявления диктовалось необходимостью обратить внимание властей Молдовы, Правительства Российской Федерации, субъектов экономических взаимоотношений с Республикой Молдова на то, что курс на дестабилизацию обстановки вокруг Приднестровья, срыв переговорного процесса, который сегодня проводится властями Республики Молдова, может привести к очень серьезным последствиям в российско-молдавских отношениях.

В числе предполагаемых ответных мер Российской Федерацией, в частности, были названы: отказ от поставки в Российскую Федерацию алкогольной продукции и табачных изделий, производимых в Республике Молдова, за исключением произведенных на территории Приднестровья; осуществление поставок в Республику Молдова энергоносителей по мировым ценам, за исключением поставок на территорию Приднестровья; введение визового режима для граждан Республики Молдова, за исключением жителей Приднестровья.

К большому сожалению, за время, прошедшее после принятия заявления Государственной Думы, позиция властей Республики Молдова, их поведение в отношении Приднестровья не изменились. Более того, руководством Республики Молдова был сделан целый ряд заявлений и предприняты действия, резко обостряющие российско-молдавские отношения. Что же касается отношения к тем мерам, которые мы предложили, то, мне кажется, у руководства Республики Молдова и соответствующих политических сил не хватило слов для того, чтобы выразить весь свой сарказм и ерничанье по нашему поводу. Многие из тех, кто не приемлет логику, предложенную нами, в этот момент вели себя просто как расхрабрившиеся зайцы.

В связи со всем этим предлагается принять запрос Правительству Российской Федерации о том, как Правительство Российской Федерации относится к мерам, которые рекомендованы в заявлении Государственной Думы, какие действия Правительством Российской Федерации предприняты и какие могут быть предприняты в ближайшее время.

Безусловно, уважаемые коллеги, те меры, которые нами предложены, не являются вещами, которые могут кому-либо понравиться. Безусловно, мы скрепя сердце вынуждены их предлагать. Но если в XVIII, XIX веках писали "последний довод короля" на пушках, то сейчас, в современных условиях, это наш последний довод, при помощи которого мы предлагаем задуматься власти Республики Молдова. Наверное, это им не понравится, но внешняя политика - это не только виртуальные успехи, это не только встречи без галстуков и удовольствие от приемов. Внешняя политика - это часто кровь, пот и слезы. И если мы не можем претендовать на то, чтобы нас любило руководство Молдовы, то мы должны заставить его уважать нас. Я предлагаю принять этот парламентский запрос. И прошу Правительство Российской Федерации серьезно отнестись к нашим предложениям. Спасибо. 

Председательствующий. Всё, да? Уважаемые коллеги, есть вопросы? Просьба тогда записаться на вопросы. Включите режим записи. Покажите список, пожалуйста. Пожалуйста, коллега Кузнецов Виктор Егорович. 

Кузнецов В. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Послезавтра в Молдове выборы, и, откровенно говоря, в понедельник или во вторник руководство, о котором мы так все печемся, может измениться или каким-то образом сформируется вновь. Мы сейчас своими действиями пытаемся, ну, скажем, как бы задать наперед уже какие-то шаги. А не повредят ли они вообще нам во внешней политике послезавтра, в понедельник, во вторник?

Председательствующий. Ясно. Пожалуйста, Константин Фёдорович.

Затулин К. Ф. Уважаемые коллеги, знаете, говорить о том, повредят ли действия, которые еще не предприняты на самом деле, исходу выборов или нашим будущим отношениям, на мой взгляд, сейчас нет смысла.

Два года назад, когда руками руководства Молдовы была разрушена возможность умиротворения, примирения между Молдовой и Приднестровьем, - вот тогда надо было задаваться этим вопросом. Сейчас мы пожинаем плоды такого поведения Республики Молдова, и на самом деле это поведение не оставляет нам никакого выбора.

Мы не вмешиваемся в избирательную кампанию, поверьте нам. Сегодня, с точки зрения результатов, нам абсолютно всё равно, как пройдут выборы в Молдове, лишь бы они прошли в обстановке уважения к демократии, а этим и не пахнет сегодня в Республике Молдова. Вы знаете, какими скандалами сопровождается избирательная кампания. Тем не менее у нас нет никакой заинтересованности в том, чтобы кто-то выиграл или кто-то проиграл. Платформы партий, участвующих в избирательном процессе, на самом деле почти идентичны по внешним вопросам.Но нам сегодня важно подтвердить свои принципы, мы об этом сказали, мы за свои рекомендации проголосовали, и мы должны быть последовательными: если мы в заявлении Госдумы выступили за эти меры, то сейчас время спросить с Правительства Российской Федерации, что оно предприняло в соответствии с нашими рекомендациями.

Председательствующий. Спасибо. Грешневиков Анатолий Николаевич, пожалуйста.

Грешневиков А. Н. Спасибо. Уважаемый Константин Фёдорович, я всецело поддерживаю ваше решение, данный запрос, потому что России пора давно отказаться от принципа: если ударили тебя по щеке, надо подставлять другую. Общеизвестно, что недавно лидеры трех государств - Украины, Молдавии, Грузии - собирались и думали, какие неприятности сделать для России. Поэтому, естественно, нужен механизм экономических санкций, чтобы руководство Молдовы изменило свое отношение к России. На ваш взгляд, какие конкретные механизмы экономических санкций могут повлиять на то, чтобы представители Молдовы все-таки одумались, сели за стол переговоров, оставили в покое Приднестровье и нашли все-таки выход из этой конфликтной ситуации?

Затулин К. Ф. Уважаемые коллеги, я хотел бы напомнить, что мы осуществляем поставки газа в Республику Молдова по цене 68 долларов, или условных единиц, за тысячу кубометров, что как минимум на 12 долларов меньше, чем наши поставки газа в соседнюю Украину, которая тоже является вроде бы нашим партнером по СНГ. За два прошедших года цены на электроэнергию, которую мы поставляем, ниже цен на электроэнергию, производимую в самой Молдове. За счет этой подушки, возникающей в результате снижения наших цен, сегодняшние власти Молдовы сумели несколько улучшить положение населения и выдают это исключительно за свои достижения.

80 процентов основной сельскохозяйственной продукции Молдовы - вин и виноматериалов - реализуется на рынке Российской Федерации. Вы понимаете, что когда речь заходит о межгосударственных отношениях, то есть вещи поважнее, чем выгоды, доходы и прочее. Здесь мы сталкиваемся с тем, что мы несем потери в экономике, в том числе, хочу заметить, и виноградари Краснодарского края тоже теряют, наверное, от демпинговых цен, которые существуют в России на молдавские виноматериалы.

Мы шли на это в расчете на то, что мы поддерживаем политику дружбы и мира нашего союзника по СНГ. Очень обидно это говорить, очень горько это говорить, но этот союзник сегодня по сути нашим союзником не является.

Я уверен, что меры, которые мы перечислили, даже часть этих мер, если бы они были осуществлены, заставили бы всерьез задуматься руководство Молдовы. Сегодня, я уже говорил об этом, они выражают сомнения в том, что мнение Государственной Думы вообще кого-то в Российском государстве будет волновать, и что, на самом деле, Правительство Российской Федерации на самом деле будет следовать нашим рекомендациям. Мы должны разрушить эти опасные иллюзии - попытки вбить клин между Государственной Думой и Правительством Российской Федерации, тем более извне.

Председательствующий. Хорошо. Пожалуйста, Алкснис Виктор Имантович, ваш вопрос.

Алкснис В. И. Уважаемый Константин Фёдорович, в развитие вашего предложения скажите: имеется ли, на ваш взгляд, смысл в том, чтобы в дальнейшем еще продумать вопрос об усилении военного присутствия России в этом регионе? Я напомню, что по одесским соглашениям по урегулированию приднестровского конфликта, когда была остановлена там война, Россия имеет право держать там воинский контингент в две тысячи пятьсот человек. Сегодня там находятся всего четыреста наших миротворцев, которые во многом имеют очень слабые возможности. Не считаете ли вы, что нам имеет смысл подумать и о том, чтобы поставить вопрос о необходимости увеличения численности нашего миротворческого контингента там?

Затулин К. Ф. Спасибо, Виктор Имантович. Моя задача скромная: я представляю документ, который называется "парламентский запрос", а темы этого запроса вязаны исключительно с вопросами, сформулированными в заявлении Государственной Думы.

Лично мое мнение состоит в том, что мы должны, конечно, исходя из складывающейся ситуации сегодня и обратиться в Министерство иностранных дел Российской Федерации с просьбой усилить свои контакты со сторонами в этой зоне, и пойти на более широкое предоставление гражданства тем гражданам Приднестровской Молдавской Республики, которые этого хотят. Вы знаете сами, вы об этом докладывали, какая очередь существует на получение гражданства Российской Федерации в этом регионе. У нас не открыто консульство в Тирасполе, чему препятствует Республика Молдова, а это было бы в этом смысле чрезвычайно необходимо.

Я уверен, что по линии Министерства обороны должна быть усилена боеготовность той небольшой группы военнослужащих, которые дислоцированы непосредственно в зоне конфликта, в Приднестровье, вполне возможно, и увеличена их численность. В зависимости от развития ситуации мы эти меры в будущем тоже предлагать.

Председательствующий. Прошу задавать вопросы по парламентскому запросу, по его теме. Пожалуйста, Махмудов.

Махмудов М. Г. Уважаемый Константин Фёдорович, не считаете ли вы, что сегодняшний фрагмент нашего заседания напоминает времена, когда мы принимали заявление по выборам в Ираке? Вроде бы никто там не был, ничего не знают, но сказали: надо такое принять. Мы не слышали никаких антироссийских заявлений из уст президента Молдовы. Было очень много фактов репрессивных мер к российским гражданам в других странах СНГ. Но то, что вы сказали, что они себя не так ведут, это не очень убедительно. Может быть, не стоит торопиться с теми мерами, которые мы сегодня предлагаем? Это все-таки дружественная нам страна, из этого надо исходить.

Председательствующий. Пожалуйста, ответ.

Затулин К. Ф. Уважаемый коллега, я не голосовал за заявление, которое мы принимали по Ираку, если вы интересуетесь моим мнением. Я не вижу на самом деле аналогий между тем документом и этим, который предлагается.

Что касается того, что политика Республики Молдова дружественная, напомню, что всё это время Молдова находится в состоянии конфликта с Приднестровской Молдавской Республикой, которую считает частью своей территории. А мы, как посредники, были вовлечены в процесс урегулирования. В 2003 году президент Воронин отказался подтвердить уже подписанный им документ об урегулировании ситуации в Приднестровье. Всё это время власти Молдовы ведут войну слов, которая пока еще не превратилась в войну действий, и наше заявление направлено как раз на то, чтобы этого не произошло. Они проводят на самом деле незаконную, не вытекающую из обстановки, не вытекающую из документов, подписанных совместно, таможенную блокаду Приднестровья, именно сейчас организуют встречи с новым руководством Украины, чтобы эту блокаду провести и с украинской стороны, то есть Приднестровье со всех сторон заблокировать. Это не дружественные действия, я отказываюсь их такими считать. 

Председательствующий. Уважаемые коллеги, еще раз: вопросы по парламентскому запросу. Мы не обсуждаем сегодня ситуацию в Молдове. Есть ли еще вопросы по этому парламентскому запросу? Да, есть. Пожалуйста, Антуфьев. Потом Савельев.

Антуфьев С. В., фракция "Единая Россия". Спасибо, Артур Николаевич. У меня не вопрос, я хотел от имени комитета по делам СНГ доложить, что мы вчера рассмотрели данный вопрос на заседании комитета и поддержали предложение нашего коллеги. И буквально одно дополнение. Мы, депутация Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, должны были сегодня вылететь в Кишинёв в качестве международных наблюдателей - вчера власти Молдовы отозвали наши приглашения.

Председательствующий. Ясно. Пожалуйста, Савельев Юрий Петрович.

Савельев Ю. П., фракция "Родина". Уважаемый Константин Фёдорович, неоднократно в этом зале мы обсуждали ситуацию в прибалтийских странах, связанную с проявлением фашистских тенденций в отношении русского населения, с возрождением фашизма и так далее, и ни разу мы в этом зале ничего подобного не готовили, всегда было голосование отрицательное, этот вопрос даже не выносился. Почему мы сегодня так ополчились на Молдову, с чем это связано: с тем, что там зачатки коммунистического режима, что там лидер - коммунист? Не лучше ли это свести к тому, что недостаточно активная политика ведется российским правительством по отношению к Молдове? На себя надо посмотреть, а не на Молдову!

Председательствующий. Пожалуйста, Константин Фёдорович, коротко.

Затулин К. Ф. Уважаемый коллега, я могу разделять, могу не разделять вашу критику в адрес политики Российской Федерации, но, я думаю, скверная была бы традиция вместо принятия решений, которых от нас требуют обстоятельства, всё сваливать на наше правительство, нашего президента и самим уходить от ответственности.

Председательствующий. Тюлькин Виктор Аркадьевич, пожалуйста.

Тюлькин В. А. У меня в продолжение вопроса, который Юрий Петрович задал. Константин Фёдорович, а не считаете ли вы правильным в нашем запросе Фрадкову продолжить мысль: насколько правительство предполагает возможным распространить эти меры также на те регионы, о которых упомянули уже, - и Прибалтика, и Грузия, и прочие? Это первая часть вопроса. И вторая. Перед выборами не получится ли действительно так, что мы, не желая того, сыграем Константин Фёдорович, а не считаете ли вы правильным в нашем запросе Фрадкову продолжить мысль: насколько правительство предполагает возможным распространить эти меры также на те регионы, о которых упомянули уже, - и Прибалтика, и Грузия, и прочие? Это первая часть вопроса. И вторая. Перед выборами не получится ли действительно так, что мы, не желая того, сыграем роль провокаторов - вытолкнем Молдову вместе с тем правительством, которое будет через пару дней, в "оранжевую зону"? Это тоже вполне, так сказать, может рассматриваться.

Председательствующий. Пожалуйста, Константин Фёдорович.

Затулин К. Ф. Ну, во-первых, я считаю, что не следует нам коня и трепетную лань впихивать в один документ, создавая у самих себя впечатление какого-то окружения. Я думаю, что случаи, о которых вы говорите, - Грузия, Украина и иные - требуют отдельного рассмотрения. И всегда, если вы заметили, я выступаю в поддержку такого рода предложений или вношу подобные же. Сегодня мы разбираем Молдову.

Что касается второго вашего соображения: не оттолкнем ли, не вытолкнем ли... Даже уже после того, как всё стало ясным и, по-моему, для всех очевидным, - как говорили в древности, события зрит и безумный - мы продолжаем рассуждать, а не «обидим ли мы кого-нибудь», «не случится ли что-нибудь» и так далее, и так далее. Уже всё произошло! Посмотрите внимательно на то, что происходит в Молдове и вокруг нее, какие контакты она сегодня осуществляет и с какими целями.

Председательствующий. Спасибо. Все вопросы мы обсудили, уважаемые коллеги. Есть ли желающие выступить? Есть. Ну что ж, пожалуйста, запишитесь. В быстром режиме запишитесь, пожалуйста. Процедура такова, что поделаешь: по одному от фракции. Покажите список записавшихся. Есть предложение: по одному от фракции. Нет возражений? Нет. Нужно голосовать? Нет, это предусмотрено нашей процедурой. Пожалуйста, от фракции Компартии кто будет выступать? Кондратенко, пожалуйста.

Кондратенко Н. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые коллеги, как я понимаю, уже давно в России нет реальной политики - идет закамуфлированная политическая игра. Она на каждом шагу обнаруживается, особенно в отношении наших соседей - грузин и украинцев, - я видел эту игру. Кому-то, может, казалось, что российское руководство противостояло Саакашвили или нынешнему украинскому президенту, а я понимал, что российское руководство вело к избранию этих людей в этих странах, потому что это кому-то надо было. Кому? Надо было помогать американцам, и мы всеми силами, учитывая психологические аспекты, играя на чувствах людей, помогали. Я думаю, что и здесь та же самая идет игра, иначе зачем в преддверии выборов - ах, ах! - торопиться говорить о Приднестровье? Что мы Приднестровье не должны сдать, я твердо в этом уверен.

Я не сторонник Воронина, я хотел бы, чтобы Воронин был заменен на другого, более обстоятельного человека, но в то же время думаю: а кому в такой ситуации, кому мы хотим помочь? Ударяя по желудкам молдаван, которые здесь у нас работают, пытаются копейку заработать, чтобы только остаться живыми, лишая их права вывоза своей продукции невысокого качества, за счет чего они живут, мы пытаемся повлиять на выборы: проголосуете не так - значит, проиграете. Это старая песня из сионистского пиара, который ведется на территории России. Поэтому я считаю, что поспешность не нужна - мы просто проведем проамериканца туда, "оранжевого", как правильно Тюлькин сказал, чтобы помочь ему завладеть и этой страной. Я в этом твердо уверен: поспешность никому не нужна. Мы защитим Дубоссары, мы защитим Приднестровье, и после выборов нам никто не помешает, буквально считанные дни остались. Но я боюсь помочь американцам на выборах в Молдавии, поэтому я просто не буду голосовать за предложенный запрос.

Председательствующий. Спасибо. От "Единой России" кто? Нет. От ЛДПР кто? Митрофанов, пожалуйста.

Митрофанов А. В. Я вам хочу сказать следующее: то, что мы сейчас делаем, делать надо обязательно. По сути, согласно постановлению... И уже десять лет в этом зале предлагают это, десять лет по всем республикам, и если вы поднимете наши выступления, стенограммы, вы всё это увидите. Но в данном случае, уверяю вас, после выборов ни одно из этих предложений не будет реализовано и слово "Молдова" мы забудем. Почему?

Уважаемый и любимый мной депутат Кондратенко, я вам хочу сказать вот что. Мы сейчас как раз работаем на Воронина. Вы же понимаете, что подобными постановлениями мы привлекаем к нему часть "оранжевых". Всё сделано просто с учетом выборов Януковича, потому что открытая пророссийская позиция Януковича привела к фиаско, а здесь молдаване похитрее пошли. Он и так получит ваши голоса, коммунистов. Ему нужно отобрать у Рошки голоса "оранжевых". Вот сейчас мы тут раздуваем антимолдавскую войну всю, а он раздувает с той стороны. Это всё согласованная игра, и Кокошин ее прекрасно понимает. И после 6-го - со всеми депутатами спорю на бутылку коньяка - ничего из того, что мы предлагаем, не будет обсуждаться и делаться. Воронин выигрывает выборы, всем будет хорошо. Воронин выиграет выборы! Так что, уважаемый депутат Кондратенко, всё будет нормально. И вы проголосуете тоже и, по сути, голосуя за это постановление, будете голосовать за Воронина, чтобы он отодрал часть "оранжевых" голосов. Вот и всё.

Председательствующий. Спасибо. Пожалуйста, депутат Алкснис.

Алкснис В. И. Уважаемые коллеги, в том, что этот парламентский запрос нужно принимать, у меня нет никаких сомнений. Впервые, действительно, за десять с лишним лет работы Государственная Дума принимает реальное решение, направленное на защиту национальных интересов России. Когда вот тут звучат голоса, что вот мы обидим молдаван... А почему никто из защитников Воронина не сказал: а у нас там шестьсот тысяч русских в Приднестровье, которые сегодня, в условиях блокады, буквально находятся на грани голода?! Почему, коллега Кондратенко, вы не вспоминаете о русских, которые сегодня в Приднестровье страдают? Почему для вас сегодня важнее интересы молдаван, которых я тоже очень уважаю и люблю?

Но сегодня идет речь о судьбе русских в Приднестровье. И мне очень обидно, уважаемые коллеги-коммунисты, - я всегда был вашим союзником, - что сегодня вы выступаете как фракция, которая играет против России. И я сегодня, к сожалению, должен согласиться с Владимиром Вольфовичем Жириновским: сегодня вы выступаете на стороне врагов России! И это страшно, это жутко! Коммунисты, которые погибали за нашу Родину в войну, сегодня вы на стороне врагов России, сегодня вы за то, чтобы Молдова ушла в НАТО, за то, чтобы американские войска пришли на берега Днестра. Сегодня вы за это выступаете, поддерживая предателя Воронина. Когда лидер коммунистического большинства парламента Молдовы господин Степанюк заявлял громогласно еще до всех наших заявлений (тогда еще вроде формально были отношения хорошие), что Россия - враг Молдовы, вы этого не замечали. А как же вы можете с ним здороваться на совещаниях, на заседаниях пленума партии, если он объявляет Россию врагом Молдовы, то есть и вас он считает врагами своими, а вы улыбаетесь, вы с ним здороваетесь.

Так вот, господин Воронин и те, кто стоит за ним, - они не являются коммунистами, я уже говорил об этом не раз. Все надежды, что это человек, который действительно думает о благе, об интернационализме... К сожалению, Воронин и стоящая за ним клика - это так называемые националкоммунисты, я уже не раз об этом говорил. Он является таким же молдавским националистом, как господин Рошка. И по большому счету, для меня нет разницы - что Рошка, что Воронин. Да, я знаю, что на выборах в Молдавии победит при любом раскладе антироссийский политик. И это беда наша - то, что наше руководство российское не сумело за эти годы воспользоваться идеальной возможностью, когда большинство населения Молдовы было за связь с Россией, и не создало нормальные пророссийские силы, не способствовало появлению там нормальных пророссийских лидеров. Это вина России, это вина ее руководства. Но в этой ситуации для нас, вне зависимости от того, кто победит на этих выборах, самое главное - защитить последний плацдарм России в этом регионе, защитить Приднестровскую Молдавскую Республику. И поэтому я предлагаю голосовать за это постановление.

Председательствующий. Спасибо. Все выступили. Уважаемые коллеги, есть предложение принять данный парламентский запрос. Прошу определиться голосованием.

Результаты голосования (11 час. 22 мин. 49 сек.)

Проголосовало за 370 чел.  82,2%

Проголосовало против 2 чел. 0,4%

Воздержалось 0 чел. 0,0%

Голосовало 372 чел.

Не голосовало  78 чел. 17,3%

Результат: принято



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ