Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №119(15.03.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
СЕРБИЯ И ЧЕРНОГОРИЯ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Грузия -территория военно-политического противостояния между Россией и НАТО

«Маркетинг и консалтинг», 01.03.2005

По итогам саммита НАТО в Брюсселе на прошлой неделе президент США Джордж Буш высказался в поддержку вступления Грузии и Украины в Североатлантический блок, что было с воодушевлением воспринято многими политиками в обеих странах. В том числе, это заявление высоко оценил президент Грузии Михаил Саакашвили. «Выделение Грузии среди других стран в контексте НАТО и Европейского Союза создает для страны новую внешнеполитическую и геополитическую реальность», - так прокомментировала позицию грузинского лидера его пресс-спикер А.Гаглоева.

На этой неделе эта тема будет обсуждаться в Брюсселе вновь – в ходе визита в Бельгию главы МИД Грузии Саломэ Зурабишвили и ее выступления на заседании комитета политики и безопасности Совета Европы 1 марта и встречи с генеральным секретарем Евросоюза Хавьером Солана и генеральным секретарем НАТО Яапом де Хооп Схефером 2 марта.

Насколько реален процесс вступления Грузии в НАТО и когда он может осуществиться? Что это событие будет означать для России? Эти вопросы «Маркетинг и консалтинг» задал Михаилу Александрову, заведующему отделом Закавказья Института стран СНГ:

- Вы знаете, эта линия на то, чтобы заманить Грузию и Украину в НАТО, она проводится уже давно. И, например, Грузия уже приняла план индивидуального партнерства с НАТО. В прошлом, 2004 году ее постоянно посещали различные натовские эмиссары. Но я думаю, что там главное – это все-таки создание впечатления о возможности скорой интеграции Грузии и Украины в НАТО. На самом деле, я думаю, что Запад вовсе не заинтересован в том, чтобы их полностью интегрировать в НАТО. Но такие посулы, заверения, они, во-первых, должны настроить элиту этих стран и общественность этих стран в пользу сотрудничества с Западом и ориентации на Запад. А в действительности Запад хочет лишь частичного, а отнюдь не полноценного сотрудничества.

Почему? Западу важно там создать военные базы, расположенные по периметру российских границ. И постоянно поднимая этот вопрос – о вступлении Грузии в НАТО, о вступлении ее в ЕС, они постепенно двигаются к этой цели. Тем более, я вам честно скажу – я знаю многих политиков в Грузии, и их, в первую очередь, волнует вступление не в НАТО, а в ЕС. Но там выдвигают жесткие условия – чтобы вступить в ЕС, надо сначала войти в НАТО, и все. Хотя, как мы знаем, не все члены ЕС являются членами НАТО – Швеция, например, и Финляндия не являются членами НАТО. Но ведь это западные страны, и к ним предъявляются другие требования.

А когда речь идет о постсоветских государствах, то здесь надо обязательно доказывать свою военно-политическую лояльность Западу. И поэтому надо вступать в НАТО. И вот они сегодня этой «морковкой» в виде возможности вступления в ЕС машут у этих государств перед носом, а в ближайшее время, конечно, никто их туда не собирается принимать. И я думаю, что даже в ближайшие 15-20 лет об этом не может быть речи, чтобы их в ЕС приняли, это нереально. Но элитам этих стран важно доказать своим избирателям и общественности, что они придерживаются правильного курса. И поэтому эта тема постоянно муссируется.

В частности, говорится, что повышаются стандарты демократии в Грузии и на Украине. Но мы знаем, какие там стандарты. Там заказные убийства и похищения людей происходят, идет фактическое вымогательство денег в процессе похищения людей, то есть, присутствуют стандарты демократии наоборот, я бы сказал.

А Запад на этом фоне продолжает источать обещания - принять их в ЕС и т.д., но при этом выдвигает условия – пойти на военно-политическую интеграцию с Западом, прежде всего, разместив на своей территории военные базы. А потом и в НАТО вступить, и выполнять при этом всякие карательные функции, к примеру, участвовать в отправке подразделений в Ирак. Если на Иран будут Штаты нападать, то их тоже в этот процесс могут затянуть.

По крайней мере, на Азербайджан уже было давление, чтобы создать там базы, которые будут использоваться для военной операции против Ирана. Но азербайджанцы пока отбиваются, хотя не знаю, насколько их хватит.

И в целом, я считаю, что российская дипломатия здесь недостаточно эффективно действует, потому что, в принципе, Россия должна потребовать от ЕС четкой дорожной карты, если так можно выразиться, в которой бы говорилось, когда эти страны - Грузия и Украина, будут приняты в состав Европейского союза. Потому что у них с нами большие торговые отношения. И мы видим, что случилось в Восточной Европе, когда страны Восточной Европы неожиданно стали членами ЕС, и когда страны типа Болгарии туда будут вступать, это непосредственно отразится на наших экономических интересах.

То есть, у нас есть законные права потребовать четких дат от Запада в отношении приема Украины и Грузии в ЕС. Но Запад, конечно, четких дат нам не назовет, хотя мы должны этот вопрос обязательно поставить. И после этого нам надо будет говорить, что общественность этих стран дурят, что никто никого «Национальная информационная группа»де не ждет, а собирается лишь использовать в своих интересах. Но элиты этих стран, которые связали свой политический курс с ориентацией на Запад, они, конечно, заинтересованы в этом одурачивании общественности. Но сама общественность и бизнес - они не заинтересованы в том, чтобы их одурачивали. Поэтому российской дипломатии надо взять на себя роль этого разъяснителя и сказать, что кого одурачивает.

- Ну, а если Грузия все-таки вступит в НАТО, какие реальные угрозы возникнут перед Россией?

Эти реальные угрозы уже существуют. Дело в том, что стратегия Запада состоит в том, что на этом пути не ограничиваться только Грузией. Под давлением Грузии и Азербайджан упадет в объятия НАТО. Потом они будут распространять свое влияние на Центральную Азию, охватывая нас с южного фланга и создавая там по периметру наших границ сеть военных баз. А потом с этих территорий начнется, а с Грузией это уже происходит – дестабилизация нашего Северного Кавказа, и у нас уже не будет возможности повлиять на этот процесс.

Мы уже на Грузию влиять не можем в значительной степени. Хотя это связано, в целом, с отсутствием политической воли у нашего руководства. Ведь мы спокойно могли бы провести операцию по зачистке в Панкисском ущелье, то есть, ввести туда свои войска, скажем, на несколько месяцев, проверить там паспортный режим, арестовать подозрительных лиц и потом вывести войска. То есть, тут бы нам никто ничего сделать не смог.

Но теперь, представьте, возможна ли такая ситуация, если Грузия – член НАТО? Уже получается война с НАТО. То есть, мы в такой ситуации становимся совершенно беспомощными. Это с одной стороны.

С другой стороны, если там будут базы НАТО, то они будут непосредственно угрожать нашему Северному Кавказу. И если у нас испортятся отношения с западными странами, а видите, какая сейчас антироссийская кампания на Западе идет – то нам придется создавать и развертывать там дополнительные группировки, а это все очень дорого. Так что эти два момента надо учитывать. Один момент – это возможность силового давления на нас, своего рода запугивание, а другой момент – это поддержка различных диверсионных действий в наших бывших национальных республиках. Это реально существующие угрозы, от которых никуда не денешься.

- Ну, а кто тогда союзники России?

Союзники у нас Абхазия и Южная Осетия. Потому что пока мы там присутствуем в военном отношении и пока они ориентируются на Россию, Грузии сложно будет вступить в НАТО. Потому что, если они вступят в НАТО, мы тогда сразу примем Южную Осетию и Абхазию в состав России. И развернем там военные группировки войск. И тогда ущерб от вступления Грузии в НАТО будет неизмеримо меньше.

То есть, мы будем присутствовать в 150 км от Тбилиси, и порты в Сухуми будут в наших руках в военном отношении, так что здесь получится несколько иной расклад.

Ну и главное, самим грузинам не выгодно, чтобы это произошло. Потому что они тогда теряют навсегда Абхазию и Южную Осетию, и они не будут заинтересованы при такой конфигурации вступать в НАТО.

Но такую перспективу надо до них четко довести: если вы вступаете в НАТО, то мы тут же принимаем эти две республики в состав России. И тогда будет полная ясность.

В этой связи надо отметить роль наших военных баз в Грузии. Вот многие сегодня говорят, что эти базы не играют никакой роли, а они, между прочим, играют важную сдерживающую роль в вопросе вступления Грузии в НАТО и развертывания там американского военного присутствия. Если американцы смогут там как в Киргизии базы развернуть, то это будет совсем другое дело. Но, все-таки, согласитесь, когда под боком уже есть две базы, возможность влиять у них будет меньше, в том числе, и на внутриполитическую ситуацию в Грузии они влиять тогда не смогут, поскольку они не смогут использовать силу для поддержки своих кандидатов на президентских выборах.

Мы же должны исходить из того, что Саакашвили не вечен, и в конце концов, этот режим себя дискредитирует. И тогда смогут прийти к власти в Грузии люди, более положительно настроенные по отношению к России. И в этом случае США могут попытаться повлиять на исход выборов. Но поскольку возможности оказания силового давления у них не будет, так как наши базы там тоже есть, то у них руки будут связаны. Так что выгода от размещения их военных баз в условиях присутствия наших военных баз будет гораздо меньшей и она не решит стратегических целей военного окружения России.

Поэтому они и хотят наши базы оттуда выдавить прежде, чем размещать свои базы, и прежде, чем принимать Грузию в НАТО. А мы сопротивляемся. Так что политическое влияние этих баз огромное для российской политики в Закавказье.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ