Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №119(15.03.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
СЕРБИЯ И ЧЕРНОГОРИЯ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

25 февраля. Министерство статистики и анализа Белоруссии информировало о том, что в январе 2005 г. экспорт белорусских товаров в Россию сократился на 27%, а импорт из России - на 7,2%.  По сравнению с прошлым годом в торговле со странами СНГ у Белоруссии сложилось отрицательное сальдо - увеличилось на 41,9% (231,4 млн. долларов США), в торговле с Россией отрицательное сальдо увеличилось на 38,7% (244,6 млн.долл.).

25 февраля. В Москве под эгидой СВОП прошел «круглый стол» белорусских и российских правозащитников и общественных активистов на тему «Права человека в Республике Белоруссия». Выступавшие основное внимание сосредоточили на политических исчезновениях в Белоруссии, свободе распространения информации, лишении граждан республики права участвовать в управлении государством путем проведения свободных Наталья Подольскаявыборов.

25 февраля. По результатам голосования россиян, Наталья Подольская из г. Могилева, финалистка «Фабрики звезд», получила право представлять Россию на международном конкурсе песни «Евровидение» 21 мая с.г. в Киеве. Талантливая певица из Белоруссии на конкурсе «Славянский базар в Витебске» несколько лет назад уже была призером. В настоящее время Наталья Подольская успешно учится в институте современного искусства в Москве.

26 февраля. На съезде в Минске крыла Белорусской социал-демократической партии (Народная Грамада) было дезавуировано решение об исключении Николая Статкевича из партии. Статкевич был переизбран председателем этого крыла БСДП (НГ) на новый срок и выдвинут в качестве потенциального кандидата в президенты Белоруссии от демократических сил.

27 февраля. На пленуме ЦК Коммунистической партии Белоруссии (КПБ) первым секретарем избрана депутат Палаты представителей Национального собрания РБ Татьяна Голубева.  В ходе пленума был подтвержден курс КПБ на поддержку политики президента Александра Лукашенко.

28 февраля. Началась реализация белорусско-российского проекта «Была война», который включает в себя 15 видеофильмов об участии каждой из республик бывшего Союза ССР в Великой Отечественной войне.

28 февраля. В представленном Госдепартаментом США в Вашингтоне страновом докладе по ситуации с правами человека в 2004 г. было подчеркнуто, что ситуация с правами человека в Белоруссии остается крайне неудовлетворительной и в отдельных областях продолжает ухудшаться.

1 марта. Белорусские пивоваренные предприятия приступили к реализации маркированного пива. В соответствии с указом президента РБ с 18 марта с.г. запрещаются приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка и реализация на территории Белоруссии подлежащих маркировке товаров (пива, моторных масел) без нанесения на них контрольных знаков. Маркировка импортных товаров будет осуществляться за пределами республики.

1 марта. Полномочный представитель президента Белоруссии в России – заместитель премьер-министра РБ Василий Долголев сообщил, что в центре внимания участников предстоящего в середине марта заседания Совета министров Союзного государства будет вопрос о создании единой денежной единицы.

1 марта. Специалистами филологического факультета БГУ разработана компьютерная программа для закрепления знаний по русскому языку. Программный продукт предназначен для белорусских абитуриентов и студентов.

1 марта. В Белоруссии прошла акция протеста предпринимателей. На Октябрьской площади Минска собралось более 4 тыс. индивидуальных предпринимателей, недовольных новым порядком уплаты НДС. Большая часть рынков республики из-за забастовки предпринимателей временно не работала.

1 марта. Министр обороны РБ ген. Леонид Мальцев в Минске встретится с представителями Ассамблеи Западноевропейского союза. Во время переговоров были обсуждены вопросы потенциального сотрудничества Вооруженных сил республики с НАТО и Европейским союзом, а также сопредельными государствами - Россией, Украиной, Польшей, странами Прибалтики.

1-3 марта. В Минске с визитом находилась делегация Турции во главе с государственным министром по внешней торговле Кюршад Тюзменом. Премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский в ходе переговоров с Кюршадом Тюзменом заявил, что динамика политических отношений Белоруссии и Турции должна сказаться и на экономических взаимоотношениях двух стран.

2 марта. Начался официальный визит министра иностранных дел Белоруссии Сергея Мартынова в Китай (КНР). Данный визит рассматривается в качестве подготовительного мероприятия к визиту президента Александра Лукашенко в Китай в 2005 г. Состоялась встреча Мартынова с зам. председателя КНР Цзэн Цинхуном, в ходе которой были обсуждены направления укрепления двусторонних отношений на ближайшую и среднесрочную перспективу. Подчеркнуто единство позиций Белоруссии и Китая в подходах к «международной повестке дня». 

2 марта. Постоянно действующий совет демократических сил провел заседание, в ходе которого был выработан окончательный вариант механизма выдвижения единого кандидата от оппозиции на президентских выборах 2006 г.

2 марта. ЕС и ООН выделили Белоруссии более 427 тыс. евро на совершенствование институтов работы с беженцами.

3 марта. Председатель правления Национального банка Беларуси Петр Прокопович доложил главе государства, что за первые месяцы 2005 г. белорусский рубль укрепился по отношению к российскому рублю, доллару США и евро. Стабильное состояние национальной валюты, по утверждению Прокоповича, стало результатом эффективной работы белорусской экономики, повышения показателей промышленного производства и экспорта. Резерв Национального банка Беларуси, по информации НББ, по состоянию на начало марта достиг почти 1,2 млрд. долларов США.

3-4 марта. В Минске прошла научно-практическая конференция, на которой обсуждались вопросы совершенствования ВВС и войск ПВО РБ. В совещании приняли участие российские военные.

6 марта. Глава белорусского государства Александр Лукашенко утвердил перечень товаров медицинского назначения, «обороты по реализации» которых на территории республики освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость

8 марта. В Женеве завершился очередной раунд переговоров белорусской стороны со странами-членами ВТО по вопросам присоединения Белоруссии к ВТО и доступу на рынок товаров и услуг.

9 марта. Председатель Государственного комитета пограничных войск РБ Александр Павловский доложил президенту, что в 2006 г. – нач. 2007 г. Белоруссия завершит документальное оформление государственной границы с Латвией и Литвой.

10 марта. Вступил в силу указ президента РБ о применении ставки НДС в отношении продовольствия и товаров для детей (по перечням, утвержденным Александром Лукашенко). Для этих групп товаров налог на добавленную стоимость установлен исходя из ставки 10% при реализации на территории республики и при ввозе на таможенную территорию Белоруссии.

10 марта. На сессии в Страсбурге Европейский парламент утвердил резолюцию о политических заключенных в Белоруссии. Резолюция содержит 24 пункта, в ней, в частности, содержатся требования признать нынешний белорусский режим диктатурой, а президента Лукашенко - диктатором, выявить и заморозить личные активы президента Лукашенко и других высших лиц режима, которые способствуют сохранению диктатуры. МИД РБ заявил два дня спустя, что появление данного документа обесценивает роль Европарламента и значение этого европейского института,  ставит под сомнение его способность быть значимым фактором современной европейской политики.
       10 марта. Национальный банк Беларуси принял решение уменьшить на 1% ставку рефинансирования - до 16 % годовых.

11 марта. Председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы Рене ван дер Линден высказался против политики изоляции Белоруссии.

11 марта. Правительство Белоруссии заявило, что внесение изменений и дополнений в план совместных действий правительств России и Белоруссии, центральных банков двух стран по введению единой денежной единицы Союзного государства станет предметом серьезного обсуждения с российской стороной. Премьер-министр РБ Сергей Сидорский объяснил это тем, что накануне заседания Совета министров Союзного государства, намеченного на 15 марта в Москве, правительство Белоруссии получило «ряд документов, которые принципиально внесены без согласия белорусской стороны».

11 марта. Президент РБ подписал указ «О мерах по созданию в 2005 году условий для производства конкурентоспособной автомобильной, прицепной, карьерной, дорожно–строительной техники и двигателей внутреннего сгорания». Согласно этому документу ряду белорусских предприятий в 2005 г. предоставлены льготы.

13 марта. Бывший губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков заявил, что руководство страны предложило ему пост посла России в Белоруссии, а 18 марта он едет на первую встречу к президенту РБ Александру Лукашенко.

14 марта. Посольство РБ в Москве распространило пресс-релиз для СМИ России, в котором содержалась резкая критика публикации в «Российской газете»(04.03.05) статьи политолога Сергея Караганова. Материал Караганова характеризуется белорусским дипломатическим представительством как субъективный, неожиданный по своей тональности и резким оценкам. Многие факты, изложенные С.Карагановым, - по мнению работников посольства - «просто не соответствуют действительности».

14 марта. Конституционный суд Белоруссии принял решение о том, что иностранные граждане освобождаются от уплаты денежного сбора за временное пребывание в Минске (20% минимальной заработной платы за каждый день пребывания в столице республики).

15 марта. В Кишиневе в рамках празднования Дня Конституции РБ состоялись мероприятия под общим названием «День Республики Беларусь».




Новые тенденции во внутренней политике Белоруссии

Truth is stranger than fiction

Александр Фадеев

Внутриполитическая жизнь Белоруссии вступила в новую фазу. С одной стороны, тема октябрьского (2004 г.) референдума, которую столь активно развивала радикальная оппозиция, перестала быть актуальной как для белорусской, так и для международной общественности. Вопросы правомочности общенародного волеизъявления по срокам президентства, прозрачность и честность при подсчете голосов, использование административного ресурса и другие подобные проблемы так и не смогли попасть в центр общественного интереса. С другой – политическим силам, противостоящим президенту Александру Лукашенко, удалось убедить часть международного сообщества в том, что изменения в конституции РБ, которые были сделаны по итогам референдума, противозаконны, поскольку результаты общенародного опроса сфальсифицированы властями. Об этом свидетельствует и тот факт, что председателю Центральной комиссии РБ по выборам и проведению республиканских референдумов Лидии Ермошиной было отказано в праве въезда на территорию стран-членов ЕС.

Новый пересмотр основного закона Белоруссии, инициированный Александром Лукашенко, действительно можно классифицировать как государственный переворот. Лукашенко, благодаря этому политическому маневру, получил право баллотироваться в президенты республики неограниченное количество раз. Александр Лукашенко, кроме того, сумел первым в мировой истории утвердиться в качестве кандидата на пост главы государства в рамках конституции этого государства(!). Поэтому сегодня нынешний президент – главный претендент на победу в начавшемся в Белоруссии предвыборном марафоне.

Тем не менее, это не помешало президенту РБ выразить недовольство развернувшемся в стане белорусской оппозиции процессом поиска потенциальных кандидатов на соискание поста главы государства. Лукашенко явно встревожен, правда, не столько этими действиями оппозиционеров, сколько доходящими до него сведениями об умонастроениях и колебаниях в среде правящего класса на фоне попыток международной изоляции республики со стороны Запада и политических событий в Киеве. В силу этих обстоятельств белорусский лидер сейчас вынужден всячески успокаивать верхушку бюрократического аппарата заверениями в том, что украинский и грузинский сценарии на белорусской почве никогда и ни при каких внешних воздействиях реализованы не будут. Александр Лукашенко прямо призвал чиновников не только мобилизовать свои силы, но и сохранять самообладание, поскольку они в «управляемой неразворованной стране» не могут чувствовать себя в чем-то виноватыми перед народом. Президент настойчиво потребовал от своей администрации сделать все, чтобы никто не подумал, что республиканское руководство опасается действий со стороны оппозиции и их западных покровителей. В то же время Лукашенко ясно дал понять окружению, что Белоруссия входит в сложный период.

У многих республиканских руководителей, как можно понять, сложилось мнение, что нынешняя позиция Кремля по отношению к действующему главе белорусского государства является недружественной: Владимир Путин, несмотря на просьбу Лукашенко, уже несколько месяцев уходит от встречи с ним. Отсутствие прямой поддержки России намерениям президента РБ продлить свои полномочия, обеспечить гарантии личному политическому будущему способствуют активному вмешательству Запада в ход президентской избирательной кампании. Последняя фактически началась в Белоруссии в контексте будоражащих часть общества слухов о перенесении выборов президента с 2006 на 2005 год.

Пока постигнуть хитросплетения российской политики по отношению к Белоруссии в Минске так и не смогли. Эффективные и результативные формы воздействия на ближний круг Владимира Путина за все годы его пребывания на посту главы государства белорусской дипломатией так и не были выработаны.  Слабые попытки Минска убедить президентскую администрацию России в отсутствии у Александра Лукашенко политической альтернативы, учитывая «оранжевые» угрозы, не привели к искомым результатам.

Поэтому Лукашенко и его команде не остается ничего другого как идти по пути дальнейшего ужесточения репрессий по отношению к радикальной оппозиции, уголовных преследований не в меру самостоятельных членов директорского корпуса, чистки в рядах спецслужб и военных, административного давления на работников СМИ. Используется и открытое запугивание, в том числе и с помощью таких акций как демонстративный пересмотр законодательства, регулирующего действия специальных войск и служб в период угрозы политической стабильности и конституционному порядку.

Основными задачами президентской администрации РБ считаются окончательная дезорганизация устоявшихся институтов оппозиции и, главное, недопущение возникновения новых политических организаций оппозиционного толка накануне президентских выборов. В этих целях установлены, например, жесткие правила регистрации партийных штабов, которые должны быть выведены из жилищного фонда, а также воздвигнуты практически непреодолимые бюрократические барьеры для создания новых общественно-политических движений и партий, которые не устраивают властные структуры.

Дело в том, что существующие в республике немногочисленные по составу оппозиционные партии и движения так и не смогли заручиться широкой общественной поддержкой, отдельные их лидеры и представители скомпрометировали себя, оказались замешаны в громких скандалах, находились не в ладах с законом (или так это было представлено белорусским гражданам). Новые же (или обновленные) партии и движения, не связанные с политическим опытом и ошибками нынешних оппозиционеров, могут действительно стать притягательными для потенциального протестного электората, для части населения республики, недовольной политикой Лукашенко. Это прекрасно понимают в президентской администрации и намерены всеми силами помешать такому повороту событий.

Кроме того, финансовые ресурсы оппозиционеров минимальны, а легальная иностранная помощь, включая «гуманитарную», из-за принятых в последнее время властями Белоруссии правил оказалась под полным контролем «компетентных органов». Новшеством является прямое указание президента Александра Лукашенко ввести сверхвысокие налоги на любую иностранную помощь неправительственным организациям республики.  Поскольку в организационном плане оппозиционные партии и группы без внешней подпитки функционировать совершенно не могут, то главное сейчас, по убеждению республиканских властей, перекрыть и такой последний канал финансирования, как получение средств оппозиционерами лично в ходе зарубежных поездок.  Поэтому, как следует ожидать, лидерам и членам оппозиционных партий визы выдаваться не будут, выезд за границу для них будет закрыт. В этом свете нельзя совершенно исключать, что накануне президентских выборов будет пересмотрен и безвизовый порядок поездки белорусских граждан в те страны (включая Россию), в отношении которых он действовал.

Меры белорусских властей по ограничению поступления финансовых и материальных ресурсов из-за рубежа призваны также максимально затруднить деятельность независимых средств массовой информации на территории республики. Речь в данном случае идет о последнем аккорде президентской программы, осуществляемой с весны 2003 года, цель которой была официально заявлена как взятие под полный контроль государственного аппарата всех процессов, касающихся полиграфии, издательской деятельности и распространения информационных материалов в Белоруссии. Благодаря поэтапному осуществлению этой программы, в настоящее время в республике налицо абсолютное преобладание государственных СМИ, которые, практически, превратились в элементы единой пропагандистской машины, управляемой президентской администрацией.

В Белоруссии выходит в свет порядка 150 массовых периодических изданий, учредителями которых выступили различные органы исполнительной власти. Огромными для республики тиражами издаются такие официозные газеты и журналы, как «Беларусь сегодня», «Рэспубліка», «Звязда», «Народная газета», «Знамя юности» и «Беларуская думка». Абсолютным рекордсменом в этом плане является «рупор» президентской администрации газета «Беларусь сегодня» («Советская Белоруссия»), тираж которой превышает полмиллиона экземпляров. И это в стране, население которой менее 10 миллионов. В текущем году республиканское руководство решило для государственных СМИ срочно закупить качественное полиграфическое оборудование заграницей, а финансирование этой сделки должен осуществить Эксимбанк Китая.

 Собственно независимых газет, регулярно издающихся большим тиражом, в республике только пять. Причем, если официозные СМИ дотируются из средств государственного (32 издания, объем финансирования по версии министерства информации РБ - 3 миллиарда бел. руб., по другим источникам – более 12 млрд. руб.) и местных бюджетов, а также из фондов правительственных профсоюзов, то  независимая печать существует исключительно за счет собственных или привлеченных (чаще всего иностранного происхождения) средств и доходов от реализации продукции.

Для удушения независимых СМИ используются финансовые рычаги давления в виде высоких налоговых изъятий и штрафных санкций, а также отказ государственных полиграфических предприятий от выполнения заказов на издание независимых печатных изданий. Многие из неправительственных газет и журналов, поэтому, издаются за рубежом (в Смоленске, например), а затем ввозятся на территорию Белоруссии. Все более широкое распространение получил и метод временной (до трех месяцев) приостановки издательской деятельности  независимых СМИ со стороны правительства. Последний оказался в условиях Белоруссии просто губительным для газет и журналов: половина из тех СМИ, работа которых временно приостанавливалась по распоряжению министерства информации РБ, так и не смогли возобновить свою деятельность.

Не следует упускать из виду и того факта, что подписка на правительственные СМИ составляет предмет особой заботы местных органов власти. Независимым изданиям, напротив, все труднее становится попасть в подписной каталог республиканской прессы.

Правящий класс Белоруссии исходит из того, что борьба за сознание людей столь же значима для сохранения собственной власти, как и удержание в руках чиновничества собственности на средства производства. Поэтому президент Александр Лукашенко пару лет назад издал указ, которым, в частности,  возложил на себя непосредственное руководство главным средством воздействия на общественное сознание – республиканским телевидением, что было закреплено в уставе «Белтелерадиокомпании». Независимых общереспубликанских электронных СМИ в Белоруссии нет, областные телерадиообъединения с 2003 г. преобразованы в унитарные предприятия Радио-телецентра. Белорусское руководство решило, что двух государственных телеканалов (Первого национального и ОНТ) в преддверии президентской избирательной кампании недостаточно: к концу текущего года решено наладить вещание третьего республиканского телеканала на базе СТВ (Столичное телевидение).

Впервые белорусский лидер поставил перед республиканским телевидением задачу ориентироваться на зрительскую аудиторию людей среднего и пожилого возраста. Такое указание можно объяснить тем, что белорусская молодежь деполитизирована, не смотрит информационно-политические телепрограммы и на избирательные участки во время предстоящих выборов президента в своей массе, скорее всего, не придет.

Для купирования внешней информационной экспансии со стороны российских телеканалов и радиостанций белорусское правительство все настойчивей проталкивает идею создания под его руководством «Телерадиовещательной компании Союза Беларуси и России». Для нейтрализации политически активных и критически настроенных жителей столицы Белоруссии в Минске власти республики небывалыми темпами развивают кабельное телевидение. Две компании «Космос-ТВ» и «МТИС», находящихся под полным контролем государства, практически монополизировали кабельные телесети Минска и за символическую плату обязались подключить еще 300 000 минчан к программам кабельного ТВ к концу года.

Средства, выделяемые из бюджета Белоруссии на поддержку государственного телевидения, которое выступает в качестве основного пропагандистского оружия созданной идеологической вертикали, растут с каждым годом. По самым осторожным оценкам в 2005 г. на республиканское телевидение планируется израсходовать более 25 млн. долларов США. В этом году в пику «антибелорусским каналам соседних стран, особенно России» (цит. Лукашенко) началась реализация правительственного проекта спутникового телевидения – «Беларусь-ТВ». Объем средств, который предстоит истратить на обслуживание этого проекта, призванного дать отпор, по словам белорусского лидера, всяким инсинуациям, держится в секрете. Более того, президент РБ не удовлетворился информационным завоеванием космоса и недавно объявил о своем решении построить в Минске высотную телебашню (410,4 м), которая обойдется белорусским налогоплательщикам в 88 млн. долларов США.

По версии главы белорусского государства все эти весьма затратные меры, призванные активизировать государственные печатные и, главным образом, электронные СМИ направлены на то, чтобы противостоять усиливающемуся информационному давлению на Белоруссию. На самом деле, как представляется, идеология республиканского руководства, частью которой выступает информационная политика, имеет иное предназначение – обосновать преимущества сложившейся при Александре Лукашенко государственно-политической и экономической системы, оправдать централизованную систему управления и огромные властные и имущественные права и полномочия высшего чиновничества. Сегодня государственный аппарат стремится увести население от осознания действительных проблем белорусского государства, сосредоточить в своих руках все виды потенциальных общественно-политических инициатив, стать политическим и культурным гегемоном.

В сущности, целью такой легитимизирующей идеологии является не только узаконивание господства правящего класса, но и получение социального согласия на него. Поэтому белорусский президент Александр Лукашенко стремится единолично выполнять как роли государственного стратега, главного специалиста по исправлению нарушений со стороны правительства, местной власти, хозяйственных руководителей и распределителя республиканских ресурсов, так и роль политического лидера в деле достижения соглашения с обществом. Именно в силу данного обстоятельства огромные усилия и средства будут в предстоящий период сосредоточены на подготовке и проведении Всебелорусского народного собрания. В этом ключе совершенно справедливой представляется мысль М.А.Бакунина о том, что «правительственный деспотизм никогда не бывает так силен, когда он опирается на мнимое представительство народа».




У Лукашенко появился соперник

Владислав Лосев (Минск)

Февраль текущего оказался богат на политические события в республике, правда, с одной особенностью. Большинство этих событий были интересны или  небольшому кругу их участников или же специалистам-политологам. И все же, как бы там ни было, но оппозиция уже начала свою предвыборную президентскую кампанию. Начался поиск того единственного чуда-кандидата, который сможет одним своим видом привести в трепет «диктатора» Лукашенко и естественно опрокинуть его на предстоящих президентских выборах.

Различные оппозиционные группировки уже назвали своих  возможных кандидатов. В основном это перечень старых оппозиционных лидеров. При этом даже самое беглое знакомство с программными заявлениями  этих соискателей кандидатского статуса способно привести в уныние любого способного хоть немного критически мыслить противника действующего президента. Опять одни и те же «грабли»: лишение государственности русского языка и ликвидация Союза Белоруссии и России («Беларусь у Эўропу»). Да и  что нового, а самое главное реалистичного можно ждать от людей десятилетиями живущих в мире исторических фантазий и политических иллюзий. Порой складывается впечатление, что между властью и лидерами оппозиции существует некая негласная договоренность о разделе политических сфер, в соответствии с которой оппонентам Лукашенко отведена роль прозападных  и антироссийских кликуш, а единственным носителем и гарантом союзнических отношений с Россией является только действующий президент.

На подобные мысли наводят, к примеру, обстоятельства выхода в конце февраля 2005 года на политическую арену недавнего ректора Белорусского государственного университета (БГУ) Александра Козулина, который объявил о намерении создать оппозиционное президенту движение «Воля народа» и возглавить объединенную социал-демократическую партию (предположительное название – Белорусская социал-демократическая партия «Громада»). Новая партия должна возникнуть в результате слияния двух антироссийских партий – Белорусской социал-демократической партии «Народная грамада» и Белорусской социал-демократической Громады (БСДГ). Интересно, что к почину Козулина примкнула бывший депутат белорусского парламента и Парламентского Собрания Союза Белоруссии и России Наталья Машерова.

В свое время Александр Козулин был снят с  поста  ректора БГУ за некие финансовые злоупотребления и махинации. Однако проводившие расследование правоохранительные органы до сих пор не нашли каких-либо серьезных оснований для привлечения Александра Козулина к ответственности. Как бы там ни было, но господин Козулин в свою бытность ректором БГУ вел широкую жизнь этакого магната от образования. Все это естественно вызывало обоснованные подозрения со стороны президента, но Александр Козулин оказался ловким человеком и вышел сухим из воды.

Вообще-то по своим возможностям и при определенных условиях Козулин  может стать серьезной политической  фигурой, так как  лишен (по крайней мере, пока) тех политических пороков, которые присущи всем нынешним оппозиционным деятелям (русофобия и неприятие союза с Россией). Более того, Александр Козулин в свое время сделал немало для утверждения государственности русского языка в Белоруссии. К тому же он один из авторов ныне действующего Закона Республики Беларусь об образовании, в котором закреплена такая важнейшая демократическая норма как свободный выбор языка обучения.  Кроме того, Козулин является почетным профессором Московского государственного университета,  популярен в преподавательской и студенческой среде (т.е. как раз среди наиболее социально активных слоев населения). Пользуется он симпатией и у некоторой части чиновничества (что немаловажно). Таким образом, бывший ректор БГУ имеет необходимую начальную базу для того, чтобы составить в будущем  серьезную конкуренцию Александру Лукашенко, т.к. по крайней мере, теоретически Козулин может стать заметным игроком на интеграционном поле.

Однако бывший ректор с первых же шагов своей политической деятельности стал делать такие заявления, которые при их дальнейшем развитии могут низвести этого в целом перспективного деятеля в разряд обиженных властью политических однодневок. Он начал вести игру по правилам, прописанным антирусской оппозицией, назвав, в частности, государственность русского языка в Белоруссии «одной из главных исторических ошибок Александра Лукашенко».

В борьбе с нынешним президентом окружение Александра Козулина  рассчитывает не только на поддержку студентов, преподавателей, части белорусского чиновничества и деловых кругов, но и на благожелательное отношение со стороны российской политической элиты. В том числе и со стороны государственно-политического руководства России.

В то же время к подобным устремлениям необходимо относится крайне настороженно, так как заверения в любви к России со стороны белорусских оппозиционных  деятелей в большинстве случаев являются не более чем предвыборным трюком.  Российской стороне следует обращать положительное внимание только на  тех соискателей высшей власти в Белоруссии, которые ясно и недвусмысленно будут придерживаться неприкосновенности государственного двуязычия и дальнейшего реального развития союза Белоруссии и России в направлении общей государственности.

Эти два требования должны стать основополагающими для благожелательного отношения российской власти к кому бы то ни было из белорусских политических фигур. В том же случае если необходимые персоналии не появятся на белорусском политическом небосклоне, российской стороне, возможно, придется еще раз внимательно проанализировать возможность поддержки Александра Лукашенко как кандидата на очередной срок президентства. Со стороны России нужна систематическая и активная работа, учитывающая существующие культурно-этнические особенности Белоруссии, которая  не является чужой для России, реальную политическую ситуацию.

Но этой специфики, похоже, не хотят, как представляется, понимать в Кремле и на Смоленской площади. Посольства России в странах СНГ и Прибалтики не ориентированы на исполнение политических функций, на защиту русских и русскоговорящих граждан по внешнему периметру своих границ. Позиция посла России в Минске Александра Блохина выглядит в этом свете довольно странно: при каждом удобном и неудобном случае он подчеркивает отдельность Белоруссии от России, ставя республику в один ряд с Азербайджаном, Узбекистаном или Киргизией. И это происходит, невзирая на то, что большинство белорусских граждан относится к России как к «нашей России». 

В свою очередь и Александр Лукашенко (но уже по другим причинам) продолжает наращивать усилия в сторону изоляционизма от России.  Эта губительная для Белоруссии тенденция проявляется в самых различных сферах: от экономики (стремление вытеснить российских производителей с белорусского рынка) и энергетики (пресловутая энергетическая безопасность – замена газа на местные ресурсы (опилки, торф), подготовка общественного мнения к строительству АЭС) до  средств массовой информации (директивное установление для ФМ-радиостанций 75% доли обязательного вещания музыки белорусских авторов, российская музыка также отнесена к разряду зарубежной (?!). Все это выглядит нелепо и глупо, а радиостанции вынуждены идти на различные (не будем их раскрывать) ухищрения, чтобы российская музыка присутствовала в эфире (это вопрос не только вкуса, но и прибыли от рекламы).

Подобные указания, но уже со стороны министерства культуры РБ о 50-ти процентной доли белорусских пьес, касаются репертуаров театров. Коллективы театров в отчаянии, так как хорошие пьесы - это уникальное явление, а «поточное» производство по национальному признаку неизбежно ведет к массовой халтуре в драматургии.

Продолжается в Белоруссии и пропаганда против современного российского государства, которое представляется как орудие олигархического капитала, угнетающее собственных граждан. Белорусскому населению внушается мысль, что нужно противостоять «олигархическому империализму», который намерен подчинить себе все постсоветское пространство.

Именно такой подход  определяет во многом и политику нынешнего белорусского руководства в СНГ: заигрывание с Виктором Ющенко (несмотря на намерение последнего  экспортировать «оранжевую революцию» в Белоруссию), февральский визит главы администрации президента РБ Виктора Шеймана в Кишинев и его встреча с политически обанкротившимся президентом Молдавии Владимиром Ворониным. Таким образом, белорусским руководством предпринимаются попытки наладить более тесные отношения с теми из лидеров из СНГ, которые не отличаются дружеским отношением к России.

В связи с этим возникает закономерный вопрос - зачем президенту Белоруссии, которая позиционировала свое намерение строить с Российской Федерацией общее государство, совершать действия, идущие вразрез с интересами России, а, следовательно, вредящие и Белоруссии, так как стратегически интересы этих двух русских (восточнославянских) государств лежат в одном русле. По-видимому, дело в том, что белорусский президент в своих действиях все более руководствуется не заботой о будущем Белоруссии или Союзного государства  (он все же председатель Высшего Государственного Совета), а стремлением бесконечно долго находиться в президентском кресле.

Несомненно, желание такой незаурядной личности как Александр Лукашенко оставаться и впредь влиятельной и заметной фигурой в политике (и не только белорусской) вполне объяснимо. Только воплотить это намерение можно  разными путями.

Один из них – это создание в Белоруссии замкнутого авторитарного режима с «обороной по всем направлениям». С учетом  изменений произведенных в белорусской конституции (референдум 17 октября 2004 года) этот путь может показаться Александру Лукашенко наименее обременительным. Однако его кажущаяся простота почти неминуемо может обернуться ловушкой как для самого Лукашенко (северокорейский вариант вряд ли сможет долго просуществовать в Белоруссии), так и стать пагубным для формирования в республике правящего класса, учитывающего долговременные интересы России.

Вместо геополитического продвижения (пусть и в рамках Союзного государства) в западном направлении к своим естественным историческим рубежам перед Россией может открыться перспектива появления недалеко от Смоленска неустойчивого и недружественного режима с неопределенным будущим. Важно подчеркнуть, что именно в таком ходе событий весьма заинтересованы  (несмотря на официальную жесткую критику политики Лукашенко) Соединенные Штаты и их западнославянский вассал – Польша. Их правящие круги рассчитывают, что после устранения от власти Лукашенко (например, с помощью «бархатной революции») они смогут посадить в кресло президента Белоруссии своего ставленника и окончательно оторвать Белоруссию от России.

Другой путь – это реальное сближение России и Белоруссии. Конечно, нынешнюю российскую элиту Лукашенко по ряду причин не устраивает, но стратегические интересы должны быть все же выше личных пристрастий. Александру Лукашенко (если ему не будет найдена достойная замена) надо четко дать понять, что не только для Белоруссии, но и для него лично выгодно незамедлительно пойти на ускорение объединительных процессов, и что только в этом случае он сможет остаться перспективной политической фигурой. В любом случае до президентских выборов 2006 года необходимо попытаться найти точки соприкосновения в рамках подготовки и принятия Конституционного Акта Союзного государства, иначе в недалеком будущем для России и Белоруссии могут возникнуть серьезные проблемы.




Почему бастуют белорусские предприниматели?

ПРАЙМ-ТАСС, 2 марта 2005

Белорусские индивидуальные предприниматели, основным бизнесом которых на протяжении многих лет является челночный ввоз товаров из России для продажи на вещевых рынках страны, как и элита белорусского бизнеса – промышленники и средний бизнес – оказались не готовы к тому, что их страна перешла с начала 2005 г в торговле с Россией новый принцип уплаты НДС – в стране назначения. Когда пришло время уплачивать первые в этом году налоги, оказалось, что кроме единого налога /около 150 долл в месяц/ предприниматели должны заплатить 18 проц НДС от суммы реализации российских товаров. Раньше, когда страны применяли во взаимной торговле принцип страны происхождения товара, этот налог уплачивался в российский бюджет, а теперь он должен быть уплачен в бюджет Белоруссии. Получается, что, покупая товары в России фактически по той же цене, предприниматели в своей стране должны заплатить с его реализации новый налог.

Белоруссия и Россия начали применять принцип уплаты косвенных налогов в стране происхождения в 2000 г, поскольку создавали единое таможенное и экономическое пространство. Однако затем Белоруссия неоднократно заявляла о своем желании вернуться к принципу уплаты НДС и акцизов в стране назначения, ссылаясь на огромные потери бюджета. За 5 лет эти потери, по оценкам белорусской стороны, составили около 1 млрд долл. Сейчас белорусский бюджет снова стал получать НДС от торговли с Россией, но положение импортеров российских товаров ухудшилось.

Все в Белоруссии, кто торгует с Россией, столкнулись с массой проблем. Те же предприниматели – получается, что им нужно повышать цены, чтобы возместить свои потери, но будет ли их товар конкурентоспособным? С другой стороны, как отмечают эксперты в Минске, есть, что называется, и мирное решение их проблем. Так, сегодня предприниматели, которые ввозят и продают товары из России, уплачивают единый налог с коэффициентом 1,5. Предпринимательские структуры предлагают вести диалог с правительством с тем, чтобы убрать этот коэффициент и уплачивать НДС в соответствии с новыми правилами налогообложения, однако сами предприниматели намерены добиваться именно отмены НДС.

Вице-премьер белорусского правительства, который вышел во вторник к бастующим предпринимателям, предложил им прекратить акцию протеста и принять предложение правительства создать согласительную комиссию, которая выработала бы предложения по совершенствованию механизма уплаты НДС. А.Кобяков предложил также организовать оптовые рынки потребительских товаров на территории страны с тем, чтобы у предпринимателей не было необходимости ездить за ними в Россию и уплачивать НДС.

Примечательно, кстати, что речь не идет о российских товарах как таковых. Предприниматели ввозят в Белоруссию в основном китайский и турецкий ширпотреб, бытовую технику и аппаратуру крупнейших мировых производителей. И белорусское правительство давно уже хотело ограничить этот импорт. И Россия, и Белоруссия уже применяют таможенное оформление товаров третьих стран, ввезенных с территории друг друга. Но пока это требование распространяется только на юридические лица. Однако ГКТ Белоруссии недавно озвучил намерение распространить эту меру и на импорт индивидуальных предпринимателей.

То есть фактически белорусскому правительству на руку такая ситуация. Проводя политику стабильного курса нацвалюты, Белоруссия в последние пару лет создала очень выгодные условия для потребительского импорта, поэтому проблема предпринимателей с уплатой НДС может помочь ограничить его поток.

Косвенно эту идею подтвердил журналистам вице-премьер Андрей Кобяков. Говоря о создании оптовых рынков, он сказал, что правительство готово оказывать содействие тем предпринимателям, которые продают дефицитные для страны товары. «Государство здесь готово подставить свое плечо - предложить оптовые базы, чтобы обеспечить нормальный ввоз товаров, таможенную очистку и реализацию индивидуальным предпринимателям, которые продают продукцию, производимую в Белоруссии в недостаточном объеме и ассортименте», - заверил А.Кобяков.

По его словам, такие меры позволят перейти на цивилизованные принципы торговли и уплаты налогов. «Налоги на все ввозимые товары должны оставаться в нашей стране», - подчеркнул вице-премьер. Он категорически заявил, что правительство Белоруссии не отменит НДС для предпринимателей, но подтвердил, что власти готовы решать возникшие у них проблемы путем переговоров. Однако, по его словам, 1 марта бастующие предприниматели никак не отреагировали на предложения правительства и не пришли на переговоры в Минский облисполком, куда их приглашали представители правительства.

По информации А.Кобякова, несколько тысяч предпринимателей из числа тех, которые платят единый налог, уже заплатили НДС от реализации российских товаров. «Этому способствовала разъяснительная работа налоговиков. 28 февраля налоговые инспекции работали до ночи и на утро мне доложили, что поступления суммы единого налога возросли по сравнению с январем на 5,6 проц. Я думаю, люди поняли свой гражданский долг, подтвердили свое решение работать», - сказал вице-премьер, подчеркнув, что правительство готово оказывать содействие предпринимателям, которые будут платить налоги и прозрачно работать.

Предприниматели, в свою очередь, намерены продолжить акцию протеста. Они предъявили ультиматум правительству с требованием отменить уплату налога до 25 марта и намерены продолжать акции протеста каждый день вплоть до этой даты.

В первый день забастовки, 1 марта, акция протеста собрала в Минске по различным оценкам от 2 до 5 тыс человек, а по официальным данным – 3 тыс человек. По данным предпринимательского профсоюза, в Белоруссии насчитывается 186,6 тыс индивидуальных предпринимателей.

Что касается представителей крупного бизнеса в стране, то они после перехода в торговле с Россией на уплату НДС в стране назначения столкнулись с другими серьезными проблемами. Главной из них стал предложенный правительствами стран механизм подтверждения экспорта для получения нулевой ставки НДС у себя в стране. Белоруссия и Россия не осуществляют таможенное оформление во взаимной торговле, так что таможня не может подтвердить экспорт. Поэтому эти функции возложены на налоговые органы.

Получение этого подтверждения занимает много времени, внешнеэкономические партнеры не всегда хотят этим заниматься, и это приводит к вымыванию значительных оборотных средств у предприятий, поскольку они не могут вовремя провести зачет уплаченного НДС.

Об ухудшении деловой среды для производственной деятельности с переходом в торговле с Россией на уплату НДС в стране назначения заявили и представители малого и среднего бизнеса в Белоруссии. «Российские предприятия не хотят заниматься оформлением мелких контрактов (до 10 тыс. долл.) и предлагают приобретать комплектующие в своих оптовых магазинах за наличные деньги. А белорусское законодательство позволяет осуществлять закупки за наличный расчет только индивидуальным предпринимателям», - сказал журналистам вице-председатель Минского столичного союза предпринимателей Александр Калинин. Кроме того, у ряда предприятий малого и среднего бизнеса возникли проблемы с приобретением в России комплектующих и реализацией готовой продукции вследствие ее удорожания.

Рост внутренних цен на российский импорт затронул все категории потребителей в Белоруссии. Он произошел в результате того, что россияне не снизили цены своих поставок на сумму НДС, хотя и перестали уплачивать его в России, а в Белоруссии к этой цене добавились 18 проц. Наиболее показательна в этом плане ситуация с контрактом на поставку газа стране в 2005 г. «Газпром» не снизил цену газа на величину НДС, как того ожидала белорусская сторона. Поставки осуществляются по цене 2004 года - 46,68 долл за тыс куб м. Это вызвало рост цен как непосредственно на газ для внутренних потребителей, так и – по цепочке – на вырабатываемую электроэнергию, продукцию промышленности и другие товары, произведенные с использованием российского сырья и комплектующих.




Минск обиделся на Кремль

Наше мнение, 1 марта 2005

Андрей Суздальцев (Минск)

Несмотря на то, что за последние месяцы Минском была создана масса поводов для разговора с Кремлем – угрозы изменить газовые транзитные платежи, перспективы утверждения Конституционного Акта Союзного государства, традиционные фантазии П. Бородина насчет будущих заседаний Высшего госсовета СГ, намеки на особый союзнический и, одновременно, посреднический статус Минска после прихода к власти в Киеве «оранжистов» и т.п. - разговора так и не состоялось. Москва демонстративно забыла о существовании «верного союзника».

В итоге Минск прочно обиделся. Возможно, что В.Путин этого и добивался. Во всяком случае, накануне встречи в Братиславе, в разгар широкомасштабной антироссийской кампании западных СМИ, белорусский президент не удержался от прямых оскорблений в адрес Кремля: «Все ноют и плачут: Украина не туда пошла, Грузия не туда пошла, Молдова не туда завернула. Так что надо от белорусов?» (19.02.05.), чем конкретно выполнил свой «союзнический долг». После таких слов белорусский президент вполне бы мог оказаться в ряду подписантов адресованной Вашингтону коллективной жалобы на Россию польского, прибалтийского и частично белорусского политического бомонда («Открытое письмо президенту США Джорджу Бушу»).

Кремль, помимо неуклонного наведения порядка с поставками газа, в импорте из Беларуси сахара, с порядком оплаты НДС, приступил к «зачистке» лукашенковского лобби в Москве, что он уже проделал с грузинским. Странно, но в белорусской аналитике до сих пор ожидают рецидива любви между Москвой и Минском на фоне охлаждения отношений с Киевом. До сих пор не ясно, едет ли белорусский президент на празднование победы в Москву, а если едет то, как он будет смотреться на фоне наследников антигитлеровской коалиции (Россия – Великобритания – США). Кроме того, несмотря на реверансы в отношении В. Ющенко, мечты Лукашенко о роли посредника между Москвой и Киевом так и остались мечтами.

Перед Минском – мгла международной изоляции, обвал торговли с Россией (в коридорах власти популярно слово «катастрофа»), сомнительные отношения с единственным «штатным» союзником. Несмотря на невероятно успешный 2004 год, в стране образовалась невиданная потребность в валюте. Адресованное банкам требование привлечь к концу 2005 года в бюджет страны МИЛЛИАРД долларов повергло чиновников экономического блока в состояние шока… 

В феврале в приемных московских и питерских корпораций и банков стали появляться некие гонцы из Минска с проектами невиданного обогащения в духе начала 90-х. Солидные белорусские экономические и банковские «генералы», звеня монистами, активно охмуряли видных представителей российского бизнеса в стиле Лени Голубкова или базарного лохотрона. Когда охмуреж не удавался, то начинали клянчить денег. В долг. К попрошайничеству привлекли и белорусскую диаспору, чем многих в ее среде изрядно обозлили…  Зачем столько денег? Может быть, на первую очередь строительства АЭС собираем? Во всяком случае, на президентскую кампанию надо на порядок меньше.

Между тем белорусская политика постепенно вползает в весеннюю посевную кампанию. К настоящему моменту внутриполитическое поле съежилось до А.Лукашенко и двух-трех общественных инициатив. Оппозиция национальную политическую кампанию так и не начала. Не исключено, что в итоге, под весенним солнышком, чтобы совсем не оказаться за бортом политической жизни, она начнет лихорадочно метаться по политическому полю, пытаясь пристроиться к общественным инициативам, а если удастся, то и перехватить их.

Президент, открыв сезон еще 7 февраля, весь месяц неуклонно наращивал пропагандистский нажим по двум основным направлениям – жесткая антиамериканская кампания и очередная раскрутка собственного образа. До 9 мая базой для кампании властей будет тема празднования 60-летия Победы. Попутно и постепенно, имея конечной целью проведение 3-го Всебелорусского народного собрания, должна подниматься тема «народовластия» и «истинной демократичности» белорусского режима. Осенью кампания сконцентрируется на предвыборной тематике.

В полной боевой готовности находится и второй вариант развертывания политической кампании в текущем году. Он связан с возможностью проведения досрочных президентских выборов. Вероятность подобного сценария властей высока, что косвенно подтверждает постоянное пополнение когорты претендентов на высший государственный пост.

Но главным режиссером будущих президентских выборов в Беларуси, возможно, окажутся США. По причине слабости белорусской политической оппозиции, американцы, скорее всего, будут действовать без политических посредников (т.е. речь не идет об очередном клоне «оранжевой» революции). За поводами для политического вторжения дело не станет. Их, как всегда, предоставит сам Лукашенко.

Какова будет реакция России на начало потенциального политического вторжения Запада? Объективно, открытое политическое вторжение США в Беларусь является исключительно выгодным для администрации В.Путина, так как позволит российскому президенту быстро отмобилизовать и объединить российскую элиту вокруг себя («Враг у ворот!»), укрепить единство федерации и создать благоприятный внутриполитический климат для проведения жестких, но крайне необходимых структурных социальных и экономических реформ.

Переход в отношениях с западными и южными соседями РФ на общепринятые международные стандарты (визовой режим, поставки энергоресурсов и транзит по мировым ценам, адекватные взаимные уступки или запреты для допуска на национальные рынки, исчезновение у российского капитала надежд на равноправное участие в приватизации на просторах СНГ и т.д.) укрепит российский бюджет, окажет благотворное влияние на российского производителя, повернет российские инвестиции на российский рынок и т.д.

Но с другой стороны, несмотря на то, что Москва добьется решения «белорусской проблемы» чужими руками, мир засчитает Кремлю политическое поражение, что будет воспринято в России крайне болезненно.

Беда в том, что Кремлю в Белоруссии некого защищать. В результате кропотливого анализа практической деятельности белорусского руководства за последние десять лет так и не найдено ни одного факта реального союзничества, кроме пустой пропагандистской трескотни в формате «угрозы» жутких «румынских» (!) танковых орд, которые, в принципе, готовы выйти к Смоленску, но «боятся» А. Лукашенко («P.S.» «Панорамы» БТ, 16.02.05). Для иллюстрации можно было бы еще обратить внимание на информацию, распространяемую так называемыми «союзными» СМИ, которые на российские бюджетные деньги исступленно воюют против действующей российской власти, не забывая ставить в пример Москве белорусского президента. Это все равно, как если бы радиостанция «Голос Америки» вдруг начала бы информационную войну против Вашингтона.

В общем, у Кремля в отношении «белорусского вопроса» осталась только одна проблема: объяснить части российского электората, что вместо реальной интеграции Лукашенко повторил «подвиг» Мазепы. Технически это не сложно – две-три недели информационной кампании. Но и А. Лукашенко не спит в шапку, а суетится вокруг своего спутникового канала «Беларусь ТВ». Ему нельзя оставаться без прикрытия с Востока ни на один час – Запад «не добежит», свои сомнут и сотрут в порошок…

Режим готовится. От силы американского давления на белорусские власти зависит перенос выборов с 2006 года на текущий год. Чем быстрее США начнут антилукашенковскую кампанию (не путать с антибелорусской!), тем скорее будет принято решение о досрочных выборах. «Точкой возврата» возможной президентской кампании 2005 года можно условно считать май – начало июня. Позднее нельзя – сразу после празднования 60-летия Победы образ президента-«наследника» славы победителей Второй мировой должен приобрести законченную форму.

Однако во время массового летнего выхода горожан и сельчан на поля и огороды удержать главную политическую «фигуру» в центре электорального внимания будет сложнее. «Огородный» фактор всегда учитывался специалистами администрации президента, так как традиционно перед белорусскими государственными политтехнологами стоит задача не получения в результате выборов максимальной электоральной поддержки (с этим и так справится осыпанный наградами ЦИК), а в том, чтобы заранее убедить каждого белоруса в реальности будущего фантастического итога подсчета бюллетеней. Но нельзя забывать, что в этом году у президента, кроме 9 мая, будет подстраховка – 3-е Всебелорусское народное собрание.

Пока ясно одно: без Москвы Лукашенко перед Западом не устоит. Но просить помощи у Кремля он не хочет. Минск слишком заигрался в собственную идеологическую непогрешимость, политическую и экономическую независимость. Поэтому перед белорусским руководством стоит задача любыми средствами втянуть Москву в конфронтацию с Западом из-за Беларуси. (Белорусский президент действительно уверен, что он и Беларусь суть одно и тоже.) В конфронтации великих держав содержится залог выживаемости белорусского правящего класса. Отсюда и причина весьма прохладного отношения белорусских государственных СМИ к итогам саммита в Братиславе. А. Лукашенко ждал от российско-американской встречи публичной обиды В. Путина, ожесточения сторон, международного скандала.

Но не исключено, что Запад так и ограничится риторикой Дж. Буша. Так в прошлом не раз и происходило. Причин такой пассивности может быть множество, вплоть до неожиданного воздушного рейда ВВС США на иранские ядерные объекты…

(статья дана с сокращениями)




Нет границы — нет убежища

Белорусский рынок, 28 февраля - 7 марта 2005 

Юрий Орехов

Россия отказала бывшему руководителю депутатской группы “Республика” Сергею Скребцу в предоставлении политического убежища. Отказ мотивирован тем, что Россия и Беларусь являются участниками соглашения о безвизовом пересечении границы.

Незадолго до истечения депутатских полномочий, а точнее, 21 октября, тогда еще действующий руководитель группы “Республика” обратился с официальным письмом к президенту России Владимиру Путину с просьбой предоставить политическое убежище. Поиски убежища именно в России политик объяснял намерением оставаться в белорусской политике.

С.Скребец написал российскому президенту о политическом давлении, проявившемся в возбуждении уголовного дела по обвинению в создании преступной группы и выманиванию кредитов. Тем более во время, когда С.Скребец возглавлял представительство российской фирмы “БелБабаевское”.

“Я не совершал никаких противоправных действий, преследуемых в уголовном порядке, считаю себя невиновным, а уголовное дело, возбужденное в отношении меня, — политически мотивированным за мою активную гражданскую, общественную и депутатскую деятельность в составе группы ”Республика" Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, руководителем которой я являюсь в настоящее время. Наша депутатская группа выступила против референдума и считает вопрос, выносимый на него, не соответствующим Конституции. Мы выступаем против третьего срока Лукашенко. В сентябре 2004 года меня незаконно сняли с регистрации в кандидаты в депутаты Национального собрания третьего созыва. В городе Лида, где я выбираюсь, “исчезли” дома избирателей, которые поставили за меня свои подписи. На этом основании меня лишили регистрации. В ноябре истекает срок моих полномочий, но уже сегодня в мой адрес звучат угрозы, что за сопротивление режиму Лукашенко я сразу же буду посажен в тюрьму", — писал тогда белорусский парламентарий российскому президенту.

Еще одним мотивом поиска политического убежища в России С.Скребец назвал опасения за свою жизнь и жизнь своей семьи.

Ждать ответа пришлось долго. Наконец он последовал из Администрации президента России: “В соответствии с положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденным указом президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746, политическое убежище Российской Федерацией не предоставляется лицам, прибывшим из страны, с которой РФ имеет соглашение о безвизовом пересечении границ. Россия и Беларусь являются участниками такого соглашения”.

“Это формальный отказ, — сказал в интервью ”БР" С.Скребец. — Попросив политическое убежище, я хотел избежать обвинений в том, что пытаюсь убежать от уголовного дела, которое висит на мне до сих пор. Мне кажется, Москва пока не хочет ссориться с Минском, — отсюда и такое решение".

Но бежать в дальнее зарубежье в поисках убежища политик не намерен. Достаточно давно ходят разговоры о том, что одна из структур Европейского Союза предлагает бывшему депутату стать руководителем департамента, отвечающего за европейские инвестиции в Беларусь. С.Скребец не стал скрывать: “Вы недалеки от истины”.

Как говорят, не в Россию, так в Европу.




Пути развития белорусского экспорта

БелТА, 12 марта 2005

Интервью заместителя начальника управления поддержки экспорта - начальника отдела содействия экспорту и инвестициям МИД РБ Василия Гущика

Министерством иностранных дел совместно Национальной академией наук, другими органами государственного управления разработан и внесен на рассмотрение правительства проект концепции Национальной программы развития экспорта на 2006-2010 годы. В документе определена стратегия развития внешней торговли Беларуси на среднесрочную перспективу.

Стимулирование экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции с высокой долей добавленной стоимости - одна из главных задач развития внешней торговли Беларуси на среднесрочную перспективу. В проекте концепции Национальной программы развития экспорта на 2006-2010 годы предусмотрен комплексный подход по развитию производства и увеличению экспорта такой продукции, отметил собеседник.

Сегодня недостаточно оценивать только показатели по экспорту, импорту и товарообороту. Важно видеть, что скрывается за ними. Если в производстве единицы экспортной продукции содержится значительная импортная составляющая, то здесь об эффективности и валютоокупаемости экспорта говорить не приходится. В свою очередь это влияет на сальдо внешней торговли. Например, если при отверточной сборке компьютеров в стоимости готовой продукции до 95% составляют импортные комплектующие, то развитие такого производства вряд ли должно стимулироваться, потому что оно приносит малый доход государству. Развивать же необходимо выпуск и экспорт изделий с высокой долей добавленной стоимости. Производство продукции, где 20-30% и более добавленной стоимости, обеспечит и зарплату для работников, и налоги в бюджет, и прибыль предприятия. А это, как правило, наукоемкие и высокотехнологичные изделия, на выпуск и поставки которых и делается акцент.

Развитие экспорта, создание "прорывных" его направлений невозможно без инвестиций в основной капитал. Как показывает мировая практика, для простого воспроизводства объем инвестиций должен составлять не менее 22% от объема ВВП, а расширенное воспроизводство требует 28% и более. Поэтому необходимо создать такие налоговые условия, чтобы у предприятий была возможность получать прибыль, направлять доходы от прироста экспорта и объемов выпуска продукции на модернизацию производства. Вот тогда мы действительно получим новые технологии, отметил Василий Гущик.

Подходы к разработке Национальной программы развития экспорта на 2006-2010 годы обсуждались в январе, а проект концепции программы - в феврале текущего года на заседаниях Межведомственного совета по развитию экспорта. На них были рассмотрены вопросы более эффективного использования имеющихся у республики возможностей, в том числе расширение участия малого бизнеса в технологическом цикле или производстве экспортной продукции. "Небольшие предприятия могут очень эффективно работать и дополнять крупные производства, выполняя конкретные функции: проводить маркетинг рынков или консультации, выпускать комплектующие, разрабатывать технологии по производству новых изделий, агрегатов, узлов. Поэтому необходимо приблизить малый бизнес к нашим большим предприятиям", - сказал представитель Министерства иностранных дел.

Следующий аспект, который учитывается при разработке программы, - это определение приоритетных направлений развития экспорта. Не все отрасли имеют равные шансы для существенного наращивания поставок своей продукции за пределы страны, а тем более, не каждая из них может стать "прорывной". Но, например, предприятия деревообрабатывающей промышленности должны работать более эффективно. "Располагая возобновляемыми природными ресурсами, мы должны эти ресурсы использовать эффективнее, чтобы глубина их переработки была максимальной", - пояснил собеседник.

Развивать сотрудничество с ЕС и другими странами предстоит не только по схемам, предусматривающим работу с давальческим сырьем, но и включаясь в мировое разделение труда. "Проще говоря, надо изготавливать то, что у нас хорошо получается для крупных мировых производителей, - говорит Василий Гущик. - Например, завод "Белкард" выпускает карданные валы нового типа повышенной прочности. Вот такой продукт необходимо поставлять для MAN, Mersedes, IVECO и других. Предприятиям предстоит экспортировать не только готовую продукцию в виде машин, но и узлы, агрегаты и комплектующие".

Дальнейшее развитие экспорта должно сопровождаться снижением налогового бремени на производителей. В программе развития экспорта на предстоящую пятилетку будет намечен план соответствующих мер и обозначены конкретные сроки их реализации.

Актуальными направлениями программы по развитию экспорта должны стать "вопросы освоения новых рынков, особенно растущих рынков развивающихся стран, а также создание совместных компаний и развитие сборочных производств", - отметил собеседник.

Важным вопросом является проблема финансовой поддержки экспорта. По словам Василия Гущика, "стоит задача создать эффективную систему такой поддержки". Это касается проведения выставок и ярмарок, организации информационной работы по сопровождению внешнеэкономической деятельности, оказания услуг по маркетинговому исследованию рынков. Особое внимание в этой связи обращено на ускорение становления Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен. Опыт работы подобных зарубежных структур показывает, что на первом этапе они должны финансироваться из бюджета. "Затем, встав на ноги, НЦМКЦ сможет оказывать полноценные услуги по маркетингу, исследованию рынков и конкретных товаров или услуг, что позволит перейти ему на самоокупаемость", - пояснил собеседник. Начало работы центра уже заложено: создана информационная база по тендерам и товаропроводящей сети, ведется работа над организацией базы по конъюнктуре цен на производимые в республике и импортируемые товары. "Мы подошли к пониманию того, что центр тяжести по маркетинговым исследованиям зарубежных рынков должен быть перенесен с предприятий на отрасли. Именно в штабе отрасли необходимо сосредоточить эту работу.

Проведение маркетинга должно стать главным направлением деятельности для отраслевых министерств и концернов, по результатам выполнения которого должна оцениваться работа государственного органа управления. Тогда и информационная база данных "Конъюнктура цен на производимые в Республике Беларусь и импортируемые товары", создаваемая по поручению правительства Национальным центром маркетинга и конъюнктуры цен, будет востребована и поддержана отраслями. Это направление также найдет отражение в разрабатываемой программе", - сказал Василий Гущик.

Концептуальные подходы к разработке Национальной программы развития экспорта на 2006-2010 годы определяются исходя из результатов реализации аналогичной программы на предыдущий пятилетний период. В настоящее время Министерство иностранных дел совместно с Национальной академией наук проводит всесторонний анализ выполнения программы развития экспорта на 2000-2005 годы. "Наша задача - сделать анализ основных тенденций, выявить, что происходит. Ведь очень важно, чтобы за валом мы не потеряли экономическую составляющую экспорта", - пояснил собеседник.

Произведенный расчет основных показателей и оценка тенденций четырех прошлых лет показывает, что экономика республики позволяет при планах на пятилетку в 1,5 раза увеличить ВВП Беларуси, обеспечить рост экспорта в 1,5-1,6 раза. Это примерно 7-8% годовых. Естественно, нас не могут устраивать такие цифры, потому что правительство ставит задачу существенного наращивания экспорта, его темпы роста должны опережать увеличение объемов промышленного производства в республике. Для этого предстоит сделать очень многое. В первую очередь, чтобы достичь более высоких показателей по экспорту, нужно принять очень предметные и понятные меры, создающие условия для этого наращивания.

В концепции Национальной программы развития экспорта на 2006-2010 годы нашли отражение и принципиально новые подходы к развитию экспорта, соответствующие современным требованиям и особенностям нового среднесрочного периода: расширение Европейского союза, предстоящее вступления Беларуси в ВТО, новые тенденции в сфере региональной интеграции и другие.

"Таким образом, согласно концепции развитие белорусского экспорта базируется на повышении доли продукции и услуг с высокой добавленной стоимостью, высокотехнологичной и наукоемкой продукции, в общем, его объеме, освоении новых растущих рынков, совершенствовании экспортной инфраструктуры, создании системы стимулирования экспорта", - сказал Василий Гущик.

В отличие от действующей программы развития экспорта проектом концепции предусматривается создание механизма ежегодной корректировки программных параметров. Предполагается обязательно включать в ежегодные мероприятия по созданию условий развития экспорта таких разделов как: освоение и поставка на экспорт новых видов продукции, совершенствование системы стимулирования экспорта, выделение новых перспективных рынков сбыта и меры по их освоению, подготовка кадров маркетинговых служб белорусских предприятий и разработка планов развития экспортной инфраструктуры. Кроме того, планируется осуществлять научное сопровождение развития внешней торговли.




Вымирающая деревня

Вечерний Минск, 2 марта 2005

Анатолий Прищепов

За последние полтора десятилетия рождаемость в Беларуси снизилась почти вдвое. Ученые Гомельского государственного университета им. Франциска Скорины — профессор Д.Г.Лин и ассистент одной из кафедр этого вуза С.Д.Предыбайло в белорусском журнале “Наука и инновации” опубликовали большую статью, посвященную актуальным демографическим проблемам Беларуси. Она интересна и данными проведенных исследований, и смысловыми акцентами.

В дореволюционный период крестьяне в России были вынуждены уходить с насиженных мест в город в поисках заработка. С образованием СССР значительную часть сельских эмигрантов составили люди, бежавшие от предпринимаемых советской властью вынужденных мер (хлебозаготовок, коллективизации, индустриализации) и связанного с ними голода.

Что же сегодня побуждает жителей села уходить с насиженных мест? Преимущества города в уровне материального благосостояния, в условиях труда, быта и культуры, в возможности саморазвития и самореализации.

Интересны следующие цифры, приводимые гомельскими экономистами. Самое большое число сельчан на территории Беларуси было зафиксировано в начале 1941 года — 7 млн. 123 тыс. человек. К 2001 году эта цифра уменьшилась на 4 млн. 100 тыс. человек, или в 2,3 раза. С такой интенсивностью не снижалась численность сельских жителей ни в одной из республик Советского Союза.

Миграция сельского населения в город порождает много социальных проблем. Во-первых, из деревни уходили и уходят самые образованные и квалифицированные люди, т.е. происходит своеобразная интеллектуальная селекция сельчан. Во-вторых, рост “земельной” нагрузки на трудоспособное население из-за того, что становятся безлюдными деревни, на сей день еще полностью не компенсируется механизацией труда. И, наконец, происходит деформация возрастной и половой структуры сельских жителей: на селе мало молодых людей и много пожилых; меняется количественное соотношение мужчин и женщин. Последнее обстоятельство побудило гомельских экономистов провести более детальные исследования ввиду слабой изученности этой проблемы в нашей республике.

Исследования показали: процесс миграционного деформирования половозрастной структуры на селе начался на рубеже 1950-х годов (преимущественно это те, кто родился в 1944 — 1946 гг.) и продолжается с убывающей интенсивностью теперь. То, что меняется половая структура населения, вызываемая разноскоростной миграцией мужчин и женщин из села, — явление уникальное, характерное не только для послевоенного периода советской деревни, но и для нашего времени. Такое изменение структуры населения — процесс нежелательный, так как возникают препятствия для нормального формирования семей и воспроизводства населения.

В природе так устроено, что численность рождаемых мальчиков на 4—5 % превышает численность новорожденных девочек. Однако со временем к 30—40-летнему возрасту общая численность мужчин и женщин в целом в обществе выравнивается, и потом число женщин в конкретном поколении становится преобладающим. Причины этого хорошо известны: участие мужчин в военных конфликтах, травматизм, вредные привычки...

Однако отток мужчин и женщин из села на этом фоне имеет свои принципиальные различия. Отток женщин происходит в одну стадию: преимущественный возраст мигранток составляет 17 лет — это момент окончания средней школы. У мужчин же миграция в город происходит преимущественно в две стадии — в возрасте 17 и 22 лет, т.е. и после окончания службы в армии. Но, несмотря на это, абсолютное число женщин, которые покидают сельскую местность, всегда выше. Таким образом, наблюдается своеобразная половая селекция сельских жителей.

Истоки всего этого кроются главным образом в различной престижности сельского труда. Профессия механизатора для мужчин всегда была более престижна, чем традиционная для женщин профессия животновода или полевода с пока еще низким уровнем механизации и тяжелым физическим трудом. Кроме того, возможности женщине трудоустроиться в других сферах на селе значительно меньше. Поэтому многие представительницы “слабого” пола осознанно выбирают город, их не останавливает даже тот факт, что перспектива создать полноценную семью в городе менее реальна. Выход из этой ситуации авторы исследований видят в дополнительных рабочих местах для деревенских тружеников, например, в организации предприятий по переработке сельхозпродукции.

Гомельские ученые приводят такие цифры. С 1993 года общий естественный прирост населения в республике стал отрицательным, т.е. смертность превысила рождаемость; хотя динамика естественного прироста населения в городской и сельской местностях имеет свои особенности. Для жителей села показатель естественного прироста стал отрицательным еще в конце 1970-х годов. До 1996 года для горожан естественный прирост был положительным, и только в 1997 году смертность в городе превысила рождаемость.

Надо заметить, что рождаемость в Беларуси падает с 1986 года. Например, в 2002 году число рождений на 1000 жителей республики было около 9, в то время как, например, в 1986 году число рождений составляло свыше 17. Т.е. за 16 лет рождаемость снизилась почти вдвое. Смертность, начиная с 1960 года, проявляет общую тенденцию к увеличению. Хотя бывали и кратковременные всплески обратного характера. Скажем, в 1986 году в нашей республике на 6,6 тысячи человек родилось больше и на 10,2 тысячи умерло меньше. В свое время этот феномен считался ярким доказательством успехов перестройки.

Картина сокращения численности населения Беларуси по регионам сегодня такова. Самая низкая скорость сокращения численности характерна для Брестской области (1,32% в год), средняя — для Минской (1,69%), Гомельской (1,84%) и Гродненской (2,2%), и высокая — для Витебской (2,71%) и Могилевской (2,65%) областей.

Во многих европейских странах практиковались денежные выплаты семьям за рождение детей. Но вслед за повышением рождаемости наступал спад. Этот эффект получил название “календаря рождения” — общее число рожденных не менялось, просто женщина реализовала свои репродуктивные намерения раньше.

От одной четверти до одной трети белорусских женщин готовы посвятить себя целиком воспитанию нескольких детей. Но при этом они, как правило, выдвигают три основных условия: экономическая независимость (высокие пособия на себя и детей), полноценное признание своего нелегкого воспитательного труда со стороны общества (включая государственные награды, страхование на случай болезни, достойную пенсию), достаточно “открытая”, как у всех простых людей общества, жизнь (возможность “выйти в люди” — в кино, в театр, на экскурсию, в гости и т.д.).

Ведущие российские ученые-демографы, например, предлагают ряд государственных мер, позволяющих достичь оптимальной численности населения в стране. Прежде всего, женщине необходим полугодовой предродовый (полностью оплачиваемый) отпуск в санаторно-курортных условиях. А после рождения ребенка — трехлетний полностью оплачиваемый отпуск и возможность пользоваться широкой сетью детских консультаций и лечебно-профилактических учреждений. Необходимо также обеспечить женщинам возможности работать семь лет с половинной рабочей неделей при полной оплате либо с половинной оплатой, но с достаточно высоким пособием на ребенка; вторую половину недели женщина сможет посвятить ребенку дома, в саду, в школе.

Но нельзя, чтобы подобные мероприятия по увеличению численности населения за счет рождаемости были слишком сильны, предупреждают исследователи. В противном случае поначалу возможен очень резкий подъем рождаемости, а затем обязательно наступит спад. То есть, возникнет основа для так называемых демографических волн, крайне нежелательных в экономическом смысле. Ведь создаваемая ими неравномерность развития экономики будет ощущаться на протяжении нескольких последующих поколений. Меры должны приниматься постепенно, чтобы к ним не было привыкания...



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ