Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №119(15.03.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
СЕРБИЯ И ЧЕРНОГОРИЯ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Пути развития белорусского экспорта

БелТА, 12 марта 2005

Интервью заместителя начальника управления поддержки экспорта - начальника отдела содействия экспорту и инвестициям МИД РБ Василия Гущика

Министерством иностранных дел совместно Национальной академией наук, другими органами государственного управления разработан и внесен на рассмотрение правительства проект концепции Национальной программы развития экспорта на 2006-2010 годы. В документе определена стратегия развития внешней торговли Беларуси на среднесрочную перспективу.

Стимулирование экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции с высокой долей добавленной стоимости - одна из главных задач развития внешней торговли Беларуси на среднесрочную перспективу. В проекте концепции Национальной программы развития экспорта на 2006-2010 годы предусмотрен комплексный подход по развитию производства и увеличению экспорта такой продукции, отметил собеседник.

Сегодня недостаточно оценивать только показатели по экспорту, импорту и товарообороту. Важно видеть, что скрывается за ними. Если в производстве единицы экспортной продукции содержится значительная импортная составляющая, то здесь об эффективности и валютоокупаемости экспорта говорить не приходится. В свою очередь это влияет на сальдо внешней торговли. Например, если при отверточной сборке компьютеров в стоимости готовой продукции до 95% составляют импортные комплектующие, то развитие такого производства вряд ли должно стимулироваться, потому что оно приносит малый доход государству. Развивать же необходимо выпуск и экспорт изделий с высокой долей добавленной стоимости. Производство продукции, где 20-30% и более добавленной стоимости, обеспечит и зарплату для работников, и налоги в бюджет, и прибыль предприятия. А это, как правило, наукоемкие и высокотехнологичные изделия, на выпуск и поставки которых и делается акцент.

Развитие экспорта, создание "прорывных" его направлений невозможно без инвестиций в основной капитал. Как показывает мировая практика, для простого воспроизводства объем инвестиций должен составлять не менее 22% от объема ВВП, а расширенное воспроизводство требует 28% и более. Поэтому необходимо создать такие налоговые условия, чтобы у предприятий была возможность получать прибыль, направлять доходы от прироста экспорта и объемов выпуска продукции на модернизацию производства. Вот тогда мы действительно получим новые технологии, отметил Василий Гущик.

Подходы к разработке Национальной программы развития экспорта на 2006-2010 годы обсуждались в январе, а проект концепции программы - в феврале текущего года на заседаниях Межведомственного совета по развитию экспорта. На них были рассмотрены вопросы более эффективного использования имеющихся у республики возможностей, в том числе расширение участия малого бизнеса в технологическом цикле или производстве экспортной продукции. "Небольшие предприятия могут очень эффективно работать и дополнять крупные производства, выполняя конкретные функции: проводить маркетинг рынков или консультации, выпускать комплектующие, разрабатывать технологии по производству новых изделий, агрегатов, узлов. Поэтому необходимо приблизить малый бизнес к нашим большим предприятиям", - сказал представитель Министерства иностранных дел.

Следующий аспект, который учитывается при разработке программы, - это определение приоритетных направлений развития экспорта. Не все отрасли имеют равные шансы для существенного наращивания поставок своей продукции за пределы страны, а тем более, не каждая из них может стать "прорывной". Но, например, предприятия деревообрабатывающей промышленности должны работать более эффективно. "Располагая возобновляемыми природными ресурсами, мы должны эти ресурсы использовать эффективнее, чтобы глубина их переработки была максимальной", - пояснил собеседник.

Развивать сотрудничество с ЕС и другими странами предстоит не только по схемам, предусматривающим работу с давальческим сырьем, но и включаясь в мировое разделение труда. "Проще говоря, надо изготавливать то, что у нас хорошо получается для крупных мировых производителей, - говорит Василий Гущик. - Например, завод "Белкард" выпускает карданные валы нового типа повышенной прочности. Вот такой продукт необходимо поставлять для MAN, Mersedes, IVECO и других. Предприятиям предстоит экспортировать не только готовую продукцию в виде машин, но и узлы, агрегаты и комплектующие".

Дальнейшее развитие экспорта должно сопровождаться снижением налогового бремени на производителей. В программе развития экспорта на предстоящую пятилетку будет намечен план соответствующих мер и обозначены конкретные сроки их реализации.

Актуальными направлениями программы по развитию экспорта должны стать "вопросы освоения новых рынков, особенно растущих рынков развивающихся стран, а также создание совместных компаний и развитие сборочных производств", - отметил собеседник.

Важным вопросом является проблема финансовой поддержки экспорта. По словам Василия Гущика, "стоит задача создать эффективную систему такой поддержки". Это касается проведения выставок и ярмарок, организации информационной работы по сопровождению внешнеэкономической деятельности, оказания услуг по маркетинговому исследованию рынков. Особое внимание в этой связи обращено на ускорение становления Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен. Опыт работы подобных зарубежных структур показывает, что на первом этапе они должны финансироваться из бюджета. "Затем, встав на ноги, НЦМКЦ сможет оказывать полноценные услуги по маркетингу, исследованию рынков и конкретных товаров или услуг, что позволит перейти ему на самоокупаемость", - пояснил собеседник. Начало работы центра уже заложено: создана информационная база по тендерам и товаропроводящей сети, ведется работа над организацией базы по конъюнктуре цен на производимые в республике и импортируемые товары. "Мы подошли к пониманию того, что центр тяжести по маркетинговым исследованиям зарубежных рынков должен быть перенесен с предприятий на отрасли. Именно в штабе отрасли необходимо сосредоточить эту работу.

Проведение маркетинга должно стать главным направлением деятельности для отраслевых министерств и концернов, по результатам выполнения которого должна оцениваться работа государственного органа управления. Тогда и информационная база данных "Конъюнктура цен на производимые в Республике Беларусь и импортируемые товары", создаваемая по поручению правительства Национальным центром маркетинга и конъюнктуры цен, будет востребована и поддержана отраслями. Это направление также найдет отражение в разрабатываемой программе", - сказал Василий Гущик.

Концептуальные подходы к разработке Национальной программы развития экспорта на 2006-2010 годы определяются исходя из результатов реализации аналогичной программы на предыдущий пятилетний период. В настоящее время Министерство иностранных дел совместно с Национальной академией наук проводит всесторонний анализ выполнения программы развития экспорта на 2000-2005 годы. "Наша задача - сделать анализ основных тенденций, выявить, что происходит. Ведь очень важно, чтобы за валом мы не потеряли экономическую составляющую экспорта", - пояснил собеседник.

Произведенный расчет основных показателей и оценка тенденций четырех прошлых лет показывает, что экономика республики позволяет при планах на пятилетку в 1,5 раза увеличить ВВП Беларуси, обеспечить рост экспорта в 1,5-1,6 раза. Это примерно 7-8% годовых. Естественно, нас не могут устраивать такие цифры, потому что правительство ставит задачу существенного наращивания экспорта, его темпы роста должны опережать увеличение объемов промышленного производства в республике. Для этого предстоит сделать очень многое. В первую очередь, чтобы достичь более высоких показателей по экспорту, нужно принять очень предметные и понятные меры, создающие условия для этого наращивания.

В концепции Национальной программы развития экспорта на 2006-2010 годы нашли отражение и принципиально новые подходы к развитию экспорта, соответствующие современным требованиям и особенностям нового среднесрочного периода: расширение Европейского союза, предстоящее вступления Беларуси в ВТО, новые тенденции в сфере региональной интеграции и другие.

"Таким образом, согласно концепции развитие белорусского экспорта базируется на повышении доли продукции и услуг с высокой добавленной стоимостью, высокотехнологичной и наукоемкой продукции, в общем, его объеме, освоении новых растущих рынков, совершенствовании экспортной инфраструктуры, создании системы стимулирования экспорта", - сказал Василий Гущик.

В отличие от действующей программы развития экспорта проектом концепции предусматривается создание механизма ежегодной корректировки программных параметров. Предполагается обязательно включать в ежегодные мероприятия по созданию условий развития экспорта таких разделов как: освоение и поставка на экспорт новых видов продукции, совершенствование системы стимулирования экспорта, выделение новых перспективных рынков сбыта и меры по их освоению, подготовка кадров маркетинговых служб белорусских предприятий и разработка планов развития экспортной инфраструктуры. Кроме того, планируется осуществлять научное сопровождение развития внешней торговли.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ