Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №121(15.04.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Разговор по душам с директором школы

Апрель 2005., « Ноев ковчег» №4(86)

Динара Мелик-Нубарова

Уже стало традицией раз в год брать интервью у Михаила Татевосова, президента Союза армян Тбилиси и директора известной своими новаторскими традициями 98-й тбилисской русской средней школы имени Саят-Нова. Михаил Семенович, как всегда, откровенен, подчас излишне резок в определениях, убедительно аргументирует свою позицию и, главное, искренне верит в счастливое будущее своей страны.

«Смысл жизни в движении», любит повторять наш собеседник, одновременно подчеркивая, что признает исключительно движение вперед.

— Михаил Семенович, как живет Ваша школа накануне реформирования всей системы образования Грузии, чего Вы лично ждете от реформы и как к ней относитесь?

— Свое положительное отношение к нынешней реформе всех ступеней системы образования я неоднократно озвучивал в выступлениях в прессе и на телевидении. Любая хорошо продуманная и просчитанная реформа – это всегда движение вперед. Тем более, что вся система образования у нас насквозь прогнила, погрязла во лжи и давно держится на круговой поруке, в которую, что самое страшное, вовлечены наши воспитанники. Феноменальный экономический и технологический прорыв таких в недавнем прошлом неразвитых государств, как Сингапур, Таиланд и Гонконг, объясняется, прежде всего, поистине революционным подходом к реформированию образования, объявлением его государственным приоритетом, прописанным красной строкой в бюджете этих стран.

В нашей возрождающейся в муках стране, где приоритетом остается преодоление нищеты и тотальной безработицы, вряд ли в ближайшее время отыщутся средства на финансирование продекларированной реформы, тем более в условиях полной амортизации учебно-материальной базы школ, которая на протяжении последних 15 лет поддерживалась, в основном, за счет нищих средств таких же нищих родителей. И здесь остается уповать разве что на Сороса или Рому Абрамовича. Вот скинутся ребята по миллиарду зеленых, и только тогда прекрасно прописанная на добротной бумаге реформа станет явью. Отдельный разговор о Едином государственном экзамене, введенном в обход экспериментальной фазы во всех вузах страны. Мера, безусловно, прогрессивная, хотя и шоковая. Притом ставящая крест на бесплатном высшем образовании. Как ни прискорбно, оплачиваемое из бюджета образование в обозримом будущем останется привилегией лишь отпрысков из богатых семей, имеющих возможность оплачивать услуги репетиторов по подготовке своих чад к этому самому экзамену. Ну а ребятам из провинции дорога к доступному высшему образованию впредь и вовсе заказана, учитывая уровень преподавания в сельских школах. Как говорится, за что боролись, на то и напоролись. В особенно сложном положении оказались выпускники сотен негрузинских школ, которым предстоит сдавать экзамен по грузинскому языку в объеме грузинской школы, что дополнительно сводит их шансы на поступление к нулю.

— Кстати, Михаил Семенович, какова вообще судьба многочисленных негрузинских школ и какое место отведено им в реформе?

  — На начальной стадии подготовки реформы ее отцами было опрометчиво заявлено, что с 2006 года будет прекращен прием в негрузинские школы, а их в Грузии – русских, армянских и азербайджанских – более четырехсот. Необходимость такой реорганизации объяснялась якобы желанием создать лучшие условия для изучения учащимися негрузинской национальности государственного языка с последующей интеграцией в гражданское общество. Однако заявление не было подкреплено наличием соответствующей учебно-материальной базы и педагогическими кадрами. По сей день районы компактного проживания негрузинского населения испытывают острейший дефицит преподавателей грузинского языка. И откуда там взяться педагогам других предметов, тем более со знанием языка местного населения. Тем более в условиях абсолютной непрестижности педагогической профессии среди молодежи. Именно наша школа по нашей же инициативе стала базой эксперимента по альтернативному, так называемому билингвистическому методу повышения качества преподавания грузинского языка. На протяжении полутора лет мы успешно апробируем методику плавного перевода преподавания ряда предметов на государственный язык. Практика показала, что вполне достаточно перевода преподавания предметов истории и географии Грузии вкупе с углубленным преподаванием грузинского языка с начальных классов, чтобы выпускники негрузинских школ овладели государственным языком в совершенстве. Мы пошли дальше и нашли возможность ввести в учебный план 5-11-х классов в качестве второго иностранного армянский язык. Таким образом, на сегодня мы являемся единственной в Грузии школой с билингвистическим обучением и единственной в мире за пределами Армении неармянской школой, где программно изучается армянский язык. Вместе с тем наша школа была и остается одной из лучших русских школ республики, а наши воспитанники – в числе самых активных участников всех культмассовых мероприятий и интеллектуальных конкурсов, проводимых для учащихся русских школ. Инновационные достижения нашего коллектива получили высокую оценку руководства страны. По распоряжению Президента страны к первому сентября будет сдано в эксплуатацию новое пятиэтажное здание нашей школы – первое в Тбилиси за последние 18 лет. Здание спроектировано и будет оборудовано с учетом евростандартов. И это лучшее подтверждение тому, что наш коллектив уверенно движется вперед и в правильном направлении. Самое поразительное, что, несмотря на широкое освещение нашего опыта в СМИ, ни одна из школ не пришла к нам за советом, предпочитая обреченно сидеть на чемоданах и ждать, когда придут ее закрывать. И потому мы уверены в том, что последней русской школой в Грузии будет наша. А тем, кто заинтересован в сохранении системы русского образования в Грузии, хотел бы посоветовать прочувствовать наши проблемы и помочь нам хотя бы учебниками, положение с которыми в русских школах поистине катастрофическое. По сей день гуманитарная помощь русским школам из России осуществляется по кем-то придуманной хитрой схеме – дай мне боже, что тебе не гоже, когда под государственный заказ к нам поставляются учебники, более чем на половину не соответствующие нашим программам. И пылится эта прекрасно изданная и проплаченная из российской казны макулатура на библиотечных полках, а наши детишки, умницы и умники, из года в год продолжают приобщаться к мировым ценностям и русской культуре по клеенным-переклеенным еще их старшими братьями и сестрами книжкам. И еще факт, не могущий не вызвать недоумения в среде педагогических коллективов русских школ и просто патриотов русской культуры. Факт, что в Тбилиси строится впервые в постсоветский период русская школа, строится в самом центре города, в непосредственной близости от новых комплексов Грузинского патриаршества и резиденции Президента Грузии. Школа, по утверждению Президента Грузии, будет лучшей не только в Грузии, но и на всем Кавказе. И при всем этом к нам абсолютный ноль внимания со стороны ведомств, отвечающих за состояние российско-грузинских отношений и, по идее, заинтересованных в их улучшении. Поневоле складывается уверенность, что кому-то уж очень не хочется признать этот знак доброй воли со стороны Грузии. Только кому?

— Михаил Семенович, как известно, Вы в прошлом году учредили, зарегистрировали и возглавили Международный Союз друзей России. Расскажите, пожалуйста, о целях и приоритетных задачах нового общественного объединения?

— Главной и важнейшей целью нашего объединения является всесторонняя популяризация исторических, культурных и общественных связей народов Южного Кавказа с Россией. Всей нашей деятельностью мы опровергаем навязываемый нам стереотип России как страны-агрессора. Мы воспитаны на великой русской литературе и заповедях столь же великих корифеев грузинской истории, в которых при всем желании не отыщешь и намека на шизоидные обвинения в коварстве и измене. Великие завещали нам вечную дружбу и только в ней видели залог избавления от всех напастей. И наша задача – сделать все возможное, чтобы уберечь молодое поколение страны от скверны, деформирующей молодые души, избавить их от комплекса поиска врага там, где его нет и быть не может. Свободную страну могут построить только свободные от зла и ненависти к соседу люди. Иначе мы все обречены на вечный бег по замкнутому кругу с кинжалами в руках, как в том туземном танце. А свободная и счастливая Европа так и останется призрачным миражем. И жить в ней будут не наши дети. Вся надежда на народ, в котором умных и добрых неизмеримо больше, нежели злых и дураков. Чтобы убедиться в этом, достаточно 9 мая навестить пусть самую глухую грузинскую деревню, где и стар и млад за скорбным столом помянут тех, кто остался вечно юным во имя общей Родины. А родина наша – и та глухая горная деревушка, и русский погост над вечным покоем, и вся наша удивительно красивая планета по имени Земля.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2020 Институт стран СНГ