Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №121(15.04.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Дорогое это дело – депортация

Апрель 2005.,  «Ноев ковчег»№4(86)

Кирилл Привалов

«Было бы идеально, если бы к нам приезжали только представители российских коренных национальностей. Но этого, увы, не происходит. Зато растет приток китайцев...» — констатирует первый заместитель директора Федеральной миграционной службы Юрий Демин.

Сокращение численности экономически активного населения в ближайшие 15—20 лет станет серьезным ограничением экономического роста России. Таковы безрадостные прогнозы Росстата, сделанные по итогам прошедшего года. Экономически активное население сокращается прежде всего за счет уменьшения потока мигрантов — жителей российского происхождения из стран СНГ и Балтии, переселяющихся в Россию. Если такая тенденция будет сохраняться и впредь, к 2050 году при нынешних низких темпах рождаемости население России сократится на треть. С другой стороны, давление на российских работодателей, пользующихся услугами нелегальных иммигрантов, нарастает. С 1 февраля начали действовать поправки в УК, предусматривающие наказание в виде тюремного заключения от двух до пяти лет для юридического лица, не зарегистрировавшего своего работника в срок до трех дней. Ранее были на порядок увеличены штрафы за отсутствие регистрации (до 2500 рублей). О том, как совместить цели ограничения нелегальной иммиграции и задачи привлечения в страну рабочей силы, в интервью «Итогам» рассказал первый заместитель директора Федеральной миграционной службы (ФМС) Юрий Демин.

— Юрий Георгиевич, какие страны являются самыми крупными поставщиками рабочей силы в Россию?

— В 2004 году ФМС выдала документы на оформление более 100 тысяч иностранных граждан из дальнего зарубежья в рамках привлечения иностранной рабочей силы. Самыми крупными странами-поставщиками являются Китай (35.628), Турция (22.808), Вьетнам (17.128), КНДР (8519), Сербия и Черногория (2767), Афганистан (1265)... Если же говорить о странах СНГ, то это Украина (36.152), Молдавия (14.137), Армения (4793), Грузия (3910), Таджикистан (3623)...

— Не получится ли так, что, образно говоря, мигрант будет выглядеть как сидящий на корточках таджик в кавказской папахе, который ест китайскими палочками украинское сало?

— Конечно, было бы идеально, если бы к нам приезжали работать и жить только представители российских коренных национальностей. Но этого, увы, не происходит. Но я бы не стал впадать в меланхолию. Для России многонациональность исконно характерна. У нас всегда было смешение народов. И все они, в сущности, сводятся к общему знаменателю. У нас единая культура, единый менталитет, общее образование, та же самая профессиональная подготовка. Российское общество всегда умело переплавлять в своем национальном тигле другие народы. Поэтому не надо бояться въезда на нашу территорию граждан СНГ. И в то же время необходима осторожная, выверенная политика, направленная на то, чтобы избежать демографических перекосов и обеспечить сохранение национального единства.

— В чем же все-таки состоит функция вашего ведомства: в борьбе с нелегальной иммиграцией или в привлечении в Россию мигрантов?

— Нелегальная иммиграция и трудовая миграция — стороны одной и той же медали. Функцией ФМС является разрешение на занятие трудовой деятельностью. Это рычаг, который позволяет нам регулировать приток трудовой миграции, ограничивая его в тех случаях, когда наносится ущерб нашим национальным интересам, и поощряя, когда это действительно необходимо для развития нашей экономики.

— А в каких отраслях экономики заняты мигранты?

— Если взять статистику по отраслям экономики РФ за период с 1994 по 2004 год, то получится, что в строительстве были заняты 40 процентов мигрантов, в торговле и общепите — 20, в промышленности — 14, в сельском хозяйстве — 6, в коммерческой деятельности и транспорте — по 5 процентов.

— Незаконная иммиграция — это огромные нелегальные деньги. Как вы намерены бороться с «трудовой мафией»? Тем более что немало случаев, когда к незаконной иммиграции были причастны сотрудники правоохранительных органов.

— Сегодня на территории РФ находится, по разным оценкам, от 1,5 до 15 миллионов незаконных иммигрантов. Нам необходимо создать условия для перехода основной части этих людей на легальное положение. Те, кто не захочет этого, должны или покинуть страну, или стать объектом пристального внимания правоохранительных органов и специальных служб. Ключевым элементом станет автоматизированная система регистрации мигрантов. Информация о выданных работодателям и иностранцам разрешительных документах, включая сведения об их регистрации, будет передаваться нами в соответствующие органы. Во-первых, эта система позволит в короткие сроки легализовать большую часть незаконных иммигрантов, вывести их из теневой экономики. Во-вторых, будут минимизированы контакты сотрудников правоохранительных органов с работодателями и иммигрантами, что приведет к снижению уровня коррумпированности.

— Хватает ли у вашего ведомства средств для организации депортации нежелательных мигрантов?

— Дорогое это дело — депортация. В этом году на эти цели в бюджете предусмотрено 55,6 миллиона рублей. Однако пока что не произведено нормативного регулирования расходов, связанных с обеспечением депортации, которая в идеале должна проводиться за счет самого выдворяемого и пригласившего его лица или организации. На практике же все расходы по выдворению оплачиваются из федерального бюджета. И тут выясняется, что еще не предусмотрены, например, расходы по содержанию и питанию иностранных граждан в центрах временного содержания, по приобретению проездных документов. Не говоря уже о медицинских расходах. Будем заполнять эти лакуны в ближайшее время.

— Разве можно говорить об эффективной борьбе с нелегальной иммиграцией на пространстве с безвизовым режимом?

— Можно и нужно. Не случайно количество документов, по которым граждане СНГ могут въехать в Россию, не столь давно было сокращено с восемнадцати до пяти. Это обусловлено и требованиями рационализации, и международными нормами. Конечно, проще было бы ограничить изобилие въездных документов лишь одним — паспортом зарубежного образца. Однако это пока что невозможно.

— За последние 12 лет в Россию переселились более 8 миллионов соотечественников из ближнего зарубежья, которые несколько компенсировали дефицит рабочих рук в нашей стране. А что надо сделать, на ваш взгляд, чтобы активизировать этот процесс?

— Надо законодательным путем обеспечить мигранту возможность комфортно чувствовать себя в России. Без совершенствования законодательства мы не сумеем разрешить ни проблем миграции, ни демографического дефицита. Действующие законы по миграции были приняты, чтобы хоть как-то восполнить пробелы в правовом регулировании этих общественных отношений. С учетом изменяющихся реалий и уже накопленного опыта необходимо их дальнейшее совершенствование. Надо создать такие условия, чтобы трудовые мигранты направлялись именно в те регионы, которые больше всего нуждаются в рабочей силе, — например, не в Москву и Краснодарский край, а в Сибирь и на Дальний Восток. Большую роль в привлечении трудовых мигрантов могут сыграть и губернаторы. Федерация законодательно и финансово должна обеспечить условия для миграции, а реализовывать политику надо на местах.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ