Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №121(15.04.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КИРГИЗСТАН



Начали всплывать черные дела Акаева

02.04.2005. Утро.ру

Сергей Белухин

"Чем больше выясняется, тем больше становится стыдно за те беззакония, что здесь творились"

После смены власти в Киргизии, как и следовало ожидать, началось перераспределение материальных благ. Пока президент Акаев ведет переговоры с новыми властями о защите от уголовного преследования, компании меняют собственников, а попутно на свет выплывают беззакония, которые творили Аскар Акаевич сотоварищи.

Одним из первых веяние перемен ощутил на себе единственный в стране оператор сотовой связи - Bitel. В "смутные" дни его главный офис разгромили и разграбили мародеры, а в среду на все оставшееся имущество был наложен судебный арест. Казахская компания Fellowes претендует на 100%-ную долю в уставном капитале Bitel, но ее акционеры (частные лица, по слухам, связанные с Акаевым-младшим) не хотят уступать фактически давно проданную компанию.

В одночасье сменила хозяина лучшая гостиница Бишкека - 14-этажная "Пинара", принадлежавшая раньше турецкой фирме Muhendeslik. Об обстоятельствах рассказывает новый владелец Руслан Сарымсаков, который уже давно доказал свое право собственности в суде, но все тяжбы перечеркнул своим выступлением президент Акаев. "Я принимал участие в событиях у Белого дома, а на следующий день просто взял милиционера и прокурора и сказал нечестным владельцам - вы должны уйти, - говорит Руслан. - Я уберег ее от разгрома, впустив народных ополченцев. Справедливость восторжествовала только потому, что коррумпированный режим пал, и к власти пришло правительство, которому доверяет народ".

Признаки передела собственности наблюдаются и в районе озера Иссык-Куль - там расположены великолепные санатории и дома отдыха, где наряду с прочими туристами нередко отдыхают и российские граждане. (Кстати говоря, там же находится и здравница Аскара Акаева.) Сегодня атташе генконсульства Киргизии в Екатеринбурге Чынгыз Кубанычбеков заявил, что прокуратура проверяет законность приватизации этих объектов и они могут сменить хозяев. Впрочем, даже в случае деприватизации туристам "ничто не угрожает".

Предприниматели говорят, что без согласия и участия правившего клана вести бизнес в республике было невозможно. "Раньше в Киргизии было только два вида бизнеса - семьи Акаева и тех, кто ходит под семьей. Отнять за бесценок "раскрученный" магазин, отель, заправку - это было обычным делом. Я думаю, все, что творится сейчас - только начало передела", - сказал журналистам анонимный бизнесмен.

А новые власти между тем начали разбираться, что и в каком количестве принадлежит президентской семье. Ревизия финансовых потоков, проходивших через руки Акаева и его приближенных, уже показала, что клан контролировал огромные средства. "Изучением этого занимается Служба национальной безопасности, прокуратура, Минфин и коммерческие банки, - сказал и.о. вице-премьера Данияр Усенов, который курирует экономический блок. - Какие потоки и откуда они текли, будем разбираться. Там и спирт, и бензин, и телевидение, и сотовая связь. Чем больше выясняется, тем больше становится стыдно за те беззакония, что здесь творились".

Продолжая свою мысль, Усенов высказался за полномасштабную проверку собственности бывшего президента. С Усеновым солидарен и глава нового правительства Киргизии Курманбек Бакиев. Он заявил, что для решения имущественных споров будет создана специальная государственная комиссия. Будем надеяться, что ее члены поведают миру, каким образом ученый-математик, член-корреспондент Академии наук, и его друзья и родственники оказались хозяевами половины киргизской экономики. Впрочем, в чистоте рук тех, кто оплатил "тюльпановую революцию", тоже есть большие сомнения...

Между тем сегодня Акаев вновь подтвердил, что готов вернуться в Киргизию, если ему будут предоставлены гарантиии безопасности. Если же новая киргизская власть не сделает этого, то у него в запасе есть запасная родина. Акаев пообещал остаться в России "Россия всегда была второй родиной. Здесь родились двое моих детей", - сказал он.

Политик также поведал, кто организовал его свержение. "Власть, которая сейчас пришла, она поддерживалась, и революция совершена, конечно, при финансовой, технической поддеркже США", - заявил Акаев. Оказывается, он активно следит за новостями в Интернете. А там некая исламская организация из Пакистана разместила добытый ей доклад посла США в Киргизии Стивена Янга, в котором полностью был расписан сценарий революции в Кыргызстане. "Этот сценарий в точности был исполнен. В точности буквально. Там он (посол) пишет, что нам обязательно надо валить президента Акаева, смещать. А поскольку эта страна (Киргизия) играет ключевую роль, это сосед Китая, здесь российская база, нам надо усиливать здесь свое влияние", - отметил Акаев. В этом таинственном докладе якобы прямо указываются фамилии Бакиева (и.о.президента Киргизии), Отунбаевой (и.о. министра иностранных дел) и говорится, что для Америки наиболее предпочтительна фигура Бакиева.




Андрей Грозин: «Кирзизия устала от «Семьи»

04.04.2005. АПН - Нижний Новгород

А.Грозин, заведующий Отделом Средней Азии и Казахстана Института диаспоры и интеграции (Института стран СНГ):

В так называемых "революциях", прошедших в Грузии и Украине, несомненно, существует много общего, о чем уже многократно говорили и российские и западные эксперты.

Киргизская ситуация отличается от "грузино-украинской". Во-первых, в Киргизии, по моему мнению, произошла не очередная "цветная революция", а перестройка системы элитно-клановой организации управления властью, системы политического режима. Сложившаяся супермонополия на власть и бизнес (для Киргизии эти понятия слиты почти нераздельно) "президентской Семьи" (клана Акаева, включающего как кровных родственников, так и небольшое количество лиц связанных с бывшим президентом узами более отдаленного, племенного родства). Крупнейшее северокиргизское племя сарыбагыш, являюшееся "опорным" для президента сейчас отстраняется от ручагов государственного управления и наиболее прибыльного бизнеса (такового в КР немного) и заменяется конгломератом различных, неустойчивых племенных коалиций. "Системная" оппозиция при этом выступает в качестве "политического обрамления" данного процесса, артикулирует различные клановые интересы.

Безусловным "спусковым крючком" для смены власти в КР послужило массовое социальное недовольство населения (прежде всего на наиболее нищем, социально и экономически стагнирующем Юге). Сказалась общая усталость населения от Акаева и, особенно, его родни (в первую очередь - жены Майрам). Многолетние заявления А.Акаева о скором появлении "плодов реформ" в последние два-три года вызывали уже не просто раздражение, а часто и прямую озлобленность большей части населения.

Намерение "дистанцироваться от России" в Киргизии не просматривается ни у одной сколько-нибудь влиятельной оппозиционной группировки (как "формально", занимающей сейчас посты в руководстве КР, так и у неформально-клановой). Страна бедна и несамодостаточна как и Грузия, но в отличие от грузинской ситуации, ни в обществе, ни в среде ведущих политических сил нет антироссийских настроений.

В Киргизии Россия повела себя так, как в такой ситуации (с учетом ее стремительности и значительной неясности) она, очевидно, и могла себя повести. В отличие от Грузии и Украины тактически Москва в Киргизии не только не проиграла, но и, по моему мнению, пока в выигрыше. Заявления о "очередном поражении" РФ вызывают весьма серьезную иронию у самих киргизских источников. Довольно нервная, неровная и пока временами даже взаимно противоречивая оценка ситуации в КР, даваемая западными институтами власти, представителями НПО Запада, ведущими западными СМИ, а также фигуры ведущих киргизских оппозиционеров (в первую очередь, Феликса Кулова), а также некоторые обстоятельства, позволяющие судить о проведении определенных специальных воздействий на киргизский кризис извне, позволяет, как мне представляется, говорить о том, что в случае с Киргизией РФ "по цветочным революциям" свела счет к "2-1" (где "2" - Грузия и Украина).

На внутрироссийские проблемы "триумфальное шествие бархатных революций", по моему мнению, влияний не окажет. Практика применения в выборных кампаниях админресурса корректироваться не будет. Внешнеполитический блок российской политики уже претерпевает некоторые изменения: назначение Модеста Колерова, в целом грамотное поведение Москвы во время и в первые дни после смены власти в Бишкеке и ряд других шагов Кремля позволяет сделать вывод о том, что РФ пытается занять более активную позицию в диалоге с режимами на пространстве СНГ, рассматриваемыми рядом экспертов в качестве "кандидатов" на очередную "цветную смену власти".




Бишкек времен Фрунзе

04.04.2005. Коммерсант

Иван Сафронов

На примере Киргизии военных СНГ обучают контрреволюционной борьбе

Сегодня в Таджикистане начинается активная фаза командно-штабных учений Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) "Рубеж-2005". Первоначально проведение этих маневров планировалось в Киргизии, но из-за известных событий они были перенесены в Таджикистан. Изменился и сценарий учений. Фактически "Рубеж-2005" является отработкой возможного подавления революции в СНГ с учетом опыта событий в Бишкеке.

После событий в Киргизии Минобороны РФ собиралось перенести проведение командно-штабных учений "Рубеж-2005", но неделю назад Владимир Путин распорядился: учения не откладывать (они пройдут со 2 по 6 апреля). По сценарию маневров боевые действия развернутся в горной местности между "красными" и "синими". В роли первых выступят армейские подразделения стран–участниц ОДКБ, которые будут противостоять вооруженным формированиям международных террористов.

Как стало известно Ъ, в ходе маневров будет разыгран один из возможных вариантов развития событий, напоминающих произошедшие недавно в Киргизии: "синие", используя недовольство населения результатами прошедших выборов, будут стремиться захватить власть, а "красные" планируют "отработать вопросы принятия решения на применение сил и средств коллективной безопасности по защите суверенитета и территориальной целостности Таджикистана, планирования и подготовки совместной операции, организации взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления". При этом еще 28 марта ИТАР-ТАСС сообщил со ссылкой на управление информации и общественных связей Минобороны РФ, что "маневры 'Рубеж-2005' никак не связаны с ситуацией в Киргизии и были спланированы заранее согласно плану подготовки коллективных сил быстрого развертывания государств–участников ОДКБ".

По информации Ъ, со стороны "красных" будут задействованы входящие в состав коллективных сил быстрого развертывания (КСБР) подразделения вооруженных сил Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана общей численностью до 3 тыс. человек (всего КСБР, штаб которых, кстати, находится в Бишкеке, насчитывают 4 тыс. военнослужащих). Командование ими будет осуществлять министр обороны Таджикистана генерал-полковник Шерали Хайруллаев. Военные Армении и Белоруссии приняли участие лишь в планировании учений, которое прошло в минувшие выходные на базе Военного института минобороны Таджикистана, а в дальнейшем будут выступать в роли наблюдателей.

Завершатся учения 6 апреля боевыми стрельбами на полигоне Эшакмайдан на юге Таджикистана. По сообщению ИТАР-ТАСС, чтобы понаблюдать за завершающей фазой маневров, в Таджикистан прибудут министр обороны РФ Сергей Иванов и главы военных ведомств стран ОДКБ. А сегодня привлекаемые к учениям подразделения, по информации Ъ, проведут генеральную репетицию запланированного на 6 апреля "сражения", на которой будет присутствовать прибывший в Таджикистан из Екатеринбурга командующий войсками Приволжско-Уральского военного округа генерал армии Владимир Болдырев, отвечающий в Минобороны за Центрально-Азиатское стратегическое направление.

Какие силы привлекаются к участию в "Рубеже-2005"

Таджикистан выставит горный десантно-штурмовой батальон, Киргизия – группу спецназа на двух транспортно-боевых вертолетах Ми-8МТ. Казахстан будет представлен десантно-штурмовой ротой и звеном истребителей Су-27. А больше всех войск привлечет на учения Россия. Это батальонная тактическая группа из состава дислоцированной в Таджикистане 4-й военной базы (бывшей 201-й мотострелковой дивизии), отряд спецназа из Приволжско-Уральского военного округа, а также до 10 боевых самолетов и вертолетов из состава 670-й авиагруппы, 303-й отдельной вертолетной эскадрильи (обе базируются в Душанбе) и 999-й авиабазы (Кант, Киргизия).




Демократическое восстание или переворот?

04.04.2005. International Herald Tribune

Крейг Смит

Многим в Киргизии кажется, что профессиональные политики их предали

Недуг распространяется по стране; мартовское восстание начинает все меньше походить на демократическую революцию и все больше – на переворот, в результате которого опытные политики борются друг с другом за портфели свергнутого правительства.

"Давайте не будем делать вид, что происшедшее имеет отношение к демократии", – заявил Эдил Байсалов, один из самых известных защитников демократии в Киргизии, выступая перед явно приунывшими студентами, сидящими под огромными портретами Ленина, Маркса и Энгельса в аудитории Американского университета.

Байсалов скорбел о том, что Киргизия, по его словам, потеряла, когда начался штурм президентского дворца, а президент Аскар Акаев бежал: опыт национального катарсиса, свидетелем которого он был во время "оранжевой революции" на Украине. Это была хорошо организованная акция, которая длилась два месяца и привела к успеху. "То, через что прошла Украина, было важно для ее демократического развития, – сказал Байсалов. – У нас не было важного эмоционального опыта обучения гражданственности".

В воскресенье Акаев согласился уйти в отставку. Его отставка даст возможность оппозиционному правительству, сместившему его больше недели назад, обрести конституционную опору.

У и США, и у России есть в Киргизии авиабазы, но эта горная страна не имеет стратегического значения. Главный интерес Запада, похоже, сводится к возможности создать здесь дипломатическую модель для региона. Запад вложил в эту страну десятки миллионов долларов, чтобы помочь в развитии демократических структур и гражданского общества. В феврале, когда начались народные волнения, западные правительства назвали то, что они видели, демократической революцией, которая может стать источником вдохновения для аналогичных движений в других постсоветских государствах Центральной Азии.

Но похоже на то, что опыт Киргизии может иметь охлаждающее воздействие на политические свободы в регионе. Раздоры, которыми обернулось восстание, обнажают разрыв, разделяющий север и юг. Люди, получившие хоть какое-то влияние, назначают на различные посты друзей и родственников, что согласуется со старыми племенными обычаями Киргизии.

Политические аналитики страны говорят, что еще может получиться что-то хорошее. По их мнению, будущие лидеры увидели, что политические движения возможны, и механизмы, которые приводят их в действие, существуют.

Но такой результат далек от надежд, которые были движущей силой восстания. Оно началось на юге, где политические кланы, не допущенные к участию в парламентских выборах, захватили правительственные здания. Протест распространялся по мере того, как развертывались выборы, и оппозиционные политики севера направили недовольство в русло национального движения.

Мечта студенческих активистов о мирной революции рухнула, когда хулиганы атаковали толпу, натравив бросающих камни демонстрантов на безоружных охранников у президентского дворца. Охрана бежала, участники штурма ворвались во дворец, Акаев скрылся. Все это заняло несколько часов.

Сегодня такие участники протестов, как Маматкази Капаров, 26-летний студент юридического факультета Национального университета, недовольны предательством их идеалов и считают, что профессиональные политики вытеснили их на обочину и заняли их место.

"Мы работали ради законности и основ конституции", – сказал он.

Лидеры бизнеса говорят, что началась вторая волна мародерства. Но она менее заметна и происходит на более высоком уровне, чем мартовские грабежи и вандализм. Люди, связанные с новым правительством, берут компании под контроль, как раньше делали родственники Акаева.

"Нет никаких программ, идей, стратегии", – заявил Нурбек Турдуколов, остающийся заместителем министра транспорта и связи, принадлежащий к числу молодых, образованных лидеров бизнеса и интеллектуалов, желающих перенести внимание с отдельных личностей на политические процессы.

По его словам, оппозиция и изгнанное правительство действуют точно так же, как система покровительства при старой советской системе. Турдуколов уже объявил, что будет баллотироваться в президенты.

По мнению многих аналитиков, власть расколота между двумя группами: одну возглавляет исполняющий обязанности президента и кандидат в президенты Курманбек Бакиев, а вторую – бывший глава госбезопасности Феликс Кулов, в пятницу объявивший о своем намерении бороться за пост президента. Бакиев представляет юг и пользуется поддержкой юристов, Кулов представляет север и пользуется поддержкой парламента.

Турдуколов не питает иллюзий по поводу своих шансов на успех в укоренившейся племенной культуре. Само слово "киргиз" означает "40 кланов".

"Мы хотим создать альтернативы, – заявил он. – Сегодня реальной альтернативы нет".




Непрезидент Аскар Акаев

05.04.2005. Независимая газета

Виктория Панфилова

Подписывая отставку, Аскар Акаев позаботился о гарантиях.

Конфисковать собственность бывшего главы государства новые власти Киргизии не смогут, поскольку официально у него ничего нет

Вчера президент Киргизии Аскар Акаев сложил с себя полномочия главы государства. В посольстве Киргизии в Москве он подписал заявление об отставке и выступил с телеобращением к киргизскому народу. В нем Аскар Акаев попросил у граждан прощения, пояснив, что "это был единственно возможный конституционный выбор".

В киргизское диппредставительство Аскар Акаев прибыл в 9.45 утра на машине с проблесковым маячком и в сопровождении микроавтобуса. С прессой, окружившей посольство, глава государства общаться не стал. Журналисты надеялись, что выход к прессе будет после подписания, но и этого не случилось. Судя по всему, Акаев пребывал в угнетенном состоянии, хотя и демонстрировал спокойствие и выдержку.

В 10 часов начались переговоры. Вначале Акаев тет-а-тет переговорил с прибывшим в Москву спикером парламента Омурбеком Текебаевым, а затем в присутствии всей киргизской делегации (в составе бывшего премьер-министра Николая Танаева и восьми парламентариев) подписал заявление о добровольном сложении полномочий с 5 апреля. Заявление Акаева было заверено нотариально. По словам присутствовавших депутатов, Аскар Акаев держался уверенно и был подчеркнуто спокойным.

Возможно, это объясняется тем, что ему удалось настоять на своих условиях.

Президентские условия

В воскресенье был подписан протокол из четырех пунктов: президент Киргизии заявляет о досрочном сложении полномочий в соответствии с собственным заявлением; парламент принимает постановление о безусловном выполнении положений Конституции Киргизии и закона о гарантиях деятельности президента; парламент принимает отставку и назначает дату досрочных выборов президента; стороны заявляют о своем безусловном уважении международных гарантий в отношении протокола. Как уточнил Акаев, международными гарантами являются Россия и Казахстан.

Правда, у парламентариев были свои рычаги давления на Аскара Акаева. Сразу после бегства из Бишкека в прессе появилась информация о неких записях Акаева, в которых содержались сметы на проведение выборов, изъятых из сейфа в его кабинете. По мнению эксперта Института СНГ Андрея Грозина, "таким образом Акаева пытались ввести в рамки диалога по отрешению от власти". При этом впервые на постсоветском пространстве произошла легитимная и открытая, с участием парламента, с подписанием многочисленных документов смена власти. Между тем как уход Шеварднадзе или Кучмы сопровождались не формальными документами, а подковерными договоренностями, соблюдение которых во многом зависело от доброй воли победителей.

Собственность семьи

Насколько будут выполнены условия, подписанные парламентом Киргизии и Аскаром Акаевым, покажет время. А пока в Бишкеке ищут собственность семьи президента. Инициатива исходит от и.о. вице-премьера Киргизии, курирующего экономический блок, Данияра Усенова. "Проверка собственности президента Акаева является требованием народа, которое должно выполнить правительство республики", – заявил он журналистам. Предполагается, что близким и родственникам Акаева могут принадлежат предприятия, занятые в сфере производства спирта, телекоммуникаций, а также аэропорт. Кроме того, уже составлен список офшорных зон, куда члены семьи Аскара Акаева могли перевести деньги из Киргизии, добавил вице-премьер. При этом в декларации Акаева записан только "дом и один автомобиль", отметил Усенов.

При этом аналитики сразу отметили сходство ситуации с тем, когда лишился власти бывший президент Украины Леонид Кучма. Новая власть в лице Юлии Тимошенко отменила данные Виктором Януковичем льготы вышедшему на пенсию экс-президенту. Вместе с тем новым украинским правителям не удалось конфисковать личное имущество Кучмы, поскольку де-факто его не было. Другое дело – родственники, владеющие рядом предприятий и телекоммуникаций страны. Но и здесь все непросто. Так, процесс по делу "Криворожстали", купленной зятем Кучмы, длится уже второй месяц, и пока неизвестно, чем он закончится.

Точно такая же ситуация и у Акаева, поскольку имущество в основном находится в собственности ближайших родственников и их доверенных лиц. Например, по данным киргизской газеты "Моя столица", сотовая компания "Бител", по слухам принадлежавшая сыну президента Айдару Акаеву, была оформлена на Нурбека Турдукулова. Возможно, поэтому Аскар Акаев пообещал, что на предстоящих президентских выборах поддержит его кандидатуру.

Кто станет новым президентом

На ближайшем заседании Жогорку Кенеш (киргизского парламента) отставка Акаева должна быть принята и уточнена дата досрочных президентских выборов. Ранее называлась дата 26 июня. Об участии в предстоящих выборах уже заявили несколько видных политиков и бизнесменов. Но главными претендентами остаются нынешний премьер и и.о. президента страны Курманбек Бакиев, а также бывший вице-президент Феликс Кулов. Несмотря на то что Кулов сейчас находится на свободе, де-юре он остается заключенным, и его выдвижение зависит от того, будет ли он реабилитирован Верховным судом.

Феликс Кулов, экс-вице-президент Киргизии, глава МВД и Службы национальной безопасности, мэр Бишкека и лидер партии "Ар-Намыс", на протяжении многих лет остается одним из популярных политиков страны. После свержения Аскара Акаева 24 марта он был назначен координатором силовых структур, и в течение нескольких дней ему удалось навести порядок в Бишкеке, когда столица была охвачена мародерством. Феликс Кулов начал работать вместе с и. о. президента Курманбеком Бакиевым, однако этот тандем быстро распался после назначения на пост главы Службы национальной безопасности Таштемира Айтбаева – человека, который фактически отправил господина Кулова за решетку. Кроме того, выступая по национальному телевидению, и.о. президента Курманбек Бакиев заявил, что не может повлиять на решение по делу Кулова в Верховном суде, поскольку судебная система независима от исполнительной власти. А и.о. генпрокурора Азимбек Бекназаров, давний союзник Курманбека Бакиева, заявил, что заключение по делу Кулова будет готово 5 апреля. Однако по неясным причинам дело затягивается. Впрочем, по мнению одного из лидеров оппозиции Мелиса Эшимканова, власти попытаются затянуть пересмотр дела Кулова, дабы избавиться от сильного соперника.

О своих амбициях на президентский пост также заявили политик, журналист и депутат Адахан Мадумаров, спикер парламента Омурбек Текебаев, лидер Социал-демократической партии Киргизии Алмаз Атамбаев, омбудсмен Турсунбай Бакир уулу, правозащитник Турсунбек Акун.

Между тем Аскар Акаев, похоже, уже выбрал себе будущее место жительства. Вчера некоторые СМИ распространили информацию, что Акаев обратился к турецким властям с просьбой предоставить ему право жить в этой стране. Удовлетворило ли турецкое правительство эту просьбу, пока неизвестно.




Африканат для Кыргызстана уже настал. За кем теперь очередь?!

07.04.2005. Навигатор Кз

Жалил Сураганов

Сейчас, на 14-м году государственной независимости, никто не станет спорить с тем, что в Кыргызстане, который лет десять назад считался бесспорным лидером по части осуществления реформ среди государств Центральной Азии, сложилась тяжелейшая экономическая ситуация. К началу 2001 года, то есть к десятилетию государственной независимости, внешний долг возрос до 1,27 млрд. долларов США. При оценке из Казахстана, за которым уже тогда официально числилась на порядок большая долговая сумма, это не кажется такой уж большой цифрой.

Но Кыргызстан, несмотря на лидерство в проведении реформ, так и остался бедным государством, и расходы на обслуживание внешнего долга на тот момент должны были поглотить 40 процентов бюджета страны. Еще в 1999 году он при ВВП (валовом внутреннем продукте) в 978 млн. долларов оказался не в состоянии платить по своим долговым обязательствам Турции, Пакистану и России.

Инфляция составляла 40 процентов, индустриальное производство подверглось значительному сокращению. Но при этом бюджет страны составлял $207,4 млн. (22,2% к ВВП), а по расходам - $238,7 млн. (24,4% к ВВП). А всего девятью годами ранее его ВВП составлял, как считается, 5,2 млрд. долларов. То есть имел место колоссальный откат.

Поэтому неудивительно то, что с весны 2002 года оппозиционным силам стало удаваться организовывать масштабные протестные акции. Тогда аксыйские события вылились в кровопролития. Это был уже звонок для режима А.Акаева.

Но он решил выйти из этой ситуации, убив, так сказать, одним выстрелом двух зайцев. Президент отправил в отставку тогдашнего премьер-министра К.Бакиева, сделав его тем самым "виноватым стрелочником", и назначил на его место Н.Танаева, представителя русско-славянского населения республики, давая таким образом своеобразный знак Москве.

Попытка опереться на поддержку русских и России не спасло А.Акаева

Последнее в немалой степени объяснялось озабоченностью стремительным вымыванием из страны европейского населения. По итогам переписи населения, проведенной в 1999 году, этнодемографическая картина страны выглядела так: кыргызы – 64,9%, узбеки – 13,8%, русские – 12,5%, дунгане - 1,1%, украинцы - 1%, уйгуры - 1%, другие - 5,7%. То есть к тому времени русско-славянского населения (русских вместе с украинцами) оказалось меньше, чем одних только узбеков.

За десятилетие с 1989-го до 1999 года количество русских в Кыргызстане сократилось почти на треть – с 915 тысяч до 615 тысяч. За ту же декаду общая численность населения республики увеличилась на 13 процентов (а в южной Ошской области – на 23 процента) и составила 4,8 млн. человек. В следующем, 2000 году, после первого вторжения исламистов на юг республики эмиграция русскоязычного населения приняла просто повальный характер. Если за весь 1999 год эмигрировало в ближнее и дальнее зарубежье 5 тысяч русских, то теперь их почти столько же уезжало из страны ежемесячно. К середине 2004 года численность населения в Кыргызстане составляла 5,081 млн. человек.

23 мая 2000 года президент А.Акаев обратился к парламенту, Жогорку Кенеш, с призывом объявить русский вторым государственным языком. Если исходить из данных демографической статистики, логичней было бы выступать ему за придание такого статуса узбекскому языку, а не русскому. Но значение своего русско-славянского населения и возможное повышение благосклонности Москвы к Бишкеку в ответ на такую инициативу были тогда для него куда весомей. Обсуждение предложения президента вызвало среди парламентариев жаркие дебаты.

И тем не менее уже через 18 дней, 10 июня, Акаев подписал закон, по которому русский получил статус государственного языка. А к концу июля президент встретился в Москве с российским президентом В.Путиным и подписал вместе с ним соглашение об экономическом сотрудничестве на новый 10-летний срок. Но после этого он не просидел на своем посту и пяти лет. В марте текущего года он был вынужден бежать неизвестно куда, объявиться в конце концов в той же самой Москве и вести оттуда с новой властью у себя на родине переговоры об условиях своего ухода в отставку.

А меры, которые с целью приостановления сокращения русско-европейского населения предпринимала кыргызская власть при А.Акаеве, оказались не очень действенными. В 2003 году, по данным представительства МВД РФ по делам миграции в Кыргызстане, туда обратились 26 тыс. граждан этой республики, желающих переехать в Россию. В 2004 году эта цифра выросла до 40 тыс. ("Миграция русскоязычного населения из Киргизии выросла", Интерфакс, 17 февраля 2005 года). Сейчас уже можно не сомневаться в том, что в 2005-м, с учетом неопределенности в развитии общественно-политической ситуации, численность желающих выехать оттуда русскоязычных людей вырастет еще более значительно.

Так что А.Акаев проиграл и так, и эдак. Это победителей, как говорится, не судят, а побежденных не любят.

Наша страна не стала пристанищем для А.Акаева

В конце 90-х годов А.Акаева в Казахстане принимали как самого уважемого и желанного гостя уже хотя бы по той причине, что он тогда породнился с главой нашего государства через брак их детей. К тому же сам Аскар Акаевич является наполовину казахом, так как его мать-казашка. Его дети – сын Айдар и дочь Бермет – еще больше связали своего отца с казахской землей, вступив в брак с уроженцами Казахстана. Казахская поговорка гласит: "Родственные отношения с зятем сохраняются сто лет, а со сватом – тысячу лет". В нашем случае эта народная мудрость, судя по всему, не сработала. А.Акаев, вынужденный пуститься в бега из своей страны, то ли не получил приюта в соседнем родственном и во многом родном для него Казахстане, то ли не захотел его просить у Астаны.

Российские средства массовой информации утверждают, что казахстанские власти не захотели оставлять его у себя, не желая сходу портить отношения с новыми властями в Бишкеке. По их же высказываниям, и Кремль отнюдь не в восторге от необходимости предоставлять А.Акаеву политическое убежище в России, хотя сам президент В.Путин в ходе своего пребывания в Ереване выразил готовность своей страны принять свергнутого кыргызского президента. Как говорят арабы: чего стоит уже оказанная услуга?! Правильно, она может вообще ничего больше не стоить.

Тем более, если речь идет о бывшем лидере такой страны, где, по меркам этой части света, демократии, всяких политических партий и долгов слишком много, а денег и вообще возможности заработать слишком мало. К началу 2002 года, то есть к десятилетию государственной независимости, внешний долг Кыргызстана возрос до 1,5 млрд. долларов США. За время, прошедшее с момента обретения независимости, страна по сравнению даже со своими соседями по региону в социально-экономическом развитии не только не продвинулась вперед, но и даже откатилась назад.

Во всем виновата бедность?

В 1990 году по ВВП на душу населения Кыргызстан с показателем в $1220 долларов занимал почетное второе место в Центральной Азии после Казахстана ($2160) и первое среди республик советской Средней Азии. Значительно отставал от него не только Туркменистан ($130), считавшийся самой слаборазвитой союзной республикой в СССР, но и Таджикистан ($780), и Узбекистан ($980). Но уже в 1995 году Кыргызстан по этому показателю значительно отстал как от узбеков, так и туркмен. Тогда показатель ВВП на душу населения в Кыргызстане составлял лишь 42,5% от аналогичного показателя в России, а в Узбекистане – 52,4%, Туркменистане – 51,8% (Сергей Панарин "Почему следует ожидать нарастания трудовой миграции из Центральной Азии в Россию", demoscope.ru). В дальнейшем отставание кыргызов от названных стран, а также от Казахстана только увеличивалось.

К началу 2004 года Кыргызстан ($341,8) может похвастаться лишь тем, что все еще находится впереди Таджикистана ($185,8). Но если учесть то, что эта соседняя горная республика только теперь начинает приходить в себя после многолетней разрушительной гражданской войны, становится ясно, что и это сравнение в действительности не в пользу Кыргызстана. В 1995 году по показателю ВВП на душу населения таджики (20% от аналогичного российского показателя) более чем вдвое уступали кыргызам (42,5), сейчас этот разрыв медленно, но верно сокращается. От России ($3014) и даже Казахстана ($1995,4) здесь отставание Кыргызстана выражалось уже многократно. К началу 2005 года этот разрыв между кыргызами и, скажем, нашей страной увеличился еще больше уже хотя бы потому, что по итогам прошлого года рост ВВП в Казахстане составил 9,4%, а у них - всего 7,1% (что является самым низким показателем в СНГ). К началу 2004 года было зафиксировано сильное отставание Кыргызстана по показателю ВВП на душу населения и от Туркменистана ($1252), который был в советском прошлом самой бедной республикой в регионе и теперь, как считается, значительно отстает от него по части проведения экономических реформ.

У Кыргызстана сейчас, одним словом, очень слабая экономика. Ее благополучие может зависеть от состояния дел даже на отдельно взятом предприятии. К примеру, в очень неблагополучном в целом 1999 году ВВП вырос на 3,6%, в 2000-м и 2001-м был отмечен рост в 5%. А вот в целом благоприятном для региона и, казалось бы, для Кыргызстана 2002 году ВВП там сократился на 0,5%. Виной тому было падение показателей производства на Кумторском руднике, где добывается золото. А в 2003 году, когда положение там нормализовалось, объем ВВП Кыргызстана снова заметно увеличился – на 6%. В прошлом году показатель был еще выше - 7,1%. При этом все эти изменения последних лет практически никак не сказываются на благосостоянии населения в целом. Показатели бедности в 2004 году были ничуть не лучше, чем в 1996 году.

В 2003 году главными партнерами страны по экспорту были Объединенные Арабские Эмираты (24,7%), Швейцария (20,3%), Россия (16,7%), Казахстан, (9,8%), Канада (5,3%), Китай (10,3%), а по импорту – Россия (24,7%), Казахстан (24 %), Китай (10,3%), США (6,7%), Узбекистан (5,5%) и Германия (5,3%).

В целом же сегодняшний Кыргызстан в действительности бедней, чем многие государства Африки, традиционно воспринимаемые как безнадежные с точки зрения социально-экономических перспектив. Возьмем Зимбабве, которая по многим показателям схожа с ним: не имеет выхода к морю, экономика в течение ряда лет находится в стагнации (в том числе из-за эмбарго со стороны западных государств). На Западе в последнее время каждый год бьют тревогу, что половине населения этой страны угрожает голод по причине запущенности социально-экономической ситуации. Действительно, это даже по африканским меркам отнюдь не передовая страна. Там в 2003 году, по данным Всемирного банка, при населении 12,8 млн. человек ВВП составил 8,304 млрд. долларов. Это – по 648,7 доллара на душу населения, что почти в 2 раза больше показателя у наших соседей. Так что африканат, о котором применительно к Казахстану в своих публикациях говорит П.Своик, в Кыргызстане, судя по всему, уже настал. И тут демократия, к которой тамошняя оппозиция, свергая А.Акаева, апеллировала, не помощник.

За кем теперь очередь по пути к африканизации?

На первый взгляд Казахстану она не угрожает. Однако за радужными цифрами казахстанского ВВП в действительности стоит такая экономика, которая работает главным образом на прибыль иностранного инвестора. Если бы он, иностранный инвестор, автомобили и ширпотреб делал, мы бы могли утешать себя тем, что все держится все равно на нашем труде и умении. Но он качает нефть, газ и прочее сырье и вывозит прибыль за границу. И в этом от нас, народа Казахстана, практически никак не зависит. Так что казахстанское экономическое благополучие - это во многом такая же виртуальность, какой является нарисованный на холсте богатый стол перед глазами изголодавшегося человека. Даже у Кыргызстана есть один существенный плюс перед Казахстаном: среди его крупнейших торговых партнеров нет ни Бермудских, ни Виргинских островов. То есть его экономика преимущественным образом на офшорные зоны не работает.

Тут вспоминается анекдот о двух пьяных, один из которых лежит, упавший, в луже, а другой идет вдоль забора, держась за него, и еще пытается укорять того за то, что не удержался на ногах. В данном случае примечателен ответ лежащего. Он сказал так: "Ну, иди, иди. Посмотрим, что с тобой станется, когда кончится забор...". Примерно такое могут, видимо, сейчас говорить казахам кыргызы. Действительно, что с нами станется, когда упадут цены на энергоносители или когда эти самые нефть и газ вовсе кончатся?!.




Курманбек Бакиев: "Вв всем виновата коррупция"

08.04.2005. Независимая газета

Виктория Панфилова

И.о. президента и премьер-министр Киргизии считает, что новой власти больше всего нужны честные профессионалы

О проблемах, с которыми сталкивается новое правительство страны в эксклюзивном интервью "НГ" рассказал и.о. президента Курманбек Бакиев.

Курманбек Бакиев надеется на благоприятные перспективы для новой власти в Киргизии.

– Курманбек Салиевич, вы уже заявили о своей готовности участвовать в президентских выборах. Это решение окончательное?

– За мной стоят люди, которые меня поддерживают. Поэтому другого варианта не дано. Конечно, я пойду на выборы.

– У вас есть своя политическая команда. Кто ее ключевые "игроки"?

– Прежде всего я намерен опираться на вице-премьеров, министров и членов правительства. Немаловажную роль играют и руководители регионов.

– Вы уже полностью сформировали новое правительство?

– Да, правительство практически сформировано и, более того, работает в обычном режиме. Часть министров остались на своих местах, но много и новых. Что касается вице-премьеров, то это абсолютно новые люди.

– Один из новых вице-премьеров Данияр Усенов недавно заявил, что при подборе кадров будет ориентироваться не столько на профессионалов, сколько на честных людей...

– Было бы лучше, если бы это были честные профессионалы. Лично я отдаю предпочтение именно таким. Но должен сказать, что за последние годы в правительстве было много нечестных людей. Начало, после обретения Киргизией независимости, было хорошим. И так было до 1996 года. А потом республику прямо-таки захлестнула коррупция. Уровень ее рос с каждым годом. Именно на коррупции замыкаются многие наши беды, экономические проблемы. В итоге это и вызвало недовольство людей.

– Вы пытались бороться с этим злом, когда были премьером?

– Премьером я проработал всего год и пять месяцев. Расскажу об одном показательном случае. Подходит как-то ко мне руководитель аппарата и просит провести заседание правительства по вопросу борьбы с коррупцией. Я согласился. Через полгода этот же глава аппарата снова говорит: надо, мол, вернуться к этому вопросу. Но я подумал: а какой в этом смысл, ведь в составе правительства процентов 70–80 сами коррупционеры? Как я могу с ними обсуждать этот вопрос? Это ведь ничего не даст. Сейчас у меня другой статус – я и премьер-министр, и исполняю обязанности президента. С такими полномочиями, думаю, смогу предпринять ряд мер, чтобы хотя бы снизить уровень коррупции.

– А те коррупционеры в вашу команду не попали?

– Кое-кто остался. Просто они еще работают во властных структурах. Но основные изменения произошли: в системе МВД, в Минобороны, в Генеральной прокуратуре. Правда, коррупционный механизм, который сложился в Киргизии, к сожалению, еще действует, денежные потоки, надо признать, пока идут мимо госказны. Но я уверен, что мы все-таки сумеем в ближайшее время ощутимо сократить уровень коррупции и пополнить республиканский бюджет. Это необходимо для решения общенациональных вопросов.

– Киргизия переживает нелегкие времена, особенно много трудностей в сфере экономики. Откуда возьмутся средства на восстановление?

– Для того чтобы повысить жизненный уровень людей, решить экономические проблемы, есть только один эффективный путь, который я признаю: надо сделать все, чтобы заработала производственная сфера. Будь это внешние или внутренние инвестиции, все финансовые потоки мы должны направлять на новое производство, в те сектора, где будут обеспечены дополнительные рабочие места. В экономику Киргизии до настоящего времени было вложено немало средств, но они существенно на экономику не повлияли. Это лишний раз подтверждает, что средства необходимо вкладывать в создание производства, создавать новые рабочие места, с тем чтобы решать проблему безработицы, повышения заработной платы.

– Выходит, о вас не зря говорят "крепкий хозяйственник"?

– Не буду спорить. Как-то в 80-м году меня направили "поднимать" один завод, который был на грани закрытия. Мне это удалось, люди там очень скоро стали получать даже 13-ю зарплату. А вообще производственная сфера мне, что называется, по душе, я ею занимался всю жизнь. На руководящую работу я ведь попал только после 1990 года, когда меня поставили во главе сначала района, потом области, а затем и премьер-министром. А до этого все время был на производстве. Я и сейчас считаю, что только через производство можно улучшать благосостояние людей. Декларативными заявлениями этого не сделать.

– Каковы у вашего правительства планы на нынешний год, каких результатов ожидаете? Есть ли у вас свое видение хозяйственных перспектив страны?

– Уже в ближайшие дни будет обнародован поэтапный план работы. Первый этап рассчитан на период до президентских выборов. Второй – до конца этого года и третий – начиная с 2006 года. Главный упор будет сделан на борьбу с коррупцией. Второе направление – эффективное использование наших природных ресурсов. Ведь любое государство успешно развивается тогда, когда опирается прежде всего на собственные ресурсы. Киргизия располагает огромными водными ресурсами, имеет неплохой запас золота, есть сельскохозяйственные земли. Но самое главное – у нас хороший человеческий потенциал. Однако пока, оканчивая вузы, наша молодежь уезжает в соседние государства – в Казахстан, в Россию. У себя в стране условий для их успешной работы мы, к сожалению, создать не смогли.

– В окружении Акаева были серьезные экономисты, получившие образование на Западе, прошедшие там хорошую школу практической работы. Есть ли у новой власти такие люди?

– Есть, конечно. Но остались и специалисты из прежней команды. Например, в Минфине, в системе Нацбанка. Это уровень заместителей министров, руководителей коммерческих банков. Эти люди нам нужны, они получили специальное образование, имеют хорошие теоретические знания, практические навыки, в том числе и в работе с международными донорами. А те ведь, кстати, с опаской относятся к частым кадровым перетряскам. И вообще я не считаю, что нам надо избавляться от всей команды Акаева. Тот, кто умеет работать, должен остаться.

– В минувший понедельник Аскар Акаев подписал заявление о своей отставке. Как вы расцениваете этот шаг, отразится ли он на ситуации в республике?

– Аскар Акаев должен был принять решение о сложении с себя президентских полномочий и в итоге сделал это в рамках Конституции Киргизии. Если бы этого не случилось, то ситуация была бы более сложной. Ведь Акаев бежал, бросив страну в трудную минуту.

– В дни мартовского кризиса силовые структуры Киргизии фактически "сдали" бывшую власть. Будут ли в этой сфере серьезные кадровые перестановки?

– Мне такие вопросы уже задавали: какие, мол, меры предпринимаются для того, чтобы надежно охранять наш Белый дом, чтобы не повторился его захват? Конечно, можно выставить двойной, а то и тройной кордон, вооружить охрану правительства пушками и автоматами. Но зачем нужен такой Белый дом? Не надо создавать предпосылок для того, чтобы были попытки его захвата. Мы должны служить народу, а не отгораживаться от него. Что касается правоохранительных органов, то тут проблемы действительно есть. После того как парламент назначил меня исполняющим обязанности премьера и президента, вдруг выяснилось, что рядом со мной нет ни одного силового министра. В дни кризиса на улице бушевала сорокатысячная толпа, а людей в форме видно не было – ни в милицейской, ни в военной. Это тревожный звонок. Кадровые перемены в этой сфере мы начали с министров, с руководителей областного уровня. Эта работа дойдет и до уровня районов и городов. Служить в органах должны профессионалы, которые в критической ситуации не побоятся носить форму и смогут наводить порядок.

– Возможно ли в постреволюционной Киргизии появление новой оппозиции, не согласной с новой властью?

– Любая власть должна иметь оппозицию. Ничего плохого я в этом не вижу. И критика тоже полезна.

– Сейчас идут споры о том, какой процент в правительстве должен быть у южан, а какой у северян. Ваша позиция по этому вопросу?

– Здесь нужен баланс. А проблема юга и севера в Киргизии действительно существует. У нее глубокие, древние корни. К сожалению, у прежней власти в этом плане были явные перекосы. У нас президент был из Киминского района, с севера, оттуда же и премьер-министр. Та же картина была и в других ветвях власти – предпочтение отдавалось северянам. Вряд ли это нормально. Но увлекаться арифметикой, выводить какие-то проценты тоже не следует. Во главе угла должна быть не "география", а профессиональные качества работника. Сейчас, например, кое-кто уже кричит, что раз Бакиев с юга, то и выдвигаться будут южане. Реально же сейчас из 17 руководителей министерств и ведомств 11 являются представителями северных областей и 6 – из южных. Да, южан в правительстве стало больше. Но ведь при прежней власти их на министерских постах было, как говорится, раз-два и обчелся. Мы просто вынуждены учитывать интересы регионов, соблюдать в кадровой политике баланс.

– Помнится, у Акаева был еще один лозунг – "Кыргызстан – наш общий дом". Останется ли Киргизия таким общим для живущих здесь людей домом? Или это будет Киргизия для киргизов?

– Киргизия всегда была и будет именно общим домом. По своему менталитету наш народ очень дружелюбный, гостеприимный. В Киргизии живут представители более 80 наций и народностей. И мы будем делать все, чтобы сплоченность между ними только укреплялась. Я, кстати, сторонник смешанных браков. У меня у самого жена русская.

– В экономике Киргизии важную роль всегда играли зарубежные инвесторы. Не ушли ли они из страны после мартовской революции?

– Серьезных поводов для беспокойства нет, оттока инвесторов не наблюдается. А вот когда мы добьемся положительных результатов в борьбе с коррупцией, то создадим еще более привлекательные условия для активного привлечения иностранных инвестиций. Мы обязательно переломим ситуацию. Пока же приходится признать, что мздоимство в Киргизии начинается уже на уровне министерств. О каких серьезных инвестициях в такой ситуации можно говорить?

– Сразу после революции свою готовность оказать Киргизии экстренную помощь выразила Россия. А как другие соседи?

– Я искренне благодарен российскому президенту Владимиру Путину. Он одним из первых поинтересовался сложившейся у нас ситуацией, предложил помощь. В Бишкеке для изучения обстановки побывала российская правительственная делегация, которая уже приняла соответствующие решения. Это для нас было приятно. Не зря говорят, что друзья познаются в беде. В такой сложный период Россия протянула нам руку дружбы. И мы ее приняли. Готовность помочь выразили и президенты Казахстана и Узбекистана Нурсултан Назарбаев и Ислам Каримов. Назарбаева я попросил открыть границу с Киргизией – на таможне скопилось очень много необходимых нам товаров, и он сразу пошел нам навстречу. В целом же руководители соседних государств отнеслись к киргизским событиям с пониманием, они действительно хотят нам помочь.

– Несмотря на то что Назарбаев поддержал киргизскую революцию, у себя в стране он принял сразу же ряд законов, запрещающих всякие митинги, шествия и демонстрации...

– Это, конечно, его право. У нас с президентом Казахстана очень хорошие отношения. Но я не считаю, что то, что произошло в нашей стране, плохо.

– В Бишкеке пошли разговоры о неизбежной реприватизации собственности. Более того, республиканская Генпрокуратура уже заявила о намерении рассмотреть законность приватизации ряда престижных объектов на побережье озера Иссык-Куль. Действительно ли вы намерены начать конфискацию имущества?

– Я категорически против такого подхода: дескать, все, что было сделано до нас, неправильно. В то же время считаю целесообразным разобраться с отдельными крупными объектами – насколько законно они были приватизированы. Нареканий тут много, некоторые объекты были проданы фактически за бесценок. Если будут выявлены нарушения, конечно, будем пересматривать.

– Основным вашим соперником на предстоящих выборах называют Феликса Кулова – северянина. Почему бы вам не объединиться и не пойти в тандеме, чтобы не было регионального деления?

– Мы думали об этом и обсуждали с ним эту проблему. Но с Куловым пока остается проблема – с него до конца не снята судимость. Сейчас Верховный суд пересматривает его дело. Хотя, конечно, я, как исполняющий обязанности президента, мог бы взять ответственность на себя, принять политическое решение и снять с него судимость. Но я уважаю закон и поэтому предложил провести открытый процесс в кратчайшие сроки. Чтобы потом не сказали, что рассмотрение намеренно затянули, чтобы он не смог участвовать в выборах президента. В такие игры я не играю, я предпочитаю открытую, чистую политику.

– На Западе Кулов признан политическим заключенным. Ведь его убрали как сильного соперника Акаева...

– Да. И это неудивительно. Я на себе испытал давление власти, когда баллотировался на прошлых президентских выборах.

– Новая киргизская власть уже заявила, что не намерена пересматривать международные договоренности, в частности пребывание на территории вашей страны международной базы НАТО и российской авиабазы в Канте. Намерены ли вы развивать и дальше военно-техническое сотрудничество и с Россией, и с Западом?

– Военно-техническое сотрудничество с Россией идет в рамках ОДКБ и ШОС. И развивается оно довольно успешно. А что касается военной базы НАТО, то после стабилизации ситуации в Афганистане она в соответствии с договором будет свернута. Хотя нам и выгодно их присутствие, потому что они закупают сельхозпродукцию у наших фермеров.

– В последние годы серьезную заявку на усиление своего влияния в регионе сделал Китай. Как вы намерены развивать отношения со своим соседом? Может ли Киргизия стать яблоком раздора в отношениях главных региональных игроков?

– Не думаю, что Киргизия может стать яблоком раздора. Наша страна, как центральноазиатское государство, связана с Китаем, и в рамках ШОС мы работаем с ним. Поэтому мы будем сотрудничать и с Китаем, и с Россией. Но Китай – наш сосед, великий сосед. Так, при встрече с членом секретариата ШОС я подчеркнул, что все договоренности в рамках ШОС должны выполняться. Мы заинтересованы в инвестициях оттуда, создании различных структур, которые бы способствовали развитию нашей экономики. Поэтому особых причин для беспокойства я не вижу. Ни в коем случае. А наши отношения с Россией при всем желании никто не сможет испортить. Такого и не было!

– А вы не опасаетесь китайской экспансии?

– Нет. Может быть, я отстал от жизни за три года, что не работал в правительстве, и не знаю каких-то тонкостей, о которых вы знаете...

– А вот проблема религиозного экстремизма... Как вы намерены ее решать?

– Думаю, что у каждого государства должна быть своя политика – государственная, национальная. Когда государственная идеология отсутствует, то этот вакуум заполняется другой какой-то идеологией. Что у нас и произошло, когда Союз развалился. После распада СССР у нас началось массовое строительство мечетей, особенно на юге. Причем мечети стали строить вместо школ чуть ли не на каждой улице, в каждом селе. Государство дало свободу и в то же время потеряло контроль. Надеюсь, что мы свою концепцию представим в ближайшее время.

– А кто будет представлять делегацию Киргизии на праздновании 60-летия Победы в Москве?

– Если должны ехать главы государств, то я поеду. Если главы правительств, то опять же я поеду. Но есть еще участники Великой Отечественной войны, которые имеют непосредственное отношение к великой Победе над фашистской Германией. И эти люди, конечно, обязательно поедут.




Роза революции

12.04.2005. Коммерсант

Д. Каратаева, Б. Розалиев (Бишкек); Б. Волхонский

Глава МИД Киргизии представилась Москве

Вчера парламент Киргизии наконец-то отправил в отставку президента Аскара Акаева, фактически отстраненного от власти еще в конце марта. Одновременно Верховный суд республики полностью оправдал одного из лидеров оппозиции Феликса Кулова, расчистив ему путь к участию в президентских выборах. А глава МИД Киргизии Роза Отунбаева вчера Москве пыталась развеять опасения российского руководства относительно будущего курса новых киргизских властей.

Аскар Акаев больше не президент

Рассмотрение вопроса о принятии отставки Аскара Акаева с поста президента (напомним, он подписал соответствующее заявление в Москве еще 4 апреля) парламентарии Киргизии откладывали уже несколько раз. Главным доводом противников принятия добровольной отставки было требование импичмента, который позволил бы лишить экс-президента всех предусмотренных конституцией привилегий.

Заседание едва не сорвалось и вчера. Дело в том, что за выходные в стране накопился ряд текущих проблем, связанных со стихийным захватом земель в Бишкеке и его окрестностях (Ъ писал об этом вчера). Поэтому парламентарии начали заседание с обсуждения сложившейся ситуации и лишь потом перешли к отставке президента Акаева.

Депутаты Атахан Мадумаров и Марат Султанов обратились к коллегам с предложением вновь отложить решение этого вопроса на десять дней, создав за это время специальную комиссию. Это, по их мнению, помогло бы определиться с объявлением импичмента, основанием для которого служат недееспособность беглого президента и сам побег, которому необходимо дать правовую оценку. По словам депутата Марата Султанова, комиссия должна разобраться с собственностью Аскара Акаева и решить, на какое его имущество будет распространяться неприкосновенность.

Спикер парламента Омурбек Текебаев сообщил коллегам-депутатам, что ряд международных организаций, в том числе ОБСЕ и Еврокомиссия, просят скорее решить вопрос об отставке господина Акаева, так как от этого зависит судьба президентских выборов и легитимность будущего главы государства. Большинством голосов депутаты проголосовали против десятидневной отсрочки и за принятие к сведению заявления Аскара Акаева об отставке. Как считают глава Конституционного суда Чолпон Баекова и глава Верховного суда Курманбек Осмонов, на практике это решение означает окончательную отставку президента. После этого парламент принял решение назначить выборы нового президента на 10 июля 2005 года.

Острая дискуссия развернулась вокруг вопроса о льготах теперь уже экс-президента Акаева и членов его семьи. Напомним, что некоторые депутаты выступали за лишение Аскара Акаева всех привилегий (см. Ъ от 8 апреля). В результате парламентской дискуссии было решено отказать экс-президенту в предоставлении аппарата помощников за счет госбюджета, а также было отменено положение о невзимании госпошлины при обращении в суд. Гарантии личной неприкосновенности отныне распространяются только на господина Акаева, но не на членов его семьи, как предусматривалось ранее. Кроме того, бывшему президенту отказано в праве получать по первому требованию доступ к СМИ (Аскар Акаев ранее настаивал на этой привилегии).

Феликс Кулов больше не подсудимый

Оставшиеся до президентских выборов три месяца обещают быть весьма горячими. О своем желании баллотироваться в президенты Киргизии уже заявили несколько человек.

Вчера было устранено главное препятствие на пути к участию в президентской кампании Феликса Кулова, одного из основных претендентов. Верховный суд оправдал лидера партии "Ар-Намыс" ("Достоинство") по обвинению в хозяйственных преступлениях, якобы совершенных им в бытность мэром Бишкека и губернатором Чуйской области. Напомним, что на минувшей неделе суд оправдал господина Кулова и по другому уголовному делу – о превышении должностных полномочий в бытность главой министерства нацбезопасности. По конституции Киргизии человек, имеющий судимость, не может баллотироваться на пост президента.

Впрочем, сам господин Кулов пока окончательно не решил, примет ли он участие в выборах. "Для меня этот вопрос очень сложный, он обусловлен прежде всего стремлением сохранить стабильность и единство наций, народов нашей страны,– заявил Феликс Кулов.– Чтобы мое решение об участии или неучастии в президентских выборах не повлекло нежелательных последствий, надо все очень тщательно взвесить и обязательно посоветоваться с Курманбеком Бакиевым. После этого разговора будет принято решение".

Как пояснил вчера спикер парламента Омурбек Текебаев, сторонники нынешнего и. о. президента Курманбека Бакиева добивались назначения выборов на более ранний срок, чтобы население проголосовало за него "на волне революционных настроений". Впрочем, по мнению спикера, вполне возможно, что господа Бакиев и Кулов пойдут на выборы в одной связке.

От того, смогут ли эти два лидера договориться, во многом зависит стабильность в Киргизии. Известно, что Феликс Кулов уже предложил Курманбеку Бакиеву заключить соглашение, по которому победивший на выборах будет способствовать назначению премьер-министром кандидата, пришедшего к финишу вторым. Своего ответа на данное предложение и. о. президента пока не дал. Возможно, именно поэтому Феликс Кулов и осторожничает с заявлением о своем участии в выборах.

Российская авиабаза по-прежнему в Киргизии

О будущем Киргизии речь шла вчера и в Москве. Глава МИДа Роза Отунбаева прибыла в российскую столицу с рабочим визитом. Вчера она встретилась со своим российским коллегой Сергеем Лавровым. Москва на этих переговорах попыталась донести до киргизской стороны свою озабоченность некоторыми тенденциями, проявившимися в Киргизии после смены власти.

Речь, в частности, идет о том, что в Москве не до конца уверены в искренности звучащих из Бишкека заявлений на самом высоком уровне о неизменности стратегических приоритетов во внешней политике Киргизии и верности курсу на стратегическое партнерство с Россией. По информации источников Ъ, некоторые сигналы на этот счет поступали от киргизских парламентариев, посетивших Москву неделю назад для принятия заявления об отставке президента Акаева. В частности, речь шла о том, что Москве не стоит безоговорочно полагаться на нынешнего и. о. главы государства Курманбека Бакиева.

Кроме того, в Москве с озабоченностью воспринимают все отчетливо проявляющееся стремление части русскоязычного населения покинуть Киргизию. Этот факт признала вчера и Роза Отунбаева. "Мы сделаем максимум возможного, чтобы успокоить народ",– пообещала она и, в свою очередь, заметила, что "как Россия ставит вопрос о политике на пространстве СНГ в отношении русских, так и для нас вопрос пребывания наших граждан в России очень важен". По словам главы МИД Киргизии, Бишкек надеется, что Москва введет для трудовых мигрантов-киргизов (а их в России, по некоторым оценкам, до полумиллиона человек, или десятая часть всего населения Киргизии) как минимум такие же условия пребывания, как для граждан Украины,– до 90 дней без регистрации.

Госпожа Отунбаева постаралась развеять и другие опасения Москвы. Она опровергла утверждения, что киргизская революция была инспирирована Западом, отметила, что позиции Киргизии и России в вопросах сотрудничества в рамках СНГ, ОБСЕ, ШОС, ОДКБ совпадают, и подтвердила высказанные ранее заверения киргизского руководства в том, что российская авиабаза в городе Канте будет функционировать в прежнем режиме.

Стремясь продемонстрировать полную гармонию в киргизско-российских отношениях, глава МИД Киргизии объявила, что и. о. президента Курманбек Бакиев примет участие в торжествах по случаю 60-летия Победы в Москве 9 мая. Напомним, что от участия в этих торжествах уже отказались лидеры трех бывших советских республик (Литвы, Эстонии, Украины), а еще несколько пока не дали официального ответа на приглашение.




Кыргызстан: что будет завтра?

12.04.2005. Казахстанская Правда

Искандер Таирбеков

Всего за пару "революционных" ночей было разгромлено большинство магазинов Бишкека. Ущерб оценивается более чем в сто миллионов долларов. Для маленькой и бедной страны это огромная потеря: суммарные сбережения всех жителей Кыргызстана намного меньше, чем убыток, причиненный погромами. Покончили с жизнью несколько разоренных предпринимателей. Тысячи людей испытали сильнейший стресс.

В процесс захвата власти вмешались люди с улицы, движимые стихийным протестом и охотнее прислушивавшиеся к неформальным лидерам кланов, уличным авторитетам, нежели к лидерам оппозиции. Лозунг простой - "Грабь награбленное!". Этот призыв всегда охотно подхватывался маргиналами.

В отличие от Казахстана в Кыргызстане очень узкий рынок труда, поэтому население вынуждено перебираться в столицу в надежде на случайные заработки. К примеру, за 2004 год в нашей стране было трудоустроено 200 тысяч человек, что эквивалентно количеству рабочих мест на шести таких промышленных гигантах, как Карметкомбинат. Новые рабочие места - показатель, который демонстрирует, как рост экономики отражается на благосостоянии простых людей. Не будь усилия руководства Казахстана эффективными, улицы наших городов тоже были бы полны деклассированных элементов. А эти самые люмпен-массы, как отмечают наблюдатели, как раз и стали движущей силой захвата власти в Кыргызстане.

Оппозиция этой страны безоговорочно проиграла на выборах, что показывает слабый уровень восприятия населением оппозиционных идей. С другой стороны, вполне объясним и тот факт, что миролюбивые граждане вдруг превратились в неуправляемую и агрессивную толпу: в условиях, когда власть не борется с безработицей, когда у людей нет возможности дать детям образование, когда несовершеннолетние девочки вынуждены идти на панель, любой народ озлобляется. При этом население видело, как живут "слуги народа".

Самые доходные отрасли экономики, огромные внешние займы были присвоены элитой. Копившееся годами недовольство вылилось в стихийный протест, к которому оппозиция не имела никакого отношения.

Президент страны, отказавшийся от применения силы, был вынужден спасаться бегством. По сути, победа на оппозиционеров свалилась с неба... Несмотря на то что поводом для волнений послужили результаты выборов, оппозиция признала легитимным новый состав парламента. Это свидетельствует как о нерешительности ее лидеров, оказавшихся в хвосте событий, так и о том, что у оппозиционеров не было четкой программы действий. Как следствие, активисты форума "Комитет 27 марта" блокировали здание парламента страны, протестуя против начала работы депутатов нового созыва. В случае невыполнения требований они намерены призвать к акциям протеста людей из регионов. И вот уже новая власть ломает голову над тем же вопросом, что и прежняя, - применять или нет силу для поддержания в стране порядка?

Политический кризис только обострил существующие проблемы. Большая часть населения Кыргызстана живет в нищете. На среднюю зарплату можно купить 15 килограммов хлеба или два с половиной килограмма мяса. Государственный долг приблизился к объему ВВП, на обслуживание внешних займов уходит половина всех поступлений в бюджет. В этих условиях ни о каких социальных программах говорить не приходится. Страна находится на грани дефолта, а ее граждане, чтобы элементарно не умереть от голода, рассчитывают исключительно на собственные силы. Можно для сравнения отметить, что сумма, которая выделяется на реализацию социальных программ, озвученных в Послании Президента Казахстана, равняется всему внешнему долгу Кыргызстана. При этом для нашей страны дополнительные вливания в несколько сотен миллионов долларов в год означают лишь незначительное увеличение дефицита бюджета.

Последние пять лет казахстанская экономика переживает бурный рост, который отражается на повышении благосостояния всех граждан республики. Кыргызстан же 15 лет находился в состоянии депрессии, аналогичной той, которую мы пережили в самом начале реформ. А любому терпению, как известно, рано или поздно наступает предел.

Очень высокий уровень безработицы вынуждает жителей соседней республики нелегально выезжать в Казахстан и Россию, чтобы заработать хоть какие-то средства к существованию. С ранней весны до поздней осени целыми семьями они работают в фермерских хозяйствах на юге нашей страны, получая за свою работу мизерную по казахстанским меркам зарплату. Живут гастарбайтеры, как правило, в подсобных помещениях, в более чем спартанских условиях. Но они согласны и на это, так как денег, заработанных в Казахстане, хватает, чтобы перезимовать на родине. При этом жители Кыргызстана видят, какой жизненный уровень достигнут у нас: отдыхающие на Иссык-Куле алматинцы в день тратят больше, чем житель их республики зарабатывает за месяц. При этом поездка сюда для казахстанцев считается малобюджетным отдыхом. Средний класс предпочитает курорты Турции и Средиземноморья. Но для большинства киргизов отдых и на Иссык-Куле не по карману.

Было бы наивным ожидать, что со сменой власти в Кыргызстане враз изменится социально-экономическая и политическая ситуация. Скорее, можно ожидать обратного. Как отмечает, к примеру, директор Международного делового совета этой страны Дэвид Грант, в связи со сложившейся обстановкой под сомнение ставится реальность осуществления планов по инвестированию в экономику республики в 2005 году 80 миллионов долларов. А это означает угрозу дефолта. Если, конечно, не придет помощь со стороны. В числе доноров, вероятно, будет и Казахстан…

Говоря о политическом аспекте, нужно отметить, что бывшему президенту Аскару Акаеву на протяжении 15 лет все же удавалось сдерживать противоречия между более развитым в промышленном отношении севером и аграрным югом, который всегда был неспокоен. Если вспомнить, накануне распада Союза именно в Ошской области разразился один из самых кровавых межнациональных конфликтов того времени: спор из-за земельных участков и распределения воды привел к резне. В столкновениях погибли десятки людей.

С обретением независимости ситуация не улучшилась. В 2002 году власти расстреливали колонны демонстрантов с юга, направлявшиеся в Бишкек. На этот раз начавшееся в южных регионах восстание беспрепятственно докатилось до севера. И… ситуация вышла из-под контроля.

Кыргызстан считался демократичной страной. Однако последние события здесь помогли нам убедиться в правильности лозунга, провозглашенного в Казахстане: "Сначала - развитие экономики, потом - реализация политических реформ". Отсутствие достижений в экономической сфере ведет к расслоению общества на супербогатую немногочисленную элиту и бедное население. И это мы наблюдаем у наших соседей, где так и не сформировались даже зачатки среднего класса, для которого важна политическая стабильность. Если в Казахстане значительная часть молодежи имеет возможность зарабатывать, брать ипотечные кредиты и планировать свою жизнь на много лет вперед, то в Кыргызстане молодые люди об этом даже не мечтают.

Комментируя события в этой стране, глава ОДКБ Николай Бордюжа отметил: "Здесь, на мой взгляд, очень большой привкус наркомафии и организованной преступности". Его предположение не лишено оснований - в преступный бизнес втянуты даже правоохранительные органы, которые сами занимаются сбытом наркотиков. Каждый третий школьник уже пробовал зелье. Всего же в стране официально зарегистрировано более 50 тысяч наркоманов. Для республики с пятимиллионным населением такое количество людей, зависимых от наркомафии, - внушительная сила, способная устроить масштабные беспорядки, что мы, собственно, и наблюдали…

Еще один нюанс для сравнения. Осенью прошлого года в Казахстане прошли выборы. При этом проигравшая оппозиция заявляла о том, что ей ничего не стоит вывести людей на улицы. Но никаких волнений не было. Да и быть не могло. Ибо даже сами вожди оппозиции прекрасно понимают, что у нас нет причин для "цветочных революций".

В Кыргызстане на улицы вышли отчаявшиеся люди, которые не видят никаких перспектив улучшения жизни. Жители Бишкека тащили из магазинов то, что они никогда не смогли бы купить, - бытовую технику, мебель... В Казахстане любой может взять это в кредит, даже без подтверждения доходов. Банки учитывают тот факт, что благодаря росту экономики происходит повышение благосостояния населения, и готовы кредитовать граждан. Если в 2003 году в Казахстан было завезено 73 тысячи автомобилей, то в 2004 году - 214 тысяч. То есть за один год число казахстанцев, которые могут себе позволить покупку автомобиля, выросло на 140 тысяч! А это, между прочим, процентов пять от трудоспособного населения. Такими темпами прироста среднего класса не может похвалиться ни одна страна СНГ.

…Ситуация в Кыргызстане остается напряженной. Но изменить ее можно. Для этого политики должны наконец-то осознать: "разборками" делу не поможешь. Сейчас стране нужен конструктивный и цивилизованный диалог.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2020 Институт стран СНГ