Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №121(15.04.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Африканат для Кыргызстана уже настал. За кем теперь очередь?!

07.04.2005. Навигатор Кз

Жалил Сураганов

Сейчас, на 14-м году государственной независимости, никто не станет спорить с тем, что в Кыргызстане, который лет десять назад считался бесспорным лидером по части осуществления реформ среди государств Центральной Азии, сложилась тяжелейшая экономическая ситуация. К началу 2001 года, то есть к десятилетию государственной независимости, внешний долг возрос до 1,27 млрд. долларов США. При оценке из Казахстана, за которым уже тогда официально числилась на порядок большая долговая сумма, это не кажется такой уж большой цифрой.

Но Кыргызстан, несмотря на лидерство в проведении реформ, так и остался бедным государством, и расходы на обслуживание внешнего долга на тот момент должны были поглотить 40 процентов бюджета страны. Еще в 1999 году он при ВВП (валовом внутреннем продукте) в 978 млн. долларов оказался не в состоянии платить по своим долговым обязательствам Турции, Пакистану и России.

Инфляция составляла 40 процентов, индустриальное производство подверглось значительному сокращению. Но при этом бюджет страны составлял $207,4 млн. (22,2% к ВВП), а по расходам - $238,7 млн. (24,4% к ВВП). А всего девятью годами ранее его ВВП составлял, как считается, 5,2 млрд. долларов. То есть имел место колоссальный откат.

Поэтому неудивительно то, что с весны 2002 года оппозиционным силам стало удаваться организовывать масштабные протестные акции. Тогда аксыйские события вылились в кровопролития. Это был уже звонок для режима А.Акаева.

Но он решил выйти из этой ситуации, убив, так сказать, одним выстрелом двух зайцев. Президент отправил в отставку тогдашнего премьер-министра К.Бакиева, сделав его тем самым "виноватым стрелочником", и назначил на его место Н.Танаева, представителя русско-славянского населения республики, давая таким образом своеобразный знак Москве.

Попытка опереться на поддержку русских и России не спасло А.Акаева

Последнее в немалой степени объяснялось озабоченностью стремительным вымыванием из страны европейского населения. По итогам переписи населения, проведенной в 1999 году, этнодемографическая картина страны выглядела так: кыргызы – 64,9%, узбеки – 13,8%, русские – 12,5%, дунгане - 1,1%, украинцы - 1%, уйгуры - 1%, другие - 5,7%. То есть к тому времени русско-славянского населения (русских вместе с украинцами) оказалось меньше, чем одних только узбеков.

За десятилетие с 1989-го до 1999 года количество русских в Кыргызстане сократилось почти на треть – с 915 тысяч до 615 тысяч. За ту же декаду общая численность населения республики увеличилась на 13 процентов (а в южной Ошской области – на 23 процента) и составила 4,8 млн. человек. В следующем, 2000 году, после первого вторжения исламистов на юг республики эмиграция русскоязычного населения приняла просто повальный характер. Если за весь 1999 год эмигрировало в ближнее и дальнее зарубежье 5 тысяч русских, то теперь их почти столько же уезжало из страны ежемесячно. К середине 2004 года численность населения в Кыргызстане составляла 5,081 млн. человек.

23 мая 2000 года президент А.Акаев обратился к парламенту, Жогорку Кенеш, с призывом объявить русский вторым государственным языком. Если исходить из данных демографической статистики, логичней было бы выступать ему за придание такого статуса узбекскому языку, а не русскому. Но значение своего русско-славянского населения и возможное повышение благосклонности Москвы к Бишкеку в ответ на такую инициативу были тогда для него куда весомей. Обсуждение предложения президента вызвало среди парламентариев жаркие дебаты.

И тем не менее уже через 18 дней, 10 июня, Акаев подписал закон, по которому русский получил статус государственного языка. А к концу июля президент встретился в Москве с российским президентом В.Путиным и подписал вместе с ним соглашение об экономическом сотрудничестве на новый 10-летний срок. Но после этого он не просидел на своем посту и пяти лет. В марте текущего года он был вынужден бежать неизвестно куда, объявиться в конце концов в той же самой Москве и вести оттуда с новой властью у себя на родине переговоры об условиях своего ухода в отставку.

А меры, которые с целью приостановления сокращения русско-европейского населения предпринимала кыргызская власть при А.Акаеве, оказались не очень действенными. В 2003 году, по данным представительства МВД РФ по делам миграции в Кыргызстане, туда обратились 26 тыс. граждан этой республики, желающих переехать в Россию. В 2004 году эта цифра выросла до 40 тыс. ("Миграция русскоязычного населения из Киргизии выросла", Интерфакс, 17 февраля 2005 года). Сейчас уже можно не сомневаться в том, что в 2005-м, с учетом неопределенности в развитии общественно-политической ситуации, численность желающих выехать оттуда русскоязычных людей вырастет еще более значительно.

Так что А.Акаев проиграл и так, и эдак. Это победителей, как говорится, не судят, а побежденных не любят.

Наша страна не стала пристанищем для А.Акаева

В конце 90-х годов А.Акаева в Казахстане принимали как самого уважемого и желанного гостя уже хотя бы по той причине, что он тогда породнился с главой нашего государства через брак их детей. К тому же сам Аскар Акаевич является наполовину казахом, так как его мать-казашка. Его дети – сын Айдар и дочь Бермет – еще больше связали своего отца с казахской землей, вступив в брак с уроженцами Казахстана. Казахская поговорка гласит: "Родственные отношения с зятем сохраняются сто лет, а со сватом – тысячу лет". В нашем случае эта народная мудрость, судя по всему, не сработала. А.Акаев, вынужденный пуститься в бега из своей страны, то ли не получил приюта в соседнем родственном и во многом родном для него Казахстане, то ли не захотел его просить у Астаны.

Российские средства массовой информации утверждают, что казахстанские власти не захотели оставлять его у себя, не желая сходу портить отношения с новыми властями в Бишкеке. По их же высказываниям, и Кремль отнюдь не в восторге от необходимости предоставлять А.Акаеву политическое убежище в России, хотя сам президент В.Путин в ходе своего пребывания в Ереване выразил готовность своей страны принять свергнутого кыргызского президента. Как говорят арабы: чего стоит уже оказанная услуга?! Правильно, она может вообще ничего больше не стоить.

Тем более, если речь идет о бывшем лидере такой страны, где, по меркам этой части света, демократии, всяких политических партий и долгов слишком много, а денег и вообще возможности заработать слишком мало. К началу 2002 года, то есть к десятилетию государственной независимости, внешний долг Кыргызстана возрос до 1,5 млрд. долларов США. За время, прошедшее с момента обретения независимости, страна по сравнению даже со своими соседями по региону в социально-экономическом развитии не только не продвинулась вперед, но и даже откатилась назад.

Во всем виновата бедность?

В 1990 году по ВВП на душу населения Кыргызстан с показателем в $1220 долларов занимал почетное второе место в Центральной Азии после Казахстана ($2160) и первое среди республик советской Средней Азии. Значительно отставал от него не только Туркменистан ($130), считавшийся самой слаборазвитой союзной республикой в СССР, но и Таджикистан ($780), и Узбекистан ($980). Но уже в 1995 году Кыргызстан по этому показателю значительно отстал как от узбеков, так и туркмен. Тогда показатель ВВП на душу населения в Кыргызстане составлял лишь 42,5% от аналогичного показателя в России, а в Узбекистане – 52,4%, Туркменистане – 51,8% (Сергей Панарин "Почему следует ожидать нарастания трудовой миграции из Центральной Азии в Россию", demoscope.ru). В дальнейшем отставание кыргызов от названных стран, а также от Казахстана только увеличивалось.

К началу 2004 года Кыргызстан ($341,8) может похвастаться лишь тем, что все еще находится впереди Таджикистана ($185,8). Но если учесть то, что эта соседняя горная республика только теперь начинает приходить в себя после многолетней разрушительной гражданской войны, становится ясно, что и это сравнение в действительности не в пользу Кыргызстана. В 1995 году по показателю ВВП на душу населения таджики (20% от аналогичного российского показателя) более чем вдвое уступали кыргызам (42,5), сейчас этот разрыв медленно, но верно сокращается. От России ($3014) и даже Казахстана ($1995,4) здесь отставание Кыргызстана выражалось уже многократно. К началу 2005 года этот разрыв между кыргызами и, скажем, нашей страной увеличился еще больше уже хотя бы потому, что по итогам прошлого года рост ВВП в Казахстане составил 9,4%, а у них - всего 7,1% (что является самым низким показателем в СНГ). К началу 2004 года было зафиксировано сильное отставание Кыргызстана по показателю ВВП на душу населения и от Туркменистана ($1252), который был в советском прошлом самой бедной республикой в регионе и теперь, как считается, значительно отстает от него по части проведения экономических реформ.

У Кыргызстана сейчас, одним словом, очень слабая экономика. Ее благополучие может зависеть от состояния дел даже на отдельно взятом предприятии. К примеру, в очень неблагополучном в целом 1999 году ВВП вырос на 3,6%, в 2000-м и 2001-м был отмечен рост в 5%. А вот в целом благоприятном для региона и, казалось бы, для Кыргызстана 2002 году ВВП там сократился на 0,5%. Виной тому было падение показателей производства на Кумторском руднике, где добывается золото. А в 2003 году, когда положение там нормализовалось, объем ВВП Кыргызстана снова заметно увеличился – на 6%. В прошлом году показатель был еще выше - 7,1%. При этом все эти изменения последних лет практически никак не сказываются на благосостоянии населения в целом. Показатели бедности в 2004 году были ничуть не лучше, чем в 1996 году.

В 2003 году главными партнерами страны по экспорту были Объединенные Арабские Эмираты (24,7%), Швейцария (20,3%), Россия (16,7%), Казахстан, (9,8%), Канада (5,3%), Китай (10,3%), а по импорту – Россия (24,7%), Казахстан (24 %), Китай (10,3%), США (6,7%), Узбекистан (5,5%) и Германия (5,3%).

В целом же сегодняшний Кыргызстан в действительности бедней, чем многие государства Африки, традиционно воспринимаемые как безнадежные с точки зрения социально-экономических перспектив. Возьмем Зимбабве, которая по многим показателям схожа с ним: не имеет выхода к морю, экономика в течение ряда лет находится в стагнации (в том числе из-за эмбарго со стороны западных государств). На Западе в последнее время каждый год бьют тревогу, что половине населения этой страны угрожает голод по причине запущенности социально-экономической ситуации. Действительно, это даже по африканским меркам отнюдь не передовая страна. Там в 2003 году, по данным Всемирного банка, при населении 12,8 млн. человек ВВП составил 8,304 млрд. долларов. Это – по 648,7 доллара на душу населения, что почти в 2 раза больше показателя у наших соседей. Так что африканат, о котором применительно к Казахстану в своих публикациях говорит П.Своик, в Кыргызстане, судя по всему, уже настал. И тут демократия, к которой тамошняя оппозиция, свергая А.Акаева, апеллировала, не помощник.

За кем теперь очередь по пути к африканизации?

На первый взгляд Казахстану она не угрожает. Однако за радужными цифрами казахстанского ВВП в действительности стоит такая экономика, которая работает главным образом на прибыль иностранного инвестора. Если бы он, иностранный инвестор, автомобили и ширпотреб делал, мы бы могли утешать себя тем, что все держится все равно на нашем труде и умении. Но он качает нефть, газ и прочее сырье и вывозит прибыль за границу. И в этом от нас, народа Казахстана, практически никак не зависит. Так что казахстанское экономическое благополучие - это во многом такая же виртуальность, какой является нарисованный на холсте богатый стол перед глазами изголодавшегося человека. Даже у Кыргызстана есть один существенный плюс перед Казахстаном: среди его крупнейших торговых партнеров нет ни Бермудских, ни Виргинских островов. То есть его экономика преимущественным образом на офшорные зоны не работает.

Тут вспоминается анекдот о двух пьяных, один из которых лежит, упавший, в луже, а другой идет вдоль забора, держась за него, и еще пытается укорять того за то, что не удержался на ногах. В данном случае примечателен ответ лежащего. Он сказал так: "Ну, иди, иди. Посмотрим, что с тобой станется, когда кончится забор...". Примерно такое могут, видимо, сейчас говорить казахам кыргызы. Действительно, что с нами станется, когда упадут цены на энергоносители или когда эти самые нефть и газ вовсе кончатся?!.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ