Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №121(15.04.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ



О правовом статусе русского языка в постсоветском пространстве

Андреева Г.Н., Докучаева А.В.

(продолжение, начало в №8/120 Бюллетеня)

На конституционном уровне и на уровне текущего законодательства в государствах, возникших на постсоветском пространстве, провозглашается принцип равноправия и недопущение дискриминации. Естественно, что открыто дискриминационные нормы встречаются в законодательстве достаточно редко. Важную роль в определении правового статуса русского языка в тех странах СНГ, где русский не приравнен к государственному языку, играют законы о государственном языке, поскольку в зависимости от того, какова сфера обязательного употребления государственного языка, становится шире или уже сфера применения русского языка.

Если иметь в виду те страны, где русский язык ни в каком отношении не приравнен к государственному, то ситуация с правовым регулированием здесь следующая. Формально нормативные акты о государственном языке обычно не содержат даже упоминания о русском языке, но установление норм об обязательном использовании государственного языка в тех или иных сферах резко уменьшает роль русского языка, либо означает его полное вытеснение из них. Однако одно дело, когда сфера применения государственного языка ограничивается отношениями с органами государства и органов государства между собой (но как уже отмечалось, и здесь международное право находит место для применения языков меньшинств), другое – если она гораздо шире. Для постсоветского пространства характерна тенденция к охвату обязательным использованием сфер, в которых отношения между людьми строятся в целом на основе частного, а не публичного права. Так, согласно ч.1 ст.6 Закона Азербайджанской республики «О государственном языке в Азербайджанской Республике» от 16 01 2003 г.[1] «телерадиовещание всех каналов, независимо от формы собственности, учрежденных и осуществляющих деятельность на территории Азербайджанской Республики, ведется на государственном языке», а ч.II ст.6 гласит: «Ведущие всех вещающих на государственном языке теле- и радиоканалов, независимо от формы собственности, учрежденных и осуществляющих деятельность на территории Азербайджанской Республики, должны в совершенстве владеть государственным языком и свободно говорить на нем. Фильмы и передачи, дублированные на теле- и радиоканалах, должны соответствовать установленным государством нормам языка». В этом акте даже не содержится оговорки о правах меньшинств.

Жесткие нормы в Азербайджане установлены и в отношении использования государственного языка в сферах обслуживания, рекламах и объявлениях. Ст.7 гласит: «7.1. Во всех сферах обслуживания, рекламах и объявлениях на территории Азербайджанской Республики используется государственный язык. В соответствующих сферах обслуживания, связанных с оказанием услуг иностранцам, наряду с государственным языком могут применяться и другие языки. При необходимости в рекламах и объявлениях (на cчетах, табло, плакатах и пр.) наряду с государственным языком могут использоваться и другие языки. Однако занимаемая ими площадь не должна превышать площадь, занимаемую азербайджанским языком, она должна находиться после надписи на азербайджанском языке».

В соответствии с Законом Азербайджанской Республики «О территориальном устройстве и административно-территориальном делении» названия административно-территориальных единиц городов, районов, административно-территориальных округов, поселков и сел, составляющих административно-территориальное деление Азербайджанской Республики, должны писаться на государственном языке. Названия указанных в данной статье административно-территориальных единиц наряду с государственным языком могут писаться и на «иностранных языках». Таким образом, в данном акте использование иных языков даже не увязывается со статусом национальных меньшинств. При этом название административно-территориальной единицы сначала дается на государственном языке, а затем - на иностранном.

Согласно ч.1 ст.15 Закона о государственном языке Азербайджана «печатная продукция, издаваемая в Азербайджанской Республике на государственном языке, должна выпускаться на азербайджанском алфавите с латинской графикой». Нельзя не обратить внимание на упоминание о русском языке в ч.II этой статьи, содержащей формулировку, которая в контексте предыдущих положений о государственном языке звучит достаточно издевательски: «арабский алфавит и кириллица, сыгравшие важную роль в истории азербайджанской культуры письменности, могут использоваться в особых случаях (словарях, как указатель литературы в научных изданиях и пр.)».

(Окончание следует)




Шанхайская организация сотрудничества

Андреева Г.Н.

Шанхайская организация сотрудничества – одна из самых молодых региональных организаций,  возникших в третьем тысячелетии, в результате объединения государств т.н. «Шанхайской пятерки»: Казахстана, КНР, Кыргызстана, Российской федерации, Таджикистана и Узбекистана. В рамках «Шанхайской пятерки» были подписаны в 1996 и 1997 годах соглашения об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, а также ряд итоговых документов по итогам встреч в Алма-Ате (1998 г.), Бишкеке (1999 г.) и Душанбе (2000 г.), которые, как отмечается в Декларации о создании «Шанхайской организации сотрудничества» от 15 июня 2001 г. «внесли важный вклад в дело поддержания мира, безопасности и стабильности в регионе и во всем мире, значительно обогатили практику современной дипломатии и регионального сотрудничества, оказали широкое и позитивное влияние на международное сообщество». Собственно «Шанхайская организация сотрудничества» сформировалась на базе этих соглашений. В настоящее время сотрудничество в рамках «Шанхайской пятерки» уже охватывает политическую, торгово-экономическую, культурную, научно-техническую и иные сферы. Принципы, нашедшие отражение в вышеуказанных соглашениях, определяют основу взаимоотношений между государствами - участниками «Шанхайской организации сотрудничества».

Создавая Шанхайскую организацию сотрудничества, государства-участники выразили убеждение в том, что в условиях динамичного развития процессов политической многополярности, экономической и информационной глобализации в XXI веке перевод механизма «Шанхайской пятерки» на более высокий уровень сотрудничества будет способствовать более эффективному совместному использованию открывающихся возможностей и противостоянию новым вызовам и угрозам. Особо в  Декларации о создании «Шанхайской организации сотрудничества» от 15 июня 2001 г.  отмечается, что «сформировавшийся в процессе развития «Шанхайской пятерки» «шанхайский дух», характеризующийся взаимным доверием, взаимной выгодой, равенством, взаимными консультациями, уважением к многообразию культур, стремлением к совместному развитию, является бесценным достоянием, накопленным странами региона за годы сотрудничества. Оно будет приумножаться, становясь в новом столетии нормой в отношениях между государствами - участниками «Шанхайской организации сотрудничества».

Согласно Декларации о создании «Шанхайской организации сотрудничества» от 15 июня 2001 г. целями «Шанхайской организации сотрудничества» являются: укрепление между государствами-участниками взаимного доверия, дружбы и добрососедства; поощрение эффективного сотрудничества между ними в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, экологической и других областях; совместные усилия по поддержанию и обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе, построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка.

«Шанхайская организация сотрудничества» не является союзом, направленным против других государств и регионов, придерживается принципа открытости. Она выражает готовность развивать диалог, контакты и сотрудничество в любых формах с другими государствами и соответствующими международными и региональными организациями и на основе консенсуса принимать в качестве новых членов государства, которые разделяют цели и задачи сотрудничества в рамках организации. Государства - участники «Шанхайской организации сотрудничества», как заявлено в Декларации о создании «Шанхайской организации сотрудничества» от 15 июня 2001 г. твердо придерживаются целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций, принципов взаимного уважения независимости, суверенитета и территориальной целостности, равноправия и взаимной выгоды, решения всех вопросов путем взаимных консультаций, невмешательства во внутренние дела, неприменения военной силы или угрозы силой, отказа от одностороннего военного превосходства в сопредельных районах.

Приоритетным направлением деятельности «Шанхайской организации сотрудничества» является обеспечение региональной безопасности и предпринимает все необходимые усилия для ее обеспечения. Государства-участники будут осуществлять тесное взаимодействие в целях реализации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, в том числе путем учреждения региональной антитеррористической структуры «Шанхайской организации сотрудничества» с месторасположением в г. Бишкеке. Кроме этого, в качестве направления деятельности предполагается разработка различных многосторонних документов о сотрудничестве в пресечении незаконного оборота оружия и наркотиков, незаконной миграции и других видов преступной деятельности.

«Шанхайская организация сотрудничества» использует потенциал и широкие возможности взаимовыгодного сотрудничества государств-участников в торгово-экономической области, предпринимает усилия в целях содействия дальнейшему развитию сотрудничества и диверсификации его форм между государствами-участниками на двусторонней и многосторонней основе. В этих целях в рамках «Шанхайской организации сотрудничества»  начат переговорный процесс по вопросам создания благоприятных условий для торговли и инвестиций, разработана долгосрочная Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества, а также происходит подписание соответствующих документов.

В рамках данной организации поочередно в каждом из ее государств-участников проводятся ежегодные официальные встречи глав государств и регулярные встречи глав правительств государств-участников. В целях расширения и интенсификации сотрудничества во всех областях по мере необходимости возможно создание новых механизмов, помимо уже действующих механизмов встреч руководителей соответствующих ведомств, а также формирование постоянных и временных экспертных рабочих групп для изучения планов и предложений по дальнейшему развитию сотрудничества.

В соответствии с Декларацией государства - участники «Шанхайской организации сотрудничества» укрепляют механизм консультаций и координируют действия по региональным вопросам и международной проблематике, оказывают взаимную поддержку и налаживают тесное сотрудничество по важнейшим международным и региональным вопросам, совместно способствуют упрочению мира и стабильности в регионе и во всем мире, исходя из того, что сохранение глобального стратегического баланса и стабильности в нынешней международной ситуации имеет особенно важное значение. С целью координации сотрудничества и организации взаимодействия компетентных министерств и ведомств государств - участников «Шанхайской организации сотрудничества» создается Совет национальных координаторов государств - участников этой организации.

Важнейшим актом, регулирующим правовой статус Шанхайской организации сотрудничества является подписанная 7 июня 2002 г. государствами-участниками Хартия Шанхайской организации сотрудничества. Согласно этому документу основными целями и задачами Шанхайской организации сотрудничества являются:

укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства;

развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействия построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка;

совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией;

поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес;

содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию в регионе посредством совместных действий на основе равноправного партнерства в целях неуклонного повышения уровня и улучшения условий жизни народов государств-членов;

координация подходов при интеграции в мировую экономику;

содействие обеспечению прав и основных свобод человека в соответствии с международными обязательствами государств-членов и их национальным законодательством;

поддержание и развитие отношений с другими государствами и международными организациями;

взаимодействие в предотвращении международных конфликтов и их мирном урегулировании;

совместный поиск решений проблем, которые возникнут в XXI веке.

Государства - члены Шанхайской организации сотрудничества придерживаются следующих принципов:

взаимного уважения суверенитета, независимости, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ, ненападения, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы или угрозы силой в международных отношениях, отказа от одностороннего военного превосходства в сопредельных районах;

равноправия всех государств-членов, поиска совместных точек зрения на основе взаимопонимания и уважения мнений каждого из них;

поэтапного осуществления совместных действий в сферах общего интереса;

мирного разрешения разногласий между государствами-членами;

ненаправленности Шанхайской организации сотрудничества против других государств и международных организаций;

недопущения любых противоправных действий, направленных против интересов ШОС;

добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из настоящей Хартии и других документов, принятых в рамках Шанхайской организации сотрудничества.

Основными направлениями сотрудничества в рамках Шанхайской организации сотрудничества являются: поддержание мира и укрепление безопасности и доверия в регионе; поиск общих точек зрения по внешнеполитическим вопросам, представляющим общий интерес, в том числе в международных организациях и на международных форумах; выработка и реализация мероприятий по совместному противодействию терроризму, сепаратизму и экстремизму, незаконному обороту наркотиков и оружия, другим видам транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграции; координация усилий по вопросам разоружения и контроля над вооружениями; поддержка и поощрение регионального экономического сотрудничества в различных формах, содействие созданию благоприятных условий для торговли и инвестиций в целях постепенного осуществления свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и технологий; эффективное использование имеющейся инфраструктуры в области транспорта и коммуникаций, совершенствование транзитного потенциала государств-членов, развитие энергетических систем; обеспечение рационального природопользования, включая использование водных ресурсов в регионе, осуществление совместных специальных природоохранных программ и проектов; оказание взаимной помощи в предупреждении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий; обмен правовой информацией в интересах развития сотрудничества в рамках Шанхайской организации сотрудничества; расширение взаимодействия в области науки и техники, образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма.

Согласно ст.3 Хартии Государства - члены Шанхайской организации сотрудничества могут по взаимному согласию расширять сферы сотрудничества.

Для выполнения указанных целей и задач Хартии в рамках Шанхайской организации сотрудничества действуют:

Совет глав государств;

Совет глав правительств (премьер-министров);

Совет министров иностранных дел;

Совещания руководителей министерств и/или ведомств;

Совет национальных координаторов;

Региональная антитеррористическая структура;

Секретариат.

Функции и порядок работы органов ШОС, за исключением Региональной антитеррористической структуры, определяются соответствующими положениями, которые утверждаются Советом глав государств. Совет глав государств может принять решение о создании других органов ШОС. Создание новых органов оформляется в виде дополнительных протоколов к настоящей Хартии.

Высшим органом Шанхайской организации сотрудничества Совет глав государств. Он определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы.

Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствование на заседании Совета глав государств осуществляет глава государства - организатора очередного заседания. Место проведения очередного заседания Совета определяется, как правило, в порядке русского алфавита названий государств - членов Шанхайской организации сотрудничества. Решением глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества от 29 мая 2003 г. было утверждено Положение о Совете глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.

 Совет глав правительств (премьер-министров) принимает бюджет Организации, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим сферам развития взаимодействия в рамках Организации. Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствование на заседании Совета осуществляет глава правительства (премьер-министр) государства, на территории которого проводится заседание. Место проведения очередного заседания Совета определяется по предварительной договоренности глав правительств (премьер-министров) государств-членов. Решением глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества от 29 мая 2003 г. было утверждено Положение о Совете глав правительств (премьер-министров) государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.

Совет министров иностранных дел рассматривает вопросы текущей деятельности Организации, подготовки заседания Совета глав государств и проведения консультаций в рамках Организации по международным проблемам. Совет может в случае необходимости выступать с заявлениями от имени Шанхайской организации сотрудничества. Совет собирается, как правило, за один месяц до проведения заседания Совета глав государств. Внеочередные заседания Совета министров иностранных дел созываются по инициативе не менее двух государств-членов и с согласия министров иностранных дел всех других государств-членов. Место проведения очередного и внеочередного заседания Совета определяется по взаимной договоренности. Председательствование в Совете осуществляет министр иностранных дел государства - члена Организации, на территории которого проводится очередное заседание Совета глав государств, в течение срока, начинающегося с даты завершения последнего очередного заседания Совета глав государств и завершающегося датой очередного заседания Совета глав государств. Председатель Совета министров иностранных дел при осуществлении внешних контактов представляет Организацию в соответствии с Положением о порядке работы Совета.

В соответствии с решениями Совета глав государств и Совета глав правительств (премьер-министров) руководители отраслевых министерств и/или ведомств государств-членов на регулярной основе проводят совещания для рассмотрения конкретных вопросов развития взаимодействия в соответствующих областях в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Председательствование осуществляет руководитель соответствующего министерства и/или ведомства государства - организатора совещания. Место и время проведения совещания согласуются предварительно.Для подготовки и проведения совещаний по предварительной договоренности государств-членов могут создаваться на постоянной или временной основе рабочие группы экспертов, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с регламентами работы, утверждаемыми на совещаниях руководителей министерств и/или ведомств. Эти группы формируются из представителей министерств и/или ведомств государств-членов.

Совет национальных координаторов является органом Шанхайской организации сотрудничества, осуществляющим координацию и управление текущей деятельностью Организации. Он проводит необходимую подготовку заседаний Совета глав государств, Совета глав правительств (премьер-министров) и Совета министров иностранных дел. Национальные координаторы назначаются каждым государством-членом в соответствии с его внутренними правилами и процедурами. Совет собирается на заседания не реже трех раз в год. Председательствование в Совете осуществляет национальный координатор государства - члена Организации, на территории которого будет проводиться очередное заседание Совета глав государств, в течение срока, начинающегося с даты завершения последнего очередного заседания Совета глав государств и завершающегося датой очередного заседания Совета глав государств. Председатель Совета национальных координаторов по поручению председателя Совета министров иностранных дел при осуществлении внешних контактов может представлять Организацию в соответствии с Положением о порядке работы Совета национальных координаторов.

Региональная антитеррористическая структура государств – участников Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года с месторасположением в городе Бишкеке (Кыргызская Республика) является постоянно действующим органом Шанхайской организации сотрудничества. Основные ее задачи и функции, принципы формирования и финансирования, а также порядок деятельности регулируются отдельным международным договором, заключаемым между государствами-членами, и другими необходимыми документами, принимаемыми ими.

Постоянно действующим административным органом Шанхайской организации сотрудничества является секретариат. Он осуществляет организационно-техническое обеспечение мероприятий, проводимых в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Секретариат готовит предложения по ежегодному бюджету Организации. Секретариат возглавляется Исполнительным секретарем, который утверждается Советом глав государств по представлению Совета министров иностранных дел. Исполнительный секретарь назначается из числа граждан государств-членов на ротационной основе в порядке русского алфавита названий государств-членов сроком на три года без права продления на следующий срок. Заместители Исполнительного секретаря утверждаются Советом министров иностранных дел по представлению Совета национальных координаторов. Они не могут быть представителями того государства, от которого назначен Исполнительный секретарь. Должностные лица Секретариата нанимаются из числа граждан государств-членов на квотной основе.При исполнении служебных обязанностей Исполнительный секретарь, его заместители и другие должностные лица Секретариата не должны запрашивать или получать указания от какого бы то ни было государства-члена и/или правительства, организаций или частных лиц. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед Шанхайской организации сотрудничества.

(Окончание следует)



[1] Источник: газета "Бакинский рабочий", 16 января 2003 года

В Интернете с полным текстом Закона можно ознакомиться по адресу :

http://www.medialaw.ru/exussrlaw/l/az/lang.htm


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2020 Институт стран СНГ