Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №122(01.05.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Власти Украины, открыв «охоту на ведьм», ведут себя как захватчики на чужой земле

25.04.05.  «Кремль.орг» (политическая экспертная сеть)

Константин Затулин, Директор Института стран СНГ

Что стоит за давлением на донецкую элиту? Новые власти Украины естественным образом связывают между собой политические шансы оппозиции на выборах в будущем году, и наличие у оппозиции перспектив получить какую-то помощь со стороны делового сообщества.

Сегодня власти Украины вовлечены в очень опасные игры, с точки зрения будущего Украины, с точки зрения целостности процесса. Они фактически делают все от них зависящее, для создания кризиса на предприятиях, которые принадлежат их потенциальным конкурентам. А по большому счету весь Юг и Восток Украины является потенциальным конкурентом ныне действующей власти.

Делают власти это ради достижения в будущем своих политических целей, ради того, чтобы удержаться у власти, ради того чтобы протащить свою внешне и внутриполитическую программы. Целый ряд вещей, которые они готовят для Украины, не разделяется значительной частью населения, но власти не заинтересованы в том, чтобы голос этой части населения звучал, ни напрямую, ни через представителей претесного мнения в Верховной Раде, или через средства массовой информации. Отсюда все гонения и репрессии.

Да и оппозиция не так быстро самоопределяется. Потребовалось приблизительно два месяца, даже больше, для того, чтобы заявила о своем переходе в оппозицию Партия Регионов, это она сделала публично на своем мартовском съезде, 5-го марта этого года. Потребовалось определенное время, чтобы самоопределились другие силы, которые сегодня считают себя скорее оппозиционными.

Процесс формирования рядов оппозиции незавершен, в том числе и потому, что не до конца завершено политическое реформирование украинской политической сцены. Есть много подозрений, что нынешняя власть будет стремиться избавиться от обязательств ввести в действие политическую реформу, которая предоставляет больше полномочий парламенту и правительству, нежели президенту.

Такая реформа должна вступить в действие с 1-го сентября. Вот накануне этого события не исключены попытки со стороны власти, прежде всего президента Ющенко, отменить положения этой реформы. Если это произойдет, тогда не ясно, что будет нынешней правящей коалицией, куда входят принципиальные сторонники такой реформы, такие как Соцпартия Александра Мороза. Не перейдет ли Александр Мороз после такого решения в оппозицию к действующей власти?

Если говорить о сегодняшнем раскладе сил, то оппозиции помогает консолидироваться, то, что власти Украины, развернув «охоту на ведьм», больше утверждают себя в определенных территориях как захватническая, не своя, а чужая власть. Этот процесс заставляет многих быстрее самоопределяться. Также важно, сможет ли оппозиция отстоять ряд своих лидеров, которые подверглись сейчас уголовному преследованию. Борис Колесников арестован, приходят данные о новых арестах на Украине.

Я думаю, что происходящее на Украине, вызов мировому общественному мнению, потому, что все эти аресты происходят на фоне эйфории и медового месяца во взаимоотношениях между Украиной и США, Украины и НАТО. На прошедшем только что саммите министров иностранных дел стран НАТО в Вильнюсе в отношении Украины все говорилось только в превосходной степени.

Я хочу обратить внимание на то, что в начале этой сессии, вопрос о Борисе Колесникове, который выглядел как знаковый, с точки зрения возможности власти и оппозиции, набрал 220 голосов. 220 голосов не позволили этому вопросу встать в повестку дня, но это всего на 6 голосов меньше, чем для этого требовалось. Это очень серьезное волеизъявление, показывающее, что власть сегодня должна быть осторожней и аккуратней.

Но власть, находясь в сложных взаимоотношениях внутри себя самой, между различными своими звеньями, и, одновременно, находясь в состоянии эйфории, подогреваемой международными овациями «оранжевой революции», пока таких выводов не делает, чем, фактически, консолидирует оппозицию извне. Надо еще несколько арестов, для того, чтобы из 220, голосование превратилось в большинство, и достаточно прочное в Верховной Раде.

Оппозиции необходимо апеллировать и к европейским структурам, даже не задаваясь вопросом эффективно это или нет. Это нужно делать по определению. Другое дело, что мы можем по-разному оценивать перспективы этих обращений. Но последний период времени показал, что европейские структуры глухи к заявлениям оппозиций. Они знают, что происходит на Украине, это для них не закрытая страна, особенно, после того как они обрели столько знакомств на Майдане, но не реагируют.

Меня больше беспокоит то, что у нас в России фактически вялая, беззубая по этому поводу реакция. Мы все время находимся в состоянии ожидания, то ожидаем визита Путина на Украину, то ожидаем ответного визита Тимошенко в Россию. Визиты проходят, а ситуация, с точки зрения прав и свобод на Украине все ухудшается. Мне кажется, что, не прибегая к орудию главного калибра, то есть к высказыванию по этому поводу президента Российской Федерации, давно пора бы и Государственной думе, и Совету федерации, общественным силам, активней выступить в поддержку реальной демократии на Украине.

Именно нам, стране, которая сама является федерацией, необходимо заявить, что недопустимо в XXI веке считать исповедывание федеративных взглядов преступлением, вдобавок уголовным, и что недопустимо руководителям Украины заявлять, что федералисты - это сепаратисты, и они должны сидеть в тюрьме.

Многие надеются на олигархов, но надо понимать, что олигархи это самая трусливая часть публики, поскольку они обременены обязательствами, своей собственностью, и своими интересами. Меня только удивляет то, что в России олигархи, добывая нефть, считают возможным всегда добиваться своего, и уходят от административного контроля за ценами, а на Украине, если верить госпоже Тимошенко они сразу выкинули белый флаг, как только страна пригрозила им какими-то санкциями.

Они фактически шантажируют российский бизнес, и я не исключаю, что способом избавиться от этого шантажа, является внесение определенных сумм в копилку будущих участников парламентских выборов из правящей коалиции. Фактически шантаж идет по самым разным уровням. Генеральная прокуратура Украины накануне совещания с нефтяниками у Тимошенко, говорит о необходимости пересмотреть итоги приватизации нефтеперерабатывающих заводов, которые принадлежат Российским компаниям. После встречи, которая прошла, как утверждается положительно для украинских властей, прокуратура говорит, что претензий нет. Что это, как не шантаж, причем на уровне Генеральной прокуратуры Украины?

Украина сегодня фактически сделала шаг к переходу к экономике административно регулируемой, требуя, тем не менее, признания ее страной с рыночной экономикой. Рыночная экономика и установление цен на топливо для внутреннего рынка, эта вещь на самом деле не совместимая. И если украинские власти пытаются помочь своему сельскому хозяйству, то, наверное, должны дать дотации селу, а не прибегать, фактически к шантажу. Сегодня поставки нефтепродуктов на Украину становятся не делом рынка, а честью быть поставщиком её императорского или её королевского величества. В таком случае инвестиции в предприятия Украины становятся делом чрезвычайно рискованным.

Что касается, смены власти в Крыму, то она является, на мой взгляд, частью смены руководства вообще. В Крыму, как известно, сложно напрямую снимать руководство Автономии, поскольку это не следует из конституции Крыма. Была организованна кампания давления. Несмотря на то, что нынешнее правительство Крыма было абсолютно всеядным (там премьер доказал, что он держится за свою должность, больше чем за свои идейные позиции, вступая в любые альянсы, в том числе и в крымско-татарским «Меджлисом»), даже он в этой ситуации оказался неудобным, или уже недостаточно подходящим. И сегодня речь идет о том, чтобы дать Крыму такого премьера, который бы санкционировал предвыборные обязательства новой Украинской власти перед крымско-татарским «Меджлисом».

Наконец о вопросе российского влияния на Украине, особенно на Юге и Юго-Востоке. Украинская власть стремится его нейтрализовать. О б этом свидетельствуют заявления из разных уст, о необходимости не только, после 2017 года не пролонгировать договор о пребывании Черноморского флота в Севастополе, а также разговор о том, что уже до 2017 года Черноморский флот должен уйти. Сегодня украинские власти находятся в наступлении по всему фронту: на пророссийские силы в Крыму, на российский Черноморский флот в Севастополе, на оппозицию на Юге и Востоке Украины, на предприятия, чьи активы принадлежат Российским компаниям, или тем, кто в ходе предшествующих выборов поддерживал их политических конкурентов.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ