Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №122(01.05.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

 




В Госдуме обсудили законы, затрагивающие судьбы соотечественников

А.Докучаева

Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками 21 апреля с.г. провел Круглый стол «Законы Российской Федерации  «О политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» и «О гражданстве Российской Федерации»: реальности правоприменительной практики и пути совершенствования». Год  назад в Госдуме проходил Круглый стол с аналогичной тематикой:  «О вопросах совершенствования законодательства Российской Федерации в отношении российских соотечественников за рубежом и вынужденных переселенцев». Тогда состоялось обсуждение с участием соотечественников, проживающих за рубежом, переселенцев, представителей государственных структур. Говорили о том, что категория лиц «соотечественник за рубежом» была забыта в новых законах, определяющих вопросы гражданства, положение иностранных граждан в России, въезд в РФ и выезд из страны. Практически все согласились с тем, что и сам Федеральный закон «О политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» (далее - закон о соотечественниках) нужно корректировать. Прошел год. Но никакой работы не проводилась. Рабочая группа, созданная Правительственной комиссией по делам соотечественников за рубежом еще весной прошлого года для внесения исправлений в закон только 1 апреля с.г. обозначила свое существование.  Тем временем проблемы российских соотечественников за рубежом обостряются в связи с последними «цветными революциями», знаменующими антироссийский  поворот в  политике партнеров по СНГ.

Прошедший Круглый стол вызвал заинтересованное участие депутатов Госдумы. Редко, когда на таких заседаниях участвовал бы  почти весь Комитет во главе с Председателем (А.Кокошин, С.Антуфьев, К.Затулин, В.Никитин, А.Савельев, В.Чуров), да еще руководитель фракции  (Д.Рогозин - «Родина»). На Круглом столе выступили официальные лица, компетентные в поднимаемых вопросах: заместитель директора Консульского департамента МИДа России - Ф.Хорохордин, отвестственный секретарь Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом - С.Николаев, председатель Президиума по внешней и оборонной политике - С.Караганов, заместитель начальника управления по вопросам гражданства ФМС России В.Буров, заместитель начальника Управления по работе с соотечественниками и странами СНГ и Балтии Росзарубежцентра при МИД России – Т.Полоскова. В дискуссии приняли участие представители науки, переселенцев, те, кто уже многие годы, отстаивая права соотечественников,  бьется об острые углы нашего законодательства и о черствые сердца наших бюрократов.

Т.Полоскова, под руководством которой  в 2004 году был проведен первый мониторинг положения соотечественников в ближнем зарубежье, подтвердила, что новый закон о гражданстве воспринят соотечественниками как репрессивный, отрезающий их от России.

С.Караганов убедительно показал, что проводимая миграционная политика не только не решает государственных задач, но прямо вредит стратегическим интересам России, воздвигая непреодолимые барьеры на пути иммиграции, в то время, как бескрайние пространства за Уралом остаются безлюдными. Необходимо приглашать соотечественников из бывших союзных республик, а тем из них, кто будет переезжать в кризисные, малонаселенные регионы, оказывать материальную поддержку. Он считает, что Россия уже упустила многие возможности для использования потенциала постсоветской миграции, и должна думать о привлечении иммигрантов со всего света, конкурируя за них с Европой. 

В.Буров рассказал, что сотни тысяч соотечественников, прибывших в Россию получили российские паспорта в прошлом году уже по новому закону, и ФМС считает, что нельзя смягчать его, чтобы не привлекать в Россию людей, не имеющих жилья и достаточного материального обеспечения. 

К.Затулин справедливо раскритиковал эту позицию, обратив внимание на то, что привязывать вопросы гражданства с наличием постоянной прописки (а это значит, в большинстве случаев - собственного жилья) – это архаизм,  свидетельствующий о полном непонимании реальностей современной жизни. Те, кто приезжает из за рубежа редко имеют возможность сразу заселиться в собственные дома. Живут в общежитиях, арендуют временное жилье. К.Затулин обратил внимание на то, что 122 закон, принятый в августе прошлого года отнял у субъектов федерации право на работу с соотечественниками за рубежом. В конце прошлого года  субъектам дали право помогать соотечественникам из собственных средств. И сейчас необходимо внести в закон о соотечественниках те изъятия, на которых настояло Правительство в 122 законе. Одним из слабых мест закона о соотечественниках является чрезмерная широта понятия «соотечественник за рубежом», которая охватывает всех без исключения граждан бывшего СССР. Уточнение понятия «соотечественник за рубежом»  остается в повестке дня. По мнению К.Затулина следует ограничить круг лиц, признаваемых российскими соотечественниками за рубежом при их на то доброй воле, теми, кто принадлежит к коренных народам России, не имеющим нигде за ее пределами своих национально-государственных образований.  Полный текст выступления К.Затулина публикуется ниже.

Ф.Храхордин, представивший информацию консульских служб России, обратил внимание на нерациональность некоторых положений закона о гражданстве, которые воздвигают неоправданные препятствия перед соотечественниками.  Так, например, по условиям части 1 статьи  14  закона в гражданство РФ могут приниматься лица как за рубежом так и в России. При этом принять гражданство РФ за границей формально проще, чем находясь в России.  Т.о., те из соотечественников, кто получил среднее или высшее профессиональное образование в России и желает остаться, для оформления гражданства РФ вынуждены возвращаться в страну прежнего проживания. Возникает и другой вопрос. Гражданство РФ можно получить за рубежом, если есть родитель-гражданин России, проживающий в России.  Но почему нельзя получить гражданство по этому родителю, если он находится за границей?

С.Николаев, обратил внимание на то, что вопрос о понятии «российский соотечественник за рубежом» достаточно сложен. Сейчас в паспортах отсутствует указание на этническую принадлежность. Как при этом определить, кто относится к коренным народам России, а кто не относится? В законе, определяющем политику РФ в отношении соотечественников, остается неработающей нормой положение о выдаче специального удостоверения, подтверждающего статус российского соотечественника за рубежом.  Но в законе нет норм, которые бы определяли права владельцев таких удостоверений. Необходимо внести в закон соответствующие дополнения.

В развернувшихся прениях депутаты от «Родины» доказывали, что отношение к соотечественникам не изменится, пока не поменяется политический курс руководства страны от обслуживания горстки олигархов, вытягивающих  из России природные богатства и финансы, на обеспечение национальных интересов. Представители переселенческих организаций рассказали о мытарствах, которые испытывают вернувшиеся на родину соотечественники, в связи с препонами в приобретении гражданства России. Л.Графова, председатель Форума переселенческих организаций,  поставила вопрос о проведении т.н. миграционной амнистии - предоставлении документов для легального существования мигрантам, находящимся на территории России в настоящее время. На Круглом столе был представлен проект закона о репатриации, разработанный юристами Форума переселенческих организаций и сотрудниками Института стран СНГ, о концепции которого рассказал В.П.Михайлов, выступление которого размещено ниже.

Итоги состоявшегося Круглого стола должны дать живой материал для работы над законом, который определяет политику страны в отношении соотечественников за рубежом, а также для внесения исправлений в другие законодательные акты, которые непосредственно затрагивают интересы и права соотечественников.




О концепции закона «О репатриации в РФ»

В.П.Михайлов

Текст  выступления в Госдуме 21.04.2005г.

Концепция  «Закона о репатриации в Российскую Федерацию» (далее - Концепция) представляет собой систему целей, основных задач и направлений действий органов государственной власти и органов местного самоуправления в деле организации  добровольного возвращения российских соотечественников в Россию и служит основой для создания Федерального закона.

Концепция была разработана сотрудниками отдела диаспоры Института диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ).

 Создание её было вызвано тем, что в условиях сократившихся в последние годы объемов переселений, миграция населения не в полной мере выполняет свою основную функцию - перераспределение населения по территории страны в целях сбалансированности спроса и предложения на рынке труда. Оживление национальной экономики, неизбежные при этом территориальные и отраслевые диспропорции требуют более активного перераспределения населения и трудовых ресурсов в пределах страны. Действие рыночных регуляторов предопределяет необходимость осуществления государственного управления миграционными процессами на основе обеспечения прав граждан на свободу передвижения и создания системы экономических стимулов.

 Диспропорции в распределении людских ресурсов на территории России не отвечают геополитическим интересам страны. И, безусловно, выдвигают перед государством задачу – необходимости регулируемого привлечения на территорию России добровольных  иммигрантов и, прежде всего, из числа российских соотечественников.

    С другой стороны считаем, что законодательство и правоприменительная практика в области правового и социального положения иммигрантов неудовлетворительны. 

Принятые Государственной Думой поправки к Федеральному Закону «О гражданстве РФ» далеко не полностью решают проблему гражданства наших соотечественников. Они фактически возрождают институт прописки. А принятый «Закон об иностранных гражданах» ставит права наших соотечественников вровень с правами граждан Китая, США, Англии и других стран.

Не выполняются Федеральные законы «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», так как все еще не решена проблема обустройства вынужденных переселенцев. Государство отказывается брать на себя  обязательства по минимальному социальному обеспечению вынужденных мигрантов, практически уничтожив правовой статус вынужденных переселенцев.

Нужны законы, направленные на конкретные решения задач по возвращению российских соотечественников на историческую Родину. И одним из первоочередных законов, который необходимо разработать и принять, на наш взгляд, является закон «О репатриации в Российскую Федерацию». Закон, способствующий регулированию иммиграции российских соотечественников в Россию, ускорению становления их гражданского статуса, облегчающий их адаптацию в условия жизни в России. 

Целью закона «О репатриации в Российскую Федерацию» Концепция  определяет:

- создание предпосылок и гарантий добровольному возвращению российских соотечественников, родившихся на территории нынешней России,    и их предков на свою историческую родину;

- сохранение национального (этнического) ядра России;

  -предотвращение ассимиляции соотечественников, в государствах постсоветского пространства, исповедующих идеи строительства моноэтнических государств.

Создание Закона явится национальным актом самоутверждения России.

Он должен устанавливить принципы государственной политики Российской Федерации в отношении репатриантов, основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации по ее реализации, условия и процедуру получения статуса репатрианта, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты  прав и законных интересов репатриантов на территории Российской Федерации и за ее пределами в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права. 

Во многих государствах, в силу их мононациональности, право на репатриацию определяет национальный признак: для Польши – поляки, для Латвии – латыши, для Франции – французы и т.д.  И хотя Латвию трудно назвать мононациональной, тем ни менее  в  латвийском законе записано: «Репатриант – это лицо, являющееся гражданином Латвии или один из родителей, бабушек или дедушек которого латыш или лив, и которые переселяются на постоянное жительство в Латвию».

 Важной особенностью России является большое количество различных этнокультурных зон на территории, хотя по международным меркам Россия, где русские составляют более 80% населения, является мононациональным государством. Русским.

Однако, по мнению ряда отечественных учёных и по Конституции, Россия – многонациональное государство и по этому национальный признак не может быть определяющим в   понятии «репатриант». Россия на это не имеет право.

 Поэтому, на наш взгляд, необходимо внести изменения и дополнение  в Федеральный закон «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом» в определение понятия «соотечественник», трактуемом в Законе   слишком широко. Требуется уточнение, которым могло бы быть «… кто нигде, кроме как в России, не имеет своего национально-государственного  образования». И этим мы определим круг лиц имеющих право на репатриацию.

Репатрианты -  российскиесоотечественники вынуждено оставшиеся за пределами России  после Гражданской, Великой Отечественной войн и распада СССР,  а так же соотечественники, чьи предки, либо они сами, были репрессированы и высланы за пределы России и  которые по причинам экономического, социального или личного характера добровольно заявили о желании переселиться в Российскую Федерацию -  страну своего гражданства или происхождения, с целью постоянного проживания.

Это принципиально, потому как в энциклопедическом определении Репатрианты – возвращающиеся на Родину военнопленные, мирное население угнанное на принудительные работы с оккупированных территорий и т.д. То есть, возвращение на Родину людей подвергшихся насилию. А не просто иммигранты.

  Законом «О репатриации в Российскую Федерацию» российское государство признает свою обязанность по защите прав российских соотечественников, которые из-за высылки, вынужденной эмиграции или в результате развала СССР оказались за пределами России. Именно перед этими людьми и их потомками у Российского государства должны быть моральные обязательства. Именно о них историческая Родина должна позаботиться.

Принятие Закона о репатриации будет означать вхождение России, в этой  части, в международное миграционное правовое поле, что даёт возможность рассчитывать на моральную и материальную поддержку таких организаций, как УКВБ, МОМ, ЕКРЕ.

Замена явно ущербного, с точки зрения международного права, понятия «вынужденный переселенец» на корректное «репатриант», содержащегося во всех основополагающих документах УКВБ, после принятия закона, позволит ставить вопрос о финансовой поддержке со стороны УКВБ и других доноров по его реализации.  

Законодательство Российской Федерации в области репатриации основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и состоит из Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а так же на законе о репатриации.

За основу проекта концепции и закона был   взят  международный опыт формирования подобных правовых актов в Германии, Польше, Латвии, Казахстане, Франции и закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах».

Принятие закона «О репатриации в РФ» потребует внесения изменений и дополнений в уже существующую нормативно – правовую базу. Для чего необходимо  будет подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в закон «О гражданстве России» в части определения понятия репатриации и репатрианта и закреплении  приоритетного права репатриантов на получение гражданства  России     в упрощённом  порядке.   Ввести дополнения в Закон «О таможенной службе» в части льгот на провоз багажа, стройматериалов, техники и т.д. Подготовить предложения по внесению дополнений и поправок в   Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом".

Уже сегодня предлагаю внести дополнение в закон о соотечественниках в раздел «Термины и определения» понятие: «Репатриация – процесс добровольного, организованного возвращения в Россию российских соотечественников, оказавшихся за её пределами в результате Гражданской и Великой  Отечественной войн, распада СССР, а так же вынужденных эмигрантов с восстановлением в правах российских граждан.»

Статья 18. «Соотечественники обладают приоритетным правом на репатриацию в Россию.

Условия и порядок оговариваются Федеральным законом «О репатриации в Российскую Федерацию.»

 Возможно, после принятия закона «О репатриации в РФ», необходимо аннулировать закон «О вынужденных переселенцах». Предложение же заменить термин "репатриация" на "добровольной переселение" и этим сохранить закон «О вынужденных переселенцах» в очередной раз переводит Россию с общепринятого международно-правового поля на пресловутый "российский путь", а практически - ставит соотечественников вне международной и национальной поддержки.

    В рамках СНГ необходимо подписание Соглашений о репатриации.

  Принять меры по гарантированию условий физической безопасности репатриантов, как в стране пребывания, так и в России на стадиях переезда и обустройства.

Кроме того  необходима:

- разработка законодательства в области создания экономических рычагов поддержки репатриации (добровольного переселения) соотечественников;

- законодательное обеспечение экономических льгот  для отдельных групп регионов (например, инвестиционные проекты, трансферты и пр.) и для репатриантов (субсидии, льготное кредитование жилищного обустройства и создания малого бизнеса) в зависимости от регионов поселения;

На наш взгляд, создание и реализация закона « О репатриации в Российскую Федерацию» должны основывается на следующих принципах:

-приверженности общепризнанным принципам и нормам международного права в области защиты прав и свобод человека и гражданина;

-защите геополитических интересов Российской Федерации;

-обеспечении национальной безопасности Российской Федерации;

-соблюдении и защите прав репатриантов, недопустимость их дискриминации по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям;

-исполнении федерального закона   и международных обязательств Российской Федерации в области миграции и их единообразного применения в субъектах Российской Федерации;

-обеспечении баланса прав и законных интересов местного населения и репатриантов;  

-сочетании интересов личности и государства;

-дифференцированном подходе государства к решению проблем различных категорий репатриантов;

-взаимодействии законодательных (представительных) органов и органов исполнительной власти с общественными объединениями;

-приоритетном праве оказания государственной помощи наиболее нуждающимся категориям репатриантов;

Создание и реализация Закона Российской Федерации «О репатриации в Российскую Федерацию» будет способствовать противодействию политики ассимиляции российских соотечественников в государствах проживания. Обеспечению роста  численности населения, трудовых ресурсов России.

Содействовать экономическому и демографическому развития регионов и населения, становлению демократического общества,  реализации интеллектуального и  трудового потенциала соотечественников. 

Обеспечит соблюдение принципов безопасности Российской Федерации.

А закрепление данного концептуального положения позволит разрабатывать законопроект о репатриации по существу, не отвлекаясь на пропагандистские дискуссии.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ