Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №122(01.05.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Сбылась мечта Порошенко. Он стал Медведчуком

22.04.2005. Главред

Олеся Яхно

Трудно найти политика в Украине, разве что кроме Виктора Ющенко, который бы не мечтал стать монополистом в сфере украинско-российских отношений.

В чем-то это напоминает времена, когда само по себе получение московской прописки становилось целью для людей из провинции. После того, как  вместо  Тимошенко в Россию поехал   Порошенко, стало понятно, что борьбу за российское направление выиграл  глава СНБОУ.  Для Юлии Владимировны же - это первый провал как политика на посту премьера.

Конкуренция за Россию

Внешняя политика Украины всегда строилась на метании между двумя субъектами – Западом и Россией. Эдакие Кнут и Пряник для украинской политики. Запад нас постоянно в чем-то обвинял, зачастую за взятые нами же обязанности (которые мы потом не выполняем и несем материальные убытки). Россия же всегда была готова приласкать, мол, ребята, мы же с вами работаем по одинаковым схемам. Украина, в свою очередь (по крайней мере, при Леониде Кучме),  хорошо на этом играла. С одной стороны, украинское руководство заявляло о движении в Европу, а с другой – всегда пыталось выстраивать «теневые отношения» с Россией. Европейская риторика – это был такой себе способ получения кредитов и давления на РФ с целью экономических уступок.

Несмотря на искренность Ющенко привести страну в ЕС хоть завтра, объективно понятно, что Украине в  ближайшее время (минимум лет 10) это не светит. Одной «оранжевой революции» для этого недостаточного. Поэтому украинская власть и дальше будет пытаться выстраивать отношения с Россией, пусть даже исключительно экономические. В Украине, пожалуй, нет политика, который бы не мечтал стать главным в  украинско-российских отношениях. Поскольку сама по себе работа с огромными суммами, большими российскими компаниями, решение серьезных вопросов автоматически повышает статус и влияние в Украине человека, который будет вести это направление.

В свое время  такую нишу занимал Виктор Медведук (до этого не было монополии). С приходом на пост главы АП в 2002 году он  стал посредником между Кучмой и Путиным. Вначале – через дружбу с Волошиным. Затем – и Медведевым.

Сейчас эту нишу, похоже, занял Петр Порошенко. По словам главы СНБОУ, главной целью его встреч и переговоров в России 21 апреля стала координация  действий по формированию структуры межгосударственной комиссии «Путин-Ющенко» (решение о создании которой было принято 19 марта во время визита Владимира Путина в Киев). Однако сам факт и главный итог визита Порошенко в Россию – это определение человека, который будет вести российское направление в Украине.  И если Тимошенко в свое время обыграла Порошенко в вопросе получения премьерства, то тут ее переиграл Петр Алексеевич. Сорвавшийся визит – это, по большему счету, первый провал Юлии Владимировны на посту премьер-министра. Теперь она стала невыездным премьером. Если относительно  Запада изначально было понятно, что это  направление ведет, в первую очередь сам Ющенко, уже потом – Тарасюк и Рыбачук, то относительно России среди претендентов звучало много фамилий. Впрочем, еще во время визита Путина в Киев стало понятно, что никто не собирается отдавать украинско-российские отношения в собственность Тимошенко. А ее визит в Россию, конечно же, состоится. Когда-нибудь. Например, тогда, когда туда съездят почти все украинские министры.  

Конкуренция за Украину

Казалось бы, Путин непременно должен был как-то отреагировать (например, кадровыми решениями)на то, что на украинских президентских выборах его использовали в качестве имиджмейкера и легитиматора проигравшего кандидата Януковича. Такое не забывается. Однако Владимир Владимирович не уволил человека, курирующего украинское направление в Кремле. Поскольку уволить Медведева - это равнозначно признанию Путина ошибочности собственной политики.

Хотя главная проблема – отсутствие у России как таковой политики по отношению к Украине. В свое время российские политологи высказали сожаление, что Россия не имела доступа к избранию кандидатуры преемника Леонида Кучмы. Поэтому ей пришлось поддерживать Януковича. Не будем обсуждать, насколько Россия в принципе должна такой доступ иметь. Но это лукавство, что она не участвовала. Может, Путина в этой истории больше всего растроило то, что Янукович - это как раз и был осознанный выбор части политических и бизнес-элит России, которую просто подкупили?  В этом смысле, речь идет о коррупции на самом высшем уровне.

Какие выводы из этого сделала Россия – сложно сказать. Поскольку «украинским вопросом» в России занимаются те же люди, что и раньше. В АП – Медведев, в Госдуме – в первую очередь, Слиска и Затулин. Судя по всему, с одной стороны, Россия (в смысле Кремль) будет пытаться выстраивать отношения с украинский властью. С другой – будет предпринимать попытку реванша через поддержку оппозиции или альтернативы партии Ющенко на парламентских выборах. Скажем, Януковича, Коновалюка, Литвина (если он будет идти отдельно). А с третьей – использовать, как всегда, внешнюю политику в том числе во внутриполитических разборках. К примеру, в России есть политики, которые верят в успех, более того, намерены делать ставку на Витренко и Корчинского как пророссийские силы на парламентских выборах. Безусловно, во власти есть и те, которые понимают всю бредовость этого варианта. Однако никто не выступает против. По одной простой причине - все радостно ждут, когда же наконец Медведева попросят на выход из кабинета главы АП.

Конец эпохи «Украина как Потемкинская деревня для Путина»

 «Мы должны сохранить все то позитивное, что было наработано в российско-украинских отношениях в последние годы и дать дополнительный импульс дальнейшему развитию наших отношений», - заявил Игорь Иванов во время встречи с Петром Порошенко.

В то же время, сама по себе постановка вопроса, испортятся или улучшатся украинско-российские отношения, не совсем отвечает действительности. Поскольку, по большему счету, самих межгосударственных отношений нет. Отношения между президентами, а также отдельными политико-бизнесовыми группами обеих стран  – это не одно и то же, что межгосударственные отношения. При этом и Россия, и Украина  (при отсутствии какой-либо своей доктрины) использовали внешнюю политику для решения своих внутриполитических проблем.  Только для России это имеет более серьезные последствия.

С приходом Путина к власти в 2000 году многие связывали перспективы с установлением цивилизованных отношений двух стран. Тогда казалось, что Россия, уставшая от больных и слабых президентов, намерена взять реванш за последние  несколько не совсем удачных лет на мировой арене. При этом, активность и динамичность украинско-российских отношений, проявляемые  в первое время президентства Путина, говорили о том, что атмосфера двусторонних отношений двух стран изменилась – пора встреч «без галстуков» закончилась. «Вспомните времена, когда Россией управлял Борис Ельцин. В те, не столь далекие времена, саммиты с Президентом Украины Леонидом Кучмой были в порядке вещей. Обычно, они состояли из крепких медвежьих объятий, бесед о таких проблемах, как долги за энергоносители и демаркация границы, и никаких обязательств (галстуков). В нынешние времена совсем не так. 26 апреля 2000 года преемник Ельцина впервые прибыл в Киев, демонстрируя галстук. И очень консервативный». («Financial Times», 19 апреля 2000 года).

В этом смысле 2000 год был годом надежд на то, что при Путине наконец-то возникнут нормальные, прагматичные отношения между Украиной и Россией. А также - какой-то дееспособный проект, который будет строиться не по принципу старших и младших сестер, а партнерской, взаимовыгодной позиции. Однако ситуация с Тузлой и президентскими выборами в Украине развеяли эти иллюзии. А ЕЭП оказался таким же популистским проектом, как и предыдущие на постсоветском пространстве. Поэтому в ближайшей перспективе отношения между странами, судя по всему, будут сугубо экономическими, скажем так, развиваться по модели российско-финских. Отношения между Россией и Финляндией, Несмотря на «Зимнюю войну» 1939-1940 годов, считались образцом взаимовыгодного сотрудничества и политического невмешательства во внутренние дела друг друга. Правда, что касается Украины и России, то,чуть ли не впервые, отношения между странами будут зависеть, прежде всего, от самой Украины. Эпоха Украины как «Потемкинской деревни» для Путина прошла.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ