Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №122(01.05.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Саммит ГУУАМ - последний гвоздь в крышку гроба СНГ?

25.04.2005. Молдова ази

Игорь Волницки

Несомненно, результаты саммита ГУУАМ, состоявшегося 22 апреля в Кишиневе - это успех всех стран-членов, и не только. И пусть в определенных кругах говорят, что не все в рамках саммита шло согласно заранее установленному сценарию - на данный момент уже можно обозначить три важных результата этого межгосударственного форума.

Во-первых, страны-участницы сделали серьезный шаг в направление выхода из-под опеки России. Во-вторых, реанимацией ГУУАМ был найден оптимальный способ "похоронить" СНГ и обеспечить вхождение стран региона в европейские и евро-атлантические структуры (не исключено, что эта интеграция состоится "скопом"). В-третьих, в ходе саммита был дан серьезный импульс разрешению замороженных конфликтов в бывшем советском пространстве, в том числе приднестровского конфликта. Но начнем по порядку.

В определенном смысле кишиневский саммит ГУУАМ можно назвать финальным аккордом "цветных" революций, произошедших в последнее время в этом регионе Европы. В результате этих революций, цель которых (назовем вещи своими именами) состояла не только в устранении от руководства старых руководителей с тоталитарными рефлексами, но и в смене правительств, лояльных Москве, на людей прогрессивных, с прозападными взглядами, в регионе сформировалась новая элита. Эта элита уже не желает, чтобы ей откуда-то диктовали, как ей руководить, и мириться с унизительной ролью вассала большой метрополии. Эта "революционная" элита желает де-факто участвовать в геополитических процессах в Европе. И эта же элита, не без помощи Запада, осознала, что соответствующие устремления возможно осуществить только путем отдаления от России, путем сведения до минимума роли СНГ, или даже распада этой структуры, уже доказавшей свою неэффективность. ГУУАМ прекрасно соответствует этим целям, поэтому и было решено реанимировать эту организацию. Единственной проблемой ГУУАМ является поведение Узбекистана, который продолжает занимать ярко выраженную пророссийскую позицию. Думаю, не будет большой ошибкой сказать, что этот факт мало беспокоит остальных членов организации, как и ее внешних "опекунов". Более того: во вновь сложившейся ситуации в регионе (когда ГУУАМ твердо настроился на сближение с Европой), Узбекистан, похоже, стал лишним, и никто не будет возражать, если из названия организации исчезнет одна буква "У".

Без сомнения, кишиневский саммит ГУУАМ стал еще одним крупным поражением российской дипломатии. Вообще Кремль многое потерял в плане своей экспансионистской политики, и ему необходимо срочно пересмотреть свою позицию на постсоветском пространстве - в противном случае он рискует потерять все. Чтобы с честью выйти из положения, Россия могла бы объявить о своем выходе из СНГ. Если Россия этого не сделает в самое ближайшее время, положив, таким образом, начало официального распада организации, она рискует остаться в СНГ в компании одних азиатских государств, и даже неизвестно, надолго ли.

Антироссйиская направленность ГУУАМ очевидна. Чего стоят одни принципы, на основе которых (по мнению Киева) должна быть решена приднестровская проблема. Данные принципы, представленные главой украинского государства Виктором Ющенко во время кишиневского саммита, ясно определяют замену российского военного контингента в Приднестровье на миротворческие войска под эгидой ОБСЕ, изменение формата переговоров, организацию свободных выборов в Приднестровье, готовность Украины обеспечить строгий контроль приднестровского сегмента своей границы с привлечением внешних сил и т.д. Этот момент заслуживает особого внимания, так как свидетельствует об отказе Украины и впредь ставить во главу угла интересы России. Озвучивая соответствующие принципы, украинский президент косвенно положил конец спекуляциям по поводу якобы имеющейся договоренности с Кремлем, согласно которой на кишиневском саммите он собирался представить план приднестровского урегулирования, основанный на федерализации, который отлично устраивал Россию. Ющенко доказал (по крайней мере, на данный момент), что время, когда экс-советские страны предлагают только то, что выгодно Москве, прошло!

Кстати, участники саммита договорились о таком же подходе и к остальным замороженным конфликтам постсоветского пространства. Следовательно, ГУУАМ может стать эффективным региональным механизмом противодействия сепаратизму и решения замороженных конфликтов. Конечно, было бы наивно полагать, что ГУУАМ удастся этого добиться без внешней поддержки. Заявления, сделанные во время кишиневского саммита, в том числе позиция, занятая румынским президентом Траяном Бэсеску (подтвердивший намерение своей страны принять участие в процессе переговоров по приднестровскому урегулированию), как и присутствие на саммите (со статусом наблюдателя) делегации США во главе с чиновником первого ранга (Стивеном Манном), являются доказательством тому, что эта помощь не замедлит прийти.

ГУУАМ всерьез "засучил рукава", и это видно уже по самому намерению превратить эту структуру во "всамделишную" организацию, то есть с постоянной штаб-квартирой, рабочими органами и т.д. Этот вопрос обсуждался в ходе кишиневского саммита, и есть все основания думать, что в ближайшее время он решится положительно.

Не трудно предположить, как будут в дальнейшем разворачиваться события: страны-члены продолжат работать (конечно, при определенной поддержке извне) на усиление ГУУАМ, вплоть до того, пока она де-факто не заменит СНГ, сведя роль Содружества к нулю, либо вообще разрушив его. Затем начнется вторая фаза - решение замороженных конфликтов при предельной минимизации интересов России. Однако не исключено, что вторая фаза будет протекать параллельно с первой. Третьей и последней фазой станет интеграция четырех постсоветских государств (которые на тот момент выйдут из-под российской опеки и избавятся от проблем с территориальной целостностью и эффективностью контроля своих границ) в евроатлантические структуры.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ