Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №122(01.05.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


План "семи шагов"

26.04.2005. Независимая Молдова

Елена Гиска

Киев предлагает начать с демократизации региона, но этого недостаточно

Ожидалось, что главной интригой кишиневского саммита будет план урегулирования приднестровского конфликта, который обещала представить украинская сторона. И действительно, Виктор Ющенко назвал семь основных принципов разрешения затянувшегося конфликта. Однако уже сегодня у проекта "семи шагов" есть не только сторонники, но и противники.

Что делать?

Представляя на саммите в Кишиневе принципы начального этапа урегулирования приднестровской проблемы, Виктор Ющенко заметил, что если эти базовые пункты будут приняты сторонами, то Киев в ближайшем будущем озвучит весь свой план. Первые же семь шагов, по мнению украинского президента, должны быть следующими:

1.Украина предлагает администрации Приднестровья создать условия для развития демократии, гражданского общества и многопартийной системы в регионе и выражает готовность оказать всяческое содействие в решении этих вопросов.

2.Украина предлагает администрации региона провести свободные и демократические выборы в Верховный совет Приднестровья, как в представительный форум региона Республики Молдова.

3.Украина призывает ЕС, ОБСЕ, Совет Европы, Россию, США и другие демократические страны вместе с Украиной принять участие в обеспечении контроля над проведением свободных и демократических выборов в Верховный совет Приднестровья.

4.Украина поддерживает намерения ЕС и США содействовать приднестровскому урегулированию.

5.Украина выступает за трансформацию действующего формата миротворческой деятельности в регионе и выражает готовность расширить состав украинских военных наблюдателей на территории Зоны безопасности.

6.Украина призывает администрацию Приднестровья допустить международную мониторинговую миссию с участием военных специалистов на предприятия военно-промышленного комплекса, которые находятся в регионе.

7.Украина выражает готовность на организацию на своей территории краткосрочных мониторинговых миссий ОБСЕ с целью проверки перемещения грузов и людей через участок молдо-украинской границы, проходящий по территории Приднестровского региона.

К вопросу о признании

Стоит ли говорить, что предложения Виктора Ющенко по приднестровской проблеме стали одним из главных событий саммита. Как заявил Владимир Воронин, Молдова готова внимательно изучить украинскую инициативу. "И мы, и Украина придерживаемся единого мнения, что к разрешению территориальных конфликтов нельзя применять прежние методы, которые ранее оказались неэффективными", - сказал он.

Комментируя киевский план для журналистов "по горячим следам", молдавский министр иностранных дел и евроинтеграции Андрей Стратан заметил, что план "семи шагов" вовсе не означает признания государственности приднестровского режима, как это может показаться на первый взгляд. По словам главного дипломата страны, прежде чем вынести вердикт, Молдова внимательно изучит предложения Киева. Украинский коллега Андрея Стратана Борис Тарасюк сообщил, что предложение Ющенко провести выборы в Верховный совет региона - не признание государственности ПМР, а всего лишь способ узаконить статус посредника. Министр реинтеграции Молдовы Василий Шова, отказавшись пока от комментариев, тем не менее, тоже подчеркнул для корреспондента "НМ", что Украина рассматривает Приднестровский регион как часть целой и неделимой Молдовы. А российский посол Николай Рябов, в целом положительно оценивший украинскую инициативу, сказал: "Если допустить международные организации к мониторингу выборов в Верховный совет Приднестровья, это не будет означать признание легитимности Приднестровья как государства, но в то же время повысит степень легитимности самих выборов".

Мы вынуждены так подробно останавливаться на вопросе признания легитимности-нелегитимности приднестровского режима, потому что в этом отношении план "семи шагов" уже оброс подобного рода домыслами, которые тиражируются приднестровским информагентством "Ольвия-пресс", отражающим точку зрения официального Тирасполя. При этом ни в одной публикации агентства почему-то не отмечается, что украинский план и первые его семь ступенек, в том числе, базируются на основных положениях Конституции РМ, что особо подчеркнул в своем выступлении Виктор Ющенко.

Ступеньки на лестнице

Большинство участников саммита, в числе которых был и генеральный секретарь ОБСЕ Ян Кубиш, положительно оценили стремление Украины принять более активное участие в урегулировании конфликта. Однако конкретные предложения считают удачными и обдуманными далеко не все. Президент Румынии Траян Бэсеску отказался комментировать их для прессы. Но категорически отверг идею федерализации, на которой, по слухам, базируется полный план. Трэеску сказал только, что он выступает за стопроцентный пересмотр переговорного формата по приднестровскому урегулированию" и выразил сожаление, что в свое время Бухарест допустил ошибку, когда дистанцировался от этого вопроса.

Местные и зарубежные эксперты отнеслись к предложениям Ющенко весьма скептически. Западный аналитик Влад Сокор, который очень внимательно следит за событиями в Молдове, считает, что предложения Ющенко неприемлемы, прежде всего, потому, что в регионе, где на протяжении стольких лет работала пропагандистская машина, свободные и демократические выборы просто невозможны. Во-вторых, сказал он корреспондентам информагентств, Киев предлагает поменять людей, а не систему, и ни слова не говорит о выводе российских частей и роспуске военных структур и структур безопасности сепаратистской администрации. "Может, у Украины есть определенные планы относительно того, чтобы перенять эти функции в регионе, не знаю. Так или иначе, ЕС и Кишинев выступают за демилитаризацию региона, тогда как Киев предлагает увеличить количество миротворцев батальоном украинских солдат. Важно, чтобы это предложение не материализовалось", - заметил он.

Комментируя "семь шагов" для "НМ", директор института публичной политики Аркадий Барбарошие сказал, что еще до саммита ГУУАМ можно было предсказать, по крайней мере, две тенденции в предложениях Ющенко. Первая в какой-то степени направлена на сохранение статус-кво, которая, по-видимому, поддерживалось главой Высшего совета безопасности Украины Порошенко, который буквально накануне кишиневского саммита ездил советоваться в Москву. И вторая, либеральная, тенденция. Ее в какой-то степени поддерживает министр иностранных дел Украины Тарасюк, предложивший решать приднестровскую проблему по примеру крымской. Обе тенденции нашли отражение в плане "семи шагов", которые, по мнению Барбарошие, составлены очень наспех. Он сравнил решение приднестровской проблемы с лестницей, на которой украинские "ступеньки" следуют не одна за другой, а с разрывом в несколько пролетов. Логично было бы, сказал Барбарошие, при разработке украинского подхода к решению проблемы, опереться на то, что уже достигнуто. Он напомнил, что в прошлом году гражданским обществом Молдовы был уже предложен план урегулирования приднестровского конфликта "Три Д", базирующийся на демилитаризации, демократизации и декриминализации приднестровского региона. В предложениях Ющенко обозначена лишь часть из этой стратегии - демократизация. Но этого, считает Аркадий Барбарошие, недостаточно. И было бы хорошо, если бы Украина, воспользовавшись планом "Три Д" как базовым, помогла его разработать к нему конкретные механизмы.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ