Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №123(15.05.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


КАЗАХСТАН

 




Булыжники, «черная сотня», «эскадроны смерти»…

05.05.2005 Республика (Казахстан)

Мухаметжан Адилов

Почему власть действует так, а не иначе?

После кыргызской революции действия казахстанских властей потеряли какую-либо логику. Особенно ярко это проявилось в ходе бандитских нападений на лидеров общественного движения «За справедливый Казахстан» в Усть-Каменогорске и Шымкенте и кампании по ликвидации газеты «Республика».

До этого все было понятно: Нурсултан НАЗАРБАЕВ готовится в очередной раз победить на президентских выборах и использует государственный аппарат, чтобы расчистит себе путь к «трону». Общественность могла сколько угодно возмущаться политически мотивированными и оттого незаконными действиями чиновников, судей, полицейских, но при этом все без исключения понимали, какие цели при этом преследуются и чего, в конечном счете, добивается власть.

И хотя ликвидация НП «Демократический выбор Казахстана», раскол ДПК «Ак жол», судебные преследования газет, внесение в законодательство поправок, расширяющих полномочия исполнительной власти и реально сокращающие права и свободы граждан, были болезненно восприняты в стране, никто до сих пор не задавался вопросом, почему власть действует так, а не иначе?

Нападения же на Жармахана Туякбая и его соратников, как и ликвидация одной из самых популярных и без преувеличения самой влиятельной в стране оппозиционной газеты, настолько не в интересах правящего политического режима, что впору задуматься, а не сошли ли с ума наша власть и наш президент?

Сразу отбросим версии, на которой будут настаивать проназарбаевские СМИ: дескать, возмущенные действиями оппозиции граждане проявили политическую активность и решили отучить ее лидеров ездить по регионам. Или что эти акции были организованы самой оппозицией ради паблисити.

Напомним, что подобный всплеск «положительной» активности не характерен для казахстанской действительности, а жизненный опыт, в том числе и наш, свидетельствует, что за подобными нападениями обычно стоят некие провластные или околовластные структуры. Против этих версий свидетельствуют также как пассивность полиции и спецслужб во время акций, так и мелькание на заднем плане действа чиновников из акиматов. Да и бандиты вкупе с хулиганствующими элементами должны быть уверены в своей безнаказанности, и всем понятно, кто может им ее гарантировать.

Очевидно, что нападения на лидеров общественного движения «За справедливый Казахстан» преследовали цель запугать Жармахана ТУЯКБАЯ, Серикболсына АБДИЛЬДИНА, Булата АБИЛОВА, Батырхана ДАРИМБЕТА, Алтынбека САРСЕНБАЕВА, Толена ТОХТАСЫНОВА и других, заставить их прекратить активную политическую деятельность. Однако стратегический убыток от подобных акций настолько велик, что остается только удивляться скудоумию тех, кто их заказал и организовал.

Во-первых, бандитские вылазки одним ударом опровергают и сводят «на нет» дорогостоящую пропагандистскую кампанию, которую уже не первый год ведут пропрезидентские СМИ и политологи как внутри страны, так и за ее пределами. Действительно, если Назарбаев пользуется поддержкой подавляющего большинства казахстанцев (обычно называют цифру в 80 с лишним процентов), и его победа на следующих выборах предопределена, зачем нужно задействовать на его стороне «черную сотню»?

Во-вторых, одно лишь только подозрение, что за нападавшими могут стоять представители власти, невольно отталкивает от государства и президента аполитичное большинство казахстанцев, которые, будучи нормальными законопослушными людьми, с опасением относятся к любому физическому насилию, совершенно правильно предполагая, что следующей жертвой могут стать они сами.

В-третьих, подобными акциями власть обесценивает негативное воздействие кыргызских событий на казахстанское общество. Ведь об уходе с политической арены Аскара Акаева и его семьи никто у нас не жалеет. Но зато многих испугали погромы торговых точек и самозахват земель в Бишкеке. После инцидентов, подобных тем, что произошли в Усть-Каменогорске и Шымкенте, эти граждане обязательно вспомнят, что режим Акаева пал через несколько часов после того, как сторонники экс-президента с дубинками в руках напали на мирный митинг на площади перед президентским дворцом. И задумаются, а стоит ли поддерживать Назарбаева?

В-четвертых, бандитские акции наносят громадный внешнеполитический ущерб Казахстану. У любого здравомыслящего государственного деятеля или политика, особенно если он живет в демократической стране, сразу появляются сомнения в приверженности демократии как страны, так и ее президента. Более того, как только появятся первые человеческие жертвы, подобные нападения будут оцениваться как террористические, поскольку их цель - запугать оппозицию и ее сторонников в целом.

В-пятых, союз с бандитами не может не разлагать правоохранительные органы страны. Одно дело выполнять приказы вышестоящего начальства, пусть не всегда законные, другое дело - прикрывать подобные акции, стоя в кольце оцепления и наблюдая, как погромщики избивают стариков и женщин, крушат помещения.

Поскольку Нурсултана Назарбаева и его ближайшее окружение трудно обвинить в политической глупости и недалекости, волей-неволей приходишь к выводу, что у них не осталось законных способов остановить демократическую оппозицию. Давайте не будем забывать, что в «суперпрезидентской» республике, где политическая власть сконцентрирована в руках одного человека, подобные силовые акции могут быть инициативой низших звеньев государственного аппарата только один раз. Второй и последующие инциденты означают, что это осознанная политика запугивания и давления на оппонентов.

Сильная власть не нуждается в использовании бандитов, физического насилия и разных методов запугивания. Нападения на лидеров общественного движения «За справедливый Казахстан» означают: или что Нурсултан Назарбаев не настолько силен, как уверяют его сторонники, или что он очень сильно напуган. А, скорее всего, имеют место быть и то, и другое.

И это не удивительно. События в Бишкеке продемонстрировали, что как только политическая власть ускользает из рук авторитарного правителя, он оказывается абсолютно беззащитным. Все предосторожности вроде принятия закона о первом президенте, накопления денежных средств на зарубежных счетах или передача основных производственных комплексов под контроль членов семьи и приближенных оказываются тщетными, как только народ свергает режим.

…Да, демократическая оппозиция еще относительно слаба. Две из трех входящих в нее партий только формируются заново, им еще предстоит набрать положенную численность, разработать программы и уставы, зарегистрироваться и создать региональные представительства. Но что будет, когда оппоненты Назарбаева усилятся – вместо «черной сотни» против них бросят «эскадроны смерти»?

И что делать в этом случае оппозиции - создавать охранные отряды и набирать в них людей, способных с оружием в руках защищать митинги, собрания и шествия граждан?

Но ведь это преддверие гражданской войны. Неужели Нурсултан Назарбаев и те, кто его таким образом защищает, этого не понимают?




«Власти боятся студентов, поэтому и откупаются от них»

09.05.2005. EurasiaNet

Дильяра Тешебаева

Пользуясь доходами, которые приносит развитие энергосектора Казахстана, администрация президента Нурсултана Назарбаева увеличивает расходы на пожилых людей, студентов и госслужащих.

По словам некоторых аналитиков, увеличение государственных расходов представляет собой попытку «купить» лояльность важнейших слоев казахстанского общества в период подготовки к президентским выборам 2006 г. Как показывают выборочные опросы среди студентов, увеличение выплат действительно повысило рейтинг Назарбаева.

В первый раз Назарбаев изложил намерения администрации 18 февраля в своем послании нации. После этого правительство прорабатывало техническую сторону воплощения на практике планов президента. По предварительным наметкам, уже летом этого года можно ожидать повышения на 30% пенсий и зарплат. Среди служащих госсектора прибавки получат врачи, медсестры и учителя. Согласно Назарбаеву, выплаты будут повышаться поэтапно в течение более чем двухлетнего периода.

Первыми щедрость правительства испытают на себе студенты университетов. В сентябре начнется новый учебный год, и государство обещает платить за обучение десятков тысяч поступивших в университеты студентов. Студенты старших курсов, обучавшиеся по кредитной системе, получат гранты для завершения курса. Стипендии отличникам будут повышены на 300%. Кроме того, правительство расширит программу, дающую возможность лучшим студентам продолжить обучение за рубежом.

Министерство финансов оценивает дополнительные расходы в 106 млрд тенге, или примерно 816 млн долларов. Столь значительный рост государственных расходов стал возможен благодаря быстрому экономическому развитию страны. По официальным статистическим данным, в 2004 г. рост ВВП в Казахстане составил 9,3%, а в предыдущем году – 9,1%. Основой быстрого развития страны является рост энергосектора.

Власти изображают решение об увеличении расходов как элемент старого долгосрочного плана развития на период 1997-2030 гг. Однако некоторые наблюдатели считают, что эти меры предпринимаются сегодня не случайно и направлены на то, чтобы помочь президенту в чрезвычайно важный для страны и, более широко, для всей Средней Азии, момент. Многие чиновники озабочены тем, что народные волнения, вызвавшие революцию в Кыргызстане, могут распространиться на соседние страны.

Повышение расходов в социальной сфере может значительно снизить недовольство экономической ситуацией и тем самым укрепить позиции президента и повысить его шансы на переизбрание. Подобно этому увеличение расходов снизит вероятность того, что граждане примут участие в антиправительственных протестах. Стремясь не допустить широкомасштабных протестов, которые могут возникнуть в связи с президентскими выборами, законодатели внесли недавно поправки в закон о выборах, запрещающие политические демонстрации в послевыборный период.

Как отметил казахстанский аналитик Марат Асипов, принятое администрацией Назарбаева решение потратить деньги на студентов не было случайным. Считается, что организации студентов-активистов сыграли ключевую роль в революциях, которые произошли на территории бывшего СССР в последние полтора года, в частности в Грузии и на Украине.

«Они [власти]... боятся [студентов], поэтому и откупаются [от них]», – написал Асипов в статье, размещенной 7 апреля на веб-сайте газеты «Время». «Студенты будут рады. А их родители, которые сэкономят на этом деле несколько сотен тысяч тенге, и вовсе скажут: ‘Спасибо тебе, родная власть!’

Как отмечает Асипов, увеличение расходов производится для того, чтобы граждане не обращали внимания на проблемы, связанные с экономическим развитием страны, в том числе на широко распространенную коррупцию в госаппарате и огромный разрыв в доходах между немногими богатыми людьми и большинством населения, живущим на грани нищеты. Завершая статью, Асипов заявляет: «молчать или не молчать – каждый решает для себя сам».

Похоже, что решающую роль в реакции студентов на решение правительства играет материальный фактор. Студенты явно рады финансовой помощи, и многих совершенно не заботят политические мотивы, скрывающиеся за этим решением. Гибадат Кулиева, студентка, изучающая международные отношения в Алматинском государственном университете, убеждена, что главным мотивом Назарбаева является желание ускорить развитие страны. «Это [социальные расходы] прекрасный способ изменить наше общество», – сказала Кулиева. «В трудные времена люди думают прежде всего о том, чтобы заработать деньги, прокормить семью и обеспечить свою безопасность».

По словам Кайрата Тналина, изучающего экономику в Карагандинском государственном университете, увеличение расходов повысило репутацию Назарбаева среди студентов. «Эти реформы [позитивно] повлияют на мнение [студентов] о президенте», – сказал Тналин. «Есть студенты, которые считают это подачкой, но большинство этому рады». Аскар Намазбаев, студент последнего курса, изучающий менеджмент и собирающийся продолжить обучение в Европе, согласен с этим и говорит, что пенсионеры и студенты – два слоя общества, которые «скорее всего, изменят свою позицию» в отношении администрации Назарбаева, руководствуясь «материальными соображениями».

По мнению профессора Кокшетауского государственного университета, расположенного примерно в 180 милях к северу от Астаны, многие студенты теперь будут чувствовать себя в долгу перед президентской администрацией. По казахстанским обычаям, «если кто-то делает тебе одолжение, ты должен ответить тем же», – заявил профессор, просивший не называть его имени.

Несколько преподавателей, с которыми беседовал корреспондент EurasiaNet, похвалили Назарбаева, сказав, что президент действует так, как это делал бы любой умный политик, не желающий возникновения нестабильности и стремящийся улучшить свои шансы на выборах. Некоторые из них выразили озабоченность тем, что дополнительные расходы могут привести к росту инфляции. «Но мы не можем критиковать президента, как это делают политики во время предвыборных кампаний», – сказал профессор госуниверситета в Кокшетау.

Профессор экономики Казахского национального университета им. аль-Фараби в Алматы, который также просил не называть его имени, заявил, что решение администрации повысить социальные расходы еще раз продемонстрировало, что Назарбаев является выдающимся политиком. «Он обладает огромной политической волей и харизмой, которых нет у других политиков», – сказал профессор.

По мнению профессора социологии Карагандинского госуниверситета, решение об увеличении государственных расходов, пойдя на пользу студентам, вряд ли повысит общий уровень качества образования. «Самым важным остается вопрос о стандартах образования», – сказал профессор социологии. «Эти реформы [повышение расходов в социальной сфере] не изменят ситуации в самой системе образования». В то же время, заявил профессор, увеличение расходов, возможно, повысит качество политических дискуссий в Казахстане. «Реформы заставят оппозиционные партии более тщательно продумывать свои программы», – сказал он.




Президентские выборы состоятся уже завтра

12.05.2005. КУБ кз.

Владимир Намовир

Существует такая давняя байка. Как-то в приватной беседе Нурсултана Назарбаева спросили, что президент предпримет в следующий раз для «законного» продления своих полномочий? И наш многомудрый и лукавый «папа» ответил: «К тому времени я ещё что-нибудь придумаю».

Как пишет Гимран Ергалиев в статье «Казахстанский ребус: день выборов президента», размещённой на Навигаторе, сроки президентских выборов стали «очередной интригой и загадкой казахстанской политической жизни». Но никакой интриги и загадки в этом нет. Для тех, кто хорошо знаком со спецификой казахстанской «управляемой демократии», ясно одно, что Нурсултан Назарбаев ни при каких обстоятельствах не будет участвовать в конкурентной борьбе, и у него на любой случай всегда припасён камень за пазухой.

Вот и на этот раз наш президент тоже кое-что «придумал», вытащив свой очередной камень из-за пазухи. По информации, полученной нами из надёжных источников, дано распоряжение о подготовке «народного волеизъявления» о проведении президентских выборов в этом году. По замыслам стратегов из президентской администрации, Нурсултана Назарбаева будут настойчиво просить не дать никакого шанса казахстанским «цветным» и назначить выборы на 2005 г.

Пока оппозиция (довольно вяло) занимается партстроительством, президентская администрация давно и активно работает. Планово «зачищаются» оппозиционные СМИ, проводятся масштабные социологические исследования, а по всей республике передвигаются бригады агитаторов, руководимые высшими чиновниками и депутатами. «Интрига» со сроками президентских выборов – не более чем дымовая завеса для домашней заготовки, предназначенной для простаков и умниц. «Умницы» - это те люди из оппозиции, кто всё понимает, но ничего не делает, поскольку ситуация - «хотели, как лучше, а получилось, как всегда» - соответствует на данном этапе их личным планам и намерениям. А для всех остальных – это возможность «спустить пар» в пустой полемике и лёгкой фронде, а затем …успокоиться.

«Оналсын Жумабеков отметил, что статья 94 Конституции РК говорит о том, что президент страны осуществляет свои полномочия до вступления в должность нового президента РК на очередных президентских выборах, которые проводятся через семь лет в первое воскресенье декабря. «Если выборы президента РК состоялись 10 января, он принес присягу и вступил в должность 20 января 1999 года, то семилетний срок пребывания в должности заканчивается 20 января 2006 года. Следовательно, исходя из Конституции, выборы должны состояться в первое воскресенье декабря 2006 года», - пояснил председатель ЦИК», - пишет в своей статье Гимран Ергалиев.

И тут же автор добавляет: «Вместе с тем Оналсын Жумабеков подчеркнул, что “исключительное право объявления даты выборов находится в компетенции мажилиса парламента РК».

Вот вам и конкретный ответ по поводу выборных сроков. Если бы даже не было никакой другой информации, ссылка на «исключительное право» нелегитимного парламента о назначении даты выборов свидетельствует о том, что вопрос уже решён. Не для того назначили г-на Жумабекова на должность председателя ЦИКа, чтобы он, следуя президентской традиции, открывал все карты и не держал бы при этом козыря в рукаве.

А все другие заявления официальных лиц на этот счёт, включая категорическое мнение Ермухамета Ертысбаева о том, что в точном соответствии с Конституцией РК президентские выборы «состоятся в декабре 2006 года», - та самая «дымовая завеса» для политизированных обывателей. Хорошо известно, что президентский советник, замечательный софист, с необыкновенной лёгкостью и изяществом обоснует вам всё, что угодно, и завтра столь же убедительно и категорично будет утверждать обратное тому, что говорил вчера.

Но, к сожалению, непреложным остаётся факт – президентские выборы пройдут в этом году. Неважно, под каким соусом это будет подано общественности: будет ли это инициативой самого «карманного» парламента, или это будет оформлено, как «требование трудящихся» - от этого ничего не меняется. Пойдёт ли на выборы сам Назарбаев, или продвинет во власть своего преемника или преемницу - а такой вариант вовсе не исключается - явное стратегическое преимущество для «семьи» уже обеспечено.

Назарбаев, конечно, нового ничего не придумал, да и придумать не мог. Все эти «юридические казусы» использовались им уже не раз на протяжении своего правления. Президент, как и прежде, используя ничем неограниченный административный ресурс, сыграл на опережение. Пока казахстанская оппозиция только мобилизуется, делая время от времени какие-то судорожные и эклектичные движения, президент делает свою игру.

Характеризуя казахстанскую оппозицию, в статье ««Розовый блицкриг» и трансформации казахстанской оппозиции: внешнеполитический контекст» московский политолог Андрей Грозин пишет: «Движение это (в силу различных политических мотиваций тех или иных лидеров, их возраста, исповедуемых ценностей и пр.) носит, в большей мере хаотический характер. Кроме того, прессинг власти серьезно влияет на данный процесс. Часто эффект воздействия на оппозиционных лидеров и организации приносит прямо противоположный ожидаемому эффект – организации и личности, ориентированные на «борьбу с режимом» очень часто демонстрируют склонность к трансформациям не по логике, а по парадоксу».

Так вот нынешний парадокс заключается в том, что казахстанская оппозиция как бы и не хочет бороться за власть, больше довольствуясь имитацией. Между тем, как показала действительность, потенция у последовательных политических противников режима Назарбаева есть.

Тот же вышеупомянутый политолог Андрей Грозин отмечает: «В конце января 2005 г. в Алматы уже состоялась первая, сугубо пробная акция с привлечением масс. Провластные казахстанские СМИ традиционно назвали это «агонией оппозиционеров», окончательно утративших народную поддержку. Любой неангажированный политтехнолог, ознакомившись с фактической стороной прошедшего мероприятия оппозиции скажет совершенно обратное – акция безусловно удалась: власть согнав в оцепление несколько батальонов ВВ и ОМОНа сама указала на значение этого «пробного шара» «новой оппозиции». Все же призрак «оранжевой революции» уже приобрел самодостаточное значение не только для оппозиционеров…».

Но пока казахстанская оппозиция пребывает в рамках некоего элитарного «английского клуба», или, лучше сказать, замкнутой тоталитарной секты с обслугой, - действующей власти она не страшна. Эффект «пробного шара» напугал всех: одних погрузил в длительную апатию, а других заставил быстро шевелиться и что-то придумывать. И потому пресловутое «хотели, как лучше, а получилось, как всегда», похоже, устраивает и правящий режим, и лидеров оппозиции.




Cредство против революции

13.05.2005. Независимая газета

Сакен Салимов

Казахстанские власти борются с политическими партиями и международными общественными организациями

Вчера мажилис (нижняя палата парламента) Казахстана одобрил во втором чтении поправки в ряд законов, связанные «с обеспечением национальной безопасности». В результате в стране будет существенно ограничена деятельность политических партий, НПО, международных организаций и СМИ.

Официально поправки объясняются возникновением новых угроз – терроризма и экстремизма. Но в кулуарах сами депутаты честно признавались, что изменения в законодательство вызваны событиями в соседней Киргизии. Опасения повторения бархатной революции явно прослеживаются в сути всех вносимых изменений. Поправок, прямо направленных на борьбу с терроризмом, в законопроекте нет. При этом представители силовых структур прямо говорят, что в этом нет необходимости, поскольку в стране нет угрозы террористической или экстремистской деятельности.

Судя по контексту законопроекта, угроза для национальной безопасности кроется в деятельности политических партий, религиозных и общественных объединений и СМИ. А поправки, вносимые под эгидой «обеспечения национальной безопасности», направлены на ограничение работы именно этих структур.

Особое внимание уделено так называемой третьей силе – иностранным гражданам и международным организациям. Им категорически запрещается финансировать политические партии, участвовать в предвыборных кампаниях. За «деятельность, способствующую выдвижению и избранию кандидатов, политических партий» иностранцы будут штрафоваться (сумма штрафа от 200 до 500 долл.) и выдворяться из страны. Финансирование партий карается дороже: физическому лицу придется заплатить штраф в 3 тыс. долл., а юридическому – 15 тыс. «зеленых». К тому же предполагается арест на 15 суток лидера партии и ликвидация партии как таковой.

Благими намерениями обеспечить национальную безопасность объясняется и «забота» о казахстанских СМИ. Так, журналистам предписано строго соблюдать требование о 50-процентном вещании (50% – на русском языке, 50% – на казахском). Нарушение этого правила приведет к закрытию СМИ. Руководить газетой или телеканалом может только казахстанец – иностранцам это запрещено. Расширен перечень оснований для закрытия СМИ: это разглашение сведений, составляющих государственные секреты, пропаганду или агитацию культа жестокости и насилия, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, распространение информации, раскрывающей технические приемы и тактику антитеррористических операций, пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, распространение теле-, радио- и видеопродукции, порнографического и сексуально-эротического характера. Правда, на вопрос, какую угрозу для национальной безопасности представляет эротическая продукция, пока никто не может ответить.

Против законопроекта выступили все казахстанские и международные общественные организации, резко критически высказалась ОБСЕ. Резюме всех «общественников» таково: законопроект противоречит Конституции страны.

«Совершенно ясно этот закон указывает цели, откуда исходит угроза национальной безопасности. Эти цели – политические партии, религиозные объединения, общественные, некоммерческие организации и средства массовой информации, то есть институты гражданского общества, – говорит известная правозащитница, председатель алма-атинского Хельсинкского комитета Нинель Фокина. – Если сегодня действительно возникло такое положение, что институты гражданского общества представляют угрозу для национальной безопасности, значит, нужно пересматривать концепцию национальной безопасности. Но сначала нужно исключить из Конституции права и свободы, которые не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах. И записать, что в случае угроз национальной безопасности эти права можно нарушать».




Портовая сага

05.05.2005. Экспренсс-К (Казахстан)

Алексей Банцикин

Похоже, что на карте Каспийского моря появится новый порт, а в Казахстане - собственные верфи. Вчера в правительстве обсуждался вопрос о развитии порта Курык, расположенного южнее Актау.

"Правительство не отказывается от идеологии развития порта Актау (на фото), но, к сожалению, ситуация последних дней вынуждает принимать некие коррективы" - такими словами премьер-министр Даниал Ахметов открыл совещание по вопросам развития портовой инфраструктуры Каспия.

"Смена вектора" в вопросах логистики вызвана некоторыми сложностями в переговорах по расширению пропускной способности Каспийского трубопроводного консорциума. Неуступчивость российских партнеров подталкивает руководство республики к активизации переговоров о присоединении к другому нефтепроводному проекту Баку - Тбилиси - Джейхан. И в этом случае порт Курык имеет все шансы стать нашим морским "окном в Средиземноморье".

В пользу этого решения говорят несколько факторов. Это, во-первых, географическая близость к Кашаганскому месторождению и к азербайджанскому терминалу Самгател, напрямую соединенному с нефтепроводом БТД. Во-вторых, идеальные метеоусловия, ведь именно в Курыке укрываются корабли Актауского порта во время бурь. Кроме того, последние изыскания нефтяников говорят о том, что республика и ее партнеры в Северо-Каспийском проекте значительно раньше выйдут на прогнозные показатели объемов добычи нефти.

- До сих пор мы руководствовались условиями, что к 2016 году необходимо повысить мощность транзита нефти до 38 млн тонн в год, - пояснил президент АО "КазМунайГаз" Узакбай Карабалин. - Ранее обсуждался вопрос перевалки 27 млн тонн нефти силами Актауского порта и оставшихся объемов через порт Курык. Но в соответствии с заявленными объемами "Agip KCO" уже к 2010 году планирует транспортировать морским путем около 10 млн тонн.

Добытую нефть предлагается транспортировать в танкерах. Причем предпочтение, видимо, будет отдано судам большой грузоподъемности. Узакбай Карабалин привел данные, свидетельствующие о том, что с ростом водоизмещения танкера снижается себестоимость морского транзита нефти.

- Сейчас мы возим нефть танкерами грузоподъемностью в 6,5 тыс. тонн по 3,94 доллара за тонну, - рассказал президент "КазМунайГаза". - Если мощность танкера составляет 12 тыс. тонн, цена снизится до 3,63 доллара за тонну, а если станем возить танкерами по 60 тыс. тонн - до 2,76 доллара за тонну нефти. Есть расчеты: со снижением тарифа на один доллар мы в целом по всему месторождению выигрываем 841 млн долларов.

Цифры убеждают. Но есть и еще одна проблема: ни казахстанские, ни азербайджанские порты не приспособлены к швартовке судов такого водоизмещения. Впрочем, нефтяники предлагают решить и эту проблему. Слив нефти из танкера в терминал будет осуществляться по специальному "выносному причальному устройству" - трубе, вынесенной в море на десятки километров от терминала.

Однако, согласившись на проект расширения порта Курык и "утяжеление" танкерной флотилии, правительству придется решать и массу других проблем. Так, по мнению вице-министра транспорта и коммуникаций Талгата Абылгазина, танкеры такого водоизмещения невозможно привезти в страну частями. Выход один - строить верфи. Но это повлечет за собой огромные затраты, тогда как потребности страны достаточно скромные - необходимо лишь пять танкеров вместимостью в 60 тысяч тонн.

В то же время вопрос о расширении соседнего порта Актау не утратил своей актуальности. Во-первых, потому, что именно отсюда пойдут танкеры, груженные нефтью Тюб-Карагана. Во-вторых, потому, что даже без учета нефти порт сегодня работает на пределе своей проектной мощности.

Выслушав участников совещания, премьер поручил разработать технико-экономическое обоснование проектов и внести их на заседание республиканской бюджетной комиссии.




Трафики, которые мы выбираем

06.05.2005. Новое поколение (Казахстан)

Амина Джалилова

Текущий год, по всему, станет поворотным в нефтетранспортной инфраструктуре Казахстана. Нешуточное противостояние нефтеартерий КТК и БТД. Немыслимое еще вчера намерение республики приобрести крупный российский судостроительный завод. Скоростное строительство китайской трубы. Такими семимильными шагами мы идем навстречу большой каспийской нефти. Однако каждый шаг - это клубок характерных для нефтебизнеса интриг

Послать нефть на три буквы

Известно, что нефтесистемы КТК (Каспийского трубопроводного консорциума) и БТД (Баку - Тбилиси - Джейхан) еще до завершения строительства последней считались структурами конкурирующими. Трубопровод Тенгиз - Новороссийск (КТК) проходит по территории России. БТД же создан в противовес ему, транспортировка нефти по этой трубе позволит не зависеть от цен, диктуемых Россией, и не загружать и так переполненные черноморские проливы. Однако Казахстан заинтересован в обоих маршрутах, никто не собирается отдавать предпочтение одному из них. Дело в другом.

В данный момент активно обсуждается увеличение мощности КТК, грузоотправители ждут этого уже много лет. В этом году суммарный объем прокачки по трубе Тенгиз - Новороссийск должен достигнуть 32 миллионов тонн, и это уже больше существующей мощности. При этом все нефтедобытчики, сотрудничающие с КТК, объявляют о намерении увеличивать производство нефти, так что увеличение мощности уже стало насущной необходимостью. И хотя министр энергетики Казахстана Владимир Школьник говорил о том, что акционеры КТК достигли принципиальной договоренности по расширению мощности системы до 67 миллионов тонн, окончательное решение еще не принято. Россия, которой принадлежит в КТК крупнейшая доля в размере 24%, заявляет, что не поддержит расширение системы, если тарифы на прокачку не будут увеличены.

В Казахстане основным грузоотправителем КТК является "Тенгизшевройл" - компания, добывающая сегодня 13 миллионов тонн в год и планирующая удвоить эту цифру в ближайшее время. Недавно ТШО распространило заявление о том, что рассматривает варианты транспортировки своей нефти по маршрутам Баку - Тбилиси - Джейхан и Баку - Батуми. Этот вариант рассматривается в качестве временной меры, пока труба КТК не достигнет наконец необходимых размеров. Но ведь нет ничего постоянней временных мер. Особенно если Россия не уступит наконец в вопросе тарифов.

Если цены на прокачку по кавказской трубе будут приемлемыми, такое решение смогут принять и другие грузоотправители КТК. Но пока казахстанская и азербайджанская рабочие группы не договорились о тарифе на прокачку, это ключевой вопрос переговоров.

Тем не менее уже известно, что наша нефть с месторождения Кашаган может транспортироваться по БТД по тем же ставкам, что действуют для участников самого проекта, так как некоторые акционеры AgipKСO являются также акционерами БТД.

К слову, главный акционер ТШО ChevronTexaco договорился о приобретении американской Unocal, которая также является участником проекта БТД. Цель приобретения - особая цена на прокачку. Для посторонних компаний транспортировка по БТД будет стоить больше.

Купить заводик, строить кораблики

Между тем переговоры по присоединению Казахстана к БТД идут опережающими темпами. Пока мощность этой системы позволяет транспортировать только азербайджанскую нефть. Присоединение Казахстана будет приурочено к первой нефти с Кашаганского месторождения, это должно произойти в 2008 году.

Уже известно, что создание системы "Актау - Баку" потребует трех миллиардов долларов. Эти средства включают строительство трубопровода Атырау - Актау протяженностью 700 км, нового нефтяного терминала в поселке Курык, системы разгрузки-погрузки на территории Азербайджана и ее врезки в трубопровод БТД, а также создание танкерного флота для перевозки казахстанской нефти. Последним вопросом наши власти занимаются сейчас с особенным интересом. Год назад говорили о строительстве трех танкеров, потом решили добавить еще два (каждый из них обойдется в 15 миллионов долларов), а теперь и вовсе - российский судостроительный завод купить намереваются. Эти планы озвучил вице-министр транспорта и коммуникаций Талгат Абылгазин. А основной акционер Выборгского завода российская группа "Ако Барс" уже объявила о создании СП с рядом казахстанских компаний, занимающихся морскими перевозками нефти. О каких компаниях идет речь - пока неясно.

Но впечатляет сам масштаб казахстанских намерений - приобрести российскую верфь, чтобы собственные танкеры строить. Серьезный шаг, требующий серьезных инвестиций. Какие средства будут использоваться, пока не ясно. Однако известно, что на пяти танкерах Казахстан останавливаться не собирается, рассматривается возможность строительства еще нескольких судов.

Между тем есть информация о том, что танкеры государственной компании "Казмортрансфлот" не смогут незамедлительно приступить к исполнению своих обязательств, так как в компании не внедрена обязательная для международного мореплавания система управления безопасной эксплуатацией.

Третье важнейшее направление – Восток

Строящаяся китайская труба - одна из важнейших нефтетранспортных артерий. Однако пока система из трех отрезков не будет собрана воедино, главным остается вопрос наполнения ветки Атасу - Алашанькоу.

Изначально ответственность за заполнение трубы взяла на себя китайская сторона. Предполагалось использовать нефть Кумкольской группы месторождений и российские углеводороды. Однако не так давно стало известно, что этот план вряд ли удастся воплотить в жизнь.

Глава российской государственной трубопроводной компании "Транснефть" Семен Вайншток сообщил, что у этой компании (контролирующей почти всю нефтепроводную сеть страны) нет возможности отправлять российскую нефть через Казахстан в Китай. А это, скорее всего, означает, что Китай не получит черное золото Западной Сибири, а объемов Кумкольской группы месторождений будет явно недостаточно. Остается, правда, возможность транспортировать нефть до Павлодара железной дорогой, но это весьма дорогое и хлопотное дело. Пустующая же труба означает и постепенное опустошение карманов ее владельцев, ведь сохранение трубопровода в технически исправном состоянии без необходимой заполненности стоит немалых денег.

Несмотря на то, что ответственность за заполнение лежит на китайской стороне, Астана также не сидит сложа руки. Недавнее приобретение Казахстаном доли в проекте разработки гигантского месторождения Кашаган, по мнению аналитиков, приведет к лоббированию "КазМунайГазом" китайского маршрута транспортировки. Когда труба Казахстан - Китай будет достроена полностью, основу, по предварительной информации, составит нефть актюбинских месторождений, где добычу ведут китайские предприятия, а также черное золото Каспия. Понятно, что более всего потребителей интересует нефть морского месторождения Кашаган. Получится, что акционеры консорциума, в число которых вошел теперь и Казахстан, подобно Лебедю, Раку и Щуке будут тянуть черное золото северного Каспия в три стороны: на север - по КТК, на запад по - БТД и на восток - по китайской трубе. Добыча на Кашагане начнется только в 2007 - 2008 годах, но трения по поводу пути к потребителю идут уже сейчас.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ