Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №123(15.05.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Шанхайская организация сотрудничества

Андреева Г.Н.

(Продолжение, начало в №121 от 15 апреля 2005 г.)

Общий порядок деятельности Шанхайской организации сотрудничества

В соответствии с Хартией Шанхайской организации сотрудничества (используется также сокращение – ШОС), государства - члены Шанхайской организации сотрудничества придерживаются таких основных принципов межгосударственных отношений как принципы: взаимного уважения суверенитета, равноправия всех государств-членов, поиска совместных точек зрения на основе взаимопонимания и уважения мнений каждого из них; поэтапного осуществления совместных действий в сферах общего интереса; недопущения любых противоправных действий, направленных против интересов Шанхайской организации сотрудничества; добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из настоящей Хартии и других документов, принятых в рамках ШОС. Исходя из этих принципов, определены и процедурные аспекты работы Шанхайской организации сотрудничества и ее органов.

В соответствии со статьей 16 Хартии решения в органах Шанхайской организации сотрудничества принимаются путем согласования без проведения голосования и считаются принятыми, если ни одно из государств-членов в процессе согласования не возразило против них (консенсус), за исключением решений о приостановке членства или об исключении из Организации, которые принимаются по принципу «консенсус минус один голос заинтересованного государства-члена».

Любое государство-член может изложить свою точку зрения по отдельным аспектам и/или конкретным вопросам принимаемых решений, что не является препятствием для принятия решения в целом. Эта точка зрения заносится в протокол заседания.

В случаях, если одно или нескольких государств-членов не заинтересованы в осуществлении отдельных проектов сотрудничества, представляющих интерес для других государств-членов, неучастие в них указанных государств-членов не препятствует осуществлению заинтересованными государствами-членами таких проектов сотрудничества и, вместе с тем, не препятствует указанным государствам-членам в дальнейшем присоединиться к осуществлению таких проектов.

Согласно статье 17 Хартии решения органов Шанхайской организации сотрудничества исполняются государствами-членами в соответствии с процедурами, определяемыми их национальным законодательством. Контроль за выполнением обязательств государств-членов по реализации Хартии, других действующих в рамках Шанхайской организации сотрудничества договоров и решений ее органов осуществляется органами Шанхайской организации сотрудничества  в пределах их компетенции.

Указанные общие положения находят отражение и определенное развитие в нормах, определяющих порядок работы каждого из органов Шанхайской организации сотрудничества.

Так, согласно Хартии Совет глав государств собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствует на заседании Совета глав государств глава государства - организатора очередного заседания. Место проведения очередного заседания Совета определяется, как правило, в порядке русского алфавита названий государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. В соответствии с Положением о Совете глав государств  Совет рассматривает и определяет стратегию, перспективы и приоритеты развития многопланового сотрудничества и деятельности Шанхайской организации сотрудничества, включая принятие решений о выработке и подписании соответствующих международных договорных актов в рамках Шанхайской организации сотрудничества, а также с другими международными организациями и государствами. Кроме того, Совет глав государств принимает решения принципиального характера, направленные на реализацию целей и задач Шанхайской организации сотрудничества (как они определены в Хартии), включая вопросы о проведении Совещаний руководителей министерств и/или ведомств государств-членов Организации для рассмотрения конкретных вопросов развития взаимодействия в соответствующих областях в рамках Шанхайской организации сотрудничества; принимает решения о приостановлении членства государства-члена в Шанхайской организации сотрудничества, а также об исключении государства-члена из Шанхайской организации сотрудничества по основаниям, предусмотренным ст.13 Хартии (т.е. в отношении государства-члена, нарушающего положения Хартии и/или систематически не выполняющего свои обязательства по международным договорам и документам, заключенным в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества).

 Совет действует в формате не только очередных, ежегодных, но и внеочередных заседаний.

По инициативе любого из государств-членов Шанхайской Организации Сотрудничества и при согласии других государств-членов могут созываться внеочередные заседания Совета. Соответствующее предложение глава такого государства не позднее чем за два месяца до предполагаемого срока направляет Председателю Совета в форме личного письма, в котором указывает причины, сроки и место проведения внеочередного заседания. Копии такого письма Министерство иностранных дел государства-инициатора по дипломатическим каналам незамедлительно направляет другим государствам-членам и Исполнительному секретарю Шанхайской Организации Сотрудничества, который осуществляет необходимое согласование через постоянных представителей государств-членов при Секретариате ШОС в течение 15 дней после получения копии письма.

При особых обстоятельствах внеочередные заседания Совета могут созываться в более сжатые сроки.

Внеочередные заседания Совета, как правило, проводятся на территории государства-инициатора.

Совет может проводить неформальные встречи в том же порядке, что и внеочередные заседания.

Заседание Совета глав государств считается правомочным, если на нем присутствуют главы всех государств-членов Шанхайской Организации Сотрудничества. В заседании Совета без права голоса принимают участие Исполнительный секретарь Шанхайской Организации Сотрудничества, а также Директор Исполнительного комитета РАТС (Региональная антитеррористическая структура Шанхайской организации сотрудничества) в части, касающейся его компетенции. Председательствует на очередных заседаниях Совета его Председатель, а на внеочередных заседаниях может председательствовать глава государства-инициатора такого заседания.

При проведении заседаний Совета глав государств участники располагаются за столом слева от Председательствующего по часовой стрелке в порядке русского алфавита названий государств-членов. При этом Исполнительный секретарь Секретариата  Шанхайской организации сотрудничества и Директор Исполнительного комитета РАТС располагаются на специально обозначенных местах справа от Председательствующего.

Председатель Совета:

- ведет заседания и организует работу Совета;

- осуществляет при содействии Секретариата Шанхайской организации сотрудничества общее руководство подготовкой вопросов, выносимых на рассмотрение Совета, включая контроль за исполнением решений Совета;

- по поручению Совета, в пределах предоставленных ему полномочий, может представлять Шанхайской организации сотрудничества в ее отношениях с другими международными организациями и государствами;

- может давать поручения Секретариату Шанхайской организации сотрудничества в пределах компетенции последнего, в том числе в части, касающейся осуществления общего контроля за функционированием и взаимодействием органов Шанхайской организации сотрудничества.

Решения Совета по всем вопросам принимаются без проведения голосования и считаются принятыми, если ни одно из государств-членов в процессе согласования не возразило против них (консенсус), за исключением решений о приостановке членства или об исключении из Шанхайской организации сотрудничества, которые принимаются по принципу консенсус минус один голос соответствующего государства-члена.

Решения Совета подписываются главами государств-членов и вступают в силу со дня их принятия, если не оговаривается иной порядок.

Как это установлено в качестве общего принципа функционирования Организации и в рамках Совета глав государств любое государство-член может изложить свою точку зрения по отдельным аспектам и/или конкретным вопросам принимаемых решений, что не является препятствием для принятия решения в целом. Эта точка зрения заносится в Протокол заседания, который подписывается главами государств-членов и направляется на хранение в Секретариат Шанхайской организации сотрудничества.

Совет, в случае необходимости, может принимать путем консенсуса другие подписные и неподписные документы - декларации и заявления, как общего характера, так и по отдельным вопросам. Инициатива о принятии такого документа может исходить от любого государства, как правило, не позднее, чем за два месяца до даты проведения заседания. Предложение вместе с проектом документа направляется в адрес Председателя Совета и в Секретариат Шанхайской организации сотрудничества, который организует рассмотрение такой инициативы и согласование проекта.

Соответствующие расходы по пребыванию глав государств и официальных делегаций (формат 1+3) в период участия в заседании Совета берет на себя принимающее государство.

Принимающее государство, а также Секретариат Шанхайской организации сотрудничества создают необходимые условия для проведения заседания Совета.

Совет глав правительств (премьер-министров) в соответствии с Хартией собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствует на заседании Совета глава правительства (премьер-министр) государства, на территории которого проводится заседание.

Место проведения очередного заседания Совета определяется по предварительной договоренности глав правительств (премьер-министров) государств-членов.

Согласно Положению о Совете глав правительств (премьер-министров), утвержденному решением глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества от 29 мая 2003 г.,  Совет глав правительств (премьер-министров) государств-членов Шанхайской организации сотрудничества осуществляет свою деятельность на основе Хартии, указанного Положения и с учетом других документов, принимаемых в рамках Шанхайской организации сотрудничества.

Совет рассматривает вопросы стратегии, перспектив и приоритетов развития многостороннего сотрудничества в рамках Шанхайской организации сотрудничества;  решает принципиальные вопросы развития взаимодействия в практических областях, определенных в Хартии, в особенности в экономической сфере, включая заключение соответствующих межправительственных многосторонних договорных документов в рамках Шанхайской организации сотрудничества; принимает решения о проведении Совещаний руководителей министерств и/или ведомств государств - членов Организации (далее - Совещания) для рассмотрения конкретных вопросов развития взаимодействия в практических областях, определенных Хартией; осуществляет общий контроль за работой Совещаний и за выполнением решений, принимаемых на них, а также за реализацией совместных экономических проектов в рамках Шанхайской организации сотрудничества.

Очередные заседания Совета проводятся один раз в год, в сроки, определенные с учетом бюджетного законодательства в государствах-членах. Место проведения заседания Совета определяется по предварительной договоренности глав правительств (премьер-министров) государств-членов.

Председательствует в Совете глава правительства (премьер-министр) государства, на территории которого проводится очередное заседание.

По инициативе любого из государств - членов Шанхайской организации сотрудничества и при согласии других государств-членов могут созываться внеочередные заседания Совета. Соответствующее предложение глава правительства (премьер-министр) такого государства не позднее, чем за два месяца до предполагаемого срока направляет Председателю Совета в форме личного письма, в котором указывает причины, сроки и место проведения внеочередного заседания. Копии такого письма Министерство иностранных дел государства-инициатора незамедлительно направляет другим государствам-членам и Исполнительному секретарю Шанхайской организации сотрудничества, который осуществляет необходимое согласование через постоянных представителей государств-членов при Секретариате Шанхайской организации сотрудничества в течение 15 дней после получения копии письма.

Внеочередные заседания Совета, как правило, проводятся на территории государства-инициатора.

Заседание Совета считается правомочным, если две трети государств - членов Шанхайской организации сотрудничества представлены главами правительств (премьер-министрами).

В случае, если по уважительной причине глава правительства (премьер-министр) не может принять участие в заседании, то он назначает уполномоченное лицо, о чем в письменном виде уведомляет Председателя Совета и Секретариат Шанхайской организации сотрудничества не позднее, чем за одну неделю до даты проведения заседания.

В заседании Совета без права голоса принимают участие Исполнительный секретарь Шанхайской организации сотрудничества, а также Директор Исполнительного комитета РАТС в части, касающейся его компетенции.

При проведении заседаний Совета участники располагаются за столом слева от Председательствующего по часовой стрелке в порядке русского алфавита названий государств-членов. При этом Исполнительный секретарь ШОС и Директор Исполнительного комитета РАТС располагаются на специально обозначенных местах справа от Председательствующего.

Порядок принятия решений Советом, предусмотренный Положением о Совете, аналогичен порядку принятия решений другими органами Шанхайской организации сотрудничества. Решения Совета по всем вопросам принимаются без проведения голосования и считаются принятыми, если ни одно из государств-членов в процессе согласования не возразило против них (консенсус).

Решения Совета подписываются главами правительств (премьер-министрами) и уполномоченными лицами государств-членов и вступают в силу со дня их принятия, если не оговаривается иной порядок.

Аналогично другим органам Шанхайской организации сотрудничества, любое государство-член может изложить свою точку зрения по отдельным аспектам и/или конкретным вопросам принимаемых решений, что не является препятствием для принятия решения в целом. Эта точка зрения заносится в Протокол заседания, который подписывается главами правительств (премьер-министрами) и уполномоченными лицами государств-членов и направляется на хранение в Секретариат Шанхайской организации сотрудничества.

Установлено также правило, что соответствующие расходы по пребыванию глав правительств (премьер-министров) и официальных делегаций (формат 1+3) в период участия в заседании Совета берет на себя принимающее государство и что принимающее государство, а также Секретариат ШОС создают необходимые условия для проведения заседания Совета.

Согласно Хартии Совет министров иностранных дел рассматривает вопросы текущей деятельности Организации, подготовки заседания Совета глав государств и проведения консультаций в рамках Организации по международным проблемам. Совет собирается, как правило, за один месяц до проведения заседания Совета глав государств. Внеочередные заседания Совета министров иностранных дел созываются по инициативе не менее двух государств-членов и с согласия министров иностранных дел всех других государств-членов. Место проведения очередного и внеочередного заседания Совета определяется по взаимной договоренности.

Председательствует в Совете министр иностранных дел государства - члена Шанхайской организации сотрудничества, на территории которого проводится очередное заседание Совета глав государств, в течение срока, начинающегося с даты завершения последнего очередного заседания Совета глав государств и завершающегося датой очередного заседания Совета глав государств.

Председатель Совета министров иностранных дел при осуществлении внешних контактов представляет Шанхайской организации сотрудничества в соответствии с Положением о порядке работы Совета.

В Положении о Совете министров иностранных дел государств-членов ШОС, утвержденном решением глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества от 29 мая 2003 г., содержатся дополнительные нормы о порядке работы Совета, во многом аналогичные положениям о процедуре деятельности других органов Шанхайской организации сотрудничества.

Совет обеспечивает общую координацию и осуществление решений органов Шанхайской организации сотрудничества; вносит на рассмотрение Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества и Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов Шанхайской организации сотрудничества предложения по совершенствованию и развитию сотрудничества в рамках Шанхайской организации сотрудничества по различным направлениям, а также по улучшению деятельности органов Шанхайской организации сотрудничества, включая вопросы заключения соответствующих многосторонних договорных документов в рамках Организации.

Совет по представлению Совета национальных координаторов рассматривает проекты готовящихся документов.

Заседания Совета ежегодно проводятся на территории государства-члена Шанхайской организации сотрудничества, являющегося организатором очередного заседания Совета глав государств, как правило, за один месяц до его проведения.

В случае необходимости Совет может собраться также накануне внеочередного заседания Совета глав государств в месте проведения такого заседания.

Предложение о проведении внеочередного заседания Совета одновременно направляется в форме личных писем министров иностранных дел этих государств в адрес Председателя Совета министров иностранных дел не позднее, чем за месяц до срока проведения заседания с указанием причины, предлагаемой даты и места проведения, а также повестки дня и проекта решения (или другого документа). Председатель Совета министров иностранных дел в течение двух дней уведомляет Секретариат Шанхайской организации сотрудничества, который во взаимодействии с Советом национальных координаторов осуществляет необходимое согласование и подготовку заседания.

Внеочередное заседание проводится на территории одного из государств-инициаторов или в месте расположения Секретариата Шанхайской организации сотрудничества.

Заседание Совета считается правомочным, если две трети государств - членов Шанхайской организации сотрудничества представлены на уровне министров. В случае если по уважительной причине министр не может принять участие в заседании, то он назначает уполномоченное лицо, о чем в письменном виде уведомляет Председателя Совета и Секретариат Шанхайской организации сотрудничества не позднее, чем за одну неделю до даты проведения заседания.

В заседаниях Совета без права голоса принимают участие Исполнительный Секретарь Шанхайской организации сотрудничества, а также Директор Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества  в части, касающейся его компетенции.

При проведении заседаний Совета участники располагаются за столом слева от Председательствующего по часовой стрелке в порядке русского алфавита названий государств-членов. При этом Исполнительный секретарь Шанхайской организации сотрудничества и Директор Исполнительного комитета РАТС располагаются на специально обозначенных местах справа от Председательствующего.

Решения Совета по всем вопросам также, естественно, принимаются без проведения голосования и считаются принятыми, если ни одно из государств-членов в процессе согласования не возразило против них (консенсус). Решения Совета подписываются министрами иностранных дел и уполномоченными лицами государств-членов и вступают в силу со дня их принятия, если не оговаривается иной порядок.

Также как и в других органах Шанхайской организации сотрудничества, любое государство-член может изложить свою точку зрения по отдельным аспектам и/или конкретным вопросам принимаемых решений, что не является препятствием для принятия решения в целом. Эта точка зрения заносится в Протокол заседания, который подписывается министрами иностранных дел и уполномоченными лицами государств-членов и направляется на хранение в Секретариат Шанхайской организации сотрудничества.

В случае если участники заседания не приходят к единому мнению по тому или иному вопросу, Совет принимает решение о передаче данного вопроса на рассмотрение Совета глав государств или Совета глав правительств.

Проекты документов и материалы, предлагаемые к рассмотрению на заседании Совета, должны направляться в Секретариат Шанхайской организации сотрудничества, как правило, не позднее чем за один месяц до заседания Совета с тем, чтобы они могли бы быть предварительно рассмотрены на заседании СНК.

Также установлены традиционные для Шанхайской организации сотрудничества правила, что соответствующие расходы по пребыванию министров и официальных делегаций (формат 1+3) в период участия в заседании Совета берет на себя принимающее государство и что принимающее государство, а также Секретариат ШОС создают необходимые условия для проведения заседания Совета.

Согласно Хартии в соответствии с решениями Совета глав государств и Совета глав правительств (премьер-министров) руководители отраслевых министерств и/или ведомств государств-членов на регулярной основе проводят совещания руководителей отраслевых министерств и/или ведомств для рассмотрения конкретных вопросов развития взаимодействия в соответствующих областях в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Председательствуют на этих совещаниях руководитель соответствующего министерства и/или ведомства государства - организатора совещания. Место и время проведения совещания согласуются предварительно.

Для подготовки и проведения совещаний по предварительной договоренности государств-членов могут создаваться на постоянной или временной основе рабочие группы экспертов, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с регламентами работы, утверждаемыми на совещаниях руководителей министерств и/или ведомств. Эти группы формируются из представителей министерств и/или ведомств государств-членов.

Совет национальных координаторов является органом Шанхайской организации сотрудничества, осуществляющим координацию и управление текущей деятельностью Организации. Он проводит необходимую подготовку заседаний Совета глав государств, Совета глав правительств (премьер-министров) и Совета министров иностранных дел. Совет собирается на заседания не реже трех раз в год. Председательствует в Совете национальный координатор государства - члена Организации, на территории которого будет проводиться очередное заседание Совета глав государств, в течение срока, начинающегося с даты завершения последнего очередного заседания Совета глав государств и завершающегося датой очередного заседания Совета глав государств.

Секретариат является постоянно действующим административным органом Шанхайской организации сотрудничества. Он осуществляет организационно-техническое обеспечение мероприятий, проводимых в рамках Шанхайской организации сотрудничества, готовит предложения по ежегодному бюджету Организации. Секретариат возглавляется Исполнительным секретарем, который утверждается Советом глав государств по представлению Совета министров иностранных дел.

При исполнении служебных обязанностей Исполнительный секретарь, его заместители и другие должностные лица Секретариата не должны запрашивать или получать указания от какого бы то ни было государства-члена и/или правительства, организаций или частных лиц. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед Шанхайской организации сотрудничества. Местом расположения Секретариата Шанхайской организации сотрудничества является город Пекин (Китайская Народная Республика).

Шанхайской организации сотрудничества имеет собственный бюджет, который формируется и исполняется в соответствии со специальным Соглашением между государствами-членами. Это Соглашение также определяет размеры взносов, которые ежегодно вносят государства-члены в бюджет Организации на основе принципа долевого участия.

Средства бюджета направляются на финансирование постоянно действующих органов Шанхайской организации сотрудничества в соответствии с вышеупомянутым Соглашением. Государства-члены самостоятельно несут расходы, связанные с участием их представителей и экспертов в мероприятиях Организации.

Шанхайская организация сотрудничества в качестве субъекта международного права обладает международной правоспособностью. Она пользуется на территории каждого государства-члена такой правоспособностью, которая необходима для реализации ее целей и задач.

Шанхайская организация сотрудничества  пользуется правами юридического лица и может, в частности: - заключать договоры; - приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им; - выступать в судах в качестве истца или ответчика; - открывать счета и совершать операции с денежными средствами.

Хартией предусматривается также, что государства-члены в соответствии с их внутренними правилами и процедурами назначают своих постоянных представителей при Секретариате ШОС, которые будут входить в состав дипломатического персонала посольств государств-членов в г.Пекине.

Примечательным положением, предусмотренным Хартией, является указание на то, что официальными и рабочими языками Шанхайской организации сотрудничества являются русский и китайский языки.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ