Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №126(01.07.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Приднестровская сторона озвучила свое официальное отношение к «Плану Ющенко»

15.06.2005. Ольвия-пресс

Как сообщили информационному агентству «Ольвия-пресс» в МИДе ПМР, Представитель по политическим вопросам в молдо-приднестровском урегулировании от Приднестровья Валерий Лицкай направил украинской стороне свою позицию относительно «Плана урегулирования приднестровской проблемы», с которым выступил президент Украины Виктор Ющенко. В документе, который был направлен официальному Киеву, говорится: «В последнее время молдавская сторона усилила курс на предельное обострение отношений с Приднестровьем, основу которого составляет тактика угроз и блокад, а также отказ от выполнения ранее взятых на себя Молдовой международно-правовых обязательств.

Власти Молдовы сознательно идут на слом всех переговорных механизмов, включая и те, которые являются основой мира и стабильности в регионе.

Все это вызывает вполне обоснованную тревогу в Приднестровье, так как такие действия молдавского руководства отодвигают перспективы окончательного урегулирования молдо-приднестровских отношений.

Украина как государство-гарант и посредник на протяжении длительного времени ведет активную и последовательную политику в приднестровском урегулировании.

Украиной неоднократно предлагались пути поиска компромисса в молдо-приднестровских отношениях. Так, в 1999 году ею был предложен свой план урегулирования, основой которого было создание между Молдовой и Приднестровьем общих пространств в экономической, социальной и др. областях. План получил позитивные оценки сторон, что нашло свое закрепление в Совместном заявлении участников Киевской встречи в июле 1999 года, а также в последующей экспертной работе, в том числе в ходе Рабочего стола по вопросам приднестровского урегулирования, прошедшего в 2000 году в Киеве.

Более того, на основе данного проекта была начата практическая работа по наполнению конкретным содержанием общих пространств по различным сферам, итогом которой стало подписание руководством Приднестровья и Молдовы при участии Украины, России и ОБСЕ в 2001 году целого пакета соответствующих документов.

К сожалению, действие данных документов было заморожено молдавской стороной, хотя последовательная реализация указанных договоренностей, в первую очередь о работе средств массовой информации, о взаимных гарантиях привлечения и защиты инвестиций, о гармонизации таможенного и налогового законодательства, могла бы привести к снятию большинства проблем, поднимаемых в том числе и в инициативе Президента Украины В. Ющенко, озвученной 22 апреля с.г. (демократизация, работа таможен, свобода прессы и т.д.).

Вследствие затянувшегося кризиса в переговорном процессе Украина активизировала свои усилия по разблокированию диалога сторон. Приднестровье положительно откликнулось на инициативу Президента Украины В. Ющенко "К урегулированию через демократию", представив об этом официальное коммюнике 16 мая с.г., в то время как официальная Молдова проигнорировала новые идеи Украины.

В развитие инициативы Президента Виктора Ющенко Украиной был предложен проект "Плана урегулирования приднестровской проблемы", официально врученный в рамках консультативной встречи политических представителей сторон и посредников в пятистороннем формате в г. Винница 16 мая с.г.

Мы рассматриваем украинский План как стремление Украины внести серьезный вклад в достижение жизнеспособного, справедливого и политически выверенного урегулирования и готовы к конструктивной работе над Планом.

Внимательно проанализировав украинские предложения, приднестровская сторона полагает, что последовательная и всесторонняя совместная экспертная проработка базовых элементов Плана Украины способна придать позитивный импульс всему процессу урегулирования.

Приднестровская сторона считает План Украины важным для определения вектора совместной экспертной работы представителей Украины и Приднестровья, схемой, на основе которой может строиться дальнейшая конкретная совместная работа.

Мы также полагаем, что естественным итогом реализации несущих положений Плана должно стать появление пакета документов по окончательному урегулированию молдо-приднестровских отношений, включающего, в частности:

– итоговое соглашение о всеобъемлющем политическом урегулировании;

– соглашение о механизме его реализации;

– документ о мерах доверия между сторонами в различных сферах, в том числе военной;

– международный договор о гарантиях.

Этот пакет должен учитывать и итоги достигнутых договоренностей, согласованных наработок, и передовой международный опыт разрешения схожих конфликтов, а также предложения иных заинтересованных участников урегулирования, работа над которыми уже ведется.

Считаем важным, что часть ранее взятых на себя сторонами обязательств и согласованных решений уже обозначена непосредственно в тексте Плана. Это касается права Приднестровья на самостоятельные внешние контакты в экономической, социальной, культурной сфере без каких-либо изъятий и ограничений, на участие во внешней политике Республики Молдова и другие положения, ранее согласованные сторонами и зафиксированные в международно-правовых документах переговорного процесса – Московском Меморандуме 1997 г., Протоколе согласованных вопросов 1996 г., Соглашении о поддержании мира и гарантиях безопасности между Республикой Молдова и Приднестровьем 1995 г., Одесских Соглашениях 1998 г. и др.

Важной составляющей пакета должен стать международный договор о гарантиях, который также упоминается в Плане Украины. Мы поддерживаем идею разработки такого договора между участниками переговорного процесса.

Кроме того, мы поддерживаем концепцию поэтапности урегулирования, которая является стержневой конструкцией всего украинского плана и должна реализовываться при участии всех сторон урегулирования.

В связи с этим представляется необходимым незамедлительное начало совместной работы политических представителей и экспертов Приднестровья и Украины для согласования позиций сторон, в том числе по важнейшим элементам "Плана урегулирования приднестровской проблемы".

Приднестровье констатирует, что ввиду отказа Молдовы от участия в переговорах должен быть задействован весь потенциал двусторонних многоуровневых консультаций между Приднестровьем и Украиной, предусмотренный Одесскими Соглашениями 1998 г.

При этом, по нашему мнению, основное внимание должно быть уделено тщательной регламентации основных положений, требующих разработки конкретных механизмов и инструментов их реализации.

Мы приветствуем самое широкое международное участие на выборах в Верховный Совет Приднестровья четвертого созыва, которое будет способствовать обеспечению большей транспарентности избирательного процесса, и надеемся на содействие Украины в положительном решении данного вопроса.

Это также положительно отразится на завершении процесса международного оформления статуса Приднестровья и его органов государственной власти, прежде всего через механизмы, которые уже реализованы при урегулировании конфликтов в других точках Европы.

Мы также считаем важным подключение в дальнейшем к работе над экспертными оценками итогового документа международных экспертов и организаций.

Вместе с тем, вынуждены отметить, что в последнее время Республика Молдова допускает злонамеренные трактовки и корректировки Плана Украины, искажающие суть и подходы Украины к урегулированию. Мы рассчитываем, что Украина использует свой международный авторитет и возможности для того, чтобы не допустить произвольного толкования положений своего Плана.

Мы убеждены, что продуктивная совместная работа позволит реализовать потенциал договоренностей, разработанных и достигнутых сторонами молдо-приднестровского урегулирования с участием высоких представителей государств-гарантов и посредников в переговорах.

При этом жизнеспособное, долгосрочное и справедливое урегулирование может быть достигнуто только на основе принципов равноправия, доброй воли и согласия всех участников переговорного процесса.

Мы считаем абсолютно неприемлемой политику диктата и ультиматумов, с чьей бы стороны они не исходили.

Если какая-либо из сторон, участвующих в переговорах, отказывается от консенсусного метода разрешения проблем и прибегает к мерам давления, Приднестровье оставляет за собой право на проведение всенародного референдума о перспективах отношений с Молдовой», - говорится в документе, который был направлен украинской стороне Представителем по политическим вопросам в молдо-приднестровском урегулировании от Приднестровья.      


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ