Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №126(01.07.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Кто не с нами, тот - против… урегулирования приднестровского конфликта

18-24 июня. 2005. Зеркало недели (Киев)

Евгений Енин, Дмитрий левусь (Центр исследования проблем гражданского общества)

В конце прошлой недели состоялось заседание парламента РМ, посвященное обсуждению украинских инициатив в отношении урегулирования приднестровского конфликта. Оно явилось своего рода первым серьезным подтверждением того, что молдавская сторона в целом одобрила украинский план приднестровского урегулирования. Хотелось бы особо отметить, что Молдова впервые выступила союзником Украины, а не стала, как часто бывало, по другую сторону баррикады.

Хороший у вас план, товарищ Жуков…

Тон заседанию задал президент Молдовы В.Воронин, который в ходе своего вступительного доклада,в частности, отметил, что «план Украины устанавливает механизм демократизации региона и дальнейшую реинтеграцию Молдовы». В своем выступлении В.Воронин сказал о конкретной последовательной стратегии урегулирования конфликта: «Сначала мы в парламенте принимаем закон о статусе Приднестровского региона, потом с участием международных наблюдателей под мандатом ОБСЕ пройдут выборы в «Верховный совет Приднестровья», дальше, если выборы будут признаны демократическими, вновь избранные депутаты «Верховного совета Приднестровья» подключаются к доработке закона о статусе Приднестровья».

По результатам заседания парламент РМ принял Декларацию относительно Плана Украины по урегулированию приднестровской проблемы, а также Обращение о принципах и условиях демилитаризации и Обращение о критериях демократизации Приднестровского региона. В частности, в Декларации главными критериями демократизации молдавская сторона называет «ликвидацию местного МГБ, обеспечение доступа парламентских партий РМ в регион, реформирование судебной власти, устранение препятствий в работе свободных СМИ и освобождение политзаключенных».

В ходе обсуждения упомянутых документов В.Воронин и прочие выступающие неоднократно отмечали, что украинский План урегулирования на данный момент является лучшим из всех, которые предлагались на протяжении последних лет, и, несмотря на ряд недостатков, его необходимо поддержать.

Вместе с тем молдавские парламентарии обратили внимание на то, что План не содержит ряд принципиальных моментов, а именно: о порядке вывода российских войск и установления надлежащего контроля на приднестровском участке молдавско-украинской границы. По их мнению, «эти проблемы нужно решать дополнительно, при поддержке международного сообщества и энергичном содействии Украины». По словам В.Воронина, «главным вкладом России в приднестровское урегулирование должен стать вывод российских войск. Молдове не нужно иностранное военное присутствие на своей территории». В Обращении высказывается «требование к РФ вывести войска и вооружения до конца 2005 года и ликвидировать миротворческое присутствие РФ в Зоне безопасности до конца 2006 года», а миротворческую миссию нужно «заменить на институт военных и гражданских наблюдателей под мандатом ОБСЕ».

Что написано между строками украинского плана

Украинский план, даже будучи принятым за основу, может дополнительно учитывать пожелания сторон, тем более что это в первую очередь касается будущего самой Молдовы и Приднестровья.

Тем не менее, необходимо четко разграничивать то, что может быть записано в плане (независимо от того, кто будет выступать его автором — Украина, Россия или США) и решаться в рамках переговорного формата, а что должно быть предметом соответствующих международных переговоров в рамках ОБСЕ.

Начнем с вывода Ограниченной группы российских войск (ОГРВ). Украина всегда выступала за скорейшее выполнение Россией взятых на себя международных обязательств, или так называемых Стамбульских договоренностей. Свидетельством тому служит всемерное содействие вывозу из Приднестровья и транзиту через территорию нашего государства вооружения и имущества бывшей 14-й армии. Вывод российских войск, относящийся к международным обязательствам России, не должен связываться с реализацией украинских инициатив.

Украина вряд ли сможет заставить РФ вывести свои войска из Приднестровья, поскольку для решения этого вопроса необходима консолидация усилий всего европейского сообщества, в т.ч. стран - участниц ОБСЕ.

Маловероятно, что США и ЕС верят, будто Украина и Молдова смогут сами вытеснить российское военное присутствие из региона. Возможно, для достижения этой цели США необходимо скорректировать свою позицию по ДОВСЕ.

В похожем ключе должны рассматриваться и другие моменты, не упомянутые напрямую в украинских инициативах. Например, процесс демократизации Приднестровья должен проходить при активной поддержке специализированных европейских институций (ОБСЕ, СЕ). Свое весомое слово в видении перспектив окончательного урегулирования конфликта должны сказать Кишинев и Тирасполь. В идеале главная цель Киева - не только разработать действенный план урегулирования приднестровского конфликта, но и вовлечь в процесс разрешения проблемы все стороны. В этом смысле заслуживают одобрения действия Молдовы, принявшей ряд дополнительных документов, которые (по меткому определению молдавского политолога Н.Киртоаке) перекрыли «белые пятна», имеющиеся в «плане Ющенко». Ведь парламент Республики Молдова, приняв обращение к Совету Европы, ОБСЕ и ЕС, фактически приступил к реализации украинских инициатив. В ходе брифинга представитель МИД Украины отметил, что Киев также ожидает официальной реакции РФ и Приднестровья на последние… (предложения).

Можно убедиться, что украинский план не догма — в отличие от большинства прочих аналогичных инициатив он был представлен как в пятистороннем формате, так и вынесен на широкое общественное обсуждение.

Есть ли у вас контрплан?..

Серьезное беспокойство относительно дальнейших перспектив украинского плана вызывало долгое отсутствие оценок этих инициатив со стороны Кремля как одного из ключевых игроков приднестровского конфликта. Можно сказать больше: в определенных кругах настойчиво распускались слухи об активной подготовке российского контрплана урегулирования приднестровского конфликта, а также о якобы секретном решении Совбеза РФ, предусматривающем порядок совместных российско-приднестровских мероприятий в случае обострения ситуации в Приднестровье.

Туман несколько рассеялся после консультаций, которые прошли в Москве 9-10 июня по инициативе украинской стороны. Комментируя их результаты, посол по особым поручениям МИД Украины Д.Ткач заявил, что у россиян нет принципиальных возражений по плану В.Ющенко, а сами украинские инициативы не вызывают раздражения в Кремле. Москва, как оказалось, тщательно прорабатывала украинский план, чтобы он смог стать своего рода «дорожной картой» приднестровского урегулирования.

Таким образом, несмотря на ряд высказанных ранее замечаний, официальный Кремль не планирует «торпедировать» этот документ, а готов принять его за основу, оставляя за собой право на активную его доработку по ходу реализации. Кстати, первые шаги уже сделаны, Москва начала предварительный анализ действующего избирательного законодательства Приднестровья на предмет его демократичности.

А что скажет Запад?..

На данный момент уже можно смело говорить о том, что как США, так и ЕС более чем активно подключились к процессу приднестровского урегулирования. Свидетельство тому - обсуждение украинских инициатив в ходе заседания комиссии Украина-НАТО.

По имеющейся информации, украинские предложения получили поддержку со стороны ОБСЕ, Евросоюза и США. Тем не менее, внимание Украины было обращено на ряд моментов, с которыми трудно не согласиться.

В первую очередь, это вопрос сроков реализации отдельных принципиальных положений украинских инициатив по процессу демократизации, а также проведению свободных демократических выборов в Приднестровье. Многие эксперты высказывают серьезные сомнения в их осуществлении уже в конце осени этого года, поскольку в Приднестровье еще даже не определены предпосылки для проведения свободных и справедливых выборов. Это будет возможно лишь в случае, когда эти мероприятия будут имплементироваться лидерами Приднестровья и находиться под контролем международных наблюдателей на протяжении всего периода, который будет предшествовать любым региональным выборам в Приднестровье.

Европейцев, помимо всего прочего, волнуют в основном проблемы безопасности украинско-молдавской границы.

В последнее время много писалось и говорилось о том, что украинские власти предпринимают все меры, чтобы навести порядок на границе, сделать прохождение грузов через украинско-молдавскую границу более транспарентным. К сожалению, отдельные действия Киева нивелируют все достижения. Так, организация ознакомительной поездки послов стран–членов ЕС, США, России и Румынии, аккредитованных в Молдове, на украинско-молдавскую границу 25 мая этого года продемонстрировала открытость новой украинской власти в этом вопросе. Однако нельзя рассчитывать на то, что иностранные послы (даже не эксперты), увидев моторные катера с еще необсохшей краской или идеально подстриженную траву вокруг пограничной заставы, поверят в то, что граница «на замке». В лучшем случае над нами тихо посмеются, а во второй раз могут просто не поверить. И здесь украинская власть, если не будет устраивать показухи, сможет получить реальную помощь в обустройстве границы от европейцев и американцев.

Подведем итоги

Как можно оценить роль Украины в приднестровском урегулировании? Разработка украинских инициатив однозначно показала, что при желании, а оно есть, процесс реально можно сдвинуть с мертвой точки.

В то же время украинский план пока имеет уязвимые места. В первую очередь, это сроки… Понятна заинтересованность украинской власти в скорейшем урегулировании приднестровского конфликта, но необходимо еще и учитывать существующие реалии, поскольку любая пробуксовка отдельных элементов плана может привести к нарушению общего замысла урегулирования. Нужно подумать и о замечаниях парламента Молдовы, а также о будущих пожеланиях РФ и других игроков приднестровского урегулирования.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что украинский план напрямую никто не рискнул отбросить, наоборот, все вносят лишь свои замечания и предложения. Очевидно, что отказ от него или «тихое» саботирование будет являться лакмусовой бумажкой для того, кто действительно заинтересован в урегулировании приднестровской проблемы…


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ