Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №127(15.07.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КИРГИЗИЯ



Может ли Страна гор жить по законам джунглей?

01.07.2005. Вечерний Бишкек

Михаил Надеждин

"Каждый успешный переворот называют революцией, а каждый неудачный - мятежом".

Николай Бердяев.

Сегодня, как никогда за весь послеавгустовский период с 1991 года, кыргызстанцы с полным основанием могут сказать: наша судьба в наших руках. После событий 24 марта ушла в историю целая эпоха, которую отдельные уже поспешили назвать "акаевщиной". Хотя, надо полагать, что страсти вокруг событий 24 марта и всего того, что им предшествовало и за ними последовало, еще войдут в русло трезвого анализа, спокойных политических оценок. Но прошедшие три месяца уже позволяют сделать некоторые выводы.

Что это было?

Лидеры радикальной оппозиции и примкнувшие к ней незадолго до мартовских событий бывшие чиновники "акаевского режима" (если исходить из фразеологии тогдашней оппозиции - сегодняшней власти) сразу же постарались придать событиям 24 марта звучное наименование "народная революция". Однако эти "товарищи–господа", видимо, плохо усвоили вузовский курс философии или забыли, что революция - это коренная ломка отживших производственных отношений и их основы - отношений частной собственности, переход политической власти из рук одного класса в руки другого.

Применительно к ситуации, сложившейся в Кыргызстане, речь может идти о трансформации правящего аппарата, а именно - об антиконституционном государственном перевороте. Сегодня в любой цивилизованной стране свержение законно избранной власти рассматривается как уголовное преступление. Это азбучная истина, не требующая каких–либо доказательств.

Правда заключается в том, что в результате переворота изменились лишь вывески на дверях служебных кабинетов немногих чиновников органов исполнительной власти и местного самоуправления. Большинство членов действующего временного правительства во главе с Курманбеком Бакиевым все 14 лет правления Акаева занимали руководящие должности в органах власти, являются его выдвиженцами и учениками. За исключением разве что и.о. вице–премьер–министров Усенова, Мадумарова и и.о. министра народного образования Нур уулу Досбола.

Лидеры оппозиции, не прошедшие в Жогорку Кенеш на февральских выборах, но сегодня ставшие руководителями государства, обвиняли правительство Танаева и администрацию президента Акаева в небывалом использовании административного ресурса.

Те же члены правительства и ответственные работники аппарата Акаева практически в неизменном составе продолжают осуществлять подготовку к проведению досрочных президентских выборов. Следовательно, либо обвинения бывших оппозиционеров - ныне власть имущих о якобы беспрецедентном использовании прежними властями административного ресурса были всего лишь страшилками для внешнего употребления в целях выбивания соответствующей финансовой помощи от западных спонсоров "цветных революций", либо это хитроумный расчет на использование "бесценного опыта" чиновников по проведению "свободных, справедливых и прозрачных выборов", о чем не устают повторять нынешние "временные правители". Например, по утверждению одного из лидеров экс–оппозиции, нынешнего генпрокурора Бекназарова, "в правительстве сейчас сидит команда акаевская. Почти 70–80 процентов - это те же люди, которые работали с Акаевым. Они не хотят, чтобы в Кыргызстане были новый порядок, новый подход, новая политика. Старые кадры не хотят этого - по старому работают, и стиль, и методы работы старые, ничего не меняется...".

В общем, то, что произошло 24 марта сего года, - это никакая не "народная революция", а самый настоящий государственный переворот с захватом власти южной региональной элитой.

Нужен образ врага

Любая "революция", разрушая прежнюю власть и уклад жизни, рождает в обществе "революционный романтизм" - иллюзии о возможности начать историю как бы с чистого листа. Рождает и веру в наступление эпохи всеобщего благоденствия - если не со следующего понедельника, то, во всяком случае, в самые сжатые сроки - ну через год–два.

Но новой власти уже на следующий день после "победы" достаются в наследство все проблемы экономики, социальной сферы, которые привели к крушению прежнего режима, а нередко и те методы их решения, которые еще вчера казались принципиально неприемлемыми.

Руководители "старого–нового" временного правительства за неимением внятной социально–экономической программы деятельности, которую необходимо было предложить обществу взамен политике свергнутого президента, пошли на отвлекающий маневр. Народу с ходу предложили "жупел врага" в образе вновь избранного Жогорку Кенеша, попытавшись реализовать идею о нелегитимности парламента" и, следовательно, необходимости проведения новых выборов. Это дало бы возможность собраться с мыслями и предложить хоть какую–нибудь программу и, по возможности, протащить на волне "революционной" эйфории в законодательный орган побольше своих сторонников.

Но, получив жесткий отпор от вновь избранных парламентариев, временные правители тут же изменили свой план и на должность "врага народа и государства" выдвинули Акаева и членов его семьи. Естественно, чтобы возвыситься самим. Семена упали на благодатную почву, заботливо подготовленную тогдашней оппозицией. Распространение слухов, сплетен и клеветы захватившие власть лидеры оппозиции возвели в ранг государственной политики.

Государственная комиссия по определению движимого, недвижимого имущества принадлежащего первому президенту Кыргызской Республики Акаеву А.А., членам его семьи и ближайшим родственникам, и обеспечению его сохранности, вне всякого сомнения, подменила функции правительства, Генеральной прокуратуры, других правоохранительных органов, судов и фискальных структур. В частности, о несогласии с некоторыми сторонами деятельности комиссии в своих интервью СМИ говорил генеральный прокурор Бекназаров.

Для сравнения: когда Акаев пришел к власти в октябре 1990 года он не стал устраивать гонения в отношении бывшего главы государства Абсамата Масалиева, который был назначен руководителем административного ведомства, затем он был избран депутатом парламента 1995 и 2000 годов.

Читая отдельные газеты, которые в одночасье из оппозиционных превратились в правительственные рупоры, слушая выступления и доклады некоторых исполняющих обязанности высших чиновников, поневоле становится жутко: в Кыргызстане началась "охота на ведьм", общество находится в сладостном ожидании аутодафе - сжигания на костре этих самых "ведьм".

Клевета в отношении первого президента, распространяемая устами председателя вышеназванной комиссии Усеновым, достигла своего апогея 27 мая, когда он выступил с информацией о работе комиссии. На первый взгляд, приведенные им факты кажутся разоблачительными и убийственными. Однако внимательное изучение стенограммы приводит к выводу, что ко всем этим фактам Акаев лично не имеет никакого отношения.

Несмотря на отсутствие каких–либо законных доказательств вины, "приговор" докладчика прозвучал "контрольным выстрелом": бывший глава государства был назван "вором в законе, взяточником без страха и упрека". И это без всякого следствия и суда! Хотя, если изучить состав комиссии, то все становится ясно - ее работой верховодят те, которых прежние власти глубоко обидели. И они с болезненным удовольствием мстят.

А как быть с международно–правовым принципом презумпции невиновности, закрепленным в статье 39 Конституции Кыргызской Республики, согласно которому "гражданин считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда". Между прочим, в соответствии с Конституцией КР "Всякие действия, возлагающие на человека ответственность за преступление до вынесения судом приговора, недопустимы и являются основанием для возмещения через суд материального и морального вреда" (пункт 3 статьи 18). А ведь в состав указанной комиссии входят и.о. министра юстиции, генпрокурор, которые обязаны были остановить этот беспредел.

А вот стратегический курс временным быть не может

Временное правительство болезненно воспринимает критику в свой адрес, когда депутаты и специалисты говорят об отсутствии внятной экономической политики. Волюнтаристскими методами экономические проблемы не решить. Всемирный банк и Международный валютный фонд еще месяц назад раскритиковали проект программы социального, экономического и политического развития Кыргызской Республики, подготовленный временным правительством. В частности, Всемирный банк в своем заключении на проект программы без каких–либо дипломатических манер прямо отмечает: "Мы готовы к работе в этих направлениях, однако наша задача заключается в том, чтобы выразить в рамках настоящего письма нашу озабоченность тем, что при зрелом размышлении эта программа не подходит Кыргызской Республике для обеспечения экономического роста и стабильности, в центре которого стоит человек".

В заключении Международного валютного фонда отмечается: "Основное беспокойство вызывает тот факт, что страна может отойти от намеченного пути в бюджетно–налоговой стабилизации, вызвав рост денежной массы, что ослабит обменный курс и ценовую стабильность. Это в свою очередь подорвет усилия по увеличению реальных доходов и сокращению уровня бедности". Таким образом, выясняется, что Всемирный банк и Международный валютный фонд больше беспокоятся о социальной защищенности простого человека, живущего в нашей стране, чем само правительство Кыргызстана.

А к чему пришли...

Один из главных выводов, который можно сделать по прошествии трех месяцев, заключается в том, что от смены одной команды на другую принципиально ничего не изменилось. Разруха и хаос будут продолжаться, пока не будет понято: независимо от того, кто сегодня у власти, должны безусловно соблюдаться морально–этические нормы политического поведения, Конституции и законов.

В своей книге "Дорогу осилит идущий", опубликованной летом 2003 г., Бакиев писал: "Можно по–разному относиться к событиям и людям, которые в них участвуют. Но 1991 год навеки войдет в историю кыргызов. С 31 августа 1991 года начинается новая эпоха - эпоха независимого Кыргызстана. И это эпохальное событие навеки будет связано с именем Аскара Акаева - первого Президента суверенной Кыргызской Республики. Вместе со своими соратниками и единомышленниками он начал в 1990 году путь новаторского поворота к демократическому обществу, к рыночной экономике, прорыв в мировое сообщество. Именно Акаеву судьба доверила принять самое историческое из всех решений, которые доводится принимать руководителю страны, - решение о независимости, о свободе для кыргызского народа. А затем - не менее исторические решения о введении национальной валюты, частной собственности на землю и многие другие... Сегодня уже всем жизнь доказала: Президент был прав, пойдя на решительную суверенизацию экономики, национальной финансовой системы...".

С тех пор прошло всего два года... И сегодня те же чиновники, которые совсем недавно превозносили Акаева до небес, обвиняют экс–президента во всех грехах. Примеры беспринципности новой власти и грубейших нарушений Конституции и законов встречаются сегодня едва ли не на каждом шагу. Как уже отмечалось, непреложным фактом является то, что большинство людей из действующего временного правительства, в том числе его руководители, ранее входили в команду Акаева. Следовательно, они также несут свою долю ответственности за нынешнее состояние дел в экономике и социальной сфере.

И когда сегодня ими предпринимаются попытки возложить всю вину на плечи одного человека, это, по крайней мере, аморально. Так могут ли они управлять государством?




Кыргызстан в заложниках у беженцев?

04.07.2005. Вечерний Бишкек

Махамаджан Урумбаев

В последнее время представители Управления верховного комиссариата ООН по делам беженцев и ряда других международных организаций несколько раз говорили о начале переговоров относительно переселения перебежчиков из Узбекистана в третью страну.

В лагере Сасык–Булак под Джалал–Абадом начались было дебаты о том, куда податься, ведь список, как сообщают СМИ, достаточно привлекателен - США, Канада, Австралия, Казахстан...

- Официально пока ни одна страна такого желания не изъявляла, - заявил журналистам директор Департамента миграции МИД Зафар Хакимов.

Примечательны также "личные мнения" на этот счет западных дипломатов, выраженные в беседах с представителями местных сообществ и НПО Ошской и Джалал–Абадской областей. "Ищущие убежище из Андижана должны оставаться там, где хотели бы, в данном случае - в Кыргызстане", - считают они.

Очевидно, что дипломаты отражают позицию влиятельных кругов западной части международного сообщества - о восточных России и Китае говорить пока не приходится. Ясно также: политики пекутся не только и не столько о правах человека. Как утверждают аналитики из Оша, беженцы у самой кыргызско–узбекской границы нужны как мощный инструмент давления на Ташкент.

Не случайно в Бишкек и на юг республики, где размещен пункт временного пребывания беженцев из Узбекистана, зачастили высокопоставленные чиновники международных организаций. При этом чем выше чин, тем жестче тон. Официальному Бишкеку все чаще и все определеннее предлагают "подумать о нежелательных для страны последствиях" в случае выполнения требований Ташкента относительно выдачи группы беженцев, подозреваемых в организации андижанского мятежа.

Что подразумевается под "последствиями", можно догадаться. Сокращение финансовой помощи, кредитов, грантов, угроза ущерба имиджу демократической страны. Нам говорят: "Нужна вам такая альтернатива?". По сути, это ультиматум.

И наоборот - неукоснительное выполнение международных обязательств отвечает долгосрочным интересам Кыргызстана, заявляют посланцы при каждой встрече с нашими госмужами и журналистами, намекая на шаткость позиций Ташкента. При этом, какие коллизии возможны до этого самого "срока" в общественно–политической жизни Кыргызстана, какие трудности могут выпасть на долю страны, похоже, наших гостей особо не волнует.

Бишкеку как бы предлагают сделку. И она весьма соблазнительна: щедрая экономическая и политическая поддержка в обмен на отпор "посягательствам Ташкента".

Безусловно, такая постановка вопроса усилит позиции прозападных сил в верхах Кыргызстана и в гражданском секторе. И ускорит окончательный выбор.

Что на другой чаше весов? Соглашения в рамках слабеющего Содружества независимых государств, еще не набравшей силу Шанхайской организации, договоренности с ныне загнанным в угол Ташкентом. Плюс риски, связанные с пребыванием и возможными (в случае инцидентов) новыми потоками ищущих убежище из сопредельного государства.

Есть в Кыргызстане силы, которые предлагают хорошенько поторговаться, урвать побольше из сегодняшнего положения.

Скорее всего, политика лавирования закончится после президентских выборов. Некоторые аналитики полагают, что, закрепив свои полномочия, новое правительство все же выдаст Ташкенту содержащихся в Ошском СИЗО 29 человек. Удовлетворив тем самым отчасти претензии Ташкента по двусторонним соглашениям и Минской конвенции, Бишкек развяжет себе руки для следования по курсу тех самых "долгосрочных интересов" относительно остальных беженцев и вообще своих международных обязательств. Как уже сказано, при этом маячит немало дивидендов, которые очень не хочется терять многим в нашей стране, возможно, в новой, неокрепшей власти в том числе.

Очевидна, однако, и другая перспектива такого курса - оказаться в роли удобного плацдарма для смены власти в Узбекистане. Но где гарантия, что следующими объектами не окажутся другие наши соседи - скажем, Пекин, Тегеран, Ашхабад, Астана? Нужна ли нашей стране такая роль? Имеем ли право делать политический, экономический, какой хотите капитал на проблемах другой страны, чужого несчастья - хоть и говорят, что чужой беды не бывает?

Устоит ли новая власть перед массированным давлением извне, будет ли соизмерять свои шаги, исходя из интересов как международного сообщества, так и из национальных приоритетов? Поживем - увидим.




Революция, которой не было Выборы в Киргизии

11.07.2005. Новая политика

Александр Лукоянов

В понедельник, 11 июля 2005 г., после оглашения официальных результатов президентских выборов формально завершился 15-летний этап киргизской истории, связанный с именем Аскара Акаева, который не принял активного участия в избрании нового главы своей родины.

Новым главой государства стал, как и ожидалось, Курманбек Бакиев, которого часто именуют лидером "тюльпановой" революции в Киргизии. Он набрал около 89 процентов голосов избирателей. По последним сообщениям из Киргизии, подсчет голосов завершен. Активность населения была очень высока, явка на выборах составила 74 процента, хотя некоторые западные СМИ с этим не вполне согласны. "Фигаро, к примеру. Обубликовала материал под заголовком "Выборы в Бишкеке в атмосфере равнодушия".

Все остальные кандидаты набрали несравненно меньшее количество голосов. Например, 2-е место занял уполномоченный республики по правам человека Турсунбай Бакир-уулу, за которого проголосовали менее 4 процентов избирателей. Глава союза промышленников и предпринимателей Киргизии Акбаралы Айтикеев набрал 3,63 % голосов.

Предвыборная кампания и сами президентские выборы проводились совершенно замечательно – в соответствии с восточной демократической системой, над совершенствованием которой 15 лет работали все киргизские политики, активно используя иностранные средства для развития демократии. Здесь были, например, запреты на агитацию представителям некоторых социально значимых профессий. Руководствуясь интересами демократии, и.о. президента Киргизии Курманбек Бакиев запретил своим указом от 8 июня привлекать к агитационной работе учителей, врачей, студентов, работников социальных служб. Кроме того, местным государственным администрациям не следует приглашать на встречи с избирателями работников коммунальных служб, муниципалитетов и сферы обслуживания, которые могли бы оказать какие-либо услуги на месте встречи или тут же решать проблемы населения. Общественность узнала об указе только 20 июня.

Таким образом, в преддверии президентских выборов новые власти Киргизии пытались якобы нейтрализовать административный ресурс. На выборы, конечно, людей привозили часто организовано. Даже кормили избирателей – из чувства сострадания исключительно, а не в целях агитации – традиция такая. И совсем интересно простодушное откровение председателя Палаты депутатов Омурбека Текебаева. Опасаясь того, что люди, уставшие и разочарованные в новом правительстве, пришедшем к власти не пойдут голосовать, он поведал одному из иностранных журналистов, что в этом случае, по взаимному согласию, наблюдатели шести кандидатов на пост президента договорятся по поводу "вскрытия урн". Однако не для того чтобы смошенничать, а для того чтобы выборы были признаны действительными. "Мы не можем себе позволить, – признается он с обезоруживающим простодушием, – перенести выборы. Власть надо узаконить". Все этот нам очень хорошо понятно и не вызывает никаких серьезных вопросов. Это нормально для Киргизии. И не только для нее.

Как бы то ни было, но формально выборы состоялись. Стране нужна какая-то стабильность, какой-то порядок.

Теперь власть Курмаенбека Бакиева, исполнявшего обязанности президента Киргизии после смещения Аскара Акаева, легализована. Или, как принято говорить, стала легитимной. Он был настолько уверен в своей победе, что отказался от предвыборных теледебатов, а вечер 10 июля, по сообщениям СМИ, провел перед телевизором, наслаждаясь поединками боксеров.

Результаты голосования просто феноменальные. Напоминают советские времена, а также недавние иранские выборы президента. С той лишь разницей, что выборы в Киргизии заранее были признаны Вашингтоном законными, тогда как иранские – наоборот. Видимо, уровень развития полунищего, но тюльпановски-революционного киргизского общества действительно во всех отношениях гораздо выше, чем более благополучного и динамично развивающегося иранского. Так, по крайней мере, видится из далекого заокеанского окна. Впрочем, так и надо смотреть на своих людей, которые должны теперь проводить в жизнь идеи американской демократии. Правда, это уже делал некоторое время сам Акаев и его окружение. Видимо, не совсем верно они это делали, а потому их решили сменить. Новый президент, вероятно, исправит его ошибки. А пока в Киргизии, как там говорят, за несколько сомов (местная валюта) можно организовать митинг в поддержку или против кого-то, и что голоса избирателей тоже стоят недорого.

Будем надеяться, как и все киргизы, что Курмаенбек Бакиев – человек действительно бескорыстный, который избежит искушений власти и будет заботиться прежде всего о благе своего народа, который так возненавидел А. Акаева и его семью, что всецело доверил свою судьбу в руки киргизских "революционеров", мечтающих исключительно о процветании своей страны и готовых ради этого пожертвовать своими жизнями.

Конечно, ему должен помочь генерал госбезопасности Феликс Кулов, безвинно пострадавший от семьи Акаева и от врагов киргизского народа. Новая власть, чьи силовые структуры снова оказались под контролем генерала, тверда и лишена сентиментальности, хотя на словах и перед телекамерами новые политические лидеры порой пытаются вызывать жалость к себе у народа, рассказывая, к примеру, об "акаевских" тюрьмах, в которых портится здоровье. У Феликса Кулова, например, появилась аллергия на лошадей, что однако, не заставило его отказаться от своего увлечения верховой ездой. (В том числе и в день выборов, исход которых он, вероятно, знал заранее.) Видимо, когда он при Акаеве заведовал этими тюрьмами, они были намного лучше. Теперь генерал исправит положение в этой сфере. Ф. Кулов – хороший генерал, способный навести порядок в стране, не останавливаясь перед использованием силы. Это показали события последних месяцев и дней, в том числе и при обеспечении безопасности выборов. По широко распространенному в Киргизии мнению, Ф. Кулов действительно способен сохранить в стране порядок, в котором она остро нуждается. Теперь уже любое поползновение на прерогативы власти называются попыткой государственного переворота – и не иначе. Серьезные демократы приходят во власть в Киргизии.

Интересно, что накануне выборов, председатель Парламента Омурбек Текебаев привел результаты последнего опроса "Чего ждут киргизы от нового президента?" Оказалось, что по мнению 21 %, он должен снизить уровень безработицы, 20 % избирателей требуют от него обеспечить политическую стабильность, а 21 % – разрешить экономическую ситуацию. И только 2 % опрошенных требуют от главы государства справедливости и честности.

Так формально завершилась "революция тюльпанов", которой не было. По крайней мере жители Бишкека в этом совсем не уверены. Точного же определения найти пока не могут.

Муратбек Иманалиев, дипломат и бывший министр иностранных дел Киргизии полагает, что единственной положительной стороной событий 24 марта является смещение Аскара Акаева. Во всем остальном он видит только "теневые стороны", поскольку "криминальная верхушка частично захватила власть, и ее представители заседают в Парламенте". По его мнению, бывший президент не столько виновен в тех злоупотреблениях, в которых его обвиняет прокуратура, сколько в том, что пустил страну на самотек. "В регионах, – говорит он, – все смеются над тем, что говорят и делают в центре. Политических партий не существует. Гражданское общество ничего не значит. Кланы распределяют между собой или оспаривают друг у друга природные богатства и рынки".

Перед новой властью, уже формально узаконенной, стоят сложные задачи, в успешном решении которых она, однако, вполне уверена. Одно только до сих пор не ясно – почему все-таки Феликс Кулов не стал выдвигать свою кандидатуру в президенты? Ведь он мог и победить на выборах, судя по той всенародной поддержке, о которой так много говорилось, и по тем связям, которые у него есть с Вашингтоном.




Большая семейка

11.07.2005. Коммерсант-Власть

Анатолий Победимов (Бишкек)

На смену семье Акаева приходят новые две: большая у Курманбека Бакиева и поменьше - у Феликса Кулова

10 июля состоялись президентские выборы в Киргизии. После 15-летнего правления Аскара Акаева в стране появился второй президент. Вернее, даже тандем, состоящий из нынешнего премьера Курманбека Бакиева и бывшего вице-президента Феликса Кулова. Впрочем, при новых лидерах все будет так же, как было при старом.

Акаевское наследство

Риторика выступлений современных лидеров Киргизии мало чем отличается от ситуации 1990 года. Тогда республику возглавил подающий большие надежды демократ, называвший себя соратником академика Сахарова, нещадно критиковавший оторвавшуюся от народа советскую власть. Аскар Акаев обещал бороться с коррупцией, справедливо и честно управлять страной. Через 15 лет все кончилось бегством президента из страны, где ему приписывают, как говорится в документах специальной правительственной комиссии, "создание выстроенной централизованной системы взяточничества и 'откатов'".

Подобно предшественнику, Курманбек Бакиев и члены его временного правительства также не жалеют красок в описании злоупотреблений и нарушений, допущенных прежним режимом. А тем временем в стране постепенно происходит перераспределение имущества и денежных потоков, поступавших когда-то членам бывшей семьи номер один. И многие уже задают вопросы о том, куда теперь пойдут "акаевские" деньги из таможенной и налоговой служб, многочисленных государственных предприятий, контролировавшихся женой, сыном и зятем экс-президента.

Одним из первых кадровых распоряжений Бакиева в качестве и. о. президента стало назначение нового руководителя аэропорта Манас. (Согласно выводам правительственной комиссии, за поставку авиакеросина в этот аэропорт семья Акаева получала ежемесячный доход в размере до $2 млн.) Теперь аэропорт возглавляет неизвестный в этой сфере предприниматель Эгемберди Мырзабеков, а заместителем к нему был назначен сын главы президентской администрации Бактыбек Сыдыков.

В оперативном порядке были также заменены директора энергораспределительных компаний, руководство налоговой и таможенной служб, АО "Электрические станции", АО "Киргизтелеком", АО "Киргизгаз" и других хлебных структур.

Не так давно в интернете был размещен своеобразный прайс-лист стоимости основных должностей в таможенной службе Киргизии. Должность начальника линейной таможни оценивалась в $30 тыс., а заместителя начальника республиканской таможни - в $70 тыс. Проводивший проверку по данному факту прокурор Кубанычбек Мамакеев подтвердил, что распределение портфелей состоялось в точности по выставленному в интернете прейскуранту. Однако все чиновники таможни продолжают работать на купленных местах. Как выяснилось, собирал деньги и распределял должности известный человек, занимавшийся этим и при прежнем режиме. Рядовые сотрудники таможни и других фискальных органов утверждают, что никаких послаблений по части сбора и передачи наверх денег пока не наметилось.

Перераспределение капиталов коснулось не только членов семьи Акаева, но и приближенных к нему людей. 10 июня среди бела дня на центральной улице Бишкека был убит депутат парламента Жыргалбек Сурабалдиев, разбогатевший, как говорят, не без помощи Аскара Акаева. Его дочь Эльвира утверждает: "Моему отцу было предложено передать все его предприятия нескольким людям достаточно большого уровня, но отец отказался. Через некоторое время его убили. После смерти папы мне тоже была предложена такая же сделка". По мнению политолога Сыргака Абдылдаева, "факт связей Сурабалдиева с бывшей властью неоспорим, а потому он попал в число нелегитимных олигархов. Расстрел Сурабалдиева - первое предупреждение для тех, кто пока не созрел до объективного вывода, что их время в большом бизнесе закончилось".

Выясняют между собой отношения и вчерашние соратники по свержению режима Акаева. В южной столице Киргизии городе Оше в течение нескольких дней шли перестрелки между двумя группировками, заинтересованными в контроле над оптовым рынком "Карасуу", крупнейшим в Ферганской долине. Одну из них возглавляет нынешний хозяин рынка, депутат парламента Баяман Эркинбаев. Молодой олигарх и один из спонсоров мартовской революции, владеющий на юге Киргизии рядом крупных предприятий, имеет в своем распоряжении многочисленную службу безопасности. Другую группу, претендующую на рыночный комплекс и состоящую из спортсменов, по словам неназвавшегося сотрудника милиции, поддерживает руководитель администрации президента Усен Сыдыков. Этот политик считается духовным наставником Бакиева. Он сыграл, пожалуй, главную роль в его выдвижении на роль лидера киргизской революции.

Президент и шестеро братьев

В последнее время, когда речь заходит о перераспределении ресурсов, ранее контролировавшихся кланом Акаева, все чаще вспоминают братьев и младшего сына Курманбека Бакиева. Всего у Бакиева шестеро братьев, двое взрослых сыновей и неисчислимое множество других родственников.

Внешне братья исполняющего обязанности президента ничем не примечательны. Жусуп Бакиев, второй по возрасту после самого Курманбека Салиевича, долгое время работал в скромной должности председателя джалал-абадского городского совета депутатов и только недавно возглавил госфонд при МЧС. Полковник милиции Жаныш Бакиев борется с преступностью в аппарате МВД. Каныбек Бакиев возглавляет сельскую управу у себя на родине -- в Сузакском районе. Акмат Бакиев занят в среднем по масштабам торговом бизнесе. Адыл Бакиев тоже пробует себя в бизнесе, но пока без особенного успеха. Зато Марат Бакиев имеет яркую биографию успешного юриста, избирался депутатом парламента, а в последнее время возглавляет судебный департамент при правительстве страны.

Старший сын и. о. президента 35-летний Марат после окончания университета работает в системе национальной безопасности. Сегодня он замначальника управления службы нацбезопасности. А вот младший сын, 28-летний Максим, - известный в стране предприниматель. По словам его матери, "построил завод, выпускает продукцию, делает все честно, на свои средства". Однако в стране много говорят об огромной роли Максима в решении вопросов, входящих в компетенцию отца. По словам одного из министров, работавших под руководством Бакиева, когда он был премьером при президенте Акаеве в 2001-2002 годах, Бакиев не подписывал некоторые постановления правительства, касающиеся экономики, пока с проектом не ознакомится Максим.

Сторонник и. о. президента депутат парламента Исхак Масалиев признает, что в народе гуляет масса слухов о лоббировании братьями и сыном Бакиева интересов конкретных компаний и посредничестве в решении многих государственных вопросов: "Я говорил об этом Бакиеву. Он сказал, что дал сыну указание не вмешиваться ни во что". Впрочем, люди, хорошо знающие Максима, сомневаются, что тот оставит это поле деятельности кому-либо другому.

Супруга исполняющего обязанности президента Татьяна Бакиева - уроженка Самары. Там она и познакомилась с будущим мужем 37 лет назад во время его учебы в институте. Домохозяйка. Долгое время возглавляла чуйское областное отделение фонда "Мээрим" и была одной из ближайших сподвижниц бывшей первой леди Майрам Акаевой.

"Не хочу, чтобы мое имя стояло рядом с именем Майрам Акаевой",- заявила она в недавнем интервью местной газете "Дело N". Несмотря на это, многие называют ее "второй Майрам": слишком характерны ее заявления о невмешательстве в дела мужа одновременно с намеками на полную осведомленность об этих делах.

Премьер и трое дочерей

В гораздо более выгодном положении находится Феликс Кулов. Его супруга Наиля с тремя дочерьми только недавно вернулась из США, где провела все годы опалы мужа. Было даже время, когда она зарабатывала на хлеб продажей пирожков на улице. Старшие дочери генерала Юля и Джамиля недавно окончили учебу в университетах США и там же устроились на работу. А работу после переезда в Бишкек пока не присмотрели. Младшая дочь учится в школе.

Возможно, именно отсутствие у членов семьи бизнеса на территории Киргизии склонило Феликса Кулова выступить с инициативой о запрете для родственников высших государственных руководителей заниматься бизнесом внутри страны. "Пусть хоть в Гондурасе, но не в Киргизии", - сказал претендент на пост премьера.

Этим заявлением генерал решает сразу две задачи: заявляет о решимости бороться с коррупцией и одновременно намекает Бакиеву на его проблемы. Правда, далеко не все в Киргизии верят в искренность Феликса Кулова: в его собственной биографии немало белых пятен, в том числе связанных с обвинениями в коррупции.




Президент выбран, главные бои впереди

12.07.2005. Независимая газета

Виктория Панфилов

Противостояние между Курманбеком Бакиевым и Феликсом Куловым начнется в ближайшие дни

После победы Курманбека Бакиева на президентских выборах в Киргизии главной интригой в стране стали предстоящие бои за места в кабинете министров и принятие новой Конституции.

Поступающие в ЦИК сообщения о различных нарушениях и давлении на избирателей вряд ли приведут к пересмотру результатов голосования. Поэтому уже в ближайшее время Конституционный суд вынесет свой вердикт и в течение месяца состоится инаугурация Курманбека Бакиева, набравшего 89% голосов, в качестве нового президента Киргизии.

Следующим шагом новой власти станет реализация подписанного меморандума Бакиев–Кулов. Напомним, что тандем Бакиев–Кулов был создан для предотвращения раскола в республике. В интервью «НГ» один из руководителей партии «Моя страна», профессор Зайнидин Курманов рассказал, что, несмотря на возлагаемую надежду на стабильность, со стороны администрации Бакиева проводились неоднократные попытки дискредитации этого тандема. В частности, в прессе, которая в той или иной степени находится под контролем новой администрации, были предприняты попытки травли Кулова, а также делались заявления о том, что меморандум не имеет юридической силы, а его основные положения невыполнимы. Примечательно, что со стороны Феликса Кулова не последовало никаких встречных действий, кроме заявления самого Кулова, что он будет соблюдать все положения меморандума.

Судя по всему, основная интрига будет развиваться в начале августа, когда парламент соберется на внеочередную сессию для утверждения нового кабинета министров. Согласно меморандуму Феликс Кулов становится премьер-министром, и, значит, ему предстоит формировать новое правительство. При этом у оппозиции нет собственных управленческих кадров. Более того, серьезные разногласия между Феликсом Куловым и Курманбеком Бакиевым могут возникнуть из-за того, что будущий премьер может отстранить от должности министров нескольких влиятельных политиков из ближайшего окружения Курманбека Бакиева: вице-премьера Данияра Усенова, Адахана Мадумарова и Розу Отунбаеву.

Поэтому новой власти в любом случае придется опираться на часть «акаевской» команды. «На ту часть, которая политически себя не дискредитировала и не принимала участия в коррупции. А кто не принимал участия в коррупции в Киргизии, это сложный вопрос», – отметил профессор Зайнидин Курманов.

По мнению экспертов, у новой власти возникнут колоссальные проблемы с тем, чтобы найти взаимопонимание друг с другом. Ведь Народное движение Киргизии, пришедшее к власти на волне революции, представляет собой ассорти, состоящее из десятка различных партий, разной политической ориентации. Объединяло их одно желание – сместить Аскара Акаева. Теперь же неминуемо начнется соперничество и конкуренция за власть.

Еще одна интрига заключается в том, что парламенту предстоит принять ранее анонсированные поправки к Конституции. Согласно этим поправкам часть полномочий президента перейдет к премьер-министру и парламенту. Парламент будет не только формировать правительство, но и иметь право отправить его в отставку. Президент лишится права подписи некоторых международных договоров, касающихся финансовых обязательств, а подписываемые президентом указы будут иметь подзаконный характер. У президента также будет ограничено право вносить изменения и дополнения в Конституцию. А вот у премьера полномочия значительно расширятся.

По мнению специалистов, это наиболее стабильная и мягкая форма правления, при которой соблюдаются баланс интересов между президентом, правительством и парламентом. Однако, несмотря на это, уже сейчас со стороны исполнительной власти идет сильное противодействие. Поскольку, подписывая «джентльменское соглашение», Феликс Кулов и Курманбек Бакиев договорились, что премьер-министр будет контролировать экономическую политику страны, а президент – безопасность и внешнюю политику. И до сих пор эта договоренность никак не закреплена законодательно. Поэтому, когда будут приниматься поправки к Конституции, тогда-то в правящей киргизской элите может разгореться новое противостояние.




Киргизия: возврат к советским временам

12.07.2005. Liberation

Лорен Мило

"На Украине Бакиев скорее был бы Януковичем, чем Ющенко"

"Этому типу я не стал бы доверять ни на секунду". Хотя Эдиль Байсалов, возглавлявший широкую коалицию неправительственных организаций, сам был одной из ключевых фигур мартовской "революции", он призывает с предельной осторожностью относиться к Курманбеку Бакиеву, избранному в воскресенье новым президентом Киргизии. "Бакиев – типично советский политик, как и его предшественник Аскар Акаев, – отмечает этот правозащитник. – Если бы мы были на Украине, он скорее был бы Януковичем, чем Ющенко. Конечно, наш Бакиев владеет демократической лексикой. Но это человек, выросший в коммунистической среде, который не может представить себе мира вне России".

Круглолицый, улыбчивый, говорящий мягким, хорошо поставленным голосом, чем-то напоминающий Владимира Путина, прошедшего школу КГБ, 55-летний Курманбек Бакиев умеет хорошо себя подать. "Мы будем неустанно бороться с коррупцией", "если нам удастся сформировать правительство с чистыми руками, люди будут жить лучше", – говорил он во время своей предвыборной кампании.

В стране повсеместной коррупции, где до сих пор посты министров и высших чиновников продавались за несколько тысяч долларов, эти красивые слова звучат не очень убедительно. Но кинорежиссер Болотбек Шамшиев, ставший после революции советником президента, говорит, что у него есть надежный критерий, позволяющий считать Бакиева "белой вороной" в этом грязном мире: "Это человек из киргизской глубинки, выросший в большой традиционалистской семье. Они были честными коммунистами, не ворами".

"Лед и пламень". Курманбек Бакиев родился 1 августа 1949 года в селе Масадан (на юго-западе Киргизии) в многодетной и честолюбивой семье. Как и он сам, его шестеро братьев почти все сделали карьеру крупных функционеров.

Курманбек Бакиев – модель чиновника советской формации. В 17 лет он уехал учиться в Россию, поступил в Куйбышевский (ныне Самарский) политехнический институт. Именно там он встретил свою будущую жену, русскую девушку. Отслужив в советской армии, он много лет работал в Куйбышеве инженером, а в 1979 году вернулся в Киргизию, в Джалал-Абад (крупный город на юге страны), где стал директором завода.

Будучи, разумеется, коммунистом, в 1990 году Бакиев идет в политику. Он избирается руководителем местного масштаба в одном из пригородов Джалал-Абада, потом становится главой районной администрации, а в 1997 году – губернатором большой области на севере страны. В декабре 2000 года президент Аскар Акаев делает его своим премьер-министром, но в мае 2002 года, после расстрела милицией демонстрантов в селе Ак-Сы, приведшей к гибели 7 человек, он уходит в отставку. С этого времени Курманбек Бакиев, обязанный своим политическим восхождением исключительно Аскару Акаеву, переходит в оппозицию.

"Но он не был настоящим оппозиционером, – говорит самый молодой из активистов. – Он всегда оставлял возможность примирения с Акаевым. Главная черта Бакиева – осторожность".

24 марта этого года, когда киргизские демонстранты всего за несколько часов захватили президентский дворец и заставили спасаться бегством бывшего президента Аскара Акаева, Бакиев выступил в качестве сторонника "золотой середины", рассказывают "революционеры". "Он тот, кто умеет соединять лед и пламень", – утверждает его советник-кинорежиссер.

Так, заняв место Аскара Акаева, Бакиев не устает повторять, что "не все было плохо" при прежнем режиме. Чтобы укрепить свою власть и снять напряженность, он в последние месяцы дал согласие на назначение некоторых весьма сомнительных фигур прежнего режима, таких как новый руководитель спецслужб Таштемир Аитбаев, человек "номер два" в киргизском КГБ.

"Самое важное для нашей страны – это прекрасные отношения с Россией и нашими соседями – Казахстаном, Таджикистаном, Китаем, Узбекистаном", – повторяет Бакиев, перечисляя по списку жестокие диктатуры, в том числе режим своего узбекского соседа Ислама Каримова, недавно устроившего кровавую баню в Андижане (не менее 350 погибших). Под давлением России и Китая он также на прошлой неделе согласился подписать заявление с требованием вывести с территории Киргизии американскую базу.

"Белый дом – сатанинское место". Даже если он действительно является "белой вороной", которая, как надеются киргизы, выведет наконец страну из нищеты, Курманбеку Бакиеву придется бороться с очень скверными привычками, типичными для всей администрации страны. Даже его советник Болотбек Шамшиев, сидящий в своем новом кабинете в президентском дворце, где в основном работают чиновники старого режима, признается, что и у него есть сомнения. "Этот Белый дом – сатанинское место. Власть может околдовать любого, – говорит он. И добавляет, словно успокаивая себя: – Но Бакиев из семьи честных людей".




Президент избран. Вопросов больше, чем ответов

12.07.2005. Литер

Равиль Усманов (Алматы)

Прекратится ли борьба за власть в Кыргызстане?

Прежде чем перейти к анализу столь показательного единодушия кыргызского народа в выборе своего будущего (это из рекламной акции, призывающей прийти на голосование), познакомимся с оценками международных наблюдателей, которые также не отличались разнообразием.

Оценки наблюдателей ОБСЕ

"Выборы президента Кыргызстана прошли позитивно и соответствовали демократическим стандартам и нормам", – считает председатель кратко¬срочной миссии наблюдателей ОБСЕ Киммо Килонен. "Был ощутим существенный прогресс в плане выполнения стандартов ОБСЕ и других норм, необходимых для проведения демократических выборов", – добавил он. После чего сообщил, что наблюдателями отмечены отдельные случаи использования административного ресурса. Однако "такая практика", по его мнению, "не была санкционирована нынешними властями". Фактов подкупа избирателей также не нашлось в копилке наблюдателей от ОБСЕ.

Но вот "проводимая накануне проверка списков избирателей нарушила некоторые положения законодательства и в результате на выборах была продемонстрирована неправдоподобно высокая явка избирателей, которая к концу дня составила 75%". Кроме того, К.Килонен полагает, что отдельные кандидаты были поставлены в неравные условия, выразившиеся в том, что "Курманбек Бакиев был доминирующим на выборах".

ШОС

Более лаконичными в своих оценках были наблюдатели от Шанхайской организации сотрудничества. Глава миссии Серик Нарысов считает, что "выборы прошли при высокой явке избирателей, носили свободный и прозрачный характер, на них не был использован административный ресурс". Эта оценка относится к тем 40 участкам Бишкека и Шуской области, которые посетили наблюдатели ШОС.

89% голосов, отданных за Курманбека Бакиева, по мнению Серика Карысова, являются реальной цифрой.

СНГ

"Наблюдатели констатируют, что отдельные нарушения и упущения в процессе избирательной кампании не носили массового характера, не оказали существенного влияния на свободное волеизъявление избирателей и на итоги голосования", – заявил глава миссии наблюдателей СНГ, секретарь исполкома СНГ Владимир Рушайло. На ряде участков отсутствовали списки избирателей, а в отдельных районах Кыргызстана не были на должном уровне подготовлены участки для голосования – вот те нарушения, которые зафиксировала миссия наблюдателей СНГ.

Возможно ли так быстро подсчитать голоса?

В воскресенье проведено голосование, а уже вчера результат его стал известен и был объявлен Центризбиркомом Кыргызстана. Этот вопрос из той же серии: состоялись ли выборы? Довольно много прозвучало заявлений от неудачливых кандидатов (в частности, от того же Урматбека Барыктабасова), что их сторонники будут голосовать против всех кандидатов. Заявки на участие в гонке первоначально подали 22 человека. И не все из них отказались от желания баллотироваться по тем же мотивам, что и Феликс Кулов, – ради сохранения мира между севером и югом. То есть наверняка нашлись и те, чьей задачей было торпедирование выборов, а в этом случае их сторонники могли голосовать против всех претендентов. Но этого не произошло. Большинство избирателей доверили руководство страной Курманбеку Бакиеву, причем их доверие было очень быстро подсчитано ЦИКом – меньше суток понадобилось на сведение всех бюллетеней и протоколов воедино и калькуляцию общего результата. Еще подозрительнее выглядят результаты exit polls, которые в точности совпадают с официальными данными. Как будто именно опросы избирателей у участков для голосования и подсказали ЦИКу, какую цифру надо назвать на следующий после выборов день.

Почему успокоилась "контрреволюция"?

Все ожидали встряски в день выборов. Об этом говорили чуть ли не ежечасно: "контрреволюция" попытается сорвать выборы. Ничего подобного, даже попыток бунта не было. Конечно, мы только рады за наших соседей, изрядно им доставалось в последние месяцы, однако возникает закономерный вопрос: почему? Ситуация для проявления себя – лучше не придумаешь. Сорвать выборы в Бишкеке – не вопрос. Достаточно затеять захват какого-нибудь избирательного участка – и люди, получившие мартовский урок, на другие не сунутся. Выборы будут сорваны, по крайней мере, той планки, что нужна для признания процесса голосования легитимным, вряд ли удастся достичь. И – тишина. Ничего не произошло. Сам собой вертится на языке вопрос: а существовала ли вообще все эти месяцы контр¬революция? Или это выдумка политтехнологов?

Ну и самый главный вопрос, ответ на который желают получить не только в Кыргызстане, но и во всем регионе: что дальше? Успокоится ли страна, войдет ли жизнь в соседней республике в мирное русло, прекратится ли борьба за власть? Некоторые эксперты полагают, что она только начнется. И те вопросы, которые были заданы нами выше, ответы на которые знают очень немногие в новой кыргызской власти, не станут ли они причиной нового раздора?




Бакиев одерживает полную победу на выборах и идет на конфликт с Соединенными Штатами

13.07.2005. Eurasianet

Никого не удивив, Курманбек Бакиев одержал полную победу на президентских выборах в Кыргызстане. В то же время многие аналитики были застигнуты врасплох, когда 11 июля, на первой после выборов пресс-конференции, Бакиев не исключил возможности закрытия в стране военной базы США.

По данным Центральной избирательной комиссии (ЦИК), Бакиев, занявший после мартовской революции пост главы временной администрации, получил на внеочередных президентских выборах 10 июля почти 89% голосов. Вторым финишировал омбудсмен Кыргызстана Турсунбай Бакир уулу, обошедший остальных кандидатов с почти 4% голосов.

По заключению предварительного доклада, подготовленного Международной миссии по наблюдению за выборами ОБСЕ/БДИПЧ, голосование показало «ощутимый прогресс» с точки зрения международных стандартов. Другие группы наблюдателей также встали на позиции осторожного одобрения. Относительное спокойствие, преобладавшее в день голосования, а также сравнительно высокие оценки международных наблюдателей заставили сторонников Бакиева заявить о получении искомого мандата на проведение реформ.

Эдиль Байсалов, председатель Коалиции НПО «За демократию и гражданское общество», заявил, что итоги голосования узаконили отстранение от власти 24 марта бывшего президента Аскара Акаева, который бежал после штурма демонстрантами здания администрации. «Люди голосовали не только за кандидата [Бакиева], но и против старого режима с его коррупцией», – сказал Байсалов журналистам. «Народ проголосовал за самые решительные меры по пересмотру старого режима и смене номенклатуры».

В период до выборов некоторые наблюдатели задавали вопрос, не нанесут ли вред выборам и последующему правлению Бакиева некоторые проблемы, такие как низкая явка избирателей, из-за которых оно могло голосование могло быть объявлено недействительным. Однако, по официальным данным, явка избирателей достигла 75%.

В предварительном докладе ОБСЕ поставлен вопрос о правильности процента явки, объявленного ЦИК. В нем говорится, что, хотя само голосование было «по большей части свободно от серьезных проблем... качество процесса снизилось на этапах подсчета голосов и подведения итогов». В докладе говорится также о «серьезных нарушениях мер обеспечения прозрачности», а также о том, что в нескольких случаях была зафиксирована подача «не до конца заполненных и даже пустых протоколов». Все это могло дать региональным и центральным избиркомам возможность для раздувания итоговых цифр при подсчете голосов и явки избирателей.

«Подсчет голосов был оценен как ‘плохой’ и ‘очень плохой’ наблюдателями IEOM почти в 35% избирательных округах, где проходило наблюдение за [процедурой подведения итогов]», говорится в предварительном докладе. В докладе приводится несколько подозрительных случаев. Один из случаев «неправдоподобных цифр» относится к Лейлекскому округу, где, по данным избиркома, на одном из избирательных пунктов за 50 минут во время «обеденного перерыва» проголосовали 650 избирателей. Наблюдатели не отметили никакого всплеска активности в означенное время. Миссией ОБСЕ/БДИПЧ отмечено также, что избиркомы опирались главным образом на списки избирателей, пытаясь «минимизировать» число зарегистрированных избирателей с тем, чтобы процент явки на выборы оказался выше.

Несмотря на все вопросы, касающиеся процедур подсчета голосов, никто не оспаривает победу Бакиева. «Эти выборы, разумеется, не могут считаться идеальными», – заявил EurasiaNet Байсалов. Тем не менее, сказал он, их результаты более или менее отражают «выбор народа». В то же время, подчеркнул он, «нет гарантии, что следующие выборы будут проведены справедливо и прозрачно».

На своей первой после выборов пресс-конференции Бакиев назвал результаты голосования полным поражением «контрреволюционных» сил. «Предвыборная агитация и сами выборы прошли в спокойной обстановке, что свидетельствует о стремлении людей следовать прогрессивным демократическим традициям», – сказал Бакиев.

Бакиев обещал, что страну ожидают счастливые времена. «Пик социальной напряженности уже преодолен», – заявил он. Президент отметил также, что намечаются существенные преобразования госструктур, которые будут проведены после утверждения конституционных поправок в направлении «дальнейшей демократизации».

На той же пресс-конференции Бакиев вызвал недоумение присутствующих, поставив под вопрос долгосрочное присутствие в стране вооруженных сил США. Американцы организовали авиабазу в Манасе, неподалеку от столицы Кыргызстана Бишкека, вскоре после терактов 11 сентября. Находящиеся на базе самолеты оказывают воздушную поддержку военных операций в Афганистане.

По словам Бакиева, ситуация в Афганистане стабилизируется и, вполне вероятно, военное присутствие США в скором времени перестанет быть необходимым. Сегодня «можно переходить к рассмотрению вопроса о целесообразности нахождения военных сил США», – сказал Бакиев. Эти высказывания, возможно, означают, что новая администрация не склонна продлевать договор с Соединенными Штатами об аренде базы. «Когда это [вывод войск США] будет и как – время и соответствующие процедуры покажут», – сказал Бакиев.

Высказывания Бакиева лишний раз говорят о стремительном ослаблении геополитического влияния Соединенных Штатов в Средней Азии. В начале июля Кыргызстан и другие страны-участницы Шанхайской организации сотрудничества потребовали от Соединенных Штатов определиться с конечными сроками вывода своих вооруженных сил.

Американская сторона не стала отвечать на запрос, разъяснив, что американское военное присутствие определено в двусторонних соглашениях с Узбекистаном и Кыргызстаном. 7 июля узбекский МИД выступил с заявлением, из которого можно понять, что американские силы, дислоцированные на авиабазе «Карши-Ханабад», уже не встречают радушного приема. В заявлении исключается любая возможность создания на узбекской земле постоянной военной базы США. В нем также отмечается, что Ташкент собирается пересмотреть условия аренды, добавив к ним оплату ранее не учитывавших взлетов и посадок, а также другие расходы, связанные с обеспечением безопасности базы.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ