Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №128(01.08.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Сколько дней может длиться революция?

15.07.2005. Gazeta.kz

Данил Шемратов

Досрочность, а вернее, революционность кыргызских президентских выборов предопределяла спешность подготовки предвыборной кампании.

Как отмечали наблюдатели, далеко не все участковые избирательные комиссии работали на должном профессиональном уровне, намеченные заседания УИК не всегда проводились вовремя и соответствовали требованиям открытости и прозрачности.

Отмечалась низкая, (опять же, по мнению наблюдателей) активность политических партий КР в процессе формирования участковых комиссий, вследствие чего принцип равного представительства партий в составе комиссий носил несколько формальный характер.

Наиболее скандальная ситуация в этом отношении сложилась вокруг политического движения "Мекеним Кыргызстан", представители которой, выдвинутые в члены УИК в г. Каракол, вообще не посещали предвыборные заседания УИК.

А в г. Кемине другая политпартия "Революционное движение Кыргызстана" даже требовала от районной ИК исключить из членов комиссий всех представителей "Мекеним Кыргызстана".

В целом, по мнению наблюдателей, недостатки в работе УИК были вызваны нехваткой ресурсов, грамотных кадров и чрезвычайно сжатыми сроками.

Подобные же претензии относились и к предвыборной агитации кандидатов. Хотя с одной стороны плохая агитация - это личные проблемы каждого кандидата. Но дело в том, что на этом фоне достаточно отчетливо, особенно в южных регионах страны, звучала антиагитация, призывающая народ голосовать против всех. Заметим, что конкретно и поименно назвать заказчиков подобных выступлений, равно как и непосредственных антиагитаторов, сами наблюдатели не смогли. Отметили только, что на основании этих фактов можно сделать вывод, что в стране имеются определенные силы, заинтересованные в срыве президентских выборов.

Естественно, спешка отразилась и на составлении списка избирателей.

Я уже отмечал, что с одной стороны государство было заинтересовано "чистить" списки электората (оставшиеся с последних парламентских выборов) от умерших, мигрировавших, сменивших место жительства и прочих по двум причинам: во-первых, чтобы исключить из выборов "мертвые и подставные души" и таким образом гарантировать юридическую основу полученных на выборах голосов. Вторая, прямо скажем, не красящая власть причина - добиться, чтобы на выборы явилось более чем 50 % списочных избирателей.

Однако правительство и глава Кыргызской республики, равно как и ЦИК, перед лицом своих сограждан и международной общественности должны были продемонстрировать, что выборы действительно всенародные. А значит, государство должно обеспечить своих граждан правом голоса, сведя к минимуму "бюрократические препоны" в виде отсутствия тех или иных документов, прописки и прочего.

Тем не менее, в соответствии с положением Кодекса о выборах КР, избиратель включался в списки на основании паспорта с регистрационной отметкой (пропиской) на территории соответствующего избирательного участка (ст. 22 п. 3). Заметим, что во время президентских выборов 2000 года (когда единогласно был избран Акаев), в прежнем Кодексе о выборах КР данная статья действовала в несколько иной редакции и требований о прописке не содержала.

Комментировать этот момент, как отмечали наблюдатели, можно как с плюсом, так и с минусом.

В акаевские выборы теоретически один и тот же гражданин, не привязанный пропиской к одному единственному УИКу, мог прийти на несколько участков и проголосовать дважды и трижды, обеспечив Акаеву 150 % и более голосов по сравнению с общим числом жителей Кыргызии.

Теперь же, когда по законам демократии выборы стремились к показателю "один гражданин - один голос", требования о прописке становились одним из факторов, исключающих подтасовку голосов.

А чтобы у рядового избирателя не возникло обидного чувства, что его "не посчитали просто так", впервые в истории Кыргызии была заявлена полная открытость и доступность списков избирателей. На каждом УИК должны были развешиваться списки, где каждый житель данного района мог бы проверить, попало ли сюда его имя, имя его жены, совершеннолетнего сына, родителей и т.д. Идея была в том, что если объявится гражданин, у которого в полном порядке паспорт, прописка, а в список по своему избирательному участку его не включили, то он вправе "качать права" по полной программе.

Правда, нововведение не обошлось без налета анекдотичности. До последнего момента подобные "демонстрационные" списки на УИК не появлялись по причине… отсутствия стендов, на которые можно было бы вывесить листы.

Как свое достижение ЦИК преподнес помощь правительства Японии, подарившего Кыргызстану около 4 тысяч избирательных стендов, которые в конце концов и доставили на ЦИК, и развесили там списки избирателей.

Видимо, в Кыргызии совсем не осталось столбов, деревьев, элементарно стен зданий, где можно было бы развесить листы с фамилиями. Спасибо правительству Японии, решило проблему.

Среди чисто советских мер по обеспечению явки избирателей, наблюдатели отметили тот факт, что в ряде университетов городов Ош, Джалалабад, Бишкек, ректорат продлил учебный год до конца выборного периода. В то время как в ВУЗах Каракола, Таласа, Балыкчи студенты закончили сессию и разъехались по домам еще в конце июня.

Конечно, напрямую заподозрить администрацию ВУЗов в некоем подыгрывании административному ресурсу нельзя. Но студенты столичных ВУЗов достаточно явно выразили свое недовольство непредвиденной задержкой, которая скорее всего связана именно с выборами.

Наряду с непосредственными фигурантами и событиями, имевшими отношение к избирательной кампании, в Кыргызстане происходили и другие процессы, формально от выборов не зависящие, но по сути являющиеся прямым следствием политического климата в стране.

Так, накануне выборов Палата налоговых консультантов (ПНК) и Союз налогоплательщиков (СН) Кыргызской Республики устроили пресс-конференцию, посвященную налоговым реформам в стране.

В настоящее время проект новой редакции Налогового кодекса КР разработан и передан на рассмотрение в Жогорку Кенеш Кыргызстана.

Как отмечали представители ПНК и СН, не является секретом, что новый проект налогового кодекса был разработан в кратчайшие сроки. Причем, эта экстренность была вызвана не столько объективными причинами (их немало, но они требуют подробной и тщательной проработки каждой статьи кодекса), сколько чисто политической целью объявить об обновлении налогового кодекса, которое как бы подразумевает его улучшение.

Между тем Палата налоговых консультантов и Союз налогоплательщиков вовсе не считает новый проект чем-то лучше прежнего.

"Фактически, из всех задач, которые должны и могли быть выполнены при разработке нового Кодекса, достигнута лишь одна - ужесточение администрирования налогообложения и расширение полномочий налоговой службы", - отмечалось на пресс-конференции.

Говоря простыми словами, в реальном воплощении такой кодекс может лишь множить коррупцию в налоговых органах, да уводить бизнес и доходы "в тень".

Инициаторы налоговой пресс-конференции допускали, что "революционное" правительство уже в первые дни просто обязано было начинать проводить какие-то радикальные, коренные изменения. Но в то же время они очень надеялись, что по прошествии выборов, ситуация "устаканится" и делом займутся уже не революционеры, а придирчивые, несуетливые специалисты.

На этой пресс-конференции экспертов по налогам, я вновь уловил мысль, которую в той или иной интерпретации приходилось выслушивать от простых кыргызских граждан: революция хороша только день-два (приятно почувствовать сегодня себя свободнее, чем вчера), но если она затягивается, - начинается процесс распада и разложения.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ