Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №129(01.09.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ИЗ ПЕРЕПИСКИ С Г-НОМ ПАПАТЕМЕЛИСОМ
БЕЛОРУССИЯ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Другие русские (тоже бишкекские заметки)

03.08.2005.,Диалог KZ

Андрей Щербаков

Жизнь скучна, а женщины дороги. В Бишкеке все наоборот.

Из записок на манжетах Игоря Хена

Большинство алматинских журналистов, возвращаясь из Бишкека, начинают свои материалы с бытописания местных проституток, а заканчивают комментарием Александра Князева. Оно и понятно - проституток в Киргизии много, а Князев - один. Между этими двумя открытиями - беглый сравнительный анализ социально-экономических реалий Казахстана и Кыргызстана, с выводами, как правило, не в пользу последнего. И революцию-де они неправильно сделали, и небо у них не такое голубое, и, видно, в понедельник их мама родила.

Ну, если честно, различий между нами не так уж и много. Если, конечно, смотреть не на южную и северную, или прочие нефтяные столицы, то в пути между ними путник найдет такие же умирающие города и села, и царящую в них нищету, и невежество. А что до проституток, то у нас на душу населения их будет поболе (зато у них политических партий теперь меньше). Сторонний наблюдатель вряд ли насчитает более двух различий, глядя на карту: размеры территории и количество минеральных ресурсов. Да и те окажутся скорее божьим промыслом, нежели нашим достижением. Мировая конъюнктура цен на нефть - лотерейный билет, выпавший нам по случаю, а вовсе не потому, что мы революции правильнее делаем. Вот Моисей евреев сорок лет по пустыне мотал, а нефти так и не нашел. А ближайшая их родня, которая по папе - сидела себе спокойно в своих оазисах, не высовывалась - и вся нефть досталась ей. Банки, доставшиеся потомкам Авраамовым, которые по маме, видимо, были ниспосланы им в виде утешения.

Развалить Советский Союз было несравненно проще при цене за баррель в 12 долларов. Сейчас бы попробовали - при 60-ти. Хотя рост цен на нефть спровоцирован уже, скорее, происками лукавого - понятно, что сказывается и замаячившее истощение мировых запасов углеводородов (в условиях искусственно сдерживаемого до сих пор поиска альтернативных источников энергии), и промышленный рост "азиатских тигров", и затеянный Вашингтоном передел мира. Теперь все страны, имеющие нефтяные запасы - зона стратегических интересов США. Но при таком раскладе тем более очевидна эфемерность нашей хваленой стабильности и согласия.

Кто с кем согласен? Алматинские пенсионеры, выживающие на 50 долларов в месяц, вряд ли согласятся, что их жизнь сытнее, чем у пенсионеров бишкекских, безуспешно пытающихся растянуть на месяц 15-20 долларов, которые им причитаются от государства. Июльская прибавка к пенсии - добрый жест президента - лишь зафиксировал системную проблему казахстанской экономики, ее импорто-зависимость. Скачок цен откинул уровень потребления казахстанцев на шаг назад. Сказалась, судя по всему, привычка нашего правительства уповать на то, что отчитываться за реализацию индустриально - инновационной политики придется уже другому кабинету в светлом, но далеком 2030 году. Правда, пообещали намедни возродить нефтехимическую промышленность. Правильно, альтернативу нефти, как источнику энергии, человечество отыщет довольно быстро, а вот альтернативу продуктам нефтехимии - никогда. А нефти, по своему качеству только для этого употребления и пригодной - у нас много, и это - вторая и - хорошая новость.

Но тот факт, что от полноты "закромов Родины" до социальной справедливости… лежит почти пропасть, нашему народу известен не понаслышке. И то, что по иронии истории, Казахстан обрел, наконец, младшего брата, еще не делает этого брата бедным родственником. Мы свою нефть превращаем в доллары, которые, как выяснилось, на хлеб не намажешь,- а он свою воду - в электроэнергию. Которую мы, за эти самые доллары и потребляем. По братским, надо полагать, ценам. Зато, с каким удовольствием казахстанцы ведут себя с бывшими соотечественниками в Киргизии, так же, как янки ведут себя у нас в Казахстане. Невесть откуда взявшаяся спесь и надменность. Поросший плесенью вопрос: кто от кого произошел, рассматривается теперь с высоты положения ведущей державы региона. Оно, конечно, хорошо - быть первым парнем на деревне, но не худо было бы и не забывать, что своему имиджу процветающей страны в глазах "мировой общественности" мы обязаны в основном, количеству дорогих иномарок на улицах наших обеих столиц, к которым большинство населения не имеет никакого отношения. За рулем большинства таких "тачек" - лица, явно не отягощенные интеллектом. Статистика склонна относить эти лица к растущему не по дням, а по часам, среднему классу, растущий же рейтинг Казахстана в табели о коррупции - говорит об обратном.

Ну а межнациональное согласие в нашей стране поддерживается не столько правителями, сколько вековыми традициями казахского народа, сумевшего впустить к себе многие народы и проникнуться множеством иных культур, не ассимилировавшись при этом с великими соседями и сохранившими свою самобытность и язык. Но глобализм, как всепроникающая новая идеология, сегодня готов поглотить и эти великие традиции.

…Но вот что сразу бросается в Бишкеке в глаза, если по нему пройтись днем, а не ночью - в городе до сих пор подозрительно много русских. Может быть, я обратил на это внимание, потому что не так давно мой приятель, казах, с которым мы ехали междугородним рейсом в Алматы, заметил мне: "смотри, в автобусе - ни одного русского лица!". Другое дело - бишкекские маршрутки. Правда, если присмотреться - бишкекские русские - это или старики, или подростки. Связующее звено - сорокалетние граждане, как будто отсутствуют вовсе. Судя по всему, они пополнили ряды трудовых мигрантов (по официальным данным, вне Киргизии проживает до 800 тысяч ее граждан, т.е. - около трети трудоспособного населения). Тем не менее, русских в Киргизии много, во всяком случае, гораздо больше, чем обещали многие СМИ сразу после событий 24 марта. И еще одно сразу становится понятным, хотя и не поддается сравнению - бишкекские русские, они какие-то… другие. Вид у них какой-то "домашний" - по всему видать: сами они местные, давно здесь сидят (…как говаривали аксакалы из "Белого солнца пустыни") .

В скверике у "Белого дома" пытает "за жизнь" тетку с огромным мешком пластиковой тары Даша Бублик (Состояние KZ). Увидел родное лицо, обрадовался, подошел послушать. Тетка, хоть и прослужила всю жизнь в уголовном розыске, люмпеном, а тем паче, нацменьшинством, себя отнюдь не ощущает:

"Мои предки и я сама всю жизнь прожили здесь. Так что ехать мне отсюда не к кому и незачем. Да и никто особенно нас отсюда не гонит. Другое дело, что выживать физически все труднее. Если ты стар и один, легче помереть. Чтобы ни говорили о России - "лапотная", "пьяная", - это по-прежнему мощное государство. Фабрики и заводы работают, строится страна. Не сравнить с разрухой в Киргизии. Здесь это хорошо понимают, и свою зависимость от России ощущают, что называется, кошельком. Многие семьи существуют только на те деньги, которые переводят из России их родственники, которые только там и смогли найти работу. Поэтому и к России, и к русским в Киргизии в целом сохранилось доброе, уважительное отношение.

Кручусь, как умею. Убираю два офиса, сомов на сто в день собираю пластиковых бутылок, плюс пенсия - трудно, но жить можно". Беседовали мы с теткой аккурат после штурма "Белого дома", жара стояла несусветная. Свидетельствую - судя по горам пустой тары - бизнес у тетки должен процветать. Благо штурмы здесь происходят регулярно.

Даша вспоминает, что по случаю дня рождения Че Гевары ее пригласили на тусовку в рок-клуб "Цеппелин". Предлагает мне составить ей компанию и вскоре, под грохот кыргызского рока и рокот паркующихся прямо у входа в заведение мотоциклов мы цедим пиво и пытаемся уловить потаенный смысл в ритмично-маршевых пассажах припева:

Я русский, я русский, я русский -

Пусть знает каждый тунгус:

Я русский, я русский, я русский.

Я русский - и этим горжусь!

Позже сам автор, Александр Шапоренко (личность в Бишкеке легендарная - лидер группы "Брат Фидель") присоединяется к нам.

- Эту песню я написал вскоре после переворота 24 марта,- говорит Саша. - Собственно, она как-то сама возникла из атмосферы, настроений тех дней, как наша реакция на панику, когда начался массовый выезд русских из Киргизии. Хотелось сказать своим малахольным братьям-славянам: хватит комплексовать! Мы здесь на своей земле - уже пять поколений,- зачем и куда нам бежать? Мы ни у кого не забирали землю, она такая же наша, как и кыргызов, как и всех, кто здесь живет. Скажу вам, как историк, и пусть это не покажется шовинизмом: до 1924 года здесь не было государства. Была территория, за контроль над которой боролись Коканд, Китай и Великобритания. И были разрозненные племена, воевавшие друг с другом то с одной, то с другой стороны. Точку в этой истории поставила Россия - и кому от этого стало плохо? А в 1924 году победила концепция Ленина, а не Троцкого - именно поэтому теперь на карте мира есть такая страна - Кыргызстан. Троцкий предлагал сформировать среднеазиатские республики не по национальному, а по экономическому принципу. Тогда север нынешней Киргизии был бы прикреплен к Семиречью, а Фергана отошла бы к Узбекистану. Но мои предки жили здесь задолго до этого события, так почему и куда я должен уезжать?!

- Саша, тут уж не до корней и исторической справедливости, если люди чувствуют угрозу своему физическому существованию, - пытаюсь возразить. - Когда национал-буржуазия затевает перевороты - она хорошо понимает, что должна представить народу виноватых, найти крайнего, чтобы устоять самой. Помимо дежурного образа вороватого тирана (вылепить убедительный образ которого в Киргизии так и не удалось за полгода), обычно ищут крайних среди "чужаков" - русских, евреев, еще кого нибудь. Вот народ и "валит", не дожидаясь приглашения. А у тебя получается - нет в Киргизии "русского вопроса".

- Да есть, конечно. Извечная проблема - трайбы, в которые русские не вписываются. А раз трайба рулит - то где власть, там и экономика. Поэтому и нет русских ни во власти, ни в бизнесе. И все равно - уезжать, бросать все, что наши предки создавали веками - это не выход. Да и государство российское к своим то гражданам все никак лицом не развернется, а что говорить о русских, которые родились здесь. Для России - это другие русские, да мы и вправду - другие. Редко когда азиатские русские приживаются в России. Унижение прямо здесь и начинается - в очереди у российского посольства, место в которой люди занимают с пяти утра. Какое-то взимание денег за ворох бессмысленных справок… Сходите в посольство, посмотрите, как Родина встречает "своих" сыновей!

Сходил, посмотрел. Действительно, бардак несусветный. Правда, есть надежда, что временный - в здании посольства идет ремонт, и люди толкутся у служебных ворот в ожидании, когда приоткроется железная щель исторической Родины и рука протолкнет наружу вожделенные бумаги. (Хотя, нет в России ничего более постоянного, чем временное). Нервные все. Завидев камеру, толпа злобно заурчала: "На рассвете надо было приходить - а теперь уже не так и много людей!". "Около полусотни",- говорю. Особенно хлопочет маленькая шустрая тетка: "Да вы что люди, не понимаете, ему заказали! Показать, как у нас тут все хорошо!" Да уж, похвалишь - заказали. Поругаешь - опять заказали. Так и осыпают со всех сторон золотым дождем. Жаль, жена не в курсе, - начинаю заводиться. Припираю тетку объективом к стенке: "Признавайся, - говорю - ты меня заказала! Говори теперь, как тебе плохо!" Тетку как ветром сдуло. Народ успокоился, потянулся к микрофону. Истории у всех похожи друг на друга, мотивы выезда - то же. Безработица для одних, нищенская пенсия - для других. А еще почти все - жалуются на несусветные мытарства, через которые приходится пройти, пересекая транзитом территорию Казахстана. Говорят о поборах и вымогательстве на казахстанских таможнях и границах. Говорят, что если выразишь несогласие с такой практикой - тебя могут ссадить с поезда и отправить назад, в Киргизию. А там круги бюрократического ада придется пройти заново. И для всех - отсутствие будущего для их детей - некиргизов - главный мотив отъезда…

- А вот и.о. (тогда еще и.о.) Бакиев, - говорю, - сказал, что если Кыргызстан перестанет быть многонациональным, то он прекратит свое существование, как государство.

- А вот посмотрим, что он скажет, а главное, сделает, после выборов, - отвечают.- В любом случае, от нас уже ничего не зависит.

В очередях всегда зрят в корень. И впрямь, интересно, о чем это он шептался два часа с глазу на глаз с Рамсфелдом после выборов в Бишкеке? О том же, о чем громогласно заявлял в Астане вместе с президентами стран ШОС до выборов? Так и не признался журналистам. Невоенная тайна. Не иначе, "русский вопрос" обсуждали. Не забыть спросить у Князева… Одно ясно - предвыборная PR-кампания закончилась, а вместе с ней и все клятвы на вечную дружбу с Россией. Началась реальность, и американские подводные лодки в степях Кыргызстана - это не кошмарный сон, а необходимая мера в борьбе с международным терроризмом и дело ближайшего будущего. И России вообще, а не только "другим" русским, возможно, придется уйти из Кыргызстана, как уже пришлось уже уйти из Таджикистана. По законам глобальной арифметики. Эти 800 тысяч кыргызских гастрабайтеров, которые работают в основном, в РФ и РК, высылают своим семьям в среднем и как минимум, по сто долларов в месяц. Тогда в месяц должно поступать в КР около 80 миллионов долларов. Значит, в год - около миллиарда. Но эти деньги, как и другие инвестиции, приходят в страну снизу, а деньги, которые могут предложить американцы "на развитие и укрепление демократии" и антитеррористическую деятельность - где нибудь в Оше, например, придут "сверху". Торг здесь, как говорится, неуместен. Так что Рамсфелду с Бакиевым, судя по откровениям кыргызского министра обороны, прямо противоположным астанинскому заявлению новоиспеченного кыргызского же президента - было о чем поговорить. Интересно, участвовал ли в этих переговорах Кулов?

Так что же, исход русских из Киргизии - выдумка газетчиков или реальность? С этим вопросом я пошел к Ермолаеву Юрию Николаевичу, руководителю Представительства МВД России по делам миграции в Киргизской республике.

- По итогам первого полугодия 2005 года миграционная ситуация в Киргизии по известным причинам остается напряженной, - сказал Юрий Николаевич. - За шесть месяцев в Представительство ФМС России в КР обратились за консультациями 14081 человек, подали ходатайство о предоставлении статуса переселенца 6882 человека (2921 семья), выдано 840 разрешений на переезд (1078 человек). Для сравнения: по состоянию на 1 июля 2004 года обратилось за консультациями около 5000 человек. Подали ходатайство о предоставлении статуса переселенца 2956 человек (1289 семей), выдано 780 разрешений на переезд (967 человек).

- Отражают ли эти цифры реальную картину миграционного процесса?

- Нет, конечно, не полностью. Ведь многие выезжают, не обращаясь к нам, а пытаются устроиться на свой страх и риск, или с помощью родственников, уже проживающих в России. Кроме того, не все едут непременно в Россию. Кто-то уезжает в Казахстан, кто-то в Германию, в другие страны.

- Да, жители казахстанского Кордая (бывшая Георгиевка) говорят, что по их ощущениям, вся Киргизия переезжает к ним жить. А кто уезжает?

- Характерно такое распределение переселенцев в РФ по этническому и возрастному составу: 84,87 % - русские, 6,87% - украинцы, далее - татары (2.54%), немцы (1.98%), корейцы (0,39%), киргизы (0,31%). Всего представители 40 национальностей. 70,13% - трудоспособное население, 8,28%- пенсионеры, остальные - учащиеся и дети дошкольного возраста.

- А куда едут?

- 10,51 % выезжающих намерены обосноваться в Москве и области, 7,13% - в Белгородской области, 4,82% - в Воронежской, 4.56% - в Краснодарском крае. Едут в Новосибирскую область, Алтайский край. Всего в адресах переселенцев 76 субъектов РФ.

- Понятно, что пик выездов пришелся на весенние месяцы этого года. А как теперь, можно ли говорить о стабилизации?

- В настоящее время количество граждан, обращающихся ежедневно в Представительство, близко к обычным для летнего периода показателям - 60-70 человек. По данным Нацстаткома КР за 5 месяцев этого года динамика миграционных процессов значительно повысилась: из КР в РФ выбыло 7035 человек, прибыло из РФ в КР - 855 человек, миграционный отток составил - 6180 человек. Интересна статистика в национальном разрезе: из выбывших в Россию 4041 - русские. На втором месте представители титульной национальности (!) - 1321 человек. Далее - узбеки (427), украинцы (381), татары (279), немцы (115) и т.д. За аналогичный период 2004 года выехало из КР в РФ всего 4722 человека.

- А кто эти люди, которые вернулись?

- В основном пенсионеры. Тут есть небольшая хитрость, уловка с их стороны. Некоторые, выезжая, делают вид, что покидают страну с тем, чтобы оформить в России пенсию, а потом вернуться и жить на нее здесь. Мы это знаем, но смотрим на такую практику, что называется, "сквозь пальцы". В том, что развалилось некогда единое государство, на которое эти люди проработали всю жизнь, а теперь не могут просто прокормиться, они не виноваты.

- Русские из Азии - как они адаптируются на новом месте в России? Или остаются - "другими"?

- Я не психолог, но знаю, что человек, выросший здесь, ментально имеет мало, что общего с человеком из Пензенской области, например. Но именно они, "другие" делают, чаще всего, успешную карьеру. Потому что отличаются предприимчивостью, они духовно богаче, потому что впитали в себя культуру и обычаи других народов.

- Тогда что заставляет их уезжать отсюда?

- В основном плачевное экономическое положение. Конечно, случаи бытового национализма бывают, но это явление - и в других странах - не редкость, в том числе и в России. Вообще-то, Киргизия до сих пор являет собой образец для подражания по отношению к другим, не титульным этносам. Правда, время от времени появляются листовки провокационного содержания. Вот совсем свежая, ее прямо у нас на заборе и вывесили. В ней говорится о фактах притеснения русских в Бишкеке. По ним было проведено расследование, факты не подтвердились.

Что ж, цифры, как это часто бывает, говорят сами за себя. Но за их уютной вязью кроется совсем другая правда, о которой молчит официальная статистика. Русские уезжают сегодня из Средней Азии не потому, что ощущают угрозу своей физической безопасности. Более 70 процентов выезжающих - это люди трудоспособного возраста, отдающие себе отчет в том, что в сложных экономических родоплеменных отношениях азиатских элит им нет места и предпочитающие начать жизнь с начала на чужбине, чем горе мыкать на родине. По сути, ни один из центрально-азиатских лидеров в разное время и под давлением разных внешнеполитических обстоятельств не продвинулся в своих гарантиях русским дальше посула: "Не уезжайте. Вам ничто и никто не угрожает". То есть - резать вас не будут, все остальное - в ваших руках. С разной степенью достоверности можно утверждать, что эти гарантии не были нарушены. Ведь никто не обещал защитить русских от выдавливания из бизнеса и управления государством ввиду отсутствия их кланово-родовой или жузовой идентификации. Проблема "других" русских - в самих русских. Будучи оставленными, кинутыми своей исторической родиной, старшее поколение, как правило, хорошо образованное или имеющее высшее образования, вынужденно согласилось с борьбой за физическое выживание, как образом жизни, путем мытья полов и собирания бутылок. Их детям, кроме скромного трудового участия в сфере обслуживания, тоже ничего не предложено.

И русские, видимо следуя внушенному им чувству вины (по Шапоренко), покорно следуют предначертанной им новыми независимыми государствами судьбе. В чем виноваты потомки тех, кто ехал в Среднюю Азию по велению единого государства строить индустрию и внедрять поголовную грамотность, никто не уточняет. Но, надо признать, что комплекс колонизатора был навязан и успешно внедрен в сознание "других" русских, оставшихся в Азии. Интересно, кем?

Судя по тому, что "русский вопрос" практически исчерпан в Туркмении и Таджикистане (за явным отсутствием самого предмета вопроса), этот же вопрос теряет теперь свою актуальность, как это часто бывает - после выборов - в Киргизии.

Зато он опять появляется в Узбекистане сразу после андижанских событий и визита Каримова в Москву, и в Казахстане - на волне националистических настроений в канун президентских выборов. На днях Каримов продемонстрировал, не в пример своему киргизскому коллеге, последовательность в своих новых отношениях с Россией и внес окончательную ясность по вопросу присутствия американской военной базы в Узбекистане. Американцам было предложено в течение менее трех месяцев вывести базу с территории страны. Возможно, какие-то политические дивиденды перепадут от этого решения и русским гражданам Узбекистана, и российскому бизнесу, который, как известно, всегда приходит вслед за политиками.

В Казахстане же единственным последовательным защитником интересов русских всегда был и остается сейчас… казах Назарбаев. Он же является единственной точкой опоры самой России в регионе.

Уже слышу знакомое: заказали! Но давайте-ка вспомним, кто придумал и реализовал те самые 10 шагов навстречу простым людям, кто обращается к своим гражданам (а не только к политической и бизнес элитам!) с Посланием и на русском языке - вызывая тем самым опасное для себя недовольство в определенной части своего окружения. Кто совсем недавно отказался подписывать выгодный пока только американцам нефтепроводный проект, но подписал беспрецедентный по объемам добычи и совместным инвестициям нефтяной проект с Россией? Кто, в конце концов, оставаясь союзником международных антитеррористических организаций, не поступился интересами национальной безопасности - и не только своей страны, но и России? Даже самые ярые критики Назарбаева вынуждены будут признать, что большинство действующих сегодня интеграционных институтов на территории Содружества - были инициированы казахстанским лидером. Логическим венцом внешнеполитической карьеры Назарбаева может и должен стать Центрально-Азиатский Союз, необходимость создания которого продиктована самим временем, но идея - Назарбаевым.

Как бы мы не надували щеки в Киргизии, по-настоящему киргизы завидуют нам только в одном. Как сказал мне бишкекский таксист (а таксисты, как известно, лучше всех разбираются в геополитике): - Вам, казахам, повезло. У вас президент - настоящий мужик!

Трудно не согласиться. Уж нашему точно - на корпоративной президентской вечеринке мысль сыграть ложками на лысине "калинку-малинку" никому в голову не придет. И не только ввиду отсутствия лысины. Да и кто ж виноват, что среди кыргызских политиков пока оказался только один настоящий мужик. Да и тот - Бермет Акаева.

Между тем, положение русских в Казахстане немногим отличается от русских в Киргизии, и не всегда в лучшую сторону. Та же унылая покорность обстоятельствам, в силу которых русские практически отлучены от управления государством и участия в серьезном бизнесе. Как бы не хлопотал за русских казахстанский президент, один - в поле не воин. Апатичность русского электората, как своеобразная изнанка великоросского шовинизма, в который раз готова сыграть с "другими" русскими злую шутку, когда единственной экономической нишей для их потомков может стать только сфера обслуживания. И чтобы там не говорили про нежелание русских учить казахский язык, владение государственным и для самих казахов сегодня еще не является определяющим условием каръерного успеха. Известно, что при обсуждении в обществе каждого нового назначения во власти активнее всего подвергается пересудам не заслуги или квалификация назначенца, а какого он роду-племени, "чьих будете". "Четвертый жуз" в этих назначениях никак не участвует - и в большей степени - по причине самоустранения. И даже если назначить, к примеру, перед выборами господина Марченко (Павлова и… а "рыжих" больше и нет!) премьером, положения вещей в стране в целом это не изменит и паритета не установит. Сегодня в Казахстане нет ни одной политической партии или иной силы, кроме президента, системно и внятно отстаивающей интересы русских. Может показаться, что и нет их вовсе, интересов. Формально существуют несколько не очень доброкачественных новообразований под русским флагом, запоминающиеся перед выборами активной беготней с крапленой "русской картой", а после выборов - дележкой нажитого имущества и взаимными претензиями по поводу "нарушения конвенций". В промежутке между выборами ни одна из этих партий ни разу не отметилась сколь нибудь значимой, запоминающейся инициативой в разрешении "русского вопроса". Историю вопроса русского партийного строительства в Казахстане давно и точно изложил Петр Своик, нет смысла повторяться.

Но как бы то ни было, повторюсь - виноваты в сложившейся ситуации сами русские, то ли уповающие на традиционное авось, то ли всерьез так и не озаботившись другим вечным славянским вопросом: "Камо грядеши?" Похоже, русские внутренне не склонны считать Казахстан, своим постоянным местом пребывания, подсознательно связывая по традиции, всю свою уверенность или неуверенность в завтрашнем дне с волей доброго "царя-батюшки" - в нашем случае - Назарбаева. Может быть, именно поэтому русская община так и не смогла выдвинуть из своей среды представителя своих интересов, лидера, сравнимого по своей харизматической силе и даром убеждения хотя бы с Жириновским. И, хотя, русским в Казахстане от скандального своего бывшего соотечественника вреда больше, чем проку - у нас и такого нет. Как писал в свое время Виктор Кияница в бытность свою собкором "Московских новостей", реагируя на приснопамятные предложения Солженицина по поводу обустройства России: "Когда в России заговаривают о правах русских в Казахстане, первыми вздрагивают в Казахстане сами русские". Спустя годы, теперь с уверенностью можно сказать, что в Казахстане уже никто не вздрагивает, а в России уже никто не говорит. В то же время надо отдавать себе отчет в том, что грядущие президентские выборы в Казахстане - возможно, последний исторический шанс для "других русских" проголосовать не просто за уверенность в завтрашнем дне, до следующих выборов, но и сформулировать и отстоять свои требования о реальном, а не декларативном равенстве возможностей.

Так же необходимо русским понять, наконец, что для гармоничного сосуществования необходимо учить казахский язык, хотя бы потому, что владение языками делает человека богаче, и не только духовно. Конечно, для массового изучения языка не готово еще само государство. Русский, равно как и другие языки, мы изучали еще совсем недавно бесплатно, а теперь нам предлагается выучить государственный из своих скудных средств. Но надо принять, что просто нет другого выхода: или учи, или уезжай. Но ведь в основе - то нежелания учить язык страны, в которой ты живешь - это наше дремучее византийское чванство. Качество, которое успешно наследуется и возвращается к нам той же монетой. Один мой знакомый русский, по рождению владеющий казахским (по отзывам - безукоризненно) признался мне, что в последнее время избегает общаться с казахами по-казахски, потому что все чаще встречает в ответном взгляде настороженность или едва скрываемое злорадство: "Что, припекло? А ведь можете, если прижмет!". Конечно, трудно бывает понять, почему это Алматы Алма-Атой назвать не моги, а вывеску на магазине "Россия" поменять на "Ресей" - можно.

Но хорошо бы русским усвоить, что казах, который тебя обидел - это еще не все казахи. А казахам - знать, что русский, который тебя не понял - это еще не все русские. Пройдет время, и вся эта накипь взаимных упреков сойдет, схлынет. Уже пришло поколение и русских, и казахов, далекое от дремучих амбиций прежних поколений. Но это же новое поколение несет в себе и скрытую угрозу новых глобалистских ценностей, не имеющего ничего общего с интернационализмом старших. Грядет время жестоких прагматиков, живущих сегодняшним днем в стремительно развивающимся обществе потребления, как говорили еще недавно - в "мире сытой бездуховности". Им будет не до наших споров.

…У таксиста в машине хрипит из динамиков Высоцкий, в такт мыслям и мелькающим за окном пригородам Бишкека. Там где у них начинается Киргизия, у нас кончается Казахстан. Георгиевка-Кордай, возможно, - будущий кыргызский анклав. На каком-то языке там будут говорить через двадцать лет? И переселенцы какой волны будут называть этот поселок своей родиной? И подпоют ли Высоцкому:

Мы антиподы,

Мы здесь живем.

У нас здесь анти-

Координаты.

Стоим

На пятках мы

И на своем,

И кто не с нами -

Тот - антипяты!

З.Ы.

Следуя законам жанра, побеседовал в Бишкеке о текущем моменте с более-менее симпатичной (нашел такую с трудом) проституткой и с Александром Князевым (нашел легко). Отвечая на мой вопрос о влиянии революций, штурмов и наблюдений за выборами на доходы ее цеха, девушка, как и ожидалось, подтвердила, что приток оранжевых предводителей, наблюдателей и журналистов по часто предлагаемым самой Историей поводам, привел к тому, что цены на услуги жриц любви по сравнению с прошлым годом выросли втрое. Правда, сокрушалось она, если кто и "поднялся" в цехе за время революции, так это не девушки, а их хозяева, которые целый месяц меняли их любовь на холодильники, компьютеры и другую утварь из разграбленных супермаркетов. "Квартиры себе обставили, суки, а мы отрабатывали",- призналась девчонка. Сама она в день переворота в Бишкеке отсутствовала, о чем жалеет до сих пор. "Уж ручка Акаева точно мне бы досталась", - зачарованно шепчет она. "Нафига она тебе?", - спрашиваю. "А представляешь: я - и с ручкой президента!", - гордо вскидывает голову "амазонка".

А Князева я попросил прокомментировать исход русских из Киргизии. КАА, хитрован, прищурился и сказал: "Я тебе лучше анекдот на эту тему напомню. Стоят двое евреев, беседуют. К ним подходит третий и говорит: я не знаю, о чем вы тут говорите, но ехать надо!"


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ