Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №130(15.09.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


На коротких волнах демократия будет плыть долго

13.09.2005. Белорусские новости

Кирилл Позняк

Белорусский МИД в негативном тоне прокомментировал решение Еврокомиссии о проведении тендера для организации каналов радио- и телевещания на нашу страну.

Об этом ЕК объявила в конце прошлой недели, 9 сентября. Цель проекта — "обеспечить белорусов независимой информацией о событиях в Беларуси и других странах мира, повысить информированность в вопросах демократии, верховенства закона, плюрализма, свободы СМИ и прав человека".

Планируется, что радио- и телевещание на территорию Беларуси на белорусском и русском языках начнется 1 января 2006 года. Сумма в два миллиона евро выделяется на два года. Подавать заявки на участие в тендере можно до 11 октября. Это могут сделать как частные телерадиовещательные компании, так и консорциумы, которые уже работают на территории прилегающих к Беларуси регионов. Причем годовой оборот таких компаний должен составлять не менее трех миллионов евро.

"Полагаем, что в условиях, когда в Европе ощущается нехватка ресурсов для осуществления собственных актуальных программ, объявление каких-либо тендеров для реализации политически ангажированных проектов, тем более накануне важных политических событий, является прямым вмешательством во внутренние дела суверенного государства", — так прокомментировали эти медиа-планы Еврокомиссии в белорусском внешнеполитическом ведомстве.

И добавили, что "белорусские журналисты, которые имеют высокую квалификацию и большой опыт работы непосредственно в нашей стране, могут более эффективно и качественно информировать общество о внутриполитической ситуации и внешнеполитической деятельности республики как на русском и белорусском, так и на других языках".

В качестве примера приводится работа радиостанции "Беларусь", вещающей на белорусском, русском, английском и немецком языках.

Упомянутый тендер Еврокомиссии по вещанию на Беларусь — уже второй. Первый недавно выиграла радиостанция "Немецкая волна", заключив с ЕК контракт на год стоимостью 138 тысяч евро. Ее передача для белорусской аудитории начнет выходить с 1 ноября этого года. Частота вещания пока не сообщается.

Примечательно, что реакция МИД Беларуси на запуск этого проекта была помягче, нежели на тендер в 2 миллиона евро. Мол, это бесполезно — Еврокомиссия "легко выбрасывает на ветер деньги европейских налогоплательщиков". А еще раньше планы вещать на Беларусь примерно так же комментировал Александр Лукашенко. При этом он "пустой тратой денег" назвал даже якобы выделенную Западом на медийную демократизацию нашей страны внушительную сумму 40 миллионов долларов.

Насколько все-таки белорусские власти обеспокоены радиовещанием извне накануне президентских выборов-2006? Наверное, скорее опасаются, чем боятся.

Наверняка это будут короткие волны, искать которые в океане информации будут лишь очень политизированные граждане. То есть можно предположить, что слушательская аудитория будет ограничена. Демократизировать большое количество народа перед выборами не удастся и потому, что до них уже рукой подать. Политическое поведение, а тем более сознание за несколько месяцев не поменять.

Не исключено, что пропагандистско-политический эффект от использования электронных СМИ под патронажем Еврокомиссии рассчитан на долгосрочный период — к следующим президентским или парламентским выборам. Большинство аналитиков и политиков считают, что действующий в Беларуси режим нужно "качать" долго. Заявления, что здесь вот-вот свершится революция, — или романтизм, или наивный пиар.

Но с другой стороны, если оппозиция делает ставку на послевыборный Майдан, то главное для нее — мобилизовать, завести свой твердый электорат. Хотя бы вожделенные для нее сто тысяч человек. Нескольким радиостанциям это при хорошей рекламе может быть вполне под силу.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ