Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №130(15.09.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КИРГИЗИЯ



Альтернативы нет

06.09.2005. Globalrus. Ru

Андрей Грозин

Курманбек Бакиев покинул Москву в приподнятом настроении

Вступивший три недели назад в должность президента Киргизии Курманбек Бакиев cовершил свой первый зарубежный визит. Как и следовало ожидать, визит этот был нанесен в столицу России. Такое решение, кстати, приветствовал Владимир Путин, похваливший Курманбека Салиевича за действие «отвечающее духу стратегического партнерства» и заверивший, что Москва готова реализовывать с Бишкеком «все ранее намеченные планы».

То, что первый официальный визит за рубеж новый киргизский лидер совершит в РФ, объясняется трезвой оценкой новой властью Киргизии той ситуации в экономике и непростыми политическими обстоятельствами, в которых оказалась эта бедная горная страна.

Несмотря на смену лиц в киргизских коридорах власти, для нового руководства республики повестка переговоров с Россией не изменилась, оставаясь практически той же, что и при Аскаре Акаеве.

В экономическом плане проблемы, существовавшие в течение всех лет независимости, после смены власти в марте текущего года, только обострились. Был сорван курортный сезон на Иссык-Куле. Активно продолжается передел собственности (все чаще – со стрельбой и убийствами «хозяйствующих субъектов»), который ведет к оттоку инвестиций, сворачиванию предпринимательской активности. Новая власть пока не решила ни одной экономической проблемы страны. Более того, можно сказать, что в республике практически не существует значимых ресурсов развития. Внешний долг достиг критической величины – около $1,92 млрд. Экономические итоги года, наверняка, будут крайне плачевными, самыми неудачными за последнее пятилетие. «Тюльпановая революция» ничего положительного киргизской экономике не дала и новому руководству придется создавать экономику страны заново.

В такой ситуации киргизскому руководству объективно нужны любые возможные дополнительные ресурсы для того, чтобы удержать власть.

Этим, в частности, объясняется двусмысленная позиция Киргизии по вопросу о присутствии военной базы США на ее территории. Сначала новые киргизские власти подписали астанинскую декларацию ШОС о необходимости определения сроков присутствия западных баз в Центральной Азии, а затем, в ходе визита в Бишкек главы Пентагона Рамсфелда, – фактически взяли свои слова назад. Причина такого поведения в острой необходимости в финансовых средствах. Именно в финансовой поддержке наиболее всего нуждаются новые власти со стороны основных центров силы – России, США и Китая.

Поэтому в ходе визита в Россию президент Бакиев постарался заручиться не только политической, но и солидной финансово-экономической поддержкой. Причем российское участие крайне желательно для Киргизии. Объясняется это очень просто. Те финансовые вливания, которые производит Запад, носят разовый характер и не делают погоды, не решают проблем в целом.

Китайский капитал, ранее широко представленный в Киргизии, серьезно испугался «тюльпановой революции», а еще больше - повторения погромов. Поэтому Пекин пока очень сдержанно оценивает возможность финансовых вложений в Киргизию.

Таким образом, остается традиционный партнер - Россия, у которой появляется хорошая возможность заметно укрепить свои позиции в Киргизии и за счет этого в Центральной Азии в целом.

Для российского бизнеса экономика Киргизии представляет серьезный интерес. Речь идет не только о гидроэнергетике (РАО «ЕЭС») и газораспределительной сети (Газпром). Территория республики весьма удобна для расширения российского бизнес-присутствия во всей Центральной Азии (например, для торговых сетей). Киргизия удачно расположена с точки зрения транзита товаров.

В Киргизии имеется неплохая минерально-сырьевая база. В перспективе интерес представляет возможное восстановление уранового производства (включая первичную переработку) и золотодобыча. И уран, и золото требуют серьезных инвестиций, но для перегруженного нефтедолларами бюджета РФ возможные затраты будут просто незаметны. Весь ВВП Киргизии составляет около $2 млрд. – сущая безделица. В Киргизии перед российским бизнесом сейчас открыто широкое окно возможностей. И эта динамика, судя по итогам визита Бакиева, сохраняется. Очевидно, следует ожидать окончательного решения вопроса о передаче киргизской гидроэлектроэнергетики в концессию РАО «ЕЭС» и постепенного переход всего киргизского энергокомплекса в руки российских корпораций. Разведкой и освоением газовых месторождений, модернизацией, эксплуатацией и сооружением новых газотранспортных мощностей займется Газпром.

Взамен Москва реструктуризирует долг Бишкека ($187,5 млн.) и уже в ближайшее время введет упрощенную процедуру трудоустройства и проживания в РФ киргизских гастарбайтеров, которых, только по официальным данным, в России насчитывается свыше 300 тыс. (реально - более полумиллиона). Это, безусловно, резко повысит популярность нового лидера в киргизском обществе.

Если рассматривать политический контекст визита Бакиева в Москву, то здесь для Россию волнует вопрос об американской военной базе в столичном аэропорту Манас. Россия вполне в состоянии стимулировать киргизские власти к тому, чтобы они заняли более определенную позицию по этому вопросу. В то же время нужно понимать, что для России это сейчас не вопрос первостепенной важности.

Куда большей определенности от Бишкека в данном вопросе может требовать Китай. Если Москва действительно присоединится к Пекину и окажет консолидированное давление на Бишкек, Бакиеву придется поступить по отношению к американцам так же, как поступил президент Узбекистана. Причем сам Курманбек Салиевич на итоговой пресс-конференции ясно дал понять, что к вопросу вывода американских баз в Бишкеке собираются вернутся немного позже, «через полгода, может, через год».

При этом в ходе переговоров Путина и Бакиева, вероятно, поднимался вопрос если не о создании очередной российской военной базы, то военного объекта, например, антитеррористического или «антинаркотического» центра на юге Киргизии. Благодаря такой структуре Россия сможет вести глубокий мониторинг ситуации в Ферганской долине, а отсюда и всей Центральной Азии.

Киргизия при этом получит российскую политическую поддержку в условиях складывающейся непростой ситуации в отношениях с ближайшими соседями. Власти Казахстана и Узбекистана все больше рассматривают Киргизию не только как «дурной пример» неконтролируемой смены элиты, но и как территорию, способную стать рассадником «демократических революций» в Центральной Азии.

Тем более что активность США и международных НПО в Киргизии действительно наводит на мысль, что из республики хотят сделать некий «форпост демократии» в регионе. Наблюдаются попытки консолидировать оппозиционные силы, объединить радикально настроенные демократические движения не только собственно киргизские, недовольные результатами «революции», но и общерегиональные.

Отдельно стоит сказать о такой, еще лишь обозначающейся, проблеме, как зарождение совершенно новой оппозиции сегодняшнему киргизскому руководству – отставного генералитета. Число высокопоставленных офицеров, освобожденных командой Бакиева от должности, уже приближается к двум десяткам. Некоторые из них готовят себя к участию в политических баталиях, создают партии, движения и собирают сторонников. По слухам, распространяющимся по Бишкеку, в течение ближайших месяцев страна может вновь оказаться на грани переворота. На сей раз, вероятно, возглавляемого военными.

Главная проблема новой киргизской власти - ее слабость. Многие процессы (особенно в регионах) ею не контролируются. Бакиеву остро необходимо время, чтобы стабилизировать положение и укрепиться. Именно Россия может оказать новому киргизскому президенту решающую помощь. Судя по итогам переговоров, эта помощь Курманбеку Бакиеву будет оказана – киргизский президент покинул российскую столицу в самом приподнятом настроении.




Поправки принять труднее, чем совершить революцию

06.09.2005. Немецкая волна

В.Волков, В.Катаргин, Т.Наматбаева

Парламент Киргизии в понедельник приступили к рассмотрению Закона "О Правительстве"

Парламент Киргизии в понедельник приступили к рассмотрению Закона "О Правительстве". Именно этот документ и должен будет определить полномочия премьер-министра и его кабинета. Но уже первый день обсуждения показал, что закон этот может оказаться самым спорным, который депутатам предстоит принять в ближайшее время, поскольку в этой точке встречаются интересы парламента, президента и премьер-министра, которые во многом противоречат друг другу.

Обсуждение конституционного закона "О правительстве" имеет предысторию: данный документ по инициативе старого, "акаевско-танаевского" кабинета уже рассматривался прежним, двухпалатным парламентом в первом чтении еще в прошлом году. Согласно регламенту, во втором чтении депутаты могут лишь вносить предложения и поправки в законопроект, причем они вступят в силу, если за них отдадут голоса две трети депутатского корпуса, что при нынешнем раскладе сил реализовать при возникновении споров весьма затруднительно.

На заседании парламента присутствовал новоизбранный глава правительства Феликс Кулов, который в интервью корреспонденту "НВ" Толкун Наматбаевой изложил свои представления о законе "О правительстве":

ФК: Премьер должен иметь возможность воздействовать на министров и вносить предложения по их отстранению от занимаемой должности. А чтобы премьер-министр мог воздействовать на работу, чтобы вице-премьеры, другие руководители несли ответственность перед всем составом правительства, должны быть соответствующие полномочия. Потому что премьер-министр, назначаемый президентом, несет ответственность, прежде всего перед президентом, а президент - перед народом. И поэтому в Конституции очень четко все написано, что президент определяет основные направления внутренней и внешней политики, а вот реализацию этих направлений осуществляет правительство. В соответствии с этим, раз правительство реализует то, что определил президент, то оно должно иметь соответствующие права. А у нас во времена Акаева Акаев сам определял и сам реализовывал то, что он делает. Правительство оставалось в стороне и ни на что не влияло - вот отсюда истоки коррупции, неэффективное управление и анархия. Я хочу добиться на заседании парламента только одного - не уменьшения полномочий, и не увеличения их, а обеспечьте четкость и конкретность. И больше ничего. То, что я назвал - это суть моих предложений.

О том, как отреагировали парламентарии на такую программу, сообщает наш корреспондент Виталий Катаргин:

В понедельник киргизские депутаты успели обсудить лишь четыре поправки в Закон "О правительстве". Несмотря на возражения Феликса Кулова, правительство все-таки признано "коллегиальным органом". По мнению Кулова, наличие в законе слова "коллегиальный" усложняет процесс управления, потому что при принятии решений необходима подпись всех членов кабинета. К тому же исключается момент персональной ответственности. Но с доводами нового премьера Киргизии, депутаты не согласились.

Вместе с этим из законопроекта исключена норма, которая предусматривает, что постановление парламента для правительства обязательно к исполнению. Народные избранники согласились с Феликсом Куловым, в том, что постановления эти должны иметь лишь рекомендательный характер.

В части, касающейся формирования кабинета министров, отдельные депутаты предлагали внести поправку, согласно которой, если премьер не укладывается в десятидневный срок, то он должен уйти в отставку. Предложение это отклонили, как и то, что исполняющим обязанности чиновник может быть не более месяца.

Серьезные разногласия вызывает положение законопроекта, связанное с назначениями и увольнениями членов кабинета. Здесь пока основные полномочия сконцентрированы по-прежнему в руках президента. Именно он, согласно законопроекту, назначает, и освобождает министров. За премьером остается лишь право предлагать их.

Феликс Кулов выступая в парламенте, сказал, что готов уступить часть полномочий, главное, чтобы при этом была четкая схема - кто и за что отвечает.

ФК: Я подчеркиваю, если будет принят четкий закон о правительстве, если будут четко разграничены полномочия правительства от других органов, тогда правительство сможет работать конкретно и знать, за что оно отвечает.

Впрочем, схемы этой как раз и нет, - говорит депутат Омурбек Бапанов.

ОБ: Руководителей большинства экономических агентств по предложению премьера назначает президент. В то же время премьер-министр отвечает за экономический блок. Если президент его назначил, тогда президент должен и отвечать за это, курировать его. А курирует премьер-министр. Но снять с должности он не может. То есть там есть статьи, которые друг другу противоречат С этим я принципиально не согласен.

Другой депутат Исхак Масалиев считает, что каких либо структур исполнительной власти при президенте быть вообще не должно, как это сейчас.

ИМ: Никаких агентств, комиссий, инспекций не должно быть при президенте. Все должно быть при правительстве.

Киргизские парламентарии сейчас обсуждают закон "О правительстве", который был разработан еще два года назад. А в июне 2004 он был принят в первом чтении народными избранниками прошлого созыва. Именно в этом и заключается основная проблема, - убежден депутат Кубатбек Байболов.

КБ: Из своего опыта скажу, что во втором чтении предложения, как правило, не проходят. А уж коли речь идет о конституционном законе, то надо полагать, что ни одно предложение не пройдет. В итоге законопроект, выработанный правительством Танаева, будет полностью принят.

Обсуждаемый закон "О правительстве" вызывает столько споров, что даже один из его разработчиков депутат Марат Султанов не исключает, что документ вообще может быть полностью отклонен.

МС: Конечно, такое может случиться. Когда за все поправки проголосуют и затем поставят законопроект на общее голосование, и депутаты его не примут, то этот закон будет отклонен. В этом случае на рассмотрение он может быть внесен только через шесть месяцев.




Враги киргизской революции - нищета и коррупция

07.09.2005. Моя столица (Киргизия)

Геннадий Кузьмин

Курманбек Бакиев в ходе своего рабочего визита 4–5 сентября в Москву не уставал повторять: "У нас две главнейшие проблемы, которые нужно решать прежде всего, - низкий уровень жизни и высокий уровень коррупции".

Этот рабочий визит К.Бакиева по приглашению президента РФ Владимира Путина, видимо, только по формальной причине нельзя назвать официальным. А так - встречи на самом высоком уровне, пристальное внимание к визиту российской и зарубежной прессы, что ставит его в разряд, если хотите, знаковых.

То есть Россия признала новую власть Кыргызстана и выразила поддержку лидеру революции, ставшему всенародно избранным президентом. И хотя Владимир Путин избегал таких терминов, как "народная революция", а называл все случившееся 24 марта "происшедшими в Кыргызстане событиями", "сложившейся ситуацией", тем не менее факт налицо: обе страны намерены строить отношения, исходя из положений Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 10 июня 1992 года и Декларации о вечной дружбе, сотрудничестве и партнерстве, подписанной 27 июля 2000 года, а также других международных договоров, участниками которых являются Кыргызстан и Россия.

В совместном заявлении двух президентов подчеркнуто, что Российская Федерация поддерживает курс кыргызского руководства на проведение в республике демократических преобразований, укрепление гражданского общества. К.Бакиев и В.Путин подтвердили неизменное стремление активно и последовательно укреплять отношения сотрудничества и стратегического партнерства между Кыргызстаном и Россией, содействовать развитию взаимовыгодных связей на принципах суверенного равенства.

Примечательно, что уже на первой встрече с В.Путиным в Ново–Огарево (почти сразу по приезде в Москву) К.Бакиев сделал акцент на экономическом блоке сотрудничества. Выступая перед представителями СМИ, российский президент с удовлетворением отметил, что свой первый рабочий визит после официального вступления в должность президента Курманбек Бакиев совершает в Россию. Между Кыргызстаном и Россией по разным направлениям осуществляется плодотворное сотрудничество, например, в рамках Организации Договора о коллективной безопасности. "Мы вместе решаем проблемы борьбы с терроризмом", - сказал Путин и отметил, что Россия, как и прежде, готова реализовывать все договоренности и планы с Кыргызской Республикой.

В свою очередь Курманбек Бакиев указал на хороший темп развития торгового сотрудничества. Так, товарооборот между нашими странами по сравнению с прошлым годом увеличился на 15,6 процента. Вместе с тем, безусловно, потенциал далеко не исчерпан.

От себя добавим, что, видимо, пауза несколько затянулась, пусть и по объективным причинам. И теперь необходим ускоренный темп экономических договоренностей. Бакиев во время встреч на высшем уровне (5 сентября состоялись переговоры с премьер–министром РФ Михаилом Фрадковым, спикером Госдумы Борисом Грызловым, мэром Москвы Юрием Лужковым) неустанно подчеркивал: "У нас есть золотодобывающая отрасль, переработка сельхозпродукции, туризм. Имеются проекты "Камбарата–1" и "Камбарата–2", строительство алюминиевого завода. Я думаю, что уже пора переходить к делу. Мы, по крайней мере, готовы".

Разумеется, визит готовился на уровне министерств и ведомств двух стран. Тем не менее важно, чтобы тон на переговорах задавал лидер принимаемой стороны. И не боялся говорить о трудностях, стоящих перед страной, - нищете, безработице, коррупции, оставшихся в наследство от прежнего режима, потому и свергнутого. И только реанимация старых производств, создание новых сделает страну экономически сильной.

Похоже, это все понимают. Такой штрих: перед встречей нашей делегации с Михаилом Фрадковым глава Минатома РФ Румянцев как со старым знакомым поздоровался с А.Иорданом и сходу: "А Камбарата, а газ?!.". В ответ Андрей Андреевич как–то замялся: бывают, мол, обстоятельства…

Да, были обстоятельства, когда все предварительные наметки, договоренности откладывались в долгий ящик. Теперь надо наверстывать упущенное. И в подтверждение этому - подписание ряда документов. В их числе соглашение между правительствами об урегулировании задолженности Кыргызстана перед Россией по ранее предоставленным кредитам (условия как нельзя более для нас льготные), а также соглашение между правительствами о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего военно–технического сотрудничества.

И тот и другой документы требуют подробного освещения, но пока, за неимением места, скажем, что особое значение придается наращиванию усилий по повышению качественного уровня экономического взаимодействия: с нашей стороны - готовность обеспечивать режим наибольшего благоприятствования для российских инвесторов, с обеих сторон - готовность совершенствовать договорно–правовую базу, регулирующую вопросы гуманитарного сотрудничества, в том числе (и главным образом) в сфере трудовой миграции.

Мэр Москвы Юрий Лужков в начале своего выступления порадовался тому, что "сложные процессы в Киргизии разрешились и в политическом, и в государственном плане", и пожелал, чтобы Кыргызстан стал государством комфортным для своего народа, чтобы дружил с Россией, торговал с Россией, никогда не разрывал с ней связей.

И, видимо, чтобы доставить удовольствие нашей делегации, не преминул упомянуть о том, что ему звонил Владимир Владимирович Путин и "сказал добрые слова о вас". А Курманбек Бакиев подтвердил прежнюю позицию по развитию русского языка в Кыргызстане и поблагодарил правительство Москвы за поддержку кыргызстанцев, которые живут и работают в Москве и области.

А еще Лужков и Бакиев договорились о реализации проекта по созданию Дома Кыргызстана в Москве и Дома Москвы - в Бишкеке. Как своеобразные центры развития бизнеса, информационного и культурного обмена.

Итак, рабочий визит завершен. В.Путин и К.Бакиев расценили его как новый важный шаг на пути углубления отношений дружбы, союзничества и стратегического партнерства между нашими странами.

Даже если самым критическим образом посмотреть на эту встречу двух лидеров, то, ей Богу, она дорогого стоит. По мнению тех московских аналитиков, с коими довелось поговорить , - это признание Россией нового руководства Кыргызстана и желание тесно сотрудничать с ним. Что послужит примером для стран всего Евразийского пространства. Это во–первых. А во–вторых, оказывается, смена лидера даже таким "нетрадиционным" путем, как народная революция, или, если кому нравится - народный бунт, не может и не должна мешать поступательному движению страны вперед. Наоборот, это лишь подталкивает к тому, чтобы покончить с нищетой и коррупцией.

А еще, как заметил ведущий аналитик по странам Центральной Азии Аркадий Дубнов, один пассаж из совместного заявления Путина и Бакиева все же несколько выбивается из обычного стиля документов, подписываемых в Кремле. "Российская Федерация поддерживает курс кыргызского руководства на проведение демократических преобразований, укрепление гражданского общества".

С одной стороны, эту формулировку можно рассматривать как некий "привет Акаеву", при правлении которого надежд на подобные преобразования уже не оставалось. А с другой - в качестве некоего признания Кремлем (где до сих пор "демократические преобразования" в странах "цветочных революций" воспринимались как навязываемый Западом продукт) того, что перемены в Кыргызстане стали следствием внутренних причин, а не внешнего заговора.

А некоторые московские эксперты даже по–доброму позавидовали тому, какой у нас политически активный народ. Дескать, такой не сломишь и не поработишь. Что и говорить, было приятно это слышать.




В Киргизии дорожают базы

08.09.2005. Новые известия

Мехман Гафарлы

США придется увеличить плату за свое военное присутствие в Бишкеке

Президент Киргизии Курманбек Бакиев заявил вчера, что поставил перед Вашингтоном вопрос об увеличении арендной платы за размещение в международном аэропорту республики Манас американской военной базы «Ганси». По словам киргизского лидера, США приняли новые финансовые условия.

После нашумевшей декларации июльского саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в которой страны-участницы призвали США определиться со сроками вывода своих военных баз из стран Центральной Азии, геополитическая значимость Киргизии для американцев резко возросла. Особенно после того, как Вашингтону не удалось договориться с Ташкентом о дальнейшем пребывании своей авиабазы в Узбекистане. Бишкек решил заработать на сложившейся ситуации. И, судя по всему, это у него неплохо получилось.

Киргизия не могла, как Узбекистан, настойчиво добиваться вывода воинского контингента США из республики, прежде всего по причине своей бедности. По данным министерства финансов Киргизии, сегодня внешний долг республики составляет 1,9 млрд. долларов, что составляет 103,2% ВВП. На обслуживание этого долга ежегодно уходит около 20% экспорта товаров и услуг страны. В таких условиях отказаться от американской военной базы, за пребывание которой можно получать хорошие деньги, было бы не разумно. Видимо, такой логикой и руководствовалось правительство Киргизии, вначале продлив американцам пребывание в своей стране, а затем повысив для них плату за эксплуатацию киргизской земли.

Как сообщает национальное информационное агентство Киргизии «Кабар», это произошло в июле, когда в Бишкек прилетел министр обороны США Дональд Рамсфелд, чтобы уговорить местные власти не выставлять из страны американских летчиков. Курманбек Бакиев тогда поставил перед ним условие: платите больше. Объяснение при этом было следующим – самолеты США наносят немалый ущерб экологии страны и здоровью ее граждан. Рамсфелд, как сообщил киргизский президент, с такими доводами согласился.

В настоящее время каждый день пребывания авиабазы «Ганси» в пригороде Бишкека обходится США в 100 тыс. долларов, в год набегает около 40 млн. (десятая часть госбюджета республики). Теперь расценки увеличатся. Насколько, пока не известно. Но независимые источники «Новых Известий» полагают, что отныне американцам за «Ганси» придется платить как минимум вдвое больше. 200 млн. долларов беспроцентных кредитов, которые США обещали выделить Киргизии после визита в Бишкек главы Пентагона, и будут арендной платой за авиабазу. Сначала американцы выделят эти деньги как кредиты, а затем их спишут. И судя по последним заявлениям президента Бакиева, такой сценарий уже согласован между Вашингтоном и Бишкеком. На днях на пресс-конференции в Москве по итогам своего первого официального визита в Россию г-н Бакиев заявил, что «сколько времени будет находиться американская военная база в аэропорту Манас – вопрос двусторонних отношений между Кыргызстаном и США».




Кулову урезают полномочия

12.09.2005. Независимая газета

Нелли Орлова

Пропрезидентские силы в парламенте Киргизии выступают против усиления роли премьера

В киргизском парламенте идет обсуждение законопроекта «О правительстве». Этот документ должен определить полномочия главы правительства и Кабинета министров в целом, а также механизм их взаимодействия с исполнительной и законодательной властями республики. Год назад законопроект уже рассматривался в первом чтении прошлым, еще двухпалатным парламентом. Начавшееся в понедельник обсуждение предваряет второе чтение документа.

Утвержденный недавно в должности премьер-министра Феликс Кулов внес в парламент свои предложения к законопроекту. В основном предложенные им поправки касаются расширения полномочий премьер-министра. «В Конституции четко прописано, что президент определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, а реализацию этих направлений осуществляет правительство. Это значит, что премьер должен иметь возможность воздействовать на министров, в том числе и вносить предложения по их отстранению от занимаемой должности. Это необходимо для того, чтобы вице-премьеры и другие руководители несли ответственность перед всем составом правительства. Но для этого законодательно должны быть закреплены соответствующие полномочия», – заявил Феликс Кулов перед заседанием парламента.

Однако вопрос о премьерских полномочиях, судя по всему, в парламенте зависнет, причем надолго. Уже при первом обсуждении в депутатской среде обозначились серьезные разногласия. По мнению наблюдателей, это объясняется столкновением интересов Бакиева и Кулова: несмотря на заключенное между двумя лидерами мартовской революции предвыборное соглашение, прозванное в Бишкеке «тандемом политических тяжеловесов», единодушия в их действиях немного. По меньшей мере несовпадающие позиции занимают и их сторонники в парламенте, где все четче прослеживается разделение депутатского корпуса по географическим признакам. Земляки президента Бакиева, представляющие киргизский Юг, ни в какую не соглашаются на расширение полномочий премьера-«северянина».

Многое из того, что Феликс Кулов предлагает закрепить в законе «О правительстве» за собой, депутаты из южных регионов намерены оставить в компетенции президента. И на данный момент именно они оказываются в большинстве. Так, в ходе парламентских обсуждений, несмотря на резкие возражения Кулова, депутаты определили, что правительство – это прежде всего «коллегиальный орган», и тем самым существенно ограничили свободу действий премьера. Неясна и судьба предложений Кулова, касающихся наделения премьера правом лично формировать персональный состав кабинета министров.

А вот предложенная Куловым поправка к законопроекту, согласно которой постановления парламента должны носить для правительства не обязательный, как сейчас, а рекомендательный характер, особых возражений в лагере «южан» не встретила.

По мнению аналитика Российско-киргизского университета Нура Омарова, велика вероятность того, что в ходе принятия законопроекта полномочия премьер-министра сократятся и будут существенно отличаться от того, что обещал перед президентскими выборами Курманбек Бакиев. «Ситуация складывается таким образом, что обещанной ключевой роли Феликс Кулов не получит. А если у президента Бакиева вдруг возникнет желание вообще избавиться от не слишком покладистого премьера, то это не обязательно будет делать сверху. Главу правительства через пропрезидентские силы в парламенте законодательно могут поставить в условия, работать в которых он сам не сможет», – сказал «НГ» Нур Омаров.

Причем, считает аналитик, ситуация в парламенте для премьера может и ухудшиться. В частности, если изначально сторонники Бакиева и Кулова были там приблизительно на равных, то сейчас пошел так называемый процесс перегруппировки, а если говорить проще, часть сторонников премьера по разным соображениям переходит в пропрезидентский лагерь. Позиции Бакиева в высшем законодательном органе Киргизии, сказал «НГ» Нур Оманов, могут стать еще прочнее после намеченных на декабрь нынешнего года довыборов в парламент. «Можно не сомневаться, что 30 депутатов, которые придут в парламент в декабре, будут во всем поддерживать Курманбека Бакиева. И тогда президент будет обладать так необходимым ему абсолютным большинством в парламенте», – сказал «НГ» аналитик.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ