Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №130(15.09.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ТУРКМЕНИЯ



Ниязов - член или не член?

02.09.2005. Гундогар

Арслан Мамедов

Ниязов может сколько угодно рассказывать ташаузским колхозникам про свой нейтралитет, с точки зрения международного права его заявления о выходе из СНГ не стоят ни гроша

26 августа 2005 года в 1000-летней Казани состоялась встреча глав государств-участников СНГ. Приехали все, кроме Ниязова. Туркменскую делегацию на саммите возглавлял офицер национальной безопасности Аганияз Акыев, за четыре дня до этого спешно произведенный Ниязовым в заместители председателя правительства. (Председателем правительства, если кто не знает, является сам Ниязов)

Там, в Казани, в атмосфере дружелюбия и подчеркнутого взаимного уважения, которую не нарушали даже "цветные" Михаил Саакашвили и Виктор Ющенко, Акыев передал Владимиру Путину обращение своего патрона к главам государств СНГ с просьбой поддержать позицию об участии Туркменистана в СНГ в качестве "ассоциированного члена", приложив к нему "Основные принципы участия нейтрального Туркменистана в СНГ", разработанные Ашхабадом.

Главы государств приняли обращение Ниязова к сведению и решили вернуться к обсуждению вопроса о членстве Туркменистана в СНГ на следующем саммите, который должен состояться в будущем году в Минске.

Комментарии политиков и журналистов, последовавшие за казанскими событиями удивляют своей противоречивостью. Кто-то утверждает, что ЭТО хорошо для СНГ, кто-то говорит, что плохо… Многие, так и не разобравшись с ЭТИМ и не определившись со своим к нему отношением, вообще воздержались от комментариев.

Что же это такое?

Что на самом деле произошло с членством Туркменистана в СНГ?

Ниязов говорит о "выходе". Накануне, 1 сентября, он провел выездное заседание Кабинета министров Туркменистана в Губадагском этрапе Ташаузского велаята, где хоть и не совсем внятно, но пояснил свою позицию относительно статуса своей страны в СНГ:

"Многие люди не понимают, почему мы вышли из СНГ. В декабре исполняется 10 лет с тех пор, как ООН объявила нас нейтральной страной. Мы это хорошенько отпразднуем, но у нас есть обязательства. Мы не имеем права вступать в военные союзы с иностранными государствами. Мы не имеем права участвовать в войнах. Мы не имеем права производить оружие и вступать в военные союзы [так у Ниязова - прим. автора]. Более того, мы не имеем права покупать оружия больше, чем нам нужно для обороны, и это количество установлено. Мы должны полностью поддерживать мирные программы по нераспространению ядерного оружия. Мы не должны ввозить в страну оружие массового поражения. Мы не должны разрешать транзит военных грузов через наше воздушное пространство или по железным дорогам. Это наши обязательства согласно резолюции ООН. В настоящее время множество военных договоров в рамках СНГ, по которым проводятся военные учения, но мы не должны принимать в них участия, и многие люди не понимают, почему Туркменистан не принимает в них участия. Вот почему мы все это объяснили и сказали им, что мы выходим из СНГ. Лидеры всех стран СНГ поддержали эту идею. Поэтому мы добровольно отдали свое право голоса в СНГ по любым вопросам. Более того, теперь никакие их резолюции и декларации нас не касаются".

Стремление Ниязова к тому, чтобы его не касались никакие резолюции, кроме своих собственных, вполне понятно. Однако за пределами Туркменистана на демарш Туркменбаши смотрят по-другому. Исполнительный секретарь СНГ Владимир Рушайло, например, заявил, что ассоциированное членство в СНГ вообще "не предусмотрено никакими уставным документами". "Нам этот вопрос нужно проработать и доложить результаты главам государств", - сказал Рушайло. Об этом же говорится и в соответствующем решении Совета глав государств СНГ, подписанном в Казани:

"По предложению Туркменистана об участии Туркменистана в качестве ассоциированного члена в Содружестве Независимых Государств с учетом его нейтрального статуса, поручить Исполнительному комитету СНГ совместно с Туркменистаном подготовить проект Соглашения об участии Туркменистана в Содружестве Независимых Государств на правах ассоциированного члена и внести его в установленном порядке на рассмотрение Совета глав государств СНГ".

На каком основании ниязовские СМИ уже на следющий день после саммита провозгласили выход Туркменистана из СНГ свершившимся фактом, непонятно. Да еще с неудержимым пафосом - "Инициатива Сапармурата Туркменбаши о новом статусе Туркменистана была целиком и полностью поддержана и одобрена всеми руководителями стран-членов Содружества!"

Не могла инициатива Туркменбаши быть ни поддержана, ни одобрена хотя бы потому, что подобным образом вопрос в Казани не ставился. Инициативу Туркменбаши приняли к сведению - это верно, но до одобрения еще очень далеко. Оно может и вовсе не состояться, если Ниязов не прекратит открыто демонстрировать свое пренебрежение соседями.

На пресс-конференции, посвященной итогам казанского саммита, 31 августа Владимир Рушайло заявил, что, несмотря на заявление о своем ассоциированном членстве, Туркменистан продолжит сотрудничать с СНГ, что "вытекает из документов, которые были подписаны Туркменией на саммите в Казани". Что имел в виду Рушайло, неясно, так как, в свою очередь, выступая 1 сентября в МГИМО, министр иностранных дел России Сергей Лавров сообщил, что Соглашение о гуманитарном сотрудничестве, "которое создает рамки для развития взаимодействия в сфере культуры, искусства, науки, образования и спорта", в Казани подписали все страны, кроме Туркмении.

Получается, что изложив "основные принципы участия нейтрального Туркменистана в СНГ" в обращении к своим коллегам, Ниязов тут же эти принципы нарушил, отказавшись подписать не военный, но сугубо мирный договор, никак не противоречащий "нейтральным" обязательствам Туркменистана.

Желая как можно скорее отмежеваться от назойливого сообщества, мешающего ему почувствовать себя окончательно независимым от внешнего мира, Ниязов увлекся. Ему видимо не объяснили, что до того, как будут выполнены указанные в решении Совета глав государств СНГ условия, статус Туркменистана в организации останется неизменным, какие бы односторонние шаги он ни предпринимал. Ниязов может сколько угодно рассказывать ташаузским колхозникам про свой нейтралитет, с точки зрения международного права его заявления о выходе из СНГ не стоят ни гроша.

В то же время некоторые другие слова и идеи новоиспеченного "ассоциированного члена", опять же с точки зрения международного права, вполне могут заинтересовать ООН и другие структуры, на которые при каждом удобном для себя случае так любит ссылаться туркменский диктатор. Недавно Комитет ООН по ликвидации всех форм расовой дискриминации уже обнаружил в святая-святых ниязовской идеологии - "Рухнаме", ряд откровенно расистских высказываний. Да и уже упомянутая речь перед ташаузскими колхозниками изобиловала заявлениями, мягко говоря, странными. К примеру, рассуждая о коррупции среди госчиновников, Ниязов сказал: "Вот, у вас тут [в Ташаузском велаяте] было три хякима, так мне пришлось их всех троих посадить в тюрьму". Как вам такой пассаж? А с точки зрения международного права?




Туркмения продаст газ дважды "Газпрому" и "Нафтогазу Украины"

07.09.2005. Коммерсант

Наталия Гриб; Олег Гавриш (Киев)

Вчера глава НАК "Нафтогаз Украины" Алексей Ивченко заявил, что в октябре подпишет с президентом Туркмении Сапармуратом Ниязовым соглашение о закупке 60 млрд кубометров газа ежегодно в течение 30 лет. В "Газпроме", уже подписавшем соглашение с Туркменией о ежегодных закупках с 2007 года тех же объемов газа, заявили, что новый договор НАК не будет действительным без разрешения российской компании. А также усомнились в возможности обслуживания Туркменией обоих покупателей при нынешнем уровне добычи. Скорее всего, президент Туркмении использует конкуренцию между газовиками для взвинчивания цен по обоим контрактам.

В этом году Украина покупает у Туркмении 38 млрд кубометров газа по $68 за тысячу кубометров и 23 млрд кубометров по $50. Суммарно за 61 млрд кубометров газа в 2005 году, по расчетам Ъ, НАК заплатит $2,58 млрд (российский газ поставляется в оплату транзита в Европу).

Вчера председатель правления НАК "Нафтогаз Украины" Алексей Ивченко сообщил, что во время предстоящего в октябре визита в Киев президента Туркмении Сапармурата Ниязова будет подписано долгосрочное межправительственное соглашение о поставке туркменского газа на Украину. "В документе говорится, что в течение 30 лет мы ежегодно будем закупать до 60 млрд кубометров туркменского газа,– заявил глава НАК.– Цена не оговаривается, потому что соглашение рамочное".

Как стало известно Ъ, госкомпания "Туркменнефтегаз" обязуется поставлять на Украину с 2006 по 2036 год газ в объемах 50-60 млрд кубометров в год, при этом форма оплаты будет определяться ежегодными контрактами. Соглашение также предусматривает возможность создания консорциума для строительства нового трубопровода по территории Туркмении, Казахстана, России и Украины для прямого экспорта туркменского газа в ЕС. Правда, напрямую этот вопрос в проекте соглашения не оговаривается.

Напомним, предварительные переговоры о заключении этого соглашения президент Украины Виктор Ющенко провел со своим туркменским коллегой в марте и с тех пор о судьбе документа ничего не было известно. Если соглашение будет подписано, оно неизбежно вступит в противоречие с договором России и Туркмении от 2003 года, предусматривающим продажу в 2007 году "Газпрому" "Туркменнефтегазом" 60-70 млрд кубометров газа, в 2008-м – 63-73 млрд, с 2009-го – 70-80 млрд кубометров.

Публикуемая статистика добычи газа в Туркмении говорит о нереальности этих планов. Официально подробные данные о газовом балансе страны не раскрываются. Российские источники утверждают, что в 2004 году она экспортировала 58,5 млрд кубометров газа и уровень добычи падает. Впрочем, даже с учетом традиционно декларируемого Туркменией роста добычи газа его все равно не хватит на оба контракта.

Для "Газпрома" контракт 2003 года означал прекращение работы с туркменским газом, поставляемым на Украину, в режиме транзита и переход к самостоятельным поставкам газа в страну по ценам, близким к европейским. Ни продление украинского контракта на 20 лет, ни неконтролируемый "Газпромом" трубопроводный консорциум для конкурирующего с ним экспорта газа в Европу "Газпрому" категорически невыгодны.

Вчера в "Газпроме" согласились, что Туркмения может подписать соглашение с НАК, но поставили под сомнение его исполнение. "Газопровод Средняя Азия–центр не может пропустить более 50 млрд кубометров по территории Узбекистана,– неофициально добавляют в 'Газпроме'.– А поскольку с 1 января 'Газпром' является единственным оператором поставок среднеазиатского газа, то без его разрешения подобное соглашение просто недействительно".

По мнению отраслевых экспертов, заключая два очевидно конкурирующих договора, Туркмения рассчитывает реально продать газ тому, кто заплатит больше, развернув борьбу между ключевыми покупателями – НАК и "Газпромом". В случае покупки 60 млрд кубометров газа у Туркмении по $80 за тыс. кубометров, на чем в начале года настаивал президент Туркмении, Украине придется заплатить за газ $4,8 млрд (на $2,22 млрд больше, чем она тратит на газ сейчас). Если Туркменбаши настоит на той же цене для "Газпрома", последний потратит на закупку газа в Туркмении также примерно на $2 млрд больше, чем рассчитывает. Впрочем, по крайней мере часть расходов он компенсирует, перепродавая этот газ Украине с двухпроцентной надбавкой.

В пресс-службе посольства Туркмении вчера Ъ заявили, что визит президента Ниязова в Киев состоится, но в декабре.




Cлухи о создании американской базы в Туркмении могут оказаться дезинформацией, которую распространяет Россия

08.09.2005. EurasiaNet

Стивен Бланк

Российские органы информации продолжают публиковать статьи, в которых утверждается, что Соединенные Штаты собираются создать военную базу в Туркменистане. Обстоятельства, окружающие эти сообщения, внушают мысль о том, что Россия развернула кампанию дезинформации с тем, чтобы оказать давление на Туркменистан и вынудить его подчиниться геополитической линии Москвы в Средней Азии.

Сообщения в российских СМИ о возможном создании авиабазы США в Туркменистане начали появляться в конце августа, после решения Туркменистана понизить статус своего членства в Содружестве Независимых Государств. Разрастанию слухов способствовал визит 23 августа в Ашгабат генерала Джона Абизейда, командующего Центрального командования вооруженных сил США (CENTCOM).

Кампания в российской прессе продолжилась и в сентябре. Так, 6 сентября агентство РИА "Новости" сообщило, что "Соединенные Штаты могут вскоре перевести военную базу из Узбекистана в Туркменистан". В тот же день веб-сайт "Правды" сообщил, что "несколько строительных компаний из Объединенных Арабских Эмиратов подготовили к эксплуатации авиабазу Мары-2", чтобы она могла принять американских военнослужащих и авиацию США.

Представители Пентагона неоднократно и самым решительным образом опровергали эту информацию. А 7 сентября туркменский МИД выступил с заявлением, в котором назвал сообщения о возможной сделке по базе "вымышленными".

"Туркменистан дорожит статусом постоянного нейтралитета", – говорится в заявлении туркменского МИДа, выполняющего установку президента Сапармурата Ниязова – "не размещать на своей территории военные базы иностранных государств".

Кроме официальных опровержений, есть ряд факторов, говорящих за то, что в ближайшее время создание американской базы в Туркменистане маловероятно. Во-первых, нет ни единого факта, который свидетельствовал бы об изучении самого месторасположения базы. В отсутствие такого анализа создание авиабазы представляется делом отдаленного будущего. Кроме того, Мары, где якобы будет создана база США, находится в сейсмоопасной зоне – факт, который затрудняет дислокацию в этом районе военнослужащих и техники.

В российских сообщениях говорится, что во время визита генерала Абизейда в Ашгабат обсуждались последние детали соглашения по базе. Однако гораздо более вероятно, что визит генерала Абизейда был посвящен тому, о чем говорится в коммюнике, выпущенном позднее посольством США, а именно обсуждению общих вопросов безопасности и выражению благодарности Ниязову за содействие в оказании гуманитарной помощи Афганистану. Кроме того, командующий CENTCOM постоянно встречается с главами государств в зоне своей ответственности.

Развернутая Москвой информационная кампания игнорирует тот факт, что любая попытка Пентагона создать базу в Туркменистане натолкнулась бы на сильнейшее сопротивление в Вашингтоне. Члены правительства, отвечающие за формирование внешней политики, считают, что основой американской внешнеполитической стратегии должны быть демократизация и соблюдение прав человека. Именно поэтому, говорят они, Вашингтон и был выдворен с узбекской базы "Карши-Ханабад".  Все знают, что политическая система в Туркменистане – самая репрессивная из всех, существующих в Средней Азии. Даже Узбекистан, представляющий собой не что иное, как авторитарное государство, кажется по сравнению с культом личности Ниязова демократическим раем в духе Джефферсона. С учетом этого обстоятельства невозможно себе представить, чтобы внешнеполитическое сообщество в США одобрило идею создания авиабазы в окрестностях Мары.

Здраво рассуждая, нет никаких оснований для заключения, что в скором времени в Туркменистане появится американская авиабаза. Зачем же распространяется подобная информация? Ответ достаточно очевиден: Москва, скорее всего, расстроена решением Ниязова понизить статус Туркменистана в рамках СНГ, и российские власти решили организовать кампанию в СМИ и в дипломатических кругах с тем, чтобы заставить Туркменбаши пересмотреть свою позицию.

В течение многих лет российские СМИ фабриковали аналогичные сообщения об Азербайджане с тем, чтобы заставить Баку отказаться от американской военной помощи и не заключать с США соглашения о создании базы. Слухи о туркменской базе, скорее всего, являются еще одним примером такого курса. Вполне вероятно, что кампания дезинформации в российских СМИ будет продолжаться до тех пор, пока Туркменистан не вернется в состав СНГ.




Американское военное присутствие в Туркменистане

13.09.2005. Навигатор (Казахстан)

Ильдар Курбанов

В конце августа в Ашхабаде прошли успешные переговоры главы Центрального командования США генерала Джона Абизейда с Туркменбаши о расширении американского военного присутствия в Туркменистане, считающимся одной из самых закрытых стран мира. Несмотря на то, что лидер страны Сапармурад Ниязов регулярно входит в ежегодный международный список самых деспотичных диктаторов мира, Пентагон готов поступиться ради доступа к туркменским стратегическим аэродромам принципами США, как главного проводника демократии в мире.

С 2002 года между Туркменистаном и США действует соглашение об использовании самолетами военно-транспортной авиации США туркменского воздушного пространства и международного гражданского аэропорта города Ашхабада для дозаправки самолетов, перевозящих гуманитарные грузы в Афганистан. Данное сотрудничество ежегодно приносит туркменской казне от 8 до 12 миллионов долларов США. Однако использование данного аэропорта создает для Ниязова определенные неудобства и несет для его режима серьезную угрозу.

Рассказывает сотрудник туркменских спецслужб Шохрат, попросивший не называть его фамилию: "В международном аэропорту американцы создали закрытый терминал, на территорию которого мы не имеем доступ. Что там творится, мы не знаем. Проверку грузов, перевозимых иностранными военными самолетами, мы осуществляем только по документам, представляемым американской стороной, и не можем проверить - соответствуют ли эти грузы гуманитарному предназначению. Такой порядок нас не устраивает, но ничего поделать мы не можем".

Охрана периметра американского терминала в туркменском международном аэропорту осуществляется вооруженными военнослужащими спецподразделений США. За период с 2002 года известны как минимум 5 случаев применения оружия при попытке пресечения проникновения на территорию терминала посторонних лиц. Их жертвами стали туркменские подростки, которые из чувства любопытства пытались посмотреть на американский военный городок. В двух случаях подростки получили пулевые ранения, и были госпитализированы. Их родители – подверглись устрашению и в письменной форме были предупреждены туркменским спецслужбами о запрете на разглашение информации по данным фактам.

В конце 2003 года, в пику, когда Туркменистан, подвергаясь критике администрации США по поводу соблюдения в стране религиозных свобод, стоял перед угрозой включения в список SPS, было заключено двустороннее соглашение в отношении статьи 98 Римского Статута. Согласно данному соглашению американские военнослужащие, совершившие преступления на территории Туркменистана, выводились из-под юрисдикции Международного суда.

Такой режим пребывания американских военнослужащих в аэропорту туркменской столицы оказался невыгодным Туркменбаши по нескольким причинам.

Как бы это не скрывалось американской стороной, стало известно, что грузы, перевозимые через Ашхабад, носят не только гуманитарный, но и чисто военный характер. Данное обстоятельство прямо противоречит содержанию двусторонних отношений и бросает тень на международный статус Нейтралитета, которым так гордится Туркменбаши.

Имеются свидетели, которые заявляют, что при поломке авиаборта производилась перегрузка на прибывший дополнительный самолет легкого стрелкового и среднего вооружения, и даже боевых вертолетов "Апачи" в полусобранном виде. Также известен случай, когда при аварийной посадке американского военного авиалайнера, приземлившегося в 2003 году на военный аэродром Ак-Тепе (расположен недалеко от Ашхабада) производилась перегрузка бронетехники.

Такое "соседство" поблизости от центральной резиденции Туркменбаши не может его не беспокоить.

Рассказывает сотрудник личной охраны Ниязова Давлет, также пожелавший не называть своего полного имени: "В 2003 и 2004 годах в аэропорту Ашхабада несколько раз совершали вынужденную посадку американские военные авиаборты, следовавшие из Афганистана. Посадки осуществлялись в порядке уведомления (а не разрешения) туркменских диспетчерских авиационных служб. При приземлении американские военнослужащие, действуя по своим инструкциям на случай аварийной посадки, десантировались с борта и брали его периметр под вооруженную охрану. Представляете, какое впечатление производили данные мероприятия на наших военных и гражданских чиновников?".

Он же продолжает: "Я вас заверяю, что если американцам взбредет в голову пощекотать нервы нашему президенту, то будет достаточно десантировать с военно-транспортного самолета один БТР и отделение спецназа, которые через 20 минут окажутся без какого-либо сопротивления у ворот президентского дворца. При этом мы все разбежимся".

Шохрат, офицер туркменских спецслужб, также добавил: "В 2004 году мы получили достоверную информацию о том, что через американский терминал в международном аэропорту Ашхабада военнослужащим спецназа, охраняющим посольство и другие посольские объекты, было завезено более 300 единиц стрелкового оружия. Несмотря на то, что это прямо противоречит режиму ввоза оружия в Туркменистан, данная информация до сих пор не доложена президенту. Новый министр национальной безопасности, как и его предшественник, просто боится доложить о данном факте, опасаясь гнева Туркмебаши".

Переговоры об использовании американцами иных аэродромов Туркменистана начались более двух с половиной лет назад (а не полгода назад, как пишут немецкие и российские СМИ). При этом рассматривалось три варианта: военные аэродромы - недалеко от Небит-Дага, Ак-Тепе и Мары-2.

Аэродром в Небит-Даге пригоден для более легких военных самолетов, в основном наступательного характера. Данный аэродром расположен в непосредственной близости от иранской границы, что, по политическим соображениям, не позволило Ниязову предоставить его американцам. Тем не менее, со слов офицера Генерального штаба министерства обороны Туркменистана, в ближайших планах рассматривается возможность реконструкции данного аэродрома иностранными строительными компаниями. На вопрос об источниках финансирования реконструкции офицер отказался ответить, сославшись на государственную тайну.

Аэродром в Ак-Депе, в нынешнем его состоянии, также лишь частично приспособлен для приема тяжелой военно-транспортной авиации. Кроме того, он расположен в непосредственной близости от туркменской столицы. Его использование иностранными военными неминуемо будет нести угрозу для Туркменбаши.

В этой связи аэродром Мары-2 оказался наиболее приемлемым и для американцев, и для Ниязова. Данный военный объект способен принимать два и более авиаполка самолетов стратегической авиации. Аэродром расположен вдалеке от областного центра, города Мары, в связи с чем, вокруг аэродрома легко создать зону повышенной безопасности, ограничивающую доступ посторонних.

Ситуацию комментирует офицер Генерального штаба министерства обороны Туркменистана: "Впервые после развала Советского Союза, в сентябре 2004 года на аэродроме Мары-2 побывал представитель иностранного военного атташата. Им являлся военный атташе посольства США. С тех пор в среднем раз в две неделе на аэродроме появляются американские военные эксперты, и началась реконструкция силами арабских строительных компаний".

Расширение американского военного присутствия способно осложнить отношения Туркменистана с Ираном и Россией. Но в первую очередь использование американцами аэродрома Мары-2 несет прямую угрозу режиму Ислама Каримова в Узбекистане.

Несмотря на видимую нормализацию туркмено-узбекских отношений, между лидерами двух стран сохранилась личная неприязнь. В этой ситуации Ниязов не откажет себе в удовольствии "подставить" узбекского коллегу.

Расширение американского военного присутствия в Туркменистане на первый взгляд противоречит статусу Нейтралитета, не позволяющему размещению на своей территории иностранных военных баз.

7 сентября по инициативе туркменской стороны состоялся телефонный разговор министров иностранных дел России и Туркменистана С.Лаврова и Р.Мередова.

Рашид Мередов проинформировал Сергея Лаврова о заявлении Министерства иностранных дел Туркменистана от 07.09.05., принятом в связи с появившимися в последнее время в некоторых немецких и российских СМИ публикациями о имеющихся намерениях Туркменистана предоставить военный аэродром Мары-2 для размещения военной базы.

Позиция туркменской стороны, выраженная дипломатическим языком, заключается в том, что Туркменистан дорожит международным статусом Постоянного Нейтралитета, признанным ООН, и не намерен вступать в военные блоки и размещать на своей территории военные базы иностранных государств.

Однако... Ситуацию проясняет офицер Генерального штаба министерства обороны Туркменистана: "В последние годы в военной доктрине США произошли некоторые изменения. В частности, они касаются размещения зарубежных военных баз. Пентагон пришел к выводу о целесообразности размещать в ЦА не базы, в старом понимании, а мобильные военные опорные пункты различной категории. Терминал в международном аэропорту Ашхабада – это вспомогательный опорный пункт. В Мары-2 будет размещен опорный пункт 2-ой категории, позволяющий на его основе в оперативном режиме при возникновении необходимости развернуть переброску войск. Формально, если соглашение по использованию американцами Мары-2 будет все же заключено, то в нем не будет термина "военная база", что позволит Ниязову говорить – Туркменистан не размещает на своей территории иностранные военные базы".

Многие российские СМИ, освещающие расширение военного сотрудничества между Туркменистаном и США, оперируют неверной терминологией. Правомерно говорить, что происходит перераспределение авиации США, размещавшейся на узбекском аэродроме Ханабад-2 по опорным пунктам США в Киргизии, Таджикистане и Туркменистане, а не о переброске военной базы США из Узбекистана в Туркменистан.

Каким образом это мероприятие согласуется с нейтральным статусом Туркменистана? На вопрос отвечает бывший высокопоставленный сотрудник туркменского МИДа: "Нейтралитет, признанный за Туркменистаном ООН, всегда являлся не более чем щитом для Ниязова во взаимоотношениях с ближайшими соседями, в первую очередь – с Ираном, Россией и Узбекистаном. По большому счету, Туркменбаши наплевать на политическую реакцию этих стран по поводу использования американцами Мары-2. Ниязов понимает только силу. США предложили хорошие условия, и Ниязов за счет супердержавы не прочь продлить свое политическое существование. Но торг, поверьте, еще не закончен. От США Ниязов потребует многого. И выторговывая условия, он будет максимально тянуть время, и, прежде всего, ссылаясь на негативную политическую реакцию со стороны России, Ирана и Узбекистана".

"Наш президент - еще тот хитрец, и любит выставлять дураками других политиков. Пока существуют геополитические разногласия в регионе, Ниязов останется еще долго у власти. Сейчас для Ниязова ни деньги, ни иные экономические выгоды роли не играют. Его интерес – это время продления своего политического долголетия" - закончил свой комментарий бывший туркменский дипломат.




Вашингтон сотрудничает с Туркменбаши по понятиям

12.09.2005. Независимая газета

Виктория Панфилова

Администрация президента США ежегодно обращается в Конгресс с просьбой не применять к режиму Ниязова каких-либо санкций

Худайберды Оразов – один из лидеров туркменской оппозиции – живет в эмиграции в Стокгольме. В прошлом он возглавлял Нацбанк Туркмении и с Туркменбаши знаком лично. В интервью «НГ» он рассказал о последних инициативах Туркменбаши и о том, какие это может иметь последствия.

-На саммите в Казани Туркмения изменила формат своего участия в СНГ, ограничив его ассоциированным членством. Как, по-вашему, это шаг к окончательному разрыву с Содружеством?

– Во-первых, нужно определиться, можно ли считать страну членом той или иной организации, если она не подписывает ее устав и другие основополагающие документы. Во-вторых, Ниязов игнорировал как проводимые форумы на уровне глав государств, так и исполнение подписанных им же отдельных документов. Поэтому юридически и фактически Ниязов изначально поставил Туркмению вне рамок данной организации. Видимо, желание сохранить некое подобие бывшего СССР, за вычетом республик Прибалтики, не позволяло признать очевидное и лишить Туркмению членства в СНГ. Понимание этого и давало возможность Ниязову вести себя, по сути, оскорбительно по отношению к другим членам СНГ. Направление на последний саммит бывшего своего охранника с письмом о выходе из СНГ – из той же серии оскорблений.

– На что рассчитывал Ниязов: на энергетическую независимость, самодостаточность туркменской экономики или завышенная оценка внешнеполитических позиций Ашхабада?

– По-моему, ни первое, ни второе, ни третье. Как объяснил сам Ниязов, на днях выступая в Ташаузском велаяте, главным препятствием для членства в СНГ является нейтральный статус Туркмении, который не позволяет ей участвовать в военных блоках и вести войны. То есть населению страны внушают, что членство в СНГ – это вступление в военные блоки и война. Только Ниязов не объясняет, почему Туркмения, став нейтральным государством в 1995 году, заявляет о своем выходе из СНГ через 10 лет. Все объяснения Ниязова – обычная циничная ложь, реальные причины – в другом.

На предыдущем саммите 8 мая в Москве Владимир Путин призвал глав государств СНГ принять декларацию о гуманитарном сотрудничестве. Известно, что развитие сотрудничества в гуманитарной сфере создает нормальные условия для развития кооперации в экономической, политической и других сферах. На последнем саммите это соглашение было подписано. В этом и заключается основная причина ниязовской истерии по поводу выхода Туркмении из СНГ. В условиях, когда Ниязов прилагает огромные усилия по изоляции страны от внешнего мира, уничтожению всех сфер человеческой жизнедеятельности внутри страны, репрессии следуют за репрессиями, а страна, по сути, превратилась в один большой концлагерь, именно сотрудничество в безобидной гуманитарной сфере смертельно опасно для режима Ниязова.

– Разрыв с СНГ, в том числе и с Россией, создаст проблемы для Ашхабада в отношениях с соседями по региону...

– Конечно, отказ от полноценного членства в СНГ может преподнести Ниязову неприятные сюрпризы. Наверное, поэтому, несмотря на комментарии самого Ниязова об окончательном выходе из СНГ, Владимир Рушайло сделал заявление о том, что пока у СНГ нет положения об ассоциированном членстве, Туркмения, мол, готова оставаться полноправным членом СНГ. Но примет ли Ниязов этот совет – большой вопрос.

– Недавно в Туркмении был командующий Центральным командованием США генерал Джон Абизайд. Правда ли, что США заинтересованы в размещении своей военной базы в Мары?

– С геополитической точки зрения бывшие военные базы СССР, расположенные недалеко от Мары и недалеко от Ашхабада в местечке Ак-депе, очень выгодны. Надо вспомнить, что эти базы в свое время были созданы как противовес военным базам США на территории Ирана. Что касается сотрудничества правительства США с Ниязовым в использовании туркменских баз, а также в других сферах, так оно есть. И обе стороны, кажется, довольны друг другом. Самолеты летают, американские военные – частые постояльцы гостиниц Ашхабада и Мары. Хотя официально оформлять в качестве военной базы США эти объекты, я думаю, никто не будет. Это не в стиле Ниязова – делать что-либо открыто. Поэтому, если даже будет происходить более расширенная и интенсивная эксплуатация этих объектов со стороны США, все будет строиться на устных договоренностях. И такая система отношений дает свои плоды. В это трудно поверить, но это факт: несмотря на многочисленные решения международных организации о катастрофическом положении дел в Туркмении, администрация США ежегодно обращается в Конгресс с просьбой не применять по отношению к Ашхабаду каких-либо санкций. Цели и направления американской помощи тоже говорят сами за себя: из 16 млн. долл., выделенных Туркмении в этом году, 10 млн. предназначено спецслужбам. Из года в год ниязовские спецслужбы оснащаются самой современной техникой и оружием на американские средства якобы на борьбу с терроризмом и наркоторговлей. Хотя американцы прекрасно знают, с кем и как борется Ниязов. Так можно перечислять долго. Видимо, прав депутат Госдумы РФ Алексей Митрофанов, когда предлагает российскому руководству работать с Ниязовым не по международным нормам, а по понятиям, и тогда, мол, все будет хорошо. Судя по всему, американскими «защитниками открытости и прозрачности» этот принцип давно и хорошо усвоен.

– На чем основана внешняя политика Туркмении?

– Никакой государственной внешней политики у режима Ниязова нет. Основные установки – обманывать мировое сообщество о реальном положении дел внутри страны, находить бизнесменов с криминальным душком для издания и распространения на различных языках сумасбродных произведений Туркменбаши, использовать возникающие противоречия между государствами для проведения различных интриг. А главная стратегическая задача – скрывать массовые преступления, совершаемые Ниязовым, и придать его незаконному правлению видимость легитимности.

– Но что-то поддерживает политическую систему в Туркмении...

– Власть Ниязова держится только на страхе и насилии. Конвейер репрессий не останавливается ни на минуту. Чтобы не быть голословным, приведу пример. Из двух предыдущих председателей парламента один убит в тюрьме, другой – сидит. Все три председателя Центробанка, работавшие после меня последние 5 лет, сидят в тюрьме. Вице-премьеры, министры, руководители силовых структур, местных органов, о ком не спросишь, – или убиты, или сидят в тюрьмах. Любой человек, выразивший недовольство даже по мелким бытовым вопросам, оказывается или за решеткой, или в психушке. Вот что такое стабильность по-ниязовски.

– Есть ли у противников Ниязова хоть какие-то шансы проявить себя или все ограничится критикой издалека?

– Все ресурсы не самой бедной страны направлены на сохранение власти одного человека. Поэтому это нелегкая задача. Но у нас нет другого выхода, кроме как бороться до конца.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ