Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №53(01.06.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ЗАКАВКАЗЬЕ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

В ЗЕРКАЛЕ СМИ



Коммерсант,
22 мая 2002

В Думе заступились за русских перед их зарубежными соотечественниками

Екатерина Фоменко

 Вчера в Государственной думе прошли парламентские слушания «О положении граждан России, постоянно проживающих в государствах - участниках СНГ и странах Балтии, и мерах по их поддержке и защите». Представители русских диаспор публично поссорились с чиновниками и решили больше не полагаться на Россию, а защищать свои права самостоятельно.

В президиуме сидели депутаты из фракции «Яблоко» Владимир Лукин и Вячеслав Игрунов и член Совета федерации Олег Пантелеев. В зале - руководители русских диаспор и чиновники из МИДа, МВД, правительства Москвы и аппарата уполномоченного по правам человека при президенте РФ.

Первыми выступили господа Лукин и Игрунов, которые вкратце рассказали о положении российских граждан за рубежом и о том, «что равенство с гражданами остальных государств существует только на бумаге». Затем слово предоставили руководителю департамента по делам соотечественников при МИДе Борису Цепову, чья речь произвела на собравшихся сильное впечатление. Господин Цепов рассказал о тяготах жизни за границей и о бюрократизме российских чиновников. «Человеку, проживавшему в Казахстане, десять лет назад дали российское гражданство, а когда он решил жить на родине, чиновники потребовали, чтобы он свое гражданство подтвердил. Получается, что у нас человек из плохой жизни попадает в еще более худшую», - сказал Борис Цепов. После выступления, собравшиеся буквально завалили его вопросами и переспрашивали друг друга, «как фамилия этого смелого господина».

Вслед за Борисом Цеповым осмелела и остальная аудитория: представители русских диаспор один за другим поднимались на трибуну и оттуда подробно рассказывали о том, как их притесняют и лишают прав. Гости из Эстонии, Литвы, Киргизии и Азербайджана были солидарны в том, что пора защищать права соотечественников за рубежом и облегчить им возвращение в Россию. Гостей сменила депутат Госдумы Тамара Плетнева, которая на самом деле пришла на парламентские слушания по жилищно-коммунальным вопросам, но решила остаться и выступить. «Соотечественники, приехавшие в нашу Тамбовскую область, живут лучше коренных жителей, - заявила она. - Живут на пособия, работать не хотят, из-за них нашим гражданам жилья не хватает. Так что МИД должен с этим разобраться». На это обиделся представитель МИДа Владимир Королев, который считает, что с такими вопиющими фактами должен разбираться не МИД, а Министерство экономического развития, потому что оно отвечает за благосостояние наших граждан, как давно живущих в России, так и вновь прибывших. «Правильно, - поддержал его директор Института стран СНГ Константин Затулин. - МИД не должен этим заниматься, ему просто навязали соотечественников, а он с самого начала заниматься ими не хотел. Лучше давайте создадим самостоятельное независимое ведомство и возобновим работу комиссии по правам соотечественников при президенте, а то Христенко свои полномочия сдал, а никто их не принял». «Все это неправда, - прокричал из зала Борис Цепов. - Дело это, конечно, новое для МИДа, но мы от него не отказываемся, а место Христенко заняла Валентина Матвиенко, у вас, видимо, данные устаревшие». После этого уже весь зал стал кричать и махать руками, так что депутату Лукину, который вел слушания, пришлось даже объявить перерыв.

После перерыва никто не ссорился. Ораторы продолжали рассказывать о тяготах соотечественников и вносили свои предложения по решению вопроса. Руководитель адвокатского бюро по защите прав соотечественников при МИДе Александр Замотин, например, полагает, что нужна конвенция по защите прав соотечественников за рубежом, Юрий Мишин из Эстонии - что необходимо создать институт уполномоченного по конституционным правам российских граждан за рубежом. А представитель Форума переселенческих организаций Лидия Графова заявила собравшимся, что последний шанс помочь русским - это всероссийский съезд соотечественников, который уже назначен на 20 июня.

Наслушавшись выступлений, представители русских диаспор соседних государств познакомились друг с другом лично, обменялись телефонами и решили защищаться самостоятельно, без помощи российских властей.

Мигранты борются за свои права

1 июля 2002 года вступит в силу новый закон «О гражданстве», который существенно затруднит процесс получения российского подданства. В соответствии с новым законом гражданин другого государства сможет получить российский паспорт через пять лет с момента получения вида на жительство. При этом претендент на гражданство будет обязан иметь законный источник средств к существованию, заявить об отказе от прежнего гражданства, знать русский язык и Конституцию РФ. Все граждане бывшего СССР лишаются автоматического признания их гражданами России и получают гражданство на общих основаниях. В связи с вступлением закона в силу 20 и 21 июня в Москве пройдет Всероссийский чрезвычайный съезд в защиту прав мигрантов, организованный Форумом переселенческих организаций. Съезд пройдет при поддержке посольств Швейцарии и Нидерландов, Международной организации миграции, Фонда Сороса, фракций «Яблоко» и СПС в Госдуме. Участники съезда потребуют от властей изменения миграционной политики в отношении зарубежных соотечественников и иммиграционной амнистии для всех, кто прожил в России более трех лет.

Президент Российской Федерации Владимир Путин о проблемах русскоязычного населения СНГ и Балтии

Из послания-2002:

«Мы должны сделать Россию процветающей и зажиточной страной. Чтобы жить в ней было комфортно и безопасно. Чтобы люди могли свободно трудиться, без ограничений и страха зарабатывать для себя и для своих детей. И чтобы они стремились ехать в Россию, а не из нее. Воспитывать здесь своих детей, строить здесь свой дом». 26.01.2002

Президент указал, что существует много проблем в работе с российскими гражданами за рубежом как на государственном уровне, так и на уровне МИД. «Мы явно не дорабатываем с русской диаспорой и в защите русского языка и культуры за рубежом», - отметил глава государства.

08.08.2001

В ответном письме главы государства ленинградской блокаднице Людмиле Александровне Аванесовой, живущей в Риге: «... нельзя допускать, чтобы эти люди чувствовали себя брошенными, забытыми. Убежден, что Россия просто обязана твердо отстаивать их законные права и интересы. Пока удается сделать далеко не все. Но тут мы не пожалеем никаких усилий».

11.10.2001

На Конгрессе соотечественников: «Россия заинтересована в гораздо более тесном, чем сейчас, общении с русской диаспорой».

«Россия заинтересована в возвращении россиян на родину - это диктуется и экономическими и моральными аспектами». «Соотечественники должны иметь равные права граждан тех стран, где они проживают, и Россия будет бороться за это, квалифицированно, грамотно и твердо».




Мегаполис-Континент,
20 мая 2002

Москва своих не забывает

Яна АМЕЛИНА

В июне московское правительство примет комплексную целевую среднесрочную программу поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы. На днях прошло ее обсуждение.

Столичная мэрия давно оказывает значительную помощь тем, кто не по своей воле оказался за пределами России. Только в прошлом году в школы с преподаванием на русском языке в странах СНГ и Прибалтики отправили почти 250 тысяч учебников более чем на 3 миллиона рублей. Переподготовку в России прошли около 150 преподавателей из государств ближнего зарубежья. В Литве, Латвии и Эстонии действовала программа "Стипендия мэра Москвы", давшая возможность получить высшее образование десяткам наиболее подготовленных русских студентов. Вскоре ее планируется распространить и на государства СНГ.

В Риге московская мэрия купила здание для Московского культурно-делового центра, а в Симферополе открыла Русский культурный центр - второй на Украине после львовского. В Москве проводились "круглые столы" по проблемам соотечественников и Дни культуры соседей по Содружеству.

Теперь, когда стало ясно, что работа с российскими соотечественниками - не разовая акция, в Департаменте международных связей мэрии создали соответствующий отдел. Пришло время подумать и о долгосрочных планах. Приоритетами новой программы объявлены содействие организациям и объединениям соотечественников в самоорганизации диаспоры, обеспечение их экономического, информационного и культурного взаимодействия, а также создание разветвленной информационной сети, способной обеспечить целостное представление о состоянии и развитии "русского мира" и помогающей прогнозировать развитие социально-политических и культурных процессов, происходящих в российском зарубежье.

Предполагается создание международной организации зарубежных соотечественников, оказание им правовой помощи, мониторинг их прав и законных интересов, поддержка, в том числе финансовая, общественных объединений и организаций диаспоры, ее культурных, образовательных и информационных проектов, русского языка, образования и культуры в государствах проживания, развитие экономического сотрудничества Москвы и диаспоры, поддержка социально незащищенных слоев соотечественников. В 2002 году на эти цели московское правительство выделило 120 миллионов рублей. Планируется, что в ближайшие годы финансирование комплексной программы будет происходить в не меньших объемах за счет средств столичного бюджета и внебюджетных фондов.

Активно обсуждается предложение директора Института стран СНГ Константина Затулина об открытии Московского дома соотечественника. Под его крышей начнут работать центр по защите прав русскоязычного населения в странах СНГ, центр поддержки русского языка и культуры, центр изучения русской диаспоры, литературный архив русского зарубежья, молодежный центр, постоянная экспозиция, рассказывающая о деятельности правительства Москвы в области поддержки соотечественников за рубежом. Предполагается и издание информационного листка, а в дальнейшем - полноценной газеты. При Московском доме соотечественника будут организованы Попечительский и Общественный экспертный советы, объединяющие спонсоров и друзей русской диаспоры.

Представители русских организаций и общин постсоветского пространства, участвовавшие в обсуждении программы мэрии, высказали ряд замечаний и предложений, касающихся наиболее рационального распределения денег. Так, председатель Всеукраинского общества русской культуры "Русь" Валентина Ермолова призвала московское правительство оказать поддержку русскому образованию на Украине, особенно высшей школе, формированию русскоязычных библиотек, изданию новых, непредвзятых, учебников истории. Нужно, считает она, помогать и канонической Украинской православной церкви Московского патриархата. По ее словам, русские Украины постепенно теряют надежду на помощь России в решении проблем русского образования, языка и .культуры. Возглавляемое Ермоловой общество за десятилетие своего существования получило из России всего один компьютер и один факс. По ее мнению, "русский фактор" на последних выборах в Верховную раду Украины не сработал потому, что русские, видя реакцию российского руководства, говорили: все равно все бесполезно.

Для русских, проживающих в Узбекистане, одна из важнейших проблем - организация заочного обучения в российских вузах. По словам председателя Русского культурного центра Узбекистана, члена Совета соотечественников при Государственной думе РФ Сергея Зинина, в настоящее время около 10 тысяч граждан, в основном славяне, учатся в России заочно, однако руководство Узбекистана чинит им различные препятствия. В этом государстве запрещена деятельность представительств иностранных вузов, а выезд в Россию на сессию стоит чрезвычайно дорого. Большие сложности возникают и при подтверждении полученного заочно диплома. При этом количество мест на русских отделениях в местных институтах гуманитарного профиля составляет всего 8-9 процентов от общего числа, а в технических - не более четверти. На сегодня число русских в Узбекистане составляет около миллиона, а русскоязычных - 2,5 миллиона. Как сообщил С. Зинин, около 16-17 тысяч русских стоят в очереди на получение российского гражданства.

У русских Казахстана - свои сложности. Как рассказала председатель Казахстанской ассоциации учителей русских школ Ольга Сарманова, им присылают российские учебники и пособия, запрещенные к использованию в русских школах Казахстана. Кроме того, Россия берет на себя доставку книг только до казахстанской границы. Чтобы растаможить груз и переслать его по назначению, требуется около пятисот долларов, которых у местных русских просто нет. Учитывая, что использовать подарок они тоже толком не могут, такая помощь представляется напрасной тратой денег. Ольга Сарманова предложила сократить количество присылаемых учебников, заменив их обучающими программами на современных аудио- и компьютерных носителях, которые гораздо легче распространять, а также русской художественной литературой для пополнения школьных библиотек. Характерно, что с такой же просьбой она обращалась к Московскому комитету образования более года назад, однако пока все осталось по-прежнему.

Хочется надеяться, что демонстрируемый сейчас системный подход столичного правительства к решению проблем соотечественников позволит устранить подобные досадные огрехи. Предложенная мэрией программа хотя бы в небольшой мере поможет удовлетворению экономических, культурных и информационных потребностей русских, оказавшихся за пределами России. А там, возможно, и федеральное правительство подтянется.




GazetaSNG,
22 мая 2002

Соотечественников надо защищать

Александр Орлов

Одним из пунктов повестки дня сегодняшнего заседания Госсовета - проблемы беженцев и переселенцев из стран СНГ. К таковым, естественно можно причислить и русскоязычное население. Однако не стоит забывать о том, что в настоящее время в государствах Содружества проживают российские граждане, многие из которых подвергаются дискриминации.

Вчера в Госдуме прошли парламентские слушания на тему "О положении граждан РФ, постоянно проживающих в государствах-участниках СНГ и странах Балтии, и мерах по их поддержке", организованные Комитетом по делам СНГ и связям с соотечественниками. Как сообщили "ГазетеСНГ" в пресс-службе Института стран СНГ, в этом мероприятии приняли участие депутаты обеих палат российского парламента, руководители профильных подразделений МИДа и МВД, представители правительства Москвы и Института стран СНГ, члены думского Совета соотечественников, руководители русских общин в ближнем зарубежье и переселенческих организаций в России.

Глава недавно созданного департамента по делам соотечественников и правам человека МИД РФ Борис Цепов обратил внимание на то, что на сегодняшний день "наши соотечественники больше страдают не от местных властей, а от собственных". Он также отметил, что для МИДа это направление является новым и призвал собравшихся оказать его ведомству помощь в вопросе о том, на что направить предусмотренные бюджетом средства. По его словам, "должна быть четкая связь между такими учреждениями, как МИД, МВД, Минкультуры, Миноброазования". В свою очередь, представитель Федеральной миграционной службы МВД Владимир Волох заявил, что "демографическая проблема в России может решаться с учетом прибывания бывших соотечественников" – за 10 лет в Россию приехали более 9 млн мигрантов.

Большой резонанс среди участников заседания вызвала речь директора Института стран СНГ Константина Затулина. Он сосредоточил свое выступление на причинах, по которым до сих пор не создан округ по выборам депутата Государственной Думы от граждан РФ, проживающих за рубежом. Хотя эта тема обсуждается с 1995 г. и на словах все поддерживают такое решение, на практике ничего не делается. По мнению Затулина, это происходит из-за нежелания действующих депутатов-одномандатников менять сложившуюся нарезку округов, а также противодействия МИДа, который не хочет брать на себя дополнительную нагрузку по организации избирательного процесса в среде российской диаспоры. В этой связи участники парламентских слушаний призвали Федеральное собрание рассмотреть вопрос об образовании единого избирательного округа для граждан России, проживающих за рубежом.

Директор Института стран СНГ в очередной раз подверг критике решение о передаче функций по работе с соотечественниками МИДу, а миграционной политики – МВД. По его словам, диаспора и миграция – это сообщающиеся сосуды, и эти вопросы должны быть в одном ведомстве. К тому же у МИДа теперь возникает дилемма – с одной стороны, дипломатам необходимо поддерживать хорошие отношения с действующими руководителями новых независимых государств, с другой – защищать права русскоязычного населения. А это, как правило, означает конфликт с официальными властями. "По каким критериям оценивается успешность деятельности министров внутренних и иностранных дел? - спросил Затулин. - По состоянию борьбы с преступностью и уровню отношений с зарубежными государствами. В этой ситуации проблемы миграции и соотечественников вновь оказываются на тридесятом месте, где они пребывают вот уже 10 лет".

Присутствовавшие на заседании сошлись во мнении о том, что права более чем 350 тысяч граждан России, зарегистрированных на консульском учете в государствах СНГ и Прибалтики, подвергаются постоянной дискриминации в политической, экономической, социальной, правовой сферах. Совету соотечественников при Госдуме было предложено завершить работу по созданию Белой книги нарушений прав соотечественников на постсоветском пространстве, правительству - рекомендовано рассмотреть необходимость разработки соответствующей концепции, которая бы предусматривала приоритеты для этой категории граждан, а также включала в себя определение регионов, наиболее нуждающиеся в притоке трудоспособного населения репродуктивного возраста. Кабинету министров было также рекомендовано обеспечить скорейшее подписание конвенции СНГ в области прав человека, рассмотреть вопрос об укреплении качественного и количественного состава консульских служб, их технического оснащения, активизировать деятельность правительственной комиссии по делам соотечественников, предусмотреть льготы для радио- и телекомпаний, вещающих на территорию бывшего СССР, и печатных изданий, производящих продукцию для русскоязычных читателей. Участники заседания также обратились к президенту России с просьбой взять под личный контроль вопрос о защите прав российских граждан, проживающих за рубежом.




Росбалт,
21 мая 2002

Константин Затулин: Проблемы миграции и соотечественников находятся в России на тридесятом месте

"Проблемы миграции и соотечественников находятся на тридесятом месте, где они пребывают вот уже 10 лет", - заявил сегодня директор Института стран СНГ Константин Затулин, выступая на парламентских слушаниях "О положении граждан РФ, постоянно проживающих в государствах-участниках СНГ и странах Балтии, и мерах по их поддержке". Как сообщили в пресс-службе института, его доклад "вызвал большой резонанс" среди собравшихся - депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, руководителей профильных подразделений МИДа и МВД, руководителей русских общин в ближнем зарубежье и переселенческих организаций в России и других участников встречи.

Константин Затулин остановился на причинах, по которым до сих пор не создан округ по выборам депутата Государственной думы от граждан РФ, проживающих за рубежом. "Хотя эта тема обсуждается с 1995 года, и на словах все поддерживают такое решение, на практике ничего не делается", - подчеркнул он. По мнению К.Затулина, это происходит из-за нежелания действующих депутатов-одномандатников менять сложившуюся "нарезку округов", а также противодействия МИДа, который не хочет брать на себя дополнительную нагрузку по организации избирательного процесса в среде российской диаспоры. Директор Института стран СНГ также подверг критике решение о передаче функций по работе с соотечественниками МИДу, а миграционной политики - МВД. По его словам, "диаспора и миграция - это сообщающиеся сосуды, и эти вопросы должны быть в одном ведомстве". К тому же у МИДа, по мнению К.Затулина, теперь возникает дилемма - с одной стороны, дипломатам необходимо поддерживать хорошие отношения с действующими руководителями новых независимых государств, с другой - защищать права русскоязычного населения. "А это, как правило, означает конфликт с официальными властями", - подчеркнул глава института. Успешность деятельности министров внутренних и иностранных дел оценивается по состоянию борьбы с преступностью и уровню отношений с зарубежными государствами, отметил К.Затулин. Именно поэтому, по его мнению, так мало внимания сейчас уделяется проблемам миграции и соотечественников.




Независимая газета,
22 мая 2002

Жизнь на "тройку"

Наталья Айрапетова

Так эксперты "Независимой газеты" оценили состояние русской диаспоры в ближнем зарубежье

Сегодня подобные исследования в силу разных причин (разрушение и исчезновение общей научной "школы", отсутствие финансирования и научных контактов, политическая "закрытость" ряда стран СНГ и т.д.) настолько редки, что нынешний опыт "Независимой" можно назвать беспрецедентным. Поэтому мы вправе, наверное, рассчитывать на то, что данные этого объективного анализа будут эффективно использованы и российской властью, и российской общественностью, и другими исследователями. Результаты этого анализа резко отличаются от политических деклараций и мифов - и в этом тоже их несомненная польза. И поскольку положение русских именно в ближнем зарубежье до сих пор остается самым больным вопросом, мы решили представить широкому кругу читателей первые итоги коллективной научной экспертизы, в которых прослеживаются неутешительные в целом тенденции.

Положение русской диаспоры в "новом зарубежье", как мы полагаем, на страницах "НГ" (в том числе и в рамках "Русского проекта") регулярно будут оценивать ведущие ученые и специалисты, живущие как в самой России, так и в странах СНГ и Балтии. Оценка (по пятибалльной системе) будет выставляться как для характеристики общей ситуации в каждой из стран Содружества и Прибалтийского региона, так и по отдельным срезам различных проблем (например, возможность получения высшего образования на русском языке, состояние русского бизнеса и т.д.). Свое мнение по этим проблемам будет высказывать специальный совет экспертов "НГ": такая форма работы "коллективного разума" кажется нам и своевременной, и наиболее эффективной. Сегодня положение русской диаспоры в Содружестве и странах Балтии оценивает экспертный совет в следующем составе:

Айрапетова Наталья Артаваздовна - обозреватель "Независимой газеты". Россия, Москва.

Арутюнян Юрий Вартанович - член-корреспондент РАН. Россия, Москва.

Гушер Анатолий Иванович - руководитель Центра стратегического развития. Россия, Москва.

Дробижева Леокадия Михайловна - профессор, доктор исторических наук, директор Института социологии РАН. Россия, Москва.

Затулин Константин Федорович - директор Института стран СНГ (Институт диаспоры и интеграции). Россия, Москва.

Куртов Аждар Аширович - политолог и правовед. Российский институт стратегических исследований. Россия, Москва.

Лысенко Юрий Владимирович - старший научный сотрудник Центра СНГ Дипакадемии МИД РФ. Россия, Москва.

Полоскова Татьяна Викторовна - доктор политических наук,профессор Дипломатической академии МИД РФ. Россия, Москва

Ульянов Юрий Евгеньевич - доктор филологии, председатель Общества российских граждан в Латвии, доцент Пушкинского лицея. Латвия, Рига.

Для характеристики ситуации в странах СНГ и Балтии используется пятибалльная система. Наивысший балл - "пятерка" - обозначает относительно нормальную ситуацию вокруг русских, постоянно действующее цивилизованное правовое поле по решению их проблем, адекватно отраженное в реальной жизни и в практике местных властей (в ряде случаев приводится и "особое мнение" экспертов, которое освещает проблему подчас с неожиданной стороны). Эксперты "НГ" определили свое мнение по следующим параметрам:

1. Реальное положение русской диаспоры в целом.

2. Ее гражданская и политическая активность.

3. Представительство русских в органах власти различных уровней.

4. Отношения с местной властью.

5. Отношения с населением.

6. Уровень правовой защищенности граждан России и этнических русских.

7. Отсутствие миграционных настроений (отмечены ли тенденции к эмиграции из страны проживания).

8. Отсутствие правовых актов, нарушающих двусторонние соглашения с Россией и соглашения в рамках СНГ.

9. Отсутствие правовых актов, нарушающих международные нормы.

10. Официальный статус русского языка.

11. Возможность получения высшего образования на русском языке в государственных учебных заведениях.

12. Возможность получения работы (в том числе и престижной) в государственных учреждениях СНГ и Балтии.

13. Возможность изучать русский язык и русскую литературу.

14. Наличие изданий на русском языке, включая СМИ России (печатные и электронные).

15. Возможность свободного общения на русском языке - в быту, на работе, в государственных и негосударственных учреждениях. Общая атмосфера вокруг говорящих по-русски.

16. Возможность посещать Россию.

17. Связь русской диаспоры с Россией: возможность родственных, культурных, научных, политических контактов.

18. Связь между русской диаспорой ближнего и дальнего зарубежья (в том числе и при "посредничестве" России).

19. Уровень жизни русского населения по сравнению с титульным.

20. Положение русского бизнеса.

"Тройка" - за жизнь, "двойка" - за политическую активность

Общий балл по всем странам Содружества равен в основном "тройке", а известный исследователь Леокадия Дробижева выставила "двойку" (!) русской диаспоре за гражданскую и политическую активность (вопрос 2-й). Связь русской диаспоры с Россией, а также с диаспорой дальнего зарубежья оценена г-жой Дробижевой на "тройку", а положение русского бизнеса - между "тройкой" и "четверкой". Таких же оценок придерживается и другой известный исследователь, посвятивший не один десяток лет сравнительному изучению титульных и нетитульных наций еще в бывшем Союзе, член-корреспондент РАН Юрий Арутюнян.

Известный политик Константин Затулин оказался весьма суров в роли эксперта: он в качестве общего балла выставил Азербайджану "единицу", оценив там гражданскую и политическую активность русских на "двойку", равно как и их представительство в органах власти: такая же оценка выставлена официальному статусу русского языка и положению русского бизнеса (данная графа удостоилась "тройки" в Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Латвии, "четверку" у Затулина получила Литва и Приднестровье, а "единицу" - Узбекистан и Туркмения). "Пятерку" у Константина Федоровича и его коллег получила Белоруссия вместе с Приднестровьем - за отношение к русскому языку и русской культуре, реальную возможность получения образования на русском языке. Но вот в чем г-н Затулин был особенно бескомпромиссен - это в оценке связей между русской диаспорой ближнего и дальнего зарубежья: тут уж все без исключения страны Содружества получили у него, говоря на школьном жаргоне, "кол". Гражданская и политическая активность русских в Туркмении получила ... "единицу".

Хорошо жить на Востоке... или на Западе?

Политолог Аждар Куртов, специалист по Центральной и Средней Азии, в графе 15-й поставил "4" Украине, но специально оговорил, что эта оценка "никоим образом не касается западенцев". Если же говорить об общей оценке в целом, то реальное положение русской диаспоры во всех странах СНГ оценено Аждаром Куртовым на "тройку", гражданская и политическая активность русских - на "двойку", их представительство в органах власти - на "единицу" (!), так же как и официальный статус русского языка, возможность получения высшего образования на русском языке, а также престижной работы. На "двойку" в целом оценен и уровень жизни русского населения по сравнению с титульным. В Казахстане представительство русских оценено на "2". В Узбекистане первые четыре позиции оценены исследователем на "2", так же как и возможность получения престижной работы. В Узбекистане оценена на "двойку" возможность изучать русский язык и русскую литературу, а также возможность посещать Россию. Что же касается Туркмении, то на фоне благополучных отношений с местным населением ("4") первые четыре позиции оцениваются Куртовым соответственно как "2-1-1-2". Туркменистан, несмотря на официальные песнопения с двух сторон, выглядит в этих исследованиях отнюдь не радужно для русских. В Грузии и Азербайджане Аждаром Куртовым довольно низко оценена активность русской диаспоры ("1"), представительство русских в органах власти (соответственно "2" и "1"), уровень правовой защищенности граждан России и этнических русских ("2"), возможность получения высшего образования на русском языке в государственных учреждениях (соответственно "1" и "2").

Особое мнение

Весьма своеобразной оказалась точка зрения на процессы, происходящие в русской диаспоре Содружества, доктора политических наук Татьяны Полосковой. Высоко оценив, в отличие от других экспертов, как более благополучную ситуацию с русскими в странах Балтии (так, положение русского бизнеса во всех трех странах исследователь оценила на "четверку"), Татьяна Полоскова по ряду позиций высказала "особое мнение". Во-первых, отметила, что в Таллинне зафиксирован особый статус русского языка в сфере обслуживания (что является следствием объединенных усилий общественных организаций диаспоры и русского бизнеса), во-вторых, по ее мнению, интерес к языку зависит от интереса к стране в целом (в данном случае - к России), а если учесть что в самом нашем Отечестве, по данным ВЦИОМ, почти треть из опрошенных родителей не желают, чтобы их дети учились и жили в России, то и требовать большего патриотизма от других стран пока нереально. Связь русской диаспоры СНГ с Россией, а также с диаспорой дальнего зарубежья исследователь оценила на "двойку".

Республика Беларусь со знаком "плюс"

Белоруссия в данном исследовании вообще получила более высокие оценки, чем все остальные страны СНГ: руководитель Центра стратегического развития Анатолий Гушер поставил самый высокий общий балл Белоруссии - "четверку" (которая складывается в основном из одних "пятерок"). В Молдавии возможность получения престижной работы, как и статус русского языка, Анатолий Гушер оценил на "двойку". Все страны Балтии с точки зрения получения высшего образования на русском языке в государственных учреждениях получили "единицу".

Итоги и перспективы

Итак, первая коллективная профессиональная экспертиза проведена, и ее итоги, к которым мы будем еще не раз возвращаться, как мы надеемся, натолкнут на размышления прежде всего российскую власть со всеми ее "ветвями". К сожалению, в СНГ и Балтии общая атмосфера вокруг русских и 10 лет спустя после развала СССР оставляет желать много лучшего.




Росбалт,
21 мая 2002

Дни Косово пройдут в октябре в российской столице

В Москве в октябре пройдут Дни Сербского края Косово. Об этом сообщили в пресс-службе Института стран СНГ. Решение о проведении Дней обсуждается в настоящее время в Москве, куда по приглашению мэрии и правительства столицы прибыла делегация Общества сербско-русской дружбы. В состав делегации входят: ведущая актриса Сербского национального театра Ивана Жиго, иеромонах Петр из монастыря в крае Косово, президент Международного славянского форума доктор исторических наук Славенко Терзич и другие представители научной, творческой и религиозной общественности Сербии.

Делегация уже встретилась с вице-мэром Москвы Валерием Шанцевым и советником мэра Москвы директором Института стран СНГ Константином Затулиным. На встрече было решено, что правительство Москвы займется созданием рабочей группы по проведению Дней Косово и окажет содействие в установлении шефских и побратимских связей между сербскими городами, поселками в Косово и российскими городами. Возможно, побратимом одного из сербских городов станет Буденновск.

Предполагается, что делегация пробудет в Москве до 26 мая и в эти дни планирует провести ряд встреч в департаментах культуры и международных связей правительства Москвы, а также переговоры с руководством Русской Православной Церкви. Кроме того, 22-23 мая гости из Сербии примут участие в открывающемся в Рязани кинофестивале "Золотой витязь", а 24 мая - в праздновании Дня святых Кирилла и Мефодия, который будет отмечаться в Москве в рамках Дней славянской письменности и культуры.




Комерсант – Власть №19,
21 мая 2002

О чем с Бушем разговаривать?

23 мая в Россию приезжает президент США Джордж Буш .

Борис Немцов, руководить фракции СПС в Госдуме. Об американских инвестициях в российскую экономику -- в энергетику, в сельское хозяйство, в малый и средний бизнес. О вступлении России в ВТО и в НАТО. Но ни за что я не стал бы говорить о поправке Джексона--Вэника: это будет смешно. Не стал бы говорить и об антирыночной позиции администрации Буша по поводу экспорта российской стали в США -- это просто бессмысленно.

Георгий Арбатов, академик РАН, почетный директор Института США и Канады. Поговорить есть о чем: предполагается важное соглашение о сокращении СНВ. И это не дань прошлому, когда эта тема была важнейшим из вопросов в наших взаимоотношениях. Это все актуально и сейчас: безумная гонка мешает сотрудничеству, не говоря уже об экономической стороне, ведь деньги на это нужны немалые.

Виктор Деникин, заместитель полпреда президента в Центральном федеральном округе. О том, как жить дальше. И в России, и в Америке много проблем, и решать их надо сообща. Главное, чтобы американцы стали уважать нас и любые наши предложения или возражения принимали как от равных партнеров.

Николай Сванидзе, автор и ведущий программы "Зеркало". О НАТО, о коллективной безопасности, экономических отношениях и, конечно, о СНВ. В последнее время о чем-то просить стало дурным тоном, и Путин не будет этому изменять. Америка высоко ценит, что мы, следуя заветам героя Булгакова, никого ни о чем не просим и ждем, что сами придут и сами все дадут. С Бушем, хотя он в отличие от Клинтона немного диковат, разговаривать можно - он абсолютно договороспособен.

Александр Проханов, главный редактор газеты "Завтра". Буш едет не разговаривать, а инспектировать подконтрольные ему территории, подконтрольного ему Путина и подконтрольную политическую элиту. Поэтому он будет требовать весь список проблем, открытых и закрытых. "Внутренние" проблемы -- утверждение олигархической экономики, наиболее соответствующей американской модели. А "внешние" -- встраивание России во всемирную экспансионистскую американскую систему и выполнение ее задач.

Константин Боровой, главный редактор журнала "Америка Illustrated". Путину c Бушем не разговаривать надо, а внимательно прислушиваться к его советам. Очень важна проблема безопасности России: через восемь-десять лет ситуация усложнится, а внутренние ресурсы страны будут не те. И наша безопасность станет зависеть от помощи других стран, прежде всего США. А мы продолжаем жить, как СССР с его ресурсами, хотя нет ни того, ни другого. Поговорить надо и об американской экспертизе нашей госвласти, которая поможет ей приблизиться к американской модели.

Евгений Наздратенко, председатель Госкомрыболовства России. Говорить с ним надо о том, что, хотя эпоха холодной войны закончилась, мир не стал от этого менее хрупким. На нашей планете живет великое множество разных народов, и одной-двум державам не стоит учить жить остальных. Только вместе и без использования двойных стандартов можно одолеть терроризм. И еще на месте Путина я очень крепко, может быть, крепче, чем нужно, пожал бы Бушу руку и, пристально глядя в глаза, спросил: понимает ли он все это?

Оксана Дмитриева, зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам. О признании США правомерности действий России в Чечне. Если мы после 11 сентября полностью поддержали США в антитеррористической деятельности, то пусть теперь американцы полностью поддержат и нас. И еще. Мне очень хочется, чтобы Путин с Бушем не договорился о СНВ. Это сокращение выгодно только США, и если мы пойдем на этот шаг, то Буш решит -- Россия готова к любым уступкам.

Валерий Дорогин, вице-адмирал, координатор межфракционной депутатской группы "Кадровые военные". Путин должен получить от Буша четкий ответ, когда американцы уйдут из Средней Азии. Путин стал достаточно зрелым политиком, и я надеюсь, что ему удастся получить от Буша точные ответы, а не одни обещания. Еще я надеюсь, что президенты поговорят на тему привлечения новых участников в НАТО. Для России это важно: увеличение членов НАТО на нас скажется не лучшим образом.

Андрей Макаров, адвокат. О подлинных интересах России. Об условиях вступления в ВТО, о снятии всех ограничений на экспорт нашей продукции, о реальной интеграции России в западные структуры и о конкретной помощи в продвижении российского бизнеса на Запад. Надо, чтобы Путин отбросил ложное представление о величии нашей страны. Нам давно пора прекратить доказывать свое величие и задуматься о более насущных вещах.

Дмитрий Язов, маршал Советского Союза, в 1987-1991 годах министр обороны СССР. О разоружении. Но мы опять можем оказаться в проигрыше: США в состоянии, сокращая их, потом быстро все восстановить. А вот мы этого сделать не сможем, у нас уже нет той мощи, что была в СССР, многие виды сырья остались в других республиках. США хотят, чтобы боеголовки не уничтожались, а только складировались: им это выгодно, а нам нет.

Константин Затулин, директор Института стран СНГ. Надо решить вопрос о присутствии американцев на территории Средней Азии и Закавказья. Буш говорит, что это ненадолго, а где гарантии, что не навсегда? Мы уже пошли им на уступки в ограничении стратегических вооружений. Вместо того, чтобы уничтожать его, мы будем только складировать. С таким соглашательством пора заканчивать и задуматься о стратегических интересах России.

Андрей Козырев, в 1990-1996 годах министр иностранных дел России. Думаю, Путин и без нас знает, о чем с Бушем говорить. А судя по последним событиям, он научился уже разговаривать конструктивно. Наконец-то будет подписан договор о СНВ. Для России важен не факт подписания, а процесс сокращения. Для нас это очень выгодный процесс: мы давно не в состоянии содержать такое количество вооружений. Кроме того, для России важны будут договоренности по НАТО. Я рад, что Путин постепенно стал переходить от мифа демонизации НАТО к нормальным отношениям с ним.

Константин Косачев, заместитель руководителя фракции ОВР в Госдуме. С Бушем надо договориться о том, чтобы Россия была выведена из списка стран, представляющих угрозу миру. И из списка стран, которые в период холодной войны были вынесены за рамки рыночного пространства. Буш после событий 11 сентября понял: Россия для США стала не менее интересным партнером, чем союзники по НАТО.

Владимир Гусаров, председатель совета директоров банка "Держава". Хорошо бы заручиться поддержкой США в списании части российских долгов. А еще поговорить о вступлении в ВТО с растянутым льготным периодом и получении статуса наибольшего благоприятствования в торговле.

Савик Шустер, ведущий программ "Свобода слова" и "Герой дня". О нефти, боеголовках и НАТО. О стали говорить не будут. Главное -- это сокращение ядерного оружия и энергетика. Я не жду никаких сенсаций, ведь эта поездка Буша обширная: он заедет не только в Россию, но и в другие страны. И от таких поездок многого ждать не следует.

Дмитрий Павлов, заместитель председателя правления Росевробанка. Пока США хоть немного не будут зависеть от нас экономически, интересных тем для переговоров не найти. Наша дипломатия научилась вести диалог с экономически сильными странами. При этом Запад умело делает вид, что готов пойти на все ради процветания России, а мы не менее умело делаем вид, что искренне верим в это. Думаю, переговоры Путина с Бушем пройдут в том же духе.

Никас Сафронов, художник. Да они вроде бы все уже обговорили. Правда, с Бушем приезжает жена, может, она что-то придумает? Но все равно, любой приезд любого президента -- хороший знак. Сейчас Бушу нужны союзники в борьбе с международным терроризмом. Когда все устаканится, США опять начнут диктовать свои условия. Но память о теплом приеме в Кремле и привычка считаться другом не дадут Бушу делать это слишком уж нагло. Многие немцы, сидевшие в наших лагерях, хорошо вспоминают о России.




ИНТЕРФАКС,
23 мая 2002

Вступление Украины в НАТО станет началом процесса разрушения СНГ, считают российские эксперты

Намерение Киева вступить в будущем в структуры НАТО "является началом процесса разрушение Содружества независимых государств".

Об этом заявил "Интерфаксу-АВН" известный военный эксперт, вице-президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов комментируя решения принятые в четверг на заседании совета национальной безопасности и обороны Украины. По его мнению, "можно однозначно утверждать, что примеру Украины последует ряд других государств Содружества, которые выстроят СНГовскую очередь в НАТО".

Л.Ивашов напомнил, что "о намерении вступить в альянс ранее заявляли официальные представители Грузии и Азербайджана"

Директор института стран СНГ Константин Затулин убежден, что намерение Киева относительно НАТО озвучено специально в канун визита Джорджа Буша в Россию. Украина хочет лишний раз обратить внимание всех, в том числе американской стороны, на то, что на постсоветском пространстве есть и другая держава, которая, может быть, готова идти гораздо дальше в своих отношениях с НАТО и с Соединенными Штатами, нежели сегодня готова идти Россия, "чтобы американцы не забывали про Украину".

Сближение России с США, как считает К.Затулин, используется странами СНГ для того, чтобы зайти в своих отношениях с США как можно дальше, сделать необратимыми особые отношения с этой страной.




Союзная газета, №5 (15), май 2002 г.

Хватит помогать Грузии наносить ущерб России

Недавнее появление в Грузии группы американских военных советников вызвало немало мрачных прогнозов. Сохранит ли Россия свои позиции в Грузии, а фактически - во всем Закавказском регионе? Как известно, пессимист - это хорошо информированный оптимист. Это определение вполне можно отнести к послу РФ в Грузии в 1996-2000 гг., заведующему отделом Кавказа Института стран СНГ Феликсу СТАНЕВСКОМУ, рассказавшему «Союзной газете» о своем видении ситуации:

- Курс, которым следует Грузия, в обязательном порядке предполагает не просто политическое и военное дистанцирование от России, но дистанцирование вызывающее, задиристое, явно наносящее ущерб российским интересам в регионе. С точки зрения грузинского национализма, олицетворением которого является сейчас высшее руководство Грузии, независимость страны может быть независимостью только от России - но не от Турции, США, Европейского Союза. Оплатой сближения с НАТО и другими западными структурами служит нанесение урона России -другой возможности платить по счетам националисты просто не видят. Говоря об этом, необходимо, конечно, разделять грузинскую политическую элиту и население Грузии, 90% которого относится к России с симпатией и любовью.

США, несомненно, заинтересованы в удержании у власти нынешнего руководства Грузии. В этом смысле появление в Грузии американских военных советников можно рассматривать как попытку помочь Эдуарду Шеварднадзе сохранить президентский пост. Поэтому руководство Грузии фактически получило индульгенцию и за Кодорские события октября прошлого года, и за теплые слова Шеварднадзе в адрес предводителя чеченских боевиков Руслана Гелаева, нашедшего приют на грузинской территории. Возможность подобных высказываний в разгар «антитеррористической операции» говорит о многом. Никому другому США не позволили бы столь откровенно поддержать террористов.

Все это свидетельствует о неизменности внешнеполитического курса, избранного нынешним грузинским руководством. На мой взгляд, большинство возможностей воздействия на него Россия уже упустила, давно перейдя черту, перед которой еще можно было предпринимать какие-либо меры, заставляя Грузию считаться с российскими интересами. Наиболее явно это проявляется в исповедуемой Тбилиси политике благожелательного нейтралитета по отношению к чеченским боевикам, находящимся на грузинской территории.

Необходимо осознать простую вещь:

к сожалению, бывают ситуации, когда выбирать приходится не между хорошим и плохим, а между плохим и очень плохим. Первый вариант Россия упустила, так как долгие годы в ее действиях в регионе отсутствовала единая политическая линия. Теперь, если мы хотим избежать крайне неблагоприятного развития событий, нужно хотя бы перестать помогать Грузии наносить ущерб России. Прежде всего, необходимо перестать поставлять Грузии электроэнергию по бросовым ценам, как это практикуется сейчас.

Российское руководство вполне способно на такие решения. Обычно непринятие жестких мер объясняется страхом подтолкнуть Грузию к дальнейшему отдалению от России. Нужно, однако, понять:

так или иначе, но официальный Тбилиси все равно намерен сделать это, и его не удержать улыбками на саммитах и бесплатной электроэнергией. Эта Грузия не намерена поддерживать дружеские отношения с Россией! Уже только в силу этого торговля с Грузией должна вестись по нормальным, мировым ценам. Именно Россия - первый покупатель грузинской продукции, и у нас должна быть четкая внешнеэкономическая политика, связанная с этим обстоятельством.

Необходимо проведение большой дипломатической работы для обеспечения российских интересов в области государственной безопасности при разработке тех или иных двухсторонних документов. В них в обязательном порядке должны вноситься положения, обеспечивающие интересы России в регионе. Если же они по-прежнему не будут учитываться, подписывать и исполнять такие соглашения нет никакого смысла. Так, вывод российских баз из Грузии осуществляется на откровенно невыгодных для России условиях. Фактически Москва сделала большой и незаслуженный подарок в области безопасности стране, которая наносит ей явный ущерб.

Россия должна противостоять работе различных грузинских структур на своей территории. Активная работа лоббистов интересов нынешнего руководства Грузии, которую выполняют и некоторые российские госчиновники, и ряд российских же СМИ, и представители грузинской диаспоры в Москве, совершенно очевидна. Было бы естественно, если бы грузинская диаспора исполняла функции моста между Грузией и Россией, способствовала укреплению взаимопонимания между ними. Но лишь один раз, во время Кодорских событий, группа грузинской интеллигенции, проживающей в России, высказалась против политики Шеварднадзе. Декларируемая интеллигенцией взаимная любовь - пустые слова, если на деле она не помогает русскому и грузинскому народу сохранить дружественные отношения, издавна присущие России и Грузии. Государственная Дума, представители российской общественности, деятели культуры и искусства также могут немало сделать для того, чтобы курсы России и Грузии не разошлись окончательно.

Что касается вариантов возможного решения «абхазской проблемы», то (убежден, что спецпредставители Грузии и России по урегулированию грузине абхазского конфликта Аслан Абашидзе и Валерий Лощинин не смогут ничего сделать до тех пор, пока главным вопросом переговоров будет оставаться статус Абхазии. Акцент грузинского руководства и стран-друзей Генсека ООН по Грузии на проблему статуса принципиально неверен, поскольку урегулировать конфликт таким образом невозможно. Абхазии фактически предлагают присоединиться к полуразрушенной стране, руководство которой не в состоянии наладить нормальные отношения даже с теми регионами, которые еще находятся в ее составе. Какие перспективы у отношений Сухуми и Тбилиси, если центр не может наладить их с Батуми? Рассчитывать на то, что абхазы признают грузинский протекторат, бессмысленно, даже если мировое сообщество окажет на Сухуми значительное давление. При этом ни Россия, ни США не пойдут в обозримом будущем на силовое решение абхазской проблемы. Такое развитие событий чревато очень серьезными последствиями для российского Северного Кавказа.

К сожалению, внешняя политика России по целому ряду направлений строится на удивление несогласованно. Наверное, только у нас возможна ситуация, когда представители российских властных структур, прибывая в Тбилиси, отправляются на переговоры с руководством Грузии без сопровождения посла, хотя право на это имеют. исключительно президент и министр иностранных дел. С такой неорганизованностью, наносящей большой ущерб интересам дела, пора покончить. Необходимо выработать единую политику России на Кавказе, которая до сих пор отсутствует. Если российские власти сумеют сорганизоваться для выработки единой линии действий, мы еще сможем вернуть многие из утраченных позиций в Закавказье. Однако масштаб потерь столь велик, что сделать этого при нынешнем руководстве РФ уже не удастся. Полагаю, даже через несколько лет мы не сможем выйти на позиции, которые имела Россия на Кавказе сразу после распада Советского Союза.




Полит.ру,
29 мая 2002

Премьеры СНГ поторгуются о зоне свободной торговли

Заседание Совета глав правительств и Совета министров иностранных дел стран СНГ, которые пройдут в Москве 30 мая, не завершатся, как это традиционно бывает, саммитом глав государств Содружества - он перенесен на октябрь. Возможно, это связано с напряженным графиком Владимира Путина, но не исключено, что вопросы, которые намерены были рассмотреть президенты, просто не удалось окончательно "утрясти". В частности, это касается зоны свободной торговли СНГ, проблемы создания которой обсудят премьеры: Россия и Грузия пока не ратифицировали Соглашение 1994 года о создании такой зоны и протокол к нему 1999 года, кроме того, пока не видно окончания переговоров по согласованию "перечня изъятий" - товаров, не подпадающих под соглашение. Ситуация с ВТО (Грузия, Молдавия и Киргизия уже вступили в эту организацию, а Россия к этому еще готовится) только осложняет договорный процесс.

Руководитель отдела института стран СНГ Александр Фадеев считает, что какие бы правила игры в зоне свободной торговли не были заданы, России она всегда будет невыгодна. "Россия в ЗСТ не заинтересована - на двусторонней или трехсторонней основе она может получить гораздо большие выгоды", - утверждает эксперт. Пока же все страны СНГ хотят получать односторонние выгоды от зоны свободной торговли, и в этом смысле России она не принесет никаких дивидендов. В то же время в российских правительственных кругах возобладала прагматическая точка зрения, и если проекты в рамках СНГ Россию не устраивают, они просто не будут реализованы, поскольку Москва сейчас - инициативный центр в рамках Содружества. "Я думаю, что лидерство России главы правительств СНГ косвенно подтвердят на встрече", - сказал эксперт. Он также считает, что на саммите глав правительств и МИД каких-то масштабных решений принято не будет. Тем не менее можно предположить, что Россия будет участвовать в зоне свободной торговли, но при этом внесет в "перечень изъятий" стратегические для своей экономики топливно-энергетические ресурсы и некоторую другую продукцию.




Общая газета, 23-29 мая 2002 г.

Взгляд сквозь стену отчуждения

Ольга Звягина

Проблемы СНГ на российском телеэкране

Прошло десять лет. Нравится или нет, но это юбилейная дата для полутора десятков новых стран мира. Не самых маленьких и бедных на планете. Не самых богатых и крупных. А каких? Что сегодня происходит в бывших «нерушимых республиках советских»?

Немногим российским газетам и телеканалам удалось сохранить за эти годы свои корпункты на местах, а официальная информация - либо сухая, либо «жареная». И для тех, кто по роду деятельности или душевной склонности специально не интересуется вопросами СНГ, а это большинство населения России, совершенно неизвестно, что происходит за ближайшим пограничным столбом.

С октября по апрель на канале РТР демонстрировался цикл из пятнадцати документальных фильмов под общим названием «Союз бывших». В одной из серий подробно и безжалостно рассказывалось об истории подписания Беловежских соглашений. О роли России в ликвидации СССР и создании СНГ. Горькие слова и растерянность Михаила Горбачева, тщательно сформулированные оправдания Станислава Шушкевича и холодный цинизм Леонида Кравчука.

Четырнадцать серий, каждая из которых посвящена отдельной стране, построены по единой схеме. Во-первых, биография президента независимого государства, его политические взгляды, отношение к России, оценка собственной деятельности, быт, семья и увлечения.

Далее исследуются национальные проблемы, начиная с наследства, доставшегося от СССР, и заканчивая рейтингом текущей политики у коренного населения, а также этнических русских. «Союз бывших», максимально отжав «воду», создал информационный экстракт, в котором рассматриваются все важные аспекты жизни новых государств - свобода слова и образ России, изменения быта и менталитета, таможенные правила и наркомания, мода и эстрада, роль интеллигенции и выжившие символы советской эпохи.

Темы СНГ на телевидении в форме «попурри», а не как всегда - в политико-экономическом аспекте, оказалась интересной, заразительной и востребованной. Не успела закончиться демонстрация «Союза бывших», как на ТВЦ в феврале подхватили эстафету и начали свое собственное иссле дование «одной шестой части суши» в передаче «Материк».

Форма передачи придумана незатейли во, но лихо: ведущие - добрый и злой следователи. Добрый - главный редактор газеты «Версия» Рустам Арифджанов, а злой - директор института СНГ Константин Затулин, он же - эксперт. Роли эти играют и приглашенные к дискуссии политики. Их тоже двое, и занимают они диаметрально противоположные позиции. Естественно и неизбежно возникает спор. В нем предполагается рождение истины. Истина всегда зависает посредине.

Итак, о самом насущном: в студии встречаются Станислав Шушкевич, председатель социал-демократической партии Беларуси - «Грамада», и Сергей Юшенков, депутат Государственной думы, один из лидеров движения «Либеральная Россия». Бывший председатель Верховного Совета БССР сетует на то, что судопроизводство в его стране сегодня происходит на русском языке. Злой эксперт подливает масла в огонь вопросом - «Почему мало кому известный депутат, бывший директор совхоза Александр Лукашенко в 1994 году победил человека, с которым вы вместе, кстати говоря, подписывали Беловежские соглашения, - Вячеслава Кебича, руководителя правительства?» На что Станислав Станиславович отвечает вполне прогнозируемо:

«Люди хотели хороших перемен, и мало грамотный человек Лукашенко обещал все».

Интонации, как правило, ясны и нисколько не камуфлируются - словесная схватка или просто потасовка. Старые и новые обиды. «Особью» отношения. Проблемы на Ук раине, в Молдове или Казахстане выясняются в студиях, как на ринге, при этом, конечно, страдают и репутации, и амбиции. На верное, это не единственный путь, чтобы преодолеть равнодушие. Но зато самый верный. За десять лет выросло поколение, которое только по учебникам и знает про Советский Союз. Кто-нибудь еще наверняка помнит, как после войны дополнили одну рус скую пословицу: «Кто старое помянет - тому глаз вон, а кто забудет - тому оба»...



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ