Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №53(01.06.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ЗАКАВКАЗЬЕ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КИРГИЗИЯ



"Караван" (Казахстан),
24 мая 2002

Смутное время в маленькой стране

Ольга Борисова

В Киргизии трещат кресла: отправлено в отставку правительство, уволены многие руководители. Оппозиция победила? Не стоит торопиться с выводами. В маленькой стране, охваченной кризисом всех мастей - политическим, социальным и экономическим, - у власти прочно стоит улыбающийся человек с хитрыми глазами. И себя в обиду он не даст, скорее пожертвует преданными министрами. Стоит ли их жалеть? Одних марионеток всегда можно заменить другими. Зато бунтари успокоятся. Но покоя в Киргизии не будет. Наоборот - возможна гражданская война.

Смутное время

С 12 мая юг Киргизии превратился в растревоженный улей. Более 10 тысяч человек приняли участие в массовых митингах в Джалал-Абадской области. Вспыхнувшие на юге волнения охватили всю страну, как вирус. В самом Бишкеке состоялось более 30 несанкционированных акций протеста.

Мятежники требовали освобождения оппозиционера номер один в Киргизии Феликса Кулова, прекращения уголовного преследования "вольнодумного" депутата Азимбека Бекназарова. А также полного и справедливого расследования событий мартовских восстаний, аннулирования соглашений по делимитации границ между Киргизией и Китаем. И среди прочего - отставки президента.

Первые дни власти мирились с пикетами. Вернее, вынуждены были мириться. В Киргизии гостили западные политики, в том числе и директор бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека Жерар Штудманн. Но на пятый день бунтовщикам решили показать, кто в доме хозяин. У парламента тогда были арестованы более сорока пикетчиков.

Арест накалил и без того жаркую обстановку. В то же время люди узнали, что киргизские парламентарии одобрили задержание пикетчиков: дескать, протестующие "дестабилизируют обстановку и мешают нормальной работе парламента и правительства". С юга тем временем пришла новая будоражащая весть: на Бишкек двинулась колонна защитников и единомышленников бунтарей - не менее восьми тысяч человек. И хотя к трассе на всякий случай стянули силы МВД, остановить колонну никто не решился. Слишком свежи в памяти мартовские события, когда ОМОНу, открывшему огонь по манифестантам, ответили свинцом. Тогда были ранены более 80 митингующих и 20 милиционеров.

Напряжение не спадало. Казалось, вот-вот - и струна терпения лопнет, начнутся настоящие бои. Депутат парламента Мырзакан Субанов, занимавший ранее пост министра обороны, выступил с заявлением о том, что, если правительство не примет мер по стабилизации ситуации в стране, в Киргизии начнется гражданская война.

А президент ни при чем

Все эти события открыто бросили вызов киргизскому президенту. Но у Акаева хватает изворотливости и цинизма, чтобы продолжать собственную игру. В обострившейся ситуации он выбрал меньшее из зол - сдал своих, видимо, самых ненужных. Акаеву доложили результаты расследования мартовских событий в Аксыйском районе Джалал-Абадской области, которое проводила специально созданная госкомиссия.

Комиссия предложила наказать нескольких руководителей президентской администрации и Генеральной прокуратуры, а также "отцов" мятежной области и района. Доклад комиссии внимательно выслушали на заседании Совета безопасности республики, где присутствовал и президент, и поступили по-своему. Отправили в отставку правительство во главе с премьером Курманбеком Бакиевым.

Совет также одобрил отставку руководителя президентской администрации Аманбека Карыпкулова и министра внутренних дел Темирбека Акматалиева. С отставкой генпрокурора Чубака Абыкашева решили подождать до окончания следствия по уголовным делам, которые были возбуждены Генеральной прокуратурой в связи с мартовским бунтом.

Всю тяжесть ситуации Акаев спокойно переложил на плечи других. Оценив мартовские события как "испытание на зрелость", он говорил о должностных лицах, которые "не смогли их выдержать". Себя к невыдержавшим он не причисляет. Президент Киргизии заявляет: "Когда я вернулся из весьма успешных визитов в Германию и Швецию, мне доложили о трагических событиях в Аксыйском районе". Президент вроде как запамятовал, что по Европе он вояжировал с 3 по 9 марта и вернулся в страну за неделю до кровавого бунта.

Да, нелегко признаваться в том, что именно в твое правление страна погрязла в нищете. Гораздо выгоднее и легче сказать всем, что в трудный момент ты "как раз отлучился на минутку", а значит, виноват кто-то другой. Так, в том, что последние две недели Киргизия живет как на пороховой бочке, Акаев обвиняет местные власти и правоохранительные органы, которые "не прониклись высоким демократическим духом". И конечно же, злобную оппозицию, которая сеет в народе смуту.

Тут же президент совершает ловкий маневр. Он не забывает погладить по голове народ, кинуть ему сахарную кость в виде отставки, доказать, что он - свой, стопроцентно народный. Акаев заявляет: "Киргизское общество правильно делает, что не прощает органам власти и правоохранительной системе нарушение своих прав и ущемление свобод". Но так просто конфликт уладить уже не удастся. С трассы Бишкек - Ош сняли блокаду, однако пикетчики не расходятся. А сегодня, 24 мая, возобновится судебный процесс в отношении оппозиционного депутата Азимбека Бекназарова. (Напомним, что он жестко критиковал президента за передачу киргизских земель Китаю и был арестован в том же смутьянском Аксыйском районе Джалал-Абадской области.) Ситуация вновь может обостриться. Впрочем, практический опыт разрешения споров с противниками у киргизских властей есть: не помогут уговоры - спасет оружие.

Китайцам земли не хватает, а киргизам своей жалко

Итак, формальным поводом для вспышки массового протеста стал тот факт, что нижняя палата парламента Киргизии, поддавшись уговорам Аскара Акаева, одобрила соглашение с Китаем о передаче ему более 90 тысяч гектаров земли в районе реки Узенги-Кууш. И хотя возмущенная общественность принялась открыто протестовать, никто не сомневался, что ратификацию киргизских территорий одобрит и верхняя палата. Но всегда послушная президенту палата вдруг заупрямилась. Соглашение о точках стыков госграниц Киргизии с Китаем и Казахстаном, а также с Китаем и Таджикистаном было быстро ратифицировано. Но когда очередь дошла до киргизо-китайских соглашений, большинство депутатов проголосовали против передачи родной земли китайцам. Спикер палаты не поверил глазам, когда увидел результаты голосования, и предложил голосовать повторно: несогласие депутатов сочли за сбой в компьютерной системе. Но и во второй раз на табло высветились те же цифры.

Вообще-то особой ценности эти земли не представляют, хотя для небольшой Киргизии (чуть меньше 200 тысяч кв. км) отдать 900 квадратных километров своей территории - пожалуй, слишком широкий жест. Но понять официальный Бишкек нетрудно: эти земли - головная боль, с которой не справлялся даже великий и могучий Советский Союз. Протоколы о границе, проходящей по горным хребтам, заключались в XIX веке. К этому времени уже открыли горы Тянь-Шань, но их площадь все равно была плохо изучена, и географические карты составлялись приблизительно. Неудивительно, что китайцы стали претендовать на знаменитый "семитысячник" пик Победы, открытый в 1943 году, а позже - и на священную для киргизов гору Хан-Тенгри, ведь топографы так и не смогли точно определить вершины горной гряды.

Киргизским властям удалось-таки оставить за собой право на оба пика. В 1999-м Бишкек и Пекин договорились и о разделе спорных земель на участке Узенги- Кууш по принципу 70 на 30.

А документы о ратификации вернули назад в парламент. Они будут-таки ратифицированы, если в нижней палате дадут добро как минимум две трети депутатов. Но депутаты отказываются участвовать в повторном голосовании. Акаев нервничает. Приграничный вопрос остается открытым на неопределенное время, а для киргизского президента это - ахиллесова пята.

Шаткая опора

Аналитики полагают, что все эти события обязательно отразятся на геополитике.

Киргизию, с первых лет СНГ называемую "островком демократии", Запад любит по привычке. И республика, судя по ее поддержке антиталибской коалиции, отвечает ему взаимностью, за что щедро одаривается.

При всем этом страна является одним из ближайших союзников России и состоит во всех межгосударственных объединениях, где ведущую роль играет Москва. Киргизия входит и в ЕврАзЭС, и таможенное соглашение, и в Договор о коллективной безопасности, и, наконец, в "Шанхайскую шестерку".

Выходит, что до сих пор маленькая Киргизия ловко успевала угождать всем: Западу, России и Китаю. Но теперь этот баланс может оказаться нарушенным.

Конфликт с Китаем очень возможен, а ведь Китай входит в "Шанхайскую шестерку" - значит, ссора может здорово повредить всю ее конструкцию. И больше всего проиграет от этого… Россия, которая всегда рассматривала слаженный ШОС как противовес НАТО. Да и Вашингтону киргизские неурядицы совершенно некстати. Белый дом рассчитывал на то, что в Киргизии у него будет самая спокойная тыловая база в регионе, а тут - такая гроза с непредвиденными последствиями.




Политический кризис в Киргизии: истоки и перспективы.

Андрей Грозин

Политический кризис в Киргизии, быстро принявший формы народно-анархического выступления (лишнее доказательство его неорганизованной природы), продолжается .

Конечно, говорить о том, что народ восстал против прогнившего режима (о чем поспешили заявить профессиональные киргизские оппозиционеры) преждевременно, но и сводить масштаб бунта к локальной перевозбужденности ряда регионов также нельзя. Ситуация в Киргизии (прежде всего экономическая) ухудшалась давно, стабильно и необратимо. Все попытки правительства привлечь крупные инвестиции (как в случае с канадской арендой золоторудных копей Кумтора, многочисленные планы реабилитации урановой отрасли) закончились провалом, золото, если и добывалось, то тут же бесследно исчезало, иностранные инвесторы приходили и быстро покидали республику.

По сути рыночная экономика в Киргизии существует лишь на бумаге. Формально и в многочисленных полуфантастических программах правительства (например КОР - Комплексных основ развития на 2001-2010 годы) все было прекрасно, на деле, сеть мелкооптовых и полукриминальных базаров "Дордой" и явилась воплощением киргизской рыночности.

Киргизии не повезло с природными ресурсами: нет нефти, газа; есть слабо востребуемые мировым рынком уран, и золото.

Зато повезло с президентом – Аскар Акаев воплощал в себя идеальный (для Запада) образ просвещенного и в меру авторитарного политика Азии новой генерации.

Акаева сгубила система - он не смог вырваться из пут традиционного родоплеменного окружения. Потомок сары-багышского манапа Шабдан-батыра (получившего майорское звание из рук Белого Царя за «добровольное присоединение» к России и обширные земельные наделы за участие в подавлении ферганских бунтов) был несколько в стороне от номенклатурно-партийных разборок позднесоветской Киргизии. Проработал в ЦК мало - около года, завотделом науки и учебных заведений и пользовался почти безупречной репутацией маститого ученого.

Акаева привел к власти сиюминутный расклад - партноменклатура передралась внутри себя и согласилась на компромиссную, как думалось, переходную фигуру, предложенную Демократическим движением. Найдя опору в той же номенклатуре, в лице ее среднего звена, Акаев попытался модернизировать советский аппарат в суверенно-независимый и это легко получилось.

Удалось вжиться во власть и создать новый Аппарат, совсем не удалось этим аппаратом управлять. Традиционная родоплеменная "северная" знать, опираясь на кумовство, свойство и партноменклатурные "завязки" стремительно всосала в себя президента, со всеми его наивными планами, учеными книжками и большой дружной семьей.

Немного посопротивлявшись (вялая попытка расследования «пропажи» киргизского золотого запаса в середине 1990-х) президент «расслабился».

Акаев в последние годы своего многолетнего правления «запустил» бразды правления страной, передоверив властные полномочия кучке плохо подготовленных, но хорошо сплоченных «столоначальников». Но это лишь часть правды. Сары-багышский аппарат управления и кеминизация (по названию родного поселка президента в Чуйской области) произошли отнюдь не вопреки воле Аскара Акаевича, которого, якобы, оттерло от реальной власти окружение. Президент сам, осознанно передоверил функции распорядителей бюджета и госимущества кучке особо избранных и верных лиц.

Главные враги Аскара Акаева скрываются в его ближайшем окружении. Президент за последние годы разогнал многих самостоятельных, молодых, решительных политиков, приблизив к себе подхалимов и бездумных исполнителей. Отправленный в отставку после кербенского расстрела министр внутренних дел Темирбек Акматалиев, например, по образованию зоотехник. Однако успел поработать уже и губернатором, и министром финансов, и главным милиционером.

Политическая напряженность в Киргизии стала нарастать еще в 2000 г., когда Акаев, начавший подготовку к перевыборам на третий президентский срок, устранил самого серьезного конкурента от оппозиции - бывшего вице-президента Феликса Кулова. Кулов был обвинен в уголовных преступлениях и злоупотреблении служебным положением. Понадобилось два судебных процесса, чтобы упрятать его в тюрьму на 7 лет. Затем  третий суд прибавил Кулову еще 3 года заключения. Именно дело Кулова, «народного генерала», как его называли в Киргизии (в 1991 г. он, будучи министром МВД, отказался подчиниться приказам ГКЧП из Москвы, благодаря чему Аскар Акаев сохранил президентский пост), стало началом резкого роста протестных настроений.

Затем власть начала уголовное преследование и водворила в СИЗО «южанина», депутата А.Бекназарова, обвиненного в превышении служебных полномочий по делу семилетней давности. Бекназаров активно критиковал президента за передачу части спорных территорий Пекину и прямо обвинял Акаева в предательстве национальных интересов, требовал возбудить процедуру импичмента президента за подписанные им секретные соглашения с Пекином.

Несколько сот человек, поддерживавших земляка-депутата пошли маршем в село Кербен, где предстоял суд над Бекназаровым, однако их встретил огнем ОМОН. Вечером, президент Акаев по государственному каналу телевидения заявил, что «события в Аксыйском районе - очередное звено целенаправленной работы оппозиционных сил по дестабилизации обстановки в стране, которая ведется на протяжении нескольких последних месяцев». Причисление погибших к «экстремистам» подняло еще большую волну недовольства. В следующие дни прошли коллективные похороны, молебны и поминки, которые стихийно переросли в митинги протеста против центральной и местной власти.

На следующий день после расстрела демонстрантов власти приняли решение освободить опального парламентария под подписку о невыезде, и ему самому удалось несколько остудить страсти и уговорить земляков разойтись, но были предъявлены новые требования - назвать имена и наказать виновных в гибели людей. Акции протеста распространились на столицу КР и некоторые другие регионы.

Над Киргизией нависла угроза гражданской войны. Об этом открыто заявил в парламенте председатель комитета по обороне ЗС Киргизии, бывший министр обороны Мырзакан Субанов.

Под давлением общественности президент отстранил со своих постов несколько мелких чиновников (начальника Аксыйского РОВД Данияра Кулуева и прокурора района Абдыкалыка Калдарова). Затем, «временно», отстраняется прокурор Джалал-Абадской области Зоотбек Кудайбергенов и «по собственному желанию» губернатор тревожной области Султан Урманаев.

Однако, никаких наказаний в отношении прямых виновников не происходит и имидж киргизского правосудия оказался совершенно испорченым. Это еще больше сцементировало оппозицию и дискредитировало власти страны окончательно. Более того, никто в высших эшелонах руководства республики не объявил траура по погибшим. Уголовное дело депутата Бекназарова зависло в воздухе, а власти инициировали долгое расследование аксыйских событий, продолжая поиски выхода из тупика.

Ситуация ежедневно накалялась и с начала мая в разных регионах республики вспыхнули многотысячные митинги. По оценкам оппозиции, в них участвует около 20 тысяч человек. Была блокирована стратегическая автотрасса Бишкек-Ош. По данным главы МВД, дорогу перекрыли 3,5 тысячи человек, оппозиция утверждает, что в этой акции участвовало около 8 тысяч протестующих.

Не получив существенных ответов от власти, оппозиция объявила о созыве Народного курултая оппозиционных сил на 17 апреля.

Понимая, что ситуация полностью выходит из под контроля, глава государства вынужден был назначить нового председателя госкомиссии по расследованию аксыйских событий, вместо генпрокурора Ч.Абышкаева. И новый председатель госкомиссии (первый вице-премьер-министр КР Николай Танаев – ныне ВРИО премьера), на своей пресс-конференции объявил, что комиссия будет действовать в самом широком диапазоне расследований. Все это время, государственные СМИ Кыргызстана продолжали обвинять оппозицию в бунтарстве и беспорядках, называя виновниками трагедии то геополитические процессы, то международный наркобизнес, то неизвестные третьи силы, то международные организации в лице НПО и правозащитников. И после многократного давления, президент Акаев заявил, что виновными в аксыйской трагедии нужно считать мелких чиновников местного уровня.

22 мая Совет безопасности Киргизии принял отставку премьер-министра Курманбека Бакиева, руководителя президентской администрации Аманбека Карыпкулова и министра внутренних дел Темирбека Акматалиева. Все трое, выступая перед членами Совета, попросили отставки. Генпрокурор Чубак Абышкаев, несмотря на прошение об отставке, остался на своем посту до завершения следственных работ по изучению причин мартовских событий в Аксыйском районе. Председателю Службы нацбезопасности Калыка Иманкулову поставлен на вид.

Надо отдать должное, Акаев продемонстрировал в кризисной ситуации недюжинную цепкость и самоотверженность в сохранении власти - не побоялся в критические дни покинуть Бишкек и отправиться на Московский саммит ЕврАзЭС, сумел продавить непослушный Парламент на переголосование вопроса о территориальных уступках Китаю, приглушил клановый фактор внутрикиргизских разборок выдвижением на роль премьера «русского с киргизской душой» Николая Танаева, всегда демонстрировавшего абсолютную лояльность президенту. Следует учесть, что неожиданно и далеко не по своей воле выдвинувшийся в первый ряд киргизских политиков Танаев, в общем-то, фигура достаточно "серая", призванная, по замыслу Акаева, сыграть функцию временного амортизатора.

Одновременная (с правительством) отставка главы президентской администрации Карыпкулова - ход, рассчитанный на снятие накала страстей. Одиозный Карыпкулов давно вызывал стойкую неприязнь у оппозиции своей прямолинейной непримиримостью.

Нынешняя отставка правительства Киргизии, призванная сбить накал страстей, оказалась очередной полумерой. С одной стороны, временно снята блокада связывающей север и юг страны стратегической автотрассы Бишкек-Ош, –тысячи протестующих, продемонстрировав власти свою силу (главная автотрасса страны была закрыта 9 дней), организованно разошлись. И произошло это за несколько часов до отставки правительства КР.  С другой – возобновившийся  суд над депутатом А.Бекназаровым осудил депутата на год (сразу освободив по амнистии). Между тем судебный приговор, вынесенный в отношении оппозиционного депутата Азимбека Бекназарова, опять обострил уже начинавший было затухать политический кризис в стране. Тем более, что наличие судимости по киргизским законам предполагает автоматическое лишение депутатских полномочий.

Региональные и клановые силы почувствовали слабость президента и хотят реализовать полученное в результате этого преимущество. Главное требование оппозиции – отставка Аскара Акаева. И на меньшее она уже не согласна. Президент же потерял опору даже в своем ближайшем окружении. Настоящие специалисты категорически не хотят включаться в бесперспективную правительственную карусель. Это показали уже первые переговоры о принципах формирования нового кабинета министров. В списке кандидатов на роль премьер-министра тасуется все та же кадровая колода, приведшая президента к столкновению с собственным народом.

Серьезная беда последних правительств Акаева (Бакиева, Муралиева), отсутствие в их составе сколько-нибудь крупных и самостоятельно авторитетных фигур. Киргизские кабинеты кадрово мельчают, и министры последних призывов предпочитают судорожной имитацией кипучей деятельности прикрыть свой главный насущный интерес - участие в переделе бишкекских рынков и скудеющих год от года иностранных займов и кредитов.

За десять лет сменилось 8 правительств, а в некоторых министерских креслах (в фонде государственного имущества, например) побывало и более 11-ти персонажей - это перебор даже для Киргизии.

Борясь подобной кадровой чехардой за стабильность личного положения, президент существенным образом дезорганизовал и без того неважно работавший аппарат правительства и местного управления. «Азиатский остров демократии» тонет в океане коррупции.

В 2005 году заканчиваются полномочия Акаева, и времени для борьбы за высший пост в стране остается крайне мало. Все эти годы, киргизская власть не желала делиться своими полномочиями и панически избегала создания института политических акционеров. Она лелеяла мечты о бессменности и в лучшем случае, представляла российский сценарий смены власти, в виде подготовленного преемника. Понимая особенности политической кухни Кыргызстана, еще месяц назад можно было предположить, что в качестве выхода из сложившейся ситуации, для президента Акаева, была бы очередная отставка правительства.

Итоги.

Анализируя характер прошедших общественно-политических событий, отставки правительства и акций протеста, можно отметить, что политический кризис власти Киргизии налицо. Ситуация в стране сложилась таким образом, что стан оппозиции расширяется и растет, вне зависимости от каких-либо ограничений, или регулирования со стороны официального Бишкека. Более того, антиакаевские настроения общества приобретают непримиримый характер, требования становятся более жесткими, а наиболее популярными становятся лозунги об отставке президента. Ни диалог доброй воли, ни форум властей, ни курултай оппозиции, не смогли приблизить противоборствующие стороны к какому-либо консенсусу.

Все это еще больше поляризует общество, позиции становятся непримиримыми. Матери и родственники убитых требуют отмщения и расстрела виновных, на глазах аксыйцев.

Формально у оппозиции все козыри - Акаев действительно нарушил Конституцию, допустил не просто уступку территории Китаю, но сделал это кулуарно, в тайне от общества.

Выступление А.Акаева в Жогорку Кенеше с обоснованием своей позиции по данному вопросу нельзя признать успешным. Скорее, оно только радикализировало критиков президента. В экстремальных ситуациях программные выступления надо либо более тщательно готовить, либо не выступать вовсе, в крайнем случае - давать это сделать кому-либо из ближайшего окружения. Акаев взял ответственность на себя продемонстрировав кроме политической смелости поверхностное знание истории. Заявления, что Россия и СССР плохо отстаивали национальные и территориальные интересы Киргизии, а его политика принесла позитивный прорыв в данном вопросе - может вызвать только улыбку. Сентенция о том, как Танский Китай отразил аннексионистские планы арабов в отношении киргизских земель (речь идет о т.н. Таласской битве, вообще-то состоявшейся на территории современной Жамбылской области Казахстана в 751 году) - явная натяжка. "Китайцы - исторические защитники киргизов" - это идеологическая находка Акаева.

Какие выводы можно сделать анализируя создавшуюся ситуацию?

1) Акаев не уйдет в отставку. Ситуация патовая - тотального малосилия. Сил и средств реально взять власть у киргизской оппозиции очень мало. Государственный аппарат еще отнюдь не разрушен и даже деморализован далеко не в необратимой степени. Итак: у оппозиции нет сил, чтобы взять власть и смести режим, у режима нет возможностей и политической воли эффективно управлять. Вместе с тем, есть военная база в "Манасе", которая нужна американцам, значит нужна и относительная стабильность.

2) Киргизия окончательно скатывается до уровня квазигосударства (типа Ямайки или Багамских островов), когда формально - ряд государственных институтов и атрибутов независимости налицо (флаг, гимн, президент, парламент, конституция, национальная гвардия), но на деле все решает военное командование авиабазы иностранных военных. Акаев будет с радостью олицетворять такую "независимость".

3) В ближайшее время новое правительство Киргизии сформирует спешно найденный "новый, незапятнанный человек". Под новый курс будут выделены международные кредиты (владельцы "Манаса" постараются) и часть этих кредитов спустится в народ. Несколько подкормив массы, удастся снизить градус кипения страстей и возмущение локализуется в периодическое, но не значительное по размаху недовольство.

Можно ожидать небольшой пертурбации в коридорах администрации Президента и силовых структурах с заменой нерешительных на функциональных исполнителей. Акаеву не остается возможности иным путем сохранить власть, но реальной смены декораций не произойдет. Это вряд ли удовлетворит непримиримых и рост напряженности во внутриполитической жизни страны преодолен не будет. Несомненно, оппозиция учтет факт очевидного ослабления власти и скорее всего продолжит свое наступление. Некоторые из «отставленных» руководителей исполнительных (вроде полуопального экс-губернатора Джалал-Абада Урманаева) и правоохранительных структур могут возглавить очередную волну протеста. И решение власти о пресечении любых несанкционированных митингов, демонстраций и пикетов может в этих условиях лишь спровоцировать новые беспорядки

Наверняка возникнут новые политические партии, как путем перегруппировки оппозиции, так и пропрезидентские, призванные увести массы в сторону каких-либо менее опасных затей (борьбу за экологию, гендерное развитие горных аилов, спасение маралов и т.п.).

Так что, киргизская государственность, вероятно, устоит.

Хотя не следует забывать, что президент Акаев все-таки интеллигент, доктор, с непременно свойственной этой социальной прослойке общества рефлексией и излишней возбудимостью. Могут дрогнуть нервы и он с ближайшим окружением сбежит из страны куда-нибудь за рубеж. Вариант добровольного оставления президентского поста и самоотречения мало реален, но не исключен.




APR,
26 мая 2002

Злой гений Президента Акаева - Болот Джанузаков (политический портрет)

В конце декабря 2000 года в Кыргызстане Президентом Аскаром Акаевым была утверждена новая структура правительства. Прежде всего это коснулось силового блока и Министерства иностранных дел, главы, которых, как известно, единолично назначаются президентом.

Министерство национальной безопасности было выведено из новой структуры правительства и трансформировано в Службу национальной безопасности. Ее возглавил бывший секретарь Совета безопасности Болот Джанузаков, повышенный в звании до генерал-лейтенанта еще до назначения председателем СНБ.

Директор Службы национальной безопасности Болот Джанузаков является одной из ключевых фигур государственной власти в Кыргызстане на которую смело может положиться Президент. Служба которую возглавил Болот Джанузаков курируется только со стороны Президента и обладает полной самостоятельностью при выполнении функциональных обязанностей по обеспечению национальной безопасности страны.

Болот Чыныбаевич Джанузаков уроженец села Чым-Коргон Нарынской области. Известно, что его карьера на правоохранительной ниве всячески поддерживалась. Сначала заведующим отделом административных и торгово-финансовых органов Фрунзенского горкома партии, затем ЦК Компартии Киргизии, и, наконец бывшим Генеральным прокурором Кыргызской Республики Асанбеком Шаршеналиевым (освобожден от должности в апреле 2000 года). При этом отметим, что Джанузаков обладает таким редким качеством среди политиков, как сохранение и поддержание дружеских отношений с людьми, которые оказали ему поддержку в начале его политической карьеры.

Известно, что в июне 1990 года Джанузаков занимал должность заместителя начальника УВД города Фрунзе.

"Доброжелатели" директора СНБ часто отмечают любопытный факт его биографии, а именно, что руководитель структуры, занимающийся обороной страны и ее безопасности, генерал Болот Джанузаков сам в армии фактически не служил. А его военно-политическая карьера проходила по партийной линии.

В первое время несмотря на двухлетнюю работу по курированию органов безопасности Джанузаков воспринимался кадровыми офицерами спецслужбы как чужак, поскольку являлся выходцем из милиции. Действительно Джанузаков еще несколько лет назад не имел даже соответствующего опыта оперативной работы в своем родном ведомстве.

Однако сейчас Болота Джанузакова считают вторым по влиятельности человеком в Кыргызстане. Он пользуется полным доверием А.Акаева и является его единомышленником.

Очень интересные сведения (возможно домыслы) о Джанузакове можно найти и в российской прессе. Так, "Новая газета" в декабре 1999 года в статье "Мозг нации и ложка Ельцина" автора Александра Васильева сообщает следующее: "Адиль (речь идет о зяте президента Акаева, муже старшей дочери Бермет Адиле Тойгонбаеве) постепенно становится реальным хозяином в стране, а искать справедливости у самого Акаева уже бессмысленно - к президенту тяжело попасть на прием даже руководителям министерств и ведомств. Адиль поставил возле него своего человека Болота Джанузакова, который контролирует практически все контакты президента и отсекает "лишних" визитеров".

Бывший министр МНБ Айтбаев Т.С. так охарактеризовал Б.Джанузакова: "он не простой генерал-майор, никто не знает, что от него зависит внутреняя и внешняя политика Кыргызстана, и что Президент А.Акаев делает все, что предлагает Джанузаков".

Болота Джанузакова часто характеризуют как политика жесткого и прагматичного, неукоснительно руководствующегося в своих политических решениях национальными интересами своей страны. Это человек, умеющий принимать решения и добиваться их исполнения.

Стоит заметить, что с приходом Джанузакова в Кыргызстане резко возросла роль спецслужб. Из инструмента личной власти президента, из консультативного органа по оборонным вопросам при главе государства он медленно, но неуклонно стал превращаться в институт, где ближайшее окружение президента отрабатывает идеи стратегического развития страны и где вырисовываются новые контуры государственного курса. Скорее всего, взгляды Джанузакова по данному кругу проблем совпадают со взглядами самого Акаева, чем, не в последнюю очередь, объясняется рост политического влияния директора СНБ.

Джанузаков обычно озвучивает наиболее острые проблемы и вопросы не только во внутренней, но и во внешней политике. Интересно, что со стороны Президента Аскара Акаева Джанузакову изначально было дано негласное право формулировать политику и излагать ее.

И в этом деле он проявляет себя со всей требовательностью, конкретностью и бескомпромиссностью, считая, что в первую очередь необходимо руководствоваться государственными интересами.

Джанузаков, судя по всему, является сторонником усиления государственного регулирования во всех сферах, стратегически важных для отстаивания государственных интересов Кыргызстана. Первая и самая главная задача для него, как он неоднократно заявлял в своих интервью, - сохранение ситуации общегражданского согласия, мира и спокойствия. По мнению главы СНБ, "безопасность и законность - залог развития государства".

Однако положение дел не является столь однозначным. Стоит заметить,что на посту главы Совета безопасности его деятельность неоднократно подвергалась серьезной критике во время известных баткенских событий со стороны парламентариев. В частности, парламент Кыргызстана подверг резкой критике первую военную кампанию, обозначив наличие серьезных просчетов у политического руководства и армейского командования страны.

Парламентарии высказали сомнения в целесообразности огромных затрат на организацию отпора вооруженного вторжения (было затрачено 1 млрд. 380 млн. сомов, что составило 13 % расходной части государственного бюджета). Для страны, экономика которой переживает глубокий кризис, сумма действительно просто астрономическая.

В такой ситуации Болот Джанузаков вынужден был отражать атаки депутатов. При этом Джанузаков приводил свои доводы: дескать, не стоит жалеть деньги, когда речь идет о защите своей страны, и к тому же есть обязательства перед стратегическими партнерами по региону и Содружеству по воспрепятствованию вылазкам террористов. По его словам и людские, и материальные потери на войне - дело вполне естественное.

В последнее время поражает завидный оптимизм и увереннность Джанузакова относительно складывающейся ситуации в Центрально-азиатском регионе. По его словам, "воины Кыргызстана сегодня хорошо подготовлены. Они готовы дать достойный отпор любым попыткам вторжения бандитских формирований на нашу территорию. Поэтому мы ни на секунду не теряем бдительность. Наш народ должен быть спокойным".

Болот Джанузаков довольно охотно и демонстративно наводит прямые контакты с простым населением. Сейчас это все больше выражается через форму участия политика в коммуникационных процессах: прямое (участие политика в прямом эфире в публичных дискуссиях, круглых столах и т.п.) и опосредованное (публикации в прессе).

Видимо Джанузаков очень хорошо понимает, что первая забота политика - стать как можно больше "своим". Стоит отметить, что действительно зрелый политик не довольствуется ролью пассивного объекта восприятия, а стремится активно влиять на тот образ, который складывается в сознании масс, создавая и корректируя его с помощью различных приемов саморекламы

А диапазон такого воздействия на простых граждан, на своих подчиненных очень велик - создается ощущение общности и личного доверия. Потенциальный национальный лидер должен уметь завоевывать популярность и доверие в широких массах населения. И эта истина хорошо используется Джанузаковым.

Стоит заметить, что на сегодня для публичного политика большое значение также имеет корпоративный имидж - степень престижности в сознании большинства населения образа той организации, в структуре которой данный политик проиндексирован. Болот Джанузаков в этом случае для большинства граждан Кыргызстана ассоциируется со спецслужбами, что естественно играет свою определенную роль в восприятии данной персоны.

Как лидер и как политик Джанузаков располагает определенным набором личностных качеств. Среди них, можно выделить такие качества, как ответственность, серьезность, решительность, способность быстро ориентироваться в ситуации, активность, энергичность, общительность и уверенность в себе. Надо сказать, что качества данного политика находятся в определенном соответствии с характером осуществляемых политических задач, потребностями страны.

Таким образом, директор Службы национальной безопасности генерал-майор Болот Джанузаков - сложившийся государственный деятель, обладающий политическими перспективами.

Как сложится дальше судьба этого неоднозначного человека и государственного мужа, не приходится долго гадать. Будучи лояльным Президенту, близким ему не только в личном плане как доверенное лицо главы государства, но прежде всего в силу общности взглядов и убеждений, направленных на упрочение международного статуса государства, на стабильное развитие страны, Джанузаков, несомненно, будет играть в команде президента свою и присущую только ему роль. Некоторые аналитики прочат ему место премьера, более дальновидные - преемника Президента.




Кабар Киргизия.,
30 мая 2002

Николай Танаев назначен премьер-министром Кыргызстана.

За него голосовали 86% депутатов.

Парламент Кыргызстана Премьер-министром Кыргызстана утвердил Николая Танаева, до этого работавшего первым вице-премьером, а после 22 мая выполнявшего обязанности Премьер-министра. Начавшаяся 30 мая внеочередная сессия Собрания народных представителей парламента Кыргызстана с 36 голосами из 42 утвердили предложенную Президентом А.Акаевым кандидатуру Н.Танаева на должност Премьер-министра страны. Против проголосовали 5 депутатов и один бюллетень для голосования признан недействительным. В своей тридцатиминутной речи Президента А.Акаев кратко остановился на причинах отставки Правительства и требованиях к новым кандидатам в состав Правительства и особенно к Главе Правительства. В то же время он сделал упор на то, что этот состав Правительства будет не командой лишь Президента, а общей для всех командой, с единой целью. Он также добавил, что для достижения этой цели в новый состав Правительства для работы приглашает 5-6 депутатов парламента. С этой целью он сообщил, что первым вице-премьер-министром он предлагает и назначает Курманбека Осмонова – депутата Законодательного собрания парламента. Выступавшие в прениях по предложению депутаты СНП в основном поддержали выдвинутую кандидатуру и спешили высказаться со своими наказами. Однако, не преминули упомянуть, что на этот раз Президент страны пошел на неординарный шаг, за день до сессии предложив кандидатуру Н.Танаева на рассмотрение депутатам. Так что, всем им было время обдумать предложение Главы государства, взвесить все за и против и затем проголосовать.

В истории независимого Кыргызстана назначение Николая Танаева Главой Правительства является первым случаем, когда Правительство возглавит русский по национальности. И в своем заключительном слове, Президент А.Акаев особо указал на то, что кыргызские депутаты своей поддержкой Н.Танаева еще раз доказали свою великодушность по отношению к представителям других национальностей. Согласно законодательству республики, глава правительства, представленный Президентом страны, назначается с согласия Верхней палаты парламента. Сразу же после этого Президент А.Акаев подписал Указ о назначении Премьер-министром Кыргызской Республики Танаева Н.Т. и первым вице-премьером Осмонова К.Э.

Новый премьер-министр Кыргызстана Николай Танаев в состав Правительства своих кандидатов не выдвигает. "Члены Правительства будут назначены Президентом по согласованию с Премьер-министром, я думаю, что смогу сработаться со всеми. За всю свою производственную жизнь я не уволил ни одного человека, у каждого есть недостатки и положительные стороны, надо выявить лучшее", сказал Н. Танаев в своем первом интервью в качестве Главы Правительства КР.

Обновленное Правительство, как сказал Н. Танаев, будет работать на основе положений стратегической программы "Комплексная основа развития Кыргызстана на период до 2010 года", нацеленной на сокращение бедности населения. При смене будет сохранена преемственность, "все лучшее в работе прежнего правительства должно быть взято на вооружение теми, кто придет на смену". Прошлый 2001 год он охарактеризовал годом роста в экономике, главной задачей считает приостановление спада производства, который был отмечен за 5 месяцев текущего года, и обеспечить к концу года индикативные макроэкономические показатели, усилить привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, развитие сельского хозяйства республики, при этом приоритетной должна быть помощь аграриям в реализации продукции. Целевые показатели реального роста ВВП на 2002 год были определены на уровне 5-7 %, уровня инфляции – не выше 6-8 %, дефицита бюджета 4,5 – 4,9 % к ВВП.

Помимо всего прочего Н. Танаев намерен уделить особое внимание развитию спорта. Сам он является президентом Федерации тенниса КР на общественных началах. Не считает проблемой "почаще встречаться с прессой".

Биографические данные

Танаева Николая Тимофеевича:

Родился 5 ноября 1945 года в Пензенской области, Российская Федерация.

В 1969 году закончил Джамбульский гидромелиоративно-строительный институт по специальности инженер-строитель.

1984 г. окончил ВПШ при ЦК КПСС.

Трудовая деятельность:

1969-79 г.г.- мастер, прораб, главный инженер УСМ-3, ССМУ- треста "Ошстрой",

1979-84 г.г. - 1-й зам-председателя Ошского горисполкома,

1984-85 г.г. - Начальник Ошского областного управления "Водоканал",

1985-95 г.г. - Зам. управляюшего, Управляющий треста."Чуйпромстрой",

1995-2000 г.г. - Президент АК "Кыргызкурулуш",

2000-01 г.г. - Председатель Госкомиссии при Правительстве по архитектуре и строительству,

2001-02 г.г. - Первый вице-премьер-министр,

2002 г. – И.о. Премьер-министра Кыргызской Республики.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ