Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №132(15.10.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Забота о соотечественниках – приоритет России

Путин о выборе родины или размышление о том, как безответственные заявления чиновников отражаются на судьбах миллионов людей.

28.09.2005., Новая Политика

Аждар КУРТОВ

В ходе "Прямой линии с Президентом России" 27 сентября Владимир Путин за 2 часа 50 минут коснулся очень многих животрепещущих проблем. Однако с нашей точки зрения, вероятно, совсем не случайно, что среди 60 заданных главе государства вопросов сразу несколько были так или иначе посвящены проблеме соотечественников, проживающих за пределами государственных границ нашей родины.

Президент принес извинение за якобы сделанное им два года назад высказывание о том, что все, кто хотел вернуться в Россию после 1991 года, уже смогли сделать это. При этом Владимир Путин немного засомневался, что он говорил именно эти слова, но все же извинения перед обратившимся к нему с вопросом неназванным соотечественником принес. И этот поступок делает честь нашему президенту. Вышеприведенная фраза действительно несколько лет назад была произнесена публично. Только ее авторство принадлежит не президенту, а руководителю комиссии по гражданству при президенте Российской Федерации, ректору Московской государственной юридической академии Олегу Кутафину.

Позиция чиновника столь высокого ранга не могла тогда не обидеть миллионы соотечественников. Ведь любой из нас, кто когда-нибудь сталкивался даже с необходимостью простого переезда в другую квартиру в пределах одного города, на собственном опыте знает, сколько самых разных проблем и трудностей бывает связано с таким событием. Недаром существует поговорка: "Один переезд равен двум пожарам". А ведь в нашем случае речь шла о переезде в другую страну! Причем наиболее остро необходимость в принятии такого решения вставала перед гражданами бывшего СССР как раз в первую половину 90-ых годов.

Вспомним, что это был за период. На волне суверенизации тогда во многих бывших союзных республиках власти стали проводить откровенно националистическую политику. Приоритет во всем – в получении образования, престижной работы, продвижения по службе, распределении собственности отдавался представителям только одной – титульной нации. Кое-где марши националистов с лозунгами "чемодан – вокзал – Россия" были тогда чуть ли не ежедневной практикой. Во всех окружающих Россию странах русский язык потерял статус государственного. Это произошло даже на Украине и в Казахстане, где большая часть населения знала и общалась между собой именно на русском языке.

На подобную целенаправленную политику по выдавливанию русскоязычного населения последнее, естественно, вынуждено было реагировать ногами, то есть в массовом порядке сниматься с обжитых мест и переезжать в Россию. Далеко не всем это было по силам. Ведь нельзя забывать, что именно в это время на постсоветском пространстве бушевал социально-экономический кризис. Гиперинфляция моментально обесценивала любые сбережения людей. Деньги, полученные за проданное жилье, быстро обращались в пыль. При этом часто само это жилье наши соотечественники не могли продать: им чинились различные препятствия в приватизации, вывозе валюты и иного личного имущества из республик. В некоторых случаях та бесчеловечная практика была частью неафишируемого государственного курса: полученное за бесценок или просто брошенное русскоязычным населением имущество помогало некоторым правительствам в осуществлении их собственной социальной политики.

В результате сотням тысяч и даже миллионам людей пришлось пережить личную трагедию, расставаться с частью их прошлой жизни, а иногда и ближайшими родственниками и уезжать. Многие родители вынуждено, прежде всего, из материальных соображений, соглашались на то, что в Россию уезжали их дети, а они сами оставались доживать свой век на ставшей в одночасье мачехой их малой родине, которую они всю свою жизнь считали своей. Их поступками двигало великое материнское чувство: "Пусть хоть у наших детей будет лучшее будущее, а мы уж как-нибудь подождем".

Не понимать это юрист Кутафин и другие российские политики и чиновники просто не могли. Но они не хотели понимать чужое горе. В правовой науке как раз существует четкая дифференциация модальных глаголов "мочь" и "хотеть". На принципиальной разнице их смысла построено, например, такое фундаментальное понятие в уголовном праве, как "вина". Субъект может иметь возможность совершить какой-то поступок, действие, но не иметь стремление его совершить. Так охотник или сотрудник милиции может из-за неосторожного обращения с оружием убить человека, вовсе не желая этого. И тогда правовая оценка такого поступка будет, естественно, отличаться от той, которую заслуживает профессиональный убийца. Возможна и прямо противоположная ситуация, когда лицо стремится совершить преступление, но не имеет возможности сделать это. Так мальчишки, задумавшие обокрасть банк, в растерянности стоят перед массивной стальной дверью. И они не будут отвечать за это по всей строгости уголовного закона.

Поэтому признание президентом России ошибочности прежних подходов нашей бюрократии позволяет надеяться, что ситуация в этой области вскоре будет улучшена.

Владимир Путин, отвечая уже на другой вопрос, также заявил, что упрощенный режим получения российского гражданства нашими соотечественниками будет продлен и после зафиксированной в действующем законе даты его окончания – 2006 года. Президент рассказал, что он уже дал соответствующие указания и правительству России и своей администрации в этом отношении.

Это весьма принципиальный момент. Дело в том, что принятый в апреле 2002 года новый, второй по счету российский закон о гражданстве существенно ужесточал требования к его получению. Иностранные граждане и лица без гражданства теперь могли быть приняты в гражданство России в общем порядке только при соблюдении сразу нескольких обязательных требований. Среди последних самым важным является требование сначала получить (а это целая серьезная и достаточно трудная процедура) вид на жительство, затем пять лет непрерывно прожить в России, и только потом иметь право обращаться с заявлением о принятии в гражданство Российской Федерации.

Из этого общего правила законодатель сделал целый ряд исключений. Некоторые из них касаются сокращения установленного пятилетнего срока проживания в России. Например, это может иметь место в отношении лиц, у которых имеются высокие достижения в области науки, культуры, или тех, кто обладает профессией или квалификаций, представляющей интерес для России. Такая же льгота действует и в отношении признанных по российским законам беженцами, а также просящих политического убежища. Закон о гражданстве дает возможность иностранцам из государств ближнего зарубежья пройти военную службу по контракту в рядах Вооруженных Сил РФ (не менее трех лет) и тогда они могут соискать российского гражданства и без пятилетнего срока проживания в России, и вообще не получая вид на жительство.

Прием же в гражданство в упрощенном порядке, то есть тот вариант, о котором собственно и говорил президент Путин, также имеет вариант, когда формально дается возможность обращаться за получением гражданства без получения вида на жительство. Эта норма закона существенно облегчает некоторым категориям достижение их цели. Так, например, в прошлом 2004 году данным упрощенным порядком (конкретно это регламентируется статьей 14 Закона "О гражданстве Российской Федерации") воспользовалось более 330 тысяч лиц. Из них по основанию наличия хотя бы одного из родителей, имеющего гражданство РФ и проживающего на территории России, гражданство нашей страны получили немногие – только 1,5 тысячи человек. Оно и понятно, ведь выше мы говорили, что одна из основных проблем соотечественников состоит несколько в ином – дети вынуждены были покидать родителей.

Десять тысяч человек получили российское гражданство на основании нормы о том, что такое право имеют граждане СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, если они не получили гражданства этих стран и остаются лицами без гражданства (апатридами). Но таких тоже немного. Дело в том, что на самом деле чаще всего никто в ставших суверенными бывших союзных республиках и не спрашивал людей о том, согласны ли они получить гражданство такого-то государства. Его просто давали вместе с новыми документами. А оставаться вообще людьми без гражданства решались немногие – это ведь существенно ограничивало права таких людей.

Немного – всего 6,5 тысяч и тех, кто получил гражданство в силу факта своего рождения на территории РСФСР при одновременном соблюдении условия, что он являлся гражданином СССР. Есть еще категория лиц, которым гражданство в упрощенном порядке может предоставляться в силу их состояния в браке с гражданином РФ не менее трех лет. Кстати, эта норма часто подвергается критике: чиновники и политики приводят данные о большом числе фиктивных браков с целью получения гражданства.

Наибольшее же число лиц – 195 тысяч получили гражданство в упрощенном порядке потому, что они "являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста 18 лет и являющихся гражданами Российской Федерации" (подпункт "в" пункта 3 статьи 14 упомянутого закона).

Как видим, на самом деле упрощенный порядок не так уж часто применяется, им могут воспользоваться далеко не все соотечественники, стремящиеся переехать на постоянное жительство в Россию. А ведь нормы закона еще не раскрывают всего драматизма ситуации в этой сфере.

Например, по временной прописке никакого гражданства лицу не предоставят. Переселенцу же из ближнего зарубежья получить постоянную прописку очень и очень сложно. Действующее законодательство в целом ряде ситуаций тормозит предоставление гражданства, создает лишние бюрократические препятствия. По данным переселенческих организаций у нас 1,5 млн. человек сдали заявления на получения гражданства и ждут годами решения. На местах уполномоченные органы сплошь и рядом под любыми причинами отказывают соотечественникам в приобретении гражданства. Трактуя, например, термин "проживание" исключительно как наличие прописки, а это не одно и тоже. Бывают вообще парадоксальные ситуации, юношу призывают служить в армию, а после демобилизации отказываются выдавать новый российский паспорт. Служить России он мог, а вот гражданство ему, якобы, не положено. Бюрократия плохо учитывает и реальный порядок, заведенный их же предшественниками. Например, в Грузии в начале 90-ых годов в старые советские паспорта наши же дипломаты ставили штампы о том, что человек получил российское гражданство. Но сегодня эти документы отказываются признавать.

В общем, проблем с соотечественниками остается непочатый край. Однако важно другое. Президент Путин публично отметил, что стратегический выбор России – это привлечение на постоянное жительство в нашу страну тех людей, которые выбирают ее в качестве своей родины. "Мы будем делать это настойчиво и аккуратно" – заверил глава государства.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ