Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №132(15.10.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Баку –Джейхан: новые надежды и старые реалии

Континент №19 (155) 05 - 18 октября 2005

Сергей Смирнов (Алма-Ата)

В настоящее время в мировой политике контроль за топливно-энергетическими ресурсами и маршрутами их транспортировки играет все более значительную роль. Не является исключением и Каспийский регион, контроль над основными углеводородными потоками которого путем реализации проекта нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан пытаются взять в свои руки США

Несмотря на то, что экономическая целесообразность проекта до сих пор остается под вопросом, он продолжает оставаться "краеугольным камнем" внешней политики США в Каспийском регионе. Расчет, по-видимому, делается на то, что нефтяные компании США располагают существенными процентными долями в практически каждом региональном консорциуме, обладают значительной частью прав на разработку почти каждого крупного месторождения.

Впервые идея транспортировки азербайджанской нефти через турецкий глубоководный порт Джейхан была озвучена еще в 1992 году. За прошедшие годы возможность реализации проекта Баку – Тбилиси – Джейхан неоднократно ставилась под сомнение: многие эксперты считают его слишком дорогим, экологически опасным и высокорисковым. Тем не менее 25 мая 2005 года торжественно запущен его азербайджанский участок. Надежды на трубопровод возлагаются огромные: это и доходы (так, Грузия ожидает 50 млн. долларов в год за транзит), и перспектива разгрузки турецких проливов (предполагается, что ежегодная прокачка по БТД составит 50 млн. тонн нефти), и укрепление регионального сотрудничества. Все хорошо, лишь один "маленький" недостаток: отсутствие необходимого количества нефти в исходном пункте (в Азербайджане) для наполнения трубы. В результате чего трубопровод БТД обещает остаться полупустым.

Согласно статистическому отчету компании BP, подтвержденные запасы нефти в Азербайджане на начало 2004 года составляли 7 млрд. баррелей (960 млн. тонн). По официальным данным Министерства топлива и энергетики республики, доказанные запасы нефти оцениваются в 1 млрд. тонн. Всего в Азербайджане более 100 нефтегазовых месторождений с суммарными запасами 4 млрд. тонн нефтяного эквивалента, из них 35 на суше и более 70 на шельфе. По имеющимся сегодня оценкам, в Азербайджане осталось не более 22,3 проц. начальных извлекаемых запасов нефти. Доказанные запасы по 66 месторождениям составляют 389,5 млн. тонн. Это, как правило, остаточные, малорентабельные и обводненные запасы. Суммарная оценка перспективных, но еще не разведанных месторождений колеблется от 530 до 670 млн. тонн.

Как известно, при проектировании нефтепровода предполагалось, что заполняться он будет азербайджанской нефтью. Однако результаты разведочно-оценочного бурения последних лет говорят о том, что запасы нефти в Азербайджане оказываются сильно преувеличенными. В частности, по итогам бурения в Азербайджане в период 1998–2004 годов было закрыто около десятка проектов с иностранными инвестициями. Из пробуренных за последние годы разведочных скважин лишь одна (структура Шах-Дениз) дала положительный результат, все остальные оказались "сухими" или же содержащими некоммерческие запасы нефти.

Блок месторождений Азери – Чираг – Гюнешли (с общими извлекаемыми запасами в 5,4 млрд. баррелей) еще только начинают разрабатывать, да и нефти может не хватить – надо наполнять и другие трубы: Баку – Новороссийск (пропускная способность 7 млн. тонн, возможно увеличение до 16 млн. тонн), Баку – Супса (6 млн. тонн, можно увеличить до 15–30 млн. тонн). И главное – месторождения блока, по крайней мере два из них считаются спорными, и в Туркмении именуются совсем по-другому. На чудо надеяться не приходится. Так, если в 2003 году Азербайджан добывал 0,32 млн. барр./сутки (из которых на экспорт оставалось всего 0,21 млн. барр./сутки), то в 2004-м добыча сократилась на 15 тыс. барр./сутки. А из 20 млн. тонн нефти, которые планируется добыть в 2005 году, в трубу БТД попадет лишь около 2 млн. тонн. Остальное пойдет на НПЗ республики и растечется по другим направлениям.

Уже сейчас ясно, что запланированный уровень добычи 1 млн. баррелей в день в лучшем случае будет достигнут не ранее 2009 года. А это значит, что между расчетными показателями эффективности БТД и реальными цифрами обнаружатся значительные различия. Аналогом является оперативно построенный Украиной нефтепровод Одесса – Броды. Говорить об экономической эффективности проекта можно лишь в случае присоединения к нему Казахстана.

Казахстан взял паузу

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев участие в торжествах в Баку принял. Однако подписать межправительственное соглашение о транспортировке казахстанской нефти по БТД на условиях азербайджанской стороны отказался, продекларировав в очередной раз свое присоединение к проекту лишь на дипломатическом уровне и объявив, что к цепочке Баку – Тбилиси – Джейхан было бы правильно добавить такое звено, как Актау. Участие Астаны в проекте строится на том, что первое время казахстанская нефть для БТД будет перевозиться танкерами из порта Актау, а к 2010 году предполагается прокладка нефтепровода по дну Каспия.

Следует отметить, что незадолго до торжеств в Баку, Астана официально объявила о своем намерении поставлять большие объемы нефти в Азербайджан, для чего специально отстроит вблизи Актау порт Курык (согласно варианту, разработанному НК "КазМунайГаз", нефть из Атырау будет переправляться в порт Курык по трубе, далее закачиваться на танкеры), закупит крупные танкеры (5 танкеров дедвейтом 60 тыс. тонн или 25 – дедвейтом 12 тыс. тонн), а также построит верфи, чтобы делать их у себя. Однако обещания пока не вылились в официальные документы, в которых были бы согласованы конкретные тарифы, сроки и объемы поставок. И не исключено, что казахстанская нефть с танкеров вполне может оказаться в альтернативном Джейхану порту. Например, в иранской Неке или российской Махачкале. Причина: при существующих тарифах на прокачку казахстанская нефть на выходе к танкерам в турецком Джейхане будет стоить вдвое дороже азербайджанской. Кроме того, в этом году завершается строительство более безопасного и экономичного нефтепровода для экспорта казахстанской нефти в Западный Китай.

Несостоявшееся, вопреки обещаниям, подписание свидетельствует о том, что запуск БТД не стал окончанием "Большой игры" на Каспии. Наоборот, ее интрига только начинает раскручиваться. Тем не менее кое-какие итоги подвести можно.

Как отмечал бывший министр энергетики США Билл Ричардсон, проект БТД представляет собой "не только еще один трубопровод. Это стратегическая основа для продвижения интересов национальной безопасности США". В целом реализация проекта БТД, по замыслу Вашингтона, позволит достичь следующих целей:

– уменьшить зависимость от стран ОПЕК;

– перекрыть один из возможных источников энергоснабжения Китая;

– переориентировать поэтапно экономику и энергоресурсы стран Южного Кавказа и Центральной Азии на Запад, что приведет к прекращению использования российской и иранской трубопроводной инфраструктуры;

– обеспечить установление политического контроля над странами региона за счет контроля над энергоресурсами;

– "связать" с помощью этого проекта Турцию и Евросоюз;

– отсечь Иран от Центральной Азии и России, что заблокирует его попытки преодолеть американскую политическую изоляцию;

– обеспечить доступ к стабильным поставкам неарабской и неиранской нефти своим стратегическим союзникам – Турции и Израилю.

И здесь Соединенным Штатам удалось многое. В частности, ориентировать большую часть Закавказья экономически на Запад, а политически – на Вашингтон. В регионе идет активная перестройка структур безопасности (создаются силы спецназа Caspian Guard, из Грузии выводятся российские военные базы, качественно расширяются границы натовского проекта "Партнерство ради мира" и т. д.).

Что касается остальных заинтересованных стран, то Азербайджан (и инвесторы азербайджанских нефтяных проектов) получает выход к глубоководному порту на Средиземном море, а также возможность дополнительных доходов от транзита, если к трубе подключится нефть Казахстана. Турция – компенсацию за потери, которые несла после начала американских операций в Ираке: подходящий с севера Ирака к порту Джейхан нефтепровод долгое время простаивал, оставляя Турцию без транзитных доходов. Теперь к Джейхану придет каспийская нефть. Кроме того, после реализации проектов БТД и Южно-Кавказского газопровода значительно возрастает роль Турции как транзитного государства для доставки каспийских углеводородов на рынки США и Европы.

Курдские повстанцы также довольны: получили прекрасный объект для давления на Турцию, которая должна будет учитывать, что трубопровод пройдет через неспокойные курдские районы страны. Что касается России, то развитие событий на Каспии может привести как к резкому ослаблению ее влияния, так и к расширению сотрудничества в этом регионе. Выбор остается за Москвой.

Для Украины, чей министр энергетики также присутствовал на церемонии, пуск БТД может привести к еще большему политическому и экономическому проигрышу, чем для Москвы. Надежды официального Киева на каспийскую нефть для трубопровода Одесса – Броды становятся еще более призрачными. Тем более что на состоявшейся встрече с В. Ющенко Президент Казахстана Н. Назарбаев недвусмысленно заявил о невозможности обсуждения вопроса поставок каспийской нефти на Украину без согласования с Россией.

Официальная Астана взяла паузу, добиваясь наиболее оптимальных для себя условий нефтетранзита как через Россию, так и через Кавказ. Держать эту паузу она может довольно долго: результаты исследований корпорации ChevronTexaco показали, что маршрут через Каспий в Турцию можно использовать лишь в качестве вспомогательного. Для крупномасштабного экспорта Казахстану вполне достаточно китайского и российского направлений. Главное, что показала церемония в Баку, – продолжающееся доминирование политики над экономикой, что особо подчеркнуло участие в торжествах министра энергетики Украины.

Вопросы с ответами и без

После Грузии и Украины "цветная" революция захватила Киргизию, затем последовали события в Андижане. Таким образом, вопрос: означает ли запуск БТД завершение череды революций и достижение необходимой для беспрепятственного движения нефти по трубе политической стабильности, остается без ответа. Одни аналитики отвечают утвердительно (Вашингтон постарается законсервировать грузинскую и азербайджанскую политические ситуации), другие сомневаются и пророчат новую волну "цветных" революций. При этом у вторых есть веские причины для сомнений. С одной стороны, возобновление грузино-осетинского, грузино-абхазского, нагорно-карабахского конфликтов способно изрядно продырявить новый нефтепровод. С другой – "цветная революция" в Армении, лишив Россию последнего форпоста политического и экономического влияния на Кавказе, может значительно повысить стабильность нефтепоставок.

Некоторые российские аналитики считают возможным начало новой волны "цветных революций" в республиках Кавказа и Центральной Азии. С запуском нефтепровода БТД, полагают они, "цветные революции" в Прикаспии – от Азербайджана и Казахстана до Ирана – становятся почти неизбежными. Причиной их, по мнению авторов, станет желание Вашингтона избежать взрыва протестного заряда, скопившегося в странах региона, путем максимально "бархатной" смены режимов и тем самым минимизации рисков нефтяным поставкам. Вместе с тем "густо-оранжевые" манифестации оппозиции в том же Азербайджане (где в ноябре предстоят выборы в парламент) могут сыграть с США злую шутку и Вашингтон, не удержав процесс в нужных ему рамках, получит обратный результат.

Ответ на другой не менее важный вопрос: хватит ли нефти у Казахстана на заполнение БТД, есть. Расчеты показывают, что заполнить его нефтью республика не в состоянии.

Заполнение трубы БТД может осуществиться лишь за счет сокращения поставок по другим направлениям. Но пойдет ли на это Казахстан – большой вопрос. Тем более что неудача на шельфовом месторождении Тюб-Караган (прогнозные ресурсы оценивались в 388 млн. тонн нефти, но разведочное бурение показало полное отсутствие углеводородов) может скорректировать все прогнозные цифры в сторону уменьшения. И далеко не факт, что нефть Кашагана пойдет на заполнение БТД. Это возможно только в случае, если будут полностью загружены мощности КТК, поскольку акционеры "Аджип ККО" одновременно являются и акционерами КТК. Кроме того, существуют неопределенности со сроками, а следовательно, и объемами нефтедобычи в казахстанской части Каспийского шельфа.

Рост нефтепоставок на перенасыщенный европейский рынок может сыграть злую шутку и с ценой на нефть. Она может просто рухнуть от превышения предложения над спросом, и тогда проиграет тот, кто подобную перспективу не предусмотрел (ежегодный нефтяной импорт в Европу составляет сейчас около 412 млн. тонн, а к 2010 году прогнозируется прирост всего на 26 процентов – 556,7 млн. тонн).

Распределяя свои будущие поставки, не стоит забывать и азиатский рынок. Согласно прогнозам, к 2010 году спрос на нефть в Китае и всей остальной Азии шестикратно превысит этот показатель в Европе. Это говорит о том, что проекты транспортировки нефти через Турцию с выходом на Средиземноморье резко снизят свою актуальность и окупаемость в пользу азиатского направления. Выбор этого направления позволит диверсифицировать потоки экспортной нефти Казахстана. В частности, сильную заинтересованность в транспортировке каспийской нефти и газа через территорию Ирана проявляет Индия: ее ежегодная потребность в нефти составляет 65–70 млн. тонн. Таким образом, острой необходимости в БТД у Казахстана нет, а экономическая целесообразность экспорта казахстанской нефти по нему практически равна нулю. Даже без продления до Актау маршрут Баку – Джейхан проигрывает основным конкурентам на европейском направлении, а с продлением до Актау – тем более. После достижения КТК проектной мощности 67 млн. тонн Казахстан может транспортировать по этой трубе до 86 проц. максимально прогнозируемого объема экспорта своей нефти. Остаток же вполне может быть принят трубопроводами Атырау – Самара и Западный Казахстан – Китай, а также направляться в Иран.

Но как бы то ни было в конце 2005 года из турецкого порта Джейхан каспийская нефть отправится на мировой рынок. Непредвзятая оценка ситуации приводит к пониманию того, что в каспийской трубопроводной войне нет ни победителей, ни проигравших, есть только потери, которые уже понесли и еще понесут прикаспийские страны, стремясь к господству в регионе и единоличному контролю над углеводородными потоками, поскольку даже география говорит в пользу сотрудничества и поиска компромиссов.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ