Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №132(15.10.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Черная логистика

13.10.2005. Время новостей

Денис Ребров

«Роснефть» первой заполнит нефтепровод из Казахстана в Китай

Российские нефтяники откликнулись на предложение Астаны помочь заполнить нефтью строящийся трубопровод из Казахстана в Китай. «Роснефть», которая обязалась поставить в Поднебесную до 2010 года 48,5 млн тонн сырья, подала заявку в «Транснефть» на прокачку 1,2 млн тонн в этом направлении через территорию Казахстана. Впрочем, тот факт, что Россия будет экспортировать сырье в Китай по казахстанской трубе, по мнению экспертов, вовсе не означает, что на проекте строительства ответвления в Дацин от трубопровода из Восточной Сибири на побережье Тихого океана поставлен крест: во-первых, экономика Китая развивается довольно быстро и энергопотребление страны растет, а во-вторых, через Казахстан потечет западносибирская нефть, а восточный нефтепровод рассчитан на восточносибирскую.

Строительство нефтепровода из поселка Атасу Карагандинской области Казахстана до китайского города Алашанькоу началось в сентябре прошлого года и должно быть завершено к концу нынешнего. Предполагается, что поставки нефти китайским покупателям начнутся с мая 2006 года. Протяженность трубопровода - 988 км, мощность на первом этапе - 10 млн тонн в год, в дальнейшем ее планируется увеличить до 20 млн. Вторая очередь может быть построена к 2011 году. На момент окончания строительства участок Атасу-Алашанькоу на территории самого Казахстана будет связан лишь с Кумкольской группой месторождений нефти, причем производимого сырья не хватит для того, чтобы полностью заполнить трубу на первых порах. Еще до начала строительства президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявлял, что Россия могла бы использовать этот нефтепровод для увеличения поставок своей нефти в Китай. А министр энергетики и природных ресурсов Казахстана Владимир Школьник заявлял, что на первых порах в Китай потечет исключительно российская нефть, при этом «ответственность за заполнение (трубопровода. - Ред.) в соответствии с межправительственным соглашением лежит на наших китайских коллегах».

Для транспортировки российской нефти в Китай через Казахстан подходит построенный еще в конце 80-х годов нефтепровод из Омска в Чарджоу (который идет по территории Казахстана и Узбекистана и заканчивается в Туркмении), проходящий через поселок Атасу.

Как заявил вице-президент «Роснефти» Сергей Евлахов, компания подала заявку на транспортировку 1,2 млн тонн в год в Китай. А по словам вице-президента «Транснефти» Сергея Григорьева, его компания в ответ на запрос «Роснефти» представила экономические расчеты, во сколько обойдется расширение мощности нефтепровода Омск--Павлодар на этот объем и подключение к казахско-китайскому нефтепроводу. Сумму он назвать отказался. В «Роснефти» вчера отказались комментировать, устраивают ли компанию предложения «Транснефти». Кроме того, г-н Евлахов добавил, что ЛУКОЙЛ и «Сургутнефтегаз» также интересуются возможностью проставлять нефть в Китай по нефтепроводу. Однако г-н Григорьев утверждает, что эти компании не обращались в «Транснефть» с просьбой, аналогичной просьбе «Роснефти».

ЛУКОЙЛ ранее начинал поставки в Китай по железной дороге, однако потом отказался от этого проекта, называя их экономически невыгодными, в том числе из-за высоких тарифов на перевозку. В то же время недавно компания открыла представительство в Пекине, и ее представители не исключали возможности заполнения китайско-казахской трубы сырьем из Западной Сибири. Вчера в компании заявили, что эта возможность по-прежнему рассматривается, однако от дальнейших комментариев отказались. При этом ЛУКОЙЛ говорил о возможности поставок 1,5 млн тонн по трубе Атасу--Алашанькоу с месторождения Кумколь, лицензией на разработку которого владеет «Тургай Петролеум» - СП ЛУКОЙЛа и Petrokhazahstan. Владельцы последнего договорились о продаже компании китайской CNPC, однако ЛУКОЙЛ заявляет о своем преимущественном праве на выкуп доли в СП.

СПРАВКА

ЛУКОЙЛ пообещал 5 млн тонн нефти для планируемого нефтепровода Харьяга-Индига. ЛУКОЙЛ сообщил "Транснефти", разработавшей декларацию о намерениях по строительству нефтепровода Харьяга-Индига мощностью 24 млн тонн нефти в год, что сможет поставлять по этой трубе 5 млн тонн нефти. Об этом, как передает Bloomberg, сказал на конференции в Лондоне замдиректора по добыче нефти ЛУКОЙЛа Осман Сапаев. Он отметил, что это те объемы, которые сейчас ЛУКОЙЛ не может поставлять по существующим нефтепроводам из Тимано-Печорской нефтегазовой провинции, где он является одним из основных недропользователей. Как заявил ИНТЕРФАКСУ-АНИ вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев, "Транснефть" не будет строить этот нефтепровод без гарантий по прокачке нефти по этому маршруту, однако в настоящее время таких гарантий от нефтяных компаний нет. ЛУКОЙЛ говорит, что сможет поставить и больше 5 млн тонн нефти в год, если получит лицензии на крупные месторождения в Тимано-Печоре", - добавил г-н Григорьев. Он выразил мнение, что скорее всего ЛУКОЙЛ расширит до необходимого объема мощность терминала Варандей (на берегу Баренцева моря) и будет поставлять нефть по этому маршруту.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ