Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №132(15.10.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

УЗБЕКИСТАН



Милошевич-2

03.10.2005. Globalrus.ru

Андрей Грозин

США возбуждают уголовное дело против Каримова

Американцы грозят президенту Узбекистана Исламу Каримову международным судебным преследованием  Если у кого-то и были закрыты глаза, то они открылись... , - И.Каримов, В.Путин и колхозник Чернуха- в Конгресс внесен проект резолюции, требующей возбуждения дела в Международном уголовном суде против узбекского лидера в связи с подавлением попытки мятежа в Андижане. Одновременно Госдеп ввел санкции против Ташкента, полностью прекратив выплату ему финансовой помощи, а министры иностранных дел ЕС в ходе встречи в Люксембурге проголосовали за резолюцию о наложении эмбарго на продажу оружия Узбекистану, сокращении объемов помощи и запрете на въезд официальным лицам этой страны в европейские страны.

Ясно, что такой жесткий прессинг на недавнего “стратегического партнера” Вашингтон осуществляет отнюдь не из идеалистических соображений. Это авторы законопроекта о ситуации в Узбекистане конгрессмены-демократы Уильям Делахант и Ллойд Доггетт могут сколь угодно утверждать, что США не следует поддерживать “брутальный и смертоносный режим”, чтобы не потерять свою "моральную чистоту” и не дать “повод обвинять США в лицемерии". Моральную чистота США – это очень обширная тема. Значительная часть населения нашей планеты, мягко говоря, вообще имеет серьезные сомнения в наличии у руководства “вашингтонского обкома” каких-либо моральных свойств. Впрочем, оправдывать свою “маленькую женскую месть” Ташкенту Штаты могут любыми красивыми словами.

Ни для кого, хотя бы отчасти знакомого с ситуацией в Центральной Азии, не секрет, что в 2001 – 2002 гг. политическая система, сложившаяся в Узбекистане абсолютно ничем не отличалась от ее же сегодняшней. Однако в Вашингтоне сочли вполне возможным и даже весьма желательным заключить и договоренности о “стратегическом партнерстве” и развернуть на базе в Ханабаде самый крупный американский военный объект в регионе (и в территориальном плане, и по количеству военнослужащих и техники). Более того, в Ханабаде разместили мощный разведывательный центр, с подчиненной спутниковой группировкой, ориентированный после разгрома талибов совсем не на Афганистан.

С “брутальным и смертоносным” режимом еще с середины 90-х годов прошлого века налаживались взаимовыгодные экономические связи. Причем с таким размахом, что в США до самого последнего времени уходил практически весь добываемый в Узбекистане уран, значительная часть золота и хлопка. В республике сложилась система неформальных проамериканских экономических группировок. Поставка и перепродажа просроченного американского сухого молока и генетически измененной сои (“гуманитарная продовольственная помощь”), выпуск и спекуляция платежными картами, “консультативных услуг” множества американских “специалистов” и “советников”, абсолютно непрозрачные сделки с урановым сырьем и хлопком-сырцом, множество грантов и фондов (вокруг них в республике кормились не столько записные демократы-правозащитники, сколько высшие госчиновники и их родня), махинации с подготовкой узбекской молодежи в западных ВУЗах и множество иных полукриминальных и откровенно криминальных связей и связочек за десятилетие накрепко привязали значительную часть узбекской элиты к США.

Однако Каримов начал рушить эту систему. Многие “узбекские Гайдары” типа экс-первого вице-премьера Рустама Азимова оказались под угрозой не просто опалы, но судебного преследования. Главное, началось давление на взаимовыгодный бизнес куда менее заметных чиновников, прикормленных американцами. Бизнес этот “семья президента” решила перераспределить в свою пользу. Так возник межгосударственный “спор хозяйствующих субъектов”. Отношения портились с 2002 года. Сейчас мы наблюдаем прямую эскалацию конфликта.

Понятно, что играет свою роль и геополитика – американцев пытаются спихнуть с нагретого места, по поводу которого у месье Рамсфелда и мадам Райс были самые серьезные планы. У первого – реализация его новой доктрины создания сети “мини-баз”, “плавающих листьев”, а у второй – соображения технологические соображения отработки модели “цветной революции” в мусульманском государстве (киргизский опыт оказался поучительным, но не дал необходимых результатов – новые элиты страны в силу множества объективных и субъективных причин оказались совсем не антироссийскими). И тут на всех этих интересных задумках предлагается поставить крест. Из-за чего? Из-за какого-то Узбекистана! Понятно, что многие в США почувствовали себя, прямо скажем, оскорбленными.

Неблагодарный Каримов не только в несколько часов разогнал толпу мирно митинговавших андижанцев, некоторые из которых мелькали в репортажах западных телеканалов вооруженные автоматами, сожгли театр, перебили охрану тюрьмы и более тридцати солдат и милиционеров и кричали в телекамеры “Аллах акбар!”. Ислам Абдуганиевич еще и категорически отказался от проведения международного расследования с заранее заданным итогом – Гаагским трибуналом и уютной камерой рядом с Слободаном Милошевичем. Он начал налаживать политические и экономические контакты с Москвой и Пекином.

А на процессе в Ташкенте один из мятежников по простоте душевной заявил, что “мирный митинг” в Андижане спонсировало посольство США в Узбекистане. Это вообще неслыханно: разве может нормальный человек предположить, что Штаты с их “моральной чистотой” и живым участием в судьбе молодого Бен Ладена могут как-то взаимодействовать с террористами? Наверняка, это заявление было вырвано под пытками.

В целом терпеть такие “плюхи” от изменившего “стратегического партнера” Вашингтон не может.

Отсюда и резолюция Конгресса, требующая от президента США Джорджа Буша “использовать голос и влияние Соединенных Штатов" для того, чтобы заставить Совбез ООН передать дело Каримова в Андижане" в Международный уголовный суд. Если резолюция будет принята, она приобретет силу закона. Вызывает, однако сомнение, что двое из пяти постоянных членов Совбеза - Россия и Китай - поддержат такое заявление.

Очевидно не слишком надеясь на желаемый исход, США надеются на некий “дворцовый переворот”, после которого неудобный президент Узбекистана перестал бы быть помехой развитию дружеских отношений между американской демократией и узбекскими массами. В перечне предназначенных к введению санкций с совершенно определенной целью наряду с замораживанием финансовой помощи выделен запрет на выдачу въездных виз "тем официальным узбекским лицам, кто отвечали за действия узбекских силовых структур в Андижане". Понятно, что тем, кто не хочет быть занесенным в списки таких “официальных лиц”, а также пострадать от замораживания своих счетов, размещенных на Западе, следует действовать и действовать быстро. То же, что в случае крушения сверхжесткой вертикали власти в Узбекистане, события в республике и во всем регионе могут пойти по катастрофическому сценарию, ограничителем не является. Поруганная честь США взывает к отмщению.




"Отлученный" Узбекистан

06.10.2005. Новая политика

Дина Малышева

Публичная порка Ислама Каримова

США, Евросоюз и ОБСЕ решили устроить Узбекистану показательную "порку". Так, 30 сентября в комитет по международным отношениям палаты представителей конгресса США был внесен проект резолюции о возбуждении дела против президента Узбекистана Ислама Каримова в Международном уголовном суде в связи с событиями в Андижане. В документе содержится требование к администрации Джорджа Буша использовать все влияние США в Организации Объединенных Наций для того, чтобы "Совет Безопасности ООН передал вопрос о ситуации по президенту Узбекистана Исламу Каримову и резне 13 мая 2005 года в Андижане в Международный уголовный суд". При этом в документе от имени конгресса США выражается "несогласие с дальнейшими выплатами правительства США правительству Узбекистана по объектам на базе Карши-Ханабад". США, кроме того, заморозили выделение Узбекистану финансовой помощи в размере 21 миллиона долларов.

Не отстает от "старшего брата" и Евросоюз: 4 сентября собравшиеся в Люксембурге министры иностранных дел ЕС объявили о введении против Узбекистана санкций. Они включают эмбарго на продажу оружия Узбекистану, лишают узбекских политиков – ответственных, по мнению ЕС, за "неразборчивое и необязательное применение силы" – права въезда на территорию Западной Европы и предусматривают сокращение объемов помощи. Кроме того, Евросоюз в одностороннем порядке приостановил действие Договора о партнерстве и сотрудничестве с Узбекистаном – первое в своем роде решение за всю историю ЕС.

Формально за этими решениями стоит "неправильная", с точки зрения США и ЕС, политика официального Ташкента. Во-первых, его отказ провести, по предложению ЕС, независимое международное расследование майских событий в Андижане с участием иностранных (читай – западных) экспертов. Во-вторых, нежелание Узбекистана сотрудничать после событий в Андижане с Вашингтоном в области борьбы с терроризмом, что было квалифицировано Госдепартаментом США как дистанцирование от договоренностей, достигнутых между Узбекистаном и США после терактов 11 сентября. Есть и другие объяснения. Американский эксперт Фонда Карнеги Марта Брил Олкотт полагает, что США и Евросоюз вводят санкции, чтобы "продемонстрировать общественному мнению и элитам своих стран, что в отношении скомпрометировавшего себя режима Каримова проводится последовательная и адекватная политика". Но ближе к истине все же другие – те, кто считает, что Центральной Азии, а заодно и всем остальным республикам бывшего Советского Союза, включая и Россию, преподают на примере Узбекистана урок.

Ведь фактически за попытками загнать Узбекистан в "гетто", помеченное американской администрацией в мировой политике для стран "оси зла" (таких, как Иран, Куба, Белоруссия или Северная Корея), кроется мстительное желание наказать узбекского лидера за неслыханную дерзость. Мало того, что Ташкент потребовал вывести в течение 180 дней американскую авиабазу Карши-Ханабад, он не польстился потом на предложения о "мировой", принесенные высокопоставленными визитерами с Запада. Более того, на проходящем в Узбекистане процессе по событиям в Андижане один из обвиняемых выступил с признательными показаниями о том, что посольство США в этой стране финансировало движение "Акрамия". Оно, как известно, названо узбекскими властями одним из инициаторов беспорядков в Андижане. Хотя администрация Джорджа Буша назвала безосновательными эти утверждения (их представитель Госдепартамента вообще назвал "смехотворными"), "черная кошка" в американо-узбекистанских отношениях несомненно пробежала. В США и Европе сочли, что пора узбекские власти "бить по рукам", чтобы другим не повадно было бунтовать против истинных хозяев в Центральной Азии, коими считают себя американцы с европейцами. К тому же модель, разрабатываемая Западом в отношении Узбекистана – требование допуска международных инспекторов при расследовании внутренних инцидентов и наказания в случае отказа следовать этим требованиям – может быть использована и в других странах СНГ. В первую очередь – в России применительно к ее "чеченскому казусу".

Вот ведь как-то так совпало, что выступивший 3 октября на проходящем в Варшаве совещании ОБСЕ по человеческому измерению глава американской делегации Лорн Крейнер заметил в мире только двух нарушителей "верховенства закона" – Россию и Узбекистан. Первая была дежурно обвинена в "непропорциональном применении силы" в Чечне, второй – "в неразборчивом использовании силы" в Андижане.

Не суть, что отдельные американские политики – в силу известного "имперского высокомерия" – наделяют себя исключительным правом выносить вердикты государствам, пытающимся доступными им методами защитить свою национальную безопасность и территориальную целостность, "забывая" как-то при этом о том, что Вашингтоном и его военной машиной совершались отнюдь не одни только гуманитарные акции в отношении населения бывшей Югославии, Афганистана или Ирака – государств, которые отделяют от США моря и океаны и которые безопасности и территориальной целостности США не угрожали.

Не суть, что в Андижане имел место хорошо организованный вооруженный антиправительственный мятеж – факт, который вроде бы никто не берется оспаривать. С почти стопроцентной вероятностью можно также предположить и еще более трагическое развитие событий в Узбекистане, не предприми Каримов жестких мер в отношении своих оппонентов в Андижане – исламисты ли они, "акрамисты" ли или просто представители мятежных кланов: Узбекистан неминуемо ждала бы судьба соседнего Таджикистана, где всю первую половину 1990-х годов полыхала гражданская война.

Запад, который, кажется, должен быть заинтересован в том, чтобы политическая система в Узбекистане стала более устойчивой и эффективной, взяв курс на выкручивание рук официальному Ташкенту, повел себя с первого взгляда неадекватно и иррационально. Но такое поведение обусловлено, как представляется, не локальными интересами Запада в Узбекистане или же в других центрально-азиатских государствах, а просчитанной долгосрочной стратегией в Евразии в целом. Добившись "международной инспекции" – то есть расследования столкновений, в результате которых нарушены права человека, погибли "гражданские лица" – в Ферганской ли долине, Чечне либо Дагестане, Европа и США, приобрели бы весьма эффективное орудие для проведения собственного курса, получили бы автоматически право осуществлять такое же вмешательство во внутренние дела любых "неугодных" стран.

Сегодня же на практике главным геополитическим следствием такого курса может стать усиление политической конфронтации в регионе между США и странами Евросоюза, с одной стороны, и Россией и Китаем, с другой. Нет сомнений, что обе эти региональные державы, поддержавшие президента Узбекистана во время андижанских событий, непременно воспользуются новыми возможностями, открывшимися в Узбекистане после ухода оттуда США.

Другим следствием скоординированного американо-европейского "наезда" на президента Ислама Каримова и его окружение станет изменение вектора политической и экономической активности Узбекистана: он теперь смещается на восток. Уже 2 октября президент республики направился с официальным визитом в одно из крупнейших государств Юго-Восточной Азии – Малазию, где узбекскому лидеру удалось договориться по целому ряду важных аспектов военного и торгово-экономического сотрудничества. В частности, компанией "Узбекнефтегаз" было подписано соглашение о совместном освоении нефтегазовых ресурсов с малазийской корпорацией "Петронас".

Что касается последствий введенных ЕС санкций или "замораживания" американской помощи, то едва ли это нанесет ощутимый ущерб узбекской экономике, переживающей и без того непростые времена. А военную помощь Ташкент быстро отыщет в других местах. Например, министр обороны РФ Сергей Иванов, комментируя решение Евросоюза ввести эмбарго на поставки вооружений в Узбекистан, заявил, что это эмбарго Россию "не волнует и не затрагивает", и Россия намерена и дальше развивать отношения с Узбекистаном, поскольку никаких ограничений на поставку вооружений в эту республику, "кроме общепризнанных международных правил и норм, не существует". Министр также напомнил, что события в Андижане Россия оценивает как трагические, что несколько расходится с общим пониманием западными странами того, что произошло в Узбекистане.




Узбекский гамбит Путина

07.10.2005. ИА "Росбалт"

Владислав Краев

Что потребует от России ее новый "союзник" И.Каримов?

В ночь на 7 октября 2001 года Соединенные Штаты начали военную операцию в Афганистане. Официальной целью американцев стало свержение режима талибов и уничтожение укрываемых ими боевиков "Аль-Каиды". В реальности же афганский поход Буша стал инструментом и оправданием проникновения США в доселе закрытую для американцев Центральную Азию и закрепления там своего военно-политического присутствия.

В ночь на 7 октября 2005 года стало известно о скором вхождении Узбекистана в патронируемое Москвой Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) и фактическом слиянии с ЕврАзЭС с региональной организацией "Центрально-Азиатское сотрудничество", созданной первоначально без участия России.

Эти два события, между которыми четыре года, по мнению многих наблюдателей, знаменуют собой соответственно начало и конец геополитического отступления Москвы в Центральной Азии.

"Вступление ЦАС в ЕврАзЭС подводит черту под целым периодом новейшей истории, связанным с поиском центрально-азиатскими странами самостоятельной и абсолютно ни от кого не зависимой ниши в мировом политическом и экономическом пространстве", - считает депутат Госдумы, директор Института стран СНГ Константин Затулин. Объединение организации ЦАС и ЕврАзЭС - "очень важный шаг к восстановлению российской конкурентоспособности и еще более важный шаг к восстановлению конкурентоспособности стран участниц этих организаций", уверен председатель комитета Госдумы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрей Кокошин.

По мнению его заместителя по думскому комитету Владимира Чурова, вступление ЦАС в ЕврАзЭС является одним из важнейших политических событий на постсоветском пространстве в 2005 году. "Накануне саммита предположить возможность объединения двух структур никто не рискнул", - отметил парламентарий.

"Россия приступила к реализации прагматической концепции интеграции со странами СНГ", - отмечает президент Института политического планирования Сергей Кортунов. По его мнению, "баланс сил в регионе смещается в пользу России и Китая в ущерб интересам США".

Главный итог петербургского саммита - не в формальном объединении двух организаций, которые, конечно же, пока что не представляют собой значительную политическую силу, а в том, что ключевое государство центрально-азиатского региона - Узбекистан - было вынуждено отказаться от ранее проводимой политики "нейтралитета" и присоединиться к пророссийской ориентации своих соседей.

Никто, в том числе сам президент Узбекистана, не скрывает того, что ташкентская переоценка ценностей была вызвана антиправительственным мятежом в Андижане и последовавшей за этим цепочкой событий, в результате которых отношения Узбекистана с Западом оказались полностью испорчены, а над режимом Каримова замаячила перспектива не только политических и экономических санкций, но и уголовного преследования. По словам Ислама Каримова, "события в Андижане ярко показали, кто есть кто, и Россия в это время еще раз продемонстрировала свою надежность".

Напомним, что Ташкент в свое время последовательно отказывался присоединиться и к ЕврАзЭС, и к Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), что крайне затрудняло саму возможность этих объединений серьезно влиять на ситуацию в регионе. "Особая позиция" Ташкента не раз проявлялась на саммитах СНГ, а СМИ Узбекистана постоянно подвергали Москву резкой критике за "имперские" попытки восстановить свое влияние в Центральной Азии.

После того, как на территории Узбекистана появились американские военные, некоторые наблюдатели вообще стали рассматривать эту страну в качестве главного союзника США в Центральной Азии. Казалось, что режим Каримова действительно выгодно купил безразличие Вашингтона к своей, мягко скажем, "недемократичности" тем, что стал его вассалом по антитеррористической коалиции.

Но, как выяснилось, американцы не считали себя связанными условиями этой негласной сделки. И после малокровной киргизской "революции" последовал кровавый Андижан. Даже если принять на веру утверждения США и стран ЕС о своей непричастности к организации мятежа, то события после его подавления не оставляли сомнений в подлинном отношении Запада к Ташкенту. Судя по всему, в Вашингтоне и европейских столицах были уже готовы приветствовать очередную смену власти на постсоветском пространстве, и поэтому машина политического давления на устоявший режим была пущена на полный ход.

Широко тиражируемые обвинения в массовых убийствах гражданского населения, срочная эвакуация на Запад из Киргизии узбекских беженцев (среди которых, как утверждает Ташкент, находятся организаторы и участники мятежа), требования международного расследования, угрозы введения санкций и привлечения к "андижанскому делу" Международного уголовного суда, наконец, недавнее беспрецедентное решение Конгресса США заблокировать перечисление $23 млн за использование американцами базы "Карши-Ханабад", - все это фактически не оставило Каримову выбора.

Вслед за обвинениями Запада в прямом вмешательстве во внутренние дела Узбекистана Ислам Каримов потребовал вывода американской базы с узбекской земли. И вот сегодня президент Узбекистана в день рождения российского Президента заявил о желании "выйти на союзнические отношения с Россией".

...Владимир Путин, как известно, знает толк в восточных единоборствах. И хотя наибольших успехов он достиг в дзюдо, на этот раз в геополитической схватке с Вашингтоном за контроль над постсоветской Азией он явно применил тактику айкидо. Ведь главное правило этого древнего виды единоборств - уберечь себя от ударов и не дать противнику нанести их. Высшее искусство айкидо заключено не в силовых приемах, а в использовании энергии движения нападающего против него самого.

Похоже, "технологичность" отработанного сценария по смене правящих постсоветских режимов, подкрепленная безусловной финансовой и военной мощью, привела его авторов к не совсем ожидаемым последствиям. И слишком активное стремление "переформатировать" под себя Центральную Азию стало причиной ошибочного силового давления на Узбекистан, который теперь закономерно ищет убежища под "зонтиком Москвы".

Но сейчас возникает вопрос: что потребует от России взамен на лояльность ее новоиспеченный союзник?




Каримов почувствовал спину Путина

08.10.2005. Газета.ру

Алексей Левченко

После Андижана и вывода американских военных баз из республики других друзей у Каримова не осталось

Президент России Владимир Путин в Санкт-Петербурге встретился с узбекским коллегой Исламом Каримовым. Узбекский лидер заверил Москву в преданной дружбе, потому что после Андижана и вывода американских военных баз из республики других друзей у Каримова не осталось.

Президент Каримов встретился с президентом Путиным в очень важный момент. Во-первых, два дня назад сенат США утвердил поправку, согласно которой Узбекистан не получит плату за американские военные объекты, которые размещались на территории республики, на базе Карши-Ханабад. После того как узбекский парламент принял решение о прекращении мандата на деятельность авиации США в стране, у американцев оставалась задолженность в 23 млн долларов за арендную плату, и теперь узбеки ее не получат.

Это черная метка Каримову от Вашингтона.

Во-вторых, сам Узбекистан принял решение вступить в организацию Евроазиатского экономического сотрудничества (ЕврАзЭС), которая объединяет пророссийски настроенные Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Россию и Таджикистан.

Наконец, в-третьих, у Владимира Путина сегодня день рождения, и Каримов должен был сделать российскому лидеру что-то приятное. И он старался от души.

Встреча с Каримовым началась после рабочего завтрака, который дал Владимир Путин в своей петербургской резиденции – Константиновском дворце – для президентов четырех центральноазиатских государств СНГ. На этом мероприятии с Путиным общались глава Казахстана Нурсултан Назарбаев, Киргизии – Курманбек Бакиев, Таджикистана – Эмомали Рахмонов и Узбекистана Каримов. Перекусив, Каримов и Путин отправились поговорить с глазу на глаз.

Каримов сразу начал встречу с поздравления и хороших слов. С именем Путина связано «возрождение России», отметил он. «Россия в последнее время становится все более привлекательной», – сообщил Каримов, имея в виду, по всей видимости, как раз то, что в силу ряда причин особенно привлекательна она как раз для руководства Узбекистана. По словам узбекского президента, его страна хотела бы выйти с Россией не только на уровень стратегического партнерства, но и на уровень союзнических отношений. «Мы в этом испытываем потребность и думаем, что это отвечает и интересам самой России», – рассказал глава Узбекистана и пояснил, что он имеет в виду.

По словам Каримова, после андижанских событий стало особенно ярко видно «кто есть кто», и «Россия еще раз продемонстрировала свою надежность».

Узбекский президент не стал лишний раз напоминать, что Москва поддержала действия Ташкента в Андижане по силовому подавлению мятежа, а Запад, и прежде всего США, напротив, резко осудили Каримова.

«Мы живем в непростое время, и мы все более и более ощущаем потребность в чувстве локтя. Узбеки говорят: в чувстве спины, то есть в опоре и партнерстве, и союзничестве с Россией, – продолжил президент Узбекистана, – мы все становимся более близкими и нужными друг другу. И это чрезвычайно важно».

Путин в ответ сообщил, что у Узбекистана и России есть общие проблемы, «решать которые можно только объединенными усилиями». Прежде всего, имелась в виду традиционная борьба с терроризмом. Именно с этим, как уверяет официальный Ташкент, власти боролись и в Андижане. «В этом плане Узбекистан находится на переднем крае, – сказал президент России. – Мы знаем о наркотрафике, и мы на своей территории знаем, что такое люди, подготовленные на базах сопредельных государств. И в этом смысле борьба с террористами должна проходить объединенными усилиями».

Взаимопонимание было полным, и Кремль решил активно воспользоваться желаниями Каримова быть ближе.

«Конечно, было бы идеальным, если бы Узбекистан принял решение войти в ОДКБ (организация договора о коллективной безопасности. – «Газета.Ru»), – заявил журналистам на условиях анонимности один из кремлевских чиновников. – Это открытая организация, но не будем предвосхищать движение».

Узбекистан, по словам этого источника, крайне заинтересован в военном сотрудничестве с Россией.

«Решение Узбекистана сблизиться с Россией можно считать успехом Москвы, с учетом того, что всего за год Узбекистан проделал путь из антироссийского ГУУАМ (организация, объединявшая Грузию, Украину, Молдавию и Азербайджан. – «Газета.Ru) в пророссийский ЕврАзЭС», – сказал «Газете.Ru» член комитета по делам СНГ Госдумы Константин Затулин. Вместе с тем, по его словам, этот союз несет в себе и проблемы. «В условиях острой критики со стороны Запада Ислама Каримова, Москве придется все время отвечать за него и, кроме того, решать проблемы взаимоотношений между Узбекистаном и Казахстаном, Узбекистаном и Туркменией, Узбекистаном и Киргизией», – считает Затулин. Вместе с тем, депутат полагает, что у Каримова сейчас достаточно ресурсов, чтобы удержать власть в республике, а с помощью Москвы их становится еще больше. «Риски повышаются, и президенту Узбекистана стоит опасаться заговоров внутри страны, в том числе и со стороны ближайшего окружения», – предупредил Затулин.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ