Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №133(01.11.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Права человека



Представителю ПАСЕ рассказали правду о негражданах Латвии.

17.10.2005., ИА REGNUM

Председатель Надзорного (мониторингового) комитета ПАСЕ Георгий Фрунда, 17 октября, во время встречи в Риге с представителями общественных организаций национальных меньшинств Латвии был удивлен ряду аспектов внедряемой в республике реформы образования, а также различию в социальном положении граждан и неграждан. О деталях состоявшегося разговора корреспонденту ИА REGNUM рассказали двое из его участников: член правления Объединенного конгресса русских общин Латвии (ОКРОЛ) Дмитрий Катемиров и сопредседатель Латвийского комитета по правам человека (ЛКПЧ) Алексей Димитров. Как уже сообщало ИА REGNUM, цель визита еврочиновника - подготовка пост-мониторингового доклада по Латвии в контексте проводимой в стране реформы школ национальных меньшинств, связанной с переводом обучения в их старших классах в основном на латышский язык, а также хода процесса натурализации. По словам Катемирова, господин Фрунда очень интересовался нынешними условиями получения гражданства и по каким причинам люди не идут натурализоваться?

"Мы пояснили, что многие просто не понимают, зачем им вообще это нужно делать, - рассказал представитель ОКРОЛ. - Другая причина - сложность самой процедуры натурализации, которая недоступна некоторым, особенно пожилым людям, и не следует ожидать, что на таких условиях они в принципе когда-нибудь натурализуются. На вопрос председателя комитета, почему в последнее время все-таки относительно резко возросло количество натуразизуемых, я это объяснил прагматическими соображениями, тем, что люди просто хотят получить гражданство и уехать из Латвии, пользуясь возможностью переехать в страны ЕС". Как отмечает Катемиров, председатель Надзорного комитета, очевидно, не знал и был удивлен существованием списка профессий, запрещенных для неграждан: "Видимо, он будет этот вопрос еще выяснять, мы его переадресовали к Борису Цилевичу (депутат Сейма от Партии народного согласия, председатель подкомитета по правам меньшинств Комитета по юридическим вопросам и правам человека ПАСЕ, - ИА REGNUM) который изначально является автором этого списка". По словам Катемирова, еврочиновника еще очень интересовали вопросы собственности: различия в правах при приобретении недвижимости в Латвии между гражданами и негражданами. "Кроме того, в контексте школьной реформы он был удивлен тем, что по закону теперь целых 60% предметов старших классах средних школ национальных меньшинств нужно учить на латышском языке, - добавил Катемиров. - Мне кажется, он этой цифры не знал, к тому же по его реакции было видно, что и 60% это много".

В свою очередь сопредседатель ЛКПЧ Димитров обращает внимание, что Георгий Фрунда действительно настроен получить информацию из достаточно широкого круга источников: "Было видно, что при подготовке своего доклада он не будет опираться только на позицию правительства, а выслушает достаточно много людей, в том числе и придерживающихся оппозиционных взглядов. Что касается вопросов образования, то действительно такое впечатление, что у него изначально не было полной информации о происходящем в Латвии в этой области. То есть он эту информацию собирает здесь на месте". На вопрос корреспондента ИА REGNUM, каковы могут быть реальные результаты нынешнего визита, Димитров пояснил: "Его цель - составить доклад, который будет вынесен вместе с другими документами на рассмотрение комитета по мониторингу ПАСЕ. В зависимости от того, как этот доклад воспримут остальные депутаты комитета, возможно три решения. Первое, это возобновить мониторинг в Латвии, который был закончен в 2001 году, вновь с регулярными визитами и проверками. Второе - продолжение процедуры пост мониторинга, то есть то, что происходит сейчас: смотрят, какой прогресс происходит по семи рекомендациям, данным Латвии при завершении процесса мониторинга и периодически сюда кто-нибудь наезжает. Третье, условно говоря, самое негативное, что может быть для меньшинств, это, если, допустим, решат прекратить процедуру пост мониторинга. Какие-то выводы делать рано, поскольку решение принимает не председатель комитета, а все его депутаты. Но со стороны председателя было видно непонимание того, почему некоторые проблемы до сих так и не удалось разрешить".

Господин Димитров также напомнил о рекомендациях, данных Латвии в 2001 году: "Ратифицировать рамочную конвенцию по защите национальных меньшинств. Ускорить процедуру натурализации, в том числе введя норму, что централизованные экзамены по латышскому языку считаются как экзамены на натурализацию, что, в общем-то, в свое время было сделано. А также снизить пошлины на натурализацию, что тоже было сделано, но они не были отменены вообще. Третья рекомендация заключалась в требовании изменить языковое законодательство Латвии в соответствии с нормами и духом рамочной конвенции, но Закон о языке с 2001 года так и не был ни разу изменен. Четвертая - выделить дополнительные средства на программу изучения латышского языка и Управлению натурализации. Пятая - ратифицировать социальную хартию Совета Европы, что было сделано, но в минимально допустимом объеме. Шестая - привести Закон об образовании в соответствие с рамочной конвенцией. Это было сделано частично: норму "только на латышском" убрали, введя пропорцию преподавания 60% на латышском языке и 40% на родном. Причем по реакции господина Фрунда было видно, что здесь трудно говорить о каком-то процессе взаимного компромисса. И седьмое, это эффективно осуществлять программу интеграции". По словам Димитрова, у председателя Надзорного комитета ПАСЕ также вызвало недоумение предложение правительства Латвии ввести в Закон о гражданстве такой критерий для натурализуемых, как "лояльность".




Время национальных русских партий в Эстонии еще не наступило

Виктор Михайлов

В прошедших 16 октября муниципальных выборах в Эстонии, приняли участие два избирательных союза - "Гражданская инициатива" и "Список Кленского", названные в эстонской прессе "русскими", выступающие в защиту прав русскоязычного населения Таллина, и, в очередной раз, проиграли их.

Главными причинами поражения руководители избирательных союзов считают неравные условия, которые созданы для кандидатов от оппозиционных избирательных союзов и кандидатов от крупных партий.   Представителям союза "трудно пробиться в СМИ". Руководство "Избирательной студии" Эстонского ТВ приняло беспрецедентное решение о недопущении в эфир партий и союзов, не имеющих 20% представительства в местных органах власти. Таким образом, они были лишены возможности представить избирателю-телезрителю, в первую очередь, таллинцу, свои платформы. 

 Достаточно высокой возможностью фальсификации личных данных избирателя стало голосование через интернет, в домашних условиях, а не в традиционных кабинках на избирательных участках.

Немалую роль сыграло неравенство перед избирателем наличие средств. Государство выделяет в год на существование присутствующих в парламенте партий 60 млн крон. Эти деньги и идут на предвыборную рекламу.Ещё накануне выборов, Центр информации по правам человека в Эстонии указал на дискриминационный по отношению к русскоязычным избирателям страны характер информационной работы Республиканской избирательной комиссии (VVK) накануне муниципальных выборов 16 октября. Заместитель директора Центра Лариса Семенова заявила, что отсутствие информации на русском языке на официальном сайте VVK, а также отсутствие понятной русскоязычным избирателям информации на официальном сайте электронного голосования VVK превращают все заявления эстонских властей о заинтересованности в русском избирателе, а русскоязычное население составляет треть всех жителей Эстонии, в "пустые декларации". "Мы неоднократно обращали внимание в своих международных докладах на это печальное обстоятельство, но никаких мер по улучшению ситуации не принято. Это наглядно говорит о незаинтересованности властей в русском избирателе", - подчеркнула она.

По словам правозащитницы, несмотря на усиленное финансирование различных интеграционных проектов, направленных на вовлечение русских жителей Эстонии в изучение эстонского языка, государством не поддерживается и не реализуется ни одного проекта по повышению политической активности и гражданского самосознания русских Эстонии. "Традиционно низкая явка русскоязычных избирателей на выборы - это последствия такой государственной политики. Их столько лет отталкивали от власти и государства, что отчужденность и равнодушие к политической жизни стали для русских жителей Эстонии обычным делом", - заявила Семенова.

А вот что по этому поводу думает политолог, директор Русского института Эстонии Михаил Петров. По просьбе ИА REGNUM он прокомментировал наиболее важные моменты избирательной кампании в муниципальные органы Таллина. 

  19.10.2005., ИА REGNUM

ИА REGNUM: Согласны ли вы с мнением о том, что победу Центристской партии в Таллине обеспечили, в первую очередь, голоса русских избирателей?

Это - результат того, что русский избиратель, обжегшись на "русских" партиях, на партии Res Publica, из нескольких очевидных зол выбирает меньшее. Трудно заставить русского избирателя голосовать за партию Реформ - партию богатых или за партию "Народный союз", не будучи формально частью народа Эстонии, но еще труднее русским голосовать за партию "Союз Отечества", ответственную за принятие многих дискриминационных явлений, в частности, выступающую за незыблемость политики предоставления гражданства Эстонии.

ИА REGNUM: У русской общины Эстонии нет "харизматического лидера" из своих, поэтому выбрали лидера центристов Эдгара Сависаара?

Харизматического лидера действительно нет, и долго не будет. Люди соскучились по "твердой руке", но не в смысле авторитаризма, а в смысле определенности и предсказуемости политики. Сависаар подходит на роль такого лидера для русских практически идеально.

ИА REGNUM: Голосовать за "русские" избирательные союзы глупо, так как они все равно проиграют сильным эстонским партиям?

Можно голосовать и за союзы, когда они не подменяют собой партийные списки, как это было в случае с союзом "Гражданская инициатива", первые места в списках которого захватили все те же нехаризматичные партийные лидеры из Объединенной Народной партии Эстонии (ОНПЭ).

ИА REGNUM: Время партий и союзов по национальному признаку прошло?

Время национальных русских партий в Эстонии еще не наступило. То, что нам выдавали за "русские" и "объединенные народные" партии, должно умереть. В государстве, в котором почти треть населения - люди русской культуры, чьи права ущемлялись более полутора десятилетий, эти русские люди должны осознать необходимость проводить самостоятельную политику. Возможно, пропорциональное представительство в парламенте - это задача уже следующего поколения русского населения.

ИА REGNUM: Какими причинами вы объясняете поражение так называемых "русских" избирательных союзов на выборах в Таллине?

Поощрение подобного рода союзов - это часть совместной "русской политики" реформистов и национал-радикалов: кто-то же должен отнимать русские голоса у Центристской партии. Люди, которые боятся усиления Центристской партии, продлевают агонию ОНПЭ и Русской партии Эстонии (PПЭ). Партии, образованные для отчета перед Европейским союзом, со временем заняли свою нишу в эстонской политике. Они являются частью механизма по сдерживанию симпатий неэстонского электората к центристам, в частности, к Эдгару Сависаару. Выборы показали, что даже с такой функцией они справляются из рук вон плохо.

ИА REGNUM: Уместно ли использование политических лозунгов в муниципальных выборах?

Люди хотят знать, сколько будут стоить коммунальные услуги, сколько - проезд в общественном транспорте, будет ли стабильной городская власть и так далее. Никого не интересует, каков будет язык делопроизводства в горсобрании и мэрии, если весь механизм муниципальной власти не мешает людям жить. У нас, к сожалению, другой подход к вхождению во власть: каждый новый администратор желает общественного признания на уровне эстрадной звезды, желает, чтобы его имя было обязательно внесено в городские скрижали. Никто не хочет администрировать в безвестности. Отсюда лихорадка при каждой смене власти. Одни пытаются строить муниципальное жилье, другие сносить. Сносить легко, строить трудно.

Расскажу такой анекдот. Мэр Таллина Тынис Пальтс в предвыборном рекламном телеролике едет по городу: "Сюда мы зарыли 28 миллионов крон, сюда - 30 миллионов, сюда - 50 миллионов. Выберете нас, мы будем зарывать и дальше!" Речь как будто о хозяйствовании, а на самом деле - о политике. Никто уже не помнит, что "республиканцы" сами критиковали Сависаара за инвестиции в дорожное строительство. С таллинскими дорогами ни одна коалиция справиться не в состоянии. Надо мораторий наложить на предвыборное укатывание денег в дорожное полотно.

ИА REGNUM: Считаете ли вы справедливым положение, в результате которого "собиратели голосов избирателей" так и не идут в городскую власть, оставаясь в парламенте, а их место занимают совсем другие люди из партийного списка? Как можно разрешить это противоречие?

При наличии умысла такие действия должны квалифицироваться как преднамеренный обман избирателя. Нужно изменить закон.

ИА REGNUM: Могут ли оппозиционеры даже в случае удачного результата выборов и прихода к власти вести не политическую борьбу, а скучную хозяйственную деятельность - вопрос о компетентности оппозиции как чиновников и слуг народа, а не как глашатаев и трибунов?

К сожалению, политическая система в Эстонии устроена так, что оппозиция полностью выключена из процесса принятия решений. Можно голосовать вместе с коалицией большинства, но никто не оценит благородства. Каждая новая наша коалиция отрицает предыдущую и не признает прав оппозиционного меньшинства влиять на принятие решений. Не упомню случая, чтобы любая, путь самая невинная, законодательная инициатива оппозиции нашла бы поддержку коалиции.

ИА REGNUM: К каким последствиям для русского таллинца приведут результаты нынешних муниципальных выборов?

Жизнь продолжается. Возможно, центристы приложат усилия к тому, чтобы сдерживать рост стоимости коммунальных услуг, проезда в общественном транспорте, роста цен на товары повседневного пользования, как реакции на повышение мировых цен на нефть.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ