Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №133(01.11.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ



Хроника.

13 октября. Находившаяся в Тирасполе российская делегация, в состав которой входили представители экономических ведомств РФ, МИД и «Газпрома», завершила свою работу. Она провела переговоры с высшим руководством и руководителями отраслевых ведомств ПМР по вопросам развития российско-приднестровского сотрудничества в различных областях.

Подводя итоги работы, глава делегации заместитель секретаря Совета Безопасности РФ Ю.Зубаков отметил, что «был проработан очень большой спектр вопросов», прежде всего проблемы экономического блока. В этой связи он упомянул сотрудничество по линии «Газпрома», затронул вопросы состояния экономики в целом, налоговой системы, внешнеэкономической деятельности. При этом Ю.Зубаков подчеркнул: «Все, что делается посредниками и странами-гарантами, делается на правовой базе. Есть Меморандум 1997 года, где определено, что Приднестровье имеет право заниматься самостоятельно экономической деятельностью. Мы исходим из этого».

В ходе визита были проработаны и вопросы, связанные с молдо-приднестровским урегулированием. По словам Ю.Зубакова, Россия с удовлетворением относится к результатам переговоров в Одессе, и в Москве возлагают большие надежды на октябрьский раунд переговоров, который состоится в конце месяца в Кишиневе и Тирасполе. Касаясь позиции Москвы в молдо-приднестровском урегулировании, Юрий Зубаков отметил, что «политика России остается неизменной. Мы признаем территориальную целостность Молдовы, но мы все громче говорим, что мы должны учитывать интересы людей, проживающих здесь».

14 октября. Премьер-министр  РМ В.Тарлев встретился с миссией МВФ. Стороны обменялись мнениями о социально-экономическом положении в Молдове, обсудили результаты работы миссии по оценке макроэкономической ситуации, а также перспективы экономического развития на 2005-2006 гг.

Представитель МВФ Т.Ричардсон приветствовал политику правительства, направленную на повышение эффективности налогового управления, что предусмотрено в проекте бюджета на 2006 г.

Он сказал, что разработка проекта Стратегии реформирования центральной публичной администрации в Молдове может стать основой для программы сотрудничества с МВФ.

14 октября. Молдавская делегация во главе с полномочным представителем РМ в Комиссии при Экономическом совете Содружества Независимых Государств Б.Кожухарем приняла участие в состоявшемся в Москве 25-ом заседании Экономсовета.

Среди подписанных представителями Молдовы документов - соглашение о создании благоприятных правовых, экономических и организационных условий для расширения лизинговой деятельности в странах Содружества , комплекс среднесрочных мероприятий по продвижению на внутренний рынок СНГ и рынки третьих стран конкурентоспособной продукции, выпускаемой национальными производителями.

Важным для Молдовы Б.Кожухарь считает принятие Концепции установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств СНГ.

15 октября. Председатель Верховного Совета ПМР Г.Маракуца рассказал журналистам в Тирасполе об участии приднестровской делегации во Втором европейском форуме «Демократия и мультикультурализм на Евровостоке», который проходил  в Москве. Как сообщил спикер приднестровского парламента, одной из главных тем, поднятых на форуме, была проблема состояния демократии в конфликтных регионах постсоветского пространства. Молдову на форуме почему-то представляла оппозиция, а не официальные лица, тогда как непризнанные государства были представлены действующей властью. Из Молдовы на форум приехали Д.Брагиш, Н.Андроник, В.Клименко, М.Формузал и В.Яниогло.

«Степень развития демократии в четырех непризнанных государствах СНГ порой выше, чем в признанных», - таковым, по словам Г.Маракуцы, было мнение большинства участников форума.

Он отметил также, что в выступлениях политологов решение проблемы четырех непризнанных государств СНГ видится все больше в международном их признании.

«В течение 15-ти лет страны-гаранты нам предлагали разные варианты урегулирования отношений с Молдовой, но амбиции молдавского руководства всегда приводили к плачевным результатам. Коль странам-гарантам России и Украине было угодно сохранить единую Молдавию, мы искали компромисс с Кишиневом. Но теперь я повторяю, независимо от желания руководства Молдовы, мы добьемся признания», - заявил Г.Маракуца.

15 октября. По случаю 213-летия Тирасполя с приветствием к жителям города обратился депутат Государственной Думы РФ К.Затулин. «Россия сегодня поздравляет своих соотечественников. Когда говорю о соотечественниках, я имею в виду не только российских граждан, но и всех жителей Приднестровья, к какому бы гражданству они не принадлежали», - сказал он.

«Город Тирасполь уже 213 лет стоит на берегах Днестра, и главное, чтобы он и далее жил, развивался, причем в мирной обстановке. Надеюсь, что все треволнения, связанные с неадекватным поведением соседней Молдовы, останутся в прошлом. У Приднестровья есть друзья и в России, и в Украине. Люди в Приднестровье – это наши люди, и никакие каверзы истории не должны этот факт затемнять», - отметил Константин Затулин в кратком интервью нашему агентству.

Посол РФ в Молдове Н.Рябов, поздравляя тираспольчан с Днем города, сказал: «Чуть более двух веков назад Россия заключила вечный мир с Турцией в Яссах и заложила  на окраинах нашего Отечества город Тирасполь. Он подчеркнул, что Тирасполь с самого начала был неотъемлемой частью южной Руси, и его история – это российская история. «Все эти годы Россия была с Тирасполем, и Тирасполь был с Россией», заметил посол.

17 октября. Глава министерства иностранных дел России С.Лавров по завершении переговоров с действующим председателем ОБСЕ, главой МИД Словении Д.Рупелом сообщил, что участники переговорного процесса по приднестровскому урегулированию ведут усиленную подготовку к очередному заседанию в расширенном формате 27-28 октября.

"На последней встрече было решено провести еще одно заседание с приглашением в качестве наблюдателей ЕС и США. Такая встреча готовится, и сегодня мы с господином Рупелом обсуждали конкретные шаги по ее подготовке, в частности, по приглашению наблюдателей", - сказал Лавров. "Главное, чтобы в новом формате все участники смогли добиться общеприемлемых развязок", - подчеркнул российский министр. Он выразил надежду на то, что решения будут найдены на основе имеющихся предложений, в частности "плана Ющенко" и конкретных предложений российской стороны.

17 октября. Дорожные знаки и информационные табло у миротворческого поста N9 перед мостом через Днестр в районе Вадул-луй-Водэ, по мнению дорожной полиции Молдовы, не соответствуют стандартам и должны быть изменены.

Однако попытка полицейских снять их стала причиной нового конфликта с приднестровскими и российскими миротворцами, которые расценили эти действия как угрожающие безопасности миротворцев.

Сопредседатель Объединенной контрольной комиссии от Молдовы И.Солоненко, представители Объединенного военного командования побывали на месте инцидента, чтобы разобраться в ситуации.

"При приближении непосредственно к посту установлено действительно много знаков и информационных щитов, что препятствует нормальному движению, создает аварийную ситуацию. Мы договорились, что органы полиции Молдовы совместно с военным комендантом Дубоссар и другими ответственными лицами согласуют действия и решат проблему", - сказал он.

Отвечая на вопрос о предстоящих учениях миротворческих сил в зоне безопасности он сообщил, что стороны пока не пришли к консенсусу.

"Приднестровская и российская стороны настаивают на проведении их у поста N9. Мы считаем, что следует изменить место. А Украина вообще предлагает провести только командные учения, так что пока вопрос не решен", - отметил И.Солоненко.

17 октября.Объединенная контрольная комиссия собралась на свое заседание после долгого перерыва, чтобы обсудить произошедший на 9-ом КПП инцидент, который опасно накалил обстановку в зоне безопасности. На заседании присутствовали военные представители миссии ОБСЕ.

По словам сопредседателя ОКК от Приднестровья А.Порожана, глава молдавской делегации И.Солоненко признал неправомерными действия полиции и заверил, что подобные инциденты в дальнейшем не будут иметь места.

17 октября. Эксперты Всемирного банка назвали Молдову беднейшим государством Европы. В докладе банка "Рост, бедность и неравенство в бывших республиках Советского Союза" отмечается, что с момента распада СССР в Молдове был отмечен самый продолжительный экономический спад и самый высокий уровень бедности.

В докладе отмечается, что даже при ежегодном росте экономики Молдовы в 8% на протяжении пяти лет с бедностью все равно будет сталкиваться, как минимум, каждый пятый житель страны.

В своем заключении эксперты ВБ рекомендуют правительству Молдовы предпринять шаги по ускорению темпов экономического роста, проведения реструктуризации предприятий, поддержки экономического роста в сельской местности, а также повышения эффективности и целенаправленности социальной защиты.

17 октября. Генеральный директор компании "Aзпетрол" З.Ибрагимов заявил, что до настоящего момента компания инвестировала в Джурджулешсткий проект 11млн. долл. США.

17 октября. Производители сельскохозяйственной продукции с 1 января 2006 г. получат освобождение сроком на 5 лет от уплаты подоходного и ряда других налогов.

Это предусматривают поправки в действующее законодательство, которые утвердил парламент на пленарном заседании 14 октября. В соответствии с документом, сельхозпроизводители будут освобождены от уплаты подоходного налога, налога на недвижимость, сбора на благоустройство территории, платы за воду, дорожного сбора. Вместо этого они будут платить единый земельный налог в размере 1,5 лея (1 долл. США – 12,6 МЛ) за один гектар.

Как отметил министр финансов РМ М.Поп, освобождение касается всех землевладельцев независимо от организационно-правовой формы. Введение единого земельного налога призвано упростить и оптимизировать налоговую политику государства.

Потери от неуплаты сельхозпроизводителями подоходного и других налогов оцениваются в 2,4 млн. долл. США в год и будут компенсироваться за счет местных бюджетов.

17 октября. В Тирасполе состоялась рабочая встреча министра иностранных дел ПМР  В.Лицкая с украинской делегацией, в составе Спецпредставителя Украины по вопросам приднестровского урегулирования Д.Ткача, посла Украины в РМ П.Чалого и замсекретаря Совета национальной безопасности и обороны С.Пирожкова.

Как отметили в МИД ПМР, «в ходе встречи состоялся обстоятельный обмен мнениями по широкому кругу вопросов двусторонней повестки дня». Рассматривая наиболее значимые аспекты процесса урегулирования, основное внимание собеседники уделили предстоящему раунду переговоров в формате «5+2», намеченному на 27-28 октября.

Стороны отметили начало экспертной работы над проектом протокола о мониторинге отдельных предприятий промышленного комплекса Приднестровья, а также обсудили пути развития двустороннего сотрудничества Приднестровья и Украины в различных областях. Встреча выявила высокую степень взаимопонимания и близость подходов сторон к основным аспектам процесса молдо-приднестровского урегулирования.

18 октября. «План России по урегулированию приднестровского конфликта слишком радикальный - он предоставляет слишком много независимости Приднестровью», - заявил в Кишиневе действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Словении Д.Рупел.

Он заявил также, что с оптимизмом смотрит на проблему возобновления переговоров по приднестровскому урегулированию, но менее оптимистичен относительно выборов в Верховный совет Приднестровья, которые Тирасполь планирует провести в декабре с.г. Действующий председатель ОБСЕ отметил, что возглавляемая им организация не может провести мониторинг выборов в Приднестровье, так как это означало бы «легализацию недемократического, несвободного и некорректного процесса».

18 октября. Молдова выступает за то, чтобы в заключительных документах декабрьского саммита ОБСЕ нашла отражение необходимость урегулирования приднестровского конфликта и вывода российских войск со своей территории в соответствии с обязательствами, взятыми на себя Россией на Стамбульском саммите в 1999 г., заявил вице-премьер, мининдел РМ А.Стратан в ходе состоявшейся встречи с, действующим председателем ОБСЕ Д.Рупелом.

Глава молдавской дипломатии сделал обзор событий, произошедших за период исполнения Словенией мандата председателя ОБСЕ, и, в частности, последних событий в рамках приднестровского урегулирования. Отметил значение расширения формата переговоров путем подключения к ним ЕС и США в качестве наблюдателей.

Стороны выразили уверенность, что раунд переговоров, намеченный на 27-28 октября, будет способствовать возобновлению результативного диалога по приднестровскому урегулированию.

В ходе своего визита в Кишинев Д.Рупел встретился с президентом РМ В.Ворониным, с лидерами общественных организаций Молдовы.

18 октября. В Кишиневский муниципальный избирательный совет подал документы четвертый кандидат на должность Генерального примара (мэра) столицы – лидер партии Союз труда “Patria-Родина” Георгий Сима.

Он заявил, что данное решение было принято партией с учетом проблем, с которыми в настоящее время сталкиваются кишиневцы. На местных выборах 10 июля Г.Сима набрал всего 0,5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

18 октября. Координационный совет по телевидению и радиовещанию выдал лицензию на эфир для третьей национальной сети, которая покрывает примерно 90% территории Молдовы, компании «Media Satelit»  Она будет ретранслировать на территории страны российский телевизионный «Первый канал».

До настоящего времени эксклюзивным правом на ретрансляцию «Первого канала» в Молдове обладала компания «Analitic Media Grup», которую возглавляет К.Лучинский, сын бывшего президента Молдовы.

Генеральный директор «Первого канала в Молдове» А.Голя расценил решение КСТР как незаконное.

18 октября. Европейский союз надеется, что сможет убедить Россию вывести свои войска и вооружения из Приднестровья, заявил специальный представитель ЕС в Молдове А.Якобовиц де Сегед.

По его мнению, у России существуют другие, помимо заржавевших боеприпасов, возможности для сохранения своего влияния - экономические, политические. "Мы рассчитываем, что сможем вести разговор с Россией. И сможем убедить ее, что мы в равной степени заинтересованы в стабильности в Молдове, а стабильность не надежна, когда говорится об исчезновении боеприпасов со складов в Приднестровье", - сказал спецпредставитель ЕС.

А.Якобовиц де Сегед выразил уверенность, что России по силам убедить приднестровского лидера И.Смирнова не препятствовать выводу российских войск и вооружений из региона.

18 октября. Молдова считает, что главной задачей переговоров по приднестровскому урегулированию в расширенном формате должна стать разработка статуса Приднестровья в соответствии с молдавским Законом об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра, заявил президент РМ В.Воронин на встрече с главой миссии ОБСЕ в Кишиневе У.Хиллом.

На встрече стороны обсуждали вопросы подготовки намеченной на последние дни октября встречи посредников в приднестровском урегулировании с участием ЕС и США в качестве наблюдателей.

Как считает представитель ОБСЕ, участие в процессе приднестровского урегулирования ЕС и США придаст переговорам конструктивных характер.

У.Хилл сообщил также, что ОБСЕ разрабатывает предложения относительно проведения в Приднестровье демократических выборов и намерена активно содействовать реализации следующего этапа украинского плана приднестровского урегулирования - демилитаризации региона.

18 октября. В Тирасполе состоялась встреча президента ПМР И.Смирнова с действующим председателем ОБСЕ, мининдел Словении Д.Рупелом, во приняли участие мининдел ПМР В.Лицкай и председатель Центральной избирательной комиссии Приднестровья П. Денисенко.

По окончании встречи Д.Рупел заявил: «это был очень дружественный и полезный обмен мнениями…, наша дискуссия была направлена на будущее, а будущее – это переговоры по формуле «5+2», которые возобновляются 27 октября и пройдут в Тирасполе и Кишиневе. Председатель ОБСЕ выразил надежду на то, что данные переговоры будут полезны для Приднестровья, которое должно выйти из той ситуации, в которой оно сейчас находится. «Я надеюсь, что те инициативы, которые исходят от других участников процесса, - это и Молдова, и Украина, и Россия, также будут полезны для этого»

И.Смирнов, в частности, отметил что, «благодаря совестным усилиям стран-гарантов мы приблизились к началу переговорного процесса». Он также сказал, что Приднестровье передало представителям ЕС и США приглашение участвовать в выборах в качестве наблюдателей.

Предметом обсуждения на встрече стал вопрос предстоящих выборов в Верховный Совет ПМР, которые пройдут 11 декабря. «Как выяснилось, ОБСЕ не может успеть в связи со структурными и организационными вопросами принять участие в мониторинге этих выборов», сообщил И.Смирнов. Однако это не означает, что международное сообщество не будет наблюдать за приднестровскими выборами.

Мининдел ПМР В.Лицкай уточнил, что Тирасполь направил соответствующие приглашения в 35 зарубежных организаций, и ряд из них уже подтвердили свое намерение вести мониторинг выборов приднестровского парламента.

18 октября. Действующий председатель ОБСЕ, мининдел Словении Д.Рупел  после встречи с президентом Приднестровья И.Смирновым, министром иностранных дел ПМР В.Лицкаем и председателем Центральной избирательной комиссии П.Денисенко положительно оценил расширение переговорного механизма по урегулированию молдо-приднестровского конфликта за счет подключения к нему в качестве наблюдателей США и Евросоюза.

"Миссия ОБСЕ в Молдове призвана облегчить переговоры по политическому урегулированию проблемы двух государств на Днестре. ОБСЕ и словенское председательство готовы поддерживать и участвовать в любом формате, который будет приемлем для всех задействованных сторон. Мы надеемся, что переговорный процесс, который возобновится в конце октября в расширенном формате "5+2", станет следующим шагом вперед на пути урегулирования", - заявил Д.Рупел.

18 октября. На встрече президента Приднестровья И.Смирнова с действующим председателем ОБСЕ, министром иностранных дел Словении Д.Рупелом стало известно, что  в ОБСЕ в ближайшей перспективе не намерены обсуждать вопрос о возможности изменения формата миротворческой операции на Днестре.

Вопрос трансформации миротворческой операции в Приднестровье (на чем настаивают власти Молдовы) в ОБСЕ пока конкретно не обсуждается, сообщил журналистам принимавший участие в переговорах с Д.Рупелом мининдел ПМР В.Лицкай.

Глава приднестровской дипломатии отметил, что попытки Молдовы поднять на международном уровне вопрос о выводе российских миротворцев из Приднестровья не находят той поддержки, на которую надеется официальный Кишинев. «Если верить официальной молдавской прессе, то создается впечатление, что еще чуть-чуть, и на берега Днестра придут западные миротворцы, которые заменят россиян и займут тут свои позиции, – сказал он.

18 октября. Президент РМ В.Воронин выразил председателю ОБСЕ, главе МИД Словении Д.Рупелу признательность за внимание к приднестровскому урегулированию и укреплению безопасности в этом регионе.

В ходе встречи в Кишиневе В.Воронин проинформировал Д.Рупела, что Молдова намеревается активно способствовать разработке заключительной декларации министерского саммита ОБСЕ, который состоится в Любляне в декабре с.г.

Кишинев будет добиваться включения в итоговые документы положений об урегулировании приднестровского конфликта и необходимости вывода из региона российских войск, отметил В.Воронин.

18 октября. Заместитель председателя Либеральной партии, кандидат на должность примара (мэра) Кишинева Д.Киртоакэ заявил, что приоритетом его предвыборной кампании является мобилизация электората для активного участия во внеочередных выборах мэра столицы 27 ноября.

Он отметил, что "положение серьезно осложнится, если избиратели вновь проигнорируют голосование, и выборы вновь будут объявлены несостоявшимися, как это произошло нынешним летом". "Призываю и остальных кандидатов призвать избирателей к участию в голосовании. От этого выиграют все", - считает зампредседателя Либеральной партии.

Как сообщил Д.Киртоаке, в отличие от выборов 10 июля (он набрал тогда около 7% голосов избирателей), в его предвыборную программу внесены некоторые изменения, в частности, касающиеся обеспечения потребителей горячей водой и теплоэнергией; предупреждения последствий стихийных бедствий; открытия офиса защиты прав потребителей; очистки дорог от снега. Сохранены и прежние пункты программы, в том числе по обеспечению жильем уязвимых слоев населения, модернизации водоочистительной станции, ремонту дорог, улучшению работы городского пассажирского транспорта.

18 октября. В Кишиневе начались Дни русской литературы и духовности,  организованные Конгрессом русских общин Молдовы и Ассоциацией русских писателей.

В течение недели пройдут презентация новых книг российских писателей и классиков, творческие встречи молдавских литераторов, пишущих на русском языке с коллегами из России, художественные выставки, музыкальные вечера, спектакли.

Программа также включает семинар для молдавских преподавателей русского языка и литературы.

В рамках дней будет представлен фильм писателя Константина Мунтяну и режиссера Штефана Буликану "Неделя у Шукшина".

Мероприятия Дней русской литературы и духовности пройдут в других районах Молдовы, а также в Гагаузии.

19 октября. Дан старт работы Молдавской ГРЭС  с новым владельцем – компанией «Интер РАО ЕЭС». На предприятии состоялась презентация инвестиционного проекта, в которой приняли участие руководители компании-собственника 100% акций ГРЭС и первые лица Приднестровья.   

Председатель Совета директоров «Интер РАО ЕЭС» А.Раппопорт озвучил планы компании на будущее. «Сегодня мы осуществляем  поставки электроэнергии в Молдову через Украину, есть планы купить электростанцию в Болгарии. Таким образом, мы получаем большое пространство – включая Болгарию, Румынию, Украину, Молдавию – для того, чтобы производить электроэнергию и торговать ею». Станцию в Приднестровье он назвал «базовой» - в силу её расположения: «Если развить МГРЭС, то мы получим доступ на рынки Европы, и будем чувствовать себя крайне уверенно».

19 октября. На столе участников переговоров по молдо-приднестровскому урегулированию, которые пройдут в конце октября в формате «5+2», будет несколько проектов, сообщил журналистам в Тирасполе мининдел ПМР В.Лицкай. В числе предложений, которые подлежат обсуждению, известные инициативы президента Украины В.Ющенко и предложения по урегулированию, недавно представленные Россией. Вместе с тем, как подчеркнул В.Лицкай, закон Молдовы «Об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра» в повестке предстоящих переговоров не значится.

19 октября. ОБСЕ продолжит оказывать давление на Приднестровье в целях демократизации этого региона, заявил действующий председатель ОБСЕ, мининдел Словении Д.Рупел на пресс-конференции по итогам своего визита в Молдавию.

По его словам, ОБСЕ не будет наблюдать за ходом выборов в парламент Приднестровья, но готова начать оценку ситуации в регионе. Д.Рупел сказал также, что пессимистически оценивает подходы приднестровского руководства к организации свободных выборов. "Выборы можно будет объявить и провести только после того, как в приднестровском регионе будут обеспечены все необходимые для этого демократические предпосылки. В настоящий момент на территории, контролируемой сепаратистским режимом, нет ни многопартийности, ни гражданского общества, ни свободы слова", - добавил председатель ОБСЕ.

Д.Рупел подтвердил существование нового российского плана приднестровского урегулирования. Глава ОБСЕ назвал очередные российские инициативы, представленные недавно посредникам в переговорах по ликвидации последствий конфликта на Днестре, радикальными. "По этому плану Приднестровью предоставляется слишком независимый по отношению к Республике Молдова статус, что недопустимо", подчеркнул он.

19 октября. Судья сектора Комрат (Гагауз-Ери) вынес определение в отношении примара (мэра) города Чадыр-Лунга и председателя исполкома общественного движения "Единая Гагаузия" М.Формузала и назначил ему меру пресечения в виде ареста сроком на 30 суток. Сразу из зала суда мэр города Чадыр-Лунга под конвоем был доставлен в районный комиссариат полиции.

19 октября. И.о. генерального примара муниципия Кишинев В.Урсу подал документы для участия в качестве независимого кандидата на пост мэра столицы.

Кишиневский муниципальный избирательный совет зарегистрировал также документы О.Чернея, который будет представлять в предвыборной кампании Экологическую партию «Alianta Verde». В настоящее время он является советником в Кишиневском муниципальном совете от Альянса «Наша Молдова».

По словам О.Чернея, решение о выдвижении его кандидатуры было принято партией и поддержано инициативной группой кишиневских молодежных организаций.

19 октября. Комитет министров Совета Европы не смог выработать позицию относительно вывода российских войск из Молдовы. Этот вопрос рассматривался по запросу молдавского депутата В.Кубрякова о невыполнении Россией обязательства по выводу войск и вооружений с территории Молдовы.

Комитет министров не смог выработать ответ на этот вопрос из-за позиции России. Представитель РФ заявил, что эвакуация войск и вооружений было прервано после того. как Молдова прервала переговоры по политическому урегулированию конфликта. Российский дипломат отметил также, что "процесс вывода войск должен быть синхронизирован с политическим урегулированием конфликта". По его словам, "неурегулированность конфликта является препятствием в выводе войск".

На этом же заседании КМСЕ единогласно принял текст, касающийся функционирования в Приднестровье молдавских школ с обучением на основе латинской Графики.

Отвечая на письменный вопрос молдавской делегации о мерах по обеспечению нормального функционирования этих школ, Комитет министров приветствовал тот факт, что "вследствие переговоров школы получили постоянную регистрацию, что позволило нормально начать учебный год".

Россия поддержала эту точку зрения и согласилась с тем, что затягивание окончательного решения существующих проблем со стороны Тирасполя является неприемлемым.

19 октября. Примэрия муниципия Кишинева вновь отказала общественной организации "Единая Гагаузия" в разрешении пикетировать парламент Молдавии. "Единая Гагаузия" планировала провести акцию в знак протеста против намерения молдавских и гагаузских властей изменить порядок избрания башкана (главы) автономии - чтобы башкан избирался Народным собранием, а не населением Гагаузии.

19 октября. Европейская комиссия выделила Молдове первый транш в 1,2 млн. евро в рамках программы продовольственной безопасности.

Программа, стоимость которой составляет 9,2 млн. евро,  преследует цель - снижение уровня бедности, оказание помощи уязвимым слоям населения, развитие аграрного сектора как основного в национальной экономике Молдовы.

Соглашение о финансировании подписано 7 апреля 2005 г. Всего Молдова получит  три транша в виде грантов для поддержания бюджета. Первый транш был предоставлен без каких-то условий.

20 октября. Посол по особым поручениям МИД России В.Нестерушкин заявил о том, что Москва пока не получила согласия от Приднестровья на возобновление вывоза российского вооружения. По словам дипломата, этот вопрос постоянно обсуждается с посредниками по урегулированию молдово-приднестровского конфликта. «Данную тему мы поднимаем перед руководством Тирасполя, но пока позитивного решения не находим. Приднестровье в настоящее время находится под угрозой возобновления боевых действий со стороны Республики Молдова, поэтому решение этого вопроса пока заблокировано», - отметил он.

Комментируя высказывания главы МИД Румынии о том, что в случае взрыва российских военных складов в Приднестровье существует угроза «мини атомной войны», В.Нестерушкин заявил, что «состояние складских помещений не дает оснований для таких драматических заявлений».

20 октября. Мининдел ПМР В.Лицкай заявил, что все международное сообщество, страны-гаранты и посредники заинтересованы в возобновлении переговорного процесса. Тем не менее, в настоящее время переговорный процесс находится под угрозой срыва. Основная причина заключается в том, что Молдова пытается использовать переговорный процесс, как элемент шантажа по отношению к Приднестровью.

Молдова в одностороннем порядке принимает решения и выдвигает ультимативные требования, а в случае не принятия их угрожает сорвать переговоры.

Поскольку риск очень велик, то все действующие дипломаты, не покладая рук, ездят по разным точкам и проводят многочисленные всевозможные консультации. По словам В.Лицкая, 21 октября пройдёт встреча в Любляне, на которой будут присутствовать представители России, Украины, ОБСЕ, а также США и ЕС. Далее состоится встреча в Москве, где пройдет заседание делегаций СБ России и Украины. Затем 27-28 октября в Кишиневе и Тирасполе состоится совещание в формате «5+2». Таким образом, в настоящее время, с тем чтобы не допустить срыва переговоров, идет очень плотная и тщательная подготовка.

20 октября. «К сожалению, вопрос о легитимности или нелегитимности выборов в непризнанном государстве лежит не в правовой, а в политической плоскости. В отношении этих выборов принимаются решения, выгодные отдельным странам», - такой вывод сделал глава приднестровского парламента Г.Маракуца на пресс-конференции по итогам международного форума, посвященного современным избирательным технологиям и прошедшего на минувшей неделе в Москве.

 «Хватит оглядываться на других, нам нужно научиться уважать себя, как европейцы, как американцы», - подчеркнул спикер и в очередной раз повторил: парламентские выборы в Приднестровье пройдут в указанные Конституцией ПМР сроки и в полном соответствии с законодательством.

Спикер напомнил о преимуществах обновленного приднестровского Избирательного кодекса: документ универсален, он составлен для выборов в различные органы власти, содержит такие статьи, как, например, о наличии высшего юридического образования у председателей территориальных избирательных комиссий, возможности международного мониторинга избирательных процессов. 

Избирательный кодекс прошел экспертизу в России, Украине, в ОБСЕ. «Мы получили определенные рекомендации по улучшению кодекса, но никто не сказал, что наше законодательство недемократично», - отметил в этой связи Г.Маракуца.

20 октября. Председатель совета Народно-республиканской партии М.Формузал, который является и председателем движения „Единая Гагаузия” был освобожден накануне вечером из-под стражи, сообщил на пресс-конференции лидер НРП Н.Андроник.

М.Формузала обвиняют в нарушении ряда пунктов ст. 328 Уголовного кодекса, в том числе в злоупотреблении властью, когда он был мэром города Чадыр-Лунга.

По словам Н.Андроника, речь идет о попытке руководства Гагаузии расправиться, посредством силовых структур с политическим оппонентом, поскольку Формузал является кандидатом со значительными шансами стать на выборах башкана (главы) автономии. Сейчас этот пост занимает представитель Партии коммунистов.

Н.Андроник отметил, что возглавляемая им организация готова прибегнуть к акциям гражданского неповиновения, если власть продолжит арестовывать известных оппозиционеров без наличия доказательств.

Задержание и арест примара Чадыр-Лунга, а также председателя Движения „Единая Гагаузия” Михаила Формузала является еще одной попыткой уничтожить эту организацию, заявили члены Движения на состоявшейся в Кишиневе пресс-конференции.

20 октября. У кандидата на должность генерального примара столицы от блока «Patria -Родина-Равноправие», В.Крылова избирательная платформа будет аналогичной, той, которую продвигал председатель Общественно-политического движения «Равноправие» В.Клименко на выборах от 10 и 24 июля.

20 октября. Партия социалистов «Patria-Родина» и Общественно-политическое движение «Равноправие» объявили, что 4 октября был создан левоцентристский политический альянс «Patria-Родина-Равноправие».

Лидер движения «Равноправие» В.Клименко объяснил решение об объединении этих двух формирований тем, что они преследуют те же приоритеты: немедленное восстановление хороших отношений с Российской Федерацией, экономическое и политическое ориентирование страны на Восток, безоговорочное участие в переговорах с Приднестровьем. Он сказал, что Альянс является консультативным органов по координации действий двух политических формирований в борьбе против власти.

20 октября. «Мы сдержанные оптимисты в том, что касается возобновления переговоров с Молдовой по программе финансирования», - отметил главный представитель Международного валютного фонда в Молдове Т.Ричардсон по завершению рабочего визита в Кишинев.

Среди положительных аспектов в молдавской экономике представитель МВФ отметил сохранение уровня инфляции ниже отметки в 10%, довольно небольшой дефицит бюджета, усилия Национального банка по стерилизации притока валюты, а также реформу органов центральной власти.

Представители МВФ коснулись также растущего дефицита торгового баланса, который, по их словам, «необходимо держать под контролем». По словам экспертов, финансирование, которое окажет МВФ, будет направлено не в госбюджет, а в Нацбанк РМ для «защиты Молдовы от спекулятивных атак или от возможных рисков, таких как повышение тарифов на электроэнергию или природный газ».

21 октября. Президент РМ В.Воронин принял заместителя помощника госсекретаря США по России, Украине, Молдове и Беларуси Д.Крамера.

Стороны рассмотрели перспективы урегулирования приднестровского конфликта, участие Европейского союза и США в процессе переговоров в качестве наблюдателей, обеспечение международного контроля на границе Молдовы и Украины.

Д.Крамер подтвердил твердую поддержку администрацией США независимости и территориальной целостности Республики Молдова.

В.Воронин выразил Соединенным Штатам признательность за активный вклад в поиск мирного решения приднестровской проблемы в соответствии с Конституцией страны и интересами граждан с обоих берегах Днестра.

21 октября. “Мы всегда были заинтересованы в мирном решении приднестровского конфликта и приветствуем возможность нашего участия в качестве наблюдателей в переговорном процессе", - заявил помощник госсекретаря США по Европе и Евразии Д.Крамер, который находился с однодневным визитом в Кишиневе.

В ходе встреч с президентом РМ В.Ворониным, министром иностранных дел и европейской интеграции А.Стратаном и министром реинтеграции В.Шовой Крамер подтвердил идею о том, что "любое решение приднестровского конфликта должно укрепить независимость и территориальную целостность Молдовы". Кроме этого, по словам американского представителя, это решение должно быть приемлемым для всего населения страны, корректно и конструктивно ставить основные вопросы, стоящие перед сторонами, а также должно иметь кредит доверия перед международным сообществом.

21 октября. Кишиневский окружной избирательный совет зарегистрировал Э.Мушука от Социал-демократической партии и Г.Симу от Союза труда "Patria-Родина" в качестве кандидатов на должность генерального примара, внеочередные выборы которого состоятся 27 ноября.

21 октября. Посредники приднестровского урегулирования встретились в Любляне (Словения) для обсуждения повестки дня кишиневско-тираспольского раунда переговоров, намеченного на 27-28 октября.

Впервые в обсуждении, помимо представителей России, Украины и ОБСЕ, участвуют эксперты Европейского союза и Соединенных Штатов Америки. Глава миссии ОБСЕ в Молдове У.Хилл подтвердил, что посредники встретятся в расширенном формате и согласуют повестку переговоров, запланированных на конец месяца.

Согласно украинскому плану приднестровского урегулирования, одной из ключевых проблем, которую следует решить, является проведение свободных и демократических выборов в приднестровском регионе. ОБСЕ уже заявила, что не намерена признавать выборы в Верховный совет Приднестровья, намеченные на декабрь 2005  г. Одновременно, рассматривалась возможность создания международной комиссии под эгидой ОБСЕ, которая займется организацией выборов после демократизации региона.

В предстоящем раунде переговоров примут участие посол по особым поручениям России В.Нестерушкин, спецпредставительУкраины Д.Ткач, глава миссии ОБСЕ в Кишиневе У.Хилл, помощник Госсекретаря США по конфликтам в Евразии С.Манн, специальный представитель ЕС в Молдове А.Якобовиц, министр реинтеграции РМ В.Шова и мининдел Приднестровья В.Лицкай.

21 октября. Парламентская делегация Молдовы во главе с его председателем М.Лупу завершила визит в Венгрию. В ходе визита обсуждались вопросы развития двустороннего сотрудничества, отношений в рамках международных и региональных организаций, а также проблематика европейской интеграции.

На встречах с госсекретарем по политическим вопросам МИД Венгрии А.Баршони и госсекретарем по политическим делам Бюро по европейским делам Й.Вересом, спикер молдавского парламента М.Лупу подчеркнул, что Кишинев заинтересован в заимствовании опыта Венгрии в процессе евроинтеграции. Он отметил, что "Молдова нуждается в технической помощи для определения практических механизмов приведения в соответствие национального законодательства с положениями общеевропейского права и во избежание ошибок в этом процессе".

22 октября. Президент РМ В.Воронин заявил в прямом эфире телеканала NIT о необходимости "дорожить установившимся в обществе политическим согласием".

"После выборов установился консенсус основных политических сил по самым важным проблемам, среди которых европейская интеграция и приднестровское урегулирование. Это очень ценное приобретение общества и им следует дорожить", - сказал Воронин.

Он, что выборы в Приднестровье могут пройти только после демократизации и демилитаризации региона.

В.Воронин выразил сомнение относительно того, что Россия повысит цены на газ, чтобы создать Молдове энергетические проблемы.

23 октября. Президент РМ В.Воронин признает, что Россия играет важную роль в приднестровском урегулировании, однако критикует ее за отсутствие плана урегулирования.

"Многие говорят о российском плане приднестровского урегулирования. Но его официально нет. Предложения, которые были высказаны, повторяют план, предложенный еще Евгением Примаковым. Это - так называемая теория "общего государства". На самом деле, никто не знает, что это такое", - сказал В.Воронин в интервью кишиневскому телеканалу "NIT".

24 октября. Председатель Бендерского горсовета Л.Ткачук предлагает отменить миграционные сборы в Приднестровье. Выступая на заседании комитета Верховного Совета по законодательству, он расценил миграционные сборы «как весьма негативное явление». По его словам, весьма небольшие деньги - 3 руб. 40 коп., взимаемые с иностранных граждан за пересечение государственной границы ПМР, вызывают у них «большие нарекания и недовольство». Председатель горсовета сообщил, что в муниципалитет поступают многочисленные жалобы от работающих в Бендерах жителей соседних сел Молдовы, которых вынуждают заплатить за въезд в город необходимый сбор. Из-за задержек на государственной границе рабочие, по словам Л.Ткачука, часто опаздывают на работу.

Депутаты поддержали председателя Бендерского горсовета и предложили Л.Ткачуку выйти с законодательной инициативой об отмене миграционных сборов. В своих комментариях некоторые парламентарии подчеркнули, что плата за въезд «наносит вред имиджу государства» и «отпугивает иностранных граждан».

24 октября. 30 членов Центрального политического совета альянса «Наша Молдова» во главе с Д.Брагишем заявили на пресс-конференции, что выходят из этого формирования. Среди них и 7 депутатов, которые сообщили о своем выходе из состава фракции AНМ.

Участники пресс-конференции обвинили лидера альянса С.Урекяна в установлении в партии «диктаторского режима». По их мнению, у AНМ „нет будущего”.

24 октября. Посол по особым поручениям МИД РФ В.Нестерушкин сообщил, что "Россия передала свои предложения всем участникам переговоров по приднестровскому урегулированию". Он сказал журналистам, что "был представлен рабочий документ, обобщающий все предложения по урегулированию приднестровского конфликта".

"После одесской встречи посредников мы представили наши развернутые предложения по основным этапам урегулирования. Это солидный документ, где есть прежние наработки - элементы "Меморандума Козака", рекомендации посредников, а также последние инициативы Украины", - сказал российский дипломат.

Он отметил, что представленный документ "обобщает наиболее конструктивные наработки переговорного процесса". По его словам, российская сторона рассматривает свои предложения как "документ для переговорного процесса", который позволил бы "запустить наиболее приемлемый вариант для договоренности".

24 октября. Окружной избирательный совет муниципия Кишинев зарегистрировал исполняющего обязанности мэра города В.Урсу в качестве кандидата на пост генерального примара столицы.

24 октября. ПКРМ не будет выдвигать собственного кандидата на местных выборах генерального примара муниципия Кишинев, заявил президент РМ В.Воронин в передаче на телеканале «NIT». «Мы проконсультировались внутри партии и решили поддержать на выборах нынешнего и.о. генпримара В.Урсу. Он показал свои способности и то, что очень хорошо знает проблемы, с которыми сталкиваются жители столицы», - отметил В.Воронин. «Лично я буду поддерживать его кандидатуру, и избирателей также призываю сделать это», - сказал он.

По словам президента, с момента назначения В.Урсу и.о. примара между центральными и муниципальными властями установился «климат понимания и спокойствия».

В.Урсу заявил, что он очень рад тому, что его кандидатуру будет поддерживать правящая партия. Он выразил надежду, что его кандидатуру поддержат и остальные политические формирования, которые еще не выдвинули своих кандидатов на должность примара столицы.

24 октября. Президент РМ В.Воронин принял генерального секретаря Совета Межпарламентской ассамблеи СНГ М.Кротова, находящегося в Кишиневе в связи с совещанием Постоянной комиссии по аграрной политике, природным ресурсам и экологии МПА СНГ.

На встрече обсуждались аспекты сотрудничества в рамках СНГ и пути освоения межпарламентского сотрудничества во внутриевропейских отношениях.

В этой связи отмечалась тенденция повышения роли законодательных органов в государствах СНГ, подчеркивалось значение приведения в соответствие механизмов межпарламентского сотрудничества в рамках этой организации с требованиями времени и необходимость продвижения интересов стран-членов.

М.Кротов пригласил президента Воронина принять участие в 10-м Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, который состоится в июне 2006 года.

24 октября. В Министерстве иностранных дел и европейской интеграции РМ завершились молдавско-румынские консультации, в рамках которых были рассмотрены темы гармонизации правовой основы Республики Молдова с ЕС, аспекты подписания будущего Двустороннего соглашения в области взаимных поездок, Соглашение о пограничном режиме и другие вопросы.  

Стороны констатировали, что в связи с присоединением Румынии с 1 января 2007 г. к ЕС возникает необходимость рассмотрения возможности либерализации будущего визового режима для поездок граждан Молдовы в Румынию и регулирования режима поездок граждан Румынии в Молдову.

24 октября. Только 28% молдаван, находящихся за границей, работают на основании трудового договора. Этот факт был обнародован на конференции "Управление трудовой миграцией в контексте расширения Европейского союза", которая прошла в Кишиневе под эгидой МИД РМ совместно с МОТ и миссией ОБСЕ в Кишиневе.

Как отметила национальный координатор проекта в рамках Миграционной программы Ж.Костаки, главные задачи конференции связаны с оценкой перспектив и определением эффективных механизмов внедрения плана действий РМ-ЕС в области регулирования миграции рабочей силы.

На конференции обсуждался также вопрос о вкладе дипломатических миссий РМ в управление трудовой миграцией.

Согласно данным, предоставленным Национальным бюро миграции, сейчас за рубежом легально и нелегально работает около 590 тысяч молдаван.

24 октября. С деятельностью кишиневского комбината игристых и марочных вин "Висмос" ознакомился премьер-министр РМ В.Тарлев. Комбинат "Висмос" - одно из старейших предприятий Молдовы, специализирующееся на производстве игристых, ординарных и высококачественных вин. По итогам международного инвестиционного конкурса в 2002 г. "Торговый дом "Арома" России стал владельцем контрольного пакета акций предприятия.

С 2002 г. инвестировано 5,5 млн. долл. США, которые в основном были направлены на усовершенствование и приобретение оборудования, оснащение лаборатории современными техническими средствами, расширение ассортимента продукции. В текущем году специально оборудованный цех начал производить дивины и бренди.

Премьер-министр положительно оценил динамику развития комбината, который в первом квартале этого года сумел в 1,8 раза увеличить объем производства по отношению к аналогичному периоду 2004 года.

24 октября. В Кишиневе министр реинтеграции РМ В.Шова выступил с официальным заявлением о том, что Молдова получила новые предложения России по приднестровскому урегулированию вместе с другими участниками переговоров - Украиной, Приднестровьем и ОБСЕ. "В ходе прошедших в конце сентября консультаций в Одессе представитель России в рабочем порядке представил документ, обобщающий предложения по приднестровскому урегулированию", - сказал он.

Вместе с тем министр отметил, что на возобновляющихся 27 октября переговорах Кишинев намерен обсуждать план урегулирования конфликта, предложенный президентом Украины В.Ющенко, и принятый молдавским парламентом закон о статусе Приднестровья. "Мы также приветствуем любые инициативы в развитие этих документов", - уточнил В.Шова.

.24 октября. Посол по особым поручениям МИД РФ В.Нестерушкин, выступая с официальным заявлением относительно предоставления молдавской стороне российского плана урегулирования приднестровского конфликта, отметил: «Согласно новому плану урегулирования конфликта на Днестре, до конца 2005 года будут созданы условия для определения и согласования статуса Приднестровья, а в следующем году - проведены выборы в совместный молдавско-приднестровский двухпалатный парламент и разработан особый правовой статус Приднестровья». «Окончательно определить статус Приднестровья и утвердить гарантии соблюдения договоренностей сторон планируется в первой половине 2007 года. Россия предлагает предоставить Приднестровью в составе Молдовы статус особого административно-территориального образования в форме республики, окончательный статус которого будет определен в ходе переговоров», сообщили в МИД ПМР.

25 октября. Конституционный суд Приднестровья дал толкование статьям Основного Закона республики, устанавливающим, что государственные служащие одновременно не могут быть депутатами Верховного Совета. В разъяснении говорится, что речь идет обо всех должностях госчиновников, а не только о руководящих.

25 октября. Молдавская ГРЭС с 1 ноября 2005 г. может прекратить поставки электричества Молдове, сообщил гендиректор «Молдавской ГРЭС» С.Сысков. Такое решение может быть принято акционерами предприятия, если Кишиневские, Центральные и Южные электрораспределительные сети, принадлежащие компании «Union Fenosa», не согласятся приобретать электричество по новому тарифу – 4,08 цента США за 1 кВт/ч. вместо установленной ранее цены в 3,05 цента, предусмотренной контрактом, срок действия которого истекает 31 октября с.г.

С.Сысков подчеркнул, что увеличение стоимости отпускаемого станцией электричества обусловлено ростом цен на природный газ с 57 долл. США, когда заключался контракт, до нынешних 86 долл.

С учетом того, что энергетическая составляющая в производстве электричества составляет 73,4%, Молдавская ГРЭС, приобретая более дорогой газ, с мая 2005 г. работает с убытками, исчисляемыми миллионами долларов. Гендиректор отметил, что Молдавская ГРЭС не намерена продавать электричество по цене ниже ее себестоимости, и если электросети Молдовы и правительство страны не согласятся на повышение тарифов, акционерам предприятия не останется другого выхода, как остановить станцию и заняться ее ремонтом и модернизацией. По его словам, даже в этой ситуации потери станции будут гораздо меньшими.

С.Сысков подчеркнул, что население Молдовы приобретает электричество по тарифу в 6,2 цента за 1 кВт/ч., и странным выглядит то обстоятельство, что в тарифе плата за транспортировку и распределение электричества равняется стоимости ее закупки, когда в мировой практике эти расходы не превышают 30-40%.

25 октября. Институт общественной политики совместно с Институтом маркетинга и общественного мнения провели социологический опрос с целью мониторинга и выявления межэтнической ситуации в Молдове. Опрос был проведен в пяти этнических группах: молдаване/румыны (822 респондента), русские (412), украинцы (413), болгары (431) и гагаузы (472).

Главный итог исследования - межэтнический климат в стране характеризуется напряженностью между молдаванами и русскими.

Необходимо отметить, что представители титульной нации не могут прийти к единому мнению относительно их общей национальной принадлежности. По результатам опроса, 95% респондентов считают себя молдаванами, а 5% - румынами.

Молдаване считают, что 15 лет назад их отношения с русской общиной были лучше. Русские также считают, что в настоящее время их отношения с молдаванами намного хуже.

На вопрос о том, каким должен быть внешний вектор страны, 62% опрошенных ответили, что Молдова должна интегрироваться в Евросоюз, в то время как 14% считают, что страна должна оставаться в СНГ.

25 октября. В ходе телефонного разговора министр иностранных дел России С.Лавров и глава внешнеполитического ведомства Украины Б.Тарасюк обменялись мнениями по проблематике приднестровского урегулирования.

25 октября. На первой встрече в рамках раунда переговоров по проблеме урегулировании приднестровского конфликта с участием наблюдателей со стороны США и Евросоюза планируется обсудить вопросы международного мониторинга предприятий военно-промышленного комплекса Приднестровья, утилизации российских боеприпасов в Колбасне, реформирования миротворческой миссии, а также проведения демократических выборов в ПМР, говорится в официальном сообщении Министерства реинтеграции РМ. 

В министерстве заявили, что 27-28 октября в Кишиневе и Тирасполе представители Молдавии, Приднестровья, России, Украины, США, Евросоюза и ОБСЕ не будут рассматривать предложенные планы урегулирования последствий вооруженного конфликта.

25 октября. Лидер оппозиционной фракции молдавского парламента от альянса "Наша Молдова" С.Урекян заявил, что парламентская фракция альянса "Наша Молдова" "призывает Кишинев и Тирасполь смягчить на открывающихся переговорах свои позиции. Мы считаем, что в Приднестровской Республике необходимо создать все условия для того, чтобы сделать процесс объединения более привлекательным. Я лично и мои коллеги по фракции категорически не поддерживаем агрессивную политику президента Молдовы Владимира Воронина в отношении России. Я считаю, что все планы по урегулированию, которые вносят Москва, Киев, ОБСЕ, хороши сами по себе, однако, на мой взгляд, ни один из них не будет воплощен в жизнь, если не будет нашего собственного плана. А он может родиться только после возвращения Кишинева и Тирасполя за стол переговоров и поиска компромисса с учетом мировой практики и рекомендаций посредников".

26 октября. Вице-спикер Верховного Совета ПМР Е.Шевчук выступил с инициативой увеличить в 2006 г. сумму доходов от приватизации государственного имущества на 100 млн. руб. (1 долл. США – 8 руб. ПМР). Аргументируя свою инициативу, он напомнил, что дефицит республиканского бюджета-2006 планируется в размере 250 млн. руб., и источников его покрытия «практически нет». По словам вице-спикера, покрыть дефицит бюджета можно за счет увеличения министерством экономики ПМР оценочной стоимости приватизируемых предприятий.

Министр экономики Е.Черненко выступила против этой инициативы,  назвав ее «нереальной». По словам министра, увеличение стоимости приватизируемых объектов существенно сократит шансы на их продажу.

 С учетом того, что из Программы приватизации исключены такие предприятия, как Юго-Восточные и Восточные электросети, Дубоссарская ГЭС и «Тираспольтрансгаз», доходы от приватизации на 2006 г. не превысят 220 млн. руб., уточнила Е.Черненко. 

26 октября. Американский инвестиционный фонд "Western NIS Enterprise", заплатив  10 млн. долл. США, стал владельцем 100% акций молдавской компании "Натур Браво" - лидером отрасли по переработке овощей и фруктов. Компания, которая входит в число 50 крупных экспортеров Молдовы и поставляет за границу около 90% своей продукции, стабильно занимает 30% отечественного рынка. В 2004 г. ее доход составил 12 млн. долл. США, а объем производства - 18 тыс. тонн.

27 октября. В Кишиневе возобновились переговоры по проблеме приднестровского урегулирования, в которых впервые официально в качестве наблюдателей присутствуют представители США и ЕС.




Внешнеполитическая легитимация Приднестровья: проблемы определения статуса

Галинский И.Н., директор института истории, государства
и права, профессор кафедры политологии и социологии
Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко

Приднестровье как новосозданное государство с правовой точки зрения является фактическим, реально существующим государством, однако пока это государство не получило политического признания со стороны международного сообщества.

Необходимо отметить, что во все времена и эпохи существовали государства, которые по разным причинам и в силу различных интересов не признавались со стороны либо отдельных стран, либо большинства государств мира.Так, Англия в свое время не признавала новообразованное государство – США. Новообразованные Советскую Россию и Китайскую Народную Республику многие государства также не признавали достаточно длительный промежуток времени. Франция не хотела признавать Алжир, Эфиопия -  Эритрею, Индонезия -  Восточный Тимор. Тем не менее, рано или поздно эти и другие непризнанные государства все же были признаны международным сообществом и сегодня функционируют как востребованные,  самодостаточные и жизнеспособные.

В наш временной период, который начался в конце 80-х годов и связан с распадом Советского Союза и ряда других многосоставных государств, в разряд непризнанных попала и вновь созданная Приднестровская Молдавская Республика.

Сегодня мировое сообщество в лице ведущих государств и международных организаций навязывает всем народам мира новую стратегию, суть которой сводится к тому, чтобы на политической карте мира больше не возникало ни одного нового государства. При этом в расчет не берутся ни объективные реалии, ни заявленное ООН право народов на самоопределение и образование самостоятельного государства. А все потому, что в основе такого подхода лежат чисто эгоистические и коньюктурные соображения, либо практическая политика.

По нашему глубокому убеждению непризнание вот уже 15 лет  полноценного функционирующего приднестровского государства является явным актом дискриминации, вопиющим нарушением прав человека, прав приднестровского народа, демонстрацией отхода от подлинно демократической политики.

Гражданское общество Приднестровья недавно было шокировано известием о том, что Международный Суд по правам человека оправдал Илашку, которого, кроме как убийца, в Приднестровье не называют. Свою известность он получил в связи с организацией убийств руководителей местных органов власти Приднестровья. Верховный Суд ПМР в открытом судебном процессе приговорил Илашку к смертной казни, которая затем была заменена пожизненным заключением. При этом сам Илашку подтвердил, что он действительно организовывал убийства своих политических противников. Как он заявил на суде: «Я убивал своих врагов».  Трудно понять оправдательный приговор этому злодею, вынесенный таким авторитетным международным институтом, аргументация которого основывается на том, что такого государства как Приднестровье с юридической точки зрения не существует, и потому дескать любые действия, совершаемые на этой территории, не подлежат судебной юрисдикции.

На наш взгляд, данная позиция противоречит логики развития человеческого общества, которая гласит, что если тот или иной народ смог самоопределиться и доказать свое право на существование, на создание собственного государства, смог организовать основанную на законе стабильную и спокойную жизнь – значит так ему жить и дальше, обустраивать свое молодое государство и встраиваться в единую семью государств планеты.

В нашем же случае получается как в классической патриархальной семье, когда уход из семьи в самостоятельную жизнь того или иного сына определяется волевым согласием или несогласием главы семьи.

Итак, мы можем констатировать, что сегодня ведущие державы мира узурпировали себе право признавать или не признавать  государства, исходя их неких, как они утверждают, высших соображений, а фактически из собственных эгоистических интересов, без учета необходимости, объективности, справедливости. О какой справедливости может идти речь, если США и многие другие державы признали  прошедшие недавно парламентские выборы в Ираке вполне демократическими и это при фактической военной оккупации страны США, а, скажем, выборы в органы власти Белоруссии  отказываются таковыми признавать. Почему фактическое, но не признанное  государство Косово с помощью силовой международной политики можно постепенно подводить к статусу суверенного государства, а Приднестровской Молдавской Республике это заказано?  Разумеется, что с точки зрения коньюктурной логики такой подход можно как-то понять и объяснить, но какое это имеет отношение к честной политике, к правам человека, к правде и справедливости.

Рассматривая проблему международного признания в теоретическом аспекте, необходимо уточнить, что на сегодняшний день фактически отсутствует правовая база, на основе которой эта проблема могла бы эффективно решаться. В ныне действующих международно-правовых документах строго и четко не оговаривается, как, при каких условиях, на каких основаниях,  на базе каких принципов и правил может произойти легитимное и законное образование нового государства. В них фактически нет ни запрета на образование и признание, ни разрешения на это. Не надо  также забывать и то, что в международных документах принцип территориальной целостности государства как один из главных вступает в явное противоречие с другим основополагающим принципом – правом  народа на самоопределение и создание независимого государства. И как разрешить данное противоречие, пожалуй, никто внятно не может сформулировать. В этой связи возникает совершенно резонный вопрос – а как же иначе создавать новое государство, как не  нарушая права на территориальную целостность старого государства.

Если исходить из незыблемости принципа территориальной целостности, то, очевидно, что большинство ныне существующих государств мира в свое время нарушили этот принцип и, так сказать, незаконно самоопределились.

Собственно, именно так поступило и Приднестровье. Международным сообществом почему-то не берется в расчет и то, что разрушение Советского Союза, Югославии, Чехословакии, объединение 2-х Германий и образование на их территориальных пространствах новых, впоследствии признанных государств, происходило не только при нарушении территориальной целостности раннее существующих государств, но и  при отказе от принципа незыблемости границ, который был зафиксирован как обязательный в главном документе Общеевропейского  совещания по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе.

Более того, выход союзных республик из состава Советского Союза происходил с грубейшими нарушениями раннее принятого об этом  Законе. В силу чего, вышеобозначенный подход международного сообщества к новообразованным (или так называемым непризнанным) государствам, на наш взгляд, является глубоко несправедливым и  требует серьезной кардинальной корректировки.

Учитывая, что на шахматной доске международного права ныне заметно меняются правила политической игры, изменяется архитектура государственного строительства, видоизменяются принципы сосуществования государств, вновь образованные государства, а мы  говорим о Приднестровье, должны найти свое  подобающе-законное место в новой системе международных отношений.

Совершенно очевидно, что стремление народов к свободе, самоопределению, к образованию собственных государств никакими запретами и  непризнанием – не остановить. И от этого никуда не уйти. Специалисты-государствоведы, признанные международные авторитеты, утверждают, что в ближайшие годы на политической карте мира могут появится десятки новых государств. Пожалуй, это все осознаннее начинают понимать как в целом в мире, так и в его отдельных частях, регионах и государствах. Казалось бы, какие жгучие, порой, непримиримые противоречия возникают в отношениях между государством Израиль и  Палестинской Автономией. И все же, политическое руководство Израиля находит в себе силы, проявляет мужество и в итоге соглашается с необходимостью создания самостоятельного палестинского государства. Чем не пример для всего остального мира. 

Все больше стран, чье государственное устройство представляет собой многосоставную структуру, при поддержке международных организаций, инициируют в своих странах процессы конструктивной децентрализации, проводят политику рассредоточенности государственной власти, вплоть до цивилизованного развода, как это уже произошло недавно с Чехословакией, а ныне происходит в Сербии и Черногории – в государстве СиЧ.

Разумеется, Приднестровье как самодостаточное государство вполне может существовать будучи и не признанным. Мы полагаем, что главной основой  любого государства является его внутренняя прочность – признание своим народом, иначе говоря, его внутренняя легитимность. И она у Приднестровья есть. Все 15 лет его существования и развития в условиях угроз и блокад – тому подтверждение.

Говоря же о законности или незаконности создания Приднестровской Молдавской Республики, необходимо вспомнить о том, что с юридической точки зрения Приднестровье никогда и не выходило из состава Молдовы, поскольку никогда в нее легитимно, законно не входило. А ведь именно в этом т.н. выходе из государства Молдовы – основная причина того, что наше государство не признается международным сообществом. Поясним, что в данном случае мы имеем в виду. А именно, к моменту провозглашения Приднестровской Молдавской Республики – 2 сентября 1990 года самой Молдавии – Молдовы как государства юридически уже не существовало, поскольку  парламент Молдовы уничтожил правовую основу существования своего государства. Случилось это тогда, когда парламент признал преступным акт от 2 августа 1940 года  об образовании Молдавской Советской  Социалистической Республики  из двух тогдашних территорий: Приднестровья (тогда – Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики) и Бесарабии. То есть подтвердил тем самым, что Приднестровье никогда легитимно не входило в состав Молдовы, фактически было зафиксировало, что по-прежнему продолжают существовать Приднестровье (МАССР) в составе Украины и  Советского Союза (России) и Бесарабия в составе Румынии. Почему-то пока никто из внешних заинтересованных сторон не хочет углубляться в суть заявленной проблемы.  Может быть потому, что в ходе ее анализа и проработки выявится очень серьезная правовая коллизия, что может привести к действительному коренному пересмотру всего регионального процесса государственного строительства.

Ради объективности следует ответственно заявить, что при образовании Молдавской Советской Социалистической Республики действительно было  нарушено множество правовых актов, включая Конституции Украины и МАССР. А это означает, что с точки зрения международного и государственного права. Создание МССР не может считаться не легитимным, не законным.

Мы именно поэтому и поднимаем данный вопрос, чтобы еще раз указать заинтересованным сторонам и акторам на то, что в пользу образования и признания Приднестровской Молдавской Республики есть много серьезных и весомых аргументов. Поэтому, если на высоком международном уровне так называемый приднестровский вопрос действительно пытаются решить, в этих целях необходимо проанализировать все действительные факты истории и современности, а не выбирать только то, что в пользу одной стороны – Республики Молдова, а на все остальное закрывать глаза.

Еще раз повторимся, да, Приднестровская Молдавская Республика может существовать как фактическое государство и без международного признания, также скажем, как она существовала предшествующие 15 лет. В этом контексте весьма  примечательным является пример Тайваня, который будучи не признанным международным сообществом – ООН, всей своей конкретной политикой показывает, что международное признание не является ни определяющим, ни необходимым условием для  развития эффективных отношений с государствами мира. Кстати, сегодняшняя практика Турецкой Республики Северного Кипра демонстрирует то же. Правда, происходит это при благожелательной поддержке Европейского Союза.

Кстати, Приднестровская Молдавская Республика тоже находилась в аналогичных условиях с 1997 года – года подписания Меморандума об основах  нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем – до 2001 года – года восшествия на политический олимп Молдовы Президента Воронина и установления в отношении Приднестровской Молдавской Республики широкомасштабной блокады.

Все это так. Однако, живя не только сегодняшним днем, а думая и работая на перспективу, политическое руководство Приднестровья, его народ отчетливо осознают, что политическое непризнание все же   во многом ущербно как для самого государства, так и для его граждан. В силу чего и предпринимает серьезные усилия для внешнеполитической легитимации Приднестровской Молдавской Республики.

По нашему мнению, наиболее перспективным в этом направлении может явиться путь, в основе которого будет лежать  выработка международным сообществом некого единого стандарта для включения ныне существующих  фактических государств в миросозидательный процесс; некой единой основы для окончательного разрешения имеющихся  сецессионных конфликтов. В то же время в наличии у международного сообщества должно быть несколько региональных планов урегулирования с учетом местной специфики. Но, повторимся, все эти планы (и для Приднестровья, и для Абхазии, и для Ю.Осетии, и для Н. Карабаха) должны исходить из одного фундаментального основания – содержания.

Если же этого не будет сделано, то сторона конфликта, представляющая фактическое, но непризнанное государство будет реализовывать тот вариант развития, который она посчитает для себя наиболее востребованным, реализуемым  и перспективным.

Сегодня у Приднестровской Молдавской Республики  нет ясности и уверенности в отношении перспектив переговорного процесса и возможности будущего конструктивного компромисса со своим оппонентом – Республикой Молдова. Причина этого лежит  в тупиковой, зачастую экстремистской позиции, которую занимает политическая элита Молдовы, в попытках навязать Приднестровью видимый и малозначимый автономно-административный статус – то, что в местном гражданском обществе называют ползунками для Приднестровья. Что из себя в действительности представляет этот автономный статус, граждане Приднестровья наглядно убедились, наблюдая за фактической потерей Гагаузией своего самоуправления.

Собственно, молдавские руководители на своих закрытых заседаниях и не скрывают того, что так называемое решение приднестровской проблемы путем автнономизации им необходимо в первую очередь для того, чтобы завладеть приднестровским экономическим потенциалом, поскольку без него Молдове в перспективе не удастся добиться соответствия экономическим критериям Евросоюза. Ну а во вторую очередь – Приднестровье ждет политическая зачистка по схеме Гагаузии.

Именно эти скрытые намерения содержаться в принятом парламентом Молдовы законе «Об основных положениях статуса Приднестровья». Этим планам не суждено сбыться ни в ближайшей, ни в отдаленной перспективе. Приднестровский народ отвергнет любое предложение Молдовы, либо кого другого, если в его основе будет лежать принцип автономизации. Ибо автономизация – это вчерашний день. Такие серьезные европейские институты как Свободный Брюссельский университет и Центр европейских политических исследований в течение 2003 – 2004 годов изучавшие развитие сецессиониских конфликтов в Приднестровье, Абхазии, Северном Кипре, Сербии и Черногории пришли следующему выводу – решить эти конфликты можно лишь, реализуя следующие варианты: федерация, конфедерация, ассоциативное государство, свободно ассоциированное государство.

В этом контексте необходимо уточнить, что  приднестровский народ готов поступиться частью своего государственного суверенитета (как в свое время поступили многие народы, чьи государства вступали в Европу), но только тогда, когда будут осуществляться равноправные переговоры между двумя главными заинтересованными сторонами: Приднестровья и Молдовы, а отнюдь не ультимативно навязанные чужой волей.

При этом не надо закрывать глаза на то, что в Приднестровье за 15 лет выросло новое поколение людей, которых практически ничто не связывает с Молдовой. У них нет с ней никакого чувства общности и родства. Молдова для них, в лучшем случае, соседнее государство, а в худшем – чужая, враждебная страна.

Отметим, что урегулирование политического сецессионистского конфликта между Приднестровьем и Молдовой должно быть не только эффективным, но и компромиссно справедливым. Об этом часто и  забывают  как переговорщики из Молдовы, так и из ОБСЕ и Евросоюза. А без честности и справедливости эту проблему не решить. И если не произойдет перехода к высоким нравственным стандартам переговорного процесса, политическое руководство ПМР вправе инициировать процесс своего международного признания, со стороны отдельных государств, каковыми могут стать Россия, Белоруссия, Казахстан, причем  без всякого участия в этом процессе Республики Молдова.

Такой прецедент уже назревает. Сегодня можно наблюдать, как Косово постепенно приобретает государственный суверенитет и признание при полном вытеснении из этого процесса Сербии и Черногории (СиЧ).

Мы полагаем, что Россия как правопреемница Советского Союза должна нести на себе не только моральную, но и политическую ответственность за судьбы всех народов, живших раннее в государстве под названием Советский Союз. Поэтому – Россия имеет полное право признавать какие-либо территории бывшего Советского Союза – государствами, в частности, Приднестровье, или нет.,  входить с ними в ассоциированные отношения или нет.

У России к этому есть очень серьезный аргумент. В 1990 году, когда Приднестровье провозгласило себя независимым государством, оно не выходило из Советского Союза, наоборот, заявило, что считает себя государством в составе Союза. Это Молдова затем вышла из состава Советского Союза. Поэтому именно Россия как правопреемница тогдашнего Советского Союза, а не Молдова, вправе признать Приднестровскую Молдавскую Республику.

В сегодняшних ухудшающихся для России геополитических реалиях, Приднестровье – это своеобразное окно в юго-западный регион, в так называемое подбрюшье Балкан. Опираясь на Приднестровье как на признанное ею государство, Россия смогла бы эффективно противодействовать попыткам с юго-запада ее окружения неким изолирующим санитарным поясом.

Но для того, чтобы этот, вполне реальный вариант политического признания Приднестровской Молдавской Республики смог реализовываться – необходимо проявление мощной политической, государственной воли со стороны высшего руководства России.

Отметим, что некоторые государства мира в нехожих ситуациях такую волю проявляют. В этой связи опять сошлемся на геополитическую ситуацию вокруг Израиля. Только мощная массированная политическая, финансовая и военная поддержка этого государства со стороны США, позволили ему самосохраниться в условиях враждебного окружения. А случилось это в первую очередь потому, что США фактически превратили Израиль в свой форпост на Бл. Востоке.

Подобным форпостом России на юго-западе вполне могло бы стать Приднестровье. Уже многие в российском политическом руководстве начинают понимать, что  этот политический проект вполне реализуем в силу того, что Приднестровье не просто тяготеет к России. Фактически Приднестровье ментально и есть часть самой России: и исторически, и духовно, и этнически. Когда в 2002 году в Приднестровье проходил авторитетный международный форум под названием «Мы – Россия», все выступающие на нем приднестровцы: простые граждане, представители общественных организаций, ученые, политики в один голос заявляли, что приднестровская земля со времен Суворова всегда была российской территорией и абсолютное большинство жителей Приднестровья считают себя приднестровскими р9оссиянами. Об этом кстати свидетельствуют и результаты многочисленных социологических исследований.

В сегодняшних геополитических реалиях Россия должна исходить из собственных национальных интересов и собственной безопасности, а не обращать внимание на некие рекомендации из вне, как кстати и поступает любое нормальное государство, в частности, США.

Эта безопасность и этот интерес должны явиться той основой, которая  побудит политическое руководство России к безусловно трудному для себя, но так необходимому и перспективному шагу – юридическому, политическому признанию Приднестровской Молдавской Республики.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ