Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №134(20.11.2005)
<< Список номеров
НАПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Лягушка в стакане молока (или миссия русской школы)

За 15 лет независимости Литвы окончательно окрепло и утвердилось осознание того, что именно русская школа Литвы является главным очагом и действенным средством этнокультурного воспитания подрастающего поколения русской общины. Именно школа, а не отдельные культурные общества, организации и центры, деятельность которых, без сомнения, также важна, не разовые "культурно-массовые" мероприятия (без которых тоже, конечно, нельзя) и уж тем более не политические организации, использующие идею защиты интересов русской школы для достижения своих целей, но именно школа, в которой учатся тысячи учеников, есть то учреждение, которое в целом воспитывает наше подрастающее поколение. Мы все должны понять: от школы, от содержания ее работы зависят настоящее и будущее нас самих, наших детей и внуков. Она - главный источник жизнеспособности и перспектив русской общины Литвы.

20. 10 .2005.,Литовский куръеръ № 42 (556)

Андрей Фомин, доктор философских наук

Русская школа сейчас переживает нелегкие времена: идет реформа системы образования, местные власти осуществляют "оптимизацию сети школ", чреватую не только острой межшкольной конкуренцией, но и исчезновением средних школ, заменой их 10 - или 8-летними основными школами и несколькими 4-летними гимназиями. При этом смело могу прогнозировать, что основные десятилетки, из которых ученики будут уходить в гимназии после окончания 8 классов, начнут быстро деградировать, превращаясь в восьмилетки, которые, теряя учеников, будут поставлены финансовой ситуацией на грань выживания, будут уплотняться и закрываться. Это видно на примере Клайпедских школ, которые попали в первый эшелон пресловутой оптимизации: за последние 4 года были закрыты (официально - "реорганизованы") 3 средние школы, на грани существования находится еще одна основная школа. Стройная, охватывавшая весь город, сеть русских школ разрушена. В следующем году еще 3 школы будут насильно переведены в ранг основных. Что их ждет? Самое печальное - то, что вместе с этим неизбежно утрачиваются хороший опыт работы и традиции русских школ Литвы.

А ведь и по сей день русские школы занимают достойное место в системе образования страны. Они дают прочные знания ученикам, их выпускники успешно сдают государственные экзамены, поступают в ведущие университеты Литвы и других стран, благополучно реализуются в разных сферах общественной жизни. Это свидетельствует о значительном потенциале русских школ. Русская школа по своей сути многофункциональна: она должна давать учащимся полноценное современное качественное образование на родном языке, воспитывать образованных и культурных людей, если хотите, - граждан Европы; должна гарантировать интеграцию своих воспитанников в различные сферы общественной и культурной жизни страны и Европейского сообщества; должна формировать уважение и любовь к родному краю. Эти задачи очевидны всякому, кто как-нибудь связан с педагогикой. Но при этом у русской школы есть особая миссия, особое призвание. По моему глубокому убеждению, она никогда не была и не должна быть школой, просто дающей образование на русском языке. Не только язык обучения выделяет ее, но содержание воспитания. Разумеется, возможность учиться на родном языке - уже само по себе великая ценность и обязательное условие в современном обществе и демократическом государстве. Но одного этого недостаточно. Особая миссия русской школы заключается в том, что она должна осуществлять этнокультурное воспитание молодежи, то есть приобщать подрастающее поколение русской общины Литвы к богатствам родной - русской - культуры, воспитывать чувство любви и причастности к отечественной культуре, тем самым способствовать сохранению национально-культурной самобытности наших детей и внуков. Иначе говоря, она должна воспитывать граждан Литвы и Европы, являющихся носителями высокой и богатой русской культуры, так много давшей мировой культуре и цивилизации.

Кто-то может спросить: "А зачем? Живем-то в Литве. Вот, в Европейский союз вступили." А дело в том, что человеческая жизнь, жизнь народов, этнических общин, равно как и отдельной личности, развертывается в формах определенной культуры: русской, литовской, польской, французской, немецкой и т.п. Нет, и не может быть человека, не принадлежащего, так или иначе, к какой-либо культуре, для которого нет определенного родного языка, родной истории. Вы можете представить себе такого индивидуума? Я - нет. Более того, каждый человек и каждый социум - это воплощение и носитель определенной культуры. Поэтому опыт истории свидетельствует, что каждый народ, каждая община стремятся сохранять и оберегать свою культуру, свой язык, обычаи, традиции, веру, историческую память, развивать и обогащать их. И мы - русские Литвы, и наши дети, и наши внуки, - любя и уважая свою родину - Литву, все равно остаемся и будем русскими. Не "по зову крови" - дело-то как раз не в ней, - а по воплощенной в нас культуре. И мы не перестанем быть русскими, будем видеть сны, думать, мечтать на родном - русском - языке, будем петь русские песни и рассказывать своим детям и внукам русские сказки, будем заучивать "для души" стихи русских поэтов. Если, конечно, будем их знать. А вот это, как раз, во многом зависит от нашей школы. Именно поэтому русская школа наряду с реализацией общеобразовательной задачи обязана, на мой взгляд, осуществлять широкую программу этнокультурного воспитания своих учеников. Воспитание гражданственности и уважения к родному краю - Литве - вполне совместимо с одновременным привитием ученикам чувства причастности к родной - русской - культуре, воспитанием не только ее знания, но и глубокой любви к ней. И ничего плохого в том, что, будучи гражданами своей страны, мы все являемся разными: литовцами, русскими, поляками, татарами, евреями и т.д., и стремимся сохранять свою самобытность, - нет.

Современное общество мультикультурно. И чем глубже проникает личность в свою собственную культуру, чем глубже знает ее, тем больше находит в ней общечеловеческих ценностей, сближающих и объединяющих народы и людей разных национальностей. Культура объединяет. Разъединяет бескультурье, в том числе незнание и непонимание собственной национальной культуры.

Многокультурная структура общества, наличие в ней различных культурных общин, их творческое сотрудничество обогащают общество, придают ему открытость и динамизм развития. Просто мы не умеем еще по достоинству оценить того, что многообразие культур общества является его подлинным богатством. Вот почему в современном цивилизованном обществе нормой и требованием стало бережное отношение к культуре каждой национальной общины. Это в особой степени относится к богатейшей русской культуре, внесшей огромный вклад в общечеловеческую цивилизацию трудами своих ученых, писателей, художников, музыкантов, мыслителей и святых подвижников.

Мы - педагоги не можем допускать, чтобы из стен школ выходили "Иваны, родства не помнящие", не знающие процесса и содержания тысячелетнего творческого пути родной культуры, не ведающие о делах и свершениях своих предков. Это актуально еще и потому, что многие нынешние родители, к сожалению, не способны дать подобающего воспитания своим детям. Скажите, многие ли рассказывают своим детям сказки, читают по вечерам хорошие книги русских детских авторов, способны знакомить детей хотя бы с самыми яркими страницами родной истории? Наши дети прекрасно знают имена голливудских актеров, эстрадных див, спортсменов, сомнительных персонажей; их память напичкана фантастическими сюжетами бездумных в своих фантазиях и жестоких голливудских фильмов. Наряду с большим объемом знаний "позитивных наук", их головы заполнены "нулевой" в ценностном отношении информацией; но при этом они практически ничего не знают о духовных и нравственных ценностях отечественной культуры, ее творцах, выдающихся образцах для подражания, что крайне важно для формирования их личности. Спросите наших школьников: что они знают (и знают ли вообще) о Владимире Святом, Ярославе Мудром, Несторе-Летописце, Святых Борисе и Глебе, Александре Невском, Сергии Радонежском, Козьме Минине, Иване Сусанине, М. Сперанском, К. Брюллове, В. Васнецове, В. Сурикове, В. Соловьеве, С. Рахманинове, И. Сикорском и других? Вот и ходят русские дети в школы с русским языком обучения, получают все более усредняемое по европейским стандартам образование, впитывают с помощью средств массовой информации массу ненужного, а порой и вредного, не зная и не ведая своих корней и истоков, не ощущая красоты и богатства родной культуры, не чувствуя причастности к ней, не имея твердого стержня своей личности. И, если школа не дает им этого, то она обедняет и обкрадывает своих воспитанников!

"Время такое!",- скажете вы. Бросьте! Времена всегда были непростыми. Не время, а мы таковы: либо чувствуем свою ответственность и выполняем свой долг, либо нет. Либо покорно подчиняемся обстоятельствам и вяло плывем по течению, либо, подчиняясь внутреннему долгу и убеждениям, сами влияем на них. Я убежден: чем более неблагоприятна социальная среда, чем более она бездуховна, прагматична и меркантильна, тем более школа должна ей противостоять своей "культуртрегерской" миссией, возводя своих воспитанников к познанию вечных ценностей. Вспомните притчу о лягушке, попавшей в стакан с молоком. Мне кажется, этот образ символизирует нынешнее положение русской школы. Только энергично борясь за свое лицо, содержание своей работы, она может обеспечить свои перспективы и свое дальнейшее существование. В русских школах должны преподаваться и изучаться не только русская словесность, но и русская история и различные аспекты русской культуры: живопись, архитектура, музыка, основы философской мысли и, конечно, основы православия. Кстати, о русской истории. Несмотря на то, что государственный учебный план предусматривает такую возможность, приходится прилагать поистине титанические усилия для того, чтобы убедить администрацию школ в необходимости ее изучения. А ведь есть утвержденная министерством просвещения и науки Литвы программа по русской истории, есть учебное пособие "Свеча горящая", созданное специально для русских школ. Есть и опыт преподавания и изучения школьниками родной истории в школах Клайпеды, где, кстати, уже много лет проводятся фестивали русской истории и культуры "КЛИО". Если наши дети не будут знать родную историю, произойдет неизбежная утрата русской общиной Литвы своих корней, своих истоков, без чего невозможно строить и свое будущее. Этнографы и социологи считают историческую память основой самосознания этноса, национальной или культурной общины, личности. Незнание же родной истории порождает цепную реакцию потери других слоев и пластов культуры, непонимания многих ее явлений. Так, учителя словесности уже давно жалуются на непонимание учениками сути литературных произведений из-за незнания исторического контекста. Действительно, как без знания родной истории понять суть драмы пушкинского "Бориса Годунова", коллизии "Капитанской дочки", "Дубровского"? Что это за события, описываемые Л.Н. Толстым в "Севастопольских рассказах"? В чем суть трагедий "Тихого Дона" и "Поднятой целины"? Все как-то оторвано, абстрактно, безжизненно. А в итоге это непонимание ведет к интеллектуальному, эмоциональному и нравственному оскудению личности.

Опыт некоторых школ доказывает, что организация этнокультурного воспитания возможна даже в рамках существующего учебного плана. Оно "вписывается" в рамки программ базовых дисциплин, изучаемых в школе. Конечно, нужна корректировка программ по истории, курсам изобразительного искусства, музыки, этики, предусматривающая изучение родной культуры. Кое-где нужно переставить акценты, использовать часы по выбору школы или возможности дополнительного образования. Но, прежде всего, необходимо желание это сделать! Многое здесь зависит и от позиции администрации школ, и от самих учителей и советов школ. Вот почему, я считаю это, в первую очередь, нравственным долгом русской школы. Поймите: это необходимая работа, за которую мы несем ответственность перед Богом, перед своими детьми, перед своим и их будущим.

Предвижу скептическое пожатие плечами некоторых руководителей школ: "в наш практический век нужно ли это...", "на словах легко, а как на практике найти необходимые часы…", "дети и так перегружены…" и т.п. Отвечаю: кто не хочет делать, будет искать для этого повод и препятствующие "объективные обстоятельства". Во-первых, при разумной организации обучения дети вовсе не перегружены. Наоборот, они зачастую слишком неразумно пользуются избыточным свободным временем. А, во-вторых, есть школы в Клайпеде, Вильнюсе, Каунасе, которые, сознавая свою миссию, уже не один год находят возможности для осуществления этнокультурного воспитания. В качестве примера приведу каунасскую школу им. А.С. Пушкина и клайпедскую школу "Паюрио", в которой помимо изучения русской истории и культуры действуют еще украинская и белорусская воскресная школы. Нет, коллеги, культурным воспитанием детей перегрузить невозможно. Избытка культуры и избытка воспитанности не бывает! А вот их нехватка слишком дорого обходится всем нам. Неоправданными я считаю и ссылки на детей: "Надо спросить у них, хотят ли они изучать?.." Мы ведь не спрашиваем, хотят ли они изучать биологию, физику, историю, технологию, литовский или английский язык. Надо! Школа - это институт, который сам подсказывает родителям и детям, что необходимо изучать, чему учиться, сам формирует социальную потребность, стремясь воспитывать образованных, культурных людей.

Проблема осуществления этнокультурного воспитания - это не только "техническая" проблема наличия средств и часов в учебном плане. Это, в первую очередь, вопрос совести, ответственности, зрелости школы, педагогического коллектива перед своими воспитанниками. Кроме социальных и педагогических аспектов проблема этнокультурного воспитания учащихся русских школ имеет нравственное значение. Это - внутренняя обязанность каждого человека хранить и беречь память о своих предках, их делах, творческих достижениях и даже ошибках. Эта обязанность дана людям свыше; помните: "Почитай отца и мать, и будешь долго жить"? Нет ничего более низкого и подлого, как бояться, стыдиться памяти о своих пращурах. Поэтому я считаю, что изучение в школах родной истории и культуры - это показатель зрелости и сознательности всей русской общины Литвы.

Итак, мой призыв ясен: этнокультурное воспитание, предполагающее приобщение учеников к родной истории и культуре, в русских школах Литвы необходимо, оно должно стать нормой их работы. Иначе происходящая злокачественная эрозия - утрата внутреннего культурного содержания, самоидентитета русской молодежью приведет к необратимым для будущего всей русской общины Литвы последствиям. Очень многое зависит от школы. Но только требовать от нее, не помогая ей, - неразумно и неблагородно. Она сама нуждается в защите, поддержке и помощи. Перед ней сейчас стоит много сложных проблем. Она уязвима. Поэтому школа должна быть в центре внимания всей русской общины страны, всех общественных, культурных и политических организаций. Ей, оставив в стороне свои разногласия, соперничество, амбиции, должны помогать все. Давайте, позаботимся о нашей школе!


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ