Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №134(20.11.2005)
<< Список номеров
НАПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Режимные субъекты

14.11.2005, Коммерсант

Михаил Зыгарь

Москва и Ташкент заключают контрреволюционный пакт

Сегодня в Москву приезжает президент Узбекистана Ислам Каримов. Ключевым событием визита станет подписание договора о союзнических отношениях между Россией и Узбекистаном. Российская сторона пообещает Узбекистану вмешаться в случае повторения андижанских событий и взять на себя роль международного адвоката режима Ислама Каримова. Ключевым союзником Москвы становится режим, который на Западе уже является "изгоем".

Союз вместо партнерства

Ислам Каримов – частый гость в России. В июне этого года он приезжал в Москву, чтобы рассказать Владимиру Путину об успешном завершении антитеррористической операции в Андижане, потом в августе был на саммите СНГ в Казани, а в октябре гостил на встрече лидеров ЕврАзЭС в Санкт-Петербурге. Однако нынешний приезд узбекского лидера гораздо важнее всех предыдущих. В этот раз Ислам Каримов должен вместе с Владимиром Путиным подписать в Москве исторический документ – договор о союзнических отношениях между Россией и Узбекистаном.

Вообще-то похожий знаковый документ два лидера подписывали не так давно. Было это в июне прошлого года, и назывался он Договором о стратегическом партнерстве между двумя странами. Однако за прошедшие месяцы два государства настолько сблизились, что этого оказалось мало, возникла необходимость оформить еще более тесные отношения.

Дело в том, что вплоть до нынешнего года у Ислама Каримова было одновременно два внешнеполитических приоритетных партнера. Ташкент одновременно заигрывал и с Вашингтоном, и с Москвой. Продолжать эту игру стало невозможно после расстрела андижанского мятежа. И летом этого года Узбекистан фактически бросил вызов США, потребовав вывода американской военной базы Карши-Ханабад. Именно это и является основной причиной нового документа: порвав с Вашингтоном, Ташкент испытал острую необходимость военного сближения с Россией.

Подготовленный договор, по сути, представляет собой заключение беспрецедентного военно-стратегического и оборонного альянса.

Россия фактически гарантирует режиму Ислама Каримова свою поддержку на случай крупных потрясений (вроде нового Андижана), что превращает Узбекистан в крупнейший российский плацдарм в Центральной Азии. Ъ удалось ознакомиться с проектом заключаемого договора. Там фактически прямым текстом говорится, что Москва готова вмешаться в кризисную ситуацию на территории Узбекистана, если прочность режима окажется в опасности: "В случае возникновения ситуации, которая, по мнению одной из сторон, может создать угрозу миру, нарушить мир или затронуть интересы ее безопасности, а также возникновения угрозы совершения акта агрессии против одной из сторон стороны незамедлительно приводят в действие механизм соответствующих консультаций для согласования позиций и координации практических мер по урегулированию такой ситуации". За эту поддержку Ташкент должен пообещать Москве разместить на своей территории военную базу. "В целях обеспечения безопасности, поддержания мира и стабильности,– гласит проект договора,– стороны в необходимых случаях на основе отдельных договоров предоставляют друг другу право использования военных объектов, находящихся на их территории".

Инвестиции в обмен на долги

Вступая в столь тесные отношения с Узбекистаном, Россия, наверное, попытается извлечь из этой близости какую-нибудь выгоду для российских госкомпаний, в первую очередь для "Газпрома". Скорее всего, российская сторона будет продавливать подписание межправительственного соглашения о сотрудничестве в газовой сфере, которое бы позволило надежнее гарантировать интересы "Газпрома" в проектах на территории Узбекистана. Возможно, будет поднят вопрос о закреплении за "Газпромом" перспективных нефтегазовых месторождений на Устюртском плато. Заключение договора о союзнических отношениях могло бы помочь и ЛУКОЙЛу, пытающемуся начать освоение месторождений Кандым, Хаузак, Шады.

Ожидается и рассмотрение проблемы узбекского долга. Он составляет примерно $500 млн. Москва не прочь в счет этой задолженности попросить для себя два авиационных предприятия Узбекистана: авиазавод ТАПОиЧ и Чирчикский авиаремонтный завод. Наконец, особое внимание российской стороны привлечено к Алмалыкскому ГОКу – Москва давно рассматривает возможность инвестиций в него в целях увеличения производства урана и золота.

Другим стратегически важным направлением в переговорах может стать вопрос ускоренного присоединения к ЕврАзЭС и ОДКБ. До сих пор Ташкент не проявлял особого рвения, явно предпочитая двустороннее сотрудничество вступлению в эти организации.

Будущий кризис за нынешнюю поддержку

Демонстративное сближение Москвы и Ташкента происходит как раз в тот момент, когда в глазах Запада режим Ислама Каримова довольно быстро превращается в изгоя. На последнем заседании глав МИДов Евросоюза была принята резолюция о введении эмбарго на поставки оружия в Узбекистан. Российское руководство тогда объявило, что к этим санкциям не присоединится. "Это эмбарго нас никак не волнует и никак не затрагивает. Наши отношения с Узбекистаном имеют неуклонную тенденцию к укреплению во всех сферах, в том числе в области военного и военно-технического сотрудничества. Мы будем и дальше развивать отношения с этой дружественной страной",– пообещал министр обороны Сергей Иванов. В ходе нынешнего визита Ислама Каримова ему вполне могут предложить заключить сделку о покупке крупной партии российского оружия.

Более того, Москва готова взять на себя роль международного адвоката режима Ислама Каримова. Россия может пообещать проголосовать на текущей сессии Генассамблеи ООН против инициируемого ЕС и США проекта резолюции о нарушении прав человека в Узбекистане.

Подобная позиция России неизбежно скажется на ее имидже в мире, поскольку у западной общественности нет никаких сомнений в диктаторской сущности узбекского режима. Однако Москву в данный момент это, судя по всему, не слишком волнует.

Мелким презентом Москвы по случаю заключения стратегического альянса может оказаться группа узбекских беженцев, арестованных в Иванове по подозрению в причастности к андижанским событиям.

Все они были арестованы еще в июне этого года. Тринадцать из четырнадцати задержанных были гражданами Узбекистана, и лишь один, Хатам Хаджиматов, глава компании "Российский текстиль", оказался гражданином России. Он провел в заключении почти четыре месяца и был освобожден из-под стражи 11 октября, поскольку Ивановский областной суд отменил постановление о его заключении под стражу для экстрадиции в Узбекистан. Экстрадиция Хатама Хаджиматова стала бы возможной только в том случае, если бы его лишили российского гражданства. И вскоре после освобождения из-под стражи ему было предъявлено обвинение в подаче ложных сведений при оформлении российского паспорта. На основании этого господина Хаджиматова уже в ближайшее время должны были лишить гражданства. Не дожидаясь повторного ареста, он уехал из России и 4 ноября обратился с ходатайством о признании его политическим беженцем в миграционную службу Украины.

Тринадцать его товарищей по несчастью ранее просили признать их политическими беженцами в России. Однако в свете новых союзнических отношений между Москвой и Ташкентом рассчитывать им совершенно не на что.

Если их экстрадиция состоится, дело наверняка приобретет международный резонанс. Летом этого года ООН и правозащитные организации не позволили Киргизии выдать в Узбекистан 4,4 тыс. беженцев, покинувших страну во время андижанских событий. Однако на Москву аналогичное давление, очевидно, не произведет никакого впечатления.

Оказание узбекскому режиму подобных услуг и предоставление ему неограниченных гарантий может быть чревато для Москвы серьезными проблемами. Претензии Запада к Узбекистану, несомненно, в ближайшее время будут расти. Группа американских конгрессменов уже потребовала не только введения международных санкций против Ташкента, но и возбуждения дела против Ислама Каримова в Международном уголовном суде. Нынешним договором Москва фактически обещает Ташкенту оградить его от всех подобных нападок. И не факт, что это обещание Россия в состоянии сдержать.

Однако это, возможно, еще не самая большая проблема. Взяв на себя ответственность за безопасность узбекского режима, Москва вовлекает себя в тот кризис, который в будущем неизбежно разразится в Узбекистане. Уход Ислама Каримова неизбежно будет сопровождаться серьезными потрясениями и вряд ли произойдет бескровно. Подписывая нынешний договор, Россия автоматически делает вероятную гражданскую войну в Узбекистане своей внутренней проблемой.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ