Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №135(01.12.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Спасибо Грузии за это!

23.11. 2005, «Утро»

Петр Гринев

Вчера парламент Грузии принял решение начать процедуру выхода страны из Содружества независимых государств (СНГ). Это предложение, выдвинутое одним из лидеров оппозиции, было поддержано спикером парламента Нино Бурджанадзе, которая заявила, что "СНГ, как организация, свою миссию исчерпала и по большому счету ее не выполнила". Бурджанадзе отметила, что выход Грузии из СНГ "связан с определенными рисками – такими, как повышение цен на газ, – а также с серьезными политическими провокациями". Не исключено, что упоминание о ценах на газ следует рассматривать как некий превентивный ход, сделанный в связи с планами России продавать энергоносители по мировым ценам – как Грузии, так и другим не особенно лояльным партнерам по СНГ. Дескать, Грузии терять нечего, а вот если Россия не будет менять цены, то с выходом из СНГ можно и не торопиться. При условии, что оно еще и откажется от "политических провокаций", то есть в двусторонних отношениях будет всегда соглашаться с позицией Грузии. Ну, а если Россия все-таки повысит цены, можно будет утверждать, что это акт мести в отношении независимой Грузии, попытка задушить молодую демократию.

Впрочем, даже если слова спикера грузинского парламента являются завуалированным предложением компромисса, реакция грузинских и российских официальных лиц отнюдь не располагает к компромиссному разрешению ситуации. Грузинские политики высказываются в том смысле, что, несмотря на возможные экономические санкции со стороны России, пребывание Грузии в СНГ противоречит ее "национальным и стратегическим интересам", поскольку несовместимо с курсом страны на интеграцию в НАТО и ЕС.

Комментарии российских политиков и экспертов также весьма недвусмысленны. Заместитель председателя комитета Госдумы по СНГ и связям с соотечественниками Ахмед Белалов считает, что решение грузинского парламента обусловлено эмоциями, член того же комитета Константин Затулин говорит об "истеричной" реакции парламентариев, а глава думского комитета по международным делам Константин Косачев называет выход из СНГ "пиар-акцией грузинского парламента". Ну а депутат от фракции ЛДПР Алексей Митрофанов уверен, что заявление грузинского парламента свидетельствует о том, что Тбилиси взял курс на военное решение абхазской и югоосетинской проблем. "Они выйдут из СНГ и через год с помощью США попытаются захватить Абхазию и Южную Осетию. Остановить их может только упреждающий удар со стороны России. Надо бомбить Тбилиси, как бомбили Белград американцы в 1999 году", – заявил он в интервью агентству "Росбалт".

В позиции грузинских политиков нет ничего неожиданного. Предложения о выходе из СНГ и прекращении полномочий миротворческих сил, созданных в рамках этой организации, звучат в стенах парламента не в первый раз. Более того, в преддверии саммита глав государств СНГ в Казани многие эксперты прогнозировали, что Михаил Саакашвили выберет трибуну саммита для того, чтобы публично заявить о прекращении участия Грузии в этой организации. Тогда этого не произошло, однако вчерашнее заседание парламента подтвердило, что отношение грузинской политической элиты к пребыванию Грузии в составе СНГ нисколько не улучшилось. А вот резкая реакция российских политиков на это волне предсказуемое событие представляется весьма странной. В марте Владимир Путин признал, что СНГ создавалось для цивилизованного развода стран, образовавшихся на постсоветском пространстве. Он, правда, не сказал, что у СНГ была еще одна функция – объединения потенциальных союзников России в новой геополитической ситуации. Эта организация достаточно успешно выполнила функции, связанные с разводом, однако абсолютно не справилась с объединением государств в реальное содружество. Как бы то ни было, теперь СНГ представляет из себя своеобразный дискуссионный клуб. Каждое государство вправе заходить в такой клуб (если, конечно, приглашают) или выходить из него. России давно уже следовало выступить инициатором роспуска СНГ и перейти к двусторонним отношениям с государствами, его составляющими. Инерционный сценарий, предусматривающий сохранение потерявшего свою актуальность политического института, не приносил России никаких преференций, тогда как остальные страны могли говорить об "особых" отношениях, на основании которых получение российских энергоносителей по заниженным ценам являлось нормой. Пользуясь все теми же "особыми" отношениями, страны СНГ заключали выгодные контракты на поставку в Россию товаров, не нужных ни в какой другой стране, и т.д.

Так что следует выразить искреннюю благодарность грузинским парламентариям, которые взяли на себя труд "отправить на свалку истории" организацию, тормозящую экономическое развитие России.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ