Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №135(01.12.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Западные политические технологии на парламентских выборах в Азербайджане

27.11.2005

Михаил Александров

Парламентские выборы в Азербайджане проходили при беспрецедентном вмешательстве Запада в подготовку и проведение избирательной кампании. Степень этого вмешательства затмила даже то, что имело место в Грузии и на Украине как по своим масштабам, так по глубине и интенсивности воздействия на азербайджанское общество. Это объяснялось рядом факторов, но, прежде всего, ценностью Азербайджана для военно-политических и экономических интересов Запада в Евразии.

Азербайджан – это единственный выход к Kаспию и Центральную Азию, минуя Россию – это также доступ к важным запасам энергетического сырья. Естественно, западные державы хотели бы иметь в Азербайджане более послушное правительство, которое проводило бы четкий прозападный курс, а не придерживалось политики балансирования между НАТО и Россией. Выборы представляли для Запада удобный момент для воздействия на вектор азербайджанской внешней политики.

Существенное усиление представительства оппозиции в парламенте дало бы Западу возможность держать Алиева на «коротком поводке», постоянно шантажируя его возможностью «смены режима», если он не будет идти на требуемые уступки.С другой стороны, Западу необходимо было выдержать очень тонкую грань между ослаблением режима Алиева и недопущением политической дестабилизации. Последнее объяснялось существенными интересами западных нефтяных компаний, вовлеченных в нефтегазовые проекты на территории Азербайджана. Поэтому западное вмешательство было направлено не на то, чтобы раскрутить в Азербайджане сценарий «цветной революции», а на то, чтобы использовать угрозу такой революции для принуждения властей к уступкам оппозиции и западным интересам в Азербайджане, в частности, вынудить Азербайджан согласиться на создание в стране военных баз НАТО.

Вовлеченность Запада во внутренние дела Азербайджана активизировалась в самом начале 2005 года и нарастала по мере приближения даты выборов. Главным направлением воздействия, как и в других государствах СНГ, была выбрана проблема демократии и прав человека. Еще в конце января в Страсбурге на заседании Политкомитета ПАСЕ выступили докладчики ПАСЕ по Азербайджану Андреас Гросс и Андреас Херкель, которые выразили озабоченность недостатками в области развития демократии в Азербайджане. Вскоре с этой позицией полностью солидаризовались США. В ежегодном Отчете Госдепартамента США о ситуации с правами человека в мире, обнародованным в феврале говорилось, что "ситуация с правами человека в Азербайджане в 2004 году оставалась тяжелой. Там, в частности, отмечалось, что остается нерешенной проблема политзаключенных, число которых исчисляется сотнями. Имеют место факты нарушения прав граждан на тайну переписки, прослушивание телефонных разговоров и слежка за оппонентами властей со стороны органов безопасности и полиции. Власти не расследовали и не наказали виновных в массовых избиениях демонстрантов в октябре 2003 года и виновных в пытках и избиениях задержанных активистов оппозиции. Более того, многие полицейские, виновные в этих деяниях, были награждены».

В докладе также отмечалось, что продолжают иметь место многочисленные случаи незаконного задержания и ареста, запрета на общение заключенного с адвокатами, преследования родственников политзаключенных и активистов оппозиционных партий. Судебная система остается несвободной и не независимой. Судьи выполняют указания исполнительной власти, вынося приговоры. Серьезные проблемы существуют в сфере обеспечения свободы слова и прессы. Власти подавляют эти права через судебные процессы по обвинению в клевете и оскорблении. При этом суды налагают на СМИ и журналистов огромные штрафы. Одновременно вводятся ограничения на распространение независимых и оппозиционных СМИ. В то же время правительство сохраняет контроль над наиболее массовыми СМИ, каковыми являются телеканалы и радио. Власти не выполнили свои обязательства по созданию Общественного ТВ. Они запрещают частным бизнесменам помещать рекламу в оппозиционных СМИ и создают проблемы для фирм, распространяющих оппозиционные газеты и журналы. Все это ведет к снижению тиражей оппозиционных СМИ и сужает их читательскую аудиторию. Серьезной проблемой остается ограничение на свободу собраний, что мешает оппозиционным партиям проводить массовые акции протеста.

Это было предварительной подготовкой, созданием соответствующей атмосферы перед началом применения политической технологии по «смене режима», уже использованной в Восточной Европе в конце 80-х годов прошлого века и подработанной в ходе «цветных» революций в Югославии, Грузии и на Украине. Исходным моментом этой технологии было заставить азербайджанское руководство и общество в целом проникнуться идеей о чрезвычайной важности предстоящих выборов, их судьбоносном значении для будущего Азербайджана. Другими словами, Запад стремился сформировать впечатление, что если эти выборы пройдут ниже стандартов, установленных самим Западом, то будущее Азербайджана будет выглядеть довольно печально. Почему, это должно произойти прямо не говорилось, хотя иногда делались довольно пространные намеки.

Так специальный представитель Еврокомиссии в Азербайджане Антониус де Врис заявил в апреле сего года, что главным показателем демократии в Азербайджане станут предстоящие парламентские выборы. Он отметил что, проведение демократических и свободных выборов может стать коренным поворотом в отношении ЕС к Азербайджану. При этом он подчеркнул, что улучшение отношений между Азербайджаном и Евросоюзом будет способствовать урегулированию армяно-азербайджанского конфликта. Последствия же недемократичных парламентских выборов для Азербайджана могут быть совершенно иные. Таким образом, в выступлении де Вриса прозвучал явный намек на то, что урегулирование нагорно-карабахского конфликта на условиях Азербайджана будет невозможно без проведения таких выборов, которые будут признаны Западом.

Наиболее активную роль в подчеркивании важности выборов для Азербайджана играл Совета Европы. В том же месяце комитет по мониторингу Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) на своем заседании отметил, что «парламентские выборы станут важным экзаменом для демократии» в Азербайджане. При этом комитет выразил «глубокую обеспокоенность» тем, что «не выполняются основные предварительные условия проведения свободных и честных выборов, такие как свобода выражения мнений и свобода мирных собраний». В заявлении комитета указывалось: "Несмотря на то, что до парламентских выборов остается 6 месяцев, до сих пор не обеспечены свобода слова и право на собрания, являющиеся важными условиями для проведения свободных и справедливых выборов. Оппозиция никакими общественными средствами, можно сказать, не может донести свое мнение до избирателей".

"На телеканалах все еще имеет место недостаток плюрализма. Важным фактором является скорейшее начало деятельности в полностью независимой форме Общественного телевидения и находящегося в процессе приватизации первого государственного канала… После убийства известного критикующего журналиста Эльмара Гусейнова они (журналисты) чувствуют угрозу своей жизни. Оппозиционная пресса сталкивается с проблемами, связанными с печатанием и распространением изданий. Помимо этого, оппозиционные СМИ сталкиваются с тяжелыми финансовыми штрафами", - отмечается в документе.

Мониторинговая группа потребовала, чтобы последние поправки, внесенные в Избирательный кодекс, особенно касающиеся вопросов формирования избирательных комиссий, соответствовали совместным рекомендациям Венецианской комиссии Совета Европы и чтобы запрет на наблюдение за выборами неправительственными организациями, финансируемыми из-за рубежа, был отменен.

Уже в июне последовали две резолюции. Одна от Европарламента, другая от Палаты представителей Конгресса США, специально посвященные выборам в Азербайджане. В резолюции Европарламента содержался призыв к правительству Азербайджана обеспечить прозрачность и справедливость парламентских выборов. В резолюции также выражалось желание Европарламента направить в Азербайджан для мониторинга выборов свою делегацию наблюдателей, а также поддерживался призыв обеспечить работу других независимых международных групп наблюдателей. Депутаты также призвали азербайджанское правительство "снять ограничения на работу прессы" и прекратить "давление на журналистов, осмеливающихся критиковать правительство".

В резолюции Палаты представителей Конгресса США, озаглавленной "Европа и возникающие угрозы" также содержалось обращение к правительству Азербайджана провести свободные и справедливые выборы. Конгрессмен-республиканец Элтон Галлегли, председательствовавший на заседании подкомитета, где обсуждалась резолюция, отметил, что признание предстоящих в ноябре выборов свободными и справедливыми как в Азербайджане, так и международной общественностью имеет очень важное значение. В обсуждаемой резолюции отмечалось, что Совет Европы одобряет поправки, которые предлагается внести в Избирательный кодекс Азербайджана. Документ призывал все участвующие в выборах стороны отказаться от насилия в ходе предвыборной кампании, в день голосования и после самих выборов, а правительство Азербайджана - обеспечить свободу слова и собраний, создать всем участвующим в выборах кандидатам одинаковые условия. А в начале июля стало известно, что в проекте бюджета на 2006 финансовый год США планируют выделить Азербайджану 38 млн. долларов на реализацию программ по поддержке демократии, экономических реформ и верховенства закона.

Примечательно, что давление на Азербайджан в связи с выборами резко возросло сразу же после неудачного визита в Баку 12 апреля сего года министра обороны США Дональда Рамсфельда. Последний надеялся убедить президента Алиева дать согласие на размещение на территории Азербайджана американских военных баз. Но азербайджанский президент, не желая давать такого согласия и в то же время избегая портить отношения с Вашингтоном, попытался уклониться от встречи и поспешно отбыл в Пакистан, куда в тот же день должен был лететь с официальным визитом. Рамсфельд однако не растерялся и догнал Алиева в Пакистане. Там в аэропорту состоялась их беседа, которая, видимо, не дала желанных для США результатов. После этого, в Вашингтоне, видимо, было принято решение посильнее прижать Алиева.

Неоднократно с предупреждениями Азербайджану выступал посол США в Баку Рино Харниш. Так, 29 июня сего года он пообещал, что правительство США предпринимает серьезные усилия по проведению в Азербайджане прозрачных выборов. "В случае фальсификаций мы сделаем всесторонние предупреждения Центральной избирательной комиссии и представителям властей. Я надеюсь в справедливом проведении выборов в парламент", - подчеркнул он. 17 августа Харниш, заявил, что Азербайджан взял на себя определенные международные обязательства по проведению справедливых, прозрачных выборов. По словам посла, в отличие от президента Алиева, который "поставил перед собой задачу провести парламентские выборы в соответствии с международными стандартами", в стране имеются силы, которые придерживаются негативного мнения по предвыборной ситуации. 5 сентября Харниш заявил, что "парламентские выборы в Азербайджане имеют большое значение». "Избиратели Азербайджана должны активно участвовать в парламентских выборах с тем, чтобы было обеспечено волеизъявление народа", - отметил он.

Харнишу вторили послы Евросоюза аккредитованные в Баку. Выступая от имени миссии ЕС 19 августа, Временный Поверенный в делах Великобритании в Азербайджане Колин Уэлс огласил текст обращения, в котором говорилось, что послы стран-членов ЕС «вновь отмечают свою поддержку свободных и справедливых выборов и призывают все политические партии к проведению мирной избирательной кампании". "Нет места насилию и угрозам в демократической избирательной кампании ",- отмечалось в обращении.

Для придания большего веса своим заявлениям западные державы постоянно направляли в Азербайджан влиятельных политических эмиссаров. В начале июня Баку посетил американский сенатор Чарльз Хейгл. На пресс-конференции он выразил надежду на проведение свободных, прозрачных и демократичных выборов в Азербайджане. В июле в азербайджанской столице побывал спецпредставитель Евросоюза по Южному Кавказу Хейки Талвитие. Он встретился с Ильхамом Алиевым и обсудил подготовку к выборам.

Июль вообще был богат на визиты. Помимо Талвитие, в Азербайджанской столице побывали бывший госсекретарь США, а ныне глава Hационально-демократического института Мадлен Олбрайт и действующий заместитель госсекретаря США по глобальным вопросам Пола Добрянски. Первая сделала главный акцент на работу с оппозицией. Она встретилась с лидером "Мусават" Исой Гамбаром, лидером Партия народного фронта Али Керимли и заместителем лидера Демпартии Сардаром Джалалоглу. Олбрайт заявила, что США считают поддержку демократии во всем мире своим главным приоритетом. До ее сведения были доведены проблемы, касающиеся парламентских выборов, и те сложности, которые вызывают озабоченность. Затем состоялась встреча Олбрайт с председателем ЦИK Азербайджана Мазахиром Панаховым. На встрече она фактически взяла на себя миссию лоббирования интересов оппозиции, поставив вопросы, касающиеся порядка формирования избирательных комиссий, уточнения списков избирателей, удостоверений избирателей, возможности вмешательства местных органов исполнительной власти в работу участковых избирательных комиссий. Она интересовалась также организацией института наблюдателей.

Добрянски, прибывшая вслед за Олбрайт, убеждала азербайджанских руководителей, что обеспечение прав на свободу собраний, возможность равного освещения предвыборных кампаний всех кандидатов в депутаты, участие в мониторинге выборного процесса местных и международных наблюдателей - элементы, необходимые для проведения выборного процесса на международном уровне. Она напомнила, что в ходе последних выборов, прошедших в декабре 2004 года, было выявлено боле 100 правонарушений, которые должны преследоваться судебным путем. В тоже время, по ее мнению, в судебных инстанциях Азербайджана должны быть рассмотрены жалобы по поводу проведения выборных процедур, а также выработан механизм общественного диалога, позволяющего укрепить уверенность в проведении парламентских выборов, отвечающих нормам международных стандартов. Данные шаги Баку позволят укрепить уверенность международного сообщества в том, что в Азербайджане пройдут свободные, справедливые и открытые выборы.

Два важных визита состоялось в августе. В конце месяца в Азербайджан с трехдневным визитом прибыл президент ПАСЕ Рене ван дер Линден. На его встречах с официальными лицами обсуждались предстоящие парламентские выборы, которые он назвал «экзаменом» для Азербайджана. "… Во время визита я узнал, что все стороны понимают, что предстоящие выборы играют очень важную роль. Я считаю, что посредством этих выборов Азербайджан может укрепить свою позицию в мире", - сказал он. Президент ПАСЕ также сообщил о своем намерении направить в Азербайджан миссию наблюдателей численностью примерно 40 человек.

Буквально через несколько дней после отъезда ван дер Линдена в Баку объявился председатель Комитета по иностранным делам Сената США, республиканец Ричард Лугар, который прибыл вместе с сенатором-демократом Бараком Обамой. Они встречались с президентом Алиевым, председателем ЦИК республики Мазахиром Панаховым и представителями оппозиции. Лугар сулил Азербайджану, в случае хорошего поведения, полную отмену 907-й поправки, запрещающей оказание Азербайджану американской государственной помощи (сейчас ее действие приостановлено). Он также отметил, что правительство США выступает за проведение справедливых и отрытых парламентских выборов в стране.

Заметным событием в ходе подготовки к выборам явился визит в Баку 5 сентября генерального секретаря Совета Европы Терри Дэвиса. Он принял участие в конференции "Выборы и демократическое развитие", встретился с лидерами оппозиционных блоков "Азадлыг" и "YeS", представителями НПО и СМИ, а затем провел встречи с председателем ЦИК Мазахиром Панаховым, главой МИД Эльмаром Мамедъяровым и главой Азербайджана Ильхамом Алиевым. В ходе визита он подчеркивал, что предстоящие парламентские выборы имеют историческое значение для формирования и развития демократических институтов в Азербайджане. В своем выступлении Дэвис отметил, что Азербайджан взял определенные обязательства перед Советом Европы и другими международными организациями, в рамках которых необходимо провести демократические и справедливые выборы.

В октябре Азербайджан посетил руководитель аппарата Хельсинкской комиссии США Шон Ву, который встретился с министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым. Вслед за ним, уже перед самыми выборами, в Баку прибыл заместитель госсекретаря США Даниель Фрид, известный как "серый кардинал" оранжевых революций. Он всячески открещивался от этого прозвища, утверждал, что США не занимаются экспортом революций. Но в то же время он выступил с критикой азербайджанской полиции и выразил обеспокоенность по поводу «массовых» задержаний граждан, включая кандидатов в депутаты, вывод на улицы чрезмерного количества сил безопасности. "Все это ставит под сомнение обязательства правительства провести демократические выборы", - подчеркнул он.

Представляется, что Западу в значительной степени удалась навязать Азербайджану представление о важности предстоящих парламентских выборов и необходимости проведения их в соответствии с «международными стандартами».

Благодаря этому, Азербайджан фактически поставил себя в зависимость от оценок и расположения западных эмиссаров и наблюдателей. Естественно, в рамках этой парадигмы Азербайджану пришлось следовать «советам» Запада, которые часто принимали форму требований или прямых указаний. Направлены эти требования были на достижение одной простой цели – создания наиболее благоприятных условий для предвыборной деятельности оппозиции, включая предоставление оппозиции возможности оказывать прямое давление на власть.

Не случайно, первый пакет требований, предъявленных Азербайджану, касался освобождения политзаключенных. Обращения о помиловании арестованных за октябрьские события 2003 года лидеров оппозиции поступили в адрес азербайджанского руководства от Европейского союза, директора Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ Кристиана Штрохала и содокладчиков по Азербайджану мониторинговой группы ПАСЕ. Если учесть, что эти политзаключенные являлись организаторами и активистами антиправительственного мятежа, то становится понятно, о каком «горючем материале» шла речь. Требования об их освобождении преследовали две цели. Первая состояла в том, чтобы выпустить людей, имеющих опыт и лидерский потенциал в организации и проведении анти-правительственных акций. Вторая, в том, чтобы создать прецедент безнаказанности или легкости наказания в глазах других потенциальных «революционеров», которые после амнистии политзаключенных, могли быть уверены, что за них Запад тоже заступится и их сроки заключения не будут длительны. А это ломало сдерживающие барьеры на пути к антиконституционным действиям.

Вопрос о политзаключенных в Азербайджане рассматривался в марте сего года на юридическом комитете ПАСЕ. По требованию комитета Азербайджану было предписано провести амнистию политических заключенных до апреля, то есть до начала апрельской сессии ПАСЕ. В противном случае ПАСЕ угрожал Азербайджану санкциями. Затем в Баку был направлен докладчик ПАСЕ по политзаключенным в Азербайджане, британский парламентарий Малкольм Брюс. Целью визита было ознакомление с выполнением Азербайджаном обязательства по решению проблемы политзаключенных. В итоге азербайджанские власти были вынуждены принять условия ПАСЕ. 20 марта Ильхам Алиев подписал указ о помиловании 114 заключенных. Среди помилованных были 53 человека из представленного ПАСЕ списка. Среди амнистированных были экс-министр обороны Азербайджана Рагим Газиев, бывший начальник полиции города Гянджа Натик Эфендиев и руководители оппозиционных политических партий, приговоренные к различным срокам наказания за организацию беспорядков в октябре 2003 года.

Тем не менее, этим актом помилования вопрос не был исчерпан. Запад прибег к известной тактике: по мере удовлетворения первых требований, выдвигать все новые и новые требования – бесконечный процесс, имеющий целью не решение конкретных проблем, а ослабление позиций противной стороны. Так было и на этот раз. Приветствовав освобождение политических заключенных, Комитет ПАСЕ по мониторингу выразил недовольство тем, что они не могут участвовать в политической жизни, потому что Верховный суд сохранил в силе решение в отношении этих лидеров. То есть теперь фактически выдвигалось требование снять с них судимость, что означало бы, что они вообще не совершали ничего противозаконного.

В июле требования ПАСЕ еще больше возросли. Докладчик ПАСЕ по данному вопросу Малкольм Брюс обнародовал новый доклад. В нем утверждалось, что с момента последней резолюции N 1359 (2004) Ильхам Алиев осуществил пять помилований, в рамках которых на свободу вышли более 100 политзаключенных. Там однако выражалось сожаление, что власти продолжают арестовывать сотни людей по политическим мотивам. В докладе осуждалась серьезные дисфункции азербайджанской правовой системы, приводящие к появлению все новых дел, с обвинением сотен людей в попытках госпереворотов, преступлений против государства, терроризме, которые не подтверждаются. Там также указывалось, что в настоящее время за решеткой находятся 107 человек, считающихся политзаключенными. Поэтому ПАСЕ считает необходимым как можно скорее освободить этих людей или пересмотреть их дела. Учитывая вышесказанное, ПАСЕ не может считать, что проблема политзаключенных в Азербайджане разрешена, говорится в проекте Резолюции. Азербайджан также обвинялся в пытках, которые применяются против политзаключенных в Управлении по борьбе с оргпреступностью МВД.

Kритикуя доклад Брюса, член делегации Азербайджана в ПАСЕ, депутат от правящей партии "Ени Азербайджан" Гюльтекин Гаджиева, назвав указанный список фальсификацией. Она указала, что список подготовлен правозащитниками Эльдаром Зейналовым и Лейлой Юнус, «стремящимися нанести удар по престижу Азербайджана на международной арене». По ее словам, из 107 представленных в списке заключенных 13 выпущены на свободу, 10 помилованы, пятеро никогда не отбывали тюремное заключение, 20 арестованы за участие в военных действиях на территории Чечни, один человек указан в списке дважды, а в отношении еще одного в настоящее время ведется следствие. Гюльтекин Гаджиева также сказала, что Рахиб Шавал, чье имя также занесено в этот список, принимал участие в террористическом акте на станции метро "20 января", Керимов Кямран является членом террористической организации "Садвал", а Сырма Сонмез - ПКК.

Однако эти возражения были проигнорированы и ПАСЕ приняла за основу позицию Брюса о том, что проблема политзаключенных в Азербайджане еще не решена. Таким образом, видно, что для создания видимости нарушения прав человека в Азербайджане западные представители были готовы наделять этими качествами международных террористов. Прекрасно понимая, что власти Азербайджана не могут выпустить на свободу международных террористов и участников военных действий на территории Чечни, Запад, тем не менее, продолжал педалировать эту тему. Это позволяло сохранять информационный повод для критики Азербайджана, если для этого возникнет политическая целесообразность.

Второй пакет требований, предъявленных Западом Азербайджану, касался реформы избирательного законодательства. Эти изменения, будь они приняты, должны были создать наиболее благоприятные условия на выборах для представителей оппозиции. Еще в марте сего года заместитель руководителя Бакинского офиса ОБСЕ Робин Сиворд заявил, что ОБСЕ ведет работу с властями Азербайджана по вопросу внесения изменений в Избирательный кодекс. ОБСЕ выдвинуло до 20 рекомендаций. "Хотелось бы, чтобы столь важные для Азербайджана рекомендации, были реализованы в ближайшее время", - подчеркнул Сиворд. По его словам, первым и приоритетным для ОБСЕ является состав избирательных комиссий.

В середине апреля в Страсбурге с участием азербайджанской стороны были обсуждены изменения, предложенные в Избирательный кодекс Азербайджана Венецианской комиссией Совета Европы и посольством США в Азербайджане. В обсуждениях участвовали заведующий юридическо-экспертным отделом аппарата президента Шахин Алиев и руководитель аппарата Милли меджлиса Сафа Мирзоев. Сообщая об этом, заведующий общественно-политическим отделом Исполнительного аппарата президента республики Али Гасанов пообещал, что перед выборами для оппозиции будут созданы все условия для проведения митингов, встреч с избирателями и других акций.

По итогам этих обсуждений, 11 мая сего года президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал указ об «Улучшении электоральной практике в Республике Азербайджан». Указ в частности предусматривал, что все кандидаты на выборах должны получить равный доступ к средствам массовой информации и равные возможности для агитации. Государственному телевидению и радио поручалось, а общественным и частным теле и радиоканалам рекомендовалось обеспечить возможность кандидатам пропагандировать свои взгляды «на равных основаниях», а также предоставлять площадку для публичного обсуждения политических платформ. Накануне выборов центральные и местные власти должны были обеспечить «свободу собраний» и одновременно «стабильность» в ходе выборов и после них. ЦИK республики, местным избирательным комиссиям и местным исполнительным органам вменялось в обязанность обеспечить создание точных списков избирателей и их вывешивание на избирательных участках не позднее, чем за 65 дней до выборов. Избирательные комиссии также должны были обеспечить всех избирателей электоральными удостоверениями.

Центральным и местным властям также предписывалось не чинить препятствий параллельному подсчету голосов на избирательных участках. В указе подчеркивалось, что «главы центральных и местных исполнительных органов власти, другие государственные служащие, которые незаконно вмешиваются в избирательный процесс, понесут ответственность в соответствии с законодательством республики Азербайджан». Центральным и местным властям также предписывалось «не преследовать граждан после выборов за членство в политических партиях» и в случае обнаружения таких фактов предпринимать шаги, «чтобы лица, виновные в таких действиях, понесли наказание в соответствии с законодательством Республики Азербайджан».

Указ Алиева, безусловно, явился серьезной уступкой Западу. Однако, как и в случае с политзаключенными, западные эмиссары стали сразу же требовать новых уступок. На заседании Мониторингового Комитета ПАСЕ 22 июня Азербайджан вновь подвергся критике. Kомитет призвал власти страны внести поправки в Избирательный кодекс в соответствии с предложениями Венецианской комиссии, включая порядок формирования избирательных комиссий. В резолюции было подчеркнуто, что Ассамблея ПАСЕ не утвердит мандат новой делегации парламента Азербайджана в январе 2006 года, если парламентские выборы не будут признаны свободными и местными международным сообществом. 5 июля в Баку на пресс-конференции по итогам заседания комитета докладчики по Азербайджану Андреас Гросс и Андрес Херкель констатировали сохранение проблем, ставящих под сомнение возможность демократических выборов в Азербайджане. Оба докладчика указали на отказ властей изменить составы избирательных комиссий и отметили, что власти лишь частично обеспечивают свободу собраний.

Уже перед самыми выборами Запад подтвердил свое неудовольствие, причем в гораздо более резкой форме. В середине октября состоялся визит в Баку Мониторинговой группы ПАСЕ в составе депутатов: Лео Платвоет (Нидерланды), Андреаса Гросса (Швейцария), Андреса Херкеля (Эстония), Анны Северинсен (Дания), Мовлуда Чавушоглу (Турция). По итогам визита группа распространила заявление, в котором отмечалось, что «были созданы возможности, хоть и не равные, для ведения кандидатами агитации в общественных и частных СМИ. Однако, ряд важных вопросов остается нерешенным. Так, власти Азербайджана игнорировали рекомендациям СЕ и ПАСЕ об обеспечении сбалансированного состава избирательных комиссий всех уровней. Правительство не выполнило работу по восстановлению доверия между властью и оппозицией. Невыполнение указанных рекомендаций и возможные серьезные нарушения в день выборов будут означать отсутствие политической воли проводить выборы в соответствии со стандартами СЕ. Вызывает сомнение эффективность применения удостоверений избирателей, лишенных каких-либо защитных свойств».

"Свобода собраний, будучи неотъемлемым атрибутом прав человека, является важной составной частью демократических выборов. Основная роль правительства и полиции - это не предотвращение общественных митингов, а обеспечение их мирного проведения. "Продемонстрированное полицейскими на прошлой неделе насилие в отношении манифестантов неприемлемо для демократического общества", - говорилось далее в заявлении. Злоупотребление административными ресурсами, вмешательство в выборный процесс госчиновников, ведение официальными лицами агитации в пользу того или иного кандидата нарушают принцип равенства и противоречат избирательному кодексу. Однако, несмотря на все это, миссия считает, что у властей есть еще время исправить существующие ошибки. Для этого необходимо следующее:

• ЦИK безотлагательно принять решение о применении на выборах специальных чернил для предотвращения повторных голосований.

• Отменить ограничения на проведение мирных демонстраций. Президент и глава МВД должны дать полиции прямое указание действовать осторожно при охране общественного порядка. Полицейское насилие должно фиксироваться и виновные привлекаться к суду.

• Переданные ЦИК Прокуратуре заявления о нарушениях закона должны срочно расследоваться и преступники разоблачаться.

Под этим давлением в сложнейшей политической обстановке, связанной с попыткой госпереворота под руководством Расула Гулиева, президент Азербайджана пошел на дополнительные уступки. 25 октября он подписал указ «О срочных мерах в связи с подготовкой и проведением выборов». В указе содержалось предложение парламенту отменить запрет на наблюдение за выборами со стороны НПО, имеющих более чем 30-процентное финансирование из за рубежа. Указ также давал согласие на маркировку пальцев избирателей невидимыми чернилами, чтобы избежать повторного голосования. ЦИK предлагалось разработать и принять положение о порядке рассмотрения жалоб на нарушения в ходе выборов и создать условия для ознакомления всех желающих со списками избирателей с указанием адресов места жительства. А перед МВД ставилось две задачи: обеспечить всех лиц, не имеющих документов, удостоверяющих личность, удостоверениями личности и обеспечить политическим партиям и другим кандидатам «все необходимые условия для проведения в установленных местах массовых акций и предвыборных мероприятий».

Таким образом, Алиев фактически выполнил все условия ПАСЕ, но это не спасло его от последующих нападок. Все эти уступки, как впоследствии оказалось, так и не привели к изменению позиции Запада по азербайджанским выборам. Впрочем, чтобы не делал Алиев, это все равно не помогло бы. Кроме одного – безоговорочного принятия всех требований Запада, в том числе и в областях, не имеющих к выборам никакого отношения.

Третий пакет требований к Азербайджану включал проведение в день выборов экзит-полов, то есть опросов граждан на избирательных участках после голосования. Kак показали события в период «цветных революций» в Грузии и на Украине, экзит-полы служили мощным инструментом воздействия на общественное мнение. В отсутствие консенсуса относительно результатов выборов они становились чуть ли не единственным аргументом в пользу их признания или не признания. А следовательно, результаты таких опросов могли послужить моральным обоснованием антиконституционных действий по «смене режима». Даже если бы этого не произошло, то полезность экзит-полов для Запада не была бы исчерпана. Ведь их результаты создавали основу для послевыборного давления на азербайджанские власти, если бы результаты экзит-полов и официальные результаты выборов сильно различались бы. У Запада появились бы дополнительные аргументы, для того, чтобы ставить легитимность существующего парламента под сомнение и тем самым оказывать давление на Азербайджан. Тем не менее в указе от 11 мая Ильхам Алиев дал согласие на проведение экзит-полов. Органам власти в центре и на местах вменялось в обязанность «создание необходимых условий» для проведения «общественными экспертами» опросов граждан на избирательных участках после голосования и «не вмешиваться незаконным путем в этот процесс».

Вскоре после принятия указа посол США в Азербайджане Рино Хаpниш заявил, что американцы, на основе обращения правительства Азербайджана, проведут экзит-пол. Он отметил, что "США имеют хороший опыт проведения таких опросов" и для этого будет отобрана компания, способная выполнить эту работу "на качественном уровне и с более широким охватом". Эту позицию подтвердила заместитель госсекретаря США Пола Добрянски во время ее визита в Баку. Она выразила надежду, что профинансированный американским правительством экзит-пол позволит предотвратить фальсификации в ходе предстоящих парламентских выборов. Также под давлением американцев Азербайджан отказался от услуг российских организаций по проведению экзит-пол. Об этом 14 августа заявил председатель ЦИK Азербайджана Мазахир Панахов. По его мнению, поскольку на Западе экзит-пол практикуется давно, на специалистов оттуда можно положиться полностью. Между тем, по словам посла США в Азербайджане Рино Харниша, для проведения экзит-пол на парламентских выборах в Азербайджане правительство его страны уже выделило 1 млн. долларов.

Для проведения экзит-пола в Азербайджане Агентство международного развития США (USAID) заключило контракт с консалтинговой фирмой «PA Government Services Inc.», реализовавшей проекты в странах Африки, на Кавказе, в Афганистане и в Средней Азии. По условиям контракта компания должна была провести экзит-пол в половине избирательных участков Азербайджана и огласить его первые итоги уже в день голосования. 7 сентября эксперты «PA Government Services Inc.» прибыли в Баку. В их задачу входило проведение подготовки местных кадров и создание компьютерной базу данных для проведения экзит-пола.

16 сентября на пресс-конференции в Баку содиректор PA Consulting Group Дэвид Хоффман сообщил, что "команда по проведению экзит-пол уже сформирована. В нее, наряду с представителями американских телекомпаний NBC и ABC News, вошли грузинская компания по социологическим опросам GORBI и две азербайджанские компании - "Соргу" ("Опрос") и Международный центр по социальным исследованиям. "Все вышеназванные компании полностью удовлетворяли 4 нашим требованиям: анонимности, нейтральности, прозрачности и профессионализму", - отметил Хоффман. Опрос будет проводиться выборочным методом, а респондентов будет выбирать специальная компьютерная программа. "Избиратели, изъявившие желание участвовать в экзит-поле, будут собственноручно заполнять анкеты", - подчеркнул Баумгартнер. Все ответы будут направлены в специально созданный координационный центр. Баумгартнер сообщил, что через неделю после выборов будет задействован специальный интернет-сайт, на котором будут также оглашены итоги экзит-пол. Отвечая на вопросы о проценте допустимой погрешности экзит-пол, координатор офиса USAID в Баку Джеймс Гогин отметил, что для Азербайджана этот показатель составляет плюс-минус 3,5%.

В конце сентября РA Goverment Service при участии Бакинского офиса USAID провела встречу с "Ени Азербайджан" и оппозицией для обсуждения вопроса о проведении экзит-пола на предстоящих парламентских выборах. Как сообщил журналистам по окончании обсуждений представитель оппозиции Этибар Мамедов, оппозиционные партии высказали серьезные замечания относительно местной социологической службы "Соргу". (Имя "Соргу" фигурировало в скандале вокруг опроса, якобы, проведенного в Азербайджане Институтом Гэллапа). В свою очередь заместитель исполнительного секретаря "Ени Азербайджан" Сиявуш Новрузов заявил о необоснованности претензий оппозиции. Перед выборами посол США в Азербайджане Рино Харниш сообщил как будет проводиться оценка данных экзит-пола. "Если будет объявлено, что какой-либо кандидат в одном округе согласно экзит-пол набрал 500 голосов, а ЦИК объявит, что он набрал 5000 голосов, тогда можно предположить фальсификацию", - отметил он.

В день выборов экзит-пол проводили 2750 сотрудников на местах. Еще 80 человек были задействованы в качестве операторов, передающих информацию. РA Consulting Grouр методом случайного отбора определила 65 округов для проведения экзит-пола. В каждом округе опросы проводились на 15 участках. С целью предотвращения фальсификаций, опросные анкеты, раздаваемые респондентам были защищены водяными знаками. Лица, проводящие опрос не участвовали в выемке анкет из урн. Это делали специальные контролеры, разъезжающие по участкам в сопровождении международных наблюдателей. Сведения о результатах экзит-пол направлялись в расположенный в Баку Информационный центр дважды: по телефону, а затем непосредственно анкеты. Результаты экзит-пол по каждому избирательному округу были размещены на сайте USAID в Азербайджане (http://www.usaidazexitpoll.com/).

Для принуждения властей Азербайджана к вышеупомянутым уступкам, Запад не только угрожал введением различных санкций, но и активно использовал жупел «цветной революции». Дело в том, что просто угрозы санкций было не достаточно, так как любые санкции – вещь обоюдоострая. Экономические и военно-политические интересы Запада в Азербайджане таковы, что введение серьезных санкций против этой страны невозможно. А мелкие Баку мог бы без проблем пережить. Поэтому в дополнение к угрозе санкций требовался и другой инструмент давления. Таким инструментом стала угроза «оранжевой революции». Здесь однако, Запад был вынужден действовать осторожно, чтобы не вызвать такой реакции, как в Узбекистане. Поэтому запугивание Баку «оранжевой революцией» осуществлялось в косвенных формах.

K этой миссии привлекли, например, украинских националистов из организации «Пора». В конце февраля сего года в своем обращении к президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву "Пора" призывала гарантировать проведение честных и демократичных парламентских выборов. В противном случае они грозились распространить опыт украинской "помаранчевой революции" на Азербайджан. "Пора" призывала Алиева проследить, чтобы в стране соблюдались демократические нормы, были созданы условия для оппозиционных партий, предоставлены равные условия в СМИ всем политическим силам. "Пора" подчеркнула, что готова к сотрудничеству с различными государственными учреждениями и политическими силами Азербайджана, которые заинтересованы в перенятии "украинского опыта демократических преобразований". "Готовы бесплатно предоставить необходимые консультации для развития демократии, так она является необходимой ценностью для всех цивилизованных народов мира", - отмечалось в обращении.

Для демонстрации того, что обращение «Поры» - не пустой звук состоялась встреча лидера этой организации Владислав Каськива с президентом США Джорджем Бушем. Встреча прошла во время визита Буша в Братиславу. По словам глава пресс-службы Анастасии Безверховой во время беседы Буша и Каськива о процессах демократизации СНГ, начавшихся с "бархатных революций" в Грузии и Украине, всплыло название и Азербайджана. Лидер украинского движения причислил Азербайджан к разряду стран, для которых "процесс демократизации актуален и которые могли бы использовать пример Украины в своих интересах". В ответ Каськив получил одобрение президента США, который высоко оценил заслуги гражданского движения в Украине. Кроме того, Буш подчеркнул, что "пример Украины может стать основным для стран региона". Таким образом, воздерживаясь от прямых угроз организовать «оранжевую революцию» в Азербайджане, Запад косвенным образом давал понять, что поддержит такую революцию.

Впрочем, через некоторое такие угрозы зазвучали и от представителей Запада, правда, в завуалированной форме. Так во время визита в Азербайджан содокладчиков ПАСЕ Андреаса Гросса и Андреса Херкеля в апреля сего года они дали пресс-конференцию. На ней докладчики заявили, что не исключают негативного развития событий в Азербайджане в связи с парламентскими выборами. "Ситуация в стране такова, что мы можем стать свидетелями как проведения свободных, справедливых выборов, так и кровавого противостояния тысяч людей", - заявил Гросс. В свой следующий визит в июне докладчики были еще более прямолинейны. Гросс заявил буквально следующее: «Накануне парламентских выборов необходимо добиться перелома ситуации, ибо если и эти выборы пройдут недемократично, возникнет угроза стабильности в Азербайджане».

Раскручивая тему «оранжевой революции», Запад одновременно пытался ограничить возможности властей по противостоянию различным акциям оппозиции. Для этого использовалась двуединая тактика: поддержка действий оппозиции вкупе со сдерживанием контрдействий властей. Так 20 мая Бакинский офис ОБСЕ распространил заявление, где была выражена обеспокоенность тем, что столичная администрация не дала разрешения оппозиции на проведение на следующий день шествия-митинга. В связи с этим вопросом руководитель Бакинского офиса ОБСЕ, посол Маурицио Павеси заявил, что решение, принятое мэрией столицы, противоречит указу президента от 11 мая. Отвечая на это, заведующий отделом президентской администрации Али Гасанов заявил, что "оппозиция должна осознать, что проводить акцию протеста в преддверии пуска в эксплуатацию нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан нанесет ущерб международному имиджу страны." Он отметил, что в случае проведения оппозицией в преддверии парламентских выборов митинга она создаст себе имидж "силы, которая стремится организовать в стране беспорядки".

Забавно, но Запад даже взял на себя смелость указывать Азербайджану, сколько конкретно оппозиционеров должно войти в предстоящий парламент. В июле Баку на пресс-конференции по итогам заседания Мониторингового Комитета ПАСЕ докладчики по Азербайджану Андреас Гросс и Андрес Херкель с сожалением констатировали сохранение проблем, ставящих под сомнение возможность демократических выборов в Азербайджане. А по словам Гросса, в парламенте как минимум четверть депутатов должны быть от оппозиции. При таком раскладе парламент может влиять на политические процессы. "Когда оппозиции мало, это уже не парламент, а представительство большинства", - сказал Гросс. Таким образом, он фактически раскрыл суть западной политики: добиться того, чтобы оппозиция могла влиять на политические процессы. Тем самым Запад мог бы через оппозицию держать Алиева на крючке.

В августе представительство ОБСЕ в Азербайджане распространило заявление с осуждением «нападения» на штаб-квартиру оппозиционной партии Hародного фронта 9 августа, а также «нападения» на представительство данной партии в Hахичеване. В заявлении выражалось недовольство в связи с арестом лидера молодежной организации "Ени фикир" Руслана Баширли. "Мы выражаем решительный протест в связи с данными действиями. Hедопустимо, чтобы группы или отдельные граждане принимали какие-либо решения вместо законных структур",- подчеркнул глава бакинского офиса ОБСЕ, посол Маурисио Павеси. Было отмечено, что руководитель движения "Ени фикир" Руслан Баширли был арестован 3 августа и обвиняется в попытке насильственной смены конституционного строя в Азербайджане.

В сентябре содокладчик ПАСЕ по Азербайджану Андрес Херкель взял под защиту оппозиционных кандидатов, живущих в эмиграции. "Я считаю ненормальным неучастие в избирательной компании лиц, зарегистрированных в качестве кандидатов в депутаты на предстоящих парламентских выборах. Это лишает их равного использования избирательных прав. Если кандидатура зарегистрирована, то у них есть все права вести избирательную компанию. Я не знаком с практикой заочного участия в выборах", - заявил он. Таким образом Херкель выразил свое отношение к решению генерального прокурора о лишении неприкосновенности председателя ДПА Расула Гулиева и сопредседателя СДПА Аяза Муталлибова, зарегистрированных в качестве кандидатов в депутаты.

Представители Запада регулярно встречались с оппозицией, выслушивали их жалобы и давали им рекомендации относительно дальнейших действий. Одна из ключевых таких встреч состоялась в самый канун выборов 20 октября. Встречу проводили помощник госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Дэниел Фрид и сопровождающий его главный советник и специальный представитель по Нагорному Карабаху и Евразийским конфликтам, посол Стивен Манн. Встреча прошла в здании посольства США в Азербайджане. Во встрече приняли участие представители избирательного блока "Азадлыг" Али Керимли и Сардар Джалалоглу, соучредители избирательного блока "Ени Сиясет" Эльдар Намазов и Этибар Мамедов, а также лидер Движения национального единства Лала Шовкет Гаджиева.

Выступивший в ходе встречи Джалалоглу, рассказал о чрезвычайной ситуации, сложившейся в республике в день приезда в Баку (17 октября) председателя ДПА Расула Гулиева. Он также отметил цензуру, которая применяется проправительственными СМИ Азербайджана по отношению к кандидатам от оппозиции, в частности, государственным телеканалом АзТВ. Этибар Мамедов отметил преграды, с которыми сталкиваются кандидаты в депутаты в предвыборный период, а также дал подробную информацию о правонарушениях, в частности об активном вовлечении местных администраций в выборный процесс и незаконное использование государственных средств в избирательной компании. Представители госдепа США выразили надежду на проведение демократических и прозрачных выборов в Азербайджане, отметив, что по итогам визита в Баку будет подготовлен доклад по предвыборной ситуации в стране. Они отметили также, что сообщат о вопросах, поднятых лидерами партий, главе Азербайджанского государства.

Апогеем кампании по поддержке оппозиции стало крикливое заявление международной правозащитной организации Human Rights Watch, опубликованное 31 октября. В нем отмечалось, что "развязанная азербайджанскими властями в отношении оппозиционных кандидатов и их сторонников кампания насилия и запугиваний не оставляет надежды на то, что парламентские выборы 6 ноября будут свободными и справедливыми". В 30-страничном материале приводятся факты массовых арестов, избиений и других форм запугивания; отмечаются также препятствование предвыборной агитации и откровенный проправительственный уклон СМИ. Все эти обстоятельства, указывается в меморандуме, заранее подрывают доверие к результатам голосования.

Human Rights Watch отмечала наличие практики полицейского насилия и произвольных арестов. Активистов оппозиции сотнями избивают и задерживают при попытках проведения митингов в центре Баку. По меньшей мере, в одном случае задержанные были жестоко избиты еще и в полицейском участке, куда их доставили после ареста. Многие участники демонстраций получают административный арест за нарушение общественного порядка. С особенным ожесточением власти преследуют активистов молодежных движений, подвергая их задержаниям и притеснениям.

Одновременно власти откровенно вмешиваются в предвыборную агитацию на стороне проправительственных кандидатов. "Правительство попросту не хочет свободных и справедливых выборов, - отмечает Холли Картнер. - Мы боимся, что это может кончиться кровавыми репрессиями против участников протестных митингов и демонстраций". За президентскими выборами 2003 г., манипулирование которыми было официально признано ОБСЕ, последовали насильственные акции протеста, на которые полиция и другие правоохранительные органы отвечали применением избыточной силы; по меньшей мере, один из демонстрантов погиб. После политических перемен в связи с фальсификацией выборов в Грузии, Украине и Киргизии в среде оппозиции пошли разговоры о том, что демократический разворот возможен теперь и в Азербайджане.

Human Rights Watch призвала азербайджанское правительство немедленно прекратить притеснения оппозиционных и независимых активистов, обеспечить свободу собраний и воздерживаться от запугивания в день голосования. С другой стороны, правозащитная организация призвала международное сообщество обеспечить нужное число наблюдателей, чтобы в случае очередного раунда откровенных избирательных махинаций это не осталось для Азербайджана без последствий.

Формой поддержки оппозиции явились действия Запада по втягиванию правительства Азербайджана в диалог с оппозицией. Так, комментируя итоги своей поездки в Азербайджан в феврале сего года директор Бюро демократических инициатив и прав человека ОБСЕ, Кристиан Штpохал отметил важность налаживания диалога между всеми политическими силами страны, подчеркнув, что в преддверии парламентских выборов, такой диалог "особенно полезен". Как отметил Штрохал, при наличии желания сторон, глава Бакинского офиса ОБСЕ Маурицио Павеци готов поддержать такой диалог. В ходе своего визита в Баку в апреле содокладчики ПАСЕ по Азербайджану Андреас Гросс и Андрес Херкель провели встречи с pуководством оппозиционных паpтий, жуpналистами, пpедставителями HПО, также с пpемьеp-министpом Аpтуpом Расизаде, главой МВД Рамилем Усубовым, мэpом Баку Гаджибалы Абуталыбовым и паpламентаpиями. На итоговой пpесс-конфеpенции содокладчики заявили, что не исключают негативного развития событий в Азербайджане в связи с парламентскими выборами, так как в Азеpбайджане отсутствует диалог между властями и оппозицией.

О необходимости переговоров с оппозицией несколько раз говорил и посол США в Азербайджана Рино Хаpниш. Например, 13 октября он заявил журналистам, что правительство США призывает власти и оппозицию к мирному диалогу. Он сказал, что стороны не должны прибегать к насилию с тем, чтобы 6 ноября состоялись справедливые демократические выборы. Харниш даже польстил азербайджанским властям, заметив, что «демократия в Азербайджане и Узбекистане качественно отличается друг от друга».

Выдвигая предложения о таком диалоге, Запад прибегал к уже опробованной технологии, использованной в ходе политических переворотов в Восточной Европе в конце 80-х годов прошлого века. Тогда уличные действия оппозиции являлись способом принуждения властей к проведению т.н. «круглых столов» с оппозицией. На этих «круглых столах» оппозиция при поддержке Запада выдавливала у властей одну уступку за другой до тех пор пока последние не утрачивали контроль над ситуацией в стране. Затем власть сама собой переходила в руки лидеров оппозиции. В данном случае диалог должен был ознаменоваться согласием властей на повышение представительства оппозиции в парламенте.

В какой степени опасность такого «диалога» осознавалась властями Азербайджана, сказать трудно. Но в начале мая власти под давлением Запада пошли на уступки и согласились на проведение совместных встреч с оппозицией. Kак заявил глава президентской администрации Рамиз Мехтиев, на встречах с послом США и представителями ОБСЕ власти выразили "твердую готовность" к диалогу с оппозицией. Hа его взгляд, диалог должен был проходить без предварительных условий. Первая такая встреча состоялась 4 мая. От оппозиции были приглашены: "Мусават", ПHФА, Демократическая партия, АМИП и партия "Гражданская солидарность". Проправительственные силы были представлены партиями: "Ени Азербайджан", "Ана ветен" и "Социального благоденствия".

После этого состоялось еще несколько встреч, которые однако не привели к каким либо «прорывам» и вскоре были прекращены по инициативе властей. Не случайно, на пресс-конференции в начале июля докладчики ПАСЕ по Азербайджану Андреас Гросс и Андрес Херкель заявили, что отсутствие диалога между властью и оппозицией относится к вопросам, вызывающим озабоченность ПАСЕ. В дальнейшем Запад предпринял еще несколько попыток добиться возобновления «диалога». Так, 12 сентября в Баку прошел семинар с участием представителей пpопpавительственных и оппозиционных партий, организованный бакинским офисом ОБСЕ по теме "Свобода собраний". В семинаре приняли участие из оппозиции - партии "Мусават", Народный Фронт (ПНФА) и "Умид", "Гражданская Солидарность", также представители избирательного блока "YeS", из проправительственных - "Ени Азербайджан", "Отчизна", "Социальное Благоденствие".

6 октября Госдепартамент США призвали руководство и оппозицию Азербайджана возобновить диалог. Госдепартамента США выразил озабоченность в связи с последними событиями и отметил, что свобода собраний является одним из важнейших факторов демократических выборов. Он порекомендовал руководству и оппозиции Азербайджана принять это во внимание и прийти к консенсусу посредством диалога.

Однако, эти увещевания были тщетны. Власти Азербайджана так и не дали согласия на возобновление диалога. В итоге выборы прошли в условиях жесткого противостояния. Но это противостояние не вылилось ни в очередную «цветную революцию», ни в заметное увеличении представительства оппозиции в парламенте. Позиции властей не были ни в коей мере ослаблены. Единственным негативом было то, что Запад не признал выборы полностью демократическими. С другой стороны, выборы прошли даже более спокойно, чем президентские выборы 2003 года. А это в известной степени лишает Запад весомой аргументации в пользу введения против Азербайджана каких-либо санкций. Ну а что касается потока критики со стороны различных «докладчиков», наблюдателей и СМИ, то режим Алиева вполне спокойно может это пережить. Такой результат явился следствием грамотной тактики азербайджанских властей по противодействию западному вмешательству, тактике, которая может послужить хорошим примером адекватного ответа на соответствующий вызов. Анализ этой тактики буден сделан в следующем материале.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ