Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №138(15.01.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Белоруссия предлагает сохранить «широкое» СНГ

11.01.2006. Пресс-служба президента РБ

Курс Беларуси остается неизменным: мы поддерживали и будем поддерживать интеграционные процессы в рамках СНГ, ОДКБ и ЕврАзЭС. Об этом заявил 11 января Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко на совещании по вопросам политики нашей страны в многосторонних интеграционных объединениях на пространстве Содружества Независимых Государств.

Александр Лукашенко отметил, что нынешний год объявлен Годом СНГ.  «В этом году, когда отмечается 15-летие существования Содружества, в Минске пройдет юбилейный саммит СНГ. Соответствующие органы власти должны сделать все необходимое для того, чтобы достойно провести данное мероприятие», - подчеркнул Президент.

Беларуси также предстоит выполнить ответственные задачи в рамках действующего председательства в ЕврАзЭС и предстоящего председательства в ОДКБ. На нашу страну ложится ответственная задача проведения крупных мероприятий на переломном этапе развития СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ. «Проблем там предостаточно, и все главы государств ждут, что же сделает Беларусь во время председательства в этих организациях», - отметил Президент.

Александр Лукашенко считает важным определить, какие инициативы будут исходить от нашей республики на предстоящих саммитах. «От Беларуси ждут, какие шаги она предпримет по укреплению данных организаций, - отметил Глава государства. - Нам надо внести такие предложения, которые подтолкнули бы процессы интеграции, где-то реанимировали их, где-то смогли бы просто исправить ситуацию».

Как отметил Президент, практика показывает, что наиболее рациональный подход – поддерживать сохранение и развитие «широкого» СНГ в формате 12 государств и одновременно укреплять региональные интеграционные объединения.

По мнению белорусского лидера, с помощью многосторонних соглашений удалось обеспечить в рамках интеграционных организаций на пространстве СНГ функционирование социальных механизмов и жизненно важных элементов общего экономического пространства: транспорта, энергетики, выплаты пенсий и пособий. Это экономически значимый факт, который нельзя игнорировать.

Президент убежден, что события минувшего года позволяют по-новому взглянуть на проблемы взаимодействия государств на постсоветском пространстве. «В последнее время было много критических высказываний в адрес СНГ. Что это, мол, механизм «цивилизованного развода», а не объединения государств, что нам никогда не выйти на уровень Евросоюза. Еще дальше в отрицании положительной роли СНГ идут руководители ряда стран, которые пытаются на лозунгах о выходе из Содружества и создании альтернативных объединений заработать себе авторитет у своих зарубежных покровителей. Имею в виду такие объединения, как ГУАМ, так называемое Сообщество демократического выбора», - добавил белорусский лидер.

По мнению Президента, такие шаги предпринимаются в связи с тем, что интеграционные образования на пространстве СНГ «не становятся слабее,  потому, что мы сильны. Сколько бы ни было проблем в этих организациях, сила у них есть - и у ЕврАзЭС, и у ОДКБ, и у формирующегося еще Единого экономического пространства, и у СНГ. Вот почему по ним наносится удар со стороны наших противников, наших соперников. Прежде всего - Западной Европы и США. Какой нам следует из этого сделать вывод? Единственно верный: интегрируясь, мы движемся в правильном направлении».

По мнению Президента, объединение совместных усилий, ресурсов, производственных мощностей, научного потенциала, укрепление взаимодействия в международной сфере идет только на пользу народам и государствам, которые являются участниками интеграционных организаций на пространстве СНГ. Данный факт подтверждает сама жизнь. По словам Главы государства, ярким примером является Узбекистан, который заявил о намерении вступить в ЕврАзЭС и в ближайшее время, как планируется, будет принят в эту организацию.

Александр Лукашенко убежден: «Опыт СНГ, в том числе и отрицательный, помогает большой группе наших стран идти вперед в рамках других более «продвинутых» региональных организаций и структур - ЕврАзЭС, ОДКБ и ЕЭП. При этом надо помнить, что мы не просто соседи - во время существования единого государства у нас сложились более тесные отношения во всех сферах нашей жизни и потерять это было бы непростительно».

При этом Президент обратил особое внимание на то, что Беларусь не должна терять свои традиционные рынки сбыта.

Глава государства подчеркнул, что экономика - основа всех интеграционных процессов. К примеру, за 2004 год торговля между государствами СНГ возросла на 40%. По итогам 11 месяцев 2005 года страны СНГ оставались для Беларуси самыми крупными торговыми партнерами. Объем товарооборота с ними составил почти $17 млрд., в то время как со странами вне СНГ - $13 млрд. При этом белорусский экспорт в страны Содружества за этот период уменьшился на 2%, а в страны вне СНГ увеличился на 37%.

Глава государства  считает, что «наиболее динамично на постсоветском пространстве развиваются ЕврАзЭС и ОДКБ. Беларусь, которая  вместе с Россией и Казахстаном одновременно входит в обе эти организации, - в числе лидеров интеграции. И это абсолютно объективно.  Россия, Казахстан, Беларусь – страны с наилучшими экономическими показателями».

В ЕврАзЭС взаимный товарооборот в 2004 году увеличился почти на 40 %. В 2004 году во всех странах ЕврАзЭС продолжался рост ВВП, выпуска промышленной продукции. Развивался рынок услуг, увеличились объемы грузоперевозок.

Александр Лукашенко убежден, что экономическому подъему в странах ЕврАзЭС способствовало увеличение инвестиций в основной капитал. При этом их прирост в Беларуси был одним из самых высоких и составил 22%.

К сожалению, в СНГ и других региональных интеграционных организациях остается ряд проблем.  «Их надо решать, выводя эти организации из кризиса. Что является самым важным для обеспечения интересов Беларуси? В ЕврАзЭС необходимы дополнительные меры по формированию Общего таможенного тарифа. Назревает серьезный разговор по вопросу транспортировки через территорию России электроэнергии и углеводорода. Мы подошли к этапу, когда надо диверсифицировать поставки этих видов энергоносителей», - сказал Президент.

В числе важных вопросов Александр Лукашенко назвал также железнодорожные грузоперевозки. Как подчеркнул Президент, «высокий уровень российского транзитного тарифа во многих случаях превращает нашу продукцию в неконкурентоспособный товар. Надо доказать нашим партнерам: в интересах всех государств ЕврАзЭС, включая Россию, формирование внятной ценовой политики по выработке единого железнодорожного тарифа, который сделает транзит экономически выгодным».

Александр Лукашенко заявил, что за последние два года закреплены позитивные тенденции в развитии военно-политического сотрудничества в рамках ОДКБ. Идет адаптация Организации к современным вызовам и угрозам.  «Сотрудничество в рамках ОДКБ становится одним из главных инструментов обеспечения национальной безопасности», - подчеркнул Президент.

Однако и в ОДКБ есть свои проблемные вопросы. «Несмотря на очевидный прогресс, ОДКБ также  не в полной мере отвечает критериям эффективной организации безопасности, дает пробуксовку механизм координации внешней политики: некоторые государства-члены принимают решения о размещении вооруженных сил США и НАТО на своей территории без консультаций с партнерами по ОДКБ», - добавил Президент.

С учетом важности обсуждаемых вопросов на совещании присутствовали Глава Администрации Президента Геннадий Невыглас, Премьер-министр Сергей Сидорский, исполняющий обязанности Государственного секретаря Совета Безопасности Юрий Кривошеев, руководители ключевых министерств, председатель Комитета государственной безопасности.

Министр иностранных дел Сергей Мартынов подчеркнул, что в 2006 году Беларусь фактически станет центром интеграционных процессов на пространстве СНГ. По его словам, участие нашей страны в Содружестве Независимых Государств, а также в ЕврАзЭС и ОДКБ отвечает национальным интересам Беларуси.

Затронув вопросы деятельности этих интеграционных образований, Сергей Мартынов высказал мнение о важности четкого определения функций СНГ в различных областях.

«Необходимо наращивание взаимодействия в сферах противодействия терроризму, торговли людьми, по пресечению наркотрафика», - убежден глава внешнеполитического ведомства. Он также высказался за наращивание социально-гуманитарного сотрудничества, укрепление штаб-квартиры СНГ в Минске.

Отметив стратегическое положение стран-участниц ЕврАзЭС в Евразии и существенный экономический потенциал Сообщества, Сергей Мартынов не исключил, что этому объединению можно было бы придать и некоторые политические функции.

По словам Министра, подготовлены инициативы белорусской стороны по развитию ЕврАзЭС, которые оформлены в виде Обращения Президента Беларуси к коллегам.

Главной задачей ОДКБ Сергей Мартынов назвал встраивание Организации в архитектуру международной безопасности. То есть, по его словам, нужно добиться того, чтобы она была признана в качестве партнера на международной арене.

Сергей Мартынов выступил с предложением, чтобы все заинтересованные министерства и ведомства в сжатые сроки четко сформулировали свои предложения и ожидания от участия в СНГ, Евразийском экономическом сообществе и Организации Договора о коллективной безопасности. На основе этого предполагается разработать и принять директивы Президента по каждому из данных интеграционных образований.

Александр Лукашенко позитивно оценил озвученное предложение и поручил  подготовить директивы, в которых будут обозначены приоритеты, направления и задачи в политике Беларуси по отношению к основным региональным интеграционным объединениям на пространстве СНГ.

Вице-премьер Андрей Кобяков обратил внимание на то, что, хотя в ЕврАзЭС работа по формированию Общего таможенного тарифа ведется достаточно активно, пока одинаковые таможенные пошлины согласованы лишь по 62% позиций. Сдерживающим фактором здесь выступает недостаточная координация позиций стран-участниц при вступлении в ВТО.

 Андрей Кобяков затронул и вопросы создания Единого экономического пространства, отметив, что данный опыт для нас важен.

Представив участникам совещания подробный анализ деятельности Организации Договора о коллективной безопасности, и. о. Государственного секретаря Совета Безопасности Юрий Кривошеев высказал убежденность, что «Беларусь и Россия являются в ней цементирующим ядром». 

Помощник Президента Игорь Лещеня считает возможным в рамках ЕврАзЭС осуществлять региональные проекты. Он также высказал убежденность в том, что участие  Беларуси в таком региональном объединении, как Шанхайская организация сотрудничества, может быть весьма перспективным. 

Подводя итоги обсуждения, Александр Лукашенко подчеркнул: «В основу как стратегии, так и практической работы должно быть положено ясное понимание соотношения наших приоритетов в многосторонних интеграционных объединениях на пространстве СНГ и в союзном строительстве. Белорусско-российская интеграция стала стимулом к образованию ЕврАзЭС и ЕЭП, и в этих организациях Беларусь – надежный союзник России. Союз Беларуси и России – это пример для объединений на пространстве СНГ».

Совету Министров совместно с Государственным секретариатом Совета Безопасности до 1 июня 2006 года поручено разработать и внести на рассмотрение Президента стратегию, в которой будет дан глубокий научный и всесторонний анализ процессов, происходящих в интеграционных структурах, а также прогноз их развития, эффекта для Беларуси от участия в них.

Глава государства вновь обратил внимание на то, что в основе белорусского подхода к решению имеющихся вопросов в рамках СНГ, Евразийского экономического сообщества, Организации Договора о коллективной безопасности должен быть национальный интерес.

Касаясь сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, Президент подчеркнул, что нельзя допустить отхода Сообщества от уже достигнутых результатов. «Работу по формированию таможенного союза надо настойчиво проводить. Надо добиваться в течение этого года 80-процентной унификации Общего таможенного тарифа в ЕврАзЭС. Это станет солидной экономической и правовой основой таможенного союза.  Желательно добиться от наших партнеров и координации при вступлении в ВТО», - добавил Глава государства. При этом он подчеркнул важность уделить особое внимание вопросам реализации транзитного потенциала Сообщества.

 Александр Лукашенко подчеркнул, что Обращение Председателя ЕврАзЭС к главам государств, участвующим в данном интеграционном объединении, должно быть «открытым, честным, принципиальным, ни в коем случае за дипломатическими формулировками нельзя спрятать суть».

 В отношении ОДКБ Глава государства отметил важность проработки дальнейших направлений деятельности Организации и подготовки соответствующих белорусских инициатив.

«Министерству иностранных дел, Государственному секретариату Совета Безопасности необходимо сконцентрировать усилия на выстраивании совместно с государствами-участниками Организации работающего механизма внешнеполитической координации и взаимной поддержки на международной арене», - считает Александр Лукашенко.

Президент указал на важность инициативной работы представителей Беларуси в интеграционных процессах для реализации всех поставленных задач.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ