Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №138(15.01.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Россия стремится как можно скорее закрепить свои стратегические достижения в Средней Азии, завоеванные на протяжении 2005

04.01.2006. Eurasianet

Стивен Бланк, профессор Колледжа Армии США

В последние год-полтора произошли серьезные геополитических перемены: в Средней Азии возродилось влияние России, а Соединенные Штаты потеряли там свои позиции. Среднеазиатские государства, особенно Узбекистан, были разочарованы сотрудничеством с Вашингтоном и так называемыми "цветными революциями", которые привели к смене режимов в Грузии, Украине и Кыргызстане. Многие представители местных властей сочли Вашингтон катализатором революций, хотя руководство США и отрицало свою прямую причастность к этим событиям. Россия быстро заполнила стратегический вакуум, свидетельством чему стало быстрое расширение сотрудничества Москвы с Узбекистаном в оборонной сфере.

Несмотря на резкое падение своего влияния, Соединенные Штаты остаются мощной в геополитическом смысле державой в Средней Азии, о чем говорит продолжающееся присутствие вооруженных сил США на авиабазе "Манас" в Кыргызстане. Не позволяя Соединенным Штатам вновь перейти в наступление, российские стратеги разработали многоаспектный план значительного расширения стратегического влияния Москвы в Средней Азии, а также усиления тактической координации действий с другими игроками в регионе, особенно с Китаем и Индией.

За планами России на 2006 г. в этом регионе скрывается желание серьезно усилить роль российских вооруженных сил и оборонной промышленности страны. Например, Москва информировала в декабре о заключении договора с Узбекистаном о совместном производстве 40 транспортных самолетов Ил-76 для продажи Китаю. Примерно в то же время Россия объявила о соглашении, по которому российские и индийские вооруженные силы будут совместно пользоваться авиабазой в Таджикистане.

База, расположенная в Айни, пригороде столицы – Душанбе, является вторым российским военным объектом в Таджикистане. В дополнение к этому Москва объявила о создании специальной базы, которая должна обеспечить бесперебойную доставку оружия, продаваемого Китаю. Помимо этих уже заявленных планов, многие региональные эксперты ожидают, что Москва рассмотрит вопрос о создании военной базы в Узбекистане. Создание такой базы предусмотрено в российско-узбекском пакте о стратегическом сотрудничестве, подписанном в 2005 г.

Еще одним ключевым аспектом российских планов является повышение роли Организации Договора о коллективной безопасности, быстро превращающейся в один из главных инструментов развития многостороннего сотрудничества в регионе. Москва продвигает идею, что ОДКБ должна стать главной организацией, через которую будут происходить региональные контакты с НАТО. В настоящий момент Атлантический альянс взаимодействует с государствами региона на двусторонней основе. Придание ОДКБ статуса промежуточной инстанции между НАТО и среднеазиатскими государствами повысит влияние Москвы на действия в регионе Атлантического альянса, фактически предупреждая установление региональными лидерами независимых отношений с Брюсселем.

Реализовать российские планы, касающиеся повышения роли ОДКБ в Средней Азии, будет трудно, говорят эксперты. НАТО, конечно же, не готов согласиться с тем, что должен иметь дело с Бишкеком или Душанбе через посредство Москвы, или на условиях Москвы. Кроме того, среднеазиатские правительства вряд ли отнесутся позитивно к такому повороту событий, хотя Узбекистан дошел до такой степени отчуждения от Запада, что у него практически не осталось другого выбора, как следовать желаниям России.

Если Россия, как многие ожидают, приступит к созданию военной базы в Узбекистане, она скорее всего будет делать это под эгидой ОДКБ. Это поможет оградить Россию от обвинений в том, что ее шаги мотивируются имперскими намерениями. Чтобы сделать Узбекистан более сговорчивым к возможному российскому присутствию, Москва уступает ему оружие по субсидированным ценам.

В связи со значительным расширением своего стратегического присутствия в Средней Азии Россия или уже начала проводить, или объявила о серии учений с целью объединения своих сил с силами среднеазиатских союзников под эгидой Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), еще одной поддерживаемой Москвой многосторонней организации. Наблюдатели отмечают, что Россия и, возможно, Индия хотели бы превратить ШОС в настоящий военно-стратегический альянс, в то время как Китай предлагает сосредоточиться на торговле и экономике.

На западном фланге среднеазиатского региона Россия, не привлекая к этому Соединенные Штаты, стремится к созданию Каспийской флотилии, которая должна обеспечить главенствующую роль Москвы в системе безопасности каспийского бассейна. Собственная российская Каспийская флотилия – единственное военно-морское соединение Москвы, которое было расширено после распада СССР в 1991 г.

В совокупности действия Москвы означают дальнейшую милитаризацию геополитического соперничества в Средней Азии. Российские стратеги, по-видимому, убеждены, что Москва может и должна бросить вызов Западу, даже если это предполагает демонстрацию силы. Кроме того, российская политика повышает вероятность того, что внутренние и, возможно, иностранные силы могут быть когда-нибудь брошены на подавление внутренних мятежей в одном из государств Средней Азии.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ