Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №139(01.02.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Мирное наступление

17.01.2006. Беларусь сегодня

Владимир Бибиков

В нынешнем августе, оказавшись в Констанце, чуть было не ощутил себя в родном Минске. А все дело в обилии на улицах этого румынского города привычных нашему глазу автобусов белорусского производства. Честно скажу, что хоть к Минскому автозаводу, выпускающему эти автобусы, прямого отношения не имею, но за его продукцию, да и всю нашу промышленность почувствовал в тот момент гордость: можем же!

Пример МАЗа не исключение. Вот какие цифры сообщили мне недавно в Министерстве иностранных дел: за 11 месяцев прошедшего года (более свежих данных пока, к сожалению, нет) экспорт товаров увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2004 года на 16,3 процента (в фактических ценах). Даже вне СНГ торговля характеризуется ростом экспорта во все регионы мира. Нет необходимости подробно объяснять, что это значит для нашей относительно небольшой страны. Белорусская экономика не располагает в достатке многими важными природными ресурсами, особенно энергетическими, и чтобы их приобрести, она исторически ориентирована на внешние рынки. Логика проста: чтобы что–то купить, нужно что–то продать. И тут хотелось бы привести еще одну красноречивую цифру. За те же 11 месяцев прошлого года отрицательное сальдо внешней торговли, образующееся исключительно из–за необходимости закупать за рубежом природный газ, нефть, уголь, сократилось на 1,4 миллиарда долларов. Отсюда и стабильность белорусского рубля, который никто уже пренебрежительно не называет «зайчиком», и минимальная за многие годы инфляция, и существенный рост реальных доходов. «Опережение прироста экспорта по сравнению с импортом — одна из характерных примет прошлого года», — пояснили в МИДе.

Чем же торгуем? Назову лишь некоторые товары, по которым достигнут существенный прирост. Выручка от продажи калийных удобрений, например, возросла без малого на 30 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2004 года. Примерно на столько же — от экспорта автомобильных шин. Особо хотел бы выделить продукцию сельского хозяйства. Сахар, сыры и творог, свинина и говядина, колбасы и молочные продукты — по каждой из этих позиций достигнут солидный прирост, а общая сумма измеряется сотнями миллионов долларов. Если учесть, что продуктовые прилавки наших магазинов едва ли не ломятся от белорусского товара, то лучший ответ на вопрос, насколько эффективна проводимая государством политика по поддержке сельского хозяйства и деревни в целом, трудно найти.

Около 140 стран приобретают сегодня продукцию «made in Belarus». За 11 месяцев прошлого года прирост экспорта в Азию, Европу, Африку составил от 36,5 до 51,6 процента. В Нидерланды, например, объем продаж увеличился почти в 2,6 раза — до 2,1 млрд. долларов. Причем это не только нефтепродукты, а 197 товарных групп, что также ощутимо больше 2004 года. Подобных фактов можно привести немало.

Примечательно, что белорусский товар возвращается на свои традиционные рынки, которые были утрачены в результате развала так называемого соцлагеря, а затем и СССР. Обратимся к тому же Минскому автозаводу. Российский вектор для него, конечно, главный, но не единственный. МАЗ все настойчивее работает на рынках Восточной Европы — в Литве, Латвии, Чехии, Венгрии, Эстонии. Да, Евросоюз выдвинул немало самых разнообразных требований, но сборочное производство, открытое недавно в Вильнюсе, выпускает грузовики самого современного уровня. Образно говоря, МАЗы вернулись также в прошлом году в Иран и Ирак, Вьетнам, на Кубу, в Египет. Наконец, первые два автобуса проданы в Мекку мирового автомобилестроения — ФРГ. В целом же поставки продукции в страны так называемого среднего и дальнего зарубежья за год выросли примерно на 40 процентов. Конечно, непременным условием этого роста является высокое качество товара. Но требуются и приемлемая цена, и сервис, и дееспособная товаропроводящая сеть, и, наконец, просто коммерческая жилка. «Бывает, не спим ночами, обсуждая те или иные варианты продвижения наших машин, — прокомментировал мне ситуацию заместитель генерального директора МАЗа по внешнеэкономической деятельности Алексей Тутубалин. — Но все больше убеждаемся в том, что дальнейшее наращивание экспорта требует современных торговых технологий».

В масштабах же страны эта тенденция тесно связана с работой, осуществляемой государством в интересах развития экономики и общества в целом. Тут и Национальная стратегия устойчивого развития, и Программа социально–экономического развития страны на ближайшие 5 лет, и аналогичный документ, направленный на возрождение села. Вот фундамент, на котором основывается Национальная программа развития экспорта на ближайшую пятилетку. К слову, ее задачи на нынешний год существенно повышены исходя из того, что в прошлом году удалось достигнуть во внешней торговле большего, чем планировалось. В итоге намечается экспортировать товаров и услуг не менее чем на 20,4 миллиарда долларов (рост на 9,5 процента). При этом во внешней торговле должно быть достигнуто устойчивое положительное сальдо. Нет оснований сомневаться в реальности этих планов.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ