Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №139(01.02.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


В современном мире за все приходится платить

18.01.2006. Ольвия-пресс

С.Зайченко

Сегодня все западные СМИ, в унисон и заглушая друг друга, пытаются обвинить Россию в нагнетании напряженности и дестабилизации политической обстановки в европейской части СНГ и Европе в целом. И если в России газовый конфликт, разразившийся между Россией и Украиной, объясняют переходом РФ на рыночные отношения с суверенными государствами на постсоветском пространстве, то в самих этих республиках, привыкших считать Россию всем доступной «дойной коровой», ее рыночный подход восприняли как «политическую акцию» Москвы против стран, развернувшихся в сторону западной «демократии», США и НАТО.

Справедливости ради следует признать, что все в этом мире относительно. И если кому-то что-то не нравится, не означает, что это не справедливо. РМ, например, с первых дней своего существования сориентированная на интеграцию с Румынией и НАТО, считает сближение с Западом и США единственно правильным решением, в то время как ПМР с момента объявления своей независимости считает оптимальным решением объединение со славянским миром, вхождение в Союз России и Белоруссии. Аналогично необходимо рассуждать и о кратковременном газовом конфликте на постсоветском пространстве. Тем более что возник он не экспромтом, а заранее был спрогнозирован. Об изменении экономической политики России в отношении стран СНГ речь шла еще летом 2005 года.

 Напоминаю. На саммите министров иностранных дел стран СНГ, который прошел 23 августа в российской столице, Москва предупредила бывшие советские республики, что «те, кто хочет остаться на орбите российского влияния, сохранят все привилегии, в том числе и возможность покупать российские энергоресурсы по низким ценам», а с теми, кто не желает иметь союзнические братские отношения с Россией, Москва с нового года перейдет на чисто рыночные отношения, в том числе и в энергетическом спектре.

Как еще яснее могла сказать Россия? Кто после этого смеет обвинять Москву в несправедливом к себе отношении, и кому было непонятно, что Россия прагматично собирается строить свои отношения с теми странами, которые следуют антироссийским курсом?

Молдова – одна из тех, кому это оказалось непонятным. Она продемонстрировала яркий пример тому, как говорят в народе, «сколько волка ни корми, он все в лес смотрит». С момента провозглашения независимости официальный Кишинев, во власти которого постоянно превалируют прорумынские националисты, проводит враждебную по отношению к России внешнюю политику. В начале 90-х РМ чуть было не стала вотчиной Румынии. Своей независимостью по настоящее время Молдова целиком и полностью обязана суверенному Приднестровью и военному присутствию России в этом регионе Европы. И только в надежде, что в Кишиневе когда-нибудь поймут историческую (и не только) значимость России в существовании молдавской государственности, Москва много лет позволяла Молдове паразитировать на российском теле, предоставляя ей льготные кредиты, гуманитарную помощь и собственный потребительский рынок для реализации сомнительного качества сельхозпродуктов. А самое главное, Россия постоянно обеспечивала республику, по сути, дармовыми энергоносителями, без которых РМ давно бы была румынской окраиной.

В 2001 году к власти пришли воронинцы. Пришли только потому, что приняли на вооружение пророссийскую риторику. И вновь Россия пять лет содержала Молдову на своем иждивении. Только после того, как президент Воронин окончательно повернулся, как повествуют русские сказки, «к России задом, а к Западу передом», у Москвы кончилось терпение. Разочарованная бесперспективностью отношений с Молдовой и откровенными антироссийскими выпадами официального Кишинева, Москва приняла решение: пора прекратить содержать на своем иждивении в ущерб собственному народу бесполезного дармоеда.

Молдову не устраивают рыночные российские цены на электроэнергию по 4,08 цента за кВт/час и ранее предлагавшаяся цена на газ по $160 за 1000 кубометров. Не нравится – флаг в руки и вперед! Рыночные отношения не возбраняют искать другого продавца. Румыния, например, предложила Кишиневу электроэнергию по 7 (!) центов за кВт/ч и газ, приобретаемый у «Газпрома», по $270-285 за 1000 кубов.

Воронин считает, что тариф на газ, затребованный "Газпромом", вовсе «не являются нормальной рыночной ценой». По-воронински, международный рынок следует понимать примерно так: придя на центральный рынок в Кишиневе, покупатель, выбирая нужный ему товар, имеет право потребовать от продавца продавать свой товар по цене, устраивающей покупателя, даже не задумываясь о том, что продавец такого «покупателя» может послать куда-нибудь подальше. Вероятно, забыл «коммунист» Воронин, что на дворе капитализм, и цены на любой товар диктуются спросом и предложением. А чем больше спрос и отсутствие альтернативных предложений, тем выше цены на дефицитный товар. А так как российский газ пользуется повышенным спросом в Европе, то и цены на него будут повышенные, и устанавливаться они будут не покупателем, подобным Молдове, а продавцом – Российской Федерацией. И то, что в Белоруссию Россия поставляет газ по внутренним российским ценам, не является основанием для снижения цен на газ для Молдовы. За все надо платить – и за дружбу, и за враждебность. Только оцениваются эти понятия человеческого общения по-разному.

О том, что с нового года Молдове газ будет предложен по 160 долларов, было известно еще летом. Однако президент РМ такое предупреждение, вероятно, посчитал блефом со стороны Москвы, мол, как обычно «погрозят» и отступятся. И вместо того, чтобы глубоко задуматься над надвигающейся угрозой для Молдовы и покаяться перед Россией за нанесенные ей обиды и оскорбления, Воронин, закусив удила, обращается к западным державам (США и странам ЕС) с просьбой оказать давление на Россию и не допустить увеличения тарифов на газ для РМ до уровня европейских.   

Кроме того, заявив, что Россия не посмеет поднять цены только потому, что «мы же свои», Воронин попытался шантажировать и даже запугать Москву. Надеюсь, что и российская, и молдавская общественность не забыла его заявление перед российскими журналистами 29 октября в Кишиневе. "Если ради смирновского режима (Игорь Смирнов – это президент Приднестровской Молдавской Республики – С.З.) Россия пойдет на это (повышение цен на газ для Молдовы – С.З.), то это будет очень серьезно – но не для нас, а для России", - заявил он. К тому же, надеясь, что Запад ему поможет, Воронин ужесточил свою антироссийскую политику. Особенно это проявлялось, когда вопросы касались проблемы молдо-приднестровского урегулирования. Слишком большие надежды возложил Воронин на поддержку ЕС и особенно НАТО, о вступлении в которое он начал говорить все чаще и чаще.

Для справки. 9 января 2006 года, выступая перед журналистами в Брюсселе, Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер говорил о странах-кандидатах с западных Балкан, которые вполне могут войти в следующую волну расширения альянса в 2008 году. Возникает вопрос: какие есть гарантии тому, что Молдова, заявившая своей стратегией в обеспечении безопасности страны углубленную интеграцию с НАТО, не окажется в числе «стран-кандидатов с западных Балкан» и в 2008 году не станет членом этого Альянса?

Запад, конечно, «помогает» Молдове, но пока только тем, что подзуживает Воронина на более резкие выпады против России. Вашингтон и Брюссель настойчиво советуют Молдове еще жёстче требовать от России безоговорочного вывода ОГРВ из Приднестровья и изменения нынешнего миротворческого механизма с целью окончательной ликвидации российского военного присутствия на Днестре. Если Молдова этого добьется, взамен, по мнению зарубежных наблюдателей, Вашингтон гарантировал Воронину не допустить российского вмешательства во внутренние дела страны, в том числе и тогда, когда Кишинев будет наводить в Приднестровье свой «конституционный порядок» методом внедрения принципа трех «Д»: «декриминализации», «демилитаризации» и «демократизации».

И после всего этого официальный Кишинев претендует на предоставление Молдове льгот при оплате за российский газ. И не только претендует на льготы, но и шантажирует Россию. Молдова дала понять, что в переговорах с российской стороной использует все имеющиеся у нее рычаги воздействия на Москву. Это и согласие Молдовы на вступление РФ в ВТО, и транзит газа через ее территорию на Балканы, и сроки пребывания российских миротворцев в зоне безопасности на Днестре.

Сегодня кажется, что газовый вопрос на ближайшие месяцы решен. Российская Федерация дала согласие поставлять Республике Молдова (правда, пока только в первом квартале 2006 года) природный газ по цене $110 за тысячу кубометров. Как сообщило 17 января РИА "Новости", соответствующая договоренность достигнута молдавской делегацией в Москве на переговорах с "Газпромом". "Газпром" и Республика Молдова подписали временный контракт на транзит и поставку природного газа в Молдову, - подтвердил и официальный представитель "Газпрома" Сергей Куприянов. По его словам,  достигнута предварительная договоренность о деятельности молдо-российского предприятия "Молдова-газ" и об увеличении доли российского участия в газотранспортной системе Республики Молдова. Но это решение не окончательное. Все будет зависеть от дальнейшего поведения официального Кишинева.

По этому поводу хочется напомнить летние события 2001 года, когда Запад, чтобы удержать Воронина от сближения с Россией, пошел на многие уступки Молдове. Ее вне конкурса приняли в ВТО, включили в Пакт стабильности для Юго-Восточной Европы, и даже на одном из пленарных заседаний ПАСЕ решался вопрос о списании с Молдовы ее исторического долга перед МВФ в размере $372 млн. за счет Евросоюза. Но вот беда: аппетит во время еды у Воронина начал не в меру расти и «испортил всю малину». Он тогда решил предъявить претензии к МВФ и потребовал от Запада взять на себя ответственность за нищенство РМ: "Вы должны взять на себя часть ответственности за то состояние, в котором сейчас находится республика. Более того, взять на себя и часть кредитов Молдовы". Такие выпады Воронина в адрес МВФ не очень понравились Западу. По Воронину того времени, западные державы и подвластные им международные финансовые организации своими кредитами довели республику и ее экономику до плачевного состояния. Он обвинил МВФ и ВБ в том, что Молдова за 10 лет неизвестно куда растратила почти полтора миллиарда чистых западных кредитов и что «из цветущей и поющей» в составе СССР Молдова превратилась в самую нищую страну на постсоветском пространстве.  Помните, как тогда Воронин обвинял Запад во всех грехах Молдовы?  "А кто нас привел к такому состоянию?», - неоднократно задавал он вопрос.  «Вы же сами начали реформировать республику, которая по праву называлась цветущим садом Советского Союза и за 10 лет опекунства стала нищей". "А если вы нас до такого состояния довели, то и ответственность делите", - требовал он ("МВ", N37, 16.06.01г.).

Сегодня Воронин поет совсем иные песни. По новой воронинской версии, Запад – это спаситель Молдовы, ее опора и надежда. Третий молдавский президент обвиняет во всех грехах Молдовы Россию и требует от нее самых разнообразных экономических льгот вплоть до права приобретения энергоносителей по внутренним российским тарифам. Однако в Москве, поняв, с кем имеют дело, в отношениях с Молдовой перешли на чисто рыночные отношения в собственных интересах.

Согласие России поставлять в Молдову в первом квартале нового года газ по 110 долларов США, я думаю, официальному Кишиневу следует воспринимать как аванс к размышлению. Вероятно, президенту и руководству страны предоставлена возможность, еще раз подумать и определиться, с кем стране выгодно строить будущее – с Востоком (например, с ЕврАзЭС и ЕЭП) или с Западом (ЕС, США и НАТО). От принятого решения будет во многом зависеть будущее Молдовы.

Отдельные политики Молдовы уже осознают главные причины всех бед своей страны, которые тесно связаны, во-первых, c демонстративным изменением внешнеполитического курса в сторону Запада, во-вторых, с напряженностью во взаимоотношениях с Приднестровьем, и предлагают руководству реальный выход из тупиковой ситуации. Например, бывший министр образования, нынешний председатель Партии труда РМ Георгий Сима, чтобы избавиться от многих проблем, связанных с Приднестровьем. Он предложил руководству Молдовы дать «вольную» Приднестровью, а ту энергию, которая направлена на удушение ПМР, направить на повышение благосостояния собственного народа. «И прежние политики, и нынешние политики Республики Молдова,- констатирует факт Г.Сима, - всегда грозились решить приднестровскую проблему. Однако прошло уже полтора десятка лет, и мы должны признать, что этот вопрос зашел еще больше в тупик. Вывод один – не нужно больше форсировать решение приднестровского конфликта. Приднестровью надо дать вольную.Пусть стороны возьмут эту историческую паузу между собой и пусть докажут, что они нужны или не нужны друг другу».

И таких суждений в Молдове становится все больше.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ