Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №140(15.02.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КАЗАХСТАН



Светлым путем

06.02.2006. АПН

Алексей Власов

Решение лидера "Ак жол" Алихана Байменова принять участие в работе Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ не стало политической сенсацией.

Впрочем, как и многие другие действия одного из ведущих оппозиционных лидеров Казахстана за последний год. Все политические шаги Байменова связаны с его стремлением создать "конструктивную" оппозицию власти, избежать радикализации возглавляемого им движения, сформировать поле для диалога с властью.

С точки зрения его бывших политических партнеров по "Ак жол", это линия соглашательства с политикой Назарбаева, а с точки зрения Байменова — это объективная реакция на те изменения, которые произошли в политическом пространстве Казахстана за последние полтора года.

Ход общепартийной дискуссии, проводимой по решению руководства партии "Ак жол", свидетельствует о том, что позиция Байменова находит понимание со стороны значительной части членов движения. Обнародованные на данный момент материалы дискуссии содержат критику курса на радикальную конфронтацию с действующей властью, поскольку Нурсултан Назарбаев пользуется безусловной поддержкой значительной части населения Казахстана, и игнорирование этого факта означает признание собственной политической некомпетентности.

Не только результаты голосования 4 декабря, но и весь ход развития политических процессов в Казахстане от момента проведения парламентских выборов показывает, что возможность повторения "киргизского варианта" революционных событий ничтожно мала. Следовательно, по мнению Байменова, которое разделяют и другие руководители "Ак жол", в Казахстане сформировалась политическая ситуация, при которой значительное большинство граждан не склонно к каким-либо политическим переменам.

О политической "пассивности" населения республики говорят не только "соглашатели" из "Ак жол", но и представители радикальной оппозиции. Однако интерпретируют этот факт с совершенно иных позиций. В своем последнем интервью Галымжан Жакиянов указывает на отсутствие в стране институтов гражданского общества и пассивность гражданского сознания, что, в свою очередь, препятствует формированию адекватной общественной реакции на действия властей. Эту же причину он приводит как объяснение слабой общественной поддержки наиболее значимых оппозиционных проектов, как, например, концепции новой конституции Казахстана. Но ответственность за политическую пассивность населения Жакиянов возлагает на власти страны, которые "выдавливают" оппозицию за пределы политического пространства и препятствуют формированию реальной альтернативы сложившейся социальной, экономической и политической модели развития страны.

Неудача на выборах, по мнению участников общепартийной дискуссии, связана со сложившейся в Казахстане социальной и экономической ситуацией. По мнению членов Центрального Совета "Ак жол" (среди которых — советник председателя партии Нурлан Еримбетов), рост нефтяных доходов государства, сращивание бизнеса и чиновничества, возможность для правительства направлять получаемые средства от продажи энергоресурсов в социальную сферу, приводят к тому, что общественная поддержка существующего режима заметно расширилась. Следовательно, казахстанская оппозиция должна корректировать свою тактику в соответствии с новыми реалиями.

Жакиянов, напротив, считает, что те принципы, на основе которых формировалось движение "Демократический Выбор Казахстана", не утратили свою актуальность, поскольку власти по-прежнему подавляют политическую и гражданскую активность населения. Несмотря на относительно благоприятную экономическую ситуацию в стране, стабильность Казахстана — это не более, чем миф, тиражируемый проправительственными СМИ, поскольку реальное политическое равновесие в обществе не может быть достигнуто путем ограничения демократических свобод. В то же время Жакиянов ставит под сомнение и утверждения об экономической модернизации Казахстана, поскольку в экономике отсутствует реальная конкурентная среда, а товарное производство в структурном отношении находится примерно на том же уровне, что и 5-6 лет назад.

Заочная полемика между умеренной и радикальной частью оппозиции в течение последнего года все больше походит на диалог между "оптимистами" и "пессимистами". Не только Галымжан Жакиянов, но и практически все лидеры блока "За справедливый Казахстан" убеждены в том, что экономическое развитие Казахстана целиком связано с сырьевыми ресурсами страны, и исчерпание возможностей для экстенсивного роста неизбежно приведет к обострению социальной напряженности, а значит — повысит шансы на успех радикальной оппозиции режиму.

"Акжоловцы" же, очевидно, пришли к выводу, что в ближайшее время экономическое положение в стране останется стабильным и ожидать резкого спада, в том числе и в социальной сфере, едва ли возможно. Отсюда предложение признать новые реалии и включиться в процесс политического реформирования по тем правилам, которые устанавливает Нурсултан Назарбаев.

При этом обращает на себя внимание прямое указание на то, что оппозиция может использоваться Назарбаевым как своего рода инструмент для предотвращения "придворных" интриг. Имея в политическом поле сформировавшуюся систему сдержек и противовесов.

В публикациях на сайте "Ак жол" об этом говорится уже открыто, тогда как прежде подобные рассуждения допускались только в кулуарных разговорах. Перефразируя Бродского, можно сказать, что этот взгляд на проблему достаточно циничный, но верный. Другое дело, что в области публичной политики подобные заявления несколько отдают сервильностью.

Впрочем, "сервильность" оппозиции можно трактовать иначе — как дальновидность тех, кто не желает ломать сложившуюся систему отношений в силу опасности и бессмысленности подобного шага, а предлагает "включить" себя в систему под лозунгом "выведения теневой конкуренции в поле публичной политики".

Для читающих "между строк" "Ак жол" может использовать итоги президентских выборов для возвращения в действующую систему казахстанской политики, но уже в новом позиционировании, укрепить в рамках этой системы собственное положение, а затем, на этапе передачи властных полномочий, выступить в качестве одного из "коллективных" наследников Назарбаева.

Руководство "Ак жол" заставило себя поверить в искренность намерений Нурсултана Назарбаева перейти от экономических реформ к программе политических преобразований. Поэтому все прочие инициативы партии будут связаны с "улучшением" назарбаевских инициатив, чтобы таким образом сохранить собственную нишу на политическом поле Казахстана.

Более того, Алихан Байменов осознает, что в качестве "конструктивного критика" власти его позиция будет близка к той, с которой в настоящий момент выступает Дарига Назарбаева и партия "Асар". Поэтому неизбежно встанет вопрос о первоисточнике концепции демократических преобразований. Условно говоря, используется традиционный для "Ак жол" еще со времен парламентской кампании 2004 года тезис о том, что власть перенимает основные положения программы партии.

В нынешних условиях задача еще более усложняется, поскольку на "приоритетность" претендует не только президентское окружение, но и партия "Асар". Отсюда постоянное стремление "акжоловцев" объявить план "10 шагов навстречу народу" системообразующим элементом всей программы демократических реформ, с которой ныне выступает сам президент Казахстана. Действительно, это выглядит удачным PR-ходом: Алихан Байменов будет принимать участие в Государственной комиссии по демократизации, поскольку он и был главным инициатором создания данной комиссии.

Но это двойственная позиция, хотя, в любом случае, решение об участии лидера "Ак жол" в работе Государственной комиссии скорее всего уже принято, и возможно, что в ближайшее время Алихан Байменов получит назначение на пост в упомянутом органе "по дальнейшей демократизации". Допускаю, что именно в этом качестве он сумеет проявить свои лучшие качества политика.




Назарбаев нашел поддержку среди оппонентов

13.02.2006. Независимая газета

Сакен Салимов

Рассчитывая на председательство в ОБСЕ, Казахстан демонстрирует диалог власти с оппозицией

Нурсултан Назарбаев собирает вокруг себя бывших соперников по президентской гонке. Один из них, лидер партии «Ак жол» («Светлый путь») Алихан Байменов объявил о своем намерении войти в состав возглавляемой президентом Государственной комиссии по подготовке программы политических реформ. Такая перемена взглядов произошла после встречи бывшего оппозиционного кандидата Байменова с Назарбаевым.

Госкомиссия по политреформе, созданная два года назад, была призвана собрать за круглым столом все партии и общественные объединения, заинтересованные в демократическом развитии Казахстана. Тогда оппозиция отказалась от участия в работе комиссии, назвав ее профанацией идеи демократии. Теперь «Ак жол», как наиболее умеренная партия, согласилась на сотрудничество с властями. Более того, «Ак жол» намерена войти и в парламент.

На парламентских выборах 2004 года партия «Ак жол» (тогда еще единая) получила всего один депутатский мандат. Единый «Ак жол», возглавляемый пятеркой лидеров, от такого представительства в Мажилисе отказался, мотивируя отказ несогласием с итогами выборов. Но вскоре после выборов партия раскололась надвое. Для политической жизни страны это стало потрясением: партии «Ак жол» прочили большое будущее. Некоторые эксперты говорили даже об объединении оппозиции именно под флагами «Ак жола». Раскол во многом был связан с личными амбициями лидеров партии – бывших высокопоставленных чиновников, которые так и не смогли договориться. В итоге три сопредседателя «Ак жола» вошли в движение «За справедливый Казахстан» во главе с экс-генпрокурором страны и бывшим спикером Мажилиса (нижней палаты) парламента второго созыва Жармаханом Туякбаем. А двое, включая Алихана Байменова, откололись, и партия распалась.

Теперь легитимным в Казахстане остался лишь один «Ак жол» – возглавляемый Алиханом Байменовым. И его присутствие в госкомиссии и парламенте вполне устраивает президента Назарбаева. «Роль Байменова в расколе оппозиции перед президентскими выборами была очень большой, – сказал «НГ» политолог, директор Группы оценки рисков (Казахстан) Досым Сатпаев, – и после выборов он ждал заманчивых предложений со стороны власти, вплоть до места в правительстве. Но власти он пока выгоднее в роли публичного политика. Особенно сейчас, когда рассматривается заявка Казахстана на пост председателя ОБСЕ в 2009 году и надо продемонстрировать Западу диалог власти с оппозицией. Правда, после поражения на выборах поучаствовать в этом диалоге высказали желание и радикалы, называющие Байменова «президентским ставленником». Но, учитывая неоднократные отказы в регистрации и преследования активистов в регионах, их в Госкомиссию по реформам вряд ли позовут. И ОБСЕ может обратить на это внимание».

Между тем необходимостью диалога между пропрезидентскими силами и казахстанской оппозицией озаботились и в США. В частности, на минувшей неделе в интервью республиканской газете «Время» американский посол в Астане Джон Ордвей заявил, что Вашингтон намерен способствовать вовлечению оппозиции Казахстана во внутриполитический процесс в республике. «Быть просто в оппозиции не продвинет ни их (оппозицию. – «НГ»), ни страну вперед», – считает посол. Говоря о политических оппонентах президента Назарбаева, американский дипломат призвал их «найти пути в политический процесс с тем, чтобы продемонстрировать, каким образом они будут продвигаться вперед». «Любой политический процесс требует вовлеченности. Если вы изолируете себя от процесса, то не будет никакой конкуренции, которая приведет к лучшим результатам», – добавил Джон Ордвей. По его словам, США хотят «помочь Казахстану наладить избирательный процесс таким образом, чтобы каждый кандидат, каждая партия имели равные возможности донести свою позицию до общества».

США явно не заинтересованы в расшатывании ситуации в Казахстане, и озвучивая эту позицию Вашингтона, посол Ордвей посоветовал местной оппозиции «в ближайшие несколько лет найти точки соприкосновения с обществом, очертить для себя круг проблем, по которым она сможет найти поддержку в обществе». Он также заявил, что положительно оценивает освобождение из мест лишения свободы бывшего госчиновника, одного из лидеров оппозиции Галымжана Жакиянова.

В целом же в США невысоко оценивают тактику и стратегию действий казахстанской оппозиции. По мнению посла, оппозиция «не лучшим образом» участвовала в прошлогодней президентской избирательной кампании. «Появление фигуры Жакиянова, не принимавшего участия в выборах, дает оппозиции возможность по-новому взглянуть на происшедшее и решить, что делать дальше», – отметил в этой связи Джон Ордвей. При этом он подчеркнул, что роль США в Казахстане заключается «не в том, чтобы быть либо адвокатом, либо судьей» в отношениях власти и оппозиции. «Мы не можем поддерживать оппозицию и противостоять президенту Назарбаеву – или наоборот», – сказал посол. «Только политическая конкуренция станет для власти, для правительства стимулом, чтобы выбрать правильный курс, действовать в интересах всего общества. Для правительства всегда должна существовать угроза потерять власть, поменяться ролями с оппозицией», – отметил американский дипломат.

Надо отметить, что после президентских выборов оппозиция, хотя и выражала несогласие с итогами голосования, все-таки была согласна на диалог. Однако последовавшие за выборами отказы в регистрации оппозиционных партий, продолжающееся преследование оппозиционных активистов в регионах налаживанию диалога явно не способствуют.

Пока власти Казахстана пытаются наладить сотрудничество с хотя бы с умеренным крылом своих политических оппонентов, реальная оппозиция тоже не сидит без дела. Они планируют в ближайшие недели провести общереспубликанское собрание, на котором будет выработан план дальнейших действий на ближайшие годы – уже с прицелом на новые выборы.




Казахстан - разворот на Запад?

08.02.2006. Политком Ру

Сергей Михеев

Назначение нового посла Казахстана в России демонстрирует снижение интереса Астаны к отношениям с Москвой после того, как Россия выполнила свою роль, поддержав Нурсултана Назарбаева на очередных выборах и подписав исторический договор о границах. Это одно из первых реальных подтверждений давно ходивших слухов о том, что после выборов внешняя политика Казахстана качнется в сторону Запада.

1 февраля 2006 года назначен новый посол Казахстана в России. Это случилось сразу после окончания саммита ЕврАзЭС в Санкт-Петербурге, который стал заключительным аккордом в работе бывшего казахстанского посла Крымбека Кушербаева. Он был назначен послом в Россию в 2003 году. Для многих это назначение казалось понижением в должности. Ведь Кушербаев занимал достаточно значимое место в казахстанской политической элите.

Он родился в 1955 году. Окончил Казахский политехнический институт по специальности инженер-строитель. Доктор наук. Много лет возглавлял министерства, курирующие вопросы образования, культуры, здравоохранения, спорта, науки. Работал в аппарате кабинета министров РК и заместителем руководителя аппарата правительства РК. Был пресс-секретарем и руководителем пресс-службы Президента РК. В 2000-2003 годах был акимом (губернатором) Западно-Казахстанской области (регион, богатый газом). На этой должности в том числе тесно работал с российской стороной, так как область граничит с Россией, а казахстанский газ из этого региона перерабатывается на предприятиях "Газпрома". С 2003 года - Чрезвычайный и Полномочный Посол РК в Российской Федерации, с мая 2004 года - Чрезвычайный и Полномочный Посол РК в Республике Армения, Финляндской Республике по совместительству.

Однако на самом деле Кушербаева отнюдь не понизили, а бросили на весьма важный участок работы в преддверии президентских выборов 2005 года. Для Назарбаева эти выборы, скорее всего, стали последними в его долгой политической карьере. Крайне важно было обеспечить их успешное проведение. Особенно на фоне "цветных революций" в некоторых постсоветских странах. Было совершенно очевидно, что однозначная поддержка со стороны России является одним из основных условий успеха. Это было важно как минимум по трем причинам. Во-первых, с точки зрения отношений с Западом по вопросу о возможной реализации в Казахстане "цветного" сценария. Во-вторых, с точки зрения симпатий русского населения Казахстана, которое в итоге вошло в костяк наиболее лояльного электората, поддержавшего Назарбаева. В русских регионах у штабов Назарбаева не было практически никаких проблем. Оппозиция в основном опиралась и опирается сейчас на южных казахов. В-третьих, позиция России вкупе с аналогичной позицией Китая как двух великих соседей Казахстана в принципе играла для противников Назарбаева отрезвляющую роль и сдерживала их активность.

С вопросом выборов увязывалась и проблема подписания договора о границах, который для Казахстана имеет действительно историческое значение. Этот договор закрепляет новую независимую казахстанскую государственность в столь обширных границах, в которых она не существовала никогда ранее. Кроме того, окончательно решился и вопрос о северных и восточных областях Казахстана, которые многими в России считались спорными территориями. Доля славянского населения в этих регионах исторически очень велика. На момент распада СССР славян здесь было значительно больше казахов. Не секрет, что в начале-середине 90-х именно здесь базировалась и русскоязычная оппозиция Назарбаеву, впоследствии разгромленная не без помощи из Москвы. Подписание договора о границе стало одной из ключевых тем избирательной кампании Назарбаева осенью 2005 года. Такой подарок Кремля сыграл заметную роль в масштабной пиар-кампании казахов, выходящей за рамки выборов, по поводу того, что Казахстан вышел на принципиально новый уровень позиционирования в мире.

По крайней мере, эти два направления, несомненно, были в числе наиболее приоритетных задач работы Кушербаева в России. В том числе для этого Кушербаев, не имевший ранее опыта дипломатической службы, был направлен в Москву. Надо сказать, что он развил бешеную активность, изрядно утомив этим значительную часть российской элиты. Конечно, роль посла не стоит преувеличивать, но так или иначе поставленные цели были достигнуты, после чего Кушербаев получил назначение на весьма "хлебный" пост акима (губернатора) Мангистауской области.

В неформальной казахстанской политической иерархии такое назначение считается повышением, и его можно расценивать как награду за успехи, достигнутые в Москве. Мангистауская область богата нефтью. Кроме того, сейчас в самом Мангистау (бывший Шевченко) разворачивается масштабный проект модернизации морского порта, через который планируется наладить поток танкерных перевозок через Каспий для закачки казахстанской нефти в известный трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан в обход российской трубопроводной системы. Таким образом, место областного Акима - это весьма перспективное и прибыльное назначение.

Впрочем, говорят, что завершение бурной деятельности Кушербаева в Москве не обошлось без неприятных сюрпризов для многих его российских партнеров. Посол инициировал массу совместных проектов и всевозможных заказов, ко многим из которых внезапно потеряв интерес, как только стало известно о его новом назначении. По слухам, теперь казахстанское посольство осаждают печальные ходоки, безуспешно пытающиеся вытрясти причитающиеся им гонорары и робко интересующиеся о судьбе так громко начинавшихся проектов. К сожалению, такой стиль работы характерен для многих чиновников как в Казахстане, так и на постсоветском пространстве в целом. Можно было бы на это не обращать внимания, если бы нередко мелкие личные обиды не становились в итоге причинами заметно более крупных политических или экономических последствий.

Так или иначе, но Кушербаев покинул Россию, а на его место назначен Жансеит Туймебаев. С 1999 года по 1 февраля года нынешнего он являлся шефом Протокола президента Республики Казахстан. До этого занимался научной и преподавательской деятельностью. Распад Союза встретил в должности доцента Казахстанского госуниверситета. Правда, с 1993 года Туймебаев работал в системе казахстанского МИДа, а затем недолго в посольстве РК в Турции, но отнюдь не на ведущих должностях. Судя по биографии нового посла, он не имел опыта управленческой деятельности на крупных государственных постах и не руководил экономикой. Кроме того, он никогда не занимался вопросом отношений с Россией и, вероятно, только сейчас будет входить в курс дел на новом направлении работы, столь отличающемся от работы шефа протокола, которой он занимался последние семь лет.

Новому послу можно искренне пожелать успехов, но при всем уважении к нему, вне всякого сомнения, по сравнению с Кушербаевым можно говорить о явном снижении статуса посла Казахстана в России. Оно и понятно – стратегические задачи выполнены, и в ближайшие годы такой жизненной надобности в горячей дружбе с Москвой у Астаны уже нет. По всей видимости, это только первое из ряда предстоящих событий, которые подтвердят ходившие еще летом и осенью в Астане слухи о том, что после выборов пророссийский вектор во внешней политике Казахстана ослабнет и значительно усилится вектор прозападный.

В принципе это было бы логично предположить. Казахстан, как и все постсоветские страны, лавирует между Западом и Россией, пытаясь усидеть на двух стульях, а заодно извлекая из этого свою выгоду. Первые признаки поворота также можно было разглядеть и в визитах в Астану высокопоставленных американцев в период избирательной кампании осенью 2005 года. Не исключено, что там обсуждались и вопросы внешнеполитических приоритетов Казахстана. С точки зрения Астаны, такое балансирование, прикрытое пропагандистской завесой, является залогом непотопляемости. Интересно, что на Западе казахи пытаются вести не менее интенсивную пиар-кампанию, чем в России, пытаясь убедить уже западную общественность в том, что Казахстан однозначно ориентируется на западные демократии. К примеру, казахи регулярно выкупают целые полосы (правда, на правах рекламы) в "Вашингтон пост" и других авторитетных западных изданиях.

Такое балансирование, несомненно, соответствует о внешнеэкономических интересах Казахстана, который, несмотря на все свое декларируемое расположение к России, объективно заинтересован в снижении своей зависимости от российских транспортных систем, и в первую очередь от наших трубопроводов. По крайней мере, интересам Казахстана отвечает диверсификация путей доставки своего главного экспортного продукта (нефти и газа) зарубежным покупателям. И в этом смысле совершенно не случайными были недавние встречи Назарбаева с руководством "цветных" Украины и Грузии, несмотря на явное несоответствие политических взглядов столь разных режимов. Теперь, когда от России Казахстан получил, все, что он хотел, самое время вспомнить о тех, кто не без успеха претендует на роль управляющих современного мира.

Возможно, и в Москве все это отлично понимали и предвидели. Однако в любом случае намечающийся поворот Астаны должен еще раз показать нам, что к любым заверениям в вечной дружбе надо относиться очень осторожно и поверять их в первую очередь реальными делами. Пиар не должен подменять действительность, а дорогие подарки в политике стоит делать только в том случае, если есть основания ожидать соответствующей отдачи. В последние годы нетрудно было заметить, что политика примитивной купли-продажи разных лидеров на постсоветском пространстве сталкивается, мягко говоря, с большими проблемами.

Впрочем, не стоит и сгущать краски. Все-таки пророссийский вектор в казахстанской внешней политике не может совсем зачахнуть по чисто геополитическим причинам. Огромному, но малонаселенному Казахстану, подпираемому с юга и востока не всегда дружественными, но всегда очень непростыми соседями, не обойтись без России. Причем ближайшее обострение дружеских чувств может быть не за горами. Назарбаев в любом случае в ближайшие семь лет (а, возможно, и раньше) должен решить вопрос о передаче власти каким-либо преемникам. С большой вероятностью можно предположить, что этот процесс может сопровождаться обострением внутриполитической борьбы и усилением внешнеполитического давления с самых разных сторон. В этой ситуации Астане вновь понадобится надежный северный союзник, которого бывает так легко убедить в вечной дружбе. Да и объективно говоря, исторически так сложилось, что казахам гораздо проще найти общий язык с русскими, чем с кем-либо еще.




Гибель оппозиционера

14.02.2006. Немецкая волна

В Казахстане при невыясненных обстоятельствах погиб известный оппозиционный политик Алтынбек Сарсенбаев. Глава государства Нурсултан Назарбаев, выразив соболезнование близким погибшего, дал поручение Генеральной прокуратуре и Министерству внутренних дел Казахстана тщательно расследовать обстоятельства случившегося.

Зарина Козыбаева продолжит тему:

В Талгарском районе близ Алма-Аты были обнаружены тела оппозиционного политика Алтынбека Сарсенбаева и двух его охранников. В настоящее время место происшествия оцеплено полицией, и там работает оперативно-следственная группа. Пока правоохранительные органы не дают каких-либо комментариев.

43-летний Алтынбек Сарсенбаев был видным политиком и известным общественным деятелем. В разные годы он занимал ответственные посты в правительстве страны: был министром печати и массовой информации, секретарем Совета безопасности. С 2002 по 2003 годы занимал пост Чрезвычайного и полномочного посла Казахстана в России. Однако в конце 2003 года перешел в ряды оппозиции, став не только одним из руководителей оппозиционной партии «Настоящий Ак Жол», но и ведущим идеологом демократического движения «За справедливый Казахстан». По словам члена президиума движения «За справедливый Казахстан» Амиржана Косанова, Алтынбек Сарсенбаев был не только известной в оппозиции личностью, он до последнего момента оставался одной из влиятельнейших фигур в целом в казахстанской политике:

- Насколько я помню, на прошлой неделе в газете «Жас Алаш» был анонс о том, что во вторник или в среду Алтынбек Сарсенбаев будет проводить прямую линию с читателями. Он мог там много чего сказать. И, насколько мне известно, этот человек был опасен для власти своими демократическими убеждениями, своей открытостью и публичностью. Поэтому мы считаем, что это политическое убийство. И сейчас готовится соответствующее заявление.

Пока о происшествии казахстанские информационные агентства сообщают как о несчастном случае на охоте. Между тем, в Казахстане охотничий сезон еще не был объявлен. К тому же, по словам Булата Абилова - известного политика и соратника Сарсенбаева, руки у всех троих найденных мертвыми были связаны веревками и дополнительно закреплены наручниками, которыми обычно пользуются представители силовых структур. Как сообщает Булат Абилов, его коллеги пропали еще в минувшую субботу. Есть мнение, что преступление было совершено в другом месте, а не там, где были найдены трупы:

- Еще раз убеждаешься, что в нашей стране никто не защищен ни от чего. Ни о каком демократическом, правовом государстве сегодня говорить нельзя. Мы считаем, что это политическое убийство, совершенное с целью устрашения оппозиции, чтобы все максимально были деморализованы. Чтобы тем людям, которые с нами рядом, тоже было очень страшно.

Надо сказать, что за последние полгода это уже второй в Казахстане случай гибели крупного политика. Напомним, в прошлом году (также при непонятных обстоятельствах!) погиб общественный деятель Заманбек Нуркадилов. Официальные власти выдвинули тогда версию о самоубийстве. Представители демократических сил предполагают, что при расследовании дела о гибели Алтынбека Сарсенбаева скорее всего виновные найдены не будут.

А что думают наблюдатели за пределами Казахстана? За комментарием мы обратились к главе Немецкого фонда по содействию демократии в Центральной Азии Михаэлю Лаубшу, который всегда живо интересуется всем происходящим в Казахстане:

Смерть Алтынбека Сарсенбаева, по моему мнению, - это еще одно указание на то, что оппозицию в Казахстане хотят исключить из политической борьбы. Естественно, что в связи с этой трагедией вспоминается смерть Заманбека Нуркадилова в минувшем году. Официальные источники тогда сообщили о том, что это было самоубийство, - между тем, в теле Нуркадилова были обнаружены три пули. Эта версия представляется очень сомнительной. Теперь вот шокирующая новость о гибели Сарсенбаева. По официальным сообщениям, смерть наступила в результате несчастного случая на охоте. Настораживает то, что тело Сарсенбаева было найдено в принадлежащем ему автомобиле, там же одновременно были обнаружены тела его охранника и шофера. Наши источники утверждают, что все трое были застрелены. Версию о несчастном случае на охоте вряд ли можно считать правдивой. Я исхожу из того, что это очередная попытка нейтрализовать оппозицию в стране. Если это не удается сделать юридическими средствами или иными способами оказывать давление, то остается единственный вариант – физическое устранение.

Это было мнение Михаэля Лаубша - главы Немецкого фонда по содействию демократии в Центральной Азии.




Драма "серого кардинала"

14.02.2006. АПН Ру

Андрей Грозин

Смерть Алтынбека Сарсенбаева, с которым автору этих строк пришлось поработать более полутора лет (еще до переезда Министерства печати в Астану) вызывает достаточно сложные чувства. Но эта трагедия позволяет сделать несколько уже совершенно явно напрашивающихся выводов.

Мои сложные чувства вызваны самой фигурой Алтынбека Сарсенбаевича Сарсенбаева. Незаурядного политика, изменившего несколько лет назад фамилию на Сарсенбайулы. Сарсенбаев действительно был "крупной фигурой". Причем как во власти (столько, сколько ему удалось просидеть в министерском кресле, — это абсолютный рекорд для высшего чиновничества в Казахстане), так и в рядах оппозиции. В республике за Сарсенбаевым прочно закрепилась слава «серого кардинала».

Особенно примечательно, что это прозвище Сарсенбаев сохранил и уйдя в 2003 г. с государственной службы в оппозиционный (и тогда еще не расколовшийся) "Ак Жол". Широко ходили версии о том, что Сарсенбаев является дальним родственником самого президента. И о том, что к организации знаменитой "внутриэлитной войны 2001 года"  он приложил свою руку (наряду с другим ныне действующим "серым кардиналом" Маратом Тажиным). В так называемый "оппозиционный период" его жизни также бытовало неоднозначное мнение об этом политике. Поговаривали, что Алтынбек был специально "заслан" властью в ряды оппозиции для ее последующего раскола. Вообще, вокруг фигуры одного из бывших сопредседателей "Ак жола" ходило на редкость много слухов, а в его биографии было много белых пятен.

Некоторыми СМИ уже озвучивается версия о том, что смерть Сарсенбаева была выгодна оппозиции. А потому, логично предположить, говорят конспирологи, что именно оппозиционеры к этой трагедии как-то приложили руку. Но это версия совершенно несостоятельна. Надо знать нынешнюю казахстанскую оппозицию. Она, практически вся, малоспособна к каким-то решительным действиям (тем более, таким брутальным эскападам). После объявленной "91-процентной"победы Н.Назарбаева на президентских выборах оппозиция пребывает в полной прострации. Ее умеренная часть уже, по сути, полностью капитулировала и согласна работать с властью, причем на условиях Астаны.

Предположить, что какие-то неизвестные "отмороженные" оппозиционеры или "народные мстители" организовали убийство Сарсенбаева, его телохранителя и водителя просто невозможно. Подобная специальная акция требует тщательной подготовки, привлечения серьезных ресурсов. Например, найма профессионального киллера (точнее, нескольких) и много других действий, которые непременно попали бы в поле зрения спецслужб. Известно, что там, где собирается хотя бы два казахстанских оппозиционера, всякая тайна для КНБ кончается.

Да, убийство (а это, судя по информации, именно убийство в спину) трех человек отчасти выгодно оппозиции. Теперь как и после "рекордного" по примененным пропагандистским усилиям "самоубийства" Заманбека Нуркадилова оппозиция начнет раскручивать беспроигрушную тему. "Злочинной влады", методично убивающей лидеров противостоящего лагеря. Но на месте казахских оппозиционеров точно так же поступила бы и любая другая оппозиция. Любой политическое убийство — есть отличный информационный повод повесить на президента (по Конституции РК именно он является гарантом сохранения стабильности в республике) еще несколько "собак".

По моему глубокому убеждению, смерть Сарсенбаева вряд ли нужна была действующему президенту. Более того, она ему была совсем не нужна по вышеуказанным обстоятельствам.

Так называемая "Драма на охоте" просто-напросто еще раз подтвердила тот факт, что в Казахстане активно действует пресловутая "третья сила". Эти "мясники" встроены во власть: они обладают серьезными ресурсами, которые полураздавленной оппозиции и не снились. Цель этой силы — игра на взаимное обескровливание и президента и оппозиции, расчистка политического поля под планируемый в перспективе захват власти. Именно поэтому странной смертью погибают не просто "видные оппозиционеры", а харизматики. Именно те из них, о ком в республике принято говорить "неформальные авторитеты" в традиционной иерархии казахского общества.

Президенту, по моему мнению, следовало бы внимательнее присмотреться к некоторым фигурам из своегоближайшего окружения. В принципе, где-то рядом с ними и можно найти следы постоянно упоминаемой в Казахстане в последниеполтора-два года "третьей силы".


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ