Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №140(15.02.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

УЗБЕКИСТАН



«Узбекистан становится заложником чужих геополитических игр»

01.02.2006. Фергана.Ру

Сергей Ежков

Виртуальная активизация оппозиционного узбекского эмигранта Салая Мадаминова, предпочитающего претенциозный псевдоним Мохаммад Солих, наводит, как минимум, на три вывода.

Первый, как мне кажется, лежит на поверхности. Некие заинтересованные стороны, рассматривающие кандидатуру опального поэта в качестве эквивалентной замены действующему президенту Узбекистана, пытаются выяснить, а стоит ли делать ставку именно на эту, потерявшую резвость лошадку, от которой, кроме полузабытого имени, ничего и не осталось? Или же, с помощью СМИ просчитав ситуацию, раз и навсегда отказаться от политической и финансовой поддержки узбекского литератора?

Второй вывод заключается в том, что те же заинтересованные стороны, искусственно активизировав С.Мадаминова, пытаются отвлечь внимание узбекского лидера, ревниво отслеживающего всякого, кто даже гипотетически может метить в его президентское кресло. Отвлечь от того, кого готовят из-за пределов республики, что называется, без шума и пыли.

Вывод третий, вытекающий из двух предыдущих: Ислам Каримов для всех без исключения "заинтересованных сторон" - фигура крайне нежелательная и абсолютно недопустимая в перспективе...

Не стану перечислять вероятные достоинства Солиха или его не менее вероятные недостатки. Об этом много говорено. Скажу лишь, что если мои предположения верны и кандидатура литератора на самом деле рассматривается всерьез, то те, кто ее лоббируют, либо слишком плохо информированы о сложившихся в Узбекистане реалиях, либо, как это нередко случалось и ранее, неверно анализируют имеющуюся в их распоряжении информацию.

В данном случае основная ошибка заключается в том, что сегодня слишком поздно ставить на политического оппонента, долгие годы находящегося вне пределов страны. Персонам типа Мохаммада Солиха никогда не победить даже на самых демократических выборах. Это исключено полностью хотя бы потому, что за время самостоятельного развития Узбекистана в этой стране сформировалась и окрепла своя властная и бизнес-элита, которая ни при каких обстоятельствах не потерпит появления у руля государства "человека со стороны".

Да, она недовольна действиями Ислама Каримова, но открыто не оппонирует ему, ожидая вполне естественного и закономерного ухода лидера. Эти люди терпеливо ждут, когда ситуация разрешится сама собою, но они не настолько пассивны, чтобы упустить шанс возглавить страну сразу же после ухода первого президента. Да, эта категория граждан меньше поднаторела в патетической риторике, хуже владеет словом и ораторским искусством, но за нею конкретная власть и деньги куда более значительные, нежели те, что могли бы дать зарубежные спонсоры узбекского поэта и памфлетиста.

Риторика, какой бы демократичной она ни была, не для Узбекистана. Здесь при возможном переделе власти решающим фактором станет пресловутый административный ресурс и деньги, брошенные в виде разовой подачки людям, нередко забывшим, как эти деньги выглядят.

Далее. Ставка на Мохаммада Солиха бесперспективна еще и потому, что он не пользуется авторитетом ни на региональном уровне, ни на уровне властных персоналий в масштабах республики. Не всякий Мохаммад годится в пророки. Этот чужой для всех, не знает сложившихся в стране реалий, не владеет "подковерными" методами борьбы за власть, которые в Узбекистане всегда превалировали над публичными. Вряд ли за ним пойдут и люди, предпочитающие, как показала практика, худой мир и более чем скромный достаток, доброй войне, безвластию и разрухе, неизбежной при любой революции.

Я не оговорился, упомянув именно этот термин. Судя по всему, узбекский литератор, позиционирующий себя в качестве единственной альтернативы нынешнему президенту страны, рассчитывает прийти к власти на волне народного гнева. С массовыми беспорядками, погромами и поджогами, убийствами виновных и попавшихся под горячую руку, изгнанием неугодных и неудобных. В противном случае, оппозиционная структура, созданная при содействии и непосредственном участии поэта за тысячи километров от родного отечества, вряд ли бы стала составлять списки лиц, по ее мнению, виновных во всех несчастиях узбекского народа. Любые списки всегда вызывают настороженность, а посему отталкивают умных людей от сотрудничества с их составителями.

Следующее. Мохаммад Солих - явно не Владимир Ульянов, а так называемый "Конгресс демократических сил Узбекистана" - отнюдь не партия большевиков.

Не подразумевается, как я думаю, и запломбированного вагона, в котором Солиха сотоварищи тайно привезут на территорию, в очередной раз избранную кем-то для эксперимента.

Вряд ли литератор в изгнании может рассчитывать на серьезную финансовую поддержку, кроме той, что оказывает ему сегодня отлученный от некогда любимого им президентского дома А.Максуди.

Да и прошлое поэта не совсем безупречно даже с точки зрения двойной морали и двойных стандартов. Контакты с организациями, отнесенными большинством государств к категории террористических, дружеские и деловые связи с их лидерами, при необходимости легко использует любой оппонент Солиха, выставившим свою кандидатуру на пост первого лица узбекского государства одновременно с ним.

Политические минусы эмигранта, по-прежнему мечтающего прийти к власти, можно было бы перечислять и далее, однако не вижу смысла. Скажу одно: попытка "раскрутить" полузабытого узбекского поэта - бессмысленная трата времени и средств безо всякой надежды на позитивный результат. Время ушло, а его, как известно, вернуть невозможно.

Другое дело, если виртуальный пиар Мохаммада Солиха, заведомо искусственно тиражируемый за пределами Узбекистана, действительно отвлекающий маневр. Этакая имитация прорыва фронта с целью отвлечения основных сил противника. На самом деле прорыв планируется в совершенно другом месте и с участием совершенно иных персоналий.

Что ж, в этом случае агрессивная "раскрутка" зарубежного оппозиционера вполне оправданна и не менее логична. Приняв во внимание существующее недовольство практически всех социальных или имущественных слоев населения Узбекистана действиями Ислама Каримова, подготовка "в тени" нового национального лидера, при определенном стечении обстоятельств, может дать ожидаемый результат. При этом думается, удастся избежать революционных потрясений, последствия которых с известной степенью достоверности прогнозировать не возьмется никто.

Эта версия имеет право на жизнь еще и потому, что нынешний президент Узбекистана, по большому счету, не устраивает не только собственный народ, ставший по сути его личной собственностью, но и самых авторитетных международных игроков планетарного масштаба. Не будем заблуждаться, к примеру, по поводу откровенной демонстрации поддержки Ислама Каримова со стороны его новых российских товарищей с "гэбэшной" родословной. Публичные любезности, тиражируемые ими всякий раз при упоминании узбекского лидера, - та же лицемерная риторика, не более. Иногда умная, чаще противоречивая и не вписывающаяся в рамки здравого смысла.

Россия, уверен, до сих пор осознает шаткость консолидации с Узбекистаном именно потому, что у руля этой страны стоит Ислам Каримов. И Кремль, если там действительно остался хоть один думающий стратег, наверняка начал работу по эволюционной замене главы узбекского государства. Я не исключаю, что инициированная не из России пропаганда идей Мохаммада Солиха, как это ни парадоксально звучит, Кремлю на руку. Здесь, не отвлекаясь на мелочи, могут спокойно готовить своего узбекского наместника, скорее всего, из числа недавних соратников Ислама Каримова. Аналогично могут действовать и те, кто желает вернуть Узбекистан в лоно западной цивилизации и западных интересов.

Плохо это или хорошо?

Плохо при любом раскладе, поскольку Узбекистан при всех рассмотренных мною вариантах станет заложником чужих геополитических игр, раз и навсегда исключив из политического лексикона само понятие "национальные интересы".

Но это, видимо, судьба. Действующая власть, к сожалению, не допускает мысли о легитимной конструктивной оппозиции, чье мнение по тем или иным вопросам расходилось бы с мнением первого лица государства. Причина сложившегося положения, безусловно, кроется в личности этого лица, не терпящего иной, кроме сложившейся у него, точки зрения. Быть может, это главный недостаток Ислама Каримова. Тот, что объективно ведет его к досрочному закату политической карьеры.

К досрочному и бесславному, замечу...




Коммерция взамен антитеррора

02.02.2006. Газета

Марина Сайдукова

Узбекистан торгуется с Германией за военную базу в Термезе

Узбекистан пригрозил закрыть германскую военную базу в Термезе. Об этом вчера объявило узбекское министерство иностранных дел. В частности, Ташкент обвиняет Берлин в том, что "Германия неправомерно переправила с начала года через Термез в Афганистан, кроме своих солдат, более 400 человек из США, Венгрии и Дании". Напомним, что Германия - единственное западное государство, сохранившее военную базу в Узбекистане.

Как уже сообщала "Газета", в августе этого года, после того как американцы раскритиковали действия узбекских властей во время беспорядков в Андижане, США получили отказ правительства республики в продлении срока использования авиабазы Карши-Ханабад. Сразу после этого руководство Германии, не дожидаясь возможного разрыва соглашения об использовании термезской базы, начало искать компромиссное решение и пошло на уступки Ташкенту. Так, несмотря на санкции Евросоюза, запрещавшие въезд на его территорию 12 высокопоставленным узбекским чиновникам, МИД Германии выдал визу министру внутренних дел Закиржону Алматову, отправившемуся в Германию на лечение. А 10 декабря прошлого года прибывший в Ташкент во главе делегации замминистра обороны Фридберт Пфлюгер подписал соглашение о пролонгировании срока пребывания своих военных.

Немецкая база в Термезе была развернута в 2002 году в обмен на финансовую помощь и военное сотрудничество, которое предусматривало поставки оружия и техники узбекской стороне. За три года Германия модернизировала аэропорт, построила новую взлетно-посадочную полосу и стоянку, рассчитанную на девять больших самолетов. Всего в Узбекистане находится 300 немецких солдат и офицеров, которые обслуживают семь транспортных самолетов С-160 и пять вертолетов СН-53.

Известный политолог, директор Центра Кербера по России и СНГ при Германском совете по внешней политике Александр Рар в беседе с "Газетой" сказал, что такой поворот событий можно было предвидеть. "Узбекистан не должен был забывать, что Германия при всей ее лояльности к Центральноазиатским странам (немцы не пытаются распространять там "оранжевые революции" или навязывать свои либеральные ценности) встроена в Европейский союз и не собирается играть в регионе в собственную игру", - считает Рар. Он предположил, что "узбеки рассчитывали на независимую позицию Германии, продемонстрированную в свое время по иракскому вопросу, но при Ангеле Меркель это уже невозможно".

Член ученого совета Центра Карнеги в Москве Алексей Малашенко, наоборот, видит "руку Москвы" в намерении Ташкента выставить немецких военных за границы своей страны. По его мнению, заявление узбекского МИДа подтверждает избранную Ташкентом линию на сближение с Россией. "Я думаю, что решение Ташкент принял если не по совету Москвы, то как минимум после обсуждения с ней", - сказал он "Газете".

Любопытно, что одновременно с угрозами Ташкент потребовал от Берлина построить в Термезе отель, больницу и центр отдыха. И даже указал сумму, в которую обойдется возведение перечисленных объектов, - 20 миллионов евро. Между тем Германия уже инвестировала в модернизацию базы 12 миллионов евро и ежемесячно переводит 240 тысяч евро за проживание своих солдат.

Как сообщили "Газете" в посольстве Германии в Москве, в ближайшие дни в Узбекистан вылетит делегация, которая попытается урегулировать проблему.




Ислам Каримов: возврат к историческому союзнику

Российские вести 01 - 08 февраля 2006

Вячеслав Николаев

"После развала Советского Союза Центральная Азия быстро превратилась в арену сражений различных геополитических сил. С юга на регион давили исламские радикалы, обозначил свое присутствие Запад, в первую очередь, США. Сохранила свое традиционное влияние и Россия. Романтические мечты некоторых лидеров государств этого региона, что им удастся самостоятельно прорваться в XXI век, улетучились как эфир. Нужно было делать непростой, но исторический выбор. Президенту Узбекистана Исламу Каримову не пришлось "наступать на свою песню". Опытнейший государственный деятель, блестяще знающий Россию и ее нынешние реальные геополитические возможности, он решил не искушать судьбу и стать партнером России, ее стратегическим союзником и таким образом выиграть будущее для своей страны."

Идя навстречу друг другу

Радикальный ислам, даже после появления в Афганистане войск США и их западных союзников, продолжает оставаться мощной политико-религиозной силой. Пояс нестабильности ныне охватывает огромное геополитическое пространство - от Морокко до Синьдзяна, от Сомали до Филиппин. Он захватил и Центральную Азию - Узбекистан, Киргизию и Таджикистан. Поэтому для аналитиков было очевидно, что рано или поздно именно на этом плацдарме могут развернуться самые драматические сюжеты борьбы исламского экстремизма с так называемыми светскими режимами. Идея создания "большого халифата" уже давно витает в воздухе. Только проблема заключалась в том, как поведут себя в такой ситуации активно действующие внешние игроки: поддержат нынешние светские режимы в Центральной Азии или будут способствовать их ослаблению, чтобы позже выступить в роли "третейского судьи".

Для Запада исламизация региона могла дать только повод для более активного вмешательства в ход событий и возможность для широчайшего геополитического маневра. Россия, у которой буквально под носом случилась бы нешуточная битва, рисковала многим. Поэтому она поддерживала режим президента Узбекистана Ислама Каримова, ведущего борьбу против исламского экстремизма уже на своей собственной территории.

Странным образом вели себя США. Получив возможность иметь в Узбекистане военную базу в рамках международных антитеррористических соглашений в связи с ведением боевых действий в Афганистане, они поспешили выступить с лозунгом так называемой "демократизации государств региона", что на практике означало начало процесса "цветных революций". В Киргизии такой сценарий сработал, но не совсем так, как желали в Вашингтоне. В Узбекистане вообще дело дошло до вооруженного противостояния. Речь идет об известных событиях в Андижане.

Президент Ислам Каримов дал им следующую официальную оценку. Было объявлено, что правительственные силы столкнулись с сопротивлением исламских радикалов, а сами столкновения названы дерзким терактом. В то же время Ташкент высказался против международного расследования, что вызвало резкую реакцию Запада. Он напомнил, что в Узбекистане есть представительства ОБСЕ, ООН. Более того, президент Узбекистана тогда отметил: "Мы считаем, что ООН - это единственная организация, которая может участвовать в любых расследованиях в любой стране и выносить свои решения".

Для расследования теракта была создана оперативная группа из числа сотрудников МВД, НСБ и прокуратуры. "Весь сценарий андижанских событий был тщательно подготовлен, оружие было завезено из-за пределов Узбекистана до начала нападения", - сделала заключения прокуратура. Президент Узбекистана также заявил, что к событиям в Андижане были причастны исламские радикалы: "Убежден, все, что произошло в Андижане, не обошлось без серьезной подготовки и того опыта, который боевики накопили в Афганистане и других "горячих точках". Президент Каримов напомнил, что Ферганская долина - это регион, откуда вышли лидеры исламских радикалов, в том числе Тахир Юлдашев и Джума Намангани. Поэтому все попытки дестабилизировать ситуацию в этом регионе без их вмешательства не обходятся.

Событиям в Андижане предшествовал политический инцидент в Москве, на празднествах по случаю дня Победы, куда был приглашен и президент Узбекистана Ислам Каримов, рассказывал один из лидеров узбекской оппозиции Бахадур Рахмонов. По его словам, это якобы явилось одним из определяющих звеньев в цепи последующих событий. В Москве после парада Победы предстояла встреча Каримова с американским президентом Джорджем Бушем. Узбекской стороной был подготовлен целый пакет предложений, который если бы и не был принят, то хотя бы прояснил ситуацию. Однако американский президент демонстративно отказался от встречи с Каримовым и даже не пожелал поздороваться ним.

Так ли это было или нет, сказать сегодня трудно. Но фактом является то, что Москве удалось предупредить президента Узбекистана о грядущих событиях в Андижане, и Ташкент успел вовремя эффективно среагировать. Да и сам Рахмонов позже признал, что на сей раз в Узбекистане проявил себя так называемый "внешний фактор". Речь шла о Западе в целом, и в первую очередь США.

В данном случае загадочным остается другой сюжет. Запад, если судить по последующей его реакции и публикациям в СМИ, был информирован о готовящемся "андижанском кризисе" и, несмотря на свое "стратегическое сотрудничество" с Ташкентом в борьбе с международным терроризмом, сделал вид, что ничего не происходит. Он пожелал застать Ислама Каримова врасплох.

Представим себе, что замысел террористов удался. Вероятно, тогда в Ташкенте пришла бы к власти выпестованная Западом так называемая "либеральная оппозиция". Но ей вряд ли бы удалось надолго удержать власть. И тогда начался бы процесс исламизации всего региона в самой непосредственной близости от границ России. Неужели именно такого хода развития событий добивался Джордж Буш со своей командой? Поэтому, когда Президент Ислам Каримов попросил американских военных убраться со своей территории, многие в Вашингтоне расценили эту акцию как провал своей политики в Центральной Азии. Внешнеполитические реверансы, предпринятые в то время Москвой и Западом, - всего лишь дань дипломатическому этикету и не меняют оценки событий.

Количество переходит в качество

Вскоре в печати появились сообщения со ссылкой на "высокопоставленный источник" в Кремле о том, что Россия намерена кардинально изменить свою политику на пространстве Содружества, и это касается не только и не столько ее отношений со странами СНГ, сколько с США и государствами Евросоюза. Суть нового направления политики заключается в том, чтобы отношения Москвы с Вашингтоном и европейскими структурами на территории бывшего СССР приобрели цивилизованный характер. У нас хватит терпения, говорил "источник", чтобы объяснить своим партнерам по СНГ, что Москва не собирается восстанавливать советскую империю. Так выбивался один из серьезных аргументов у Запада, начавшего квалифицировать политику Москвы на постсоветском пространстве как "реанимацию империи".

А дальше последовали уже хорошо прогнозируемые шаги Ташкента. 25 января нынешего года он подписал соглашение о своем вступлении в ЕврАзЭС. По оценке многих аналитиков, это стало логичным продолжением той смены геополитической ориентации, которая произошла еще в мае 2005 года при подавлении мятежа в Андижане и попытке давления на Узбекистан сначала со стороны Евросоюза, а потом и США. Тогда западные страны, по большому счету, не оставили Узбекистану иного выбора, кроме как возобновить отношения с государствами, которые исторически являлись его партнерами, и искать у них поддержки. Это касается не только России, но и ближайших соседей Узбекистана в Средней Азии. По сути, ЕС и Госдепартамент США вытолкнули Узбекистан в ЕврАзЭС, и винить в этом геополитическом проигрыше им следует только самих себя.

Россия в данном случае, безусловно, усиливает свои позиции, и включение Узбекистана в ЕврАзЭС - это еще один последовательный шаг в укреплении нашего влияния в Центральной Азии. В постсоветской Азии на данный момент существуют два ведущих государства - Казахстан и Узбекистан. Туркмения, несмотря на ее газовые запасы, и тем более горные республики Таджикистан и Киргизия являются все-таки партнерами второго плана. Они менее интересны в экономическом плане и с геополитической точки зрения имеют гораздо меньшее значение. Хотя, конечно же, сотрудничество с ними также необходимо. Узбекистан - это второе "плечо" Центральной Азии, и с учетом того, что Казахстан исторически является достаточно надежным партнером России, поворот во внешней политике Узбекистана, в которой раньше присутствовала и антироссийская риторика, можно рассматривать как несомненный успех и расширение поля для маневров российской политики и бизнеса.

После подписания в конце прошлого года союзного договора между Москвой и Ташкентом и особенно теперь, после вступления Узбекистана в ЕврАзЭС, для крупного российского бизнеса в этой стране открываются достаточно широкие перспективы. Произошедшее можно также рассматривать и как следствие переориентации российской власти в подходах к внешнеполитическим вопросам. Теперь во внешней политике России преобладает прагматический подход. Сейчас и "Газпром", и "ЛУКОЙЛ", и "Русский алюминий", и крупные российские предприятия, работающие в области пищевой промышленности, получают очень серьезные возможности для укрепления на большом и достаточно емком узбекском рынке. И хотя покупательная способность населения этой страны пока довольно низкая, Узбекистан - это половина населения постсоветской Азии. В Казахстане сейчас проживают немногим более 15 млн. человек, а в Узбекистане уже на данный момент - более 26 млн., и, согласно прогнозам, к 2030 году его население увеличится до 50 млн. человек. Если Узбекистан сможет изменить свое экономическое законодательство и сделать его более приспособленным к сотрудничеству в рамках ЕврАзЭС, а такое стремление, совершенно очевидно, у узбекского руководства присутствует, то Россия сможет вывести на новый уровень экономическое сотрудничество между двумя странами. И речь идет не только, конечно, об экономике. Как бы то ни было, Исламу Каримову теперь становится спокойнее и дальше вести вперед Узбекистан. Вместе с Россией.




Каримов возвращается в ОДКБ

08.02.2006. Независимая газета

Виктория Панфилова

Официальный Ташкент все активнее сотрудничает со структурами СНГ

Узбекистан, довольно неожиданно покинувший в 1999 году Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), готов вновь возобновить свое членство в этой структуре. Вчера президент Узбекистана Ислам Каримов обсуждал этот вопрос с генеральным секретарем ОДКБ Николаем Бордюжей, прибывшим в Ташкент накануне. Бордюжа привез Каримову уставные документы ОДКБ и рабочие материалы о деятельности организации.

Намерение Ташкента присоединиться к ОДКБ стало логическим продолжением вхождения Узбекистана в Евразийское экономическое сообщество. Напомним, что полноправным членом ЕврАзЭС Узбекистан стал 25 января нынешнего года.

Технические моменты возвращения Узбекистана в ОДКБ еще будут обсуждаться с государствами – членами организации (Россией, Казахстаном, Белоруссией, Таджикистаном, Киргизией и Арменией). Однако политологи уже заговорили, что курс Ташкента на интеграцию со структурами СНГ знаменует кардинальную смену политического вектора Узбекистана. Тем более что в конце прошлого года Узбекистан и Россия заключили стратегический договор, по которому страны будут координировать усилия по созданию региональной системы безопасности в Центральной Азии.

Шаг в этом направлении уже сделан: Николай Бордюжа представит в Ташкенте проект подготовленного в штабе ОДКБ соглашения о создании и функционировании Объединенной группировки войск (ОГВ) Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности. Эта группировка призвана стать главным гарантом военной безопасности в регионе. «На нее возлагаются задачи по локализации и прекращению возможных приграничных конфликтов на внешних границах региона, по нанесению поражения войскам агрессора в случае нападения», – поясняют в штабе ОДКБ.

Для стабилизации обстановки в регионе рассматривается также вопрос создания на территории Узбекистана российской военной базы. Как известно, в Узбекистане с 2001 года дислоцировалась американская военно-воздушная база, работавшая на афганском направлении. До 2005 г. отношения между Ташкентом и Вашингтоном оставались весьма дружественными, и такой альянс был выгоден обеим странам.

Удар по двусторонним отношениям был нанесен в мае прошлого года, когда узбекские правительственные войска подавили мятеж в Андижане, в ходе которого погибли мирные жители. Отношения Ташкента со странами Запада резко ухудшились – и 29 июля 2005 года, получив поддержку в Москве и Пекине, МИД Узбекистана официально уведомил Вашингтон о необходимости вывести американские войска и технику с авиабазы «Ханабад». Для Узбекистана это означало, в первую очередь, усиление международной изоляции и создавало проблемы с реализацией назревших в стране социально-экономических реформ. Тогда Ислам Каримов пошел по другому пути. Он выбрал интеграцию с Россией, которая уже в ближайшем будущем должна принести ему определенные политические и экономические дивиденды. Не исключено, что взамен Каримову придется разместить на своей территории теперь уже российскую военную базу.

Такая база в Узбекистане «нужна как фактор сдерживания возможных конфликтов и усиления любого правительства – каримовского или послекаримовского», считает председатель Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов. Скорее всего, заметил он, это будет небольшая база, лишь символизирующая российское военное присутствие и готовность России стабилизировать ситуацию в этом районе.

Именно это и предусматривает проект соглашения об Объединенной группировке войск Центрально-Азиатского региона, которое будет подписано в мае-июне 2006 года. В рамках соглашения планируется проведение совместных мероприятий оперативной, мобилизационной и боевой подготовки органов управления и войск ОГВ. Это еще только планируется, но уже сейчас даже само обсуждаемое решение о развертывании российской военной базы и возможной российской военной помощи в случае конфликта становится сдерживающим фактором в отношении сил, которые могут пойти на обострение ситуации в Узбекистане или вокруг него.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ