Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №141(01.03.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
КОНФЕРЕНЦИЯ ИНСТИТУТА СТРАН СНГ «ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ ИЛИ НАТО. К ВОПРОСУ О ВЫБОРЕ»
С ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ ИНСТИТУТА СТРАН СНГ «УКРАИНА ЗА МЕСЯЦ ДО ВЫБОРОВ»
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ТУРКМЕНИСТАН



Быть ли Афганскому газопроводу?

17.02.2006. Asia-Plus

Арман Ахмад

Проекту мешает позиция Пакистана

Вчера 15 февраля в Ашхабаде закончилось заседание руководящего комитета по реализации проекта строительства газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан (ТАП) в составе министров топливно-энергетических отраслей этих стран и только что подключившейся к проекту Индии. В работе заседания также участвовали представители Азиатского Банка Развития (АБР) - спонсора подготовки ТЭО этого крупного регионального проекта.

Газопроводу 13 лет. Для истории это миг, а для газопровода история. За это время были построены десятки газопроводов, но строительству трансафганского всегда что-то мешало – то политическая ситуация в Афганистане, то недостаточный спрос Пакистана на газ и конфликт этой страны с Индией, то нехватка запаса газовых ресурсов туркменского Давлатабада. Что же мешает этому, обросшему мхом, газопроводу?

Политическая ситуация в Афганистане по заключению АБР вполне соответствует реализации проекта. Однако этот же АБР на днях приостановил деятельность и потребовал гарантию безопасности у афганского правительства после того, как были сняты установленные ограждения вокруг его офиса в Кабуле. Когда Азиатский Банк сомневается в безопасности в центре Афганистана, то на каком основании он считает маршрут трансафганского газопровода приемлемым?

Запасы Туркменистана сегодня тоже не проблема. По официальным данным, резерв туркменского Давлатабада оцениваются в 1,7 триллион кубометров, (по другим данным 800 млрд). При пропускной мощности 30 млрд в год, трансафганский газопровод может быть обеспечен почти на 30 лет.

Кроме того, по мнению политического эксперта Ахмад Зия Рифъата, проекту до сих пор мешает позиция Пакистана. Несмотря на то, что Исламабад на Лондонской конференции объявил о своей приверженности к трансафганскому газопроводу, с другой стороны он активно ведет переговоры по созданию другого газопровода Иран-Пакистан-Индия (ИПИ). "ТАП и ИПИ не мешают друг другу. Но есть кое-какие нюансы, которые с точки зрения Исламабада, дают привилегии иранскому газопроводу. От транзита иранского газа Пакистану достается $400 млн. Польза от ТАП неизвестна" - говорит Рифъат. Пакистан может перерабатывать иранский газ для перепродажи, пополнять собственные газохранилища. Маршрут тоже безопасен и проходит по территории подконтрольных правительству зон. Однако, по мнению афганских экспертов, Пакистан просто не желает прогресса и экономического развития Афганистана.

Интересно, что даже пакистано-индийский конфликт по Джамму и Кашмир отпадает на второй план в отношениях двух стран, когда дело касается их энергетической безопасности. У них одна позиция по доступу к энергоресурсам. Президент Пакистана Парвиз Мушарраф неоднократно отмечал приоритет ИПИ для его страны. ТАП, судя по его заявлениям, скорее всего, рассматривается как нечто дополнительное.

Другой потенциальный потребитель туркменского газа - Индия. Однако и Дели тоже более тяготеет к ИПИ. Это страна проиграла "энергетический бой" за нефть Мьянмы своему "вечному" сопернику Китаю. Она не хочет терять иранские источники, где тоже активно работают китайцы, которые заключили 70 миллиардную сделку на нефть и газ. Месторождение Южный Парс, основной источник газопровода ИПИ, охватывает 7% мировых ресурсов газа. Вторая причина в принципе равнодушного отношения Индии к ТАП, обусловлено присутствием США в этом проекте. У Штатов нет особой роли в энергетической политике Индии, особенно в западном направлении. Тем более, Вашингтон уже заявил, что он против ИПИ. Индия сама хочет создать условия для энергетической безопасности, сохраняя хорошие отношения с Ираном, странами ЦА и Россией.

Афганистан, пожалуй, самая заинтересованная в проекте сторона. От транзита газа Кабулу, по официальным данным, достанется $300 – 400 млн. Интересы ИРА по трансафганскому газопроводу лоббируют трое советников американской компании Unicol: Хамид Карзай, президент Афганистана, Залмай Халилзад, бывший посол США в Афганистане и ныне в Ираке, и Мир Мухаммад Сиддик Эшон, нынешний министр промышленности.

По мнению экспертов, трансафганский газопровод приведет в Афганистан мир, стабильность и благоденствие, о чем сегодня невозможно даже мечтать.

Для Туркменистана, второго после России экспортера газа в пространстве бывшего Союза, ТАП это спасение. Так как у него в основном два пути транспортировки газа – один через газопровод "Средняя Азия – Центр" (САЦ), другой газопровод Туркменистан-Иран. Через первый должен импортироваться газ Украине (39 млрд) и России (от 15 млрд до 2005, 30 млрд в 2006 году). Второй газопровод мощностью 8 млрд. кубометров в год, пока импортирует только 5 млрд. По САЦ Туркменистан не может повысить экспорт, так как российский "Газпром" намерен увеличить объемы экспорта в Узбекистан и Казахстан.

Однако, по договору 2003 года "Газпром" должен приобрести до 2027 года, 2 трлн. кубометров газа. При нынешних 30 млрд. в год, это не удастся.

Во время последнего визита в Россию Туркменбаши заявил, что Россия и Туркменистан "совместно будут экспортировать туркменский газ на Запад и Восток".

Кроме этого, существует еще два проекта по Востоку. Первый, проект газопровода Туркменистан - Китай – Япония, стоимостью на 11 млрд. И второй несуществующий проект, на который рассчитывают и Индия с Пакистаном, через существующий газопровод в Иран, и оттуда через ИПИ в Индию и Пакистан, или к газопроводу Иран – Турция и оттуда в Европу.

Кто хочет видеть "Газпром" в Юго–Восточной Азии? Парвиз Мушарраф, президент Пакистана в одном из своих интервью выразил большое желание сотрудничать с "Газпромом". Индия, более 50-летний партнер России, тоже желает участия российского газового гиганта в этих проектах. Свидетельство этому, участие "Газпрома" в газопроводе ИПИ. Туркменистан также хочет видеть "Газпром" в числе участников консорциума по ТАП.

В свою очередь Кабул и Вашингтон не хотят участия "Газпрома" в таких важных геополитических проектах как ТАП. Допустить Россию - энергетическую державу, в пределы Афганистана и Южной Азии, выход энергоресурсов Центральной Азии, Каспия и самой России без участия США означает расширение влияния Москвы. Тогда зачем американцам тратить большие деньги в Афганистане (ежегодно 14 млрд.) и просто умирать в боях против Талибан и "Аль-Каиды"?

Вся эта запутанная история трансафганского газопровода, независимо от результатов вчерашней встречи, остается неясной. Пока все указывает на то, что этот проект скорее мертв, чем жив …




Туркменистан между Западом и Востоком

16.02.2006. Политком Ру

Алексей Власов

В настоящее время Туркменистан представляет собой один из наиболее "закрытых" режимов в пределах стран бывшего СССР. Пожалуй, только специалисты по современной политической истории центральноазиатских государств могут объяснить феномен возникновения формы власти, на которой основано государство Туркменбаши – Отца туркменского народа. Между тем Туркменистан занимает стратегически важное положение в регионе между Казахстаном на севере, Ираном и Афганистаном на юге, Узбекистаном на востоке и является одним из ключевых участников в глобальной игре "вокруг трубы".

Правящая элита Туркменистана имеет свои особенности. Политические группы формируются не по партийному или идеологическому принципу. Основную роль играют группировки, созданные на основе племенных кланов (тайпов), территориальных кланов ("землячеств"), родовых кланов, личных отношений.

Эксперты выделяют шесть племенных кланов, представленных во властных структурах Туркменистана: ахалтекинский, ташаузский, балканский, чарджоуский, кизил-араватский и марыйский. Сам С. Ниязов относится к ахалтекинскому клану, занимающему ключевые позиции в государственном аппарате страны. В структурах КНБ и Службе личной охраны Ниязова заметную роль играют выходцы из чарджоуского клана. К ближайшему окружению Сердара относятся члены его семьи, прежде всего, сын Мурад.

Стабильность этой сложной системы достигается Ниязовым с помощью постоянных кадровых "ротаций", которые обеспечивают главе государства лично преданное ему окружение, но при этом не вызывают недовольства наиболее влиятельных представителей клановых структур. В то же время невозможно сказать, какой именно министр находится в данный момент в особом фаворе у правителя. Туркменбаши неоднократно лишал государственных чиновников должностей за растрату госсредств, пьянство, употребление наркотиков. Обычно наиболее значительные фигуры из окружения президента подвергаются публичному осуждению с трансляцией этой процедуры по телевидению. Такая система "персональных отчетов" способствует формированию у населения страны убежденности в том, что единственной проблемой Туркменистана являются непорядочные чиновники. Но и это препятствие в скором времени будет преодолено благодаря личному контролю со стороны С. Ниязова. Сами государственные служащие находятся в постоянном страхе, опасаясь увольнения или заключения под стражу.

В 2002 - 2003 годах было репрессировано свыше половины сотрудников спецслужб Туркменистана, в том числе ключевые фигуры в силовых структурах страны: Мухамет Назаров, Хайыт Какаев и Курбандурды Бегенджов. Настоящей политической сенсацией в 2005 году стало лишение постов высокопоставленных фигур из окружения Туркменбаши, считавшихся прямыми наследниками Ниязова - Реджепа Сапарова и вице-премьер Еллы Гурбанмурадова. По прямому указанию Ниязова устраняются политики, проявляющие даже минимальное стремление к самостоятельности. Причем высшие государственные чиновники лишаются должностей вне зависимости от прежних заслуг или даже личной дружбы с Сердаром.

Опасность, однако, заключается в том, что подобная кадровая политика может существовать в стране только при условии сохранения личной власти Ниязова. "Передать" наследнику подобную модель управления возможно, но сохранить ее в неизменном виде нереально. В то же время последние шаги туркменского руководства свидетельствуют о возможной подготовке варианта передачи власти в не столь отдаленном будущем.

В настоящий момент система управления, созданная Туркменбаши, не предполагает возможности принятия стратегически важных решений без прямого участия Ниязова. Меджлис – туркменский парламент – согласно Конституции представляет собой высший законодательный орган власти. Однако законодательная инициатива принадлежит самому Туркменбаши, а парламент собирается для того, чтобы одобрять эти указы. За последние несколько лет Меджлис утвердил Ниязова пожизненным президентом, присвоил звание Героев Туркменистана его родителям, наградил Ниязова за создание "Рухнамы" наградой "Рухыбелент".

До лета 2003 года значимость Меджлиса определялась тем фактом, что в случае болезни или смерти президента Туркменистана его полномочия переходили к председателю Меджлиса, до момента избрания нового президента. Однако с превращением Халк Маслахаты в постоянно действующий надпарламент Меджлис утратил эту важнейшую функцию. В то же время за Меджлисом сохранено другое право – награждать государственными наградами президента, а также присваивать ему почетные и воинские звания.

Значительно более важную роль в политической жизни страны играет "Халк Маслахаты" (Народный совет). Его председателем в настоящее время является сам С. Ниязов. В состав законодательного органа входят как назначаемые, так и избираемые лица. Всего в соответствии с конституционным законом, принятым в августе 2003 года, в "Халк Маслахаты" входят 2507 человек. Среди них: президент Туркменистана, генеральный прокурор, 50 депутатов Меджлиса, все члены кабинета министров, главы администраций областей. Заседания Народного совета проводятся один-два раза в год, но права и полномочия его, формально, чрезвычайно велики. Например, только Халк Маслахаты может инициировать процедуру импичмента президента при наличии двух третей голосов, поданных за это решение. Народный совет имеет право досрочно прекратить полномочия Меджлиса и всех иных представительных органов власти. Именно этот орган объявил Сапармурата Ниязова пожизненным президентом, а в октябре 2005 года Халк Маслахаты полным составом отклонил законопроект о проведении президентских выборов в 2009 году, хотя Ниязов и продолжает утверждать, что намерен осуществить эти выборы в установленный срок. Изменения, внесенные в текст Конституции страны (возрастные ограничения для кандидата в президенты - от 40 лет, с верхним пределом в 70 лет), косвенно свидетельствуют о подготовке Туркменбаши к операции "наследник".

Оппозиция едва ли будет участвовать в процессе передачи власти. Расчищенное Ниязовым политическое пространство республики не содержит и намека на присутствие легальной оппозиции. Как отмечают наблюдатели, туркменские оппозиционные организации весьма слабо угрожают единоличной власти Туркменбаши, поскольку они уже достаточно давно выдавлены за пределы государства. Практически все оппозиционные партии возглавляются бывшими государственными чиновниками, как, например, Партия объединенной демократической оппозиции. Лидером этой оппозиционной структуры является Авды Кулиев, бывший в свое время руководителем МИД Туркменистана. Именно Кулиев считается наиболее авторитетным представителем туркменской эмиграции. Достаточно упомянуть о его выступлении в Государственной думе РФ с речью, посвященной нарушениям прав человека в Туркменистане. Еще один экс-чиновник, Худайберды Оразов, занимавший пост вице-премьера, возглавляет оппозиционное движение "Ватан". Наиболее серьезным посягательством на власть С. Ниязова за последние годы стало покушение 25 ноября 2002 года, когда был обстрелян президентский кортеж. По официальным сообщениям, по обвинению в организации покушения было арестовано 67 человек, хотя многие наблюдатели назвали эту цифру заниженной. Организаторами покушения были названы: Б. Шихмурадов – бывший министр иностранных дел, С. Ыклымов – бывший заместитель министра сельского хозяйства, Н. Ханамов – бывший посол в Турции. В декабре 2002 г. Б. Шихмурадов был задержан в Ашхабаде и приговорен к 25 годам лишения свободы. В своем телевизионном признании он признал себя виновным в организации заговора против Туркменбаши, употреблении наркотиков и дезавуировал оппозиционное движение как "преступную группу". Репрессии против бывших руководителей страны носили явно выраженный показательный характер, демонстрируя всем остальным сотрудникам госаппарата, что по воле Туркменбаши их может ожидать подобная кара. В то же время определенная слабость туркменских спецслужб как раз и связана с тем, что они ориентированны только на пресечение деятельности внутренней оппозиции.

Многие изменения в жизни туркменского общества вызывают неоднозначную реакцию: закрытие оперы и библиотек, запрет на рок-музыку, ношение длинных волос и золотых зубов, переход в образовательной системе на модель: двухлетнее обучение в вузе - двухлетняя производственная практика. Некоторая анекдотичность формируемой системы не должна вводить в заблуждение. Все перечисленные действия туркменских властей направлены на поддержание авторитарной системы управления, в рамках идеологической модели "особого пути развития туркменского народа". Воспитание туркменского патриотизма приравнивается к воспитанию личной преданности Туркменбаши. Предельно простая модель общественных отношений закреплена в священной книге "Рухнама", выступающей в качестве базового учебного пособия как в средней, так и в высшей школе.

Стабильна ли власть Туркменбаши? Насколько вероятно сохранение основных механизмов управления, созданных Ниязовым при его преемниках? Ответы, как правило, варьируются в зависимости от субъективного отношения экспертов к личности Сердара. Но существует фактор, который оказывает решающее влияние на устойчивость системы.

Прочность режима Ниязова в значительной степени поддерживается тем положением, который Туркменистан занимает на международной арене. С одной стороны, главное направление внешней политики страны – жесткий изоляционизм. Туркменистан является членом ООН, но не входит ни в одну международную региональную организацию. Туркменистан – нейтральное государство, но именно этот статус, с другой стороны, позволяет ему строить линию внешней политики, ориентируясь на собственные экономические интересы, дистанцируясь от региональных конфликтов. Ближайшие региональные партнеры Туркменистана – Иран и Турция, но даже с этими странами отношения вращаются преимущественно вокруг вопросов экономического сотрудничества.

Наиболее заинтересованы в дружеских отношениях с Туркменистаном США, поскольку в силу своего геополитического положения в регионе Ашхабад является залогом стабильности режима Карзая в Афганистане. Но главное в отношениях с Вашингтоном заключается в том, что Ниязов вовремя уловил тенденцию, при которой на смену "глобальной политике" приходит "глобальная экономика". Постсоветское пространство стремительно утрачивает свою прежнюю "субъектность", дробясь на множество составляющих. И в то же время диалектически соединяется в новых формах, которые не коррелируют с прежними "советскими" экономическими, политическими, историческими связями. Именно интересы "геоэкономики" заставляют США предельно сдержанно реагировать на действия туркменского руководства.

Занимая, по ряду оценок, третье место в мире по запасам газа Туркменистан является привлекательным объектом для американских нефтегазовых корпораций. Эксперты справедливо отмечают, что Ниязов не отказал ни одной стране, желающей купить туркменский газ, и участвует во всех проектах транспортировки газа по линии "Средняя Азия-Центр". США откровенно лоббируют в Ашхабаде проекты трансафганского газопровода, по которому туркменский газ придет в Афганистан и Пакистан. Желание американского руководства выстроить альтернативные "энергетические дуги" вне сферы российских интересов позволяет Ниязову вести свою игру как с Россией, так и с США.

Российский "Газпром" в свою очередь выкупил до 2008 года практически все объемы добычи туркменского газа (до 80 млрд. куб.м. в 2008 году). До истечения срока контракта Ниязов не может "переключать" туркменский газ на альтернативные проекты. Но вполне может декларировать новый статус страны в рамках СНГ и делать прочие заявления, нервирующие российское руководство. Для которого, впрочем, также гораздо больший интерес представляют интересы глобальной экономики и возможности создания "газового картеля" с участием Туркмении и Узбекистана. Поэтому нет ничего удивительного в том, что когда в ноябре 2004 года была принята специальная декларация Генассамблеи ООН "О положении в области прав человека в Туркмении", в которой содержалось прямое осуждение политики Туркменбаши, Россия воздержалась при голосовании. Эффективно лавируя между Западом и Востоком С. Ниязов выдвигает на первый план в отношениях стратегически важные экономические проекты, что позволяет ему отодвигать внутренние проблемы режима на второй план. Более того, вполне вероятен вариант, при котором Россия и США будут заинтересованы в преемственности режима как залога выполнения газовых контрактов. И в этом не будет ничего удивительного. Принцип business as usual становится доминирующим.




Подарки и отдарки, или Обмануть лжеца

20.02.2006. Политком Ру

Виталий Портников

К проблеме туркмено-украинского сотрудничества

Президент Украины Виктор Ющенко позвонил президенту Туркмении Сапармурату Ниязову исключительно с добрыми намерениями – поздравить коллегу с днем рождения, превращенным в День государственного флага. Туркменбаши за поздравления поблагодарил. И сразу же обвинил прибывшую накануне в Ашхабад украинскую делегацию во главе с министром топлива и энергетики Иваном Плачковым и главой "Нафтогаза" Алексеем Ивченко в "неконструктивном подходе".

По словам Ниязова, задолженность Украины за газ составляет 158,9 млн. долл. США, причем из них только за 2005 год – 143,3 млн. долл. Судя по реакции Ющенко, ответ коллеги на поздравления был для него полной неожиданностью. Рассчитывавший на благодарность президент Украины лишь пообещал незамедлительно рассмотреть вопросы, связанные с погашением долга. В этот же день – несмотря на все праздничные приготовления – у главы Миннефтегаза Туркмении Гурбанмырата Атаева нашлось время для обнародования еще более жесткой позиции по итогам переговоров с украинцами. "Несмотря на данные ранее неоднократные заверения о проведении в полном объеме расчетов по долгам НАК "Нафтогаз Украины" перед Туркменией, - говорится в заявлении Атаева, - украинская сторона проявила неконструктивный подход и не предприняла необходимых мер для решения вопроса о полной выплате долга за поставленный туркменский природный газ.

В этой ситуации вызывают непонимание и удивление неоднократные заявления в прессе со стороны НАК "Нафтогаз Украины" о якобы произведенных полных расчетах с Туркменистаном и погашении существующих долгов. Даже в ходе последних переговоров делегация НАК "Нафтогаз Украины" явно не выразила желания рассмотреть поставленные туркменской стороной конкретные вопросы. Вместо этого были предприняты попытки внести путаницу в расчеты по задолженности за поставленное топливо. Столь неконструктивная позиция НАК "Нафтогаз Украины", по мнению туркменской стороны, осложняет проведение переговоров о перспективах сотрудничества Туркменистана и Украины в газовой сфере в 2007 году и на последующий период".

Фактически туркменская сторона обвинила украинскую в желании обмануть прямо в день рождения дорогого Туркменбаши! Вывод из заявления Атаева прост: украинцам это дорого обойдется! Примечательно, что никаких подобных заявлений по итогам пребывания в Ашхабаде председателя правления "Газпрома" Алексея Миллера сделано не было. Ниязов тоже не жаловался на Миллера Путину. И это не потому, что переговоры с российским гостем были простыми, а потому, что главной задачей Ашхабада является значительное повышение цены на газ для Киева.

В этой ситуации никакие подарки и поздравления из украинской столицы даже сравниться не могут с ожидаемыми прибылями. А для того, чтобы поздравляющие были покладистее, туркменское руководство с места в карьер обвиняет их в нечистоплотности, стремлении обмануть и прочих грехах, на фоне которых повышение цены выглядит естественным наказанием. Зачем продавать газ по льготной цене людям, которые не хотят за него платить? Лучше продать его другой стране, которая исправно платит и знает, как этим газом распорядиться.




Газ и ныне там

22.02.2006. Время новостей

Алексей Гривач

"Нафтогаз Украины" не может договориться с поставщиками о цене

Украинские власти перешли в традиционную контратаку на Туркменбаши после неудачного визита министра топлива и энергетики Ивана Плачкова и председателя правления "Нафтогаза" Алексея Ивченко в Ашхабад на прошлой неделе. Как известно (см. "Время новостей" от 20 февраля), Сапармурат Ниязов в очередной раз предложил гостям из Киева погасить старый долг, а потом уже просить о поставках газа. Сейчас Туркмения продает газ только "Газпрому" по 65 долл. за тысячу кубометров, отказываясь выполнять предновогодние договоренности Ниязова-Ющенко о цене контракта с "Нафтогазом" в 50 долл. за тысячу кубометров (по информации "Времени новостей", фактически контракт так и не был подписан - существовала лишь устная договоренность, от которой Туркменбаши, судя по всему, уже отказался). "Есть основания говорить, что туркменская сторона начинает отходить от достигнутых договоренностей. То есть нужно обвинить Украину, чтобы оправдать невыполнение Туркменией своих обязательств по заключенным соглашениям на поставку газа", - заявил вчера глава МИД Украины Борис Тарасюк. А г-н Ивченко вчера в эфире одного из украинских каналов сообщил, что его компания осуществила предоплату за январские поставки в размере 88 млн долл., однако газ так и не получила. И пригрозил, что Украина откажется от прямых закупок туркменского газа.

"Скорее всего мы откажемся играть в эту игру со следующим поднятием цен. Для нас не имеет значения, где мы будем брать газ: на границе Украина-Россия он будет составлять те же 95 долл. за тысячу кубометров, - сказал г-н Ивченко. - Если мы согласимся поднять цену на газ из Туркмении выше 50 долл., той цены, что записана в контракте (украинская сторона продолжает настаивать, что контракт существует, однако в суд почему-то не подает, что является еще одним доказательством отсутствия подписанных документов. - Ред.), то теряется смысл переговоров о прямой поставке туркменского газа на Украину. Мы всегда шли на компромиссы, входили в положение туркменской стороны. Но мы не будем идти на уступки, которые граничат практически с унижением страны".

Очевидно, глава "Нафтогаза" имеет в виду обязательства швейцарского трейдера RosUkrEnergo по обеспечению газового баланса Украины. Правда, по соглашению RUE обязано в этом году продать на российско-украинской границе по 95 долл. только 34 млрд кубометров. Еще 22 млрд кубометров "Нафтогаз" должен был получить от RUE как от транспортера туркменского газа на Украину. Теперь этот объем Украине, судя по всему, придется докупать у RosUkrEnergo. Однако швейцарский трейдер, как ранее сообщалось, не имеет обязательств поставлять дополнительный объем по цене 95 долл. за тысячу кубометров, как того хочет г-н Ивченко. Представители "Газпрома", который выступает в качестве одного из учредителей RUE, ранее говорили о цене 230 долл. В "Газпроме" вчера отказались от комментариев.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ