Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №142(15.03.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
«КРУГЛЫЙ СТОЛ» В КИЕВЕ «ЧТО СУЛЯТ ВЫБОРЫ РОССИЙСКО-УКРАИНСКИМ ОТНОШЕНИЯМ»
КРУГЛЫЙ СТОЛ:«ВЫБОР ПОСЛЕ ВЫБОРОВ. ЧТО БУДЕТ В УКРАИНЕ НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ ПОСЛЕ 26 МАРТА?»
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

УЗБЕКИСТАН



Возвращение блудного сына

03.03.2006. Gazeta.kz

Акрам Асроров (Ташкент)

Как Узбекистан "встроится" в ЕврАзЭС

После того, как недавно в торжественной обстановке в российском Санкт-Петербурге в члены ЕврАзЭС был принят Узбекистан, завершилась стадия организационного самоопределения этой региональной организации.

До сих пор данное объединение Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана было структурно неполным. Тому причиной - отсутствие в "обойме" Узбекистана. Находись страна на задворках центральноазиатского региона, никто бы о ней не вспомнил. Или вспомнили бы в самую последнюю очередь.

Судьбе было уготовано дать Узбекистану такое географическое положение, благодаря которому он играл роль связующего звена между так называемыми "островными" Киргизией и Таджикистаном и так называемыми "материковыми" Россией, Белоруссией и Казахстаном.

Конечно, общая граница между Киргизией и Казахстаном существовала всегда, однако без Узбекистана не было ключа ко всей Центральной Азии.

Ибо этот самый ключ находится в самой горячей точке региона - Ферганской долине.

Представляю, как по ночам болела голова российских стратегов, которые пытались тасовать и прикидывать расклад геополитической карточной колоды в разных вариациях. Любые соглашения по таможенному регулированию, унификации налогов, транзита спотыкались об Узбекистан. Она находилась фактически под протекторатом Соединенных Штатов, а гул моторов из авиабазы Ханабад заглушал практически все вокруг.

В конце концов, именно США и спровоцировали кризис, повлекший за собой резкую смену приоритетов в Ташкенте. Майские события в Андижане, последовавшие затем резкие демарши США, Европы и ООН сыграли роль холодного душа для руководства Узбекистана.

Оно вдруг осознало, что приоритетом США не был узбекский режим как таковой. Американцы возвели права человека, принципы демократии в ранг религии. И стали обвинять недавнего стратегического партнера во всех смертных грехах. Узбекистан оказался в шахматном цейтноте, когда времени на обдумывание следующего хода осталось совсем немного.

Резкий крен в сторону России и Китая, всем известное астанинское заявление стран-членов Шанхайской организации сотрудничества, подписание союзнического договора с Россией стали логической цепочкой к тому, чтобы Узбекистан сделал окончательный выбор. Дороги назад не было…

В тот момент, когда российские стратеги вздохнули свободно и перекроили костюмчик для ЕврАзЭС по новой, перед членами региональными объединения возник вопрос: каким окажется влияние шестого по счету члена?

Можно предположить, что Казахстан позитивно оценивает свои шансы стать отныне рукотворным мостом между Узбекистаном и Россией. Вряд ли крепнущие не по дням, а по часам военно-технические, экономические и политические связи между Кремлем и Ташкентом можно осуществлять посредством авиационных перевозок.

Цель первая - быстрое развитие южных регионов Казахстана за счет расширения взаимной торговли - в жизнь пока не воплотилась. Однако позитивные перемены на границе двух государств уже налицо.

Цель вторая - стать транзитной страной между Узбекистаном-Таджикистаном и Россией - достигнута, в принципе, давно. Но объемы перевозок, думается, Астану вряд ли устраивали.

И, наконец, цель третья, самая важная - экспансия казахстанского бизнеса на перспективный узбекский рынок - пока находится в стадии разработки.

В Казахстане мощный финансовый рынок, довольно крупные денежные излишки, нуждающиеся в экспорте. Поэтому именно Казахстан имеет самые большие виды на будущее экономических взаимоотношений в рамках ЕврАзЭС.

Таджикистан оказался на перепутье. С одной стороны, любые положительные флюиды с севера воспринимаются здесь как добрый знак. Ведь до сих пор тесной кооперации и торговле с Россией вольно или невольно препятствовал Узбекистан. С другой стороны, официальный Ташкент не торопится открывать свои геополитические карты, тем паче границы. Особенно границу с Таджикистаном. Единственное, на что надеется Эмомали Рахмонов, это на прогресс в вопросе поставок энергоносителей из Узбекистана. Быть может, в рамках регионального объединения можно будет выйти на решение этой проблемы.

Мысли киргизского президента Курманбека Бакиева окружены завесой тайны. Как и Казахстан, он надеется на смягчение пограничного режима в Ферганской долине, которое повлечет бурный расцвет взаимной торговли. Однако что касается стратегических перспектив, то официальный Бишкек, видимо, опасается принижения своей роли в Центральной Азии.

Пока Узбекистан находился в зоне интересов США, Киргизия играла роль своеобразного противовеса, выгодно лавируя среди сетей, расставленных сверхдержавами. Бишкек не может не понимать, что с открытием узбекского вектора региональной интеграции, значение киргизского будет постепенно снижаться.

Россия прекрасно понимает свои цели и устремления. Многие аналитики утверждают в унисон, что стратегия Москвы в Центральной Азии не определена. С этим нельзя согласиться.

Цель первая - создание санитарного кордона на границе с Афганистаном - осуществляется уже не первый день. Локализовать идеи, которые популярны в этой азиатской стране, задача номер один политики России в Центральной Азии. Именно отсюда в континентальную Россию проникают радикальные исламские идеи, наркотики и опасность, которая может стать глобальной. Без Узбекистана подобный санитарный кордон невозможен.

Цель вторая - выстроить полноценное полотно региональной интеграции - также будет осуществляться темпами, к которым готов Ташкент. Ушедший в свое время из-под влияния Москвы Узбекистан разрывал все возможные маршруты транзита товаров и капитала внутри ЕврАзЭС. Плюсы от экономического воссоединения с Узбекистаном, по идее, перекрывают все наличествующие минусы.

Цель третья - создание единого энергетического блока - по большому счету, достигнута. Последние соглашения между Газпромом и Узбекнефтегазом еще более укрепили позиции Москвы не только в газовом конфликте с Украиной, но и дали толчок развитию идеи-фикс лидера России.

Сравнительно небольшой по промышленному потенциалу Узбекистан играет одну из ведущих ролей на энергетическом поле. Особенно, газовом. После успешных переговоров по поставкам газа из Туркмении, Узбекистана и Казахстана Россия стала на период до 2010 года единственным владельцем контрольного пакета акций на энергетическом рынке. С ней не могут не считаться в Европе.

Геополитика всегда играла решающую роль в делах Центральной Азии. Она правит бал и в процессе внедрения Узбекистана в региональные структуры.

Ибо всем понятно, что вслед за ЕврАзЭС начнутся пертурбации и в Организации Договора о коллективной безопасности, со всеми вытекающими…




Майкл Холл: "В Узбекистане наступило предгрозовое затишье..."

02.03.2006. Eurasianet

В Узбекистане наступило предгрозовое затишье, считает известный эксперт по Центральной Азии. Сегодня узбекское руководство не идет ни на какие уступки, и западным странам стоило бы подумать над специальными санкции для принуждения Узбекистана к диалогу ради снижения угрозы дестабилизации, добавил эксперт.

После андижанских событий в мае прошлого года узбекский президент Ислам Каримов отвернулся от прежних союзников, а именно Соединенных Штатов и Европейского Союза, и надело на узбекское общество идеологическую смирительную рубашку. Остановлено развитие гражданского общества и предпринимательства, а выживание подвергаемой резкой критике администрации превращено Каримовым в высший государственный приоритет. Наметившаяся вследствие этого экономическая и общественная стагнация способна в какой-то момент привести к взрыву накопившегося народного недовольства, считает Майкл Холл, директор Среднеазиатского проекта Международной кризисной группы.

"Сохраняется угроза дестабилизации – при всем внешнем затишье, которое можно наблюдать в данный момент", – сказал Майкл Холл 27 февраля на заседании Открытого форума в Институте "Открытое общество" (Нью-Йорк). "Имеются основания считать, что серьезная нестабильность в Узбекистане может привести к разрушительным последствиям – и не только в этой стране [Узбекистане], но и во всей Средней Азии". Выступление Холла на заседании Открытого форума последовало за публикацией 17 февраля доклада ICG под названием "Узбекистан: трудный путь в никуда". В докладе говорится, что Узбекистан давно идет по "пути саморазрушения". [См. текст доклада здесь.]

Относительное спокойствие наступило в Узбекистане после применения государством жестоких силовых мер и подавления любых форм не санкционированных властями гражданских или религиозных взглядов. Репрессии вышли далеко за рамки арестов по подозрению в исламском радикализме и закрытия финансируемых из-за рубежа неправительственных организаций, сказал Холл. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight.] Даже самые аполитичные организации оказались жертвами кампании борьбы с инакомыслием. "Давление было оказано на все организации", – сказал Холл. "Библиотеки, даже [ассоциации] пчеловодов были вынуждены закрыться. Похоже, что любая деятельность... рассматривается в качестве потенциальной угрозы".

Подозрительность властей душит и экономику. Еще до андижанских событий правительство ввело серьезные ограничения на деятельность мелких предпринимателей, особенно торговцев на базарах, которых в стране великое множество. Рост ограничений и тарифов вынудил многих торговцев закрыть свой бизнес. "Эта политика продолжалась в течение нескольких лет, и недовольство населения растет, свидетельством чему накануне андижанских событий стал ряд довольно крупных демонстраций", – сказал Холл.

По утверждению властей, темпы роста узбекской экономики составляют 7%. Однако Холл поставил под сомнение надежность официальных статистических данных. По независимым оценкам, экономический рост не превышает 2-3%, а экономика полностью зависит от экспорта таких товаров, как хлопок, золото и во все большей степени природный газ, сказал Холл. Доходы от экспорта, добавил он, поступают "весьма узкой элите и не доходят до населения". Правительство продолжает опираться на принудительный труд в сборе урожая хлопка, и это усиливает недовольство населения, добавил он.

Несмотря на серьезное недовольство, еще одна волна массовых демонстраций маловероятна, считает Холл. Репрессии после Андижана, по-видимому, достигли одной из главных своих целей, запугав население, отметил Холл. "Андижан подал ясный сигнал, заключающийся в том, что инакомыслие будет жестоко подавляться", – сказал Холл. "Это оставляет крайне мало шансов на массовые волнения или какие-либо цветные революции в Узбекистане".

Одной из самых серьезных угроз, с которой может столкнуться Узбекистан, является возможная кончина Каримова. Репрессии привели к концентрации власти в руках Каримова, и, похоже, механизма бесконфликтной передачи власти больше не существует. "Идут упорные слухи о нездоровье Каримова... Это неизбежно ставит вопрос о преемнике", сказал Холл.

Отсутствие ясного механизма преемственности становится причиной изнурительной борьбы за власть между потенциальными претендентами на пост Каримова. Пока политические соперники дерутся на вершине власти, обнищавшие узбекские граждане находят свою собственную отдушину. "Не существует независимых политических институтов, решающих вопрос о наследовании власти", – сказал Холл. "Любая передача власти... скорее всего, будет сопровождаться конфликтом".

Репрессии играют на руку группировкам радикальных исламистов, таким как Хизб ут-Тахрир, ведущим подпольную деятельность с целью свержения администрации Каримова. Опора правительства на репрессии "может вызвать обратный эффект", сказал Холл, добавив, что "разорение" узбекского гражданского общества "приводит к процветанию Хизб ут-Тахрир и подобных ей организаций". По его словам, наблюдается тенденция (на которую не обращают почти никакого внимания) вступления в Хизб ут-Тахрир все большего количества женщин.

У западных государств, стремящихся снизить угрозу беспорядков в регионе, "почти не осталось вариантов", поскольку Ташкент отказывается обсуждать свой политический курс, заявил Холл. На сегодняшний день международное сообщество должно обратиться к соседям Узбекистана, особенно к Казахстану, Кыргызстану и Таджикистану, чтобы подготовиться к потенциально опасному взрыву, и в том числе к возможной кризисной ситуации с беженцами. В среднесрочной перспективе Западу следует восстановить контакты с узбекским правительством, сказал Холл, добавив, что "пришло время серьезного анализа возможных последствий беспорядков".

Холл заявил, что Соединенные Штаты и Европейский союз могут попытаться использовать санкции в качестве инструмента, чтобы принудить Каримова к возобновлению контактов. "Имеются некоторые сектора, на которые можно надавить – например, хлопководство", – сказал Холл. Крупнейшие хлопковые предприятия, как считается, принадлежат высокопоставленным чиновникам, сказал Холл. "Одним из способов, который может сработать, стал бы отказ западных трейдеров иметь дело с компаниями, которые тесно связаны с государством", – сказал он.




Ислам Каримов избавился от учителей демократии

07.03.2006. Независимая газета

Виктория Панфилова, Виктор Ядуха

В Узбекистане закрывают американские неправительственные организации

Вчера в Ташкентском городском суде началось рассмотрение представления прокуратуры о закрытии представительства американской организации "Freedom House" в Узбекистане. 10 февраля решением того же суда деятельность этого представительства была приостановлена до 11 июля 2006 г. На момент сдачи номера вердикт суда был неизвестен, но почти нет сомнений, что филиал будет закрыт. Тем более что в минувшую субботу Министерство юстиции Узбекистана потребовало закрыть ташкентский офис другой НПО – фонда "Евразия". Директор регионального офиса фонда Джефф Эрлих заявил, что "Евразия" приостанавливает деятельность в Узбекистане.

"Freedom House" работала в Узбекистане с 2002 года, оказывая поддержку в вопросах защиты прав человека, а также проводила обучающие курсы и семинары. Всем интересующимся бесплатно предоставлялась литература, документация, возможность поиска и ксерокопирования – как международных документов, так и законодательства Узбекистана. "Freedom House" обеспечивала узбекским гражданам бесплатный доступ к интернету, пользовалась незарегистрированным логотипом с 2002 года, однако это не вызывало нареканий со стороны официальных властей до поры до времени.

В мае 2005 года "Freedom House" без согласования с регистрирующим органом провела семинар-тренинг с правозащитниками Самаркандской, Джизакской и Бухарской областей Узбекистана, в котором приняли участие представители незарегистрированных правозащитных организаций. Кроме того, в прошлом году представительство "Freedom House" получило от посольства Великобритании в Ташкенте 32 тыс. долл. на защиту прав местных негосударственных некоммерческих организаций (ННО) и для их регистрации в органах юстиции. Однако представительство категорически отказалось от предоставления финансовых и бухгалтерских документов организации.

Фонд "Евразия", созданный в 1993 году при участии Агентства США по международному развитию (USAID) и декларировавший "содействие развитию демократических и рыночных институтов" в СНГ, открыл представительство в Ташкенте в 1994 году. Правда, после событий в Андижане узбекские власти пересмотрели свое отношение к деятельности НПО, хотя предъявляемые им обвинения сводятся к нарушению финансовой и юридической отчетности. По словам сотрудников Минюста, "Евразия" по узбекскому законодательству должна была информировать узбекские госорганы о приеме на работу сотрудников и их заработной плате.

По сути, американскую организацию уличили в финансировании политических структур. "Фондом проводились различные форумы некоммерческих организаций без согласования с органами юстиции", – заявил представитель Минюста. По его словам, в основном гранты тратились на стимулирование населения к "демократическим преобразованиям". Поэтому "Минюст направил в суд представление о фактах нарушения законодательства для решения вопроса о прекращении деятельности представительства".

Стоит отметить, что претензии к НПО и зарубежным СМИ начались после андижанских событий. Жесткость, с которой власти подавили мятеж, вызвала резкую критику на Западе. При этом Ташкент сменил вектор внешней политики, переориентировавшись на союз с Москвой, а в республике началась ликвидация неправительственных организаций и неподконтрольных СМИ. С 2005 года в Узбекистане были закрыты представительства Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) и "Интерньюс", большое число местных ННО, офисы Института по освещению войны и мира (IWPR), корпункты Би-би-си, Радио "Свобода". Схема закрытия "Freedom House" и фонда "Евразия" (приостановление деятельности, формальные судебные процессы и окончательное закрытие) практически полностью повторяет схему закрытия этих организаций.

Американские НПО утверждают, что их миссия – помогать странам создавать инфраструктуру демократии и гражданского общества, а не свергать правительства. Однако успехи цветных революций в Грузии, на Украине и Киргизии превратили НПО в объект пристального внимания соседних стран.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ