Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №143(01.04.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Миграция. Гражданство. Демография.



Миграцией должно заниматься высшее политическое руководство страны

Виктор Михайлов

Правительственный час на тему «Об основных приоритетах миграционной политики в  РФ и о мерах принимаемых  правительством РФ по совершенствованию  действующего  законодательства в этой сфере» состоялся в Госдума 15 марта 2006 года. С докладами выступили временно исполняющий обязанности министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковник  милиции А.А. Чекалин   и директор  Федеральной миграционной службы К. О. Ромодановский.   При анализе выступлений можно прийти к выводу, что проблемы миграционной политики в современной России остаются  прежними - ФМС концентрирует своё внимание только на проблемах вынужденной миграции. И при всей их важности и актуальности, это низводит миграционную политику к контрольным и запретным мерам, что лишает её перспективы, заводит в тупик.

Всё более ощущается отсутствие адекватного понимания целей долговременной стратегии и значения миграции в развитии Российской Федерации. Создаётся впечатление, что ФМС, при всей самокритичности, не до конца ещё понимает, что конструктивная миграционная политика, кроме той работы, которую они проводят, должна ещё способствовать   развитию рыночных отношений, построению демократического общества,  соблюдению прав человека, интеграции Российской Федерации в международный рынок труда, укреплению безопасности страны, устранению или смягчению возникающих рисков. Что разработка и реализация миграционной политики требует ответа на многие вопросы: как меняются характеристики миграции (её масштабы, направления, её причины), экономические, социальные, демографические, культурные и иные последствия? Можем ли мы их предвидеть? Каким должно быть отношение общества и государства к мигрантам и миграции? 

Чтобы краткосрочная миграционная политика не вошла в противоречие с долгосрочными тенденциями и целями, необходима разработка стратегии – видения главной задачи и конкретной деятельности по её достижению. К сожалению, мы «плывём без руля и без ветрил». В России до сих пор нет Концепции миграционной политики - основы основ миграционной стратегии. А значит, у Правительства нет миграционной политики вообще. Поэтому сложно говорить о приоритетах того, чего нет на самом деле.

Докладчики пытались убедить, что ФМС занимается борьбой с нелегальной миграцией, и проделана в этом направлении огромная работа. В действительности же, незаконные иммигранты на территории России являют нам несовершенство миграционной политики нашего государства и недоработки самой ФМС.

Незаконная работа трудовых иммигрантов в России и вывоз денег за ее пределы относится к сфере экономических преступлений. Но более насущной проблемой, чем экономические преступления, для наших соотечественников является волна преступности со стороны нелегальных иммигрантов, которая сегодня выплескивается на наши улицы. Разбои, убийства, изнасилования и кражи - сколько можно было бы предупредить преступлений, если бы действительно был поставлен заслон нелегальной миграции?

Тем ни менее на сегодняшний день ни кто не знает точно, сколько  в стране нелегалов. По информации представителя Федеральной миграционной службы   России Натальи Власовой, в 2005 году число нелегальных мигрантов по предварительным данным составило четыре миллиона человек. При этом представитель ФМС пояснила, что цифра еще будет уточняться, и "скорее всего, это число будет в три-четыре раза выше".

Выступая на одном из  заседаний Совбеза, В.В.Путин с тревогой говорил об этих 4-х миллионах мигрантов, не имеющих легального статуса. Президент поставил задачу выработать новую концепцию миграционной политики. То есть от запретов и административных барьеров перейти к политике доброжелательного приема мигрантов. Но поедут ли соотечественники в Россию, если миллионы тех, кто давным-давно приехал, не могут получить никакого правового статуса? Не разобравшись со своими старыми грехами и долгами Правительство не сможет двинуться вперед.

Следуя рекомендациям президента, правительством в качестве первоочередной задачи миграционной политики должно рассматриваться создание благоприятных условий для миграции в Российскую Федерацию из стран СНГ и Прибалтики. Поток из этих стран почти на половину состоит из репатриантов, да и остальные мигранты – наши бывшие сограждане, в подавляющем большинстве свободно владеющие русским языком  и хорошо знающие условия жизни в России. Социологические исследования фиксируют по - прежнему высокую, а иногда растущую долю желающих выехать в Россию из Киргизии, Казахстана и Средней Азии, откуда и идёт основной поток иммигрантов. И только потому, что в Российской Федерации не созданы надлежащие условия, запутаны бюрократические процедуры получения разрешений, излишне жестоких требованиях к гражданству, разного рода искусственно создаваемых препон при регистрации и постановки на учёт по месту жительства, милицейском рэкете и чиновничьем произволе миграционный поток замедлился, а в отдельных случаях приостановился.

В связи с этим, к сожалению, ни один депутат не обратился к Ромодановскому с просьбой усилить работу по искоренению многочисленных негосударственных контор  по выдаче виз, миграционных карт, получения российского гражданства, паспортов, постановки на учёт, загранпаспортов, расплодившихся  не только в Москве, но и по всей России? Ведь бюджет страны теряет огромные деньги, а проходимцы не только наживаются на горе людей, но и дискредитируют государство. Или они так высоко «крышуются», что до них не добраться?

Свидетельством того, что  в правительственных кругах идёт недооценка значения миграции является и тот факт, что  до сих пор не реализованы ими же принятые программы по обустройству беженцев и вынужденных переселенцев.

Докладчики напомнили депутатам, что в начале этого года, Распоряжением Владимира Путина создана межведомственная рабочая группа по разработке Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников. Рабочую группу возглавил помощник президента Виктор Петрович Иванов. В конце 2001 года, за два года до президентских выборов, аналогичная группа уже создавалась и её возглавлял тот же В.П.Иванов. И что? Год бумагой пошуршали и на этом успокоились. Пришло новое правительство. Комиссию распустили.

Почему создаются Межведомственные комиссии?  Да потому что в России нет единого органа, занимающегося миграционной политикой в полном объёме. Миграцией по -  чуть – чуть занимаются: МВД, Минтруда, Минэкономики, Минобразования, Минздрав и ещё десятки МИН, даже МЧС. А  миграционная политика представляет собой систему специальных мер, законодательных актов и международных соглашений (двусторонних и многосторонних) по регулированию миграционных процессов, преследующую экономические, демографические, геополитические и другие цели.  При таком подходе к миграционной политике государства, диктуется  необходимость создания  отдельного комитета по миграции с широкими полномочиями по решению этих проблем, занимающегося не только контрольными функциями, но миграцией в полном объёме. Неожиданно для депутатов это признали и докладчики. Или это «ораторский приём»?

По мнению докладчиков, нужна активная работа по совершенствованию миграционного законодательства, но никто из них словом не обмолвился о репатриации. На основании какого закона будет реализовываться Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников? Такого закона нет! На наш взгляд, таким законом должен явиться «Закон о репатриации в Российскую Федерацию». 

Закон, способствующий регулированию возвращение российских соотечественников в Россию, ускорению становления их гражданского статуса, облегчивший им адаптацию в условия жизни в России.  Закон,  устанавливающий принципы государственной политики Российской Федерации в отношении репатриантов, основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации по ее реализации, условия и процедуру получения статуса репатрианта, устанавливать экономические, социальные и правовые гарантии защиты  прав и законных интересов репатриантов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права.

К тому же, репатриация предполагает не просто  «возвращение на Родину» граждан или бывших граждан. А это политическая акция государства направленная на покровительство и защиту своих граждан или бывших граждан, попавших за рубеж или оставшихся за рубежом по его (государства, - В.М.) вине. Репатриацией государство стремится, как бы искупить свою вину перед соотечественниками.

В ближайшие годы перед страной встанет остро проблема недостатка трудовых ресурсов, восполнить которую можно только миграцией. Продолжается процесс социально-демографического старения российского общества. Население государства ежегодно сокращается на 900 тысяч человек. По оценкам Всемирного Банка, доклад которого был представлен в начале этого года, население России к 2050 г. сократится на 17%, с 144 до 119 миллионов. В докладе ООН прогнозируется еще более резкое снижение населения до 112 миллионов к 2050 г.  По мнению специалистов, чтобы компенсировать эти потери, России нужно будет ежегодно принимать 1 миллион иммигрантов, что в три раза больше среднего официального уровня иммиграции за последние пятнадцать лет и в пять раз больше, чем официальный уровень иммиграции в последние годы.

 Следовательно миграционная стратегия Российской Федерации в решающей степени должна быть обусловлена демографической обстановкой и быть ИММИГРАЦИОННОЙ политикой. А масштабная долговременная иммиграция – это объективная реальность, это долговременная работа, требующая огромного напряжения сил всего Правительства России, а не только Федеральной Миграционной Службы.

Готово ли правительство в лице ФМС к такой работе? Знает ли оно,  какие специалисты нам нужны? Чем их привлекать? Где их собираются размещать? Как их собираются размещать? Сколько денег для этого нужно? И на основании, каких законов они собираются это сделать? Думается, что - НЕТ!

А без учёта этого, миграционная политика правительства Российской Федерации не имеет перспективы.

Ниже мы публикуем стенограмму выступлений депутатов, принявших участие в прениях по обсуждаемому вопросу (http://wbase.duma.gov.ru/steno/nph-sdb.exe) .

Председательствующий. Спасибо.  Мы переходим к обсуждению темы "правительственного часа". У нас по Регламенту сначала предполагается выступление от депутатских объединений, а, затем выступление от комитета профильного. Пожалуйста, кто хотел бы выступить от фракции КПРФ по обсуждаемому вопросу?

Депутат Никитин, пожалуйста.

Никитин В. С. Уважаемые коллеги! Вопрос определения приоритетов во внешней и внутренней политике государства, в том числе миграционной, это, согласно Конституции Российской Федерации, прямая обязанность президента, а не правительства, и тем более не МВД, при всём уважении к генералам.

Но президент Путин, за 6 лет правления, так и не определил в официальном, подчёркиваю, документе, приоритеты государственной миграционной политики. Поэтому фракция КПРФ пыталась помочь президенту устранить этот недостаток, и направила ему в марте 2001 года проект указа "Об основных направлениях государственной миграционной политики Российской Федерации". В нем мы предлагали считать её главной целью управления миграционными процессами, направленными: на решение демографической проблемы и преодоления разделённости русского народа; на обеспечение экономики страны трудовыми ресурсами и реализацию социальных гарантий мигрантам; на защиту национального рынка труда и укрепление государственной безопасности Российской Федерации. Однако наши предложения не были приняты. Тогда победили те силы в окружении президента, которые стремятся сделать миграционную политику России антирусской, антигуманной, и антигосударственной.

В   2001    году   ими,   под   прикрытием   борьбы   с   международным терроризмом и незаконной миграцией, в России ускоренно была создана система управления миграционными процессами и законодательная база, нацеленная на создание железного занавеса с воротами, закрытыми для российских соотечественников, но широко открытыми для иностранцев. Для этого срочно ликвидировали Министерство по делам Федерации и национальной эмиграционной политики. А вопросы миграции передали МВД. Упразднили федеральную миграционную программу, как инструмент комплексного подхода к решению этой проблемы, и свернули финансирование по статьям государственной поддержки вынужденных переселенцев.

Приняли закон о гражданстве, названный в народе - антирусским.

Объявили, но до сих пор, в течение 5 лет, не обеспечили государственную поддержку добровольного переселения в Россию соотечественников из-за рубежа, зато настойчиво проводили в жизнь установку ведомства Грефа на воспитание у граждан России толерантности к иностранным мигрантам и этническим образованиям, типа чайн-таунов в городах.

Сегодня авторы такой миграционной политики могут с радостью отметить, что её цель достигнута, приток российских соотечественников-славян резко сократился. Зато славянские регионы России, в том числе и Москва, ускоренно заселяется иностранцами. Они уверенно захватывают национальный и внутренний рынок, вытесняя отечественных товаропроизводителей. А борьба с незаконной миграцией, объявленная властью, завершилась тем, что за 5 лет число нелегалов в России выросло с 1 миллиона до 4-х.

Теперь власть собирается объявить миграционную амнистию для них, а не для российских соотечественников, которых изощрённо унижают. Это подтверждают многочисленные письма, поступающие во фракцию КПРФ.

Вот одно из них. Пилюдины Фаина Ивановна и Василий Михайлович - инвалиды, ветераны войны, уроженцы Ивановской области, вернувшиеся на Родину с Украины ещё в 1994 году, дважды собирали документы на получение гражданства, заплатили почти 8 тысяч рублей, но гражданство так и не получили.

Они пишут, у нас отняли пенсию, льготы участников войны-инвалидов, а ещё говорят, что в Латвии русских мучают, не дают гражданство. А разве не так обращаются в России с россиянами? Вот она, антирусская политика в действии. Государство обмануло соотечественников-переселенцев и в жилищном вопросе, сейчас в очереди стоит 41 тысяча семей вынужденных переселенцев. А те деньги, которые выделены, при таком финансировании им придётся ждать 40 лет, а не 5 лет, в течение которых их должны обеспечить жильём. Это антигуманно со стороны правительства и нас, Государственной Думы.

Мы поддержим действия нового руководства Федеральной миграционной службы, потому что видим, что они стремятся коренным образом изменить положение.

Фракция КПРФ настаивает, чтобы государственная миграционная политика служила интересам России, государствообразующего и других коренных народов. Поэтому мы предлагаем правительству, при совершенствовании миграционного законодательства, ввести и в закон о гражданстве: предоставление гражданства по признанию, как это сделано в Израиле, Германии, США для своих соотечественников; поддержать разработку закона о репатриации; значительно увеличить выделение средств на строительство жилья для вынужденных переселенцев; восстановить Федеральную миграционную программу и возобновить деятельность совета переселенческих объединений и совета соотечественников при Государственной Думе. Спасибо.

Председательствующий. От фракции Народно-Патриотический союз "Родина" (Народная Воля - СЕПР) депутат Алкснис, пожалуйста. С места, да, Виктор Имантович? Включите микрофон депутату Алкснису.

Алкснис В. И. Я хотел бы сразу отметить, что создание Федеральной миграционной службы и приход нового руководства положительно сказались на ситуации с регулированием миграционных потоков. И как депутат, много занимающийся этими проблемами, могу сказать, что действительно существует конструктивное взаимодействие между Федеральной миграционной службой и Государственной Думой. Но мне жалко наших представителей миграционной службы, потому что те полномочия и те условия, в которых они работают, они не позволяют вообще эти проблемы решать.

Сегодня мы говорим об основных приоритетах миграционной политики Российской Федерации, хотя говорить о том, чего нет, трудно. Потому что сегодня нет этих основных приоритетов, поскольку сегодня миграционная политика сводится к тому, что создали ведомство внутри МВД и бросили всё на МВД. И пускай оно расхлёбывает все эти проблемы. Извините, какое отношение МВД имеет к проблемам социально-экономического обустройства мигрантов, репатриантов, их интеграции в общественную, культурную жизнь России? Какое отношение МВД? МВД - это структура, занимающаяся борьбой, используя милицейские, полицейские методы.

А сегодня, когда мы не знаем, что есть Россия, нам нужно стимулировать сегодня рост миграции, репатриации русских, живущих на Украине или надо, чтобы они там оставались, потому что тем самым, оттуда помогая людям выезжать, из Украины, мы помогаем отторжению Украины от России. Это что? Эту проблему должна решать миграционная служба или должны решать высшие политические руководители страны, которые должны иметь чёткое осознание, куда мы идём, чем будет и кем будет Россия в 21 веке. Исходя из этого строится вот эта стратегия и тактика в отношении миграционной политики. Этого нет.

У нас не получает миграционная служба таких стратегических решений и это не её задача: выработка этих решений и выработка миграционной политики. Этим должно заниматься высшее политическое руководство страны. Я полностью согласен с выступавшими до этого, что это необходимо создавать структуру федеральную, отдельную, которая должна действительно замыкаться, выходить непосредственно на высшее руководство страны и только тогда можно добиться чего-то положительного.

Все эти шараханья в миграционной политике, которые мы наблюдаем за последние 15 лет, они вызывают просто удивление. Я сам в 1992-1993 году, когда разрушился Советский Союз, я был вынужден бежать в буквальном смысле со своей малой Родины, из Латвии, из-за угрозы ареста. Оказался в положении мигранта здесь на территории России, человеком без паспорта, без прав, без каких-либо вообще возможностей. Единственное, что у меня было, это истекшее, просроченное удостоверение народного депутата СССР, никаких документов, ничего. И я прекрасно видел... ну ладно, я ещё был хоть уволен из российской армии и  имел надежду, что рано или поздно построят квартиры для выводимых из Прибалтики частей, и я там обустроюсь. А что было с миллионами людей, которые в тот период бежали в Россию после того, как президент Ельцин заявил о том, что Россия примет всех своих соотечественников? Ведь никто их не ждал! Этих людей бросили на произвол судьбы, и они эти 15 лет чудом сумели выжить.

Потом наступил период, когда мы решили начать жёсткую борьбу с этой миграцией, и вспомните, когда 3-4 года назад Государственная Дума принимала драконовские законы о гражданстве, о правовом статусе иностранных граждан и прочее, прочее, прочее, когда мы закрывали всё. И этим катком прокатились по судьбам миллионов людей, поломав им жизни. Теперь маятник качается в другую сторону, мы теперь пошли на максимальную либерализацию миграционного законодательства, теперь мы, наоборот,   открываем   границы  России,   мы   говорим:   давайте   все   к  нам приезжайте и помогайте нам обустраивать Россию.

Так вот, уважаемые друзья! Я просто по личному опыту могу сказать: если вы думаете, что в Россию поедут лица гражданской национальности, в том числе русские из бывших союзных республик, то это иллюзии. Времена, когда эти люди хотели приехать в Россию, прошли, остались только старики, которые действительно хотят умереть на российской земле. Люди трудоспособные за эти годы уже интегрировались, даже в той же Латвии, где попираются их права, они скрепят зубами, но они уже там хоть устроились, у них там есть квартира, они имеют свой бизнес. А, напомню, что в Латвии более 60 процентов бизнеса - это русский бизнес. И рассчитывать, что они бросят всё и ринутся в Россию, где их никто не ждёт, где они будут лишены гражданства, или этот процесс будет занимать годы, где у них не будет ни крыши над головой, они не смогут своих детей куда-то устроить, и рассчитывать, что эти люди поедут в Россию, да не будет этого никогда.

Пока государство не развернётся к этой проблеме, пока не будут выделяться из государственного бюджета нормальные деньги для решения этих проблем, пока каждый человек, который захочет переехать в Россию, при этом он должен пройти собеседование за пределами России... (Микрофон отключён)

Председательствующий. Истекло время, Виктор Имантович. Буквально, десять секунд. Включите микрофон для завершения вашего выступления.

Алкснис В. И. Пока не будут работать представительства миграционной службы во всех бывших союзных республиках, а не в отдельных. Пока ещё не будут выделены деньги на это дело, ничего не изменится у нас.




Адово колесо всё вертится-вертится…

 «…Вчера случилось давно и многими ожидаемое событие… …Это решение очень своевременное и актуальное… …проект в высокой степени является восстановлением исторической справедливости». - Такими восторженными возгласами встретили официальные СМИ очередную обманку в отношении наших несчастных соотечественников, рискнувших переехать в Россию и ставших здесь, у нас, бесправными «нелегалами». Речь о внесённом Путиным проекте поправок в Закон о гражданстве.

Вестник Форума, № 11, 2005.,

Лидия Графова

Поскольку этот принятый в 2002 году Закон известен как один из самых скандальных путинских законов, и поскольку президент уже вносил в 2003 году в него изменения, которые облегчили положение только части бесправных переселенцев, то теперь естественно было бы ожидать чего-то существенного.

Однако проект, ставший сенсацией, на самом деле просто поправка… поправок. Так называемый упрощённый порядок получения гражданства для бывших советских граждан, который должен был закончиться совсем скоро — 31-го декабря — президент предложил продлить ещё на два года. Вот и всё.

А не продлить было невозможно. Не продлить — значило бы заморозить опасную миграционную ситуацию, которую Совбез признал недавно угрозой национальной безопасности страны. Не в том смысле, что — «понаехали», а как раз наоборот: переселение на ПМЖ в Россию практически прекратилось. И в первую очередь из-за этих законов. Итак, около 5 миллионов переселенцев, в основном — наши вчерашние соотечественники давно живущие в России, успевшие интегрироваться, но в силу разных причин не сумевшие оформить гражданство, стали вдруг «иностранцами-нелегалами» после введения нового Закона о гражданстве и совсем уж репрессивного Закона о положении иностранных граждан. Из этих 5-ти миллионов три с половиной — временные трудовые мигранты, а полтора миллиона ждут — не дождутся российского гражданства. Двух лет им для легализации не хватило, потому что на том «упрощённом» пути мигранта поджидает столько хитрых ловушек, что уже вошло в поговорку: «Честным путём получить российское гражданство — всё равно, что на Луну слетать». А вот купить — пожалуйста.

Но раз новых существенных поправок в Закон о гражданстве президент не внёс, значит измывательства над переселенцами продолжатся. И неизвестно, хватит ли ещё двух лет на их легализацию. И совершенно непонятно, зачем вообще устанавливать какие-то сроки, если мигранты России позарез нужны, когда бы они не приехали.

Специально для «патриотов», спекулирующих на ненависти к «понаехавшим», сообщаю: те полтора миллиона «нелегалов», которые годами обивают пороги паспортно-визовых служб, вымаливая гражданство, в подавляющем большинстве — русские. И вот им-то никакая «иммиграционная амнистия», о которой так много сегодня разговоров, пока не светит. Бесправная жизнь этих мигрантов — непрерывное кручение в адовом колесе, которое было изобретено взяткоёмкими законами 2002-го года.

Чтобы читатель мог хоть в какой-то степени представить, что такое легализация по-российски, приведу один весьма типичный пример.

Депортация вместо репатриации

Теперь я знаю, как выглядит в натуре эта метафора: «задрожал как осиновый лист». Грузный 48-летний мужчина Андрей Канашкин приходил в нашу организацию в сопровождении московского родственника и как только родственник отлучался по своим делам, а я заикалась, что ему, Канашкину, хорошо бы сходить в то или другое учреждение, он начинал нервно дрожать всем своим большим телом. Нет-нет, не выйдет он ни за что один на улицу. Такого вот страха нагнала на человека, вернувшегося на свою историческую родину, наша бдительная милиция.

Семья Канашкиных из трех человек (он, Андрей — столяр, его жена — повар и их 16-летняя дочь) переселилась из Туркменистана в Рыбинск Ярославской области полтора года назад. Зарегистрировались «по месту пребывания» у родной бабушки. А когда пришло время продлевать регистрацию, вдруг оказалось, что куда-то запропастились их миграционные карты. Пошли было в местную ПВС «сдаваться», но в очереди им посоветовали съездить в Москву на Киевский вокзал, там эти карты можно за три сотни купить, а то, мол, без карт вас депортируют из России.

У Андрея никогда в жизни проблем с законом не было. Послушавшись «доброго» совета, он купил эти квиточки и представить себе не мог, что совершил тем самым уголовное преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 327 УК РФ. В конце сентября Канашкиных вызвали в Ярославль, и заместитель начальника областного УВД Татьяна Агапова объявила, что за предоставление подложных документов им отказано в выдаче разрешения на временное проживание.

Непосвященному читателю трудно понять, почему семья, приехавшая жить к бабушке, должна просить разрешения у милиции, а не у бабушки. И почему речь о каком-то «временном проживании», хотя люди приехали в Россию насовсем. Но таков закон. И главное его коварство в том, что «упрощённый порядок» невозможен без той самой пресловутой «прописки», которая переименована сегодня в регистрацию, но суть её не изменилась.

Испуганные Канашкины выложили перед начальницей свои подлинные миграционные карты. Вот они, нашлись! Оказывается, бабушка спрятала их в фотоальбом и забыла.

Увы, никакого впечатления «вещдок» на Агапову не произвел. Подлог был? Был. Значит, и преступление было, его теперь никак не отменишь.

Семье на полном серьезе пригрозили депортацией. И куда? В Туркменистан! В Туркменистане, как утверждает Андрей, остался всего 1% русского населения (раньше было 25-30%). Надо ли объяснять, каково живется русским под гнетом Туркменбаши?

«Жалуйтесь на нас в суд!»

Поскольку сейчас миграционная политика вроде бы выруливает к здравому смыслу, мне казалось, что горю Канашкиных будет легко помочь. Ну чего, в самом деле, к людям привязались? Не было же в их «преступлении» злого умысла. И вот же они, нашлись, эти неказистые квиточки. И самое главное: у Канашкиных, оказывается, есть статус добровольных переселенцев. Ещё в Ашгабаде, в Российском посольстве, им выдали заверенный гербовой печатью документ «Разрешение на переселение…». В соответствие с международным соглашением, которое заключила в свое время Россия с Туркменистаном, Канашкины имели полное право вне квот, минуя изнурительную процедуру добывания бесконечных справок (анализ на СПИД, лепру, туберкулёз, наркозависимость, справку об отсутствии судимостей, выписку из страны исхода и т.д.), сразу же получить вид на жительство. Рыбинские паспортисты на их статус внимания не обратили и запустили бюрократическую мясорубку на всю ее иезуитскую мощь. Жевала она жевала добываемые семьей все новые бумажки и в конце концов небрежно выплюнула: отказ!

Зам.начальника Ярославского УВД Татьяна Агапова объяснила мне, что раз этим делом уже занимается прокуратура, остановить ход событий невозможно. Правда, следственное дело «по факту предоставления подложных документов» двинулось с лёгкой руки самой Агаповой.

В Федеральной миграционной службе, куда я водила Канашкина, нам объяснили, что в соответствии с Законом о правовом положении иностранных граждан семью, получившую отказ, действительно, могут депортировать. А если оставят, то вновь обратиться за разрешением они могут только через год. Это значит еще целый год жить без права на работу, без всех человеческих прав, со страхом оглядываясь на каждого милиционера. Спасти семью может только суд, но нужно запастись хорошим адвокатом. Выслушивая этот совет, Андрей сильно побледнел.

«Жалуйтесь на нас в суд!» — то и дело советуют бесправным «нелегалам» миграционные службы. Дело в том, что противоречивое и, прямо скажем, человеконенавистническое миграционное законодательство мучает не только мигрантов, страдают и чиновники. Поступить по-человечески им закон не дает. Вот и посылают в суд. Чтобы судебным решением защититься… от неразумного закона. Нормально ли это? И что будет, если все полтора миллиона стоящих в очереди за гражданством, потеряв терпение, двинутся в суд?

Нет, не ринется Канашкин судиться. И другие такие же бедолаги вряд ли пойдут. Попавшие на своей исторической родине в положение «нелегалов», они всего боятся, стараются быть тише воды и ниже травы. Не для этого ли эффекта их вымучивают?

Шумим, брат, шумим…

А всё-таки интересно, почему временных трудовых мигрантов уже пытаются легализовать, а претендующие на гражданство в эксперименте не участвуют. Хотя, казалось бы, они — самые желанные мигранты для России. Новожители. Именно они могли бы снизить остроту нашего демографического кризиса. И ведь тоже не бездельничать едут. («Понимаете, руки без работы стонут!» — жалуется Андрей). За что ж так немилосердна к ним родина?

Ответ, впрочем, очевиден: легализация временных трудовых может быстро пополнить казну (уплатой налогов). К тому же с гастарбайтерами — никаких хлопот, их быт на совести работодателей. А принять новых граждан — значит обеспечить им пенсии, другие социальные права. Такая вот жлобская психология определяет выбор не в пользу новых граждан. Просто хочется нашим властям быстро и на халяву решить демографическую проблему. Не получится! И новая привлекательная миграционная политика, о которой вдохновенно говорит президент, останется на уровне пустых разговоров, пока в основе лежит такое циничное, потребительское отношение к человеку. Как к винтику — сказали бы в советские времена. А нынешние времена разве гуманней?



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ