Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №143(01.04.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Наши надежды в Грузии

20.03.2006. Страна.Ru

Ангелина Тимофеева, Русудан Никурадзе

Парламентская делегация Грузии во главе с вице-спикером Михаилом Мачавариани прилетела в понедельник в Москву. Грузинские депутаты проведут встречи в Совете Федерации и Госдуме РФ по вопросам двухсторонних отношений. Комментируя тему переговоров, председатель парламента Грузии Нино Бурджанадзе заявила в интервью Стране.Ru, что "российские политики должны определиться, чего же все-таки они хотят от Грузии, чего они от Грузии ожидают". "Пропаганда, которая ведется против Грузии в российских СМИ, более серьезна, нежели мы предполагаем", - обозначил другую тему встречи глава делегации Мачавариани. Страна.Ru обратилась за комментариями по этим двум вопросам также и к российским экспертам.

Нино Бурджанадзе, председатель парламента Грузии:

- Цель визита грузинских парламентариев в Россию заключается в том, чтобы встретиться с как можно большим числом коллег не только из законодательной, но и из исполнительной власти и начать рассмотрение тех вопросов, которые нас беспокоят. Мы приезжаем не для взаимных обвинений, не для того, чтобы разбирать старые вопросы, которые, может быть, заведут нас в тупик. Мы собираемся рассматривать нынешнюю ситуацию, те инициативы, которые есть у Грузии и надеемся найти взаимопонимание.

Я не хочу сейчас обвинять конкретных российских политиков, но когда достаточно высокопоставленные российские лидеры в открытую говорят о возможности присоединения Абхазии, Южной Осетии или признании их как независимых государств, безусловно, это ни в коей мере не дает никакого основания для конструктивного диалога. Для того чтобы диалог был, нужно придерживаться тех обещаний, как минимум, тех договоров, которые подписывала российская сторона в отношении абхазского вопроса, в отношении южноосетинского вопроса, в отношении мирного плана по урегулированию Южной Осетии, который Россия сперва поддержала в Любляне, а потом как-то поставила под вопрос. Я думаю, нужно быть последовательными. Грузия с уважением относится к законным, еще раз повторяю и подчеркиваю, к законным интересам России. Мы понимаем, что невозможно строить благополучие собственного государства и безопасность собственного государства за счет безопасности другого государства, тем более соседнего, поэтому мы с уважением относимся к желанию России, чтобы у нее была безопасная граница на юге, безопасная граница с Грузией. Мы готовы в этом направлении активно сотрудничать, но Россия должна также с уважением относиться к нашим элементарным интересам, которые заключаются в восстановлении нашей территориальной целостности, в решении конфликта в Абхазии и Южной Осетии и так далее.

Россия, высшая политическая элита России, российские политики должны определиться, чего же все-таки они хотят от Грузии, чего они от Грузии ожидают. Если Россия будет уважать территориальную целостность и суверенитет Грузии не на словах, а на деле, то, естественно, риторика Грузии и грузинских политиков будет меняться. Если проблемы останутся так, как они есть, к примеру, будет сохранен статус-кво в так называемых "замороженных" конфликтах, конечно, это не будет улучшать наши отношения.

Мне сложно сделать анализ, почему за последние годы практически в российских СМИ ведется антигрузинская пропаганда, но то, что она ведется, нет никаких сомнений. Я думаю, что это очень неправильная позиция, и то, что постоянно последние годы наши отношения осложняются, - это, конечно, не идет во благо ни грузинского, ни российского народа.

Михаил Александров, заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ:

- Я могу сразу сказать, что мы от Грузии ожидаем. Во-первых, мы ожидаем от Грузии быть действительно демократическим государством, а не государством с авторитарной системой правления и однопартийной политической системой, которая сложилась во время правления Михаила Саакашвили. Мы ожидаем, что в Грузии будут проводиться нормальные выборы, конкурентные, не будут преследоваться политические оппоненты по надуманным уголовным делам, как Игорь Гиоргадзе, например, или бывший аджарский лидер Абашидзе и многие его сторонники из Аджарии. Это один аспект. Мы ожидаем, что в демократической Грузии однозначно антироссийский крен не будет присутствовать, потому что если в Грузии будет демократия, то на поверхность выйдут те силы, которые выступают за нормальное развитие отношений с Россией. Мы ожидаем от Грузии, что она станет действительно государством не унитарно-националистическим, а федеративным, где уважаются права национальных меньшинств, и национальные меньшинства имеют действительный доступ и к власти, и к бизнесу. В настоящее время ничего этого нет, права национальных меньшинств попираются, в конституции не отражено федеральное устройство Грузии, хотя совершенно понятно, что Грузия состоит из регионов, имеющих различные исторические и культурные особенности, которым должна быть предоставлена высокая степень автономности. Мы ожидаем, что Грузия будет нейтральным миролюбивым государством, на территории которого не будут размещены военные базы иностранных государств, которые угрожают России.

Вот три момента - демократия, федерализм и нейтралитет. А после того, как Грузия выполнит эти требования, можно ожидать, что наметится продвижение и в урегулировании грузино-осетинского, и грузино-абхазского конфликта по той простой причине, что, во-первых, сами эти государства будут по-другому воспринимать Грузию, т.е. они ее будут уже воспринимать, как демократическое государство, где уважаются права национальных меньшинств и где политическая элита не настроена антироссийски. Они уже будут более покладистыми на переговорах и, возможно, согласятся на какую-то форму конфедерации с Грузией.

Глеб Павловский, президент "Фонда эффективной политики":

- Дело в том, что проблема существует с грузинской политической элитой, если вообще можно использовать это слово, с политиками, представленными в парламенте страны. Мне не известна вторая такая страна, которая непрерывно и постоянно негативно комментирует Россию, российские действия с использованием такого количества ложной, ни на чем не основанной информации. Не проходит и недели без этого. Эта информация носит для внешнего наблюдателя настолько бредовый характер, что не цитируется обычно даже в западных, недружественных России средствах массовой информации, рассматриваясь как заведомо пропагандистская. Кто инициатор этого? Я думаю, что упреки в адрес российских политиков и журналистов могут иметь только ограниченное значение. Я бы согласился, может быть, что мы уделяем слишком много внимания комментированию грузинских сообщений, как, к примеру, сравнительно недавнему сообщению о том, что Россия, якобы, сама взрывала собственные башни электропередач. Но эту информацию озвучивал не какой-то маргинальный грузинский журналист, а ее озвучивали официальные лица, не исключая самого президента Грузии. И как должны были комментировать этот бред в России?

Знаете, бывший президент Польши за весь свой срок президентства один раз сделал неловкое замечание, что лучше Украина без России, чем Украина с Россией, то, что именуют "доктриной Квасьневского". Так его до сих пор за это пинают. Господин Саакашвили - не проходит просто дня, когда бы он не сказал что-то абсолютно неполиткорректное про Россию. Как может Грузия после этого ожидать, что это будут дружественно комментировать в России? Не где-нибудь, а в Российской Федерации! Это, естественно, вопрос сознательного синдрома. Я не думаю, что у нас как-то особенно ожесточенно комментируют действия грузин, у нас скорее юмористическое сложилось отношение к господину Саакашвили, и это тоже не красит, безусловно, Грузию, я думаю. Но он действительно смешон, когда выступает все время с позиции несуществующей силы, в том числе и военной, угрожая при этом военными действиями. Это же постоянное явление.

Грузия - это маленькая страна, находящаяся в тяжелом положении, на которую точно никто не собирается нападать и которая находится под патронажем Соединенных Штатов. Естественно, нападать на Грузию кто-то будет, только если захочет ссориться с Соединенными Штатами. Сама по себе Грузия не представляет самостоятельной цели, но Россия вовсе не собирается ссориться с Соединенными Штатами по поводу Грузии.

Грузия использует это, для того чтобы имитировать постоянно возможность войны на Кавказе, развязывание войны на Кавказе. Это плохие шутки, потому что войны на Кавказе возникают иногда по совершенно ничтожным поводам в истории, и это регион взрывоопасный, эмоциональный чрезвычайно, и Грузия сегодня, надо сказать прямо, действительно, находится в ситуации неопределенных, дискутируемых государственных границ. Это опасная ситуация, никто не может ей радоваться. В России тоже ей вовсе не радуются, потому что государственные границы Грузии являются предметом дискуссии. Не со стороны России, а со стороны самоопределившихся, как минимум, двух народов, абхазского и южноосетинского, которые не признают нынешних границ Грузии. Я подчеркиваю, что не признает их не Россия, не признают их народы, которые в прошлом находились в составе Грузинской ССР. Это проблема, которую надо решать. У этих народов есть руководство, есть какие-то вооруженные силы, есть экономика, со всем этим Грузия явно не может справиться. Эти проблемы должны как-то решаться. Если бы Грузия просто инициировала разного рода дипломатические решения, то, наверно, у нее был бы другой имидж, в том числе и в России, и в российских СМИ.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ