Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №143(01.04.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Режим Ислама Каримова бойкотирует Запад, но поддерживает Россия и Шанхайская Организация Сотрудничества

Военно-промышленный курьер №11, 22 - 28 марта 2006

Алексей Матвеев

Наконец-то де-юре узбекское руководство оформило свое участие в патронируемых Россией интеграционных экономических структурах СНГ. Недавно президент Узбекистана Ислам Каримов денонсировал последний документ, связывающий Узбекистан с ГУУАМ, - Конвенцию о взаимопомощи в консульских вопросах, после чего его страна официально порвала с организацией, куда входят Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия. С ГУАМом (без одной буквы "У"), который поддерживается Западом, сегодня Ташкенту не по пути. У него другие ориентиры. Именно поэтому почти одновременно узбекский лидер поставил подписи под Протоколом о присоединении к Договору об учреждении ЕврАзЭС и под Протоколом о внесении изменений и дополнений в этот Договор, а также он утвердил ратифицированный парламентом страны Договор о союзнических отношениях между Узбекистаном и Россией.

Как известно, еще год назад Ташкент занимал весьма осторожную позицию в вопросах возможной интеграции с Россией и другими ее союзниками по Содружеству. Однако имевшие место в мае 2005 г. волнения населения в Андижанской области кардинально изменили отношение Ислама Каримова к Западу, в частности к США. По ташкентской версии, майские события в Андижане были организованы внешними силами и ничего общего не имели с действительными волнениями народа, как это пытались и пытаются представить западные страны. Узбекистану НАТО и ЕС объявили экономический бойкот. К этому бойкоту на днях присоединился и Всемирный банк (ВБ). Глава представительства этой организации в Ташкенте Мартин Райзер заявил, что ВБ прекратит предоставлять новые займы Узбекистану. Он также сообщил, что решение о приостановке выдачи кредитов принято в рамках нынешней стратегии банка. Мол, ВБ хочет удостовериться, что "средства направляются на проекты, которые приводят к чему-то реальному, и у нас вызывает обеспокоенность то, может ли Узбекистан гарантировать это в нынешней ситуации". Как известно, общий объем предоставленных Всемирным банком кредитов Узбекистану с 1994 г. составил около 600 млн. долл., то есть ежегодно предоставлялось не более 50 млн. Это немного, если учесть, что ВВП Узбекистана составляет около 15 млрд. долл.

Между тем своеобразным экономическим донором для Узбекистана становится Россия, а также другие страны СНГ, в первую очередь Казахстан и Белоруссия. Так, составлен план 37 узбекско-российских инвестиционных проектов общей стоимостью 2,09 млрд. долл. Это очень много и сопоставимо с бюджетом страны. Россия будет поддерживать автомобильную и авиационную промышленность Узбекистана. При этом ожидается приток на текстильные заводы РФ узбекского хлопкового волокна. Короче, Москва и ее союзники "загнуться" Узбекистану не дадут, тем более что ему оказывается крупная военная помощь, он является членом Шанхайской организации сотрудничества.

И помощь ШОС в обеспечении безопасности страны организована постоянная и действенная. В Ташкенте действует Региональная антитеррористическая структура (РАТС) ШОС. И недавно под ее эгидой были проведены крупнейшие в СНГ антитеррористические учения "Восток-антитеррор-2006". По информации пресс-службы Минобороны Узбекистана, в учениях, состоявшихся в окрестностях Ташкента, приняли участие около 300 человек из спецподразделений, правоохранительных органов и других силовых ведомств пяти стран - участниц ШОС (то есть России, Китая, Киргизии, Таджикистана и Казахстана). Общее руководство "Востоком-антитеррором-2006" осуществлялось Объединенным оперативным штабом. Методические рекомендации по подготовке и проведению учений были заранее разработаны специалистами исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества. "В основу замысла учений были заложены задачи отработки действий по поиску и нейтрализации террористов, вынашивающих планы подготовки и совершения крупномасштабных террористических акций на важных государственных объектах с целью дестабилизации политической и социальной обстановки в государствах Центральной Азии", - сообщили в РАТС ШОС.

"Восток-антитеррор-2006" был разделен на два этапа - командно-штабные учения и учения по обороне двух государственных объектов особой важности. На последнем этапе спецподразделения, собранные из специалистов нескольких стран - участниц ШОС, отражали нападение бандформирований на Институт ядерной физики Академии наук Узбекистана. На данном объекте, расположенном в 40 км от Ташкента, находится единственный в Центральной Азии ядерный научно-исследовательский реактор.

Уже то, что антитеррористические маневры прошли в окрестностях Ташкента, имеет важное значение для обеспечения безопасности страны. Именно вблизи этих мест находится резиденция Ислама Каримова, и именно здесь в феврале 2004 г. произошли вылазки террористов, пытавшихся дестабилизировать ситуацию в Ташкенте и его пригородах.

Узбекистан на поддержание своих войск тратит колоссальные финансовые средства и ресурсы. ВВП страны в 2006 г. должен составить 15,6 млрд. долл. (этот показатель приблизительно равен расходной части бюджета Туркмении или составляет четвертую часть ВВП Казахстана). Из этой суммы Узбекистан намерен потратить на развитие армии более 800 млн. долл., что составляет в абсолютных цифрах половину всех военных расходов стран Центральной Азии.

Значительные военные расходы, а также поддержка, которую оказывает Исламу Каримову Россия, позволяют узбекским властям контролировать ситуацию в стране. Однако большой военный бюджет отрицательно сказывается на социальных проблемах. Несложно сделать вывод, что дальнейшие непомерные траты Узбекистана на оборону и правоохранительную деятельность будут отрицательно сказываться на развитии страны. При этом какой-либо значительной экономической поддержки Узбекистана со стороны Запада ожидать не приходится.

Хотя в то же время можно с уверенностью прогнозировать, что нестабильность в Узбекистане в обозримом будущем маловероятна. Москва поддержит режим Каримова. Но помощь Узбекистану может лечь дополнительным бременем на бюджет России, и на военный в том числе. Здесь надо заметить, что при всех значительных расходах на оборону кардинального перевооружения узбекской армии не произошло, а основные средства, как и в ВС РФ, тратятся на содержание войск - зарплату, снабжение продовольствием, имуществом и т.п.

Создание на территории Узбекистана российской военной базы могло бы дополнительно стимулировать поддержание стабильности в республике, а также уменьшить военные расходы Ташкента на содержание военной инфраструктуры в стране. Однако Россия пока воздерживается от размещения на территории Узбекистана каких-либо войск или объектов. Как бы там ни было, обстановка в Узбекистане сохраняется спокойная, и Москве это на руку, поскольку она имеет там экономическую выгоду и реализует свои геополитические интересы.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ